Костомаров предполагает, что автором послания мог быть сам Нил Сорский (Русская История в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. вып. II, стр. 376). Хрущов говорит, что автор послания мог быть Вассиан Косой (Исследование о сочинениях Иосифа Санина. 188). Невоструев прямо приписывает послание Вассиану Косому (Рассмотрение сочинений Хрущова: Исследование о сочинениях Иосифа Волоцкого , 48–49). Послание старцев, равно как и послание Иосифа к Василию Иоанновичу, на которое оно служит ответом, напечатано в Древней Российской Библиотеке, том XVI. Мы пользовались обоими посланиями в рукописи Новгородской Софийской библиотеки, л. 290–293. Послание Иосифа Волоцкаго к великому князю Василию Иоанновичу и ответ на него со стороны Кириллобелозерских старцев находятся также в рукописи Кирилл. мон. (не разборчиво) Обиходник в 16 д. л. 200–206. (Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции.) 167 Рук. Имп. публ. библ. F, I, 333–345. Рукоп. главн. архива Министерства Иностранных Дел, в Москве, 747 нов. катал. и 1277 стар, катал. л. 431–441. 171 Полн. Собр. Рук. Лет. т. VI. 252; т. VIII, 252. Рукоп. Имп. публ. библ. Q XVII, 64, л. 292–294. 172 Отношения иноков Кириллова и Иосифова монастырей в XVI в. Прибавл. к твор. св. отцев, ч. X, 506. 175 Полемич. соч. Вассиана. Прав. Собесед. 1863 г., ч. III предисловие, 97. Сравн. Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. 246. 248–249. Тетради Вассиана не сохранились до настоящего времени. О существовании обширных полемических сочинений Вассиана, обозначаемых им названием тетрадей, можно догадываться из следующего обстоятельства. Ссылки на них находятся в сокращенном сочинении – диалог Вассиана, который, как можно судить но некоторым. Выражениям, написан был Вассианом уже но смерти Иосифа, когда он таким образом сводил и обобщал результаты своей полемики с ним. (Полемич. соч. Вассиана. Прав. Соб. 1863 г. III. 210). Из послания Иосифа к В. Челядину мы узнаем, что Вассиан в своих посланиях уподоблял Иосифа за его немилосердие к еретикам еретику Новату.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Бурные политические коллизии, вероятно, отвлекали патриарха Иова от духовных занятий. Лишь 6 августа 1594 г. архипастырь обратился к царице Ирине Федоровне с утешением по поводу кончины дочери. Умершие не возвращаются, напоминал он царице, рассказывая о горьком плаче Адама над телом сына его Авеля: " Земля есть и в землю отыдеши " . Но молитва праведных может подвигнуть Бога даровать им с царем чадо, как Иоакиму и Анне, до старости глубокой остававшимся бесплодными, однако получившим под конец жизни утешение. " Видишь ли, благоверная государыня царица, — писал Иов Ирине, — сколь может молитва праведных, терпеливо переносящих постигающие их скорби. А кручиною, государыня, ничего нельзя взять, можно взять лишь милостию Божиею. Если печалишься, то только гневишь Бога, а своей душе причиняешь немалый вред и безгодно изнуряешь свое тело; Дьявол же, егда видит кого скорбяща и печалующа, укрепляется нань. Сего ради молю твое благочестие: о всем положи упование на Бога и на пречистую Богородицу. И пречистая Богородица, видя твое такое благоволение, умолит Сына своего, да подаст ти всяко прошение твое, его же у него просиши, и благородная чресла твоя многоплодна сотворит, и устроит тя яко лозу плодовиту в дому твоем! " Бог, однако, не внял молитвам царицы Ирины Федоровны и оставил ее бесплодной. А Годунов использовал любую возможность, чтобы к моменту смерти болезненного царя Федора Иоанновича не иметь соперников в борьбе за Московский престол. Не наше дело разбираться здесь в тонкостях придворной интриги, в которой патриарх Иов не принимал видимого участия. На первый план его выдвинула кончина царя 7 января 1598 г. Выполняя свое предназначение, тишайший патриарх неожиданно проявил себя как мощный политический лидер, удивительно твердо и энергично реализовавший свою ясную и определенную государственную позицию. В разгар многосложной борьбы за предоставление трона Рюриковичей бывшему опричнику Иов успевает создать одно из обширнейших и велиречивейших своих произведений: " Повесть о честней житии царя и великого князя Федора Иоанновича всея Русии " — продолжение самой крупной официозной русской летописи того времени (Никоновской). Вот как выглядят, в небольшой адаптации, основные положения этого программного труда.

http://sedmitza.ru/lib/text/439624/

Нередко люди полагают, будто высшая государственная власть и глубокая христианская вера несовместимы, что правитель просто не может поступать по Евангелию — ему неизбежно приходится быть циником, нарушать заповеди «ради государственных интересов». Примеров тому действительно немало. Но есть и противоположные примеры, о которых, к сожалению, мало кто знает. Историк Дмитрий Володихин рассказывает о царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного. Синдром раздвоения У некоторых исторических личностей, вошедших и в наши учебники, и в русскую классическую традицию, и в массовое сознание, как будто два лица. Поколение за поколением интеллектуалы пытаются доказать, что одно из этих лиц истинно, а другое — не более чем маска, и даже не маска, а случайная ужимка. В России знают двух Иванов Грозных — мудрого государственного деятеля и кровавого маньяка; двух Петров Первых — реформатора и тирана; двух Николаев Первых — жандарма Европы и просвещенного охранителя; двух Георгиев Жуковых — самодура, бездумно расходующего солдатские жизни, и талантливого полководца… Да разве только эти фигуры двоятся? О нет, прозвучали только самые громкие примеры. Попытки отыскать золотую середину, пройти между Сциллой одного мифа и Харибдой другого приводят лишь к тому, что вместо цельной личности вырастает бесконечное: «с одной стороны, нельзя не заметить, зато с другой — нельзя не признать». В таких случаях мудрая на первый взгляд умеренность приводит к пустоте, к расплывчатости. И споры разгораются с новой силой. Наверное, самое разумное в таких случаях — выложить все основные аргументы, а потом честно и открыто высказаться в пользу одной из двух принципиально различных точек зрения: «Я считаю, что аргументы в пользу вот этой позиции перевешивают». Государь Федор Иванович (1584–1598), или, по церковной традиции, Феодор Иоаннович, — именно такая «двоящаяся» персона в русской истории. Любопытно, что главная суть обоих образов этого государя лаконично сформулирована для образованной публики одним человеком — Алексеем Константиновичем Толстым.

http://pravoslavie.ru/37774.html

Между тем мерность наша узнала, что ты, поступив против положения и канонического обычая, принял то, на что не имел никакого права, и носишь на фелони своей четыре креста, да кроме сего не воздаешь должной чести, послушания и благопокорности ни святейшему митрополиту Киевскому и всея Руси, высокопочтенному, возлюбленному о Святом Духе брату нашей мерности и сослужителю, ни даже сыну моему, благороднейшему князю всей Руси кир Димитрию, противишься им и противоречишь. Узнавши сие, наша мерность опечалилась, прогневалась и вознегодовала на тебя за то, что ты поступаешь против повеления Божественных и священных канонов. Посему предписывается и приказывается тебе снять с фелони своей кресты без всяких отговорок. Ибо как ты сам по себе дерзнул на такой поступок? Далее приказываю, чтобы ты имел к святейшему митрополиту Киевскому и всея Руси и к благороднейшему великому князю должное почтение, послушание и благопокорность. И если исполнишь это, то будешь пользоваться милостию нашей мерности и Божественного, священного и великого Собора. Если же, напротив, ты не исполнишь того, что тебе приказывает наша мерность, то я намерен писать к митрополиту твоему, дабы он удалил тебя и снял с тебя архиерейство. Итак, что для тебя кажется лучшим, то и избирай. Благодать Божия да пребудет с тобою» (Acta Patriarch. Constantinop. 1. 522 (425)). 11 Патриаршие грамоты 1370 г. к великому князю Димитрию Иоанновичу и митрополиту Алексею I. Письмо патриарха Филофея (1370 г., в июне, индикт. 8) к великому князю Димитрию Иоанновичу: «Благороднейший великий князь всей России, ближайший во Святом Духе и возлюбленный сын нашей мерности кир Димитрий! Мерность наша желает благородству твоему от Бога всемогущего здравия и благорасположения души, силы и крепости телесной, жизни спокойной и долговечной, содействия и успеха в житейских делах твоих, умножения царства твоего и всего доброго и спасительного. Письма благородства твоего прибыли сюда к нашей мерности вместе с слугою твоим Даниилом и сбережены хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В результате осенью 1368 г. О. с большим войском (в него входили его сыновья и брат Кейстут, сын последнего Витовт «и вси князи Литовьстии», Михаил Александрович и силы Смоленского вел. княжества) подступил к юго-зап. рубежам Московского княжества. Вел. кн. Владимирский Димитрий Иоаннович, не успев собрать войско, вместе с двоюродным братом, серпуховским кн. Владимиром Андреевичем, и митр. Алексием укрылся в недавно отстроенном белокаменном Московском Кремле. О. разбил отряд стародубского кн. Симеона Димитриевича Крапивы, прошел через союзное московским князьям Оболенское княжество, убив его правителя - кн. Константина Юрьевича, а 21 нояб. 1368 г. на р. Тростне нанес поражение московскому сторожевому полку. Путь на Москву был открыт, но 3-дневная осада Московского Кремля окончилась безрезультатно: О. ограничился разорением окрестностей и вынужден был отступить. Следствием похода стали серьезные политические уступки, сделанные московскими правящими кругами вел. кн. Тверскому Михаилу Александровичу. Осада Волока (Ламского) вел. кн. Литовским Ольгердом с союзниками в 1370 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 616 об.) Осада Волока (Ламского) вел. кн. Литовским Ольгердом с союзниками в 1370 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 616 об.) В 1369-1370 гг. вел. кн. Димитрий Иоаннович попытался взять реванш: он укрепил свои позиции в Новгороде и Пскове, совершил походы на Брянское княжество и союзное ВКЛ Смоленское вел. княжество, в результате к-рых под его контролем оказались территории в бассейне верхней Оки с Мценском и Калугой. После того как в авг. 1370 г. москвичи разорвали мирный договор с Тверским вел. княжеством и начали против него боевые действия, вел. кн. Михаил Александрович вновь обратился за помощью к О. (одновременная попытка вел. кн. Тверского заручиться поддержкой ордынского темника Мамая успеха не принесла). Несмотря на активизацию борьбы ВКЛ с Тевтонским орденом, а также с Польшей и Венгрией за Волынь, в нояб.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Поэтому указание на права его на престол представлялись значительной натяжкой, тем более, что не было доказательств, что при переходе престола в старшую линию Великих князей именно Василий Шуйский являлся ближайшим наследником. Еще неверным было утверждение, что избрание произведено «всеми людьми Московского Государства. Даже если под Московским Государством подразумевать не все Царство, а лишь ядро его – первоначальное Московское Княжество, то и тут не было правильного избрания, а князь Василий Шуйский был выкрикнут толпой москвичей. Возвращавшийся в Россию из турецкого плена холоп Иван Болотников, встретившись в Польше с одним из приближенных Лжедимитрия, был уверен им, что спасенный Царь скрывается там. Явившись в Россию, Болотников стал собирать войско в защиту законного Царя, и восстание против Шуйского охватило вскоре весь юг России. Войско Болотникова состояло из холопов и крестьян, так как Болотников, сам холоп, поднимая восстание за Царя, в то же время призывал к уничтожению боярства и крепостных порядков. В Рязани же собралось для восстановления на престол Димитрия дворянское ополчение под предводительством братьев Ляпуновых. Из юго-восточных степей двинулся еще и третий отряд под предводительством Лжепетра. Еше в последние дни царствования Лжедимитрия терский казак Илейка объявил, что он, в действительности, сын Царя Феодора Иоанновича Петр, родившийся в 1592 году и подмененный Борисом Годуновым на скончавшуюся девочку Феодосию. Лжедимитрий понял, что открыто бороться с новым самозванцем нельзя, так как наследником Феодора Иоанновича должен бы быть его сын, а не брат, и в случае столкновения его с Лжепетром войско и народ могут перейти на сторону последнего. Поэтому он обратился к Лжепетру с приглашением прибыть в Москву, распорядившись, чтобы его встречали с подобающими почестями. Однако по пути в Москву Лжепетр узнал о гибели своего мнимого дяди и остановился. Теперь же он соединился с Болотниковым для борьбы с их общим врагом – воцарившимся в Москве князем Василием Шуйским. Соединенные ополчения Ляпуновых, Болотникова и Лжепетра двинулись на Москву. Ляпуновы увидели вскоре, что отряды Болотникова, хотя идут под знаменем восстановления законной власти, но в то же время настроены против теперешних порядков на Руси, а по приемам мало отличаются от разбойничьих шаек. К тому же они усомнились в действительном спасении Димитрия и, не желая дальше участвовать в разрушении Русского Государства, признали Царя Василия и покорились ему. После этого войска Василия Шуйского осадили Болотникова и Лжепетра в Туле и принудили их к сдаче. Оба они были казнены, хотя Болотников и уверял, что действовал все время из желания верно служить законному Царю Димитрию, но теперь, оставленный им без помощи «на произвол судьбы», он так же верно будет служить Царю Василию.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Измайлов Николай Иоаннович. Военный священник 138-го пехотного Волховского полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. В боях 20–25 февраля 1905 г. под сильным огнем неприятеля совершал погребение убитых и напутствовал умирающих. Во время отступления, находясь на перевязочном пункте и будучи окружен неприятелем, пробился с другими частями и присоединился к частям полка. Протоиерей Николай Исидоров Николай Иоаннович. Военный священник на крейсере «Паллада» во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Протоиерей Николай Киклович Николай Григорьевич. Начинал служение в Софийской церкви Харбина в сане диакона в 1925 г. Вероятно, в 1926 г. был рукоположен во священника к церкви Сунгарийского городка Харбина (1926–1927 гг.) Далее служил на ст. Мяньдухэ (1934–1936 гг.) и на ст. Яомынь (1936–1937 гг.), в г. Сахаляне (1937–1940 гг.), на ст. Эхо (1940–1941 гг.), в церкви района Московских казарм Харбина в 1941 г. Последний настоятель церкви на ст. Бухэду КВЖД в 1940-х гг. Имел богословские труды. Издатель православной литературы. Скончался в Харбине в 1950–1960 гг. Похоронен на кладбище Хуан-шан в Санкешу. Протоиерей Николай Крестовоздвиженский Николай Алексеевич. Военный священник 147-го пехотного Самарского полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. С 29 сентября по 1 октября 1904 г. безотлучно находился на перевязочном пункте у деревни Тупелисе, самоотверженно исполняя свои пастырские обязанности во время обстрела. Протоиерей Николай Кушков Николай Михайлович. Служил в Ильинской церкви в районе Механических мастерских Харбина (1922–1937 гг.), на станции Ханьдаохецзы КВЖД в 1937–1955 гг. Вернулся в СССР в 1955 г. Служил в г. Уфе, в Свято-Сергиевском соборе. Скончался в 1960-х гг. Протоиерей Николай Ли Николай. Учился при Пекинской духовной миссии. Катехизатор, чтец, учитель в православной школе. С 1936 г. – священник. Просветитель китайцев в 1930-х гг. В 1940-х гг. служил в Шанхае. В 1956 г. назначен секретарем Пекинской епархии, при совмещении должности эконома, казначея, ключаря. С 1962 г. управлял Пекинской епархией. Один из немногих православных священников в Пекине в 1960-х гг. Протоиерей Николай

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Годунов был человек умный и хитрый. Вошедши в доверие царя, он стал всем распоряжаться в государстве. Прежние советники царя попытались было устранить Годунова тем, что, при содействии митрополита Дионисия, хотели устроить развод царя с неплодною женою его – Ириною. Но Борис Годунов вовремя расстроил их заговор. Дионисий был низложен и заменен преданным Годунову митрополитом Иовом; бояре, враждовавшие против Годунова, были разосланы по разным отдельным городам. Еще раньше были отправлены в ссылку ближайшие родственники царя, напр., Нагие; между прочим брат Феодора Иоанновича, царевич Димитрий, вместе со своею матерью Мариею, был сослан в Углич. Тогда Борис Годунов сделался почти полноправным распорядителем русского государства. Он был опытен в государственном управлении. Ему удалось заключить счастливый договор с Швецией, которая возвратила России прежде завоеванные у нее города. При нем некоторые кавказские народы приняли подданство русское. С Англией Борис Годунов завел правильные торговые сношения, для чего устроил на Белом море Архангельскую гавань. От набегов крымских татар Борис Годунов старался обезопасить южные границы русского государства. Для этого он построил там новые городки и укрепления, в которых содержал готовое войско для отражения татарских набегов. Из внутренних распоряжений, состоявшихся при царе Феодоре Иоанновиче, при главнейшем участии Бориса Годунова, особенно замечательно прикрепление крестьян. До того времени крестьяне составляли в России свободное сословие землепашцев. Они жили на землях, отведенных дворянам и боярским детям, и, пользуясь землею помещиков, обязаны были часть времени работать на помещика и сверх того платить известные повинности в пользу государства. Если крестьяне были почему-либо недовольны своим помещиком, то они могли пользоваться «правом свободного перехода», т.е. по окончании полевых работ у одного землевладельца, после осеннего Юрьева дня (26-го ноября), они имели право переходить на земли другого хозяина. Это право свободного перехода было выгодно только одним богатым владельцам земель, мелкие же помещики и государство терпели от него ущерб. Поэтому Борис Годунов убедил царя Феодора Иоанновича издать запрещение крестьянам переходить от одного помещика к другому, под страхом суровых взысканий (1597 г.). Это прикрепление крестьян к земле было полезно в некоторых отношениях. Но в то же самое время оно послужило началом развившегося впоследствии у нас крепостного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

ГОРЛОМ НА НОЖ. Иными словами, Василий Шуйский постоянно менял свою точку зрения ради политической выгоды. При любом режиме ему хотелось жить хорошо. Но по-настоящему хорошо он жил только при своем царствовании. У нас нужды колебаться вместе с рекой истории нет - мы в ней не утонем. А потому давайте разберем причины смерти святого Димитрия Угличского непредвзято. Сам собой напоролся на ножик? Такое бывает? Трудно найти мальчишку, не забавлявшегося в детстве этой старинной народной потехой. Автор этих строк ножик в землю тоже неоднократно швырял. Причем в разных компаниях. И в городе. И в деревне. И в пионерском лагере, где ножик нужно было прятать от вожатых. Но ни разу я не видел и не слышал, чтобы кто-то из моих ровесников сам во время игры напоролся на острие. Впервые о таком уникальном случае я прочитал в школьном учебнике истории, где рассказывалось об удивительной, воистину уникальной смерти царевича Димитрия. Поверить в его нечаянное самоубиение так же сложно, как в то, что министр внутренних дел Кравченко застрелился двумя пулями в голову. К тому же во время припадка эпилепсии пальцы у больного разжимаются. Ножик выпал бы из рук царевича. Он мог воткнуться в землю. Но никак не в горло. Значит, мальчика убили. Для того чтобы установить, кто его убил, достаточно воспользоваться тем вопросом, который в подобных криминальных случаях задавали еще древние римляне: кому это выгодно? РИМСКИЙ ОТВЕТ. Убрать Димитрия было выгодно только Борису Годунову. На момент неожиданной смерти царевича он - царский конюший и брат жены царя Федора Иоанновича. В реальности же - правитель России, вершивший все дела от имени слабоумного царя, больше всего любившего бить в колокола. У Федора Иоанновича не было детей. Единственным наследником являлся его младший брат Димитрий. Если бы Борис Годунов хотел, чтобы мальчик унаследовал трон, он бы глаз с него не спускал! Но Борис добился того, чтобы единственного наследника великой державы отправили в глухомань - в Углич. Там, вдали от москвичей, с ним можно было сделать что угодно, а потом рассказывать, что маленький царевич сам себя ножиком по шейке полоснул. Чик - и нет будущего царя. Только Бориска Годунов сидит в шапке Мономаха на престоле Рюриковичей и царство завещает уже своему сыну Феденьке.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/05/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Хроника смутного времени. Инфографика 5 мин., 02.11.2015 Период с 1605 по 1612 год вошел в историю под названием Смутного времени, одного из наиболее тяжких кризисов в истории России. Одни историки, впрочем, склонны вести отсчет с 1598 года, другие продлевают Смутное время до 1617-1618 годов. Мы постарались проследить его краткую хронологию. 1584 Умирает царь Иван Грозный. На престол восходит его сын Федор, но по состоянию здоровья не может в реальности управлять государством. Младший сын, царевич Димитрий, пока еще в младенческом возрасте. По существу в это время страной управляет боярин Борис Годунов. Царь Федор Иоаннович. Миниатюра из царского титулярника 1591 Трагически погибает царевич Димитрий. По официальной версии, он играл со сверстниками в ножички, во время игры у него начался приступ эпилепсии, и он случайно ударил себя ножом в горло. По другой версии, мальчика зарезали по приказу из Москвы. Димитрий-царевич убиенный. Нестеров М.В. 1924 1598 Умирает царь Феодор Иоаннович. Прерывается московская ветвь династии Рюриковичей. Царем становится Борис Годунов. Одновременно появляются слухи о том, что царевич Димитрий якобы чудом спасся. Царь Борис Федорович Годунов. Рисунок Зеленского с портрета в кунсткамере в Академии Наук 1601 Первый из нескольких неурожайных лет. Начинается голод, толкавший людей на грабеж и разбой. По стране растекаются многочисленные банды, нарастает хаос, люди гибнут от рук своих же соседей. Ослабление государства используют и внешние враги. Голод при царе Борисе Годунове. Литография XIX в. 1604 В Польше появляется самозванец, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I. Его настоящее имя — Григорий Отрепьев. Он называл себя «истинным» наследником престола, чудесно спасшимся царевичем Дмитрием Ивановичем, объявив правление Бориса Годунова незаконным. Началось Смутное время. Лжедмитрий I. Портрет начала XVII в. 1605 Скоропостижно умирает Борис Годунов. Московские бояре признают Лжедмитрия I законным наследником престола, свергают и убивают сына Бориса Годунова — Федора. Лжедмитрий I занимает Москву. Его поддерживает польский король Сигизмунд III, снарядивший самозванцу войско.

http://foma.ru/xronika-smutnogo-vremeni-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010