Наследник в сопровождении свиты выехал 7 мая 1837 г. из Санкт-Петербурга в Новгород – так началось это путешествие, включавшее поездку в Сибирь. В «Журнале путешествия Его Императорского Высочества, Государя Наследника Цесаревича по России в 1837 году» отмечено присутствие его в Новгороде на молебне в Софийском соборе и лишь упоминается посещение им Новгородского Юрьева монастыря 352 . В частной переписке настоятеля этого монастыря архимандрита Фотия (Спасского) с графиней А.А. Орловой-Чесменской 353 читаем, что наследник был в обители 3 мая. Архимандрит очень хвалит Александра Николаевича; пишет, что Бог дает ему (наследнику) благодать. Отмечает его «ангелоподобное обращение и благонравие, и смирение». Сообщая подробности ожидания и приема цесаревича, о. Фотий обещает продолжить этот рассказ, когда отдохнет: «после напишу, что можно» 354 . Значит, не все можно было рассказать о беседе с наследником даже в частном письме… Входивший в состав свиты В.А. Жуковский прислал сказать, что цесаревич весьма доволен посещением монастыря 355 . Итак, в самом начале ответственного и длительного путешествия по России Александра Николаевича – посещение Новгородского Юрьева монастыря и беседа с архимандритом Фотием. Напомним, что дядя наследника, Александр I, тайно посетил этот монастырь 5 июля 1825 г. 356 . А другой дядя, великий князь Михаил Павлович, также тайно побывал в обители архимандрита Фотия за год до посещения Александра Николаевича – 8 мая 1836 г. 357 . Как относился девятнадцатилетний наследник к своему дяде – Александру I, о близости которого к архимандриту Фотию цесаревич на мог не знать? Вопрос этот связан, естественно, с оценкой реальности факта встречи цесаревича со старцем Феодором Кузьмичом в Сибири. О посещении Александром II в бытность наследником старца в Сибири писали в эмигрантской литературе, ссылаясь на утверждение генерал-адъютанта князя В.А. Барятинского – отца автора книги о Феодоре Кузьмиче 358 . Ответ на вопрос об отношении цесаревича к Александру I раскрывается в «Журнале путешествия» 1837 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И если что найдётся в сих, неугодное Богу и не полезное душе, нашего ради неразумия; да не будет того. Но воля Божья совершенна и благоприятна да бывает, Аз же прощения прошу. Если же кто об этом лучше и полезнее разумеет, пусть так и творит, а мы о нём радуемся. Если же кто в наших писаниях пользу найдёт, и обо мне, грешном, помолится, да обрету милость пред Богом. Конец списанию Нилову. После сего приписано тем же переписчиком, который писал слова сии: «В Богом избранных иночествуя во времена сии явленного, и ревнителя древних святых Отцов, старца Нила Сорского пустыни, нового скита, трудолюбно подвигом сотворившего, прежде бывшего Кирилловой обителью собраны от Писаний Боговдохновенных святых Отцов 11 глав, духовной мудростью, особенным образом отделанных, на спасение душам нашим. И к Богу отошёл месяца Мая, в 7 день, за полтора часа ночи, в третью неделю по Пасхе, Святых Мироносиц. Лета по седьмой тысяче 16. Нам образ сим жительством показал». Нищевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в уезде Переславля Рязанского и был приписным к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Новгородско-Северский Спасский монастырь Новгородско-Северский Спасский или Преображенский монастырь . Мужской, Черниговской Епархии 1 класса монастырь, находящийся внутри Новгорода Северского. Построен в половине XVII столетия Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем. С 1785 года, по учреждению Новгородо-Северской Епархии, был он Кафедральным Преосвященного Новгородо-Северского; в 1797 году, 1 Сентября, по упразднению этой Епархии, именным указом Архиерейский Новгородо-Северский дом велено обратить в первоклассный монастырь, и 13 числа туда назначен Новгородского Юрьевского монастыря Архимандрит Иоанн со степенью того Юрьева, но, по оставлению в Северском монастыре настоятелем уволенного от управления Могилёвской Епархией Епископа Илариона, Иоанн от 31 Декабря определён в Новгородский Антониев монастырь со степенью Юрьева же и Семинарии Ректором. По кончине же Преосвященного Илариона, случившейся в 1799 году, определён настоятелем Архимандрит Нижегородского Печерского монастыря и кавалер Иероним, который и доныне там настоятельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Архиерей отметил, что восстановление святынь сегодня происходит очень трудно, учитывая экономическую ситуацию, но Господь посылает людей, которые участвуют в этом благом деле. Благодаря этим людям Юрьев монастырь восстановлен, здесь было устроено Новгородское духовное училище, которое насчитывает уже 15 выпусков. Выпускники училища продолжают духовное образование в Петербурге и возвращаются домой нести свое послушание. Митрополит Лев выразил слова благодарности всем, кто в течение долгих лет участвовал в возрождении Юрьевской обители, и, в частности, епископу Арсению, который приехал сюда по окончании Санкт-Петербургской духовной академии , а также всей братии, населяющей и поддерживающей обитель. Перед гостями выступили специалисты Новгородского музея-заповедника и Новгородского архива. Старший научный сотрудник Людмила Яковлева рассказала собравшимся о Георгиевском соборе. Новгородский историк, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, член Совета отделения Российского исторического общества в Великом Новгороде Людмила Секретарь представила свою книгу, посвященную истории Георгиевского собора. Старший научный сотрудник Государственного архива Новгородской области Игорь Анкудинов презентовал историко-археологическую выставку, посвященную истории Георгиевского собора. Экспозиция располагается в галерее Спасского собора монастыря. В нее вошли церковная утварь, книги, древние иконы, священнические облачения, фотографии, части фресок Георгиевского собора, которые были обнаружены в ходе раскопок. Также во время торжественного акта состоялось выступление хора Юрьева монастыря под управлением регента Ольги Вересовой и хора Новгородского духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова. Воспитанники воскресной школы Юрьева монастыря выступили перед гостями праздника со стихотворениями об обители. Монастырь святого великомученика победоносца и чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьевым (Юрий — диалектная форма имени Георгий, широко распространенная в древнерусском языке), принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии , но и всей России. Он был основан в 1030 году на берегу реки Волхов сыном равноапостольного Крестителя Руси князем Ярославом Мудрым, носившим в Крещении имя Георгий.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5433153...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕКСГОЛЬМСКОЕ И ЛАДОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии существовало в 1708-1712 гг. как Ладожское вик-ство, в 1714-1742 гг. как Корельское и Ладожское вик-ство, в 1758-1763 гг. как К. и Л. в. Названо по городам, ныне находящимся в Ленинградской обл.: Кексгольм (до 1617 Корела, в 1918-1948 Кякисальми, с 1948 Приозёрск) и Нов. Ладога. На рубеже XVI и XVII вв. г. Корела являлся резиденцией епископов: Корельская и Орешковская епархия была учреждена при патриархе св. Иове . После передачи Корелы Швеции по Столбовскому миру в 1617 г. епархия прекратила существование, город был переименован в Кексгольм. В 1710 г. рус. войска освободили Кексгольм, но исконное название ему не было возвращено, оно сохранялось в титуле архиерея. В 1716-1723 гг. Корельское вик-ство имело статус полусамостоятельной епархии. В 1714-1723 и 1728-1759 гг. епископы, занимавшие кафедру, являлись настоятелями Юрьева новгородского мон-ря , в 1759-1763 гг.- Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря . В 1707 г. Новгородский и Великолукский митр. Иов († 1716) получил от царя Петра I Алексеевича разрешение иметь в Новгороде викария «ставленников ради». 18 янв. 1708 г. во епископа Ладожского был хиротонисан Иоиль (Вязьмитянин; † 17 июня 1712), архим. новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря . Встречающееся в литературе именование его «епископом Корельским и Ладожским» не соответствует действительности (см.: Фиников В. Новгородская епархия в 1-й пол. XVIII в.//Новгородские ЕВ. 1896. 6. С. 397). После смерти еп. Иоиля митр. Иов неоднократно просил царя отпустить его на покой «или бы ми возблаговолили в помощь посвятити епископа». Разрешение на поставление последовало в кон. 1713 г., из 3 кандидатов был утвержден настоятель Юрьева мон-ря архим. Аарон (Еропкин) с сохранением за ним управления монастырем. Архим. Аарон «наречен бысть Корельский и Ладожский», 24 янв. 1714 г. хиротонисан в Москве.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

В кон. 1923 - нач. 1924 г., после освобождения Патриарха св. Тихона из заключения (Святейший Патриарх находился под арестом с 6 мая 1922 по 25 июня 1923), часть верующих Демянска воссоединилась с Патриаршей Церковью. В июле 1924 г. верующие добились регистрации общины и передачи им в пользование Крестовоздвиженской ц. Михаил Смелков откликнулся на это неоднократными заявлениями в губ. адм. отдел о том, что «церковь эта служит местом сборищ контрреволюционеров и черносотенцев и агитационным для них пунктом». Смелков обвинял в «контрреволюционных преступлениях» прот. Модеста Белина, возглавлявшего «тихоновское течение» в Демянском у. В 1924 г. правосл. духовенство собралось на съезд для обсуждения вопроса о создании в Демянске при Крестовоздвиженской ц. епископской кафедры (о съезде известно из заявления Смелкова в губернский адм. отдел). По-видимому, участники съезда обратились к священноначалию с ходатайством о создании Д. в., к-рое было удовлетворено, т. к. в 1925 г. в качестве Демянского епископа упоминается Никодим (Воскресенский), с 1914 г. в сане архимандрита состоявший настоятелем Юрьева новгородского мон-ря . В кон. 1925 г. Д. в. возглавил Тихон (Рождественский), бывш. личный секретарь Новгородского митр. Арсения. Его хиротония состоялась 29 нояб. 1925 г. в Софийском соборе Новгорода (последняя архиерейская хиротония в соборе до его закрытия в 1929). В 1926 г. еп. Тихон был арестован и выслан из Демянска, сохранял титул до 1927 г. Во 2-й пол. 20-х гг. в Демянском у. продолжалось возвращение верующих и храмов из обновленчества в Патриаршую Церковь вплоть до изгнания православными из храмов обновленческого духовенства. В марте 1927 г. в погосте Пола группа верующих «тихоновского» течения во главе со свящ. В. Ростовцевым заняла церковь, в к-рой служил обновленческий свящ. В. Громцев. Очевидно, интерес у губ. властей к обновленцам уже угас, поэтому решительных действий в их поддержку предпринято не было, церковь им не вернули. 29 авг. 1931 г. в Спасском соборе бывш. Юрьева новгородского монастыря во епископа Демянского был хиротонисан архим. Сергий (Васильев), бывший настоятель этой обители. В дек. 1937 г. еп. Сергий был арестован в Новгороде и вскоре казнен. Впосл. Д. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/171679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ История (Ионо-Отенский, Отенский Трехсвятительский и Николаевский), находился в Крестецком у. Новгородской губ. (в 4 км к северо-западу от совр. дер. Посад Новгородского р-на и обл.), у р. Вишеры. Основан, вероятно, архим. Харитоном. В Житии Новгородского свт. Ионы Отенского говорится, что он принял постриг «в пустыни рекомеи Отни архимандрита Харитона» (Повесть об Ионе//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 234). В лит-ре XIX-XX вв. применительно к раннему периоду его существования О. м. называется «Харитоновой Отней пустынью». В 1407/08 г. архим. Харитон поставил «церковь древяну Три святители, на Красном острове» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 158; Т. 4. Ч. 1. С. 407; ср.: Там же. Т. 42. С. 173; Т. 43. С. 168). Новгородское летописание сер.- 2-й пол. XV в. (но не Житие свт. Ионы) называет Харитона архимандритом киевским (т. е. киево-печерским). Нельзя исключать, что в общем протографе нескольких новгородских летописей сер.- 2-й пол. XV в. содержалось неверное прочтение «киевский» вместо «юрьевский», т. е. имелся в виду настоятель Юрьева новгородского монастыря (его настоятели по должности были новгородскими архимандритами и возглавляли черное духовенство Новгорода и окрестных обителей). П. М. Строев предполагал, что Харитон был юрьевским настоятелем ( Строев. Списки иерархов. Стб. 74). Киевский архимандрит с таким именем в указанный период в источниках не значится; впрочем, имена киевских архимандритов кон. XIV - 1-й трети XV в. вообще неизвестны (Там же. Стб. 12). Между тем настоятель Юрьева мон-ря по имени Харитон имеется в списке новгородских архимандритов сер. XV в. (НПЛ. С. 475; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 627), но остается невыясненным вопрос о его отождествлении с архимандритом нач. XV в. Следует отметить, что под 1410 г. в Новгороде впервые упоминается архим. Варлаам; до него архимандритом мог быть именно Харитон, ушедший затем в основанную им пустынь. Имя Харитона приводится в отенском синодике XIX в. (ОР НГОМЗ. КП 30056-266. Л. 24 об.).

http://pravenc.ru/text/2581699.html

Новгородский, и архим. Мануил. Отпевание О.-Ч. 10 окт. в Георгиевском соборе совершил еп. Леонид, надгробное слово произнес ректор Новгородской ДС архим. Антоний (Павлинский ; впосл. архиепископ Владимирский и Суздальский). О.-Ч. похоронили в мраморном саркофаге в ц. Похвалы Пресв. Богородицы рядом с архим. Фотием. В 1850 г. в настоятельских покоях, в к-рых почила О.-Ч., был создан храм, освященный во имя свт. Алексия в память о ее отце. По завещанию от имени О.-Ч. было передано в Юрьев мон-рь 300 тыс. р., в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую лавру - 30 тыс. р., в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь - 10 тыс. р., в 340 российских мон-рей - по 5 тыс. р., в 48 кафедральных соборов - по 3 тыс. р., в 49 епархиальных попечительств о бедных духовного звания - по 6 тыс. р., итого 2 млн 478 тыс. р. серебром, а также 30 тыс. р. на афонские монастыри. Всего же за свою жизнь О.-Ч. внесла на устройство храмов и мон-рей ок. 25 млн р. только учтенных вкладов. По свидетельству Муравьёва, в благодарность за эти пожертвования графиня удостоилась особого поминовения Церкви. Имение графини под Юрьевым монастырем вместе с ее личными вещами (кроме драгоценностей, которые также были направлены на благотворительные цели) перешло в собственность монастыря. Родственники по завещанию О.-Ч. получили только степные земли в Бобровском у. Воронежской губ. Распорядителем наследства стал гр. А. Ф. Орлов, которому переходило 100 тыс. р. Лит.: Муравьёв А. Н. Воспоминание о гр. А. А. Орловой-Чесменской//ПрТСО. 1849. Т. 8. Кн. 2. С. 316-327; он же. Мои воспоминания. М., 1913; Елагин Н. В. Жизнь гр. А. А. Орловой-Чесменской. СПб., 1853; Макарий (Миролюбов), архим. Описание Новгородского общежит. 1-кл. Юрьева мон-ря. СПб., 18622; Алексеев А. Краткое описание Новгородского Юрьевского 1-кл. мон-ря и неск. слов о настоятеле его архим. Фотии и о благотворительнице обители - гр. А. А. Орловой-Чесменской. Новг., 1875; Карнович Е. П. Архим. Фотий, настоятель Новгородского Юрьева мон-ря//РС.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

Сын и племянник будто бы обнимались и прижимались друг к другу, Государь подошел и взял от племянника сына к себе. На это видение вот что объяснил один житель столицы Москвы г. Арзамасцов. «То видение, которое Вы мне изложили, оно означает следующее: Межевать землю под монастырь означает утверждение и благословение это непременно Вам сделать. Империалы есть время царствования, но как нет на этих монетах штемпеля, то как Бог благословит, в какое царствование устроить обитель и положить закладку такому великому событию, потому что жетон времени, Вы сами знаете, что чеканить надо. Дивные деревья с золотыми листьями означают то, что не было примера в мире в подвигах и отвержении славы человеческой такого, который устроил с собой Старец. При том Вы знаете, что в натуре нет золотых листьев на деревах, но духовно Старец все устроил, и потому обитель Феодоровская будет окружена славою и чудом, почти небывалым в мире. Видеть Государя, сына и племянника означает указ – разрешение строить обитель, чему вы будете свидетели, и целование есть то, что все будет мирно и радостно. Остаюсь восхищенным от радости за будущее событие. Душевно преданный Арзамасцов 13 апреля 1875. С. Петербург». Приложение 3 Посещение императором Александром I Новгородского Юрьева монастыря в 1825 г Настоятель Новгородского Юрьева монастыря архимандрит Фотий (Спасский) 1197 вел многолетнюю регулярную переписку со своей духовной дочерью графиней А.А. Орловой-Чесменской. В первом письме к ней от 6 июля 1825 г. архимандрит Фотий кратко сообщил о посещении императором обители накануне, 5 июля, а в следующем послании, датируемом этим же числом, дал более обстоятельное описание пребывания Александра I в монастыре. Эти два письма, публикуемые впервые, входят в состав рукописной книги в сафьяновом переплете с золотым тиснением, имеющей название: «Послания священ-но-архимандрита Фотия к духовной дщери, девице Анне, графине Орловой-Чесменской за 1824 и 1825 год» 1198 . (Так оформлены и послания за некоторые другие годы.) Книга содержит 58 посланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

40 Карпович Е.П. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря//Русская старина. 1875. Июль. С. 304; 307, 329. 43 Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. 2-е изд. СПб., 1885. С. 367–368, 436 и др.; Кудряшов К.В. Александр I и тайна Феодора Кузьмича. Петербург, 1923. С. 20; Кнор-рчнг Н. По поводу Александровской легенды//Голос минувшего на чужой стороне. 1926. 4. С. 241–255. 45 Там же. Монах Евводий, присутствовавший на погребении графини А.А. Орловой-Чесменской, рассказывал, что ее хоронили «в черном монашеском платье» и «на панихиде поминали Агнией и поминали шесть недель монахиней». (Слезкинский А. Архимандрит Фотий и графиня А. Орлова-Чесменская//Русский архив. 1899. 11. С. 324.) Высокую оценку духовной жизни графини см.: Серафим (Роуз) , иеромонах. Тайная монахиня Агния//Русский паломник. 27. 2003. С. 5–19. 48 С.Г.Р. ( С.Г. Рункевич ?). Фотий (Петр Никитич Спасский)//Русский биографический словарь. Ф – Ц. СПб., 1901. С. 209. Это свидетельство тем более заслуживает доверия, что автор статьи в РБС в целом неодобрительно относится к архимандриту и с иронией пишет о бывших Фотию явлениях свыше. 49 См. «Русский архив» за 1868, 1869 и 1873 гг., а также «Русскую старину» 1894 г. (Т. 81, 82), 1895 г. (Т. 83, 84), 1896 г. (Т. 87). 50 Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1208, Юрьев Новгородский монастырь. Оп. 3. Д. 47. 1822 п В этом деле собраны письма Фотия за 1822 г. Но в конце добавлена приведенная выше запись встреч – Л. 373–374. На полях приписка: карандашом (Л. 373): «Нужно ли сие?» – и весь текст (Л. 373–374): зачеркнут карандашом. 51 МорошинЯ.Л. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря. Воспоминания священника//Русская старина. 1876. 10. С. 313. В момент публикации «Воспоминаний» автор их был заштатным священником Тверской епархии и жил в селе Буриги Тверской губернии. 57 Подробно об оппозиции см. современное исследование: Кондаков Ю. Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801–1825). СПб.: «Нестор», 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Льготы, дарованные сею грамотою, утверждены вполне Великим Князем Феодором Иоанновичем 7093 (1585) года, 14 генваря, при игумене Геннадии; о чем сделана на подлинной, описанной выше грамоте особая надпись, за подписом дьяка Богдана Ксенофонтова. Список с грамоты Царя и Великаго Князя Феодора Иоанновича и Царицы и Великой Княгини Ирины, данной игумену Давиду 7106 (1598) года, 18 ноября, об устроении в Валаамском монастыре царскою казною «для раззорения свейскаго» церкви, келлии и ограду по-прежнему; вместе с тем подтверждались права монастыря старинными вотчинами, рыбными ловлями и иным всяким угодьям, пожалованным грамотам «владеть по прежнему». — Дана на Москве за подписом дьяка Бориса Ксенофонтова. Список с грамоты Государя Алексия Михайловича Новгородскому воеводе Князю Василью Григорьевичу Ромодановскому, данной 7185 (1677) года, 11 декабря. — Этою грамотою предписано о колоколе Васильевского монастыря строителю Евфимию с архимандритом Юрьева монастыря и братиею дать суд, из суда разыскать всякими иски до пряма, а по сыску об отдаче того колокола из Юрьева монастыря в Васильевский монастырь учинить по Великого Государя указу и по Соборному уложению и по рассмотренью Ромодановского; и проч. Дана на Москве за подписом дьяка Евстрата Фролова.   Копии с некоторых древних актов Копия с Межевой записки, учиненной Валаамским игуменом Макарием и прочими старцами с посадскими людьми Сванского волока, в 7114 (1606) году, 25 мая, о полюбовном решении возникшего между ними спора о земле и лесе, что они в той «спорной земле и в лесу с теми посадскими людьми полюбовно помирились и межи разъехали и грани учинили и записи полюбовныя промеж собя пописали с обеих сторон». — Далее следует описание самых границ и прочие условия. Запись эта заключена так: «А си грани и ся запись промеж нами во веки, а на то послуси Епископа Корельскаго дьяк Яков Григорьев, сын Руккульской, да государев подьячий третьяк Иван Пентюшин, да Сакульскаго Михайловскаго погоста священник Ефрем Иванов сын, да Василей, а запись писал Валаамскаго монастыря казенной дьячок Иванко Григорьев».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010