(т. е. еще до создания Двойного министерства) показало, что для императора конфессиональные соображения играют немалую роль. Они вскоре (после 1817 г.) дали о себе знать в мерах, предпринятых цензурой против мистической литературы (1818), в ссылке Селиванова, возглавлявшего секту скопцов, в изгнании иезуитов — на этот раз уже из России в целом (1820). Внутри самой иерархии противоречия между универсалистской позицией и строго православной особенно ясно выявились в вопросе о Библейском обществе. Серафим Глаголевский (1757–1843), сменивший 19 июля 1821 г. в качестве митрополита Петербургского и Новгородского умершего митрополита Михаила, поддержал консервативную позицию митрополита Платона Левшина, выступив вместе с ним против перевода Библии на русский язык  . Противостояние митрополита Серафима и Голицына выразилось, в частности, в том, что митрополит демонстративно покинул одно из заседаний Библейского общества. Тень императора, Аракчеев  , все более и более внушал Александру мысль, что всякое мистическое течение по сути своей направлено на подрыв политических устоев  . В качестве союзника Аракчеев использовал архимандрита Юрьева монастыря Фотия Спасского. Фотий Спасский (1792–1838) после окончания в 1814 г. Новгородской семинарии был в течение года студентом Петербургской Академии, где тогда ректорствовал Филарет. Без сдачи выпускных экзаменов он стал преподавателем духовного училища при Александро–Невском монастыре. В 1817 г. по совету Филарета Дроздова он принял монашество и был назначен законоучителем в Кадетский корпус. За страстные проповеди против христианского универсализма Голицын удалил Фотия в провинцию в качестве настоятеля небольшого монастыря. Но вскоре Фотий был не только возвращен, но и 21 августа 1822 г. поставлен архимандритом Юрьева монастыря  . Этим успехом он был обязан протекции графини А. А. Орловой–Чесменской, которая выхлопотала ему аудиенцию у императора Александра I, чему, как это ни странно, способствовал и Голицын. Впоследствии графиня поселилась вблизи монастыря, чтобы жить под постоянным руководством своего духовника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские (XV в.) Память их празднуется 29 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Марк подвизался в пещере в горах в его пещера. Там они слышали не раз пение, окрестностях Пскова. Охотники видели его В этой пещере скрылся в 1472 г. — уже после иногда около трех камней, из которых два кончины отшельника — от преследования еще существуют на реке Каменке, где была немцев (см. 8 янв., житие св. Исидора) священник города Юрьева Иоанн с супругой своей Вассой и детьми. Скоро Васса скончалась и была погребена в пещере, а Иоанн постригся с именем Ионы и соорудил в пещере церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Владелец этого места уступил ему его под монастырь. Так начался Псково-Печерский монастырь (см. 20 февр., житие прп. Корнилия). Прп. Иона скончался в 1480 г. На могиле его хранилась кольчуга, которую он надевал для молитвы.  Прпп. Марк, Иона и Васса почитаются родоначальниками Псково-Печерского монастыря. Пещера, в которой подвизался прп. Марк, есть основание монастыря с пещерным храмом Пресвятой Богородицы. На это место пришли из Юрьева священник Иоанн с супругой Вассой, перед смертью принявшей монашеский постриг, после ее смерти принял иноческий постриг и отец Иоанн с наречением ему имени Иона.  15 августа 1473 г. пещерный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящен по благословению новгородского архиепископа Феофила. День освящения считается официальной датой основания монастыря (он находится недалеко от Пскова, в Псковской епархии).  Мощи прп. Ионы почивают рядом с мощами прп. Марка и прп. Вассы. Преподобные Феодор и Павел Ростовские (XV в.) Память их празднуется 22 окт. в день преставления прп. Феодора и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых В середине XV в. в глухом лесу, в 8 верстах от Ростова, поселился в шалаше никому не известный инок Феодор. Он повесил на дереве у проезжей дороги кузов, и прохожие, догадываясь, что неподалеку живет пустынник, клали в него хлеб и милостыню, а пустынник делился всем этим с нищими. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

13 августа 2015 г. 14:35 Археологические сенсации нынешнего полевого сезона: перезахоронение XVIII века почившего в XIV столетии новгородского епископа Феофана, средневековые граффити на фресках Юрьева монастыря и вологодский «берестяной рубль» В преддверии ежегодно отмечающегося 15 августа Международного дня археолога заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии Российской академии наук Леонид Беляев рассказал о самых значимых открытиях, сделанных к экватору продолжающегося экспедиционного сезона. Среди них ученый назвал и несколько находок на археологических памятниках, исторически связанных с церковной средой. В первую очередь Леонид Андреевич относит к ним результаты раскопок Смоленского Смядынского монастыря, стоявшего на месте убиения святого благоверного страстотерпца Глеба. В числе обнаруженных под руководством археолога Николая Кренке артефактов — основание осевого шпиля большого хороса. «Мы постепенно понимаем, что центр нынешнего Смоленска — часть большого средневекового города Х — XI столетий, - поясняет Беляев важное значение этой находки. - Ведь до сих пор считалось, что исторический Смоленск располагался на месте городища Гнездово». В Юрьевом мужском монастыре Новгорода Великого экспедиция под руководством членкора РАН Владимира Седова продолжает углубляться внутрь позднейших полов, достигая интереснейших отметок культурных слоев. В этом году обнаружены первоначальные престолы монастырского собора и остатки сбитых в XIXb. при реконструкции фресок (частично они сохранились у оснований стен под уровнем современного пола). «Все они усеяны так называемыми граффити — начертанными острыми предметами крестиками или надписями, отражающими что-то важное, с чем наши далекие предки обращались к Господу, - объясняет Беляев. - Это обычное дело: в средневековых храмах — как западных, так и восточных — камни на уровне человеческого роста обычно бывали исписаны полностью». Сенсацией стала и обнаруженная в этом городе берестяная грамота XI века с упоминанием христианских имен (обычно считалось, что массово христианство в этом городе приняли как минимум столетием позднее). А вот гробница XVIII столетия местного епископа Феоктиста с остаточными фрагментами тканевого креста, нашитого на плащаницу — скорее находка из разряда научных курьезов. Как выяснилось, это перезахоронение усопшего еще в XIV столетии архиерея.

http://e-vestnik.ru/news/tserkovnye_arhe...

А.И. Комеч «Древнерусское зодчество конца Х – начала XII в.» Москва, Наука, 1987 Начало строительным работам по возведению Георгиевского собора было положено в 1119 году. Инициатором строительства стал великий князь Мстислав I Владимирович. Возводил храм первый из известных древнерусских строителей — мастер Пётр, который предположительно также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Строительство собора длилось 11 лет. Освящение состоялось 12 июля 1130 года. Георгиевский храм стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём были погребены сыновья новгородского князя Ярослава Владимировича - Изяслав и Ростислава; в 1203 году — новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка. В 1830-е годы провели масштабную реставрацию собора, в ходе которой практически полностью уничтожили фрески XII века. Собор заново расписали, но и новые фрески в 1898 году были утрачены в ходе очередных ремонтных работ. В 1902 году вновь отреставрированный собор освятил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий. В 1929 году Юрьев монастырь закрыли, а богослужения в Георгиевском соборе прекратились. Собор вернули Русской православной церкви только в 1991 году, теперь он вновь действующий. Новгородская третья летопись, фиксирует даты закладки и освящения Георгиевского собора, называет и его автора - мастера Петра. Это первый известный русский архитектор - в Новгороде, его артель, судя по всему, возвела не только Георгиевский собор, но и ещё несколько храмов. Предание относит основание Юрьева монастыря к 1030 году, а его основателем называет Ярослава Мудрого, носившего в крещении имя Георгий. Говорится, что князь поставил монастырь в Новгороде в честь победы над чудью. Однако в летописях мы известий об этом событии не находим. Речь там идёт о другом. Так, в Лаврентьевской летописи сказано: " Иде Ярослав на Чюдь и победи я и постави град Юрьев " . То есть летопись сообщает нам не о Юрьевом монастыре, а об основании города Юрьев, нынешний Тарту. Авторы XIX века (и в том числе известный архимандрит Макарий (Миролюбов), немало потрудившийся на ниве, как мы сказали бы сегодня, " новгородского краеведения " ), называя 1030 год, ссылаются на " Историю Российскую " Василия Татищева, написанную в 1730-х годах, но мы знаем, насколько неточно Татищев нередко трактовал летописные факты. Вероятнее всего, и с датировкой Юрьева монастыря вышла ошибка. А проверить её было нечем - монастырский архив полностью погиб во время разорения обители шведами в начале XVII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05348

Беседа с Фотием произвела большое впечатление на Государя, к этому времени все яснее начинавшего понимать, насколько все неблагополучно было в его прежнем понимании Церкви. Уже в 1818 г. Император Александр в разговоре с графиней С. И. Сологуб, восторгаясь святой, простой и чистой верой, говорил: «Одни лишь беспокойные умы находят отраду в тонкостях, которых и сами не понимают. У госпожи Крюденер, например, быть может, и добрые намерения, но она причинила неисправимый вред. Обязанности, налагаемые на нас, надо исполнять просто, быть только хорошими последователями, не теряясь в утонченных изысканиях, которые нам вовсе не предписаны». Государь начинал находить утешение в беседах со старцами; в 1819 г. он совершил богомолье в Валаамскую обитель. Семена, бросаемые Фотием, попадали, таким образом, на подготовленную уже почву. В 1822 г. митрополит Серафим назначил Фотия настоятелем, в сане архимандрита, древнего новгородского Юрьева монастыря, каковым он и оставался до своей кончины в 1838 г. Келлия его там, по описанию А. Н. Муравьева, имела три шага в длину и один в ширину, с тесным седалищем на одном конце и углублением для икон на другом. Там горела неугасимая лампада пред образом Божией Матери. В келлии сей Фотий проводил в безмолвии всю Четыредесятницу, исключая богослужения, а также свободное от занятий время. Любил он спускаться в гробовую пещеру и там молиться. На щедрые пожертвования графини Орловой он привел монастырь в цветущее состояние. По древнему назначению настоятеля Юрьева монастыря, он благоустроил и другие обители. Графиня Орлова говорила о Фотии своему другу: «Он возбудил во мне внимание той смелостью, тою неустрашимостью, с какой он, будучи законоучителем кадетского корпуса, молодым монахом, стал изобличать господствовавшие заблуждения в вере. Все было против него, начиная со Двора, он не побоялся этого; я пожелала узнать его и вступила с ним в переписку, письма его казались мне какими-то апостолическими посланиями; в них был особый язык, особый тон, особый дух. Узнав его ближе, я убедилась, что он лично для себя ничего не искал; он распоряжался для других моим состоянием, но себе отказывал во всем; я хотела обеспечить бедных его родных, он мне и этого не позволил».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

после первого отречения от кафедры Аарона. Иосиф именовался «преосвященный архиепископ Юрьева монастыря архимандрит». Ему не было предоставлено никаких прав по епархиальному управлению. Даже власть его над Юрьевым монастырем была неполной. С назначением Иосифа коадъютором новгородскому архиерею, Корельское викариатство как-бы прикрывалось, но ненадолго. При архиепископе новгородском Амвросии Юшкевиче (1740 – 1745 г) о нем не раз поднимался вопрос и не безрезультатно. 8 января 1742 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о бытии Маркеллу Родышевскому, ректору Новгородской семинарии, епископом корельским и ладожским, архимандритом Юрьева монастыря, викарием Новгородской епархии. Его полномочия ограничивались хиротонисанием ставленников. 29 ноября того же 1742 г. еписк. Маркелл скончался, 544 после чего впредь до 1758 г. у новгородского архиерея не было викария. Из того, что только через год после присоединения Кексгольма к Новгородской епархии Феофан Прокопович , и то по особому указу, принял в непосредственное ведение кексгольмские церкви, можно заключать, что по отдаленности своей город Кексгольм с уездом не представлялся особенно желательным приобретением для новгородских владык, а по занимаемой им территории он не был слишком заметным расширением границ Новгородской епархии, раскидывавшейся на огромнейшем пространстве русского северо-запада. В конце 30-х годов XVIII в. Новгородская епархия простиралась в одну сторону на 1000 вер., в другую на 600, в третью на 400 и в четвертую на 300; только некоторые города отстояли от епархиального центра на 200 и 100 верст. 545 Самыми отдаленными пунктами были места в северной части епархии, где давно образовались обширнейшие Каргопольский и Олонецкий уезды. Не меньше был Городецкий уезд Вотской пятины. Город Торжок стоял также не близко к Новгороду, оттягивая новгородскую епархиальную территорию к юго-востоку до среднего течения р. Тверцы. Как раньше, так и теперь Новгородская епархия считалась одной из самых обширных, если только не самой обширной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По существу, с этих примеров XIV и XV вв., а также с памятников московского круга 561 начинается история русского тяблового иконостаса, в символике которого во многом продолжали развиваться идеи, заложенные в домонгольской алтарной преграде. Преобразование этих форм продолжалося вплоть до конца XVI столетия, когда еще существовали тябловыс конструкции без местного ряда, с открытыми росписями алтарных столбов, и лишь XVII столетие полностью изменило облик и смысл русского иконостаса, превратив ее в сплошную перегородку, полностью отделившую молящихся от алтаря. 431 Чукова Т. А. Алтарные преграды в зодчестве Домонгольской Руси//Лиургия, архитектура и искусство византийского мира/Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995 С. 274–275. 432 Штендер Г. М. К вопросу об архитектуре малых форм Софии Новгородской//ДРИ: Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 83–107; Штендер Г. М., Си- вак С. И. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения//Литургия, архитектура и искусство византийского мира. С. 288–302. 433 Ковалева В. М. Алтарные преграды в трех новгородских храмах XII века//ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 55–71. 436 О терминах «космитис» и «архитрав» см.: Лазарев В. Н. Два новых памятника русской станковой живописи XII–XIII вв. (К истории иконостаса)//Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. М., 1970. С. 133. 437 Haller С. The Byzantine Sanctuary – a Word List//Литургия, архитектура и искус- ciBo византийского мира. С. 95–106. 441 Смирнова Э. С. «Спас Златая Риза»: К иконографической реконструкции чтимого образа XI века//Чудотворная икона в Византии и древней Руси/Ред.-сост. А М. Лилов. М., 1996. С. 159–199. 444 Эти материалы были изложены В. А. Булкиным на конференции в НИИ искусствознания в Москве в 1995 г. См.: Булкин В. А. Новгородское зодчество начала XII в. по археологическим данным//Искусство Руси и стран византийского мира XII века: Тез. докладов конференции. Москва, сентябрь 1995. СПб., 1995. С. 27. 445 Каргер М. К Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде (1933–1935)//СА. 1946. Т. 8. С. 175–224. 446 Публикацию схемы росписи см.: Батхелъ Г. С. Реставрация стенописи XII в. в верхней части башни Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде//IIKHO, 1990. М., 1992. С. 204. 447 См. об этом: ГТГ: Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. М., 1995. Т. 1. С. 449 Георгиевский собор обладал чрезвычайно тонкими столбами, ширина лицевой плоскости лопаток которых, с учетом толщины фресковой штукатурки, не превышала 120 см.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

4 Все время жизни своей в с. Покровском он содержал постоянно на полном своем иждивении приходское двухклассное училище, в котором обучалось до 50 чел. крестьянских детей. 6 В этом году на 30 ваканций было 130 конкурентов. Из числа их Брянчанинов не только был первым, но исключительно он один удовлетворил требованиям для поступления во 2-й кондукторский класс. 7 В самом непродолжительном времени Брянчанинов стал первым учеником своего класса и сохранил это место по наукам до самого выхода из училища. 8 Алексей Николаевич Оленин (1763–1843) – археолог, филолог, график, держатель известного литературно – художественного салона. – Ред. 10 Алексей Иванович Малов (1787–1855) – протоиерей Исаакиевского собора при Адмиралтействе, масон, член Российской Академии; 1. II. 1837 г. отпевал А. С. Пушкина в Конюшенной церкви. – Ред. 11 Егор Карлович Сиверс (1779–1827). С 1820 г. – директор Главного инженерного училища, с 1825 – генерал-лейтенант, сподвижник А. А. Аракчеева. – Ред. 12 Инспектором Училища был инженер генерал-майор Барон Эльснер, с трудом объяснявшийся на русском языке. 14 Леонид (Лев Данилович Наголкин; 1768 11. X. 1841), иеромонах, старец, с 11. VIII. 1829 жил в Оптинском скиту. – Ред. 16 Серафим (Стефан Васильевич Глаголевский; 1763–1843) – Петербургский митрополит с 1821 года, борец с крамолами и масонством. – Ред. 21 Архимандрит Пимен (Петр Дмитриевич Мясников; 1810–1880) – известный подвижник и духовный писатель. Его обширные воспоминания изданы еще при жизни автора (М., 1877). – Ред. 26 Графиня Анна Алексеевна Орлова Чесменская (1785–1848) – благотворительница Новгородского Юрьева монастыря и покровительница духовных писателей. – Ред. 27 Архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский; 1792–1838) – настоятель Юрьева монастыря, инициатор разгона Библейских обществ в России, борец с масонским влиянием на русскую жизнь. – Ред. 28 Святитель Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) крупнейший деятель Русской Православной Церкви XIX столетия, выдающийся богослов. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Юрий Кондаков Философско-религиозные взгляды, общественно-политическая и церковная деятельность архимандрита Фотия (Спасского) Источник Скачать epub pdf В настоящее время среди историков пользуется большой популярностью первая четверть XIX века. Издан ряд трудов, посвященных политическим деятелям этого периода. Пересмотру подверглись оценки А.А.Аракчеева, М.Л.Магницкого, А.С.Шишкова. Развеяны многие исторические мифы. Но даже в начале XXI века историк, изучающий начало века XIX, не может быть свободен в своих оценках. Есть такие исторические фигуры, изучая которые не возможно быть беспристрастным. По одному и тому же материалу можно давать различные оценки одного и того же политика. К таким «проблемным» деятелям относится настоятель Юрьева монастыря архимандрит Фотий (1792–1838). Он активно участвовал в политической борьбе, был ярким выразителем взглядов партии русских консерваторов. В любое время и в любом обществе есть люди, разделяющие религиозно-философские взгляды Фотия, есть и такие, кто их категорически не приемлет. Для одной группы Фотий был и остается подвижником, для другой – фанатиком и мракобесом. Хотя беспристрастная оценка архимандрита и невозможна, но биографию его изучать нужно и важно. Факты всегда останутся фактами, какую бы интерпретацию не придал им исследователь. Данный материал базируется на ряде документов, до сих пор не известных не только широкой публике, но и специалистам. Начало жизненного пути Будущий настоятель новгородского Юрьева монастыря архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский) родился 7 июня 1792 года в семье Никиты Федоровича, чтеца церкви Преображения Господня Спасского погоста Новгородского уезда. Семьи сельских церковнослужителей того времени почти не отличались от семей крестьян – бедных и многодетных. Мальчик был уже третьим ребенком, родившимся в этой семье, но его брат и сестра, Матфей и Ксения, умерли вскоре после рождения. По желанию отца и матери мальчик был назван Петром, в честь Петра Афонского. Вскоре отец Петра был посвящен в дьяконы. После Петра его мать Евфимия родила ещё двух детей, но, заболев после последних родов, уже не выздоровела. В неделю Святой Пасхи 1796 года она умерла. Спустя многие годы стараниями Фотия на могиле матери была установлена каменная церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Размышление о том, как донести до современников «грамотное представление о Православии». Маргарита Антонова , заведующая библиотекой Софийского собора. Библиотекарь - это не «книговыдаватель »// Фома. - – апрель 2007. – С.110-111. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). Информационные врезки: « С чем у Вас ассоциируется Великий Новгород? »: Диаграмма с результатами социологического опроса//Фома. - – апрель 2007. – С.111. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). « Библиотека Новгородского Собора …». Краткая справка//Фома. - – апрель 2007. – С.111. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). Алексей Борискин , врач-оториноларинголог областной детской клинической больницы Великого Новгорода, священник храма Бориса и Глеба. «На что жалуетесь?» или «Всех прощаете?» //Фома. - – апрель 2007. – С.112-113. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). Информационная врезка: « Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)…». Биографическая справка//Фома. - – апрель 2007. – С.113. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). Ищущие и ненайденные . Что влечет людей в поиск? /Игорь Неофитов , командир солецкого отряда «Память», представляет подборку фотографий и рассказывает о поиске незахороненных солдат Великой Отечественной войны в новгородских лесах//Фома. - – апрель 2007. – С.114-117. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). Повлияло ли Ваше образование на Вашу веру? //Фома. - – апрель 2007. – С.118-119. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). На заданную тему размышляют: Александр Чаусов , журналист. Сомнения – не повод для паники . – С.118; Татьяна Царевская , главный хранитель Софийского собора, ведущий научный сотрудник Новгородского музея, кандидат исторических наук. Разум и чувства дополняют друг друга . – С.118; Евгений Белотелов , врач анестезиолог-реаниматолог. Оправдание знанием . – С.119; Андрей Маров , программист. Неизвестная религия . – С.119. Вместо послесловия: Стена. (Из Свято-Юрьева монастыря. Беседа с иеромонахом Григорием , благочинным Юрьева монастыря)/Автор - Андрей Соколов. Фотографии Дениса Маханько//Фома. - – апрель 2007. – С.120. – (рубрика Великий Новгород: грамотная вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-48-a...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010