В нач. июня 1570 г. в Москве К. возглавил хиротонию во епископа Суздальского Варлаама , игум. Стефанова Махрищского во имя Св. Троицы мон-ря . Поставление Варлаама, вероятно, связано с тем, что Махрищский мон-рь был взят в опричнину. 4 дек. 1571 г. К. «повелением» Иоанна IV совершил хиротонию Леонида , архимандрита московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря , в архиепископа Новгородского и Псковского. Новгородский архиеп. Леонид был ставленником царя, отзывавшегося весьма одобрительно о порядках в Чудовом мон-ре (в качестве настоятеля Чудова мон-ря Леонид был преемником царского любимца Левкия, о к-ром Иоанн Грозный писал с похвалами в послании в Кириллов Белозерский мон-рь). В 1570 г. в Дерпте (Юрьеве), занятом русскими войсками в 1558 г. в ходе Ливонской войны, была учреждена православная Юрьево-Ливонская епархия , куда К. поставил еп. Корнилия. По желанию царя, стремившегося возвысить Вологодско-Пермскую епархию за счет вызвавшего недовольство монарха Новгорода, в 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской епархии были переданы земли, расположенные вдоль рек Вага и Сев. Двина, а также Каргополь. В Вологде, одной из царских резиденций, по приказу царя в 1568 г. началось возведение каменного Софийского собора. Во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея на Москву в мае 1571 г., когда большая часть столицы была сожжена, митрополит укрылся в Успенском соборе: «И церкви каменые от жару росседалися, и люди в каменых церквах и в каменных погребех горели и задыхалися, едва где кто Божиим сохранением от смерти избыл. Митрополит же Кирил со освященным собором в те поры просидели в церкве Пречистые Богородицы в соборной» (ПСРЛ. Т. 13. С. 300). В том же году К. ходатайствовал перед царем за кн. И. Ф. Мстиславского, к-рый был обвинен в том, что «всей Русской земле изменил», наведя войска крымского хана (ДДГ. С. 476-477). 10 дек. 1571 г. К. послал грамоту в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь в связи с началом военных действий со Швецией. Митрополит призвал братию творить усиленные молитвы во время Рождественского поста и служить молебны о даровании победы рус. воинству (ААЭ. Т. 1. С. 328. 283). В том же году одновременно с царем К. направил милостыню К-польскому патриарху Митрофану III - 100 р.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

В 1990-х годах горела колокольня храма в Юрьеве, затем при храме поселился отшельник, который пытается спасти его. Бриккер Л.Э. Наши храмы. Окуловский район. – 2008г. Юрьево - дачная деревня в Окуловском районе, расположенная на правом берегу реки Шегринки на территории Котовского сельского поселения. Здесь с конца XVIII века стояла усадьба Юрьево, принадлежавшая Кушелевым, а позднее Юрьевым. Скорее всего, основателями этой усадьбы были те самые господа Кушелевы, на чьи средства с 1791 по 1801 год строилась церковь Святого Георгия, в честь которой впоследствии и назвали усадьбу. Что же касается тех Юрьевых, что жили здесь после Кушелевых, то их родоначальником был внебрачный сын помещика Ивана Ивановича Кушелева от крепостной девушки, которому отец дал фамилию по названию деревни и выхлопотал дворянское звание. Известно, что в 1911 г. в Юрьеве проживало 29 человек. До наших дней сохранились усадебный парк и кладбище на высоком берегу реки Шегринки, где в окружении соснового леса стоит величественная Георгиевская церковь. Деревня Юрьево составляет одно целое с деревней Петрово. Границей их разделения служит только мостик через Шегринку, которая в летние жаркие дни превращается в ручеёк. Дома в Юрьеве начинаются не с 1, а сразу с 44-го и продолжают нумерацию соседней деревни. Посетив Юрьево, новгородский писатель Дмитрий Балашов так выразил свои впечатления о храме Святого Георгия: «Среди высоких сосен замер воплощением чуда гордый российский классицизм… Такому храму стоять у Невского проспекта, на каком ни - то каналов Невы, или быть украшением любого из малых городков России… Как, почему, зачем, по чьей фантазии? Откуда этот пышный, дворцовый, торжественный, вознесённый храм?» Действительно, когда видишь церковь Святого Георгия в деревне Юрьево, невольно задаёшься вопросом: как такой величественный храм попал в местечко, находящееся вдалеке от основных магистралей? Ответ на этот вопрос уводит в далекое прошлое, когда в царствование Екатерины II 15 июня 1791 г. был заложен первый камень в основание будущей церкви.

http://sobory.ru/article/?object=27529

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Юрьев монастырь, Юрьев (Георгия Победоносца) монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1030. Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, Юрьево Координаты: 58.4871, 31.286 Проезд: Юрьев монастырь находится в нескольких километрах от Новгорода. Чтобы попасть в него, лучше всего воспользоваться автобусом (или который ходит от вокзала. Остановка, нужная вам, называется «Юрьево». Если вы едете на автомобиле, нужно выезжать из города по Троицкой улице и следовать по гла ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Юрьев монастырь находится в нескольких километрах от Новгорода. Чтобы попасть в него, лучше всего воспользоваться автобусом (или который ходит от вокзала. Остановка, нужная вам, называется «Юрьево». Если вы едете на автомобиле, нужно выезжать из города по Троицкой улице и следовать по главной дороге до поворота на Юрьев монастырь и Витославлицы, где, кстати (в Новгородском музее народного деревянного зодчества), сохранился дом графини Орловой-Чесменской. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты К северному корпусу примыкает Кресто-Воздвиженский собор, построенный в 1761-1762 годах и перестроенный в 1823 году. Перед передачей его законным хозяевам - РПЦ в нём проводились художественные выставки. Церковь Иконы Божией Матери Неопалимой Купины Свято-Юрьева монастыря построена в 1828-1830 гг.После ВОВ в ней жили люди, с середины 80-х годов 20-го века до восстановления мужского монастыря в южном корпусе и самой церкви были художественные мастерские. В 1030 г. кн. Ярослав Мудрый выстроил здесь деревянную церковь во имя св. Георгия. В 1092 г. монастырь был расширен, в 1119-1130 гг. при Всеволоде деревянную церковь сменили каменным храмом. До 18 века обитель считалась одной из самых богатых на Севере и была называема лаврой. Монастырские владения доходили до Белого моря. К обители был преписан Перынский скит, расположенный в 1 км от монастыря. Сегодня в обители 3 монаха, 3 послушника и 20 трудников.

http://sobory.ru/article/?object=00164

Юрьево (Петрово). Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Храм св. вмч. Георгия Победоносца в селе Юрьево строили 10 лет, с 1791 по 1801 год. Он был украшен мраморным барельефом Екатерины II, созданным скульптором Ф.И. Шубиным. В 1964 году церковь была закрыта, а приход ликвидирован. Иконостас увезён в Новгородский музей-заповедник. В 1990-е и 2000-е гг. в храме силами местных жителей и приезжающих были вставлены окна. Однако храм продолжает разрушаться. С сайта boreparhia.ru Георгиевская церковь в с.Юрьево, один из наиболее ценных памятников зрелого классицизма на Новгородчине, построена в 1791-1801 гг. на собственные средства помещика, тайного советника Ивана Ивановича Кушелева, о чём свидетельствуют две мраморные доски над входом в храм. Левая доска: «Сей храмъ СВ. В. Георгия заложенъ съ благословения митрополита Гавриила въ 1791 году 15го июля въ царствование Екатерины Великой и стараниемъ сенатора и Св. Георгия 3го класса, св. Анны 1-го класса и Маттинского св. Иоанна Иерусалимского коммандоромъ и кавалеромъ Иваномъ Ивановичемъ Кушелевымъ и супругою его Елизаветою Дмитриевною Кушелевой урожденной Ланскою, бывшею фрелиной второй императрицы Екатерины». Правая доска: «Освященъ съ благословения митрополита Амвросия въ 1801 году 15го июля въ царствование императора Александра 1го въ присутствии создателей храма и ихъ детей камергера Александра, дочерей: Авдотьи и Ольги, строителем Иоасафом Аничковым, протоиереями Петромъ и Иоанномъ при многочисленномъ собрании дворянъ, духовенству и народу». Фасадную сторону архитектурного комплекса храма составляют кирпичные ворота, кованая ограда, сторожка и деревянная церковь во имя Кирика и Иулитты, фланкирующие участок. Ворота с изображением Святого Георгия на арочном фризе, полуколонками по сторонам проезда, коваными решётчатыми створками напоминает арку Новой Голландии в Петербурге. Точно рассчитанное расстояние ворот от церкви позволяет взору входящего увидеть храм как бы в раме и во всей величественности. Храм крестово-купольный, квадратный. Снаружи имеется три портика: четырёхколонный западный, увенчанный фронтоном с фреской, выделяет главный вход; два небольших двухколонных портика – по середине северной и южной стены – соответствуют боковым дверям. Колонны тоскано-дорические. Восточная алтарная стена плоская без выступа апсиды. Наружный декор прост – дощатый руст, неглубокие ниши в виде ложных окон, клинчатые замковые камни над ними, арочные окна над портиками, пояс в виде прямоугольной полочки, на которую поставлены нижние окна, вал, завершающий цоколь, простой карниз. Поля дверей украшены накладными деревянными розетками.

http://sobory.ru/article/?object=27529

04(17)07.2001 – 23.09(06.10) 2001 – в/у Марк Тужиков 5261 23 .09(06.10)2001 – 29.10(11.11) 2001 – в/у Даниил Доровских 5262 29 .10(11.11) 2001 – – Даниил Доровских Юрьевская (Владимирск.) Основана в 1907 г. Именование – по г. Юрьев-Польский (Владимирская область). Владимирское викариатство. Именовалась: Юрьевская; в 1930-е гг. – Юрьево-Польская. 23.11.1907 29.05.1912 Александр Трапицын 14.06.1912 08(21)11.1919 26.11(09.12)1919 13(26)12.1919 20.06(03.07)1920 Иерофей Померанцев .12.1930(13.01.1931) 01(14)04.1932 01(14)04.1932 28.05(10.06)1932 28.05(10.06)1932 Хрисогон Ивановский, паки 13(26)08.1935 09.1935 04(17)03.1937 Хрисогон Ивановский, 3-й раз Юрьевская (древняя; см. Белоцерковская) Юрьевская (Владимирск.), обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Юрьев-Польский (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1925 г. 17(30)09.1924 08.1925 Алексий Покровский 29.08(11.09)1925 07(20)11.1925 Адриан Компанийцев Юрьево-Ливонская Основана в 1570 г. в Юрьеве-Ливонском (г. Дерпт; ныне – Тарту, Эстония). Упразднена в 1582 г. (Н. Дурново) (1579 г. по Строеву. C. 1050 – неверно). Именовалась: Юрьево-Ливонская и Вельядская; с 1578 г. – Юрьево-Ливонская и Лифляндская. 08.1570 05.02.1577 Корнилий 20.12.1578 24.02.1582 Юхновская, обн. Основана в 1926 г. Именование – по г. Юхнов (Калужская область). Калужское викариатство. Упразднена в 1928 г. (?) 22.11(05.12)1926 17(30)03.1927 Виктор Путята Владимир Дубчук (?) Якутская Основана 11.01.1858 (16.11.1859 – по: Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872; Н.Д. Иерархия... С. 407). Камчатское, затем Иркутское викариатство. Самостоятельная с 12.01.1870. 5268 Упразднена ок. 1930 г. (?) Существовала 1946–1947 гг., но не была замещена. Возобновлена определением Св. Синода РПЦ от 10(23)02.1993 «в Республике Саха (Якутия)». Именовалась: Якутская; с 04.11.1869 (по др., 12.01.1870) -Якутская и Вилюйская; с 13(26)12.1995 – Якутская и Ленская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIII в. сродник св. Константина, князь Георгий Ярославич, возобновил сей храм, существовавший после того более 300 лет; но иноческой обители тогда при нем еще не было. – Царь Иоанн Васильевич, проходя, в 1553 г., с войском под Казань, и молясь в этой церкви, произнес при гробах Муромских князей обет создать тут, по благополучном возвращении, монастырь. В следствие чего, в 1555, приступлено к перестройке ветхой Благовещенской церкви; при чем найдены мощи сих святых нетленными; а в 1563, Царь, исполняя обещание, устроил на свой кошт обитель, и церковь сделал соборной, в которой и почивают мощи св. Князей Муромских Константина и чад его Михаила и Феодора, в одной раке. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Юрьеве-Польском; находится под управлением архимандрита. Монастырь этот в конце XIII века уже существовал; когда ж именно основан, точных сведений нет. В нем 6 церквей каменных, старинной архитектуры, из которых: 1) соб. Архангела Михаила, с приделом Пророка Илии; она построена, вместо древней, в 1560 году, здесь почивают под спудом мощи князя Димитрия Святославича Юрьево-Польского 1 , сына В. К. Святослава III ; он скончался в иноч. и схиме , в 1269 году. 2) Знамения Богородицы, теплая. 3) Иоанна Богослова, над святыми вратами. Сверх того, в 1 версте от обители, деревянная церковь Апостолов Петра и Павла, бывшая некогда соборною в отдельном монастыре (см. Петропавловской Юрьево-Польский мон.). УСПЕНСКИЙ-КОЗЬМИН, муж. 3 класса, в Юрьево-Польском уезде, на реке Яхроме, в 40 верстах от Владимира, на урочище, называемом в древности Хвахматица; находится под управлением игумена. Он основан около 1482 года Преподобным Козьмой, который и был здесь первым игуменом; мощи его почивают под спудом в Успенской соборной церкви сего монастыря. В этом храме находится явившаяся Препод. Козьме, в 1482 году, Чудотворная икона Божией Матери, называемая Яхромскою; празднество которой совершается 14 Октября. В числе преемников св. Козьмы известны: инок Илларион, муж добродетельный, который здесь и погребен, и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1804 г. погиб единственный сын И.И. Кушелева Александр на Кавказе, куда был сослан за дуэль с Бахметьевым. Тело его было привезено в Юрьево и захоронено в церкви в правой стороне от входа. Кушелев вделывает в стену над могилой сына мраморный барельеф Екатерины II работы Федота Шубина, исполненный в 1783 г. по случаю рождения Александра и в честь его крестницы. А на могиле ставится мраморный памятник с урной и надписями: «В Грузии на войне с 50 гренадерами разбил 1000 персиян, завладел батареею с двумя орудиями и во многих сражениях обличил себя храбростью. Скончался в 1804 году сентября 30 числа в Тифлисе на 22 году жизни от рождения. Посвящает сей памятник огорчённый отец, сенатор и разных орденов кавалер Иван Иванович Кушелев и горестная мать Елизавета Ивановна урождённая Ланская». «Действительному камергеру Кавказского гренадерского полку капитану и кавалеру Александру Ивановичу Кушелеву, который родился в 1783 года июня 18 числа в Царском Селе в царствование Великой Екатерины, восприемницы его от купели и Александром Первым». В ноябре 1940 г. мраморный барельеф Екатерины II размером 82,2х69,5 см был разыскан, вырублен из стены церкви и вывезен в Русский музей, где и хранится в настоящее время. Мраморное надгробие Александра Кушелева, а также иконостас вывезены в Новгородский музей после закрытия церкви в 1960-х гг. Тёплая деревянная церковь во имя Кирика и Иулитты близ каменной церкви в с.Юрьево одноэтажная в виде продолговатого квадрата, одноглавая, крытая тёсом и с колокольнею над папертью. Прежде церковь стояла в полуверсте на север от настоящего места и была двухпрестольной – во имя Кирика и Иулитты и во имя Великомученицы Екатерины. Когда была выстроена каменная церковь, Кушелеву захотелось перенести её ещё дальше, за деревню Петрово, где она и была до 1848 г. однопрестольная во имя Александра Невского. Когда имение перешло от Кушелева к Бахметьеву, он перенёс её и построил недалеко от каменной и сделал из неё тёплую. С благословения епископа Новгородского Леонида она была освящена во имя Кирика и Иулитты. После закрытия церквей в Юрьеве в помещении церкви Кирика и Иулитты был открыт клуб.

http://sobory.ru/article/?object=27529

Юрьево. Троицкий на Пьяне монастырь. Карта и ближайшие объекты Проезжая по любой из двух дорог, ведущих со стороны областного центра через Бутурлино в Гагино, в любую погоду - и солнечную, и пасмурную - можно заметить блестящую точку на холме над селом Юрьевом. Это блестит купол часовни, стоящей на месте, где произошло событие, ставшее одним из решающих в значительном расширении границ Руси и заселении новых мест русскими со второй половины XVI века. Маршрут последнего похода Иоанна IV Грозного на Казань в 1552 году, с учётом неудач предыдущих походов, для основного войска был выбран сухопутным через Муром, передовой же отряд прибыл в Казань ранее царя, водным путём через Нижний Новгород. Переправившись через Оку, войско вступило в край глухих лесов, населенный в основном мордвой-эрзя, а также татарами. В непролазных дебрях заблудиться было проще простого, поэтому Грозный постоянно прибегал к помощи местного населения. На местах днёвок-станах войско ставило небольшие деревянные церкви-обыденки, возводившиеся за день, которые царь снабжал иконами и утварью. На месте мордовского Орземасова городища велением Грозного основан новый форпост Руси - крепость Арзамас. Дальнейший путь войска лежал в сторону реки Пьяны. Один из станов царя располагался на южном течении реки близ нынешнего села Юрьево Гагинского района, где в урочище Мухина гора располагалась эрзянская деревня Мушки, а в урочище Совья гора - татарская деревня Пара. Запись в тетрадке священника погоста Сакмы А.В. Вознесенского, переданной им сотруднику «Нижегородских губернских ведомостей» Анатолию Коробкину, гласит: «Царь Иоанн Васильевич Грозный, идя на Казань, остановился, для дневки, близ мордовской деревни Мушек. В это время пришли к нему гонцы из под Казани, от воеводы князя Курбского с вестью, что царская рать разбита татарами и много русских взято в плен. Царь прослезился, задумался, решил возвратиться в Москву, помолился и уснул. Во сне явилась к нему Божия Матерь в таком виде, как изображается на образе Тихвинском, и словами, исполненными кротости, и обещанием своей всемогущей помощи одобрила Грозного. Проснувшись, царь увидел ту икону, несомую ангелами с божественным пением, упал на колени, повелел служить молебен… и коленопреклоненно, пламенно молился сам царь, бояре и все воинство… И приказал Иоанн в этом месте создать монастырь во имя Святой Троицы… и двинулся далее…».

http://sobory.ru/article/?object=12434

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района. Карта и ближайшие объекты Успенская церковь в деревне Никулино была построена в 1599 г. на месте более ранней, сгоревшей. Это была небольшая клетская постройка из трех соединенных срубов, с галереей с юга, служившей одновременно крыльцом перед входом в трапезную. Индивидуальной чертой является галерея-крыльцо, которая, возможно, и в это время являлась звонницей. Первые письменные известия были зафиксированы на двух деревянных напрестольных крестах, хранившихся в алтаре церкви. Ранний, самого конца XVI в., сохранился в обломке, но с полным текстом записи, выполненной черными, но уже выцветшими чернилами. Второй крестик с записью об очередном освящении церкви сохранился полностью, относится к первой половине XIX в. Оба текста сообщают о построении церкви в 1599 г. Эта дата подтверждена дендрохронологическим анализом древесины. Во второй половине 17 века - начале 18 века была произведена перестройка трапезной – разросшемуся приходу требовалась более широкая и длинная. В то время трапезные сельских церквей, четко изолированные от помещения-молельни, служили своеобразным " сельским клубом " , т.е. мирским помещением. Северная стена трапезной была поставлена в одну линию со стеною церкви, южная - значительно выдвинута вперед. Значительно поднялась двухскатная крыша. Вход по традиции оставался с юга. Сохранялась несколько измененная и галерея. Перестройки 1826-1830 гг. коснулись в основном трапезной. Её перебрали и сузили за счет южной стены, которую сложили в створе с южной стеной церкви. Теперь эта западная часть церкви перестала быть трапезной, а превратилась во второе молельное помещение, для чего западную стену первоначальной церкви вырубили в пределах внутреннего пространства, т.е. от пола до потолка, выбросили все встроенные скамьи. Была перебрана и старая часть церкви (средний сруб и алтарь). Видимо, после этого (примерно через 5-10 лет или позже) снаружи вою церковь впервые обшили тесом и раскрасили фасады, придав постройке вид каменного сооружения в стиле классицизма. С запада над срубом появилась шестигранная брусовая колокольня с шатровым завершением и высоким шпилем над главкой - крайне " смелое " сочетание форм классицизма с народным деревянным зодчеством. Брусовый шестерик не обшивали, но покрасили. Сохранялась еще и галерея, но уже только при западной части церкви и совершенно иных форм.

http://sobory.ru/article/?object=05855

Тогда В.А. Пашков совершил святотатственный поступок: разобрал каменный храм погоста и использовал кирпич для постройки риг для зерна на своих хуторах. Из деревянной церкви вынесли всё, кроме иконостаса и оставили стоять запертой. В 1851 году, новый помещик А.В.Пашков перенес деревянный храм с Троицкого погоста на ветошкинское кладбище. А тяжба из-за бывших монастырских земель продлилась до начала ХХ века. Так, в 1914 году ее делили крестьяне соседних деревень: Курбатово и Усовой. Многое из монастырской собственности стало принадлежать ветошкинской церкви, который отличался богатством утвари и был самым богатым в округе. Помимо чудотворной иконы, в ней находился напрестольный крест времен Ивана Грозного и древние оловянные сосуды и дароносицы. После революции они были разграблены и потеряны. До наших дней дошел лишь чудотворный образ Тихвинской Божией Матери. Сейчас о некогда существовавшей обители напоминает только камень с могилы старца Иова. В 2008 году на Троицкой горе была построена небольшая деревянная часовня. Именно её блестящий купол видно издалека. С места, где располагался монастырь, открывается захватывающая панорама бескрайних полей, над которыми возвышается гористое правобережье Пьяны. Великолепные густые дубовые и липовые леса, через которые пробиралось войско Иоанна Грозного, с началом поташного производства и разработки земель под пашню были практически полностью сведены. Лишь «на горах» остались островки дубовых перелесков, изрядно разбавленные неценной осиной. Как на ладони видно села Ветошкино с пашковским поместьем, Юрьево, вдали - Выползово и Шарапово, расположенные уже в Шатковском районе. В 2005 году в Юрьеве состоялся православный фестиваль «Чистая, светлая Русь», после которого были установлены памятные кресты на Троицкой горе, источнике Параскевы Пятницы и Сакме. В 2008 году в престольный праздник села Воскресение Словущее, 26 сентября была освящена часовня на Троицкой горе. Владимир Бакунин, http://www.gttp.ru/MP/mp_59.htm Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=12434

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010