В Новодевичьем монастыре в трапезной Успенской церкви стены обелены белилами, за слоем которых, может быть, следует ещё не один ряд краски, скрывающий работу Юрьева. В иконостасе же превосходно сохранились иконы XVII в, особенно хорош второй ряд, иконы страстей Христовых и двунадесятых праздников, отличающиеся красотою и правильностю рисунка, и тщательностью в отделке. Надписи на иконах славянские, но они могли быть сделаны и не иконописцем, писавшим икону (грек же Апостол Юрьев писал, насколько нам известно, толкьо по-гречески), а впрочем, однако, нет точных данных утверждать что здесь именно уцелели иконы Юрьева. Трудно также что-нибудь сказать и относительно росписи Апостолом Юрьевым дверей на паперти Блоговщенского собора; в настоящее время расписаны не двери, а стена около них со стороны внутренней и от входа в собор – травами и священными изображениями, между прочим, св. московских митрополитов. Остается одно место, где писал Юрьев – это «в с. Измайловском на Ивановской пустоши в церкви», там целых 3 новых тябла и 12 киотов с подзорами принадлежать кисти Юрьева. На осмотр этой церкви пока мы и возлагаем последние надежды найти иконы грека Апостола Юрьева. Мы собрали немало автографов Апостола Юрьева, не помогут ли и они впоследствии как-нибудь случайно натолкнуться на произведение этого иконописца, конечно, если он делал на них гречесмякие надписи? Приложение. Столбцы бывшего Архива Оружейной Палаты Лета 168 Генваря в 8 день по Государеву Царству и Великого Князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя росии самодержца указу окольничему и оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово, да дяку Богдану Арефеву. В нынешнем, во 168 году декабря в 26 день приехал к Великому Государю царю и великому князю всея великия и малыя и белыя россии самодержцу греченин города Афины иконописец Апостол Юрьев, а сказал, что приехал он к Великому Государю послужити на время иконным письмом. И Великий Государь Царь и великий князь всея великия и малыя и белыя росии самодержец Алексей Михайлович указал того иконописца отослати из посольства по приказу в оружейный приказ к тебе, окольничему и оружейничему к Богдану Мутвеевичу Хитрово и к дяку, и тот иконописец послан посолкого приказу с переводчиком с Борисом Богомолцовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

По переписи 1732 года, в Юрьевке подданых хорунжего Григория Юрьевича Сошальского 191 душ муж.; подданых полкового писаря Ивана Ивановича Захаржевича 165 душ муж. В 1750 году прихожан 410 муж., 380 жен.; в 1770 году 540 душ муж., 528 жен. По ведомости генерального межевания 1784 года показано в Юрьевке с хутором Жеребецким 630 душ муж., 631 жен., 2471 десятина пашни, 20390 десятин сенокоса, 966 десятин леса, а всего 24346 десятин земли г.г. Сошальских и Захаржевич-Капустянских. Затем число прихожан: в 1790 году 648 муж., 650 жен.; в 1800 году 1037 муж., 987 жен.; в 1810 году 690 муж. 695 жен.; в 1830 году 865 муж., 872 жен.; в 1850 году 889 муж., 878 жен. II Ольшанский Округ ДВУРЕЧНАЯ Двуречная получила свое название от того, что расположена между двумя реками – между Осколом и речкой Двуречной. С именем слободы она упоминается в Чугуевской переписке 1668 года и с именем города – в царских бумагах 1685 и 1709 годов. Последнее дает видеть, что здесь была значительная казацкая крепость. В переписи, составленной Двуречному по царскому указу Чугуевским комендантом 13 сентября 1712 года, видим следующее: в сельце Двуречном церковь деревянная во имя Рождества Богородицы; в той церкви церковная утварь, и книги, и ризы, и колокола, по сказке того сельца жителей, все панское… В той церкви служащий поп Наум Демьянов сын; на его дворе светлица, да две избы черных». Эта перепись составлялась по случаю отобрания имений у бригадира Федора Шидловского, и следовательно здесь дело идет только о храме владельческом двуречанцев. По делам Консистории 1728 года видно, что в Двуречной был храм в честь Успения Богоматери и что при сем храме были два священника, быть может, второй священник был священником придельного Рождественского храма, по крайней мере так бывало тогда очень нередко. В 1825 году на место деревянного храма, построенного в 1777 году, освящен самим преосвященным Павлом каменный храм в честь Успения Богоматери. При Двуречанском храме 66 десятин земли. По упомянутой переписи 1712 года в Двуречной оказалось 80 дворов, 120 хозяев и 140 свойственников мужского пола. По переписи 1732 года в Двуречном 587 душ мужских, в том числе 33 подданых; в слободе Гусинце 376 подданых черкасов и священник, в деревне Молчановке 100 подданых. По исповедной росписи в 1750 году 430 муж., 404 жен. у одного священника, а у двух: 620 муж., 604 жен.; в 1770 году 750 муж., 738 жен. В 1784 году было 1440 душ муж., 1430 жен. войсковых обывателей, и 45 душ муж., 43 жен. подданых черкасов Капустянского, при 10345 десятинах пашни, 18357 десятин сенокоса и 1398 десятин дубового леса. Затем было в 1790 году 1460 муж., 1445 жен.; в 1810 году 1509 муж., 1611 жен.; в 1830 году 1628 муж., 1777 жен.; в 1850 году 1856 муж., 1826 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

гривен серебра - см.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 371). Однако в 1315 г. тверские наместники в Новгороде были арестованы и помещены на архиепископском дворе. В нач. 1316 г., после тяжелого поражения новгородцев под Торжком от тверского войска, Д. вновь ездил в Тверь. Был заключен новгородско-тверской мирный договор, согласно которому новгородцы признали Михаила Ярославича своим князем и обязались выплатить 12 тыс. «серебра», после чего князь обещал отпустить захваченных заложников (ГВНиП. 11; ср.: Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. С. 269). Неск. иначе сообщают о результатах поездки Д. в Тверь летописи. Согласно НПЛ, «не послуша князь» Д. (С. 95, 337); по Рогожскому летописцу, отразившему тверское летописание этого периода, новгородцы уплатили выкуп 5 тыс. гривен (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 36). Во время своего пребывания в Твери Д. должен был присутствовать при состоявшейся тогда хиротонии Тверского еп. Варсонофия . Зимой 1318 г. Д. в составе делегации новгородцев во главе с московским и новгородским кн. Георгием (Юрием) Даниловичем (его войско было разбито тверичами в Бортеневской битве 22 дек. 1317 г., после чего князь бежал в Новгород) участвовал в заключении на Волге (на территории Тверского княжества) новгородско-тверского мирного договора (ГВНиП. 13; Кучкин. С. 336-337). В тексте договора Д. не упоминается. 28 янв. 1323 г. в Новгороде при участии архиепископа был заключен новгородско-ливонский договор о союзе, направленный против Литовского великого княжества и союзного с ним Пскова (ГВНиП. 37). Несмотря на значительную роль архиерея во внешнеполитической деятельности Новгородской республики, его участие в заключении договоров не являлось правилом. Так, без Д. был заключен 12 авг. 1323 г. Ореховский мирный договор между Новгородом и Швецией, определивший границы между гос-вами. Сохранились печати Д. (с именем и титулом на одной стороне и образом Богоматери «Знамение» на другой, их особенностью является украшенный «арабесками» нимб Богоматери; см.: Янин В.

http://pravenc.ru/text/168494.html

О.А.Калугин: Но они назревшие решения. Дело в том, что Калуга действительно стоит в авангарде решения миграционной проблемы, потому что у нас их много. Н.В.Карташова: У вас много? У нас больше. О.А.Калугин: Конечно, у вас больше. Это объективно. У нас их много, потому что мы рядом с Москвой. Поэтому их много именно там, в тех муниципалитетах, которые либо граничат с Москвой, либо находятся рядом с Москвой. Поэтому здесь логика понятна, почему у нас их много. Ну и, конечно же, уровень жизни в Калужской области достаточно высок по сравнению с другими регионами ЦФО. Мы третьи по уровню жизни, по доходам населения. Уступаем естественно Москве и Московской области. Н.В.Карташова: А чем вы знамениты? Что у вас там есть? Я помню полотняный завод Гончаровский, да, это было еще давным-давно. А что у вас еще? О.А.Калугин: У нас много что есть. У нас есть Оптина пустынь – ставропигиальный монастырь, у нас есть Пафнутьев Боровский монастырь. Многие москвичи являются паломниками, прихожанами этого монастыря. Оптину, естественно, все знают. Калужская область – это родина Российского суверенитета. Почему? Потому что у нас, именно на нашей земле прошло великое стояние на реке Угре. И 11 ноября 1480 года, когда Ахмат ушел с Угры, ушло Ордынское иго. Навсегда ушло. Русь стала независимым суверенным государством. Поэтому так мы говорим: Калужская земля – это родина российского суверенитета. Потому что победа на Угре произошла у нас. Это 20-22 км где-то от Калуги. Н.В.Карташова: А Козельск у вас еще город замечательный. О.А.Калугин: Конечно. Козельск – это тоже уникальный город. Он, когда началось ордынское нашествие, противостоял армии Батыя 7 недель. Это уникально для такого маленького города. И я так скажу, в Новгородско-Киевской Руси, а я терпеть не могу термин Киевская Русь – он некорректен. Извините, династия пришла из Новгорода, поэтому давайте все-таки называть либо Русь, либо Новгородско-Киевская Русь. Н.В.Карташова: Как? Новгородско-Киевская? Или Новгородская? А Владимиро-Суздальская?

http://radonezh.ru/2023/10/09/vnutrennya...

Одновременно и на тех же территориях распространяется Чудовская редакция, получившая название по списку ГИМ. Чуд. 167, датируемому 1499 г. В кон. XX в. был найден более ранний Пермский список, принадлежащий к этой же редакции ( Пихоя . 1990). Новой находкой явилось открытие Латгальских листов в собрании общины Резекне, датируемых сер. XV в. (Н. А. Морозова) и содержащих фрагменты 110-й и 111-й глав данной редакции. Можно предположить, что эта редакция не была известна составителям Новгородско-Софийского извода. Возможно, что работа по составлению 2 редакций велась параллельно или что Чудовская первоначально распространилась не на территории Московской митрополии. Эта редакция имеет ряд общих глав с Мясниковской, в ней также были использованы статьи из «Мерила праведного». От Новгородско-Софийской редакции ее отличает как порядок расположения статей после основного собрания канонов, так и состав статей, хотя в основе этих 2 редакций лежит рус. извод с оглавлением, содержащим 70 глав. В Чудовскую редакцию вошли отсутствующие в Новгородско-Софийской редакции учительные главы: «52, 53. Правила митр. Максима», «63. Правило игуменам», «65. Поучение епископа к иереям»; монашеские главы: «68. Великого Пахомия ангелом преданный устав и чин мнишеский», «70. Мнишескаго житиа завет юным чернецом», «71. Завет чернецем святого Василия», «72. Вопросиша церковницы Феодора Сикеота» (статья из «Мерила праведного»), «74. Поучение ко всем христолюбивым князем»; догматические: «75. Богословие о Троице», «76. Поучения церковная о святей вере святых отец», «78. Слово о Святеи Троице святаго Кесария, брата Господня», «79. О том, еже не преклоняти колена в неделю»; антилатинские: «80. Епистолия на римляны», «81. Поучение от седми Собор на латину», «82. Петра, Антиохийского патриарха, к епископу Римскому о опресноцех», «83. Иоанна, митрополита русского, об опресноцех»; антиеретические: «89. О мелхиседекианех», «О Богомиле попе»; главы, которые условно можно назвать юридическими: «90. Устав Великого князя Владимира», «Правило святых отец 165» и др. статьи в защиту церковного имущества, «Правило о церковных людех и о десятинех», «О церковных судех». Кроме того, появились небольшие статьи: «92. О кресте, иже на земле или на льду», «93. О кресте Христове». Антиеретический раздел значительно увеличился статьями: «96. Святых отец о пасхи жидом», «97. О ереси арменстеи», «98. Чин, бываемый над обращающимися от срацин», «99. Чин, бываемый… от жидов».

http://pravenc.ru/text/2458663.html

Наместническое правление благоволит учинить кому надлежит предписание, чтоб сему архимандриту с иными духовными и светскими, пока они тут будут иметь пребывание, от несогласующихся с ними никакого препятствия, предписать указами. О чем и в учрежденные раскольничьи слободы ратуши послать (и посланы) указы. 1786 года 7 августа”. На подлинном: “Федор Дублянский”. Таким образом в Стародубье фактически началось дело соединения старообрядцев с православной церковью. Старообрядческие слободы переходили в ведомство таврической епархии; по этому поводу с.-петербургский митрополит Гавриил, как член Синода, писал 46 новгородско-северскому епископу Илариону следующе: Преосвященнейший Иларион, епископ новгородско-северский! Возлюбленный во Христе брат и сослужитель! Получил я от его светлости г. генерал-губернатора и кавалера, князя Григория Александровича Потемкина, письмо, в коем он прописывает из полученного им Высочайшего Ее Императорского Величества рескрипта по делам вверенных его светлости губерний девятую статью, которую повелено: слободы старообрядцев, поселившихся в новгородско-северской епархии, приписать к епархии таврической. Я, о том вашему преосвященству сообщая, рекомендую это Высочайшее Ее Императорского Величества повеление исполнить и те слободы принадлежащими к вашей епархии не почитать. Преосвященному же Амвросию архиепископу таврическому обстоятельную о них сообщил ведомость. Пребываю с должным почтением Вашего преосвященства усерднейший доброжелатель и богомолец, Гавриил, митрополит новгородский. Января 28-го дня 1787 года. Между тем князь Потемкин-Таврический, в доказательство неотступления от прежних своих обещаний, затеял создать для соединяющихся с православной церковью старообрядцев уже особый единоверческий монастырь в своем наместничестве, в таврической области, близ слободы Знаменки. По этому случаю архимандрит Иоасаф был вызван в св. Синод в С.-Петербурге, где и назначен настоятелем устроиваемого Потемкиным нового монастыря единоверческого. Пробыв недолго в С.-Петербурге, Иоасаф возвратился в строющийся монастырь Потемкинский и подал Амвросию епископу таврическому следующее прошение 47 : Великому господину, преосвященному Амвросию, архиепископу екатеринославскому и Херсониса таврического от архимандрита Иоасафа с братией.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iskanie-...

1525, упразднен после 1918); Арсениев Комельский мон-рь (в Грязовецком у., муж., основан ок. 1530, с 1904 жен., упразднен после 1918); Арсениева пуст. (на р. Масляне в Вологодском у., муж., основана ок. 1530, упразднена в 1764, впосл. возобновлена как приписная к вологодскому Свято-Духову мон-рю); во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (на оз. Катромском в Кадниковском у., муж., основан до 1532, упразднен в 1764); Коряжемский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Сольвычегодском у., муж., основан в 1535, упразднен в 1863); Сойгинская в честь Преображения Господня пуст. (в Сольвычегодском у., муж., основана ок. 1540, упразднена в 1791); Стефанов Озерский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Грязовецком у., жен., основан в 1528-1530 как муж., упразднен в 1764, возобновлен в 1860 как жен., упразднен в 1924); Черниговский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь (близ Сольвычегодска, муж., основан до 1546, упразднен до 1764); в честь Преображения Господня пуст. (на оз. Глубоком в Кадниковском у., муж., основана в сер. XVI в., упразднена до 1764); Нифонтов Телеговский во имя Св. Троицы мон-рь (в Забелинской вол. Великоустюжского у., муж., основан в 1553, упразднен в 1764); Суморин в честь Преображения Господня мон-рь (в Тотемском у., муж., основан в 1554, упразднен в 1918); Христофорова в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» пуст. (на р. Коряжемке в Сольвычегодском у., муж., основана ок. 1555, упразднена в 1764); в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь (в г. Сольвычегодске, муж., основан ок. 1565, упразднен после 1918); Кобылкин во имя св. Илии Пророка мон-рь (в Вологде, муж., основан до 1568, упразднен в 1764); Агапитов Маркушевский мон-рь (в Тотемском у., муж., основан в 1576, упразднен в 1764); во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (при впадении р. УстьСтрелицы в р. Сухону в Тотемском у., муж., основан до 1586, упразднен до 1764); Прилуцкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Приводинской вол. Великоустюжского у., муж., основан до 1587, разорен в нач. XVII в., возобновлен в 1614, упразднен после 1918);

http://pravenc.ru/text/155162.html

В соборе у Рождества, что у Великого Государя на сенях, золотил три орла четыре дни. В саду у Царевича писал четыре двери неделю. Писал два орла, что посланы в Астрахань, пять день. У Благовещения на Арбате в церкви починивал 15 икон – две недели. В Измайлове на Ивановской пустошци в церкви написал 12 киотов с подзорами, да 3 тябла новых, да починивал над царскими дверьми сень на золоте –три недели». Кормовые деньги «на те недели» даны были Апостолу Юрьеву «опричь воскресных дней», по гривне на день, т. е в несколко раз меньше против того, что он получал прежде. Этим документом заканчиваются все сведения об Апостоле Юрьеве за время его пребывания в Москве. После 1666 года имя Апостола Юрьева в документах Оружейной Палаты более уже не встречается. Куда девался грек? Умер ли он? Или просто его выжили из Москвы, как надоедливого попрошайку? Или иное что с ним случилось, – неизвестно. Возникает самый главный вопрос: какие произведения кисти Юрьева уцелели до нашего времени? К сожалению, греку Апостолу Юрьеву в этом случа менее, чем кому-либо, посчастливилось. По крайней мере, в настоящее время мы затрудняемся с несомненностью приписать ему хотя бы одну какую-либо из икон. Первые образцы письма Юрьева – «Спасов образ Вседержителя на престоле, Покров Пречистыя Богородицы, Преображение Господа нашего Иисуса Христа, Евстафий Плакида», взятые Государем в свои царские хоромы, неизвестно куда попали отсюда. Погибли работы Апостола Юрьева – в Покровском Василия Блаженного соборе – роспись дверей и икон, обгоревших в пожаре 1737 года, палатное письмо в набережных хоромах, а равно в оружейном приказе «над большими казенными дверьми в верху на стене бытьи, внизу травы». Церковь Блоговещения на Арбате, в которой грек чинил 15 икон в настоящее время не существует. Трудно также определить с точностью, какой «киот, что стоит Богородица» в Успенском соборе расписывал Апостол Юрьев. Если здесь разумеется Владимирская икона Богоматери, то Апостолу Юрьеву в данном случае пришлось реставрировать изображения двунадесятых праздников, находящихся на полях киота иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

А кому будет какого дела искать Юрьева монастыря на Архимандрите Герасиме с братией и на их служках и служебниках и на крестьянах, и им искать в приказах Большого Дворца на указные сроки, которые сроки учинены им в Нашей Государской жаловальной грамоте: на Семён день летопроводца, да на Рождество Христово, да на Троицын день, а в иных приказах опричь Приказа Большого Дворца Юрьева монастыря Архимандрита Герасима с братией и служек и служебников и вотчинных крестьян ни в чём ведать и судить не велел. А будет на котором городе учинится Юрьева монастыря монастырским людям и крестьянам какая гибель, или татьба или грабёж, или убийство, и начнут бить челом о праве Нашим Воеводам и приказным людям и всяким судьям о приставе, и им приставов на поличное давать и велеть тех людей давать на поруки и присылать их к ответу и поручные по них записи к Москве в Приказы Большего Дворца. Дана сия Наша жаловальная грамота в Нашем Царствующем граде Москве лета зрмв (1634) Апреля в (17) день. Подлинная грамота имеется в Юрьеве монастыре. Она писана на малом Александрийском листе, при ней была печать красного воска. На обороте подписано так: Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович всея Русии. Справил подьячий Ивашко Коротыгин. Кроме сих грамот были ещё даваны следующего содержания: А) От Государя Царя Михаила Феодоровича: IX. В том же 7143/1634 году Апреля 9, о приписке к Юрьеву монастырю, Перынского монастыря со всеми вотчинами и угодьями, за приписью Дьяка Герасима Мартемьянова. X. В 7148/1640 году, Марта 17, на рыбные ловли в Заонежской Пятине в Спасском Шальском и Никольском Пудожском погостах, на Шале и на Водле реках, за приписью Дьяка Максима Матюшкина. XI. В 7151/1643 году, Марта 8, в подтверждение прежней 1634 года IX) о приписке Перынского монастыря. Грамота сия в 7188 году подтверждена и Государем Царём Феодором Алексеевичем. XII. В 7152/1644 году, Марта 17, о несуде в Заонежских погостах Воеводам и приказным людям Юрьева монастыря служек и вотчинных крестьян и о неимании с них подвод и кормов, за приписью Дьяка Михаила Волошенкова, за справой Степана Лялина.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В материалах, собранных на родине Фотия, М. Можайский так же отмечал, что архимандрит Юрьева монастыря умер, как и предсказывал. 270 Фотий скончался 26 февраля 1838 года в два часа ночи, при смерти его присутствовали А.А.Орлова-Чесменская, Д.А.Державина, А.И.Жадовская, а также князь П.А.Ширинский-Шахматов, чей брат под именем Аникита ранее находился в Юрьевом монастыре. Доктор Соколовский, лечивший Фотия до 1832 года, свидетельствовал смерть от истощения, «вследствие атрофы кишок» 271 . Это заявление подтверждает рассказ отца Арсения, бывшего келлиархом Юрьева монастыря. Он писал, что по окончании поста Фотий брал аптекарские весы и с их помощью приучал себя вновь к приему пищи, начиная с очень малых доз, но в последний раз его желудок так сжался, что принимать пищи уже не мог» 272 . Очевидно, смерть Фотия наступила от заболевания пищеварительных органов, но скудость, а порой и полное отсутствие пищи не были основной причиной этой долгой болезни. Архимандрит был привычен к постам, но он не смог превозмочь наветов и козней врагов. 28 февраля митрополит Михаил докладывал Св. Синоду о смерти настоятеля Юрьева монастыря: «Новгородская Духовная Консистория с рапорта Наместника первоклассного Юрьева монастыря иеромонаха Мануила таковым донесла мне, что Настоятель оного монастыря архимандрит Фотий по тягчайшей болезни и напутствовании Св. Таинствами в час по полуночи 26 числа сего февраля скончался» 273 . К рапорту Серафима был приложен послужной список Фотия, где архимандрит аттестовался как «к послушанию отлично способен» 274 . В тот же день обер-прокурор Св. Синода рапортовал Императору о смерти Фотия от воспаления 26 февраля в два часа ночи 275 . В третье воскресение Великого Поста состоялось отпевание в холодном Георгиевском соборе при огромном стечении народа. Погребение тела состоялось 6 марта 1838 года. Гроб почившего как настоятеля обители был обнесен вокруг монастыря. Очевидцы свидетельствовали о том, что прах покойного, простояв почти две недели, не издавал запаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010