О зданиях Новгородского Юрьева монастыря Хотя по причине истребления всего почти архива Юрьева монастыря в начале XVII столетия от Шведов, обстоятельного сведения о древних зданиях оного не имеется, но из Летописцев явствует, что в нём издавна и с самого почти основания или, по крайней мере, возобновления и распространения оного, т. е. с 1119 года, церковные здания от времени до времени устрояемы были каменные и 1) в оном 1119 году заложена соборная церковь , о чём в Новгородском Летописце 158 так записано: «В лето 6627 (1119) заложи Курьяк (Кирияк) Игумен и Князь Всеволод церковь камяну; монастырь Святаго Георгия в Новегороде». И в другом рукописном: «в лето Великий Князь Мстислав Владимирович заложил церковь каменную в Великом Новеграде и Игумен Кириак от града за три поприща во имя Св. Великомученика Георгия, и сотвориша монастырь велий и братию собраша и соверши Великий Князь Всеволод Мстиславич и освятиша в лето 159 в к день Июня на память Св. Апостол Петра и Павла, а мастер трудился Пётр». 2) В 1160 году при Игумене этого монастыря Дионисии построена церковь каменная во имя Преображения Господня на северных, а по другим – на восточных воротах 160 . Церковь эта в 1297 году перестроена. 3) В 1539 году, Мая 2, от Собора на юг заложена, а в 1540 году совершена и освящена церковь во имя Св. Алексия, Митрополита Всероссийского тёплая с трапезой и приделом во имя Св. Князя Всеволода Псковского. При определении в Юрьев монастырь Настоятелем Архимандрита Дионисия в 1619 году были в Юрьеве монастыре, как значится в Архивных записках, церковные и монастырские здания следующие: 1) ЦЕРКОВЬ Великомученика Георгия о трёх верхах. Средняя большая глава обита железом белым, а две главы, бока и паперть не покрыты. В церкви: царские двери, сень и столбцы резные золочёные, над царскими дверьми Деисус из 17 образов, был обложен серебром, но Немцами (Шведами) обобраны и с прочих образов оклады все обобраны; лампады, подсвечники и паникадило похищено. При описании сем подсвечники были деревянные. За престолом крест, на нём распятие, резано на кости, праздники и по местам святые резаны на кости же. Два креста напрестольные деревянные с мощами, обложены серебром басменным с камешками; у одного верхняя сторона сканая с финифтью, с камешками и с жемчугом;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

15 . НИКИФОР, был в 1555 году на поставлении Гурия, Архиепископа Казанского. Никоновская Летопись, ч. 7, стр. 231–232. 16 . ГАЛАКТИОН. Упоминается в Июле 1561 года и в Апреле 1562 года. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч. 6, стр. 46, 89. 17 . АФАНАСИЙ II, в 1564 году возведён на Митрополию Всероссийскую. 18 . АНТОНИЙ. Упоминается в Марте 1565 года, в Апреле и Июле 1566 года. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч. 6, стр. 158, 162 и ч. 7, стр. 39. 19 . ВАССИАН II. Упоминается в 1572 году. 20 . ИОВ, 15 Января 1580 года был на Соборе. Там же, стр. 132. 21 . ИОАКИМ, 20 Июля 1584 года был на Соборе. Там же, ч. 7, стр. 171. 22 . СЕРГИЙ II. Упоминается в 1589 и 1606 годах. После сего см. Продолжение Настоятелей во 2 части Истории сей, на стр. 299, 305. 58 . ВАРЛААМ Головин, 20 Марта 1811 года скончался и погребён под Соборной церковью у южной стены. 59 . СЕРГИЙ IV, Платонов-Крылов, Александро-Невской Академии Ректор и Кавалер, 14 Июня 1811 года переведён из Новгородского Юрьева монастыря; в 1812 году, Марта 3, пожалован, а 17 Марта хиротонисан в Епископа Костромского в С. П.-бургском Казанском Соборе. 60 . АМВРОСИЙ II Орнатский, 27 Марта 1813 года переведён из Новгородского Юрьева монастыря. В том же году, Апреля 11, определён Председательствующим учреждённой в Москве Духовной Цензуры. Он находится и доныне. Спиридонов Введенский монастырь Мужской упразднённый, находившийся от Волоколамского Иосифова в двух вёрстах, построен Пр. Иосифом Волоколамским; здесь имели пребывание родители его. Сретенская Благовещенская пустынь См. Благовещенская Сретенская. Сретенская Коптева пустынь См. Коптева Сретенская. Сретенский Кашинский монастырь См. Кашинский Сретенский. Сретенский Московский монастырь Заштатный мужской, находится в столичном городе Москве, не доходя Сретенских ворот, по монастырю же сему так и именующихся, в Белом городе. Основан во время владения Великого Князя Димитрия Васильевича, и при Матери его Княгине Евдокии в лето 6903 (1395). Случай к основанию этой обители был следующий 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1875. Т. 13. Вып. 7. С. 301-332; Вып. 8. С. 459-489; Орлов-Давыдов В. П. Биогр. очерк гр. В. Г. Орлова. СПб., 1878. 2 т.; Иванов А., свящ. Гр. А. А. Орлова-Чесменская как ревнительница христианского просвещения инородцев-чуваш//ЧОИДР. 1903. Кн. 4. Отд. 3. С. 62-67; Титов А. А. Гр. А. А. Орлова-Чесменская и иером. Амфилохий (1817-1835)//ИВ. 1903. Т. 94. 11. С. 573-579; Возобновители Новгородского Юрьева монастыря архим. Фотий и гр. А. А. Орлова-Чесменская. Новг., 1908; Грузинский Н., свящ. Вера Молчальница. СПб., 1911; [Шереметев С. Д.]. Старая Москва. 2: Гр. А. А. Орлова-Чесменская. М., 1915; Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I// Он же. Исследования и ст. по эпохе Александра I. Пг., 1916. Т. 1. СПб., 2000п; Кондаков Ю. Е. Архим. Фотий в переписке А. А. Орловой-Чесменской и Д. Державиной//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новг., 1995. С. 102-105; он же. Архим. Фотий (1792-1838) и его время. СПб., 2000; Кабанов В. В. Орловы: Ист. хроника. М., 1997; Улыбин В. В. Архим. Фотий (Спасский) и гр. А. Орлова-Чесменская//Правосл. летописец С.-Петербурга. СПб., 2001. 1. Прил.; Серафим (Роуз), иером. Тайная мон. Агния//Рус. паломник. 2003. 27. С. 5-19; Виденеева А. Е. О вкладах гр. А. А. Орловой-Чесменской в Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь//ИКРЗ, 2006. Ростов, 2007. С. 115-126; Летопись Новгородского Юрьева мон-ря/Сост.: В. В. Улыбин. СПб., 2008; Гаврилова О. Н. Новгородское «уединение» гр. Орловой-Чесменской//Витославлицы: Альм. Вел. Новг., 2009. Вып. 1. С. 20-32; Орлова-Чесменская А. А.//Рус. консерватизм сер. XVIII - нач. XX в.: Энцикл. М., 2010. С. 331-333; Слёзскинский А. Г. Архим. Фотий и гр. А. Орлова-Чесменская, др. миниатюры. Новг., 2012; Смирнов В. Г. Архим. Фотий и гр. Орлова//Лица новгородской истории. М., 2015. С. 278-281; Рубцова М. Л. Гр. А. А. Орлова-Чесменская//Лики и лица Спасо-Яковлевского Дмитриева мон-ря. М., 2016. С. 107-115; Попов В. А. Усадьба В. И. Семеновского - А. А. Орловой на территории Музея нар. деревянного зодчества «Витославлицы» в Вел.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

В Юрьевом монастыре Великого Новгорода найдена печать архиепископа Спиридона Новгородского, сподвижника князя Александра Невского 15 июля 2023 г. 16:24 В 2023 году в ходе летних раскопок на территории Юрьева монастыря в Великом Новгороде сотрудники Института археологии Российской академии наук обнаружили печать архиепископа Спиридона Новгородского. Печать была найдена в одном из раскопов, заложенных к северу от Георгиевского собора. Здесь, в частности, было обнаружено глубокое подполье древнерусской жилой постройки, которую можно датировать XIII-XV вв. Эта постройка неоднократно горела в пожаре. В ее верхних слоях была обнаружена свинцовая вислая печать, скреплявшая один из важных документов своего времени. Это редкая находка для монастырских слоев, она стала пятой печатью, найденной в Юрьевом монастыре за десять лет археологических исследований в нем, сообщает пресс-служба Института археологии РАН. Печать несет на себе имя новгородского архиепископа Спиридона (1229-1249), управлявшего Новгородской епархией в очень непростое время, в том числе в самом начале татаро-монгольского нашествия на Русь. Находка обнаружена выше слоев XIII в., но в комплексе деревянной постройки, находившейся на одном и том же месте два-три столетия подряд. Это пятая печать архиепископа Спиридона, известная ученым, причем четыре из них происходят из археологических работ, а одна — из сборов частных лиц, оттиснутая с одной матрицы с только что обнаруженным экземпляром. На одной стороне печати размещена надпись в пять строк с именем Спиридона, архиепископа Новгородского, на другой стороне — изображение Богородицы «Знамение». Композиция отличается свободой построения, изяществом пропорций фигуры Богоматери с воздетыми руками, четкими и уверенными деталировками одежд, свободой обращения с формой, как мы видим в небольшом диске на груди женской фигуры, в котором изображен Христос Эммануил с кресчатым нимбом. Очевидно, что изображение на этой стороне вырезал для специальных щипцов, которыми оттискивалась печать, незаурядный художник, выделяющийся свободным обращением с устойчивым иконографическим типом и любовным отношением к деталям.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Иоанн, епископ Пермский и Екатеринбургский (Островский) Родился около 1734 года в городе Василькове Киевской губернии в семье мещанина. С 1754 года обучался в Киевской духовной академии, по окончании курса которой оставлен в ней учителем латинского языка, философии и богословских наук. В духовной академии пострижен в монашество. В 1768 году возведен во игумена Киевского Петропавловского монастыря. С 1774 года – префект Киевской духовной академии. С 6 января 1785 года – архимандрит Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии. Впоследствии настоятель монастырей: с 15 марта 1789 года – Коломенского Голутвина Богоявленского (Московской епархии); с 6 мая 1795 года – Новгородского Антониева; с 25 августа 1796 года – Новгородского Юрьева; с 10 сентября 1797 года – Спасо-Преображенского в Новгороде-Северском Черниговской епархии; с 31 декабря 1797 года – повторно Новгородского Антониева; с 10 ноября 1798 года – Калязинского Макариева-Троицкого монастыря Тверской епархии. В этот же период (1785–1798) был ректором Коломенской и Новгородской духовных семинарий. 5 февраля 1800 года хиротонисан во епископа Пермского и Екатеринбургского восстановленной в 1799 году Пермской епархии. Ревностно взялся преосвященный Иоанн за устройство своей епархии, но жизнь его не была продолжительна. Скончался он 24 декабря 1801 года от апоплексического удара. Погребен в Пермском кафедральном соборе. Литература: Шестаков И. В., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799–1899). – Пермь. 1899. – С. 84–93. Макарий (Миролюбов) . Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М., 1858. См. также: Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских. – М., 1858. – С. 112. Попов Е. , протоиерей. Пермская и Велико-Пермская епархия. – Пермь. 1879. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1408. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 186.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Живоначальной Троицы Сергиева монастыря архимандрит Иоасаф приписал своей рукой. м) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз Иосиф, Всемилостивого Спаса Нового монастыря архимандрит, исповедую святейших греческих патриархов быть православных. Книги греческие, печатные и древние рукописные, по которым святейшие греческие патриархи славословие Божие и чины церковные исправляют, исповедую православными и без сомнения приемлю. Собор, иже бысть в лето 7162-е, при благоверном и благочестивом великом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем патриархе Никоне , в богоспасаемом, преименитом, царствующем граде Москве, и той собор приемлю яко истинен есть и православен. Всемилостивого Спаса Нового монастыря архимандрит Иосиф приписал своей рукой. н) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Великого Новгорода Юрьева монастыря архимандрит Феодосий исповедаю святейших греческих патриархов доднесь быть православных. Книги греческие, печатные и древние рукописные, их же святейшие греческие патриархи употребляют и по них всё славословие Божие и чины церковные исполняют, исповедаю быть православными и во всём приемлю. Собор, бывший в богоспасаемом, преименитом, царствующем великом граде Москве, при благочестивейшем и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, при святейшем Никоне патриархе , и царского пресветлого величества при всём его синклите, в лето от создания мира 7162, по плоти от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1654-м, исповедую и держу православен во всём. Известного же ради утверждения, сие моё исповедание подписал Юрьева монастыря архимандрит Феодосий своей рукой. о) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мисаило из Казани Преображенского монастыря архимандрит исповедаю святейших греческих патриархов быть православными. Книги греческие, печатные, древние рукописные, по которым святейшие греческие патриархи славословие Божие и чины церковные исправляют, исповедаю православными и без сомнения приемлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

7 Сентября того же года, прибыл в монастырь преосвященный Владимир, епископ Старорусский, для обозрения монастыря и церквей г. Старой-Руссы. В том же году, в течение лета, новостроящийся храм, в честь Старорусской Чудотворной иконы Божией Матери, совершенно окончен каменною кладкою, покрыт листовым железом и кровля окрашена медянкою. Храм с папертью и алтарем имеет в длину – 18 саж. 1 арш., в ширину – 12 саж. 1 арш. и в высоту до креста – 11 сажен. 128) В 1891 году, 22 февраля, в три часа по полудни, скончался настоятель монастыря, архимандрит Мардарий. Погребение почившего, по поручению высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Новгородского, совершал преосвященный Антоний, епископ Старорусский, с благочинным, настоятелем Юрьева монастыря, архимандритом Исаиею, монашествующим и городским духовенством. Архимандрит Мардарий погребен за главным алтарем новоустроенного храма в честь Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери. Архимандрит Мардарий весьма много потрудился для благоустроении и благоукрашения святыя обители сия. Главная и вечнонеоценимая заслуга почившего архимандрита Мардарий та, что, по его усиленному ходатайству, возвращена из города Тихвина Чудотворная икона Старорусской Божией Матери, находившаяся в Тихвинском Богородицком монастыре – 317 лет и 5 месяцев. Кроме того, его заботами и усердием построен вчерне обширный и великолепный каменный храм, в честь Чудотворной иконы Божией Матери, два каменных корпуса для помещения братии, из которых один двухэтажный, а другой – одноэтажный; наконец, им возведена каменная стена по линии монастырской ограды, на месте стоявшего много лет деревянного забора. В том же 1891 году, 16 марта, монастырь был осчастливлен посещением Его Императорского Высочества, Великого Князя Владимира Александровича, который был встречен в теплой Сретенской церкви благочинным монастырей, настоятелем Юрьева монастыря, архимандритом Исаиею со старшею монашествующею братиею. Выслушав краткое молебствие, Его Высочество приложился к Чудотворной иконе Старорусской Божией Матери, изволив затем спросить архимандрита Исаию: «а что эта икона от начала принадлежала городу Старой Руссе»? Архимандрит Исаия ответил: «Да, по преданию и словесному сказанию граждан, Чудотворная икона принадлежала сему городу от начала». Великий Князь спросил также о скончавшемся настоятеле монастыря, архимандрите Мардарии, который был лично известен Его Высочеству. В заключение архимандрит Исаия просил Его Императорское Высочество принять икону Старорусской Божией Матери, которая и была принята Его Высочеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти сведения подтверждают, что новые города Юрий Долгорукий называл по аналогии с городами Киевской земли. Сведения же об основании Городца в этих летописных известиях отсутствуют. Как следует из Воскресенской летописи, родной город Юрия Долгорукого Городец Остерский, разорённый Изяславом, имел второе название Юрьев: «В лето 6660 (1151/52) Изяслав Мстиславич и Давидовичи, и Изяслав и Святослав Всеволодич розведоша городок Юрьев и пожгешай» (РГАДА, ф. 201, оп. 1, ед. хр. 40, л. 102 об.; ПСРЛ. Т. 7, с. 56). Как уже отмечалось, из Воскресенской, Новгородской и Никоновской летописей следует, что в Суздальской земле Юрием Долгоруким был заложен «град Юрьев». В Никоновской летописи он назван Юрьев Польской (ПСРЛ. Т. 9, с. 196). В связи с этим 1152 г. считается также датой основания города Юрьева-Польского (Дударев В.А., Евсеева Н.А. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года. М., 1980, с. 106; Пэнэжко О. Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района. Владимир, 2005). Однако местоположение города Юрьева, основанного Юрием Долгоруким в 1152 г., в летописи не указано. Вместе с тем Городец Мещерский также находился в Суздальской земле. Как видно, ни одно из приведённых известий нельзя ни принять, ни отвергнуть. И хотя предположение В.Н. Татищева об основании Городца Мещерского в 1152 г. было принято многими исследователями, точка в поиске даты основания г. Касимова не поставлена. Важным является вопрос о месте смерти святого благоверного князя Александра Невского. С XIX века идут споры – в каком Городце это случилось: в Волжском или Мещерском? Вот возьмём «Журнал Министерства внутренних дел» от 1841 года, где читаем статью «О городе Касимове, Рязанской губернии» (раздел «Смесь», с. 7): «Каменная церковь Богоявления Господня, названная так по образу, чудесно сохранившемуся от сгоревшего в 1372 году Городцовского монастыря… По некоторым признакам можно полагать, что здесь был древний Городецкий Богоявленский монастырь, в коем 1263 года 14 ноября Великий Князь Александр Невский, проездом из Монгольской орды и с Дону, в болезни принял Ангельскую схиму; а что здесь в Городце Благоверный Князь скончался, о том значится и в кратком Степеннике государственных фамилий, изданном в 1785 году».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

Но, по словам А. Н. Муравьева: «Тот же поток щедрых деяний излил [он] на прочие убогие обители древней Славянской столицы. И Святая София, священный залог славы Новгородской, сделалась также предметом его забот». Величайшей заслугой Фотия, считал А. Н. Муравьев, было «восстановление древнего чина иноческой жизни в своей обители, и возбуждение чрез то духа молитвы самый чин богослужения и церковные напевы отзывались давно минувшим, и потому роднились с сердцем; невольно разжигая дух молитвы, видением и слышанием древнего церковного быта». Эти слова А. Н. Муравьева позволяют думать, что направление Фотия в руководстве монастырем было сродни тому, которое проводил в Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий Брянчанинов . Встречались ли они лично – об этом свидетельств нет. Жизнеописание Святителя отмечает только, что в 1832 г. заезжал в Юрьев монастырь и представился там настоятелю Михаил Васильевич Чихачев. Но, во всяком случае, графиня Анна Алексеевна, поддерживавшая дружеские отношения с Сергиевой пустынью, конечно, рассказывала своему духовному отцу о ее молодом настоятеле. И приведенное письмо архимандрита Фотия к архимандриту Игнатию – от старшего к младшему – весьма благожелательно. Посетил архимандрит Игнатий Юрьев монастырь в 1847 г. по пути в Николо-Бабаевский монастырь. 12 июля этого года он писал своему наместнику в Сергиеву пустынь: «…на последней станции к Новгороду пошел сильный дождь, провожавший нас до самого Юрьева. В Юрьеве отец Архимандрит принял меня очень благосклонно; сегодня утром был у ранней обедни в нижней пещерной Церкви; обедню совершал отец Владимир с учеником своим иеродиаконом Виталием: они очень милы – вместе. Отец Владимир служит благоговейно, – как быть старцу; Виталий – с приятною простотою. После Литургии отец Архимандрит отправил соборне панихиду по почившем восстановителе Юрьевской обители. Отец Владимир пришлет тебе два портрета отца Фотия и вид Юрьева монастыря. Один из портретов возьми себе; а другой портрет и вид обители вели обделать в бумажные рамки для моих келлий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В Пскове к домонг. времени традиционно относится в лит-ре основание псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря (поздняя традиция связывает основание здесь иноческой обители с Новгородским свт. Нифонтом), однако этот вопрос носит дискуссионный характер (несомненно лишь строительство здесь к 1156 свт. Нифонтом каменного Преображенского собора). Т. о., в ранний период истории Новгородской кафедры роль владык в устроении новых иноческих обителей в большинстве случаев не вполне ясна, за единичными исключениями она в известных случаях сводится к благословению основателей, освящению монастырских храмов и поставлению игуменов. Архимандрития Со временем игумены Юрьева монастыря приобрели особый статус: они получили титул архимандритов Новгородских и возглавляли все черное духовенство Новгорода. Архимандрит, подобно новгородским магистратам - посаднику (посадникам) и тысяцкому,- выбирался из игуменов новгородских или пригородных мон-рей на общегородском вече. Оставаясь игуменом своего мон-ря, избранный архимандрит имел своей резиденцией Юрьев мон-рь. Согласно В. Л. Янину, возникновение архимандритии в Новгороде относится ко времени игуменства в Юрьевом мон-ре Савватия (1194-1226) ( Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневек. Новгород. М., 1977. С. 136-149). По гипотезе А. А. Гиппиуса, этот республиканский институт складывается при заинтересованном участии княжеской власти в 1194 г., когда с таким титулом во владычной летописи упомянут уже скончавшийся настоятель княжеского Юрьева мон-ря Дионисий (НПЛ. С. 234), что объясняется редактированием летописи, осуществленным ок. 1199 г. ( Гиппиус А. А. Кн. Ярослав Владимирович и новгородское общество кон. XII в.//Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси: (К 800-летию памятника). М., 2005. С. 19-20). Мнение ряда исследователей о «независимой от владыки организации новгородского черного духовенства» ( Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 146; Хорошев. 1980. С. 118-121; Щапов. Государство и церковь. 1989. С. 160-161) недостаточно подкреплено сведениями источников. Монашество по церковно-правовым нормам (в т. ч. по Уставу св. равноап. кн. Владимира Святославича) было подсудно архиерею; сообщения о деятельности Новгородских владык за XIII-XV вв. не указывают на независимую от их власти орг-цию черного духовенства (см.: Андреев В. Ф. Северный страж Руси. Л., 19892. С. 103-106; Кузьмина О. В. Новгородская архимандрития в XIV-XV вв.//Прошлое Новгорода и новгородской земли: Мат-лы науч. конф., 2005 г. Вел. Новг., 2006. С. 53-56; Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 311-317).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010