Музей деревянного зодчества " Витославлицы " расположен в четырех километрах от Новгорода, в живописной местности у озера Мячино и реки Волхов. На территории, где сейчас стоит эта чудесная деревня, в которой никто не живет, в XII веке был основан Пантелеимонов монастырь. Еще до возникновения монастыря здесь находилось небольшое село Витославлицы, названное так, очевидно, по имени его владельца - Витослава. Село, вероятно, было поглощено монастырскими постройками, поскольку после XII века это название нигде не встречается. Музей под открытым небом, созданный на месте этого исчезнувшего села, получил его звучное название. И вот мы с Анатолием Сергеевичем на территории музея. Это парк площадью около тридцати гектаров. С севера и запада его окружает озеро Мячино, с востока - река Волхов. " ...Как мера и красота скажут " . Этот принцип заложили новгородцы в строительство и деревянных храмов, и изб. А также малые формы деревянной архитектуры: колодцы, изгороди разных видов, качели, весы. В музее собраны культовые, жилые и хозяйственные постройки Новгородчины XIV - XIX вв. Создание музея началось в 1964 году. В XIX в., покровительница Юрьева монастыря, графиня А.А. Орлова поставила здесь свою резиденцию - ее двухэтажный особняк сохранился и по сей день. Участникам крестного хода мельницы повстречались дважды: у Юрьева монастыря - близко, и - далеким силуэтом при крестном ходе в Поозерье - неподалеку от Сергова. Мы уходили из согретого ласковым солнышком музея под открытым небом, а нам вслед неслись соловьиные трели из набирающей силу майской зелени. Впереди нас ждала встреча с Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом и Губернатором Новгородского края Сергеем Митиным, которому в присутствии Владыки Льва была торжественно вручена Икона Божией Матери " Державная " - благословение Патриарха Алексия II. После встречи состоялось Всенощное Бдение. Так закончилось наше пребывание в стенах Свято-Юрьева монастыря, где медленно, но неуклонно возрождается монашеская жизнь. До свидания, Юрьево!

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/17/...

Обратимся, однако, к документальным свидетельствам. Есть некоторые основания предполагать, что в Софийском соборе была древняя, особо чтимая икона с изображением Богоматери Одигитрии. В Новгородской Второй (Архивской) летописи говорится под 1561 г. следующее: «В лето 7069-го месяца марта в 9, в неделю Великого поста, царь князь великий Иван Васильевичи взял из Великого Новагорода к себе на Москву из Софии Премудрости Божии три образы: Спас, да другой образ Петр и Павел, да у них во облаци Спас, да третей образ Благовещение святей Богородицы Юрьева монастыря. Ца провожали те образы архиепископ Пимин со архимандритом Варфоломеем Юрьева монастыря, и со всеми игумены Новгородцкими и священицы, и со всеми гражены Великого Новагорода на Ильину улицу к Знамению святей Богородици. Ца там архиепископ у Знамения и молебны служил. Ца в Софии пел 4 молебны – Преображению, да Благовещению Пречистой, да пречистой Одигитрею, да апостолу Петру и Павлу, да воду святил, да иконы кропил и народ крестил. Ца как архиепископ отпив обедню, и после обедни иконы отпустил 383 ». Как мы видим, вывозя «три образы», пели «4 молебны», причем четвертым оказался молебен «Пречистой Одигитрии». История вывоза древнейших икон из Новгорода царем Иваном Грозным не во всем ясна. «Благовещение» из Юрьева монастыря, например, было в Москве уже в 1554 г., о чем свидетельствует дело дьяка Ивана Висковатого 384 . Известие о вывозе иконы «Благовещение» в 1561 г. В. И. Антонова рассматривает как интерполяцию, вставку, которую сделал летописец, спохватившись, что в свое время не записал это под нужным годом 385 . Но могло быть и иначе: икону вывезли и вернули, не записав, а потом, в 1561 г. опять вывезли, с указанием в летописи. Вывоз икон из Новгорода с последующим возвращением известен: в 1561 г. вывезли «Спаса Златую ризу» и «Апостолов Петра и Павла», а в 1572 г. их возвратили («Спаса» – в копии). Вывоз иконы Одигитрии из Новгорода нигде не отмечен. Но такая икона явно была вывезена, коль скоро 9 марта 1561 г. отслужили молебны не только в честь Преображения (т. е. Христа в связи с иконой «Спас Златая риза»), «Апостолов Петра и Павла». «Благовещения», но и в память «Одигитрии».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Ученые начали восстановление уникальных фресок Юрьева монастыря 22.04.2016 Сотрудники Новгородского государственного музея-заповедника приступили к восстановлению уникальных фресок из Георгиевского собора Юрьева монастыря , расположенного в окрестностях Великого Новгорода, сообщили " Интерфаксу " в музее. Восстановление ведется в Новгородском кремле. Главным образом музейщики сейчас занимаются работами спасательного характера, готовят сохранившиеся фрагменты к кропотливому изучению. Кусочки монументальной живописи самых разных размеров хранятся в кремлевской мастерской музея в ящиках и на планшетах. Некоторые из них лежат в ведрах с водой. " Мы промываем их в воде, после чего сушим с помощью ультрафиолета " , - рассказала реставратор Татьяна Ромашкевич, руководящая работами. Некоторые обломки фресок оказались повреждены плесенью. Ученые пытаются уничтожить ее специальным дезинфицирующим препаратом. Параллельно спасательным работам реставраторы ведут сборку монументальной живописи, считавшейся навсегда утраченной. В первую очередь, у них складываются изображения ликов святых. Специалисты не исключают, что в итоге им удастся собрать значительные композиции - такие, как Чудо святого Георгия Победоносца о змие. " Эти фрески уникальные, имеют совершенно особое научное значение. Кроме этого, они ведь еще и очень, очень дорогие " , - сказала Т.Ромашкевич. Ученые отмечают, что фрески были выполнены ценнейшими и крайне редкими в XII веке красками. В частности, цена голубой краски, ставшей в Георгиевском соборе фоновой, во времена, когда расписывался этот храм, в буквальном смысле равнялась стоимости золота. Реставраторы обнаружили на монументальной живописи множество граффити - надписей и рисунков, процарапанных на штукатурке писалами. Тексты надписей ученые еще изучают. В соборе эти " письма из прошлого " оказались очень значительными по объему. Как сообщалось, тысячи обломков монументальной живописи XII века были найдены археологами при раскопках внутри собора в 2013-2015 годах. При расчистке пола храма до его древнейшего основания археологи обнаружили, что пол засыпан фрагментами штукатурки с фресками середины XII века, сбитыми со стен во время ремонта в начале XIX века. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.04.2016 19:36:55

http://drevo-info.ru/news/20560.html

В 1398 году архимандрит Парфений был при посольстве к в. Князю Василию Дмитриевичу с заключением мира по старине 1004 . В 1558 году архимандрит Юрьева монастыря Варфоломей, привезший четыре образа из немецкого города Рогодива, отправлялся с ними и с так названною шапкою Иоанна Златоустог о и ризами святителя Никиты в Москву к царю Иоанну Васильевичу IV 1005 ; а в 1561 году тот же архимандрит ездил опять в Москву к царю с дарами от себя и от новгородского архиепископа 1006 . В 1611 году посылан был от Новгорода в Швецию для переговоров юрьевский архимандрит Никандр 1007 . К этому прибавил, что из настоятелей Юрьева монастыря многие были избираемы в святительский сан В начале прошлого века Юрьев монастырь был местом жительства викариев митрополии новгородской; а в 1741 году утвержден был особенный чип служения для архимандритов Юрьева монастыря, остающийся в силе до настоящего времени 1008 . Из числа древних священных обрядов в Юрьеве монастыре известен, со времени устройства в нем нынешней соборной церкви, обряд бить в блюдо во время общей трапезы. В грамоте в. к. Мстислава Владимировича и сына его св. Всеволода, данной Юрьеву монастырю (1128–1132), сказано: «а се яз Всеволод дал есмь блюдо серебрьно в 30 гривен серебра святому же Георгиеви, велел есмь бити в не на обеде, коли игумен обедаетъ» 1009 . Обычай этот заимствован от Греков. Именно, по уставу студийскому, записанному патриархом константинопольским Алексием между 1025 и 1040 годами для основанного им Богородичного монастыря, и введенному преп. Феодосием в Печерском монастыре, было узаконено: как скоро приносится на трапезу иноков блюдо с пищею, оно ставится на краю, и старший из братии ударяет в него большою лжицею; чтец умолкает, и старший из братии возглашает громко: «Господи благослови, помолимся!». Все встают, поставленное блюдо благословляют, и тогда начинают в след за игуменом есть поставленное 1010 . А из слов Всеволода видно, что в последствии ставилось за трапезою в Юрьеве монастыре особое блюдо, в которое ударяли 1011 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия (Спасского) (1792—1838). В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава. После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (в миру князь С. А. Ширинский-Шихматов). В конце 30-х — начале 40-х годов XIX века из красного кирпича были построены братский корпус, маленькие корпуса начальника скита и юрьевского архимандрита, два хозяйственных корпуса, ограда вокруг монастыря, звонница при церкви «на двух каменных столбах с 6 небольшими колоколами». В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. Перынский скит был закрыт и разорён. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда рыболовецкой артели. Церковь использовалась под склад. Во время войны 1941—1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел. После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза. В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. Сегодня монастырь возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря. Церковь Рождества Богородицы [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Перынский скит) Церковь Рождества Богородицы — один из самых маленьких храмов новгородской земли (7,5 на 9,5 на 12 метров). О сооружении каменной церкви на месте мольбища в летописях прямых сведений нет. Каменная постройка датируется 30-ми годами XIII века. Предположительно, её построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Перынский_Рожд...

Прихожане храма Тихвинской иконы Божией Матери побывали в Новгородской епархии июля 2015 Путешествие началось с посещения Варлаамо-Хутынского женского монастыря, куда паломники прибыли под колокольный звон прямо к началу Божественной литургии. После богослужения духовник монастыря иеромонах Макарий отслужил молебен, и все верующие были помазаны святым елеем. Отец Макарий - харизматичный и яркий священник, он нашел возможность сказать каждому слово утешения или вразумления. После посещения монастыря паломники остановились на обед в одном из гостеприимных кафе Новгорода: эта трапеза, как и вся поездка, была организована при содействии муниципального образования " Гражданка " , на территории которого находится храм Тихвинской иконы Божией Матери. МО " Гражданка " также предоставило в безвозмездное пользование комфортабельный автобус, на котором передвигались паломники. Следующим пунктом программы было посещение Юрьева монастыря и Перынского Рождества Богородицы скита. В этих святых местах была организована экскурсия новгородскими экскурсоводами из краеведческого музея, в ходе которой паломникам рассказали не только об истории монастыря и скита, но и всей Новгородской земли. Экскурсоводы любезно напомнили, что само название " Новгород " означает, что был еще и старый город, и продемонстрировали паломникам предполагаемое место, где он находился. Всем запомнилось и то, что суффикс " ище " означает прошедшее время. В частности, городище - означает место бывшего города. Начальник Перынского скита лично встретил паломников. Каждый получил в подарок брошюру, составленную насельниками скита, в весьма оригинальной форме излагающую историю Руси. В Юрьевом монастыре верующие вместе с экскурсоводами и братией монастыря разделили скорбь о том, что до сих пор не была обретена водная жила, которая раньше наполняла колодезь в центре монастыря водой, тем более что жара в тот день стояла изрядная, и пустой колодезь в центре монастыря настраивал на грустный лад. Поклонившись святыням скита и Юрьева монастыря, паломники вернулись в Новгород Великий, где было запланировано свободное время для знакомства с городом.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

«От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России Самодержца в Нашу вотчину в Великий Новгород Богомольцу Нашему, Преосвященному Питириму, Митрополиту Новгородскому и Великолуцкому. В нынешнем рое (7175) году, Марта в к (29) день били челом Нам, Великому Государю, Новгородского уезда Спасского Горнецкого монастыря крестьяне Федька Гаврилов, Ларка Денисьев и вместо всех крестьян того Горнецкого монастыря на Строителя старца Саватея: в прошлом, де, году бил челом Нам, Великому Государю, на прежних Строителей и на крестьян он, Строитель старец Саватей ложно, что будто прежние Строители тот Горнецкий монастырь опустошили и крестьян разогнали, для того, чтобы ему в том Горнецком монастыре быть самому в Строителях и он, де, Строитель Саватей чинит им налоги, и обиды, и разоренье большое; и от того, де, его разоренья и от ложного челобитья разбрелись врозь и вотчины стали пусты, и Наших, де, Великого Государя, податей и монастырского, тягла платить некому, и Нам, Великому Государю, пожаловать бы их велеть, тот Спасский Горнецкий монастырь и крестьян ведать Юрьева монастыря Архимандриту Феодосию с братией опричь того Строителя Саватея, чтобы от того его насильства и разорения в конец не погибнуть и врозь бы не разбрестись и церковь Божия без пения не была бы, и о том дать им Нашу, Великого Государя, грамоту. И как к тебе сия Наша, Великого Государя, грамота придёт, и ты бы, богомолец Наш Преосвященный Питирим, Митрополит Новгородский и Великолуцкий, в тот Спасский Горнецкий монастырь послал кого пригожего и велеть тот Горнецкий монастырь описать со всем монастырским строением и вотчинных крестьян во всём от сторон Юрьева монастыря Архимандриту Феодосию оберегать, и монастырь строить, и меж братии и крестьян во всём расправу чинить. И приказал братии и крестьянам того Архимандрита Феодосия слушать и почитать, как и в прочих монастырях властей слушают и почитают. А что в том Спасском Горнецком монастыре монастырского всякого строения и вотчинных крестьян, велеть переписать поимённо, и переписные книги за руками прислал к Москве, да о том к Нам, Великому Государю, отписал, а отписку и отписные книги велеть подать в монастырском приказе Окольничему Нашему, Князю Дмитрию Алексеевичу Долгорукову, да Дьякам Нашим, Филипу Артемьеву да Тимофею Антипину, а прочтя сию Нашу, Великого Государя, грамоту и списав с неё список оставил у себя в приказной избе, а сию Нашу, Великого Государя, подлинную грамоту отдал бы Юрьева монастыря Архимандриту Феодосию, почему ему впредь тот монастырь ведать и строить и меж братии и крестьян во всём расправу чинить и от сторон оберегать. Писана на Москве лета зрое Марта в 29 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Новгород Великий отмечает 900-летие Георгиевского собора Великий Новгород, 13 февраля 2020 г. 11 февраля 2020 года в Свято-Юрьевом монастыре состоялось открытие научной конференции «Георгиевский собор Юрьева монастыря: историко-культурная панорама».      Конференция организована Институтом археологии Российской академии наук (Москва) совместно с Новгородской епархией Русской Православной Церкви, Новгородским музеем-заповедником и Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого, сообщает сайт Новгородской епархии . Участников встречи поприветствовал митрополит Лев. Он отметил, что конференция проходит в древнем Свято-Юрьевом монастыре, который имел и трагические страницы в своей истории. Обитель пережила нападение шведов, немцев и разорения своих соотечественников в XX веке. Владыка выразил слова благодарности тем, кто занимался исследованиями истории монастыря в последние годы и ранее: «Хочу выразить вам благодарности за то, что пытаетесь вернуть к жизни обитель и показать ту богатую культуру, которую имела наша страна. Это кропотливый труд исследователей, ученых. Я благодарен каждому из вас лично и тем, кто трудился над исследованиями ранее. Желаю плодотворной работы, чтобы вы передали последующим поколениям все накопленное богатство».      Собравшихся также поприветствовали ведущий конференции епископ Арсений; главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии РАН, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАН Владимир Седов; секретарь Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Ольга Соболева; директор Гуманитарного института НовГУ Елена Торопова. В первый день конференции прозвучали доклады об архитектурной истории собора, его реконструкции, проблемах изучения и реставрации фресковой росписи, а также истории храма и обители в целом. Участники обсудили вопросы стратиграфии, нумизматики, сфрагистики, материальной культуры Свято-Юрьева монастыря и других новгородских монастырей.      Владимир Седов рассказал, что с 2013 года Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря исследует Новгородский архитектурно-археологический отряд под его руководством. Раскопки уже принесли многочисленные и неожиданные открытия: найдены фрагменты фресок, находившиеся под полом собора, возле северного и южного фасадов храма обнаружены каменные саркофаги. Археологические исследования позволили получить новые данные об архитектуре, строительных особенностях, монументальной росписи собора и его некрополе, а также поставили его в археологический и исторический контекст. Многочисленные фрагменты первоначальной росписи, содержащие не только лики и одежды, но и надписи-граффити, позволили получить новые исторические и лингвистические сведения. По словам ученого, исследования продолжаются и принесут нам еще не мало сюрпризов. 14 февраля 2020 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/128061.html

Новгород Великий отмечает 900-летие Георгиевского собора В рамках юбилея состоялась научная конференция «Георгиевский собор Юрьева монастыря: историко-культурная панорама» НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ. 11 февраля 2020 года в Свято-Юрьевом монастыре состоялось открытие научной конференции «Георгиевский собор Юрьева монастыря: историко-культурная панорама». Конференция организована Институтом археологии Российской академии наук (Москва) совместно с Новгородской епархией Русской Православной Церкви, Новгородским музеем-заповедником и Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого, сообщает сайт Новгородской епархии. Участников встречи поприветствовал митрополит Лев. Он отметил, что конференция проходит в древнем Свято-Юрьевом монастыре, который имел и трагические страницы в своей истории. Обитель пережила нападение шведов, немцев и разорения своих соотечественников в XX веке. Владыка выразил слова благодарности тем, кто занимался исследованиями истории монастыря в последние годы и ранее: «Хочу выразить вам благодарности за то, что пытаетесь вернуть к жизни обитель и показать ту богатую культуру, которую имела наша страна. Это кропотливый труд исследователей, ученых. Я благодарен каждому из вас лично и тем, кто трудился над исследованиями ранее. Желаю плодотворной работы, чтобы вы передали последующим поколениям все накопленное богатство». Собравшихся также поприветствовали ведущий конференции епископ Арсений; главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии РАН, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАН Владимир Седов; секретарь Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Ольга Соболева; директор Гуманитарного института НовГУ Елена Торопова. В первый день конференции прозвучали доклады об архитектурной истории собора, его реконструкции, проблемах изучения и реставрации фресковой росписи, а также истории храма и обители в целом. Участники обсудили вопросы стратиграфии, нумизматики, сфрагистики, материальной культуры Свято-Юрьева монастыря и других новгородских монастырей.

http://sedmitza.ru/text/9574423.html

Летние настоятельские покои Южные корпуса выстроены в 1828-1831 г.г. по проекту губернского архитектора М.М. Праве. Строительство осуществлялось в два этапа. В первую очередь был возведен храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и примыкающие к нему с востока и запада симметричные корпуса больничных келий, а также юго-западная угловая башня. Во вторую очередь к больничным кельям с востока пристраиваются летние настоятельские (митрополичьи) покои и юго-восточная башня, в которой в 1834 г. была освящена церковь Михаила Архангела. В 1850-1854 г.г. в связи с приспособлением восточной части корпуса (настоятельских и трех больничных келий) для летнего пребывания новгородских митрополитов здание было перестроено. В митрополичьих покоях были разобраны полы и потолочные перекрытия, надложены стены, растесаны оконные и дверные проемы, в проемы вставлены кованые решетки. Серьезные повреждения корпусу были нанесены в годы Великой Отечественной войны. В 1954-1956 г.г. осуществлен комплекс восстановительно-реставрационных работ: выполнены обмеры, на их основе сделаны новые перекрытия, установлены стропила, корпус перекрыт черной сталью, установлены столярные заполнения, отреставрирована кладка. Здание восстановлено в формах XIX в. В 1990–е г.г. постройки Юрьева монастыря переданы в ведение Новгородского епархиального управления. Памятник представляет собой одноэтажное здание с подвальным этажом, с фасадами строгой архитектуры. Южный фасад имеет строгий ряд чередующихся окон и ниш с лучковыми перемычками. Северный фасад оформлен аналогично. Он является органическим продолжением фасада больничных келий. Оба фасада завершаются гладким фризом и карнизом классического профиля. Здание сложено из кирпича, оштукатурено и побелено. Летние настоятельские покои не имеют большой художественной ценности, но являются неотъемлемой частью архитектурного комплекса Юрьева монастыря - составной частью южного корпуса и замыкают территорию монастыря с юго-востока. Здание летних настоятельских покоев предназначалось для летнего проживания настоятеля Юрьева монастыря, а также посещающих монастырь новгородских митрополитов и других высоких лиц.

http://sobory.ru/article/?object=00164

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010