В субботу пред этим днем и установлено поминовение с тою, конечно, мыслью, да и души умерших молитвами церкви и благодати Св. Духа очистятся, и явятся достойными сосудами благодати Св. Духа. Суббота дмитриевская и 29-е августа назначены собственно для поминовения православных воинов и всех за веру и отечество убиенных. Поминовение в Дмитриевскую субботу установлено в XIV веке при великом князе Дмитрие Иоанновиче Донском, по одержании победы над Мамаем на Куликовом поле. Поминовение 29 августа установлено в 1769 г. при Екатерине II во время войны с Турками и Поляками. Впрочем в дмитриевскую субботу христиане обыкли поминать не только воинов, но и родителей своих и всех православных христиан почивших. Творится также поминовение об усопших в понедельник или вторник Фоминой недели. День этот называется в просторечии радоницею. Христиане, молясь в сей день за умерших, как бы приветствуют их с живоносною радостью воскресения Христова. Часть Третья. Примеры и правила веры и нравственности, избранные из Священного Писания и Священного Предания Примеры и правила веры и нравственности. Избранные из Священного Писания и Священного Предания Твердость в вере во время искушения У Авраама был единственный сын Исаак. От него Господь обещал возрастить многочисленное потомство. Авраам любовался своим сыном за его покорность и послушание к отцу и матери. Но вот Господь явился Аврааму и сказал: Авраам! возьми сына своего Исаака и поди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую я укажу тебе. Испытание тягчайшее для родительского сердца. Но Авраам так твердо верил воле Божией, всегда благой и совершенной, что и здесь не поколебался в вере. Не открывая никому своего намерения, встал он рано утром, оседлал своего осла, взял двух рабов своих и Исаака сына своего; наколол дров для всесожжения и отправился в путь. Три дня были они в пути. Наконец он увидал гору на которой надлежало ему принести сына в жертву. Под горой он оставил своих рабов с ослом, а сам с Исааком пошел на гору, взял в руки огонь и нож, а на Исаака возложил дрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

И потому говорит: подойдите и скажите: Ты ли еси грядый, или иного чаем? Христос же, проникая в мысль Иоаннову, не сказал: точно, Я, потому что хотя и следовало так сказать, но это было бы опять неприятно для слушателей. Напротив, предоставляет самим заключить из дел. Евангелист говорит, что в то время, когда они пришли к Иисусу, Он исцелил многих. И какая тут была бы сообразность, когда спрашивают: Ты ли еси? ничего не сказать на это, а тотчас начать исцелять больных, если бы Христос не хотел этим внушить того, о чем я сказал? Свидетельство делами почиталось более убедительным и несомненным, чем свидетельство словами. Поэтому, как Бог, зная намерение, с каким Иоанн послал учеников, Христос в тот же час исцелил слепых, хромых и других многих — не с тем, чтобы, уверить Иоанна (на что было уверять уверенного?), но чтобы уверить сомневающихся учеников. И исцеливши, говорит: шедше возвестита Иоаннови, яже слышита и видита. Слепии прозирают, и хр о мии ходят, и прокаженнии очищаются, и глусии слышат, и мертвии возстают, и нищии благовеств у ют. И потом присовокупил: и блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне (ст. 4-6), показав тем, что знает и тайные помышления их. Если бы Он сказал: точно, Я христос, — то, как заметил я, это могло быть для них неприятно и могло навести на мысль, хотя бы они и не высказали ее, подобно иудеям: Ты о себе сам свидетелствуеши (Иоан. VIII, 13). Вот потому сам Он и не говорит этого, а предоставляет им заключать обо всем из чудес, делая чрез то учение Свое неподозрительным и очевиднейшим. А вместе и их обличил тайным образом. Так как они соблазнялись о Нем, то обнаруживши их болезнь и предоставив все дело одной их совести, и никого не сделав свидетелем этого обличения кроме их самих, которые одни понимали это — тем больше привлек их к Себе, говоря: блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне, — говоря это, Он разумел собственно их. Но не ограничимся только высказанными нами мыслями. Чтобы сделать для вас истину более ясною, путем сопоставления с другими мнениями, нам нужно сказать и об этих последних.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

Мф.11:4—5.   И отвещав Иисус рече има: шедша возвестита Иоаннови, яже слышита и видита: слепии прозирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии востают и нищии благовествуют» . И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; Смотри, как Он ответил не на придуманный вопрос их, а на действительную причину, по которой они были присланы. Благовествующими нищими назвал апостолов: ибо кто беднее рыбаря? Мф.11:6.   И блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне . и блажен, кто не соблазнится о Мне. Это сказал в особенности ради учеников Иоанна, открывая им тайну их сердца и показывая, что не скрылось от Него и то, когда они соблазнялись тем, что Он ел с мытарями и грешниками (Мф. 9:14), и когда они открыто упрекали Его прежде в чревоугодии пред учениками Его, как сказано в девятой главе. Мф.11:7.   Тема же исходящема, начат Иисус народом глаголати о Иоанне . Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне:… Те, исправленные (в своем заблуждени11), ушли. Почему же Он не говорил об Иоанне в их присутствии? Дабы не показалось, что Он льстит Иоанну. Мф.11:7.   Чесо изыдосте в пустыню видети; трость ли ветром колеблему . что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?: Народ, услышав вопрос Иоанна и не зная его цели, был смущен: каким образом тот, который высказал столько, и столь великих, свидетельств о Христе, теперь сомневается; народ подозревал, что Иоанн переменился. Зная это, Христос врачует такое подозрение, показывая вместе с тем, что Он — сердцеведец. Желая пристыдить, Он говорит с упреком: «чесо изыдосте в пустыню видети; трость ли ветром колеблему?» т. е. легкомысленного ли и непостоянного человека и подобно тростнику колеблющуюся мысль, — как вы думаете теперь, — или скорее наоборот — постоянного и твердого более, чем скала, как свидетельствовало о том ваше внимание к нему тогда и стечение?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Наверняка были самые разные причины, вполне каноничные, вполне правильные, почему Стефан решил покинуть гору Маковец, на которой сейчас и стоит Троице-Сергиевская лавра. Но Варфоломей привязался всем сердцем к этому месту. Как говорили по-славянски – «прилепился» к этому месту. Далее мы читаем следующую заповедь блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5,5). Когда Святые Отцы дают истолкование на эту заповедь, они говорят – наследуют землю уже в этой жизни. Имеется в виду не только новое Небо и новая Земля. Уже в этой жизни будет то благословенное место, где они будут жить, или благословенное место, где их похоронят.   За кротость преподобный Сергий, а тогда еще отрок Варфоломей, получает влюбленность в эту гору Маковец, он привязывается к этому месту, потому что это место, где есть часовня Живоначальной Троицы. Как можно покинуть Троицу? Куда можно уйти от Троицы? Это практически невозможно. Если открыть Псалтырь, например, 138-й псалом, с 7-го стиха и ниже: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138,7-10). – Рука Божия, как мы прочитали («и удержит меня десница Твоя»), удержала отрока Варфоломея и он не покинул этого места. Варфоломей принимает решение остаться на этом месте. Он проявляет кротость перед своим братом. Нельзя сказать, что он не почтил своего брата призывом покинуть это место, но он смиряется. Многие люди, которые тогда уходили в дремучие леса, они говорили, что причина их ухода в том, что они считают себя недостойными жить среди других людей. Такой аргументы всегда воспринимался положительно, и человеку не мешали пребывать отшельником в добровольном затворе. С другой стороны, мы знаем, какую роль сыграет преподобный Сергий в судьбе нашей страны в период противостояния с татаро-монгольским игом. Возникает вопрос, если преп. Сергий был настолько кротким, как он сможет потом проявить качества, которые помогут сплотить русские земли, русских людей вокруг московского князя Димитрия Иоанновича,  и благословить Куликовскую битву.

http://radonezh.ru/analytics/chto-my-zna...

Соборная полнота собралась к сороковинам по Царю Феодору Иоанновичу и после этого уже 17 Февраля в Пятницу Мясопустной Седмицы: «Святейший Iebъ Nampiapxъ Московски и всеа Pyciu велелъ у себя быти на Соборе о Святъмъ Дусе сыновомъ своимъ, пресвященнымъ Митрополитомъ, и Apxienuckonoмъ, и Епископомъ, и Архимаритомъ и Игуменомъ, и всему Освященному Собору Вселенскому, и боляромъ и дворяномъ, и приказнымъ и служилымъ людямъ, всему Христолюбивому воинству, и гостемъ, и всемъ православнымъ крестьяномъ всехъ городовъ Pociйckoro государьства»(151). В этом описательном пассаже чрезвычайно важна характеристика Собора - Собор о Святом Духе. Она восходит к Апостольскому Собору в Иерусалиме около 50 года по Р.Х. Там соборное решение освящается сакральной формулой « Изволися бо С(вя)тому Духу и намъ ...» (Деян. 15, 28). Что это означает? Московский Собор собирается не ради выработки политического консенсуса, который так или иначе устроил бы большинство собравшихся, но чтобы узнать Божию волю по поставленному вопросу и принять искреннее единодушное решение. Только такое соборное решение допустимо освятить выражением: « Изволися бо С(вя)тому Духу и намъ ...» Поскольку иная форма принятия, например, воли подавляющего большинства с таким сакраментальным определением приписывалась бы ложно Святому Духу, оскорбляла бы Бога, оскорбляла бы Третье Лицо Пресвятой Троицы, а это страшное духовное преступление. О нем в Евангелии от Апостола Матфея Сам Господь Иисус Христос свидетельствует: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12, 31-32). Это исключительно важная характеристика, она определяет высшую меру духовной решимости соборян. К соборянам Святейший Иов обращается с описанием обстоятельств, связанных с уговорами Царицы-Инокини Александры-Ирины и Ее брата Б.Ф.Годунова. В заключение Святейший Иов говорит, к какому убеждению пришли соборяне, бывшие уже до того в Москве: «А у меня Ieba Nampiapxa, и у Митрополитовъ, и у Apxienuckonobъ, и у Епископовъ, и у Архимаритовъ, и у Игуменовъ, и у всего освященнаго вселенскаго собора, и у бояръ, и у дворянъ, и у приказныхъ и у служилыхъ у всякихъ людей, и у гостей, и у всехъ православныхъ крестьянъ, которые были на Москве, мысль и советъ всехъ единодушно, что намъ мимо Государя Бориса едоровича иного Государя никого не искати и не хотети»(152).

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

В Театре русской драмы «Камерная сцена» прошли показы спектакля «Царь Фёдор Иоаннович». 5 мая, 2010. Редакция " Правмира " Восстановленный спектакль заблистал с новой силой. Щедрые аплодисменты зрителей явились лучшей наградой артистам за усердные труды в деле восстановления спектакля. Премьера спектакля состоялась в 1997 году. В тот же год спектакль принял участие в фестивале исторических спектаклей «Голоса истории» (г. Владимир). В 1998 году «Царь Фёдор Иоаннович» стал лауреатом премии Москвы в области литературы и искусства. В 2003 г. за роль царя Фёдора Михаил Григорьевич Щепенко получил звание лауреата в номинации «Лучшая мужская роль» на международном фестивале «Славянские театральные встречи» (г. Гомель). На протяжении всего времени существования спектакль пользовался большой популярностью и признанием публики. Без сомнения, «Царь Фёдор Иоаннович» сразу после премьеры стал программным спектаклем Театра русской драмы. Однако через несколько лет успешных показов случился пожар, уничтоживший  декорации. Чтобы их возродить, потребовалось два года колоссальных усилий и материальных затрат. Дорогостоящие декорации к спектаклю были сооружены вновь благодаря спонсорам – друзьям Театра. «Царь Фёдор Иоаннович», наконец, вновь занял своё достойное место в репертуаре Театра русской драмы «Камерная сцена». Восстановленный спектакль  заблистал с новой силой. Щедрые аплодисменты зрителей явились лучшей наградой артистам за усердные труды в деле восстановления спектакля. Вот отрывок одной из опубликованных в СМИ рецензий на «Царя Фёдора Иоанновича» (журнал «Экран и сцена») : «В этом спектакле трактовка образа царя Фёдора нетрадиционна. Не «слабоумный и безвольный государь», а высокая душа, страждущая под бременем возложенной на нее ответственности, переживающая трагедию несовпадения мира горнего и дольнего. Царь Фёдор все принимает в себя, всю вину Руси: и то, что было (кровавое правление Ивана Грозного – своего отца), и тяжесть грядущих «смутных времён», наступление которых он предчувствует. И одно только сердце бьётся с ним в унисон – царицы Ирины, которая, словно покров, простирает над ним свою любовь…»

http://pravmir.ru/v-teatre-russkoj-dramy...

В то время на святительской кафедре Киевской митрополии находился муж богоугодный, митрополит Филарет (Амфитеатров) , принимавший всегда живое участие в делах Киевской духовной академии. От его пастырского взора не утаилась благая деятельность преподавателя Макарова, и его смиренная личность полюбилась святителю. В 1840 году, по его ходатайству, изъявлено Макарову одобрение Святейшего Синода за ревностное прохождение службы по академии. В 1841 году, м. Филарет, во внимание к небогатому состоянию Димитрия Иоанновича, уделявшего из своих средств еще на содержание своих бедных и престарелых родителей, исходатайствовал ему денежную награду в 130 рублей серебром. 10-го ноября того же 1841 года, по представлению правления Киевской духовной академии, за «отличное преподавание порученного ему предмета» бакалавр Макаров возведен в звание экстраординарного профессора исторических наук. 31 декабря того же года, после ревизии Киевской духовной академии преподано профессору Макарову благословение Святейшего Синода «за усердную деятельность и трудолюбие в исполнении своих обязанностей, и за особое споспешествование благопроцветанию Киевской духовной академии». Димитрий Иоаннович во все время службы своей в Киевской академии, жил в ней чисто по-монашески, не любил участвовать в веселых обществах сотоварищей-профессоров, удалялся развлечений мирских, редко даже когда выходил из стен академии в город, разве по неотложному какому делу. Смиренный и безответный, Димитрий Иоаннович не только ревностно исполнял обязанности службы своей, но еще и помимо ее много работал безвозмездно для ректора академии архимандрита Иннокентия Борисова , который давал ему литературные занятия (составление отчетов о духовно-литературных сочинениях), что иногда очень его затрудняло и отнимало у него свободное время, нужное для покоя. Преосвященный Иннокентий, впрочем, вполне ценил труды Димитрия Иоанновича и впоследствии всегда благосклонно и милостиво к нему относился, называя его добрым своим сотрудником. Проводя жизнь целомудренную и уединенную, выглядывая по нраву своему совсем монахом, Димитрий Иоаннович, тем не менее, не спешил дать обет монашества. Этому причиной было то же его глубокое смирение и высокое благоговение к монашеству. Нередко ректор академии, преосв. Иннокентий, предлагал ему принять монашество, как более всего свойственное наклонностям его души. Всякий раз Димитрий Иоаннович отговаривался своим недостоинством и негодностью к этому святому званию. Сам митрополит Филарет при свиданиях не раз заговаривал с ним о монашестве, старался склонить скромного профессора променять сюртук на рясу, но Димитрий Иоаннович все медлил, все отказывался своею неготовностью. А что готов он был духовно, хорошо знал об этом владыка через старца-подвижника Киево-Печерской лавры, иеросхимонаха Парфения, своего духовника, который издавна был также духовником и Димитрия Иоанновича.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В следующем,1608 году, по случаю видения одному благочестивому человеку Самого Христа Спасителя, Который угрожал бедствиями России за то, что в ней умножились грехи и неправда, патриарх Гермоген установил в октябре недельный покаянный пост; предал церковному проклятию Болотникова и его приверженцев и ободрял царя своими советами (Современник говорит, что „добрый пастырь Василия Иоанновича малодушествующа много пользовал от искусства своего»). Государь воспрянул духом, во главе своего войска осадил Тулу, принудил мятежников к сдаче и казнил их предводителя. Между тем, в Стародубе, наконец, появился,подготовленный в Польше, новый самозванец. Проницательный патриарх советовал не прекращать вооруженной борьбы с врагами государства. Но приближенные люди уговорили Василия Иоанновича „во царствующий град возвратиться во упокоение». Войска были распущены по домам, от чего „врагом тогда рука возвысися“. Новый обманщик, окруженный изменниками, поляками и иезуитами, получившими наставление осторожнее прежнего подготовлять путь в России унии и католичеству, признанный Мариной Мнишек за своего мужа, двинулся с своими полчищами к самой Москве и расположился в 12 верстах в Тушине. Смута в самой Москве росла день ото дня. Казалось, все колеблется, все склоняет пред нею голову. „Шатость в умах, и сердцах», была так велика, что во многих семьях одни были приверженцами самозванца, другие еще кое-как держались Василия Иоанновича. Отужинав вместе, одни уходили„к Тушинскому вору», другие оставались в Москве. Образовался даже особый разряд „ перелетов которые, ради наград, с притворным раскаянием, переходили из Тушина в Москву обратно. Подьячий хотел сделаться дьяком, купец дворянином, дворянин боярином. Смуту тайно поджигали и поддерживали поляки. Один из них – гетман пан Жолкевский в своих записках того времени говорил, что он посылал в Москву ко многим лицам, даже к князьям и боярам, письма с универсалами, по нашему прокламациями, а по старорусски – „подметными грамотами», в которых возбуждал в русских людях ненависть к царю и говорил, как все при нем в Московском государстве идет дурно и беспрестанно проливается кровь. Эти подметные грамоты разбрасывались по городу; подготовляя даже заговор – прочесть их всенародно на Красной площади с Лобного места, а самого Василия Иоанновича схватить и выдать полякам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Олег (Иаков) Иоаннович (кон. 30-х - сер. 40-х гг. XIV в.- 1402), великий князь Рязанский (не позднее июня 1353-1371, 1372-1380, 1381-1402) Олег (Иаков) Иоаннович (кон. 30-х - сер. 40-х гг. XIV в.- 1402), великий князь Рязанский (не позднее июня 1353-1371, 1372-1380, 1381-1402) Из-за тяжелого политического и экономического положения Рязанского великого княжества летом 1380 г. О. И. был вынужден решать сложную дипломатическую задачу: с одной стороны, не допустить разорения своих владений войском Мамаевой Орды, а с другой - не оказаться в прямом противостоянии с правителем Москвы. В результате О. И. вступил в союзнические отношения с вел. кн. Литовским Ягайло (см. Владислав (Ягайло)) и Мамаем (на помощь последнему был направлен отряд рязанцев), к к-рым на переговоры ездил его посол боярин Епифан Кореев. Одновременно с этим О. И. поставил в известность вел. кн. Владимирского Димитрия Иоанновича о движении на Русь войск Мамая. В Куликовской битве 1380 г. О. И. и рязанцы участия не принимали. Однако после нее они разрушали мосты (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 140), нападали на отдельные отряды ратников, возвращавшихся с Куликова поля, захватывали последних в плен и отбирали у них богатые трофеи (Там же. Т. 25. С. 205; существует мнение, что эти сведения являются тенденциозными приписками московских летописцев). Перед угрозой ответных действий московских войск О. И. вместе с семьей и приближенными бежал из столицы. Оставшиеся в ней рязанские бояре известили об этом вел. кн. Владимирского Димитрия Иоанновича Донского и приняли московских наместников в Переяславле-Рязанском (Там же. Т. 15. Стб. 140-141). 2 авг. 1381 г. при посредничестве митр. Киевского и всея Руси Киприана О. И. снова примирился с правителем Москвы и заключил с ним договор (ДДГ. 10. С. 29-30), по к-рому признал себя его «братом молодшим» и «братом» серпуховско-боровского кн. Владимира Андреевича Храброго. Правитель Переяславля-Рязанского фактически лишался права на самостоятельную внешнюю политику, обязуясь действовать в отношении Великого княжества Литовского (ВКЛ), Орды и рус. княжеств в соответствии с политикой московских князей, а также должен был отпустить пленных, захваченных им в 1380 г. Статьи этого неравноправного по отношению к реальному статусу О. И. договора действовали недолго. Уже в авг. 1382 г. О. И. нарушил его условия, указав хану Тохтамышу тайные броды через р. Оку во время набега ордынцев на Москву (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 143). Однако это не спасло владения О. И., т. к. на обратном пути из Москвы через Коломну Тохтамыш разорил и рязанские земли (Там же. Стб. 146). Не успев оправиться от этого разорения, осенью 1382 г. Рязанское вел. княжество подверглось еще более сильному опустошению московскими войсками (Там же).

http://pravenc.ru/text/2578287.html

Спектакль Театра «Камерная сцена» показал и как бы выдвинул на передний план всю систему политической картины борьбы конца XVI – начала XVII века: после смерти Ивана Грозного – царь Фёдор – преддверие гражданской войны, преддверие правления Бориса Годунова – всё это смутное время борьбы кланов Годунова и Шуйского. В статье о Театре русской драмы заслуженный деятель искусств А. Свободин говорит: «Достаточно скромный в своих чисто масштабных параметрах, (маленькая сцена), театр «Камерная сцена» нашел живописный изобразительный эквивалент огромному пространству истории.  Спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» людям даже не сведущим и далеким от политики как бы на пальцах разъясняет, что происходит, где сила, где право, где закон, где религия, где христианский идеал и где бесправие, варварство, насилие и предательство». Спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» наполнен глубоким смыслом, и эта глубина позволяет с дистанции того исторического момента по-особому взглянуть на наш сегодняшний день. Раскрывая идею и взгляд авторов на русскую историю того периода смуты, на русское самодержавие, монархию, спектакль вместе с тем является действом очень динамичным и ярким. В костюмах и сценографии присутствует сочетание традиций и модерна. В разные моменты спектакля  у зрителей возникает полное ощущение, что на сцене то или иное историческое пространство – то царские палаты, то больш а я площадь Москвы, то уголок сада с ажурной листвой. Художники, создававшие спектакль, придумали интересную систему плоскостей из мобильных сегментов. Это объемные геометрические фигуры, которые постоянно поворачиваются, складываются, так или иначе освещаются и, попадая под свет софитов разными гранями, создают систему эффектного светового решения. Татьяна НАУМОВА Московский театр русской драмы «Камерная сцена» http://www.rus-drama.ru/ 915 75 21 т/ф. 915 58 63 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-teatre-russkoj-dramy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010