Первые в конце концов восприняли известный более умеренный взгляд на переживаемое время, которым отрицалось наступление царства антихриста; вторым всецело помог более резкий взгляд, признававший, что царство антихриста уже настало. В одном случае возникла беглопоповщина, в другом безпоповщина. Безпоповщина предоставила совершение таинств и служб церковных мирянам. Первые новгородско-псковские расколоучители в лице попа Ильи и священноинока Варлаама не признавали за действительное и действенное то рукоположение, которое было совершено по новым книгам. Не подлежит ни малейшему сомнению, что того же взгляда держались и все ученики их. Отсюда, при переходе в раскол новопоставленные попы были принимаемы в качестве мирян. 361 При таких порядках община новгородских раскольников скоро совсем лишилась попов и по отсутствию последних её стали называть «согласием мужиковщины». Известно, что на новгородских собраниях 1692 и 1694 года не было уже ни одного лица священного чина, – все были бельцы. На последнем из этих собраний «безпоповщинское» начало было провозглашено даже в качестве догмата. «Обязуемся, – законополагали раскольники в 5 правиле своих определений, – с клятвою хранить вечно учение», что «по грехом нашим в токовая времена достигохом, в няже православного священства в конец по благочестию лишились», – есть только «антихристовы попы». Вместе с хиротонией в новгородско-псковских пределах отвергали и совершаемое по новым книгам крещение. Варлаам – перекрещивал приходящих от церкви, Илья – тоже. Последний дал и мирянам право совершать этот чиноприем. «Сей священник Илия, – гласит раскольническое предание, – ревнуя поревновах за древнее благочестие... от новолюбителей крещенных не приимаше, но паки покрещеваше, и от сего священника в нужном случае простии искуснии мужие прияша благословение и власть, еже от великороссийской церкви крещенных паки покрещевати». Сказание перечисляет целый ряд таких «простецов» и в числе их известного Иоанна Дементьева. Из других источников также известны деятели этого рода: в Новгороде – расколоучитель Тимофей, во Пскове – Герасим Павлов. Так был перекрещен и крестецкий дьячок Феодосий Васильев в Дионисия. Перекрещиванию подвергались и присоединявшиеся к расколу попы. Вторым правилом собора 1694 года было определено: «приходящих от церкви никонианской к нашему правоверию и благочестию, сим собором узаконяем и повелеваем отцам духовным, вторично крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, понеже еретическое крещение несть крещение, а паче осквернение». Третьим правилом собор определил и самый способ совершения перекрещивания. «Крестить приходящих в чану, на то нарочито изготовленном, крещая же с возженными свещами и с возложением руки отца духовного на верх главы крестящегося, и тако погружая и возгружая, како церковный обычай повелевает священнику». Пред крещением, как видно из пятого правила того же собора, присоединяемый к расколу должен был выдержать сорокадневный пост. 362

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Наличники дверей, состоящие из ряда колоннок (валиков), сходящихся на верху рядом арок (с заостренным подвышением или без него), также – признак владимиро-суздальской архитектуры. «Такого рода отделки не было ни в Киеве, ни в новгородско-псковском братстве», «во Владимире же подобные арки с заостренным подвышением видим уже в Княгининском монастыре (Павлинов, о. с. стр. 112). В Кирилове – однородные наличники мы видим не только в Успенском соборе, но и в церквах архангела Гаврила и Иоанна Предтечи (сравн. также наличники дверей в Борисоглебском монастыре, близ Ростова, по фотографиям Барщевского 1239 и 1240). Далее. Присутствие наружных горизонтальных поясов из кирпичных орнаментов между арками, завершающими вертикальные лопатки, находит свою аналогии на памятниках владимиро-суздальского зодчества, где пояс из колоннок постоянно разделяет стены (на половине их высоты). В кирилово-ростовской архитектуре, правда, пояс пересекает лопатки не в средине, а под арками, но и на апсидах суздальских церквей тяга из орнаментов превращалась в верхний карниз. Поднятие горизонтальной тяги па стенах церкви от средины к верху (до перехода пилястров в арки), вероятно, было обусловлено однорядностью окон. В суздальских церквах пояс проходит над первым ярусом окон, а в кириловском соборе и над единственным. На стенах же церквей новгородско-псковского зодчества, до начала общения его с московским, горизонтальных вытяжных поясов не наблюдается, хотя подобные же карнизы присутствуют здесь на барабанах глав. При всей указанной связи владимиро-суздальского зодчества с архитектурой кириллово-ростовской, в последней уже утратилось богатство наружных обронных украшений, и понизилась прежняя высота храмов, достигавшая первоначально приблизительно до удвоенной длины церкви (напр. внутренняя высота Покровской церкви близ Боголюбова была в 10 саж. 1 1 / 3 арш. при длине главной массы в 5 саж. 1 арш. 12 вер. и ширине в 4 саж. 2 1 / 2 арш., т. е. почти равнялась удвоенной средней величине длины и ширины главной массы=10 саж. 1 арш. 4 вер.; высота Дмитриевского собора – 13 саж. 8 верш, немного меньше суммы из мер длины и ширины его, или 14 саж. 1 арш. 8 верш. В московских пределах, быть можеть, под влиянием псковичей, церкви ставовятся уже приземистие. Так внутренняя высота Благовещенского собора равна 9 саж. 1 арш., при длине в 7 4 / 3 , саж. – без пристроек. Высота Чудовской церкви равна 10 саж. 2 арш. – при длине в 8 саж. 2 арш. и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Проживая в Новгороде, вдали от татар, благоверный князь Александр Ярославич не принимал ближайшего участия в деятельности своего отца по восстановлению порядка в северо-восточной Руси. Да об этом и некогда было ему подумать. Одновременно с тем, как северо-восточной Руси грозила гибель от татар, северо-западным русским городам — Великому Новгороду и Пскову — угрожал не менее опасный враг — шведы, немцы и литовцы. Пользуясь разгромом Руси татарами, невозможностью со стороны великого князя подать помощь новгородцам и псковичам, они усилили свой натиск на пограничные русские города и надеялись без особых усилий подчинить их своей власти. Страшная опасность угрожала русскому северо-западу. Дело шло здесь не только о возможности утратить свою политическую самостоятельность, оказаться оторванными от Русской земли, но утратить и веру православную. Западный враг делал дерзкое покушение на эту вековую русскую святыню, которой не тронул даже языческий завоеватель. Уже давно со стороны пап раздавался призыв о необходимости бороться против «схизматиков» [ 9 ] силою меча, потоками крови привести их в подчинение папе и католической церкви. Татарский погром представлялся для этого, по-видимому, очень благоприятным временем, и неудивительно, если призыв к борьбе против православия стал настойчивее раздаваться со стороны высшего представителя католической церкви и внимательнее выслушивался некоторыми из его духовных чад. Но в лице благоверного князя Александра Ярославича Господь воздвиг такого могущественного, непобедимого защитника православной веры, против которого ничего не могли сделать католики. Благоверный князь Александр предвидел неизбежность борьбы и подготовлялся к ней. В 1239 г. он женился на дочери Полоцкого князя Брячислава, одного из окраинных русских князей, которому еще больше, чем Новгороду, угрожали католики. В лице своего тестя Александр Ярославич приобрел таким образом надежного, хотя и не сильного союзника. Венчание князя происходило в Торопце [ 10 ], брачные пиры — в Торжке и Новгороде. И как только окончились брачные торжества, благоверный князь Александр тотчас принялся за важное дело — устройство укреплений на границах новгородско-псковских земель, откуда можно было прежде всего ожидать нападений. На реке Шелони был построен ряд крепостей. Но неприятель не дал закончить эти подготовительные работы по укреплению новгородско-псковских границ. Через четыре года после Батыева нашествия началась упорная борьба с западным врагом, не прекращавшаяся в продолжение почти всей жизни благоверного князя Александра Ярославича. Первыми начали борьбу шведы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1712-1715); суздальский во имя святых Космы и Дамиана (в Суздале, муж., основан не позднее XII в., упразднен не позднее нач. XVII в.); во имя вмч. Феодора Стратилата (во Владимирском у., муж., основан в XII в., упразднен в нач. XVIII в.); во имя святых Бориса и Глеба (на р. Ушне в Муромском у., муж., основан в XII в., упразднен в 1764); суздальский во имя Св. Троицы (в Суздале, жен., основан в нач. XIII в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); во имя равноапостольных Константина и Елены (во Владимирском у., муж., основан не позднее 1276, упразднен в 1775); владимирский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (во Владимире, муж., основан не позднее 1287, дата упразднения неизвестна); во имя арх. Михаила (в Юрьеве-Польском, муж., основан не позднее XIII в., закрыт в 1923); суздальский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан не позднее XIII в., разорен поляками в XVII в.); во имя святых Бориса и Глеба (в с. Кидекша Суздальского у., основан не ранее 2-й пол. XIII в., упразднен не позднее 2-й пол. XVII в.); суздальский во имя мч. Александра (в Суздале, жен., основан в XIII в., упразднен в 1764); суздальский в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (в Суздале, муж., основан не ранее XIII в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); Евфимиев в честь Преображения Господня (в Суздале, муж., основан в 1352, закрыт в 1923); Городецкий (Городищенский) Лазаревский (в Суздальском у., жен., основан не позднее 1367, упразднен в 1-й пол. XVIII в.); во имя святых Бориса и Глеба (во Владимире, муж., основан не позднее 1389, упразднен до 1625); во имя вмч. Георгия Победоносца пуст. (на оз. Сак в Гороховецком у., муж., основана в XIV в., упразднена в кон. XVII - нач. XVIII в.); Нафанаилова в Славцове в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (во Владимирском у., муж., основана не позднее нач. XV в., упразднена в XVI-XVII вв.); Антониева в честь Покрова Пресв. Богородицы пуст. (в Переславском у., муж., основана не позднее 1-й четв. XV в., упразднена в 1701-1702); сновицкий в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

душ. Холера, посещавшая Каменский приход только в 1848 году, взяла в этот раз большую подать: 125 человек. ПРИСТАЙЛОВО На реке Псле, в 7 верстах от Каменного и от Лебедина. По межевой червленской выписке 1681 года видно, что Пристайлово населено в одно время с Каменным, в 1650 году; первые поселенцы были боярские дети Каменской службы. Таким образом и первый храм в Пристайлове построен около 1651 года. Священническая грамота 1722 года Петру Павлову, посвящённому преосвященным Епифанием, епископом Белгородским, «во иерея церкви Успения Богоматери села Пристайлова округа Каменного пригородка», показывает, что древний храм Пристайлова был храм Успения Богоматери. Нынешний деревянный храм построен в 1791 году. В округе Пристайловского прихода был храм святой Троицы в Новотроицком, которого прихожане в 1737 году писали: « церковь в селе Новотроецком Каменского уезда построена лет за 30 пред сим», следовательно в 1707 году; храм сей по малому числу прихожан, которые назывались дворцовыми крестьянами, давно закрыт. Число прихожан в 1730 году при Пристайловском храме 304 муж., 282 жен., при Новотроицком 170 муж., 161 жен., в 1750 году при первом 322 муж., 307 жен., при втором 183 муж., 170 жен., в 1770 году при первом 350 муж., 323 жен., при Троицком 216 муж., 222 жен., в 1790 году при первом 594 муж., 626 жен., при втором 195 муж., 216 жен., в 1800 году при одном Успенском 610 муж., 678 жен., в 1810 году 680 муж., 698 жен., в 1830 году 774 муж., 794 жен., в 1850 году 848 муж., 859 жен. душ. В 2 верстах от Кургана, в округе Курганского прихода, находится ныне скудно населённая деревня Азак; а в версте от этой деревни и в 4 верстах от Михайловки, между Азаком и Михайловкою, есть Азацкое городище, известное уже по актам 1647 и 1681 годов. Деревня Азак населилась черкасами вскоре после того, как основался город Лебедин, так как жители её в акте 1681 года называюся лебединскими черкасами. Здесь был и храм Успения Богоматери, построенный в первый раз не прежде 1685 года, так как в акте 1681 года поселение Азацкое называется ещё деревнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Здесь же показаны братский шинк и другой братский шинк. Это даёт видеть, что и Печенежских черкасов были два братства. Заботившиеся о благосостоянии храмов. В 1785 году было в Печенегах 3299 душ муж., 3600 жен. Кроме торгов по понедельникам и пятницам бывали 4 ярмарки в году, продолжавшиеся по 4 дня: именно – в день Вознесения Господня, в день Преображения Господня, 28 октября в день Св. Параскевы и в четверг на всеедной неделе; – так бывает и ныне. БАЗАЛЕЕВКА Черкасское поселение на левом берегу Донца, в виде Печенежского хутора, известно ещё в 1673 году. Освящена храмом во имя Св. Иоанна Предтечи в 1782 году, а в 1835 году храм сей перенесён на другое место. Священник Григорий Попов, занимаясь с 1825 года преподаванием Закона Божьего военным кантонистам, обратил между ними из Иудейства и Магометанства к Христианству 23 человека, а в 1846 году старанием своим устроил новый иконостас, на что прихожане, по его убеждению, пожертвовали до 575 рублей серебром. Приход страдал от холеры, от коей умерло в 1831 году 31 душ муж., 35 жен.; в 1848 году 29 муж., 55 жен.; в 1848 и 1849 годах страдал от неурожая хлеба и падежа скота. Число прихожан: в 1790 году 868 муж., 879 жен.; в 1810 году 922 муж., 950 жен.; в 1830 году 1304 муж., 1176 жен.; в 1850 году 1663 муж., 1388 жен. В дачах Базалеевки находится 5 курганов – пять братов: Бражник, Большой, Безъимянный и 2 разрытых. АРТЕМЬЕВСКОЕ Ещё с начала XVIII столетия является храм Святой Троицы в селении Кицевке. При образовании военных поселений в 1847 году, хутор Артемьевский обращён в военную слободу Артемьевскую; земли селения Кицевки также были приобретены для военного поселения; храм Кицевский перенесён в поселение Артемьевское и освящён здесь в честь Успения Богоматери, что было в 1831 году. Потому здесь есть Евангелие Московской печати 1722 года. По переписи 1732 года в Кицовке – Подпрапорный Захар Любицкий с детьми Павлом и Степаном, казаков и Подполковников 140 душ муж. пола. Затем при Кицевском храме было: в 1750 году 213 муж., 185 жен.; в 1770 году 281 муж., 275 жен.; в 1790 году 407 муж., 421 жен.; в 1810 году 429 муж., 452 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– 274; Крутицкой – 26 мон.,16 муж. и 10 жен., церквей – 894; Нижегородской – мон. 28, муж. 17, жен. 11, цер. – 486; Рязанской – мон. 36, муж. 23, жен. 13. цер. – 1215; Белогородской – мон. 31, муж. 23, жен. 8, цер. – 993; Суздальской – мон. 37, муж. 19, жен. 18, цер. – 500; Тверской – мон. 17, муж. 14, жен. 3, цер. – 451; Коломенской – мон. 13, муж. 10, жен. 3, цер. – 783; Вятской – мон. 18, муж. 13, жен. 5, цер. – 293; Воронежской – мон. 18, муж. 14, жен 4, цер. – 493; Иркутском – мон. 7, муж. 6, жен. 1, цер. – 74. Всего во всех епархиях монастырей 966, из них муж. 726, жен. 240, церквей – 17642. В Устюжской епархии в 1735 г. были следующие мужские монастыри; Архангельский, Троицкий Гледненский, Ивановский, Николаевский Прилуцкий, Знаменский Филипповский, Воздвиженская Воломская пустынь, Троицкая Соезерская пустынь, Богородицкий Теплогорский монастырь, Спасский Верхоломовский, Троицкий Телегов, Зосимо-Савватьевская пустынь, Тихонова пустынь, Богородицкая пустынь, Введенский монастырь, Коряжский мон., Архангельская пустынь, Аснедумская пустынь, Суморин монастырь, пустыни: Голубинская, Дедовская, Бабозерская, Зосимо-Савватьевская (вторая?), Негренская, Архангельская, Стефановская и Преображенская; женские монастыри: Спасский, Богородицкий и Сретенский – всего муж. 26 (а не 28, как в Приложении XII, т. XVI Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син.) жен. 3 (там же, т. XV, Приложение XXXIV). 661 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. XX, 399. Здесь указано число вакантных священно-церковнослужительских мест во всех епархиях и число праздных церквей в них. 662 Д. И. Багалей. Очерки из истории колонизации., т. I, Москва, 1887 г., стр. 301. О колонизации южной окраины в средине XVIII в. см. здесь главу третью и четвертую во второй ее половине. 663 Чтен. Москов. Общ. Истор. и Древ. гос. 1846–1847 гг., 4, стр. 113–117. Тут названо 110 сел Донского войска – по р. Дону вверх – 50, по Донцу – 9, по Медведице – 11, по Хопру – 20, по Бузулуку – 10 с указанием расстояния между ними. 666 Арх. Св. Син.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

4 . Эксапостиларий 2-й (Лазарем тя) гармонизация знаменного распева; для муж. хора. Входа Господня во Иерусалим: 5 . Стихира Днесь благодать гармонизация знаменного распева; для муж. хора 6 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Утрени Великого Пятка: 7 . Антифон XV Днесь висит на древе авторское сочинение; для муж. хора 8 . Стихиры по 9-м Евангелии авторское сочинение; для муж. хора 9 . Эксапостиларий Разбойника благоразумнаго гармонизация знаменного распева. Изложения: для смеш. хора, для муж. хора. Пасхи: 10 . Тропарь Христос воскресе авторское сочинение; для муж. хора 11 . Ирмосы канона переложение напевов из Троицкого; для смеш. хора 12 . Ипакои и икос гармонизация валаамского распева; для муж. хора 13 . Эксапостиларий гармонизация греческого распева; для муж. хора 14 . Задостойник и припевы на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора 15 . Фомина воскресения эксапостиларий авторское сочинение; для смеш. хора 16 . Преполовения Пятидесятницы тропарь гармонизация валаамского распева; для смеш. хора. Вознесения Господня: 17 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева. Редакции: для смеш. хора, для муж. хора 18 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Пятидесятницы: 19 . Ирмосы 2-го канона гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 20 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева, для смеш. хора 21 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. VI. Песнопения двунадесятых праздников Рождество Богородицы (8 сент.): 1 . Стихира Днесь Иже на разумных Престолех, глас 6 гармонизация знаменного распева; для муж. хора 2 . Эксапостиларий авторское сочинение. Редакции: для смеш. хора, для муж. хора 3 . Задостойник и припев на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Воздвижение Креста (14 сент.): 4 . Эксапостиларий 1 (Крестхранитель) авторское сочинение. Изложения: для смеш. хора (2 редакции), для муж. хора, для трехголосного состава

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Бесплотным силам (8 нояб.): 8 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора 9 . Кондак акафиста авторское сочинение; для муж. хора 10 . Эксапостиларий авторское сочинение; для муж. хора, для муж. хора (облегченный вариант), для смеш. хора. Св. ап. и евангелисту Матфею (16 нояб.): 11 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора, для муж. хора. Блгв. кн. Александру Невскому (23 нояб., 30 авг.): 12 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора Св. ап. Андрею Первозванному (30 нояб.): 13 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора, для муж. хора. Прав. Филарету Милостивому (1 дек.): 1516. Тропарь и кондак гармонизация греческого распева; для смеш. хора. Свт. Николаю Мирликийскому (6 дек., 9 мая): 17 . Тропарь авторское сочинение; для смеш. хора 18 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 19 . Стихира по 50 псалме 6 гл.; для муж. хора. Прп. Софии Суздальской (16 декабря): 20 . Молитва авторское сочинение; для жен. хора. Обрезанию Господню и свт. Василию Великому (1 янв.): 21 . Задостойник и припевы на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Собора Предтечи (1 янв.): 22 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Прп. Макарию Римлянину (19 янв.): 23 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора 24 . Стихира по 50 псалме Новомученикам 6 гл.; для муж. хора. Новомученикам Российским (ближайшее воскресенье после 25 янв.): 25 . Тропарь гармонизация знаменного распева; для муж. хора 26 . Тропарь и кондак гармонизация греческого распева; для муж. хора. Трем святителям (30 янв.): 27 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Прп. Даниилу Московскому (4 марта, 30 авг.): 28 . Тропарь, глас 3 гармонизация греческого распева; для смеш. хора, для муж. хора 29 . Тропарь, глас 4 гармонизация знаменного распева; для смеш. хора, для муж. хора 30 . Кондак, глас 6 гармонизация знаменного распева; для смеш. хора, для муж. хора.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Богородицы (Кавтурское ущелье, в 5 км от с. Цинарехи, Каспийский р-н, муж., основан в XII-XIII вв., возобновлен в 1989). Сенакско-Чхороцкуская, еп. Шио (Муджири). Мон-ри: Сенакский, Земо-Теклати, Рождества Пресв. Богородицы (г. Сенаки, р-н Земо-Теклати, жен., основан в 60-х гг. XIX в., закрыт в 1921, возобновлен в 1997; хранится частица перста св. Иоанна Крестителя); Менджи, во имя св. Архангелов (г. Сенаки, р-н Менджи, муж., основан в 1892 св. Алексием (Шушания), возобновлен в 1979; находятся мощи прп. Алексия (Шушания)). Степанцминдско-Хевская, еп. Петр (Цаава). Мон-ри: Сиони, Успения Пресв. Богородицы (с. Сиони, Казбегский р-н, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 2005); Гергети, Св. Троицы (в 4 км от пос. Степанцминда (Казбеги), муж., основан в XIV в., возобновлен в 2004); Ачхоти, св. Николая Мирликийского (с. Ачхоти, Казбегский р-н, муж., основан в 90-х гг. XX в.); Арши, св. Нины (с. Арши, Казбегский р-н, муж., основан весной 2003); Сно, св. Нины (с. Сно, Казбегский р-н, жен., основан в 2004); Коби, св. Георгия (с. Коби, Казбегский р-н, муж., основан в 2005). Сухумско-Абхазская (Цхум-Абхазская), митр. Даниил (Датуашвили). Мон-ри: Ажара, св. Георгия (с. Ажара, Кодорское ущелье, муж., основан в 2001); Ажара, св. Нины (с. Ажара, Кодорское ущелье, жен., основан 2 июня 2002). Тианетско-Пшав-Хевсуретская, архиеп. Фаддей (Иорамашвили). Мон-рь: Сионтгори, св. Арчила (с. Сионтгори, Тианетский р-н, муж., основан в 730-745 груз. царем Арчилом I, возобновлен в 2003). Хонско-Самтредийская, архиеп. Савва (Гигиберия). Мон-ри: Матходжи, св. Нины (с. Матходжи, Хонский р-н, жен., основан в XVI в., возобновлен в 1996); Хони, прп. Саввы Освященного (г. Хони, муж., основан в 1996); Самтредийский, св. Андрея Первозванного (г. Самтредиа, жен., основан в 2001); Удзлоури, Вознесения Господня (с. Ахалбедисеули, Хонский р-н, муж., основан в 2002). Цагерско-Лентехская, еп. Стефан (Калаиджишвили). Мон-ри: Цагерский, св. Максима Исповедника (г. Цагери, муж., основан до IX в., возобновлен в 2002; находится могила св.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010