Юрьево. Троицкий на Пьяне монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1576 и 2008. Адрес: Нижегородская область, Гагинский район, коренной берег Пьяны напротив с. Юрьева Координаты: 55.32129, 44.96686 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Проезжая по любой из двух дорог, ведущих со стороны областного центра через Бутурлино в Гагино, в любую погоду - и солнечную, и пасмурную - можно заметить блестящую точку на холме над селом Юрьевом. Это блестит купол часовни, стоящей на месте, где произошло событие, ставшее одним из решающих в значительном расширении границ Руси и заселении новых мест русскими со второй половины XVI века. Маршрут последнего похода Иоанна IV Грозного на Казань в 1552 году, с учётом неудач предыдущих походов, для основного войска был выбран сухопутным через Муром, передовой же отряд прибыл в Казань ранее царя, водным путём через Нижний Новгород. Переправившись через Оку, войско вступило в край глухих лесов, населенный в основном мордвой-эрзя, а также татарами. В непролазных дебрях заблудиться было проще простого, поэтому Грозный постоянно прибегал к помощи местного населения. На местах днёвок-станах войско ставило небольшие деревянные церкви-обыденки, возводившиеся за день, которые царь снабжал иконами и утварью. На месте мордовского Орземасова городища велением Грозного основан новый форпост Руси - крепость Арзамас. Дальнейший путь войска лежал в сторону реки Пьяны. Один из станов царя располагался на южном течении реки близ нынешнего села Юрьево Гагинского района, где в урочище Мухина гора располагалась эрзянская деревня Мушки, а в урочище Совья гора - татарская деревня Пара. Запись в тетрадке священника погоста Сакмы А.В. Вознесенского, переданной им сотруднику «Нижегородских губернских ведомостей» Анатолию Коробкину, гласит: «Царь Иоанн Васильевич Грозный, идя на Казань, остановился, для дневки, близ мордовской деревни Мушек. В это время пришли к нему гонцы из под Казани, от воеводы князя Курбского с вестью, что царская рать разбита татарами и много русских взято в плен. Царь прослезился, задумался, решил возвратиться в Москву, помолился и уснул. Во сне явилась к нему Божия Матерь в таком виде, как изображается на образе Тихвинском, и словами, исполненными кротости, и обещанием своей всемогущей помощи одобрила Грозного. Проснувшись, царь увидел ту икону, несомую ангелами с божественным пением, упал на колени, повелел служить молебен… и коленопреклоненно, пламенно молился сам царь, бояре и все воинство… И приказал Иоанн в этом месте создать монастырь во имя Святой Троицы… и двинулся далее…».

http://sobory.ru/article/?object=12434

Посетив Юрьево, новгородский писатель Дмитрий Балашов так выразил свои впечатления о храме Святого Георгия: «Среди высоких сосен замер воплощением чуда гордый российский классицизм… Такому храму стоять у Невского проспекта, на каком ни - то каналов Невы, или быть украшением любого из малых городков России… Как, почему, зачем, по чьей фантазии? Откуда этот пышный, дворцовый, торжественный, вознесённый храм?» Действительно, когда видишь церковь Святого Георгия в деревне Юрьево, невольно задаёшься вопросом: как такой величественный храм попал в местечко, находящееся вдалеке от основных магистралей? Ответ на этот вопрос уводит в далекое прошлое, когда в царствование Екатерины II 15 июня 1791 г. был заложен первый камень в основание будущей церкви. Она воздвигалась на собственные деньги тайного советника Ивана Ивановича Кушелева и его супруги Елизаветы Дмитриевны (в девичестве Ланской), фрейлины дворца императрицы. Храм строился в течение 10 лет вплоть до 1801 г. и был освящён во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца уже в царствование Александра I. Георгиевская церковь представляет собой образец каменного зодчества, один из наиболее ценных памятников архитектуры зрелого классицизма на Новгородской земле. Высокие художественные достоинства памятника, особенности стиля, а также влиятельность заказчика дают основания полагать, что автором проекта был знаменитый архитектор Николай Александрович Львов. Крестово-купольный храм в Юрьеве построен в стиле классицизма. Его основной объём вписан в прямоугольник стен, к которым примыкают 3 портика: западный (четырёхколонный с фронтоном) и два боковых двухколонных. Подпружные арки несут купол со световым фонарём без барабана. Здание лишено алтарных выступов и венчается четырьмя прямоугольными башенками-колокольнями и пятой, круглой двухъярусной, над входом. Колокольня закрывает купол со стороны главного входа и разрушает ясную классическую композицию памятника. Светлый и просторный церковный интерьер (купол, карнизы, порталы, ниши, тяги) украшает тончайшая лепнина.

http://sobory.ru/article/?object=27529

В 1864 г. священником в храме Святого Георгия служил Е.С. Желомский. В период с 1904 по 1916 г.г. - Тимофей Цветаев. В 1937 г., когда в стране начались гонения на церковнослужителей, расстреляли настоятеля Николая Алексеевича Успенского (1873 г.р.). Через год после этого, в 1938 г. закрыли и саму церковь. Новгородский музей-заповедник вывез отсюда иконостас и надгробие Александра Кушелева. Службы в ней возобновились лишь в 1946 г. В 1964 г. церковь была закрыта повторно. Приход - единственный на многие десятки километров, был ликвидирован. В храме разместили зерноток, а когда стала протекать крыша, здание совсем забросили. Вот тогда и появились здесь любители историй про сокровища и клады, одичавшие до такой степени, что в слепой ярости, не найдя золота, начали ломать надгробия и уничтожать ещё проступавшие тогда фрески. Со временем церковь стала рушиться, и в настоящее время находится в тяжёлом запущенном состоянии. В 1970-е г.г., когда деревни Петрово и Юрьево посчитали неперспективными, но в их судьбу вмешался случай. В середине 70-х г.г. XX в. здешними местами заинтересовалась питерская интеллигенция, представители которой вскоре стали приобретать в деревнях Петрово и Юрьево разваливающиеся, бесхозные дома. Вот так и дошло до наших дней, что в одной деревне обосновались художники, а в другой - режиссёры, поэты и киносценаристы. Отчего и появилось у деревень новое название - «интеллигентные». В 1990-е и 2000-е г.г. храм силами местных жителей, в основном приезжающих сюда из столиц, покрыт от внешних сил природы, также были частично вставлены окна, но в целом храм пока разрушается. Несмотря на своё разрушенное состояние, она является действующей. По большим праздникам в ней проходят службы. Природа и люди Окуловского края нашли яркое отражение в творчестве питерских дачников. Супруги Альбина Шульгина и Вадим Михайлов написали сценарий фильма «Научите меня молиться!» (к этому призывает надпись на стене Георгиевского храма). «Страна Див: Энциклопедия Окуловского края». Автор-составитель Е.Н. Романова, Л.Э. Бриккер; Редакторы: М.С. Кукина, Е.Н. Туманова; Под общей редакцией А.И. Белинского. – СПб: Издательство «ДУМА», 2014 г., http://culture.okuladm.ru/article/177

http://sobory.ru/article/?object=27529

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Кирика и Иулиты из деревни Кашира Маловишерского района. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Кирика и Иулитты Год постройки:1745. Адрес: Новгородская область, Великий Новгород, Юрьево Координаты: 58.491469, 31.271589 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня из деревни Кашира - интересный памятник XVIII века. На основании данных дендрохронологического анализа установлен 1745 год. Небольшая прямоугольная клеть (длина - 7,1 м, ширина - 5,3 м) покрыта двухскатной крышей. Галерея, приподнятая над землей на полутораметровую высоту, покоится на помочах. Восточную часть памятника венчают два восьмерика, сужающиеся кверху. Они завершаются главкой, покрытой осиновым лемехом. Восточная часть часовни, кроме того, выделялась приподнятым на одну ступень полом - солеей. Атрибуты (открытый верх восьмерика и солея) являлись явно церковными, для часовни не обязательными. В данном случае часовня служила как бы " полухрамом " , т.е. где проводились настоящие богослужения во время престольных праздников или в особых случаях по решению прихожан. Священник приглашался из приходской церкви. В часовне не было алтаря, не было и престола - неотъемлемых элементов церкви. Иконостас стоял вплотную к восточной стене и занимал все пространство от стены до стены и от пола до потолка. Легкая нарядная колокольня, устроенная над входом, придает постройке особую живописность. Фигурный балясник галереи и крылечко, резные столбики дополняют ощущение праздничности. Все части постройки рублены " в лапу " . По некоторым сведениям, часовня была перевезена в деревню Кашира из другого места и тогда же значительно переделана. А в конце XIX-haчaлe XX века памятник претерпел такие перестройки, что оказался скрытым под деревянным футляром. Были замаскированы самые нарядные элементы-галерея, резные столбики, помочи. В процессе реставрации (на первоначальную дату) памятнику были возвращены первоначальные выразительные формы. Невысокое одновсходное крыльцо ведет в помещение, которое освещается с боковых сторон двумя парами широких окон. Стены протесаны без округления в углах. Никакого убранства в памятнике не сохранилось, только в восточной части остался выступ пола - солея. Часовня перевезена в Витославлицы в 1972 году.

http://sobory.ru/article/?object=05863

В XIII в. сродник св. Константина, князь Георгий Ярославич, возобновил сей храм, существовавший после того более 300 лет; но иноческой обители тогда при нем еще не было. – Царь Иоанн Васильевич, проходя, в 1553 г., с войском под Казань, и молясь в этой церкви, произнес при гробах Муромских князей обет создать тут, по благополучном возвращении, монастырь. В следствие чего, в 1555, приступлено к перестройке ветхой Благовещенской церкви; при чем найдены мощи сих святых нетленными; а в 1563, Царь, исполняя обещание, устроил на свой кошт обитель, и церковь сделал соборной, в которой и почивают мощи св. Князей Муромских Константина и чад его Михаила и Феодора, в одной раке. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Юрьеве-Польском; находится под управлением архимандрита. Монастырь этот в конце XIII века уже существовал; когда ж именно основан, точных сведений нет. В нем 6 церквей каменных, старинной архитектуры, из которых: 1) соб. Архангела Михаила, с приделом Пророка Илии; она построена, вместо древней, в 1560 году, здесь почивают под спудом мощи князя Димитрия Святославича Юрьево-Польского 1 , сына В. К. Святослава III ; он скончался в иноч. и схиме , в 1269 году. 2) Знамения Богородицы, теплая. 3) Иоанна Богослова, над святыми вратами. Сверх того, в 1 версте от обители, деревянная церковь Апостолов Петра и Павла, бывшая некогда соборною в отдельном монастыре (см. Петропавловской Юрьево-Польский мон.). УСПЕНСКИЙ-КОЗЬМИН, муж. 3 класса, в Юрьево-Польском уезде, на реке Яхроме, в 40 верстах от Владимира, на урочище, называемом в древности Хвахматица; находится под управлением игумена. Он основан около 1482 года Преподобным Козьмой, который и был здесь первым игуменом; мощи его почивают под спудом в Успенской соборной церкви сего монастыря. В этом храме находится явившаяся Препод. Козьме, в 1482 году, Чудотворная икона Божией Матери, называемая Яхромскою; празднество которой совершается 14 Октября. В числе преемников св. Козьмы известны: инок Илларион, муж добродетельный, который здесь и погребен, и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенская церковь в деревне Никулино была построена в 1599 г. на месте более ранней, сгоревшей. Это была небольшая клетская постройка из трех соединенных срубов, с галереей с юга, служившей одновременно крыльцом перед входом в трапезную. Индивидуальной чертой является галерея-крыльцо, которая, возможно, и в это время являлась звонницей. Первые письменные известия были зафиксированы на двух деревянных напрестольных крестах, хранившихся в алтаре церкви. Ранний, самого конца XVI в., сохранился в обломке, но с полным текстом записи, выполненной черными, но уже выцветшими чернилами. Второй крестик с записью об очередном освящении церкви сохранился полностью, относится к первой половине XIX в. Оба текста сообщают о построении церкви в 1599 г. Эта дата подтверждена дендрохронологическим анализом древесины. Во второй половине 17 века - начале 18 века была произведена перестройка трапезной – разросшемуся приходу требовалась более широкая и длинная. В то время трапезные сельских церквей, четко изолированные от помещения-молельни, служили своеобразным " сельским клубом " , т.е. мирским помещением. Северная стена трапезной была поставлена в одну линию со стеною церкви, южная - значительно выдвинута вперед. Значительно поднялась двухскатная крыша. Вход по традиции оставался с юга. Сохранялась несколько измененная и галерея. Перестройки 1826-1830 гг. коснулись в основном трапезной. Её перебрали и сузили за счет южной стены, которую сложили в створе с южной стеной церкви. Теперь эта западная часть церкви перестала быть трапезной, а превратилась во второе молельное помещение, для чего западную стену первоначальной церкви вырубили в пределах внутреннего пространства, т.е. от пола до потолка, выбросили все встроенные скамьи. Была перебрана и старая часть церкви (средний сруб и алтарь). Видимо, после этого (примерно через 5-10 лет или позже) снаружи вою церковь впервые обшили тесом и раскрасили фасады, придав постройке вид каменного сооружения в стиле классицизма. С запада над срубом появилась шестигранная брусовая колокольня с шатровым завершением и высоким шпилем над главкой - крайне " смелое " сочетание форм классицизма с народным деревянным зодчеством. Брусовый шестерик не обшивали, но покрасили. Сохранялась еще и галерея, но уже только при западной части церкви и совершенно иных форм.

http://sobory.ru/article/?object=05855

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рождественская церковь из деревни Передки кресчатая в плане, трехалтарная, стоит на высоком подклете и увенчана высоким венчатым шатром. Два других шатрика по бокам, венчавшие малые восьмерики на четвериках, появились в самом конце XVII в. С пяти сторон: северной, северо-западной, западной, юго-западной и южной церковь опоясывает открытая наружу галерея, покоящаяся на кронштейнах-помочах - выпущенных бревнах из основного сруба. Северо-западная и юго-западная стороны галереи не повторяют контуры стен церкви, а спрямлены. На западе перед галереей устроено крыльцо. Ветви срубного креста перекрыты двухскатными крышами, боковые алтари и галерея - односкатными. Яркая особенность церкви: боковые стены креста в ее плане не параллельны, как обычно делалось в таких случаях, а резко отодвинуты от середины помещения наружу. Не расчлененное стенами или перегородками цельное пространство позволяло вести службу как перед главным алтарем, так и перед придельными боковыми, из которых северный был посвящен Николаю, а южный Никите. При этом люди могли заполнить все пространство церкви. Если по внешним контурам церкви очертить круг, то вся она вписывается в него очень точно. В XIX в., вероятно, в первой его половине, алтари были значительно понижены и подведены под общую пятискатную крышу стропильной конструкции. Первоначальная конструкция крыш на алтарях, как и везде на основном срубе церкви, была самцово-слеговой, кровля - тесовой. Центральный восьмерик, покоящийся на очень низком четверике, почти скрытом под крышею, сохранился полностью в первоначальных формах, если не считать четырех огромных проемов, прорубленных во второй половине XIX в. в его " диагональных " стенах. Сохранилось и основание венчатого, рубленого " в режь " шатра на высоту 4-х венцов. С появлением окон исчезла средняя часть потолка и открылось пространство восьмерика, ранее закрытое. Алтари и западная часть помещения для молящихся (западная ветвь креста) потолков не имели. Сборка и реставрация памятника началась 1968 г. и закончена в основном в 1971г. Реставрация ориентирована на возвращение памятнику архитектурно-художественного облика 1531 г., но при условии сохранения некоторых элементов, появившихся в 1699 г., и части деталей первой половины XIX в. Удалена вся дощатая обшивка, поздние купола с главками, поздние верхние полы, холст, которым были оклеены стены, срубец в северной части галереи, где в конце XIX в. была устроена ризница, металлические кровли и т.п. По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru, www.novgorod.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05854

В 1867 году по малочисленности и бедности прихожан распоряжением епархиального начальства церковь сделана приписной к Успенскому храму села Морозово, причт перераспределён. В 1871 году храм снова сделан самостоятельным: 24 июня к нему определён священник, 19 августа псаломщик. В июле 1913 года от причта и прихожан храма в Московское Археологическое общество пришло заявление о крайне плохом состоянии храма. Оно было рассмотрено и одобрено, но работы, по всей видимости, так и не были сделаны. Вскоре в стране произошла Октябрьская революция. В церкви продолжалались службы, но состояние храма оставляло желать лучшего. В 1930-х годах местные власти разрешили устроить возле храма кладбище, которого до этого здесь не было. А чуть позже храм решено было закрыть. Решением Комитета московского областного совета депутатов трудящихся от 8 января 1941 года под храм подлежал закрытию: " Учитывая, что здание церкви в с. Селёвкино-Юрьево (это название фигурирует с 1831 года) пришло в ветхость и по заключению технической комиссии подлежит сносу - разрешить Исполкому Дмитровского Райсовета церковь в с. Селёвкино-Юрьево закрыть, а здание снести " . Неизвестна судьба последнего перед закрытием священника. Вся особо ценная церковная утварь была варварски расхищена, остальное выброшено на улицу. Но храм, к счастью, не был снесён. После закрытия местные власти решили приспособить церковное помещение под овощехранилище, а позже под склад химических удобрений. Кирпичная кладка с каждым годом продолжала разрушаться. И вдруг полуразрушенный храм Рождества Пресвятой Богородицы постановлением Совета Министров РСФСР 624 от 04.12.1974 г. был включён в перечень памятников культуры,  подлежащих охране государства. Длительное время храм в селе Селёвкино значился бесхозным, в результате чего пришёл в аварийное состояние; кровля была утрачена, выломаны металлические решётки и двери, засыпан подвал, разобраны верхние части стен под трапезной и приделом до пят сводов, разобрана пристройка, соединявшая колокольню с трапезной, на грани обрушения были своды трапезной и придела.

http://sobory.ru/article/?object=00518

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Успения Богородицы привезена из деревни Курицко на берегу озера Ильмень. Построена церковь была в 1595 году – эти данные подтверждены дендрохронологическим анализом. Церковь стояла на песчаном мысу, который в настоящее время уже окончательно размыт. Архитектурный облик шатровой Успенской церкви типичен для многих деревянных культовых построек 16-18 веков. Нижнюю часть ее составляет деревянный прямоугольный сруб, который служит основанием для восьмерика с высоким семнадцатиметровым шатром и небольшой луковичной формы главкой. С востока к основному срубу прирублен прямоугольный в плане алтарь, с юга – придел Параскевы Пятницы. Западный и северный прирубы являются галереей. При входе в церковь с западной стороны устроена паперть. На северной стороне паперти устроена лестница, ведущая на колокольню. Колокольня построена в 1835 году, четырехугольная, деревянная, в одной связи с церковью высотой27,7 м, обшита тесом с круглой кровлей. В 1835 г., возможно, не только была выстроена новая колокольня, но и переделана вся церковь. В 1912-1913 г.г. в церкви производились реставрационные работы под надзором академика П.П. Покрышкина. Они свелись к капитальному ремонту восьмерика и шатра, венчатая конструкция которого была заменена стропильной. По видимому, бревна шатра погнили основательно, а для воссоздания старых конструкции не хватало средств. Можно лишь предполагать, что формы и размеры выдержаны по отношению к первоначальным. При реставрации были убраны колокольня и паперть 1835 г., с наружных стен и внутри снята дощатая обшивка, в приделе Параскевы - штукатурка. Были сменены также все кровли. Наводнение 1922 года сильно подмыло берег, обрушило его под алтарем храма. Весной 1923 года были проведены работы по укреплению и восстановлению берега против восточной стороны церкви. Срубили длинный бревенчатый ряж и заполнили его камнями и землей. Под углы алтаря подвели стойки. В стороны от сруба протянулась гряда из валунов, укрепленная по наружному краю деревянными сваями. Работами, как гласит запись на обороте фотографии того времени, руководил архитектор А. Шварц. Повторное наводнение 1927 г. смыло все укрепления. Алтарь церкви и часть основного четверика повисли в воздухе. Было принято решение переместить церковь на деревенское кладбище, что и было сделано в 1927-1928 гг. Памятник дошел до нас не только с большими потерями, но и с основательными переделками. При сборке его на кладбище по каким-то причинам не смогли восстановить южный придел, а создали новую, никогда в таких формах не бывавшую паперть. В ее стены была включена часть бревен из придела.

http://sobory.ru/article/?object=05856

28 января 1826 года в ответ на прошение прихожан села Юрьево-Девичье, с благословения преосвященного Амвросия, была дана грамота на построение каменной церкви рядом с прежней деревянной, а на ветхой деревянной дозволялось отремонтировать лишь только крышу. Строительство храма велось в течение четырех лет стараниями прихожан под руководством крестьянина Елисея Федосеева. Главный престол был освящен 22 июня 1830 года во имя святого великомученика Георгия, придельный (по правую сторону) - 3 ноября 1834 года в честь преподобного Алексия. Церковь выстроена в стиле позднего классицизма, имеет вид ротонды на четверике. Небольшая трапезная соединяет его с сооруженной в 1830 году каменной колокольней высотой 12 саженей и 2 аршина. Она состоит из двух квадратных в плане ярусов, завершавшихся шпилем. Самый большой колокол имел вес 50 пудов 35 фунтов. В начале ХХ века церковь подверглась незначительному поновлению. В 1910 году появился второй боковой придел - во имя Василия Великого. В конце 1936 года в храме прошла последняя литургия. По ведомости на 1 марта 1937 года, в храме еще служил последний священник Иоанн Павлович Яшин. После того как местными властями было принято решение о закрытии Георгиевской церкви, храм подвергся поруганию и разграблению. Имущество и церковная утварь, представляющие интерес, были вывезены в неизвестном направлении. Собравшиеся сельчане, в большинстве - женщины, с сожалением и скорбью смотрели на ужасное зрелище: в церкви ломали иконостас, крушили иконы и другое имущество. Даже после такой страшной вакханалии прихожане надеялись, что церковь вновь будет открыта и возобновятся богослужения. Но храм вскоре стал использоваться по другому назначению. Через некоторое время в трапезной расположилась пекарня, в самом храме - склад колхоза " Корчевской " . В начале 1990-х годов благодаря деятельному участию прихожан возобновлены церковные службы и началась реставрация храма. Восстановлен внешний облик здания, отреставрировано внутреннее помещение храма, в церковь вернулись несколько икон из разрушенных и затопленных церквей Корчевского уезда. Попечением благотворителей приобретены колокола, сооружен новый иконостас, расписан алтарь храма.

http://sobory.ru/article/?object=12079

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010