Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Новгороде отреставрировали Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря 11.11.2014 Реставраторы завершили ремонтно-восстановительные работы на куполах и кровле одного из древнейших в России православных храмов - Георгиевского собора Свято-Юрьева монастыря , сообщил " Интерфаксу " представитель Новгородской митрополии. " Леса с собора сняты. Реставрация проведена качественно. Гарантия на работы составляет несколько лет. Стоимость реставрации составила около 16 миллионов рублей " , - сказал собеседник агентства. Реставрация фасадов проводилась к 1150-летию российской государственности, отмечавшемуся в Великом Новгороде в 2012 году. В 2015 году планируется продолжить раскопки внутри храма, начавшиеся два года назад. Работы внутри собора ведет архитектурно-археологический отряд Новгородской археологической экспедиции. Руководит исследованиями член-корреспондент РАН, доктор искусствоведения Владимир Седов (Москва). В ходе раскопок археологи обнаружили в соборе гробницу архиепископа Феоктиста, руководившего Новгородской епархией в начале XIV века и в XVII веке причисленного к лику святых. Мощи святителя в течение столетий считались чудотворными. Кроме этого, археологи нашли в соборе фрагменты уникальных домонгольских фресок с граффити. Речь идет о нескольких десятках квадратных метров ранее не известной монументальной живописи. Фрески изучают ученые. Свято-Юрьев монастырь находится в окрестностях Великого Новгорода на берегу реки Волхов при ее истоке из озера Ильмень. Он является древнейшей православной обителью современной России. В настоящий момент здесь находятся резиденция митрополита Новгородского и Старорусского Льва и Новгородское духовное училище. Согласно летописям, строительство Георгиевского собора в монастыре начал внук Владимира Мономаха, новгородский князь Всеволод Мстиславович в 1119 году. Храм несколько веков являлся княжеской усыпальницей.

http://drevo-info.ru/news/18008.html

На той же грамоте подтвердительная подпись в году Государя Царя Феодора Алексеевича за приписью Дьяка Филиппа Артемьева. XXI. В Феврале 7178/1670 года, на имя Преосвященного Питирима, Митрополита Новгородского и Великолуцкого, о положении с имеющегося в Старой Русе Юрьева монастыря варничного промысла для монастырского употребления беспошлинно соли, за справой Константина Курбатова. XXII. В 7179/1671 году, Марта 31, об истребовании Старорусского варничного промысла с соли, которая идёт как в Юрьев, так и в приписные к нему монастыри, с 989 пудов таможенных пошлин за справой Ивашка Юдина. На той же грамоте на обороте подтвердительная подпись зрке года, Февраля в день Государя Царя Феодора Алексеевича, за приписью Дьяка Филиппа Артемьева. XXIII. В 7180/1672 году, Марта 10, о платеже вотчинным Юрьева монастыря Заонежских погостов крестьянам всяких Государевых податей, и за Повенецкий таможенной сбор порядочных пошлин и о ведомстве их в Новгороде за приписью Дьяка Якова Поздышева, за справой Бориса Протопопова. XXIV. В том же году, Августа 24, в подтверждение прежней о несуждении и нетребовании с монастырских Заонежских вотчин крестьян податей и подвод на Олонце, но в Новгороде, за приписью Дьяка Якова Поздышева, за правой Бориса Протопопова. XXV. В 7182/1673 году, Сентября 15, о нетребовании с вотчинных Юрьева монастыря Олонецкого уезда крестьян на Повенецком рядку лишних с торгов пошлин, за приписью Дьяка Василия Бобинина, за справой Бориса Протопопова. XXVI. В 7182/1674 году, Марта 9, на владение в Старорусском уезде пустошью Ляховичами и деревней Заробьей, за приписью Дьяка Якова Поздышева. XXVII. В том же году, Мая 4 дня, об освобождении от оброка Краснолуцкой монастырской варницы и подворий, подле оной находящихся, за приписью Дьяка Степана Палькова. Грамота сия подтверждена в 1677 году Царём Феодором Алексеевичем. XXVIII. В 7183/1675 году, Февраля 28, на владение в Деревской Пятине в Ляховицком погосте пустошами Бобышиной и Козловой, за приписью Дьяка Ивана Остафьева; подтверждена в 1677 Государем Царём Феодором Алексеевичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

города Юрьева Дольского), Новгородские церкви: Юрьева монастыря и Николо-Дворищенский собор и Владимирский Дмитриевский собор. 148 Успенский Владимирский собор даже не восьми-столпный, а десяти-столпный; но два лишние его столба, составляющие его особенность, пробиты в западных концах средней алтарной абсиды затем, чтобы с передними столбами церкви составлять, так сказать, естественный балдахин над престолом (в этом отношении подражает ему Московский Успенский собор). 151 В Константинополе императоры становились в св. Софии на полатях,– Const. Porphyr. De ceremonn. aulae Byzant. ed. Bonn. p. 77 fin., 88, 103 и др.; что у нас князья становились на полатях, см. Ипатскую летопись под 1152г. 2 издание стр. 319 начало. 152 В древнем виде восточные боковые отделения сохранились во Владимирском Успенском соборе (план его в Собрании карт, планов и пр., л. XXIII), в Новгородском Софийском соборе сохранилось северное квадратное отделение (план при книге графа М. Толстого Святыни и древности Великого Новгорода), а в Киевском Софийском всё переделано (вместо квадратных отделений полукруглые абсиды, – планы у митрополита Евгения и Фундуклея). 153 Таковы церкви Новгородских Юрьева и Антониева монастырей, в каждой из которых в позднейшее время к древней одной главе прибавлено ещё по главе новой (см. выше,– следовательно, не убавлено). 154 Преосвященный Макарий в Археологическом, описании церковных древностей в Новгороде I, 256 уверяет, что в древнее время имел пять глав ныне одноглавый Новгородский Николо-Дворищенский собор; но для нас это несколько сомнительно. Относительно церкви Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря Никоновская летопись (II, 40) уверяет, что она имела 15 верхов. Но на церкви могло быть только пять куполов и никак не более; следовательно, остальные 10 верхов были главки. Где могли быть поставлены на церкви эти главки, мы недоумеваем, а чтобы они могли быть поставлены, весьма сомневаемся, и поэтому уверение Никоновской летописи для нас в высшей степени сомнительно (в XVI веке, когда была составлена летопись, на Михайловскую церковь , может быть, действительно наставлено было много главок; хотя вероятно и не 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Arhiva La Veliky Novgorod au avut loc solemnitile dedicate aniversrii a 900 de ani de la ridicarea catedralei „Sfântul Gheorghe” a Mnstirii Iuriev 7 mai 2019 13:28 6 мая 2019 года, в день 900-летия одного из старейших соборов на Руси — Георгиевского собора Юрьева монастыря, митрополит Новгородский и Старорусский Лев и епископ Юрьевский Арсений совершили праздничную Божественную литургию в домовом храме Новгородского духовного училища — Спасском соборе Юрьевской обители. Архиереям сослужили: наместник Антониево-Леохновской пустыни архимандрит Митрофан (Письменский), протоиерей Михаил Николаев; насельники Юрьева монастыря иеромонах Григорий (Побожин) и иеромонах Сергий (Шардаков); и.о. наместника Иверского монастыря иеромонах Антоний (Битьмаев); благочинный Новгородского округа протоиерей Игорь Беловенцев; клирик Софийского собора иерей Николай Полозов. Перед Литургией было совершено поклонение мощам св. вмч. Георгия Победоносца. Мощевик с частицей мощей был привезен к празднику из Милана и преподнесен в дар обители благотворителем В.Н. Жимировым. Также в этот день была освящена икона «Собор Юрьевских святых», написанная к 900-летию собора. После Литургии состоялся крестный ход вокруг монастыря и молебен в Георгиевском соборе. Глава Новгородской митрополии обратился к верующим со словами проповеди, поздравив собравшихся с престольным праздником обители и сугубой датой — 900-летием строительства главного собора обители. Протоиерей Михаил Николаев огласил поздравительное послание епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава . От имени Его Преосвященства священник передал в дар монастырю икону «Явление Святой Троицы прп. Александру Свирскому». По окончании богослужений в актовом зале Новгородского духовного училища прошел торжественный акт, который начался с приветственного слова митрополита Льва. Архипастырь отметил, что Юрьев монастырь — это один из древнейших монастырей Руси, который в ХХ веке постигла участь всех монастырей России — разорение и разрушение. Обитель была передана епархии в 1991 году в запущенном состоянии. «На тот момент колокольня стояла в лесах, тут работали польские специалисты, которые реставрировали Орловский и Северный корпуса. Здесь должны были находиться выставочные залы. Все остальное было грудой мусора. Когда монастырь был передан епархии, я даже не очень верил, что нам удастся восстановить это все», — сказал митрополит.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5433153...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Ученые открыли гробницу святого Феоктиста в соборе XII века под Новгородом 14.07.2015 Московские ученые открыли для исследования гробницу святого Феоктиста в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря под Великим Новгородом , сообщили в понедельник " Интерфаксу " в Новгородской археологической экспедиции. " В гробнице оказались мощи святого и фрагменты одеяний. Мощи в настоящий момент переданы Новгородской митрополии. Они находятся в раке в одном из соборов Свято-Юрьева монастыря и доступны для паломников. Их дальнейшую судьбу определит митрополия. Археологические исследования в Георгиевском соборе продолжаются " , - сказал собеседник агентства. Как сообщалось, столичные ученые ведут раскопки в Георгиевском соборе третий год на средства Российского гуманитарного научного фонда. Руководит исследованиями член-корреспондент РАН, доктор искусствоведения Владимир Седов. В 2013 году в храме была расчищена гробница архиепископа Феоктиста, который руководил Новгородской епархией в XIV веке и позднее был причислен к лику святых. Мощи находились под мраморной плитой начала XIX века. Ученые считают, что гробница не пострадала от вандалов. Исследование гробницы благословил митрополит Новгородский и Старорусский Лев, чья резиденция находится в Свято-Юрьевом монастыре. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.07.2015 21:02:53 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Митрополит Кишиневский Владимир возглавил хиротонию архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского 21.04.2024 Патриарший экзарх всея Беларуси освятил храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Городище Минского района Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/19164.html

3) В 1244 году погребена мать св. Князя Феодора (и Александра Невского) подле гроба его, преставившаяся Мая 4 (см. выше). 4) В 1453 погребён Великий Князь Димитрий Юрьевич Шемяко, скончавшийся 23 Июня того же года (см. Мальгин, Зерцало Российских Государей, стр. 343). 5) В 1614 году мощи св. Феодора Ярославича перенесены в Новгородский Софийский Собор и положены у северной стены при входе в придел Св. Иоанна Предтечи в арке 166 открыто. 6) В 1786 году, Января 23 перенесены мощи Св. Феоктиста, Архиепископа Новгородского из Благовещенского монастыря (см. выше). 7) С 1774 по 1759 годы в этом монастыре имели пребывание Преосвященные Викарные Новгородские. О начале Архимандрии и преимуществах в священнослужении Настоятельство в этой обители первоначально учреждено было Игуменское, которое и продолжалось до 1299 года, а в 1299 году при Великом Князе Данииле Александровиче произведён в Архимандрита Игумен этого монастыря Кирилл. И с того времени доныне настоятелями Архимандриты, которые по введённому издревле обыкновению священнослужение отправляют со следующей отличностью: на ковре, с осеняльными свечами и с рипидами, с отверстыми вратами, с пением: приидите поклонимся/Святый Боже, и с возглашением к народу: призри с небесе Боже и виждь, и посети виноград сей и проч. При великом выходе выносится шапка Архимандричья, а сам Архимандрит с прочими из алтаря не выходит, но принимает Святые дары в царских вратах от первого Диакона и первого священника с возглашением: Благочестивейшего, Самодержавнейшего и проч. По достойне Диакон при дверях возглашает великую похвалу, обернувшись к народу: Святейший Правительствующий Синод и проч. и в своей обители причащает Архимандрит сослужащих Иеромонахов или Протоиереев, Иереев и Диаконов, о чём прилагается здесь: Чиновник Божественного служения Новгородского Юрьева монастыря Архимандритов (служить по сему) 167 Чин Божественного служения: Как подобает служить Литургию без Архиерея Великоновгородского Юрьева монастыря Архимандриту в Софийском соборе 168 и в своей обители, или где служится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Алтайского и Барнаульского Антония об освобождении монахини Екатерины (Пашковой) от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря в Барнауле по состоянию здоровья и о назначении на эту должность монахини Надежды (Чановой). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить монахиню Екатерину (Пашкову) от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря. 2. Утвердить монахиню Надежду (Чанову) настоятельницей Знаменского женского монастыря в Барнауле с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Архангельского и Холмогорского Тихона о благословении на открытие Богоявленского Кожеозерского мужского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Богоявленского Кожеозерского мужского монастыря на Кожозере (Онежский район Архангельской области) для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Новгородского и Старорусского Льва об освобождении иеромонаха Феодора (Тараскина) от обязанностей наместника Свято-Юрьева мужского монастыря в Великом Новгороде по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить иеромонаха Феодора (Тараскина) от обязанностей наместника Свято-Юрьева мужского монастыря в Великом Новгороде. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Рязанского и Касимовского Симона о назначении монахини Сергии (Масляевой) настоятельницей Покровского женского монастыря в городе Михайлове Рязанской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить настоятельницей Покровского женского монастыря в городе Михайлове Рязанской области монахиню Сергию (Масляеву) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона о благословении на открытие Аланского Свято-Успенского мужского монастыря в городе Беслане (Республика Северная Осетия - Алания). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Аланского Свято-Успенского мужского монастыря в городе Беслане (Республика Северная Осетия - Алания) для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона о назначении монахини Антонии (Бобылевой) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря в Кабардино-Балкарской Республике.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

   Если же происходит какое-либо несогласие между некоторыми здесь в столице, то сему виною есть неутомимое действие партизанов, скрытнейшим образом действующих, церковных и политических мятежников. Все они весьма ныне ослабели, рассеялись, но еще думают, что не удастся ли укрепиться и собираться им воедино. Хотя они не могут прежних позиций занять, но шуму, молвы, разных беспокойств и неудовольствий много наделать могут, так что начало оных трудно будет отыскать после. И так, помолившись Господу Богу, исполняя долг присяги об узнанном вреде немедленно доносить, представляю при сем записку, на кого нужно теперь особенно обратить внимание. Благодать же и мир и радость буди тебе, Царю, и всем усердным сынам Церкви и отечества от Господа и Бога Спаса Иисуса Христа вовеки. Аминь.    7 августа 1824 года Примечания    Большая часть писем и сочинений, представленных в данном издании, публикуется впервые, по сохранившимся в архивах рукописям трудов Фотия. Издания его трудов — как в дореволюционной России, так и ныне — весьма немногочисленны. При жизни архимандрита свет увидел единственный из его трудов — «Устав Новгородского Юрьева монастыря». Самая крупная дореволюционная публикация трудов Фотия — его «Автобиография» (опубликована в журнале «Русская Старина» в 1894—1896 гг.). Из современных изданий трудов Фотия и посвященных ему исследований можно отметить следующие: Фотий (Спасский). Письма желающим приобрести и сохранить духовное благополучие среди суеты. — Калуга, 1998 (переиздание писем 1881 года); Кондаков Ю. Е. Архимандрит Фотий и его время. — СПб., 2000; Улыбин В.  В. Архимандрит Фотий (Спасский) и графиня А. А. Орлова-Чесменская. — СПб., 2001; Улыбин В. В. Яко ад сокрушилися… — СПб., 2002; Улыбин В. В. Александр Первый: обратная сторона царствования. — СПб., 2004; Летопись Новгородского Юрьева монастыря. — СПб., 2008 (во второй части «Летописи» опубликован устав монастыря, составленный Фотием).    Кроме того, в настоящее время появились сочинения Псевдофотия, т.е. сочинения, приписываемые Фотию ошибочно: Фотий (Спасский). Одиннадцать бесед о страстях. — СПб., 2007; Фотий (Спасский). Первые шаги к небу. — М., 2008.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3011...

72. Амвросий II Орнатский, 1812, Марта 27 переведён из Архимандритов Новгородского Юрьева монастыря и тамошней Семинарии Ректоров. В 1816 году, Марта 12, хиротонисан в Епископа Старорусского. При нем в обители сей случились пожар и расхищение от Наполеоновых полчищ и с ними двадесяти язык. 73. Филарет Дроздов, 1816 г. Марта 7 дня переведён из Архимандритов Новгородского первоклассного Юрьева монастыря; в 1817 г. Августа 5 дня хиротонисан в Епископа Ревельского с оставлением при нем управления Новоспасским монастырём; ныне Митрополит Московский 61 . 74. Кирилл II Платонов, 1819 г. Мая 7 дня переведён из Архимандритов Лубенского Мгарского монастыря и Полтавской Семинарии Ректоров; в 1824 г. Октября 26 дня хиротонисан в Епископа Дмитровского. 75. Поликарп Гойтанников, 1824 года, в Ноябре переведён из Архимандритов Лужецкого монастыря; бывший 12 лет Ректором Московской Д. Академии, скончался 1837 года, Января 19 дня. 76. Аполлос Алексеев, 1837 г. 20 Февраля переведён из Архимандритов Воскресенского, новый Иерусалим именуемого, монастыря, где находился 16 лет Настоятелем 62 . 61 Копия с Высочайшего Рескрипта: Отец Архимандрит Филарет, Санкт-Петербургской Духовной Академии Ректор! Рассмотрев отчет Комиссии Духовных училищ о произведенном вами обозрении Санкт-Петербургского и Московского округов, Я приятным поставляю Себе долгом изъявить вам совершенную признательность, как за успешное исполнение данного поручения, так и за ревностное служение по части образования Духовного юношества. В ознаменование же Моего благоволения Всемилостивейше повелеваю жалуемую вам Панагию носить по примеру Московского Донского монастыря Архимандрита; присовокупляю к тому Мои желания, да силою Христа Спасителя преуспеваете утверждать в сердцах учеников ваших любовь к Нему практическим исполнением учения Евангельского, пребываю вам благосклонный, На подлинном подписано ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА собственною рукою тако: АЛЕКСАНДР. Санкт-Петербург. 8 Апреля, 1816 года. 62 О. А. Аполлос из учителей Черниговской Семинарии пострижен в монашество в Александро-невской лавре 1803 года, 21 Марта; из Инспекторов Тихвинского уездного училища 1805 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

1043. Арсения , епископа Архангелогородского и Холмогорского, из архимандритов Троицкаго Макарьева Колязина монастыря, 1773 г. декабря 22, 21 л., 21-й лист чистый, в бумажной цветной обложке. 1044. Афанасия , епископа «Богоспасаемых городов Вологодии и Белаозера», из архимандритов Спасо-Ярославского монастыря, 1726 г. октября 9-го, в четвертку, 14 лл., без переплета. 1045. Афанасия , епископа Тверского и Кашинского, из архимандритов Свято-Троицкия Сергиевы лавры, 1758 г. апреля 23-го, 12 лл., 12 лист чистый, без переплета. 1046. Варлаама , епископа Тобольского и Сибирского, из архимандритов Новоторжского Борисо-Глебского монастыря, 1768 г. октября 5-го, 15 лл., 15 лист чистый, в папке цветной. 1047. Варфоломея , епископа Вятского и Велико-Пермского, из архимандритов Спасо-Ярославского монастыря, 1758 г. июня 19-го, 12 лл., в цветной бумажной обложке. 1048. Вениамина , «епископа Богоспасаемых городов Коломни и Кошири», из архимандритов Печерского монастыря, что в Псковской епархии, 1731 г. 25 июля, в четвертку, 16 лл., 15 и 16 листы чистые, без переплета. 1049. Вениамина , епископа Нижегородского и Алатырского, из архимандритов Спасо-Казанского Преображенского монастыря, 1748 г. августа 14, в цветной папке. 1050. Вениамина , епископа Олонецкаго и Каргопольского, из архимандритов Троицкой пустыни, 1774 г. июля 13-го, 23 лл., 23-й лист чистый, в папке, обтянутой шелковою материею. 1051. Виктора , епископа Олонецкаго и Каргопольского, из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря, 1782 г. июля 3-го, 27 лл., 26-й и 27-й листы чистые, в папке, обтянутой шелковою материею. 1052. Виктора , епископа Переяславского и Бориспольского, из архимандритов Свято-Троицкаго Слуцкаго монастыря, 1785 г. июня 9-го, 18 лл., 18-й лист чистый, без переплета. 1053. Гавриила , епископа Рязанского и Муромского, из архимандритов Троице-Сергиева монастыря, 1726 г. октября 30, в четвертку, 16 лл., без переплета. 1054. Гавриила , епископа «Богоспасаемых городов Суждаля и Юрьева, из архимандритов Рождествена монастыря что в Володимире», 1731 г. 24 ноября, в четвертку, 12 лл., без переплета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010