В 1812 году, Марта 27, переведён в Ставропигиальный Московский Новоспасский монастырь, и в том же году, Апреля 11, определён Председательствующим Московской Духовной Цензуры. В 1814 году, Августа 30, пожалован Орденом Св. Анны 2 класса. 71 . ФИЛАРЕТ Дроздов, Александро-Невской Академии Ректор и Богословских наук Профессор, города Коломны Протоиерейский сын, начал обучаться в бывшей Коломенской Семинарии, продолжал науки и кончил курс оных в Сергиево-Лаврской Семинарии, где был и учителем разных классов. Потом потребован в Александро-Невскую Академию в Бакалавры Богословских наук. В 1812 году, Марта 27, определён Настоятелем Юрьева монастыря. В 1813 году за отличную деятельность по должности и особенный дар красноречия в проповеди Слова Божьего Всемилостивейше пожалован ему при Высочайшем рескрипте от 17 Июня Орден Св. Равноапостольного Князя Владимира второй степени большого Креста. В 1814 году, Августа 30, определён Членом в Комиссии духовных училищ. Юрьегорский Троицкий монастырь Или Юрьева Гора, Олонецкий мужской упразднённый монастырь находился в Новгородской Епархии в Олонецком уезде при озере Юрьеве, расстоянием от Повенца к востоку в 15, от Пудожа к северу в 115, от Олонца к северу же в 25, от Новгорода в 750 вёрстах. Основан он Преподобным Диодором, Юрьегорским Чудотворцем, в 7142/1633 году, Ноября 27 дня преставившимся, коего и мощи находятся здесь под спудом. При переписи 1673 года показан этот монастырь пустым, а потом был возобновлён и существовал до Штатов 1764 года. Крестьян было за ним 103 души, пахотной земли 43 десятины, и был он приписан сперва к Климецкому монастырю, а потом к Новгородскому Архиерейскому дому. По Штатам же обращён в приходскую церковь . Юсковская пустынь Мужская упразднённая, находилась в Полтавской Епархии в Лубенском уезде на острове речки Слепороди, близ села Юсковец, от которого и называется Юсковской, расстоянием от города Лубен в 17 вёрстах, построена она в 1627 году Константином Корыбутом, Князем Вишневецким, на месте запустелого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

19.  Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19. 27). 20. Аскетические опыты. Т. 1. 21. Архимандрит Пимен (Петр Дмитриевич Мясников; 1810–1880) — известный подвижник и духовный писатель. Его обширные воспоминания изданы еще при жизни автора (М., 1877). Ред. 22. Нанка хлопчато бумажная ткань из толстой пряжи, обычно желтого цвета — Ред. 23. Воспоминания архимандрита Пимена. 24. Ин. 8. 32. 25. Аскетические опыты. Т. I. 26. Графиня Анна Алексеевна Орлова Чесменская (1785–1848) — благотворительница Новгородского Юрьева монастыря и покровительница духовных писателей. —  Ред. 27. Архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский; 1792 1838) — настоятель Юрьева монастыря, инициатор разгона Библейских обществ в России, борец с масонским влиянием на русскую жизнь. Ред. 28. Святитель Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) крупнейший деятель Русской Православной Церкви XIX столетия, выдающийся богослов. Ред. 29. Аскетические опыты. Т. I. 30. См.: Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое (Лк. 23. 41 42). 31.  …вселюсь в них и буду ходить в них… (2 Кор. 6. 16). 32.  Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 33. Аскетические опыты. Т. I. 34. Киновия — иначе общежитие, форма монастырского жития — Ред. 35. Аскетические опыты. Т. 1. Эта статья была издана по смерти еп. Игнатия в 1870 году в брошюре: «Три статьи, не бывшие в печати, епископа Игнатия Брянчанинова». Ярославль, 1870. 36. Ниже — даже ни. 37. Приношение современному монашеству. Т. 5. 38. Впоследствии иеромонах Александро-Невской Лавры. 39. Владыка занимал всего две комнаты: приемную, она же и столовая, и кабинет, она же и спальная. 40.  Орлец коврик круглой формы, с вышитым на нем орлом, полагаемый под ноги епископам при богослужении и молитве. 41. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 42. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все написанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати; тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических опытов. Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Даже в этом кратком перечне встреч – памятке Фотий считает нужным сказать о духовном состоянии Государя: «и видел в нем аз яко Ангела Божия, готового на дело Божие»; «и видел лице Царя яко Ангела Божия»; «и был Царь якоже Божий Ангел». Такие определения дает архимандрит, считавшийся фанатиком за то, «что строго держался православия». Сохранилось свидетельство о том, как готовился архимандрит Фотий к первой встрече с Александром. Оно принадлежит священнику Я.Л. Морошину, осведомленному в том, что происходило тогда в обители. Он пишет в своих воспоминаниях, что настоятель готовился открыть императору о губительной деятельности масонов. «Для сего назначил он себе и всему братству Юрьева монастыря сорокадневный пост, исповедался, отслужил обедню и напутный молебен и, прощаясь с братиею, как бы уже на смерть, просил их молитв» 51 . В автобиографических записках о. Фотия отмечены существенные детали первой встречи с императором Александром I в 1822 г. Идя во дворец, архимандрит «знаменал как себя, так во все стороны, дворец, проходы». Прежде приветствия царя он искал глазами в комнате образ и сделал три поклона. Указанное государем место крестил, прежде чем сесть. Александр I был очень расположен к его речам – «всем сердцем применился к услышанию слова от уст моих». Император приказывал себя «паки и паки» перекрестить и сам крестился. В конце беседы, пишет Фотий, «Царь пал на колени перед Богом и, обратясь лицом ко мне, сказал: «Возложи руце твои, отче, на главу мою и сотвори молитву Господню о мне, прости и разреши мя»». Государь поклонился в ноги и поцеловал руку архимандрита после благословения 52 . После первой встречи произошел перерыв в непосредственном общении Фотия с императором, но контакт, по-видимому, продолжался через письма архимандрита, передаваемые графиней Орловой и офицером Федором Петровичем Уваровым. Г 4 февраля 1824 г. настоятель Новгородского Юрьева монастыря писал графине А.А. Орловой-Чесменской о том, что император прислал к нему адъютанта поблагодарить за осведомление о его болезни. «Яко Ангел является быть во плоти наш Царь! Чаю, что будет успех пред лицем Его в деле веры. Молися о Нем, чадо, да обратит Его Господь на путь оправданий своих и спасет Его и помилует» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вас же молю, о боголюбивии пастырие священнопротопоп и священницы, чтобы есте детей своих духовных наказывали всегда и поучали страху Божию, чтобы пребывали в чистоте и в посте и в молитвах и во всяком воздержании и имели бы меж собою смирение и любовь и от всех бы злых дел отлучалися разбоя и татьбы и лихоимства и клеветы их преставали бы от пьянственаго безмернаго питиа. И во святый Великий пост и пост святых Апостол и в пост Святыя Богородица и в пост Христова Рождества, и в среду, и в пяток упражнялися бы на славословие Божие, и на молитву, и на ко… своим детем… великим запрещением, чтобы православные христиане еретических книг у собя не держали, и к волхвом и к чародеем, и ко звездочетцем не приходили. А которые учнут у себя еретические книги держати, и к волхвом и к чародеем и ко звездочетцом приходити и иных прельщати, и вы бы отцы их духовные таких прелестников по Священным правилом учили в конечном отлученьи, дондеже покаются… тся, аще убо… молитва ваша от Бога услышана будет и земли нашей работа облекчитца. Молите же и за мя грешнаго, да подасть ми Господь крепость паствы и прощение грехов, ваших ради святых молитв. Аз бо вам мало рекох, но вы сами смотрите и что не угодно Богу, того блюдитеся. Прославим же вкупе Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веком аминь. Писана в Великом Новегороде лета 7064 года августа в 20 день (Царские вопросы и ответы о многоразличных церковных чинех (Стоглав). М., 1890. С. 416–424). Грамота Митрополита Макария Новгородскому архиепископу Пимену об иеромонахе Авраамии из Юрьева монастыря, служившем Божественную Литургию без епитрахили (1556, декабря 18) [Л. 805 об.] Благословение преосвященного Макария, Митрополита всея Русии, о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Пимину, архиепископу Великаго Новаграда и Пськова. Писал еси к нам в своей грамоте, что приезжал к тебе Юрьевской архимадрит Генадей, о своем деле. И в то же время сказал тебе Юрьева же монастыря священноинок Харитон вдуховне: сказывал ли де тебе, государю, архимарит духовную вещь, что в Юрьеви монастыри священноинок Авраамей служил божественую Литоргию без патрахиле, забывся, и по причащении как уже страшити, и диякон, которой с ним служил, осмотрил, что на нем патрахиле нет, да ему сказал.

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

Архив Пн Председатель Синодального отдела по тюремному служению принял участие в прошедшем в Великом Новгороде круглом столе, посвященном соблюдению прав заключенных 21 мая 2012 г. 12:20 16 мая 2012 года делегация Синодального отдела по тюремному служению во главе с председателем Отдела епископом Красногорским Иринархом приняла участие в прошедшем в Великом Новгороде круглом столе, посвященном вопросам взаимодействия в области обеспечения прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания. Круглый стол, прошедший в стенах Новгородского Свято-Юрьева мужского монастыря, был организован Общероссийской общественной организацией «Совет общественных наблюдательных комиссий» и Синодальным отделом по тюремному служению и проведен под эгидой Общественной палаты Российской Федерации. В организации и проведении круглого стола приняли участие: Общественная наблюдательная комиссия Новгородской области, Новгородское епархиальное управление, представители правоохранительных органов региона. Пленарное заседание в конференц-зале Свято-Юрьева мужского монастыря открыл митрополит Новгородский и Старорусский Лев . Архипастырь указал, что проходящий круглый стол стал шагом в развитии института защиты прав человека. «Однако необходимо помнить, что, кроме прав, у человека существуют и обязанности, общественные и духовные, и каждому человеку надлежит их исполнять, поскольку абстрактной независимости не существует, а взаимное сосуществование невозможно без взаимных уступок», — отметил митрополит Лев. Приветственные слова огласили представители Общественной палаты и органов власти Новгородской области. Затем с докладом «Духовно-нравственное просвещение заключенных и персонала в местах принудительного содержания: общественные наблюдательные комиссии и основные направления деятельности Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению» выступил епископ Красногорский Иринарх. Представители общественных наблюдательных комиссий различного уровня и иных общественных правозащитных и государственных организаций развили представленные владыкой в докладе тезисы. Были освещены трудности в проводимой работе, предложены пути преодоления взаимного недопонимания в организации деятельности по защите прав лиц, содержащихся в местах лишения (ограничения) свободы.

http://patriarchia.ru/db/text/2235555.ht...

Макарий торжественно пред всем народом засвидетельствовал справедливость наставлений Никона. На пятой неделе великого поста происходили соборные рассуждения по многим другим вопросам, возбужденным антиохийским патриархом; он указывал Никону, что в России 1) литургия совершается на простом холщевом антиминсе без изображений и без св. мощей, 2) из просфоры для агнца вынимаются не девять частиц, а четыре, 3) сделаны ошибочные изменения в Символе Веры , 4) прикладываются к иконам только раз или два в году, 5) не раздают в церкви антидора, 6) неправильно совершают перстосложение для крестного знамения, 7) незаконно допускают перекрещивание поляков при переходе их в православие. Вследствие настояний Макария, некоторые из сделанных им замечаний тогда же приняты были собором к исполнению и введены в практику русской церкви 88 . Вместе с Гавриилом сербским п. Макарий разделает труд посвящения ставленников, испытывает священников униатских приходов в чистоте их веры 89 . По окончании праздников пасхи и после троицына дня они совершают поездки по русским монастырям. Первой была поездка в Троице-Сергиев монастырь, и 9 июля троицкий архимандрит Андреян, келарь старец Арсений Суханов  и казначей Дионисий подробно доносили царю, как они встречали у себя патриархов и какие поднесли им подарки 90 . 2 августа состоялся от царского имени наказ о проводах патриархов Макария и Гавриила на новое богомолье в Новгород; эта вторая поездка патриархов из Москвы продолжалась от 4 августа до 12 сентября. 2 ноября получено было донесение новгородских воевод о встрече и жизни патриархов в Новгороде; по царскому указу встречали их также, как встречают новгородских митрополитов при первом прибытии их на свою кафедру; встреча им была у Юрьева монастыря от митрополита, духовенства и народа с крестами и с почетными дарами; проводы отличались такою же торжественностью; на обратном пути от юрьева монастыря патриархи заезжали в Городище к богатому новгородскому торговцу, от которого также получили особые подарки 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Феофил Кролик 16 сент. 1730 перев. из Чудова; † 22 дек. 1732. Иларион , 1733 (упом. в сент. перев. из Горицкого; † 10 июля 1735, в С.-Петербурге. Никодим Сребницкий 18 янв. 1736 перев. из Ипатиевского, а 6 дек. 1738 хирот. в еписк. Черниговского. Антоний Илляшевич , с 1739, а 25 мая 1748 хирот. в еписк. Вятского. Гавриил Кременецкий , 5 апр. 1748, из иеромонахов Александро-Невских, а 17 сент. 1749 хирот. в еписк. Коломенского. Мисаил Чирский , 24 сент. 1749, из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры; в 1758 назначен в еписк. Воронежского, но отказался; † 17 авг. 1764. sic. Кирилл Ляшевецкий , из наместн. Троицкой Лавры, 17 апр. 1758 назначен, но не был, а 6 авг. хирот. в еписк. Воронежского. Симон Лагов 28 окт. 1764 перев. из Белоезерского Кириллова, а 6 сент. 1769 хирот. в еписк. Костромского. Иоанн Черепанов , 15 апр. 1770, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры; † 28 дек. 1778. Иоасаф Маслов 26 янв. 1779 перев. из Московского Богоявленского; † 16 дек. 1785. Павел Пономарев 14 янв. 1786 перев. из Нового Иерусалима, а 12 февр. 1794 хирот. в еписк. Нижегородского. Мефодий Смирнов 14 февр. 1794 перев. из Заиконоспасского, а 21 мая 1795 хирот. в еписк. Воронежского. Амвросий Яковлев-Орлин 12 июня 1795 перев. из Заиконоспасского, а 1 июня 1796 хирот. в еписк. Вятского. Анастасий Братановский (Романенко) 29 мая 1796 перев. из С.-Петербургской Троицкой Сергиевой пустыни, а 20 дек. 1797 хирот. в еписк. Белорусского. Иакинф Карпинский 22 дек. 1797 перев. из Донского; † 29 нояб. 1798. Варлаам Головин 17 янв. 1799 перев. из Новоиерусалимского; † 20 мар. 1811. Сергий Крылов-Платонов 14 июня 1811 перев. из Юрьева монастыря, а 17 мар. 1812 хирот. в еписк. Костромского. Амвросий Орнатский 27 мар. 1812 перев. из Юрьева, а 7 февр. 1816 хирот. в викария Новгородского. Филарет Дроздов 7 мар. 1816 перев. из Юрьева; 5 авг. 1817 хирот. в еписк. Ревельского и управлял мнтрём до 15 мар. 1819. Кирилл Богословский-Платонов 7 мая 1819 перев. из Лубенского Мгарского, а 26 окт. 1824 хирот. в викария Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1791 году, Августа 22, переведён в Иверской монастырь. В 1795 году скончался и погребён в Антоньеве монастыре. 57 . ИННОКЕНТИЙ Дубравицкий, в 1791 году, Августа 22, из Архимандритов Вяжицких. 13 Марта 1795 года переведён в Иверский монастырь. В 1799 году, Декабря 25, скончался и погребён в Юрьеве монастыре в паперти соборной церкви. 58 . ДОСИФЕЙ Ильин, 13 Марта 1793 года, из Архимандритов Сергиевой пустыни, и того же года, Марта 23, хиротонисан в Епископа Старо-Русского. Ныне Епископ Орловский. 59 . ИОАНН Островский, определён 6 Мая 1795 года из Архимандритов Коломенского Голувтина монастыря и Коломенской Семинарии Ректоров. 25 Августа 1796 года переведён в Юрьев монастырь. 60 . АМВРОСИЙ II Келембет, 25 Августа 1796 года, из Архимандритов Воронежского Акатова монастыря и тамошней Семинарии Ректоров. 24 Сентября 1797 года переведён в Юрьев. Ныне Архиепископ Тобольский. 61 . ИОАНН Островский, 31 Декабря 1797 года определён опять Настоятелем сего монастыря со степенью Юрьева. 10 Ноября 1798 года переведён в Тверской Калязин монастырь со степенью Юрьева же. Наконец, был Епископом Пермским. 62 . ФЕОФИЛАКТ Русанов, 8 Ноября 1798 года, из Архимандритов Троицкой Сергиевой, что по Петергофской дороге, пустыни. Того же года, месяца и числа пожалован Членом Святейшего Синода. 8 Октября 1799 года переведён в Иверский монастырь, но не имел пребывания в сих монастырях. Ныне Архиепископ Рязанский. 63 . АМВРОСИЙ III Протасов, с 8 Октября 1799 года по 18 Ноября того же года из Сергиевой пустыни. Потом обратно переведён в оную со степенью Антоньева монастыря, но не имел пребывания в Антоньеве монастыре. Ныне Епископ Тульский. 64 . ФЛАВИАН Ласкин, 18 Ноября 1799 года, из Архимандритов Троицкой Сергиевой, что по Петергофской дороге, пустыни и Префектов Невской Академии. 12 Января 1804 года, переведён в Иверский монастырь и определён Ректором в Невскую Академию. 2 Февраля 1808 года скончался и погребён в Невской Лавре за алтарём Благовещенской церкви. 65 . АФАНАСИЙ II Савинский, 12 Января 1804 года определён, а 2 Февраля произведён из Игуменов Кириллова Новгородского монастыря и Префектов Новгородской Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Исторические сведения о чудотворной иконе отражены во Второй Новгородской летописи и других письменных источниках XVI–XVII веков. Образ был написан новгородским иконописцем в те годы, когда в городе княжил святой благоверный князь Всеволод-Гавриил († 1138). В середине XVI века при святом митрополите Филиппе святыня была принесена в Москву царём Иваном Грозным из новгородского Юрьева монастыря: «взял из Новгородской Софии в Москву образ Благовещения Юрьева монастыря». Есть сведения, что изначально икона Божией Матери была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в начале XVII века она была перенесена в Успенский собор, где ее поместили в местный ряд иконостаса. В описи собора за 1627 год икона упомянута как «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо». В течение XVI–XVII веков с чудотворной иконы были сделаны несколько списков: для местного ряда иконостаса Архангельского и Благовещенского соборов московского Кремля, Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Соловецкого монастыря. Списком чудотворного образа, написанного для Благовещенского собора Кремля (с клеймами акафиста Богородицы на полях) заменили первообраз, перенесённый в Успенский собор. В 1747 году по благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с чудотворного образа был сделан список, с подобающими почестями перенесенный в Великий Устюг. Тот же архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах, совершившихся от иконы при жизни прп. Прокопия. Первообраз чудотворной иконы Божией Матери был украшен золотым окладом с крупными драгоценными камнями и отборным жемчугом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г. В 1818 году пожертвованиями устюжан для чтимого образа был устроен новый оклад, на нижнем поле которого была помещена не сохранившаяся до наших дней надпись «Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 году». После закрытия в 1918 году Кремлевского Успенского собора чудотворная икона Пресвятой Богородицы была сначала передана в Государственный исторический музей, а в 1930 году – в Третьяковскую галерею, где находится и поныне.

http://pravicon.com/info-16

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Основные даты жизни священномученика Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского (До 1918 – по старому стилю, после 1918 – по новому) 15 декабря 1872 – родился в городе Устюжне Новгородской губернии. 1889 – окончил Устюженское духовное училище. 1889–1895 – обучался в Новгородской духовной семинарии. 1895–1899 – обучался в Московской духовной академии. 4 сентября 1900 – избран исправляющим обязанности доцента по кафедре Библейской истории Московской духовной академии. 26 августа 1901 – монашеский постриг в Гефсиманском скиту. 30 сентября 1901 – посвящен в иеродиаконский сан. 14 октября 1901 – посвящен в иеромонашеский сан. 6 июня 1903 – защитил магистерскую диссертацию по теме «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия». Декабрь 1903 – утвержден экстраординарным профессором по кафедре Библейской истории и инспектором Московской духовной академии. 18 января 1904 – возведен в сан архимандрита. 30 июня 1906 – назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии. Сентябрь 1907 – назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 – рукоположен в епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Назначен настоятелем Свято-Иаковлевского Димитриева монастыря в Ростове. 25 августа – 16 сентября 1914 – исполнял обязанности временно управляющего Костромской епархией. Декабрь 1917 – январь 1918 – временно управлял Рижской епархией. 22 января 1920 – архиепископ Ростовский. 8 июля 1920 – арестован и заключен в тюрьму «за ведение агитации и сопротивление вскрытию святых мощей ростовских чудотворцев». 26 июля 1920 – осужден на год условно. Май 1922 – арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей». 19 ноября 1922 – приговорен к четырем годам лишения свободы. Январь 1923 – освобожден досрочно по решению Президиума ВЦИКа. 21 мая 1924 – включен в состав членов Святейшего Синода при Патриархе Тихоне. С конца 1924 – временно управлял Новгородской епархией. 26 августа 1926 – назначен митрополитом Петроградским.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010