Вообще архим. Фотий многими чертами своего характера и своей деятельности, живо напоминающий знаменитого флорентийца Савонароллу, по нашему мнению заслуживает гораздо большего внимания со стороны историков, нежели каким он доселе пользуется в нашей исторической литературе, и вполне удовлетворительной беспристрастной биографии, в которой были бы изложены как все обстоятельства его жизни и деятельности, в связи с историей его времени, так и его миросозерцание и оценка его личного характера. Н. Барсов . Письмо I Высокопреподобный отец архимандрит Иннокентий! Брат мой о Господе наилюбезнейший! Радуйся! Любовь твоя пишет мне о любви к твоему о Христе возлюбленному страдальцу Иоанну. Приемлю твою любовь и целую твоё произволение. Но хощу тебе и я такожде предложить слово моё о любви. Кто любит Бога – тот един научен от Бога, како, где, кому сотворить любовь для Бога. Ты же воистину, отче святый и трудолюбче, подвижниче новый, любишь Бога и Господа твоего, от того же ты и научен еси любви ближнего. Но вот моя любовь к твоей любви какая объявляется: упование мое Отец, прибежище Сын, покров Дух Святый – Троица Святая. Итак, с твоего благословения я тотчас мое упование Иоанну объявил, прибежище указал, – и под кров привёл. А прочее всё приложится, аще воля будет свыше на то. Ты жилище Святого Духа, ты уста Божия, ты соль еси, обреченная осолити гнилость в свое время. Рука Божия с тобою. Внемли вся своя паче. Разум Божий да почиет в тебе. Блюди како подвизаешися: будь мудр, яко Господь одесную тебя. Сохрани сию любовь мою, излившуюся нечаянно по случаю твоея любви об Иоанне мне явленныя. Не у прийде время его. Что тебе и мне? Я видел ангела Божия твоего, яко столп огнём возвышался и светяся и яко ангела вижу точно во спасение. Научен еси от Бога, и не имаши нужды да что тебе от учения в научение речется не от Бога. Плоть и кровь царствия Божия наследить не могут. Имаши и приемлеши сугубо власть на ключ разумения ведати волю Божию. Господь с тобою. Радуйся. И ты, сосуд разума, радости буди исполнен свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

11 марта 1812 года определён ректором Санкт-Петербургской академии и профессором богословских наук. 27 марта 1812 года назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. С этого же времени по званию ректора присутствовал в Санкт-Петербургской духовной консистории. В академии у архимандрита Филарета был образцовый порядок, что служило примером и для других академий. Он заново переработал и представил на утверждение академический устав. Вместе с тем он переработал устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив всю эту работу без помощников в шесть недель. Впоследствии Филарет сам говорил, что он никогда так много не работал, как в свою бытность ректором академии, и считал себя свободным от занятий, когда у него, по его собственным словам, «за раз было только одно дело на руках, а не три или пять». Митрополит Филарет по праву считается подлинным основоположником русской библейской науки. Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. «Дело перевода было, можно сказать, делом едва ли не всей жизни святителя Филарета, составляло предмет самых заветных его помыслов, желаний и забот... было причиною и великих скорбей для него, и великой славы», – писал профессор МДА И.Н. Корсунский , уделявший этому крайне сложному вопросу большое место в своих исследованиях. Но не все с пониманием отнеслись к этому новому делу. Архимандрит Фотий (Спасский ; † 1838), бывший в 1814 году студентом 1 курса Санкт-Петербургской академии, был противником переводческой деятельности архимандрита Филарета, но признавал его выдающиеся способности как ректора и профессора. Вот как описал он архимандрита Филарета в своей автобиографии: «Филарет был... росту среднего, смугл видом, власы средние тёмно-русые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь у него была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы всё лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что, когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его ещё более безъястия и пития. Оставлял он сильные впечатления от учений своих – всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение... Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Всё доказывало, что он много в науках занимался... Сила, красота, достоинство и слава Духовной академии был один Филарет».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святейшему, премудрому исповедание приношу, а не указание творю. Всё тончайшее само открываю. То добро зело, что бессмертно есть и будет слово и дело: а то все ничто, что, подобно летающему огню, блеснет и исчезнет. Чаю, что уста Божия твоя всегда меня усладят, не отвратят на будущее время, вообрази, ежели в мед и сот смрадный червяк или гадина кая пала – невольно отвратит от меда. Пчела имеет такое острое чувство, что услышав даже невидимое осквернение, готовый мед бросает, и далече летает, да чистый, благоуханный достанет. Постник, отвыкши от многого, имеет вкус самый тонкий и всё, что постничеством, говением, благоговением пахнет, тотчас познавает. Он ни слова, ни дела, ни ястия, ни пития, ниже иного чего, чего отрекся царствия ради небесного, не коснётся, того как ему не хвали: но Духом Св. водим сам весть вся, и не требует да кто учит его. Помолимся, святый, да даст Бог и рабу твоему постом и молитвою угодить Богу. Радуйся ангел Господень, радуйся светильниче горяй и светяй, радуйся свет мира, радуйся главо освященная, свыше зван сый, а не от человек. Благослови того, который есть всех низших мний и грешный Фотий. 1837 г. февраля 27. Суббота сырная. PS. Послания 1820, 1821, 1822 книга и другая 1823, написаны и отданы переплетать. Пришлю тебе в дар: ты там не найдешь уму пищи, а сердцу пользы, какую отец чаду мог подавать. «Похвала» 19 уже написана и переплетена, токмо для тебя ещё пишется. Пришлю я посланий две книги, и похвалу и более ничего не пришлю. Не нужно тебе. Из сего и прочего ты увидишь, что я весьма низко стою, и ежели стою, то на камени веры утвержден и токмо. Письмо XI С великою радостию владыко святый, читаю ваше издаваемое чтение 20 . Истинно христианское и преполезное. Превосходное начало его. Прошу мне сказать о цене, что за годичное издание, за один экземпляр стоит: мне мало одного. Прошу с 1-го еще 3 выслать – дабы у меня было три экземпляра: и как деньги и сколько, то я пришлю заранее. Вот прекрасно, немного да без примеси вздора, всё едино православное.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Кто что читал об этом, поделитесь, пожалуйста, ссылками. Юлия, библиотекарь,Харьков. 25 октября 2009, 16:11 Проблема православных библиотек очень животрепещущая. Даже в таком большом городе как Харьков нет большой публичной православной библиотеки. Есть маленькие пункты выдачи литературы при церквах. Хотя, вероятно, среди прихожан есть немало библиотекарей, т.е. вопрос кадров может быть решен. Необходимо, действительно, духовное и материальное окормление церковного начальства. Нам, верующим, надо обращаться к своему владыке. Думаю, такое дело не оставили бы без внимания. Ведь стационарная (работающая всю неделю)профессиональная православная библиотека (даже одна в городе) сколько принесет пользы в просветительской работе, а не только в обслуживании прихожан.Выставки, обзоры, клубы, вечера,кинозалы, экскурсии - все формы и методы массовой работы. И методический центр нужен, и орган печатный, и сайт в интернете, и библиографические пособия. Т.е. весь спектр библиотечной современной работы. Хотелось бы быть полезной в нашем общем деле. Неонилла Дмитриевна Голубятникова 10 октября 2009, 15:20 Можно предположить, что разница между работой православного библиотекаря в светской библиотеке и библиотекаря в приходской библиотеке состоит в том, что в первом случае верующий библиотекарь работает с теми изданиями, которые поступили из ЦБС, и должен сообразовываться с Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря; во втором - библиотека является частью (иногда центром) приходской жизни, взаимодействие библиотекаря и читателя можно рассматривать сквозь законы аскетики, само чтение должно быть плодотворным, должно будить волю к доброделанию внутреннему и внешнему, а не питать воображение и не быть заменой жизни (прочитал - вроде бы, легким способом приобщился к чужой духовной жизни, успокоился), фонды комплектуются священниками или под наблюдением священников. Посмотрите о чтении Невидимую брань, Поучения аввы Дорофея, устав Новгородского Юрьева монастыря (гл. о должности библиотекаря)и многое другое.

http://pravoslavie.ru/31910.html

Это письмо мы заимствовали из бумаг преосв. Амвросия Серебряникова, приобретённых библиотекой С.-Петербургской академии от г. Мартиновского. До какой степени искренни аскетические советы его, содержащиеся в этом письме, мы можем судить по любопытному факту из его собственной жизни, рассказанному не так давно в «Русском Архиве» г. Бартенева (за 1870 год, стр. 901). Однажды Фотий, ещё во время пребывания своего в С.-Петербурге, – рассказывает автор статьи, – тяжко заболел. Государь, узнав о том, прислал к нему для помощи корпусного врача Соколовского. Этот нашёл Фотия в его келье лежащим неподвижно на каменной кушетке, едва прикрытой тонкою тканью. Болезнь оказалась серьезная – гнойный нарыв на груди. Когда врач предложил операцию, Фотий сказал: «ежели грешная жизнь моя не угодна Богу, то я готов сейчас предстать пред Него, но тела своего резать не дам». Врач посоветовал больному, по крайней мере, вкушать мясную пищу; но услышал в ответ, что он круглый год не вкушает другой пищи, как только гречневую кашицу. «Я монах – сказал Фотий – и уставов церкви нарушать не должен». Так врач и ушёл ни с чем. Нарыв скоро прорвался сам собою и Фотий выздоровел. Добавим кстати, что настоящими письмами и другими, напечатанными в разных изданиях – главным образом в «Русском Архиве» и в «Чтен. Московск. Общ. Истории и Древностей» (см. по изданиям в 1884 году подробным указателям к этим двум изданиям) письмами и сочинениями Фотия далеко не ограничивается итог всех письменных его произведений. В библиотеке С.-Петербургской духовной академии (в отделении рукописей Исидоровских 26) находится обширный сборник, доселе не напечатанных его сочинений под заглавием: «Тайна». Из многочисленных «посланий», т. е. писем его к разным лицам, доселе также не обнародованных, о которых имеются лишь указания и упоминания в сочинениях самого Фотия – автобиография и в настоящих нами издаваемых письмах, особенно любопытны были бы, по всей вероятности, его письма к князю Голицыну: в них нашлось бы разъяснение взаимных отношений этих двух лиц, отношений, о которых лишь отчасти можно составить понятие по письмам Голицына к Фотию, напечатанными нами в «Русской Старине» за 1882 год, с предисловием, в котором мы делаем свой опыт характеристики Фотия и Голицына.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Разделы портала «Азбука веры» 17 Июл 2023 Фото: vn-george.ru Великий Новгород, 14 июля. Археологи во время раскопок на территории Юрьева монастыря в Великом Новгороде обнаружили редкую печать новгородского архиепископа Спиридона, который является одним из современников и сподвижников князя Александра Невского, сообщила пресс-служба Института археологии РАН. Архиепископ Спиридон в XIII веке был избран на Новгородскую кафедру из монахов Юрьева монастыря и возглавлял паству в течение 20 лет, сообщает  ТАСС . «Археологи Института археологии РАН в ходе раскопок на территории Юрьева монастыря в Великом Новгороде обнаружили вислую печать архиепископа Спиридона, управлявшего Новгородской епархией в самом начале татаро-монгольского нашествия на Русь. Печать выделяется из ряда аналогичных хорошей сохранностью и высоким качеством исполнения», — отмечается в сообщении. По данным пресс-службы, свинцовая печать, скреплявшая документ от имени архиепископа Спиридона, была найдена сотрудниками новгородского архитектурно-археологического отряда РАН на территории Юрьева монастыря в одном из раскопов, заложенных к северу от Георгиевского собора. В ходе археологических работ было расчищено глубокое подполье древнерусской жилой постройки XIII-XV веков. На лицевой стороне печати находится надпись в пять строк с именем Спиридона, на оборотной — погрудное изображение Богородицы Знамение. «Это редкая находка, которая собрала «две пятерки»: это пятая печать, найденная за 10 лет археологических исследований на территории Юрьева монастыря, и пятая из всех известных печатей архиепископа Спиридона. Четыре из них были найдены при археологических работах, одна — из сборов частных лиц, и именно эта печать оттиснута с одной матрицы с только что обнаруженным экземпляром», — цитирует пресс-служба слова заместителя руководителя новгородского архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Марины Вдовиченко. По словам ученого, другие известные печати архиепископа Спиридона по своему качеству сильно проигрывают печати, найденной в Юрьеве монастыре. «Композиция отличается свободой построения, изяществом пропорций фигуры Богоматери с воздетыми руками, четкими и уверенными деталировками одежд. Очевидно, что изображение на специальных щипцах, которыми оттискивалась печать, для оборотной стороны печати вырезал незаурядный художник», — приводит пресс-служба слова руководителя новгородского архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Владимира Седова. Источник: Благовест Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/arheologi-nashli-v...

За приписью Дьяка Андрея Черново, за справой Петра Антонова. Г) Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича. XXXIX. В том же 7190 году, Августа 24, о зачёте за вышедших из вотчин Юрьева монастыря в дворцовые волости Карельских выходцев за 15 семей доимочных денег 624 рублей, за приписью Дьяка Артемия Попкова, за справой Петра Антонова. XL. В 7192/1684 году, Июня 11, на владение полевой землёй Новгородского уезда в Боженском погосте за приписью Дьяка Василия Лукина. XLI. В 7193/1684 году, Декабря 10, о владении дворцовыми пожнями Новгородского уезда (см. XXXVI) безоброчно за приписью Дьяка Семёна Комсина. XLII. В 7194/1686 году, Июня 22, о требовании с имеющихся в Олонецком уезде в Шальском и Пудожском погосте Юрьева монастыря рыбных ловель оброчных денег с прочими податями в Новгороде, а не в Олонце, за приписью Дьяка Василия Посникова, за справой Ивана Уланова. XLIII. В 7196/1688, Января 12 о нетребовании Новгородского уезда Шелонской, Деревской, Бежецкой и Обонежской Пятин в вотчинах Юрьева монастыря от крестьян под Послов, и под Посланников и под гонцов сухим путём подвод, а водяным путём судов и о платеже денежных всяких доходов и Стрелецкого хлеба в Великом Новгороде, за приписью Дьяка Василия Бобинина, за справой Фёдора Кишмутина. XLIV. В 7197/1689 году, Июля 8, данная по прошению Успенского Волотовского монастыря Строителя монаха Матфея с братией, о неправом отводе и отмежевании во рчг (1685) году Деревской Пятины Писцом Князем Иваном Белосельским оного Волотова монастыря из деревни Замышья пашенной земли на 20 четвертей, сенных покосов на 20 копен в Боженском погосте к церкви Николая Чудотворца, построенной на вотчинной Юрьева монастыря земле и проч. И велено грамотой этой учинить по Уложению и по новоуказанным статьям, за приписью Дьяка Дмитрия Фёдорова, за справой Романа Калинникова. XLV. В 7199/1691 году, Июня 9, Преосвященного Корнилия, Митрополита Новгородского о приписке Волотова монастыря со всеми вотчинами и угодьями к Юрьеву, за приписью Дьяка Савы Боровитинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Несмотря на то, что Императору и князю было известно о болезнях архимандрита, вызванных сыростью Сковородского монастыря, они не спешили переводить его в новое место: «Молю Господа да скорее он вас избавит от сего болота, и буду стараться с митрополитом при первой удобности перевести вас из Сковородского» 87 , – писал Фотию А.Н.Голицын 6 июля 1822 года. Возможность перевода Фотия появилась лишь в сентябре, после выхода в отставку прежнего игумена Юрьева монастыря. 25 августа 1822 года С.П.Мещёрский рапортовал А.Н.Голицыну о том, что настоятель Юрьева монастыря Антоний просит отпустить его на отдых 88 . Св. Синод рассмотрел просьбу Антония, отметив, что ему 73 года, в монашестве с 1782, в 1801 посвящен в архимандриты, с 1820 настоятель Юрьева монастыря, службы беспорочной, и рекомендовал его жалование превратить в пенсию. 89 19 ноября 1822 года рапорт Св. Синода был подан Императору. 18 января 1823 года П.С.Мещёрский рапортовал А.Н.Голицыну о выплате Антонию пенсии в 600 рублей. 90 В автобиографии Фотий указывал, что узнал о назначении в Юрьев монастырь совершенно неожиданно 21 августа. Это заявление Фотия опровергает его переписка с А.А.Орловой-Чесменской в 1822 году. 3 августа Фотий писал, что ещё 25 июля Серафим подписал прошение о его назначении в Юрьев монастырь. При этом Фотий рассчитывал, что назначение состоится уже к 12 августа, дню ангела графа Орлова 91 . Такая хронология событий отчасти подтверждает заявление С. Крылова о том, что Фотий приложил много сил, чтобы уговорить настоятеля Юрьева монастыря Антония уйти на покой 92 . Из письма А.А.Орловой-Чесменской к Д.А.Державиной видно, что назначение задержалось. Лишь вечером 21 августа Фотию был объявлен указ о новом назначении. 93 Задержав награждение и перевод Фотия, Царь связал тем самым его назначение с запретом масонских лож и тайных обществ, произошедшим 1 августа 1822 года. Назначая Фотия настоятелем Юрьева Новгородского монастыря, власти преследовали «свой интерес», желая использовать деньги графини для обновления уже третьего монастыря. Графиня писала в своих записках: «В бытность мою в Петербурге в 1822 году, Его Высокопреосвященство Митрополит Серафим намеревался сделать Настоятелем в Новгородский первоклассный Юрьев монастырь архимандрита Фотия, сообщил оные намерение мне с тем, чтобы я всевозможно помогала в обновлении запустевшей обители сей архимандриту Фотию, яко наставнику и духовнику своему» 94 . Архимандрит принял это назначение с гордостью, а письма к П. М.Толстой в этот период времени вместо обычного «Убогий Фотий» он стал подписывать: «Юрьев архимандрит Фотий». В автобиографии Фотий указывал, что ещё с 5 на 6 июля ему было видение Св. Георгия, который показал ему обновленный Юрьев монастырь и предсказал, что он будет там архимандритом и все это сделает сам. 95 1 сентября безутешная графиня Анна писала Д.А.Державиной: «Признаюсь, страх грустно, что наш премноголюбимейший Отец уезжал, да правит Господь его путь благополучно» 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Потом Архимандрит Троицы Сергиева монастыря. 44 . ГАВРИИЛ I Домецкий, бывший прежде, до 1691 года, Симоновским Архимандритом, сюда же определён в Декабре 1704 года и был по 30 Июля 1708 года. Из архивных записок видно, что он по доносу на него, якобы в нерадении о монастыре и в продаже монастырских вотчин и угодий, переведён в другой монастырь под начало. 45 . ИСААК. Упоминается в 1708 году, Августа 9 и Октября 18. 46 . ААРОН II Еропкин, из дворян. В 1708 году, Ноября 21, переведён из Хутыня монастыря. В 1714 году хиротонисан в Епископа Карельского и Ладожского, Викария Архиепископу Новгородскому, с поручением ему в управление и Юрьева монастыря по-прежнему. В 1723 году уволен на обещание в Нилову пустынь, а управление монастыря поручено Архимандриту Андронику духовных и приказных дел при доме Архиерейском Судии. 47 . АНДРОНИК, Малороссиянин. В 1724 году, Марта 31, по прошению братии Юрьева монастыря определён действительным Настоятелем этой обители с оставлением при прежней должности по приказу духовному; он много сделал в этом монастыре построек и насадил фруктовый сад. Но в 1726 году определён в Антониев монастырь Настоятелем. 48 . МАРКЕЛЬ Радышевский, Малороссиянин. Упоминается в 1726 году, Мая 14, и в 1737 году, Марта 27. При нём был Наместник Архимандрит Серафим. ААРОН Еропкин, Епископ. Указом Святейшего Синода в 1728 году, Января 9 паки определён Настоятелем Юрьева монастыря и Викарием Новгородского Митрополита. В 1730 году паки отошёл в Нилову пустынь и по кончине его погребён там в паперти соборной церкви. При нём был Наместник Архимандрит Иосиф. АНДРОНИК паки в 1731 году, Января 20, по прошению монашествующих Юрьева монастыря, определён в должности Настоятеля, потом действительным Настоятелем. В 1734 году, Сентября 4, в Санкт–Петербурге скончался, будучи под следствием. 49 . ИОСИФ II, Архиепископ Грузинский Салиельсвельский и Цыркалыкин, Викарий Архиепископа Новгородского, определён Настоятелем в Юрьев монастырь в Августе 1734 года. В 1740 году, Октября 9, отбыл из Юрьева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Церковь Троицы Живоначальной (Юрьева гора) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Троицы Живоначальной располагается в Юрьегорской пустыни – самой удаленной и труднодоступной обители Русского Севера. Содержание История [ править править код ] Троицкая Юрьегорская пустынь была основана в начале XVII века иноком Диодором. Место, называемое Юрьевой горой, расположено на берегу озера Монастырского, соединенного рекой Илексой с Водлозером. Известно, что в 1627 – 1629 годах здесь была срублена Троицкая церковь. Ее сменила одноименная церковь 1796 года, которая строилась уже как приходская после упразднения монастыря. Преподобный Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский В XIX веке деревня Юрьева гора была центральной в небольшой группе поселений, образовавшейся вокруг озера. К настоящему времени все эти деревни исчезли. В бывшей деревне Юрьева гора остались два дома, которые служат кордоном национального парка «Водлозерский». Сама Юрьева гора представляет собой возвышение, на вершине которого до недавнего времени была ровная площадка с остатками нижних венцов, очерчивающих план церкви 1796 года. Целью строительства храма было отметить место захоронения святого Диодора Юрьегорского и запечатлеть память об основанном им монастыре. Проектируя новый Троицкий храм, мы ориентировались на первую Троицкую церковь 1627–1629 годов. Об ее архитектуре неизвестно ничего, но, очевидно, что по размерам она была небольшая. Благословение на строительство этой церкви было получено в Новгороде, поэтому архитектурное решение проектируемого храма ориентировано на новгородские традиции. В качестве образца была выбрана Никольская церковь XVII века из Новгородского музея деревянного зодчества «Витославлицы». Проектируемая Троицкая церковь в своих общих объемах повторяет образец, не немного меньше его по величине. На восточном склоне холма было намечено построить келью-землянку на месте первоначального жилища святого Диодора. На берегу, где раньше располагалась деревня Юрьева гора, предполагалось возвести группу жилых и подсобно-хозяйственных построек. Среди них дом смотрителя, приют для паломников. Рядом – открытая беседка-навес и амбар. На берегу предлагалось воссоздание ныне разрушившейся бани и сооружение причала. В начале тропы, ведущей от берега к церкви, может быть поставлен крест с навесом. В стороне от Юрьевой горы на берегу Новой речки на месте избиения святого Диодора стояла часовня, от которой сохранились остатки нижнего венца восьмигранной формы. Здесь предлагается воссоздание открытой часовни-креста с шатровым завершением.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010