В 1831 г. была выстроена наконец и каменная церковь; освящена она в 1843 г. Эта каменная церковь с такою же колокольнею существует и ныне. Престолов в ней два: в настоящей холодной – во имя св. пр. Илии, в трапезе теплой – в честь Покрова Божией Матери. Из св. икон замечательны своею древностью: икона Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, св. вмч. Георгия и Мины, св. Алексия, митрополита Московского. Иконы эти письма новгородского, привезены прихожанами из Новгорода. Рассказывают, что они найдены крестьянами села Нового на сводах какого-то древнего храма в Новгороде и по ходатайству известного архимандрита Юрьева монастыря Фотия, где крестьяне работали, деньги за эти иконы 150 руб. заплатила графиня Орлова. Оклады на новгородских иконах басемного серебра. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1825 г. Земли при церкви: усадебной 1590 кв. саж., пахотной 29 дес. и сенокосной 4 дес. 360 кв. саж. Особого плана на эту землю нет; она значится в плане владений крестьян села Нового. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержание причт получает от служб и треб, хлебного сбора и земли - всего до 750 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из одного села Нового, в коем по клировым ведомостям числится 593 души муж. пола и 628 жен. В приходе есть народное училище, открыто в 1860 г. местным священником; в настоящее время содержится на средства земства. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Исторические источники повествуют нам, что в нач. XVII века здесь существовала деревянная церковь, что видно из записей в патриарших окладных книгах. В частности там сказано, что в 1628 году значится: " церковь св. пророка Ильи в селе Новом в вотчине Покровского монастыря, что на реке Нерль...дани 11 алтын 5 денег, наместничьих 5 денег, тиунских 2 деньги " . В 1656 году Ильинский храм платил дани рубль 7 алтын, заезда гривна. Известно, что в 1695 году была выдана грамота патриархом Адрианом на построение деревянной церкви в селе Новом, а уже через некотрое время из патриаршего приказа был выдан новый антиминс " на новый престол " . В 1700 году в селе Новое была построена и освящена деревянная церковь в честь св. пророка Илии. Освящал её игумен Покровского монастыря (Усть-Нерлинского) Никон.

http://sobory.ru/article/?object=01453

Согласно новгородской владычной летописи, в 1165 г., через некоторое время после хиротонии Илии, игум. Юрьева новгородского муж. монастыря Дионисий ездил «с любовью... в Русь, и повелено бысть владыце архиепископьство митрополитомь» (НПЛ. С. 32). По Никоновскому своду 20-х гг. XVI в., Илия, послав предварительно дары митрополиту, сам ходил в Киев вместе с игум. Дионисием и посадниками и первым среди Новгородских архиереев был удостоен чести именоваться архиепископом (ПСРЛ. Т. 9. С. 233; ср.: С. 241; Т. 11. С. 143). По уникальным сведениям В. Н. Татищева (их источник неизвестен; вероятно, они являются домыслами историка), Новгородский владыка (называемый Лукой) помимо архиепископского титула просил у митрополита подчинения ему Смоленского и Полоцкого епископов, в чем ему было отказано кн. Ростиславом. При поставлении И. получил от митрополита «ризы драгие с крестами, стихарь и мантию со источники», а по возвращении в Новгород горожане «приносили ему дары многие, злато, сребро и от шелка, дабы было ему что послать по обесчанию великому князю, митрополиту и бояром, которые ему в том помогали» ( Татищев. 1964. С. 80). Принятие Илией титула архиепископа отразилось на его печатях. Первая известная его печать имеет надпись: «ИЛИА ЕП(ИСКОПЪ НОВГОРОДСЬКИИ)» (на др. стороне - образ Богоматери «Знамение» в полный рост; см.: Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970. Т. 1. 57) - и потому должна датироваться 1165 г. (менее вероятно, 1163-1165). Вторая печать, большая по размеру, содержит надпись: «ИЛИ(А) АРЬХИЕП(ИСКО)ПЪ НОВГОРОДСКЫИ» (на обороте - поясной образ Богоматери «Оранта»; см.: Там же. 58; Белецкий С. В., Петренко В. П. Печати и пломбы из Старой Ладоги: Свод//Новые источники по археологии Северо-Запада. СПб., 1994. С. 193). Начиная с И., на печатях Новгородских иерархов появляются надписи не на греческом, а на церковнославянском языке. (В. Л. Янин , используя недавно найденную печать Ростовского еп. Леонтия II , считает дарование архиепископского титула ему и Илии взаимообусловленным и одновременным; см.: Янин В. Л. Моливдовул Ростовского еп. Леонтия//ВИД. 1994. Вып. 25. С. 17-18; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. М., 1998. Т. 3. С. 36. Однако более вероятно, что Леонтий получил свой титул от следующего Киевского митрополита - Константина II - ок. 1169; см.: Н азаренко А. В. Андрей Юрьевич Боголюбский//ПЭ. Т. 2. С. 394.)

http://pravenc.ru/text/468947.html

Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Занятие рус. войсками территорий на северо-востоке совр. Эстонии открыло возможности для развития здесь миссионерской деятельности правосл. духовенства. Важную роль сыграл игумен Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прмч. Корнилий. Как сообщается в «Повести о начале и основании Печерского монастыря», он «люди Новаго городка ливонскаго, чюдь называемыя, христианской вере научи, и святым крещением просвети, и в них презбитеры и клирики устрои» (Повесть. 1831. С. 8). В деревнях Агеро и Топинна им были построены храмы. В 1560/61 г. Иоанн IV пожаловал мон-рю обширные земли в этом районе. Состав населения на занятых русскими войсками эст. землях (их адм. центром был взятый в 1558 Дерпт (Юрьев)) к нач. 60-х гг. XVI в. заметно изменился. Туда были направлены писцы, производившие раздачу земель рус. помещикам. Кроме того, в занятых городах постоянно «годовали» большие группы новгородских помещиков. В тех же городах находились и крупные отряды стрельцов: в 1577 г. в Юрьеве несли службу 560 чел. Для них была создана сеть храмов и возникла необходимость в церковном центре, к-рый осуществлял бы управление клиром. Вопрос об учреждении на территории Ливонии правосл. епархии, по-видимому, обсуждался уже в нач. 60-х гг. XVI в. В законченной в это время Степенной книге указывалось, что при кн. Ярославе Мудром в Юрьеве были правосл. епископы, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, но потом немцы «епископию Юрьевскую от истинного благочестия в латыньское бискупство претворишя» (Степенная книга. 2008. С. 381). В Новгородской II летописи отмечено, что 14 окт. 1571 г. в Новгород приехал еп. Корнилий «новой с города Юрьева Ливонского» (ПСРЛ. Т. 30. С. 160). Наименование епископа «новым» говорит о том, что образование кафедры и поставление епископа произошли сравнительно незадолго до этой даты. Судя по преамбуле решений церковного Собора 1580 г., этот епископ именовался как «Юрьевской и Вильянской» (Вильян, Феллин, ныне Вильянди). В авг. 1572 г. еп. Корнилий снова побывал в Новгороде, когда там находился царь, вероятно дававший ему указания, как руководить епархией. Кафедральным собором нового епископства стал собор католич. кафедры. В городе находились др. правосл. храмы и муж. мон-рь. В преамбуле решений Собора 1580 г. упоминается Корнилий как Юрьевский епископ, но его подписи под текстом нет, а в записи 1578 г. об установлении местного почитания прп. Иосифа (Санина) Волоцкого упоминается Юрьевский еп. Савва. Источники не дают возможности разрешить это противоречие.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУВЕНАЛИЙ (Масловский Евгений Александрович; 15.01.1878, г. Ливны Орловской губ.- 24.10.1937, Томск), сщмч. (пам. 11 окт., в Соборе Курских святых, Соборе Рязанских святых и Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Рязанский и Шацкий. Из дворянской чиновной семьи, рано лишился матери. С детства отличался смирением и благочестием. После окончания Гродненской классической гимназии поступил в 1899 г. в КазДА. Во время учебы стал духовным сыном старца иеросхим. прп. Гавриила (Зырянова), поддержавшего его стремление к скорейшему принятию монашеского пострига. 10 февр. 1901 г. ректором КазДА Чистопольским еп. Алексием (Молчановым) пострижен в монашество с именем Иувеналий в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. 25 февр. того же года рукоположен во диакона, 31 июня 1902 г. Казанским и Свияжским архиеп. Димитрием (Самбикиным) рукоположен во иерея. В 1903 г. окончил КазДА со званием кандидата богословия. Был направлен для служения в Урмийскую духовную миссию среди правосл. ассирийцев на северо-западе Ирана. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. С 1904 г. преподавал гомилетику в Псковской ДС. В апр. 1906 г. назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Великопустынского Спасо-Елеазарова муж. мон-ря (см. Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь ). В июне был возведен в сан игумена, а 4 окт. того же года указом Синода утвержден настоятелем Елеазаровского монастыря, преобразованного в общежительную пустынь. Старшую братию составили переселившиеся в Елеазаровский мон-рь насельники Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни Духовником обители И. пригласил стать своего духовного отца схиархим. прп. Гавриила (Зырянова), проживавшего в обители с кон. июля 1908 по авг. 1915 г. Для него рядом с монастырским собором был построен деревянный дом с домовым храмом во имя арх. Гавриила. Прп. Гавриила посещали в обители его духовные дети, в том числе вел. кнг. прмч. Елисавета Феодоровна , покровительствовавшая мон-рю. 16 окт. 1910 г. И. был назначен настоятелем Юрьева новгородского мужского монастыря . 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/1237737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ († 28.01.1053 (?), г. Нов. Торг, ныне Торжок Тверской обл.), прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Новоторжский, основатель новоторжского во имя святых князей Бориса и Глеба мужского монастыря . Источниками Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Посл. треть XVII - нач. XVIII в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Посл. треть XVII - нач. XVIII в. (ц. арх. Михаила в Торжке) сведений о Е. и его почитании является Житие святого, а также составленные в XVII в. Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Е. в 1690 г. Из этих сочинений наиболее широкое распространение в списках получило Житие. По сообщению редакции Жития, созданной в XVII в., древнейшее жизнеописание святого, хранившееся в Борисоглебском монастыре, было увезено тверичами во время захвата Торжка войсками вел. кн. Михаила (вел. кн. св. Михаила Ярославича , разорившего Торжок в 1315, или его внука вел. кн. св. Михаила Александровича , захватившего город в 1372). Поскольку иноки Борисоглебского мон-ря жили «в велицеи нищете», они не смогли «преподобнаго жития искупити», во время последовавшего за этими событиями пожара в Твери рукопись сгорела. Новая редакция Жития Е. была составлена в посл. трети XVI в., после обретения 11 июня 1572 г. мощей святого, иером. Иоасафом из Юрьева новгородского муж. мон-ря . В данной редакции жизнеописание Е., основанное во многом на повествовании Киево-Печерского патерика , дополнено рассказами о чудотворениях Е., где упомянуты жители Торжка кон. XV - 1-й пол. XVI в., местные вотчинники, новоторжские и новгородские помещики, происходившие преимущественно из Москвы (напр., князья Хованский и Путятин-Друцкий; то обстоятельство, что в записях чудес фигурируют московские по происхождению помещики, связано, по-видимому, с переменами в среде новгородских покровителей мон-ря после присоединения Новгорода к Русскому гос-ву в 1478), известный опричник Деменша Черемисинов и др. Повествование о чудесах содержит ряд уникальных известий о жизни Торжка и России в кон. XV-XVI в., оно также свидетельствует о традиции почитания Е. в Торжке до обретения мощей (ряд описанных в Житии чудес связан с наказанием святым помещиков или царских слуг, жестоко обращавшихся с зависимыми от них людьми).

http://pravenc.ru/text/182089.html

Б. Н. Флоря Д. Г. был похоронен в Георгиевском соборе новгородского Юрьева мон-ря (при жизни князь сделал в собор ценный вклад - плащаницу (ныне в НГОМЗ); согласно надписи на ней, она датируется 23 авг. 1449, по мнению В. Л. Янина , ее средник относится к 1444). Погребение в храме отлученного от Церкви князя может свидетельствовать о попытке новгородских властей продемонстрировать независимость от Москвы. Кн. Дмитрий Шемяка приезжает в Галич на 8-й день после кончины Димитрия Красного. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 531) Кн. Дмитрий Шемяка приезжает в Галич на 8-й день после кончины Димитрия Красного. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 531) В 1454 г. сын Д. Г. кн. Иван уехал из Новгорода в Псков, затем в Литву, где получил в кормление от Казимира IV города Рыльск и Новгород-Северский. Вдова Д. Г. Софья Дмитриевна после смерти мужа жила в Новгороде, 7 февр. 1456 г., во время похода на Новгород Василия II, бежала к сыну. 13 февр. 1456 г. в Новгороде умерла дочь Д. Г. Мария (в возрасте ок. 17-18 лет, А. А. Зимин предполагает, что смерть не была естественной). Марию Дмитриевну похоронили в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, возможно в одной гробнице с отцом. Муж Марии, кн. Чарторыйский, бежал из Новгорода в Псков, затем в Литву. В 20-х числах февр. 1456 г. в Яжелбицах между Новгородом и Василием II был заключен мир. По его условиям новгородцы обязались не принимать к себе родных Д. Г. (лишь в 1500 из Литвы в Россию вернулся как служилый князь внук Д. Г. Василий Иванович Шемячич). В 1616 г. захватившие Новгород швед. солдаты вскрыли гробницу Д. Г., в которой обнаружили мумифицированные останки мужчины в княжеских одеждах. Останки были ошибочно приняты за мощи св. кн. Феодора Ярославича , скончавшегося в 1233 г. в возрасте 13-14 лет и погребенного в этом же соборе. С разрешения швед. ген. Я. Делагарди Новгородский митр. Исидор перенес останки в придел Рождества Богородицы новгородского Софийского собора, где их поместили в каменную гробницу.

http://pravenc.ru/text/178606.html

19. Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19. 27). 20. Аскетические опыты. Т. 1. 21. Архимандрит Пимен (Петр Дмитриевич Мясников; 1810–1880) — известный подвижник и духовный писатель. Его обширные воспоминания изданы еще при жизни автора (М., 1877). Ред. 22. Нанка хлопчато бумажная ткань из толстой пряжи, обычно желтого цвета — Ред. 23. Воспоминания архимандрита Пимена. 24. Ин. 8. 32. 25. Аскетические опыты. Т. I. 26. Графиня Анна Алексеевна Орлова Чесменская (1785–1848) — благотворительница Новгородского Юрьева монастыря и покровительница духовных писателей. — Ред. 27. Архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский; 1792 1838) — настоятель Юрьева монастыря, инициатор разгона Библейских обществ в России, борец с масонским влиянием на русскую жизнь. Ред. 28. Святитель Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) крупнейший деятель Русской Православной Церкви XIX столетия, выдающийся богослов. Ред. 29. Аскетические опыты. Т. I. 30. См.: Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое (Лк. 23. 41 42). 31. …вселюсь в них и буду ходить в них… (2 Кор. 6. 16). 32. Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 33. Аскетические опыты. Т. I. 34. Киновия — иначе общежитие, форма монастырского жития — Ред. 35. Аскетические опыты. Т. 1. Эта статья была издана по смерти еп. Игнатия в 1870 году в брошюре: «Три статьи, не бывшие в печати, епископа Игнатия Брянчанинова». Ярославль, 1870. 36. Ниже — даже ни. 37. Приношение современному монашеству. Т. 5. 38. Впоследствии иеромонах Александро-Невской Лавры. 39. Владыка занимал всего две комнаты: приемную, она же и столовая, и кабинет, она же и спальная. 40. Орлец коврик круглой формы, с вышитым на нем орлом, полагаемый под ноги епископам при богослужении и молитве. 41. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 42. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все написанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати; тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических опытов. Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

805 Там же, л. 244. Из 912 церквей было 12 соборных, 38 ружных при девичьих монастырях и безприходных, 830 церквей приходских, 14 цер. домовых, 4 кладбищенских, 5 безприходных, приписанных к другим церквам. 806 Там же, лл. 68–69, 169–172, 304. В Новгородскую епархию из Вологодской поступили г. Белоозеро с 1 собор. храмом и 12 приходскими и безприходными церквами, в уезде один штатный III кл. мужской монастырь и 81 цер., гор. Кириллов – 1 соб. цер., 1 муж. первоклассный монастырь, в уезде – 1 муж. и 1 жен. монастыри III класса и 96 цер., г. Череповец – 1 соб. цер., в уезде одна заштатная пустыня и 50 цер.; в Ростовскую епархию отошло из Ярослав. губ. Пошехонского уез. – 18 цер. 808 Мы не указываем состава городов епархий по губерниям, так как впереди на стр. 531–536 помещен полный список городов по губерниям. Нужно заметить, что при приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими границами даже деревни от старых приходов отписывались в другие епархии и приписывались к новым приходам, соответственно их губернскому и уездному делению. 810 Арх. Св. Син. д. 1788 г. 51, л. 37. Тогда же воронежский епископ Тихон переведен был на Тверскую кафедру, а на его место в Воронеж назначен архимандрит Троице-Сергиевой пустыни С.-Петербургской епархии и ректор Александро-Невской семинарии Иннокентий (Полянский); Феофил, викарий старорусский, переведен в Тамбов, а на его место старорусским викарием назначен архимандрит новгородского Юрьева монастыря Афанасий; в Орловскую и Севскую епархию назначен архимандрит ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Аполлос (Байбаков). 814 Письма митрополита московского Филарета к А.Н. М. (Муравьеву) 1832–1864 г. Киев. 1869 г. стр. 51–52. 817 1. Новгородская епархия, в ней Новгородской губ. – 723 цер., должно поступить из Тверской епархии – 3 цер., всего должно быть – 728 церквей. 2. С.-Петербургская епархия, в ней С.-Петербургской губ. – 170 цер., должно поступить по С.-Петербургской губ. из Новгородской епархии – 90 цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Все нынешние церкви, равно как и прочие монастырские здания, приведены в благолепный вид усердием и коштом графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской в 1807 и последующих годах; также выстроена ею огромная, превосходной архитектуры, колокольня; а в главном храме сделаны серебряные царские врата. В обители погребены многие замечательные лица, как-то: известные в XII веке посадники Новгородские, Мирон и сын его Дмитрий, умерший от ран на сражении против рязанцев в 1208 году; дети новгородского князя Яраслава (Иоанна) Владимировича, князья Изяслав Великолуцкий и Ростислав; внук в. к. Димитрия Донского, Димитрий Юрьевич (Шемяка) и новгородский митрополит Макарий, XVII века. В богатой ризнице этой обители хранится подлинная грамота, данная сему монастырю между 1128 и 1132 г. в. к. Мстиславом Владимировичем и сыном его св. Всеволодом (Гавриилом) Псковским, которая есть самая древнейшая из известных грамот русских князей. Между священных принадлежностей церкви, особенно замечательны: плащаница, шитая шелками, золотом и серебром – дар кн. Димитрия Шемяки, супруги его Софии и сына, кн. Иоанна, 1449 года; также крест напрестольный с жемчугом и драгоценными каменьями, 1599 г. Из вещей новейшего времени, архимандричья шапка, устроенная в 1812 году, по драгоценности своей заслуживает внимания. При самом основании и Юрьева монастыря начальство в нем было положено игуменское; а в 1299 году учреждена архимандрия. В XIV веке был архимандритом здесь св. Моисей, хиротонисанный потом во архиепископа новгородского. – Архимандриты священнодействуют по особому Чиновнику, данному в 1741 году новгородским архиепископом Амвросием. ХУТЫНСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, близ Новгорода, в 10 верстах от Кремля, на правом берегу реки Волхова; состоит под управлением Викария Новгородской епархии, епископа Старорусского, который здесь имеет пребывание с саном священноархимандрита. Монастырь этот основан в конце XII века Преподобным Варлаамом; он, водворясь в здешних пустынных местах, впоследствии учредил обитель для собравшихся около уединенной его кельи тружеников. Келья эта существует и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

14 . Антоний, постриженик Хутынского монастыря, в мире Добрыня Ядрейкович, ходивший в Константинополь, в котором был в 1200 году, привёзший из него «гроб Господень» (модель гроба Господня или же, может быть, так называемую плащаницу) и написавший Цареградский Паломник. Избранный в том же 1211 году и, после 8-летнего правления, в 1219 году заменённый опять Митрофаном (из Новгорода Антоний удалился к митрополиту, от которого получил епископию Перемышльскую). 15 . Митрофан, во второй раз, в продолжение 4 лет, умер 3 Июля 1223г. 16 . Арсений, чернец Хутынский, муж добрый и зело боящийся Бога, избранный в самый день смерти Митрофана, но после 2-летнего правления без посвящения в 1225г, уступивший место снова Антонию (возвратившемуся из Перемышля). 17 . Антоний, во второй раз в продолжение трёх лет до 1228г., когда больной и онемелый сошёл на Хутынь по своей воле. 18 . Арсений чернец во второй раз не на долгое время, согнанный в том же 1228 году с великим бесчестием и бывший причиной, не ясно почему, народного междоусобия. У летописца читаем: «тъгда же окаянный диавол, исперва нехотяи добра роду человечу, въздвиже на Арсения, мужа кротка и смерена, крамолу велику – простую чадь, и створше вече на Ярославли дворе и поидоша на владыцьнь двор, рекуче: того деля стоить тепло долго, выпроводил Антония владыку на Хутино, а сам сел, дав мзду князю, и аки злодея пьхающе за ворот (sic) выгнаша, мале ублюде Бог от смерти – затворися в церкви святей Софии (и) иде на Хутино», – затем описывается народный бунт, в котором были разграблены дома некоторых городских и архиепископских чиновников, обвинявшийся в том, что они «на зло князя водять» (После Арсений был игуменом на Хутыни и в Юрьевом монастыре). 19 . Антоний, в третий раз, приведённый из Хутыни на другой день после согнания Арсения и управлявший при помощи двух посаженных с ним мужей. Был недолго, до следующего 1229 года, после чего умер на покое в 1232г., страдав болезнью и онемением шесть с половиной лет. 20 . Спиридон, из иеродиаконов Юрьева монастыря. Подобно Мартирию и по той же причине избран посредством жеребья в том же 1229 году (три жеребья положены были на святой трапезе и один из них вынимал посланный из владычней гридницы княжич Ростислав, сын тогдашнего Новгородского князя Михаила Черниговского). Посвящённый в архиепископы в 1230 году (4 Марта), сидел на престоле в продолжение 20 лет и умер в 1249г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010