Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ Жилка (6.10.1481, Москва - 14.02.1521, Углич), кн. угличский, 3-й сын вел. кн. Иоанна III Васильевича от 2-го брака с Софией (Зоей) Палеолог, младший брат Василия III Иоанновича . 26 окт. 1481 г. был крещен во имя вмч. Димитрия Солунского. Впервые назван по имени в летописном известии о пире после приема литов. послов в мае 1492 г. В 1492-1503 гг. имя Д. И. фигурирует в дипломатической документации при передаче «поклонов» от Литовского вел. князя российскому монарху и его семье (с 1495 - в «челобитьях» от Литовской вел. кнг. Елены Иоанновны , дочери Иоанна III) и ответов рус. стороны. 13 янв. 1495 г. вместе с др. членами великокняжеской семьи Д. И. участвовал в проводах в Кремле кнж. Елены Иоанновны в Литву, в сент. присутствовал на церемониях, связанных с поставлением митр. Симона . В авг. и в кон. дек. 1497 г. Д. И. принимал участие в торжественной встрече и проводах вел. кнг. Рязанской Анны Васильевны (родной сестры вел. кн. Иоанна III), в февр. 1498 г.- в венчании «на великое княжение Владимирское и Московское» кн. Димитрия Иоанновича , внука. Вел. кн. Иоанн Васильевич отправляет сына Дмитрия в поход на Смоленск. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 624) Вел. кн. Иоанн Васильевич отправляет сына Дмитрия в поход на Смоленск. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 624) Арест вел. кн. Димитрия, внука, вместе с матерью кнг. Еленой Волошанкой в апр. 1502 г. и венчание вел. князем Василия III Иоанновича, ставшего соправителем отца, изменили ситуацию в стране. По-видимому, в это время Иоанн III определил уделы для младших сыновей. В соответствии с недавно установившейся традицией 2-му сыну, Юрию (Георгию) Ивановичу , предназначался Дмитров, 3-му - Углич (так надо понимать известие краткого Погодинского летописца об «отпуске на удел» в 1501/02 Юрия Ивановича и Д. И., т. к. в июне 1502 жалованные грамоты в Угличе еще выдавал вел. кн. Василий III; сообщение Погодинского летописца о передаче в 1499 Дмитрова Юрию, а Углича Д. И. недостоверно).

http://pravenc.ru/text/178609.html

Н. Г. принимал участие в наиболее значимых событиях жизни рус. Церкви. Так, он вместе с архиеп. Ростовским Вассианом II (Саниным) , епископами Суздальским Симеоном, Рязанским Протасием, Коломенским Митрофаном и Крутицким Досифеем (Забелой) участвовал в поставлении нового митрополита Московского Варлаама (3 авг. 1511). Погребен в Жёлтиковом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре в Тверской земле (ПСРЛ. Т. 27. С. 297). Сохранилось 2 послания Н. Г. Одно из них, об артосе, адресовано некоему вельможе Георгию Димитриевичу, по мнению В. С. Иконникова - Юрию Тютину, по мнению А. А. Турилова (см. «Воспоминание отчасти Святыя Горы Афонския, како наречена бысть Святая Гора и коих вин [дел] ради тако прозвася» ),- Юрию Димитриевичу Траханиоту. Другое адресовано князю дмитровскому Юрию (Георгию) Иоанновичу (1480-1536), 2-му сыну Иоанна III и Софии Палеолог. В послании об артосе представлена 1-я в русской книжности краткая версия рассказа о посещении Пресв. Богородицей Афона (пространное «Воспоминание отчасти Святыя Горы Афонския...», появляется в рус. книжности в 1-й трети XVI в.). Это послание использовал прп. Максим Грек в одном из своих сочинений ( Максим Грек, прп. Соч. Каз., 1862. Ч. 3. С. 90-94). Известны 2 списка послания к Георгию Димитриевичу - РГБ. Вол. 520. Л. 161-163 об.; РНБ. Q. XVII. 64. Л. 300-301 об. (в лит-ре ошибочно указывался также сб. РГБ. Ф. 256 (Рум.). 362 ( Буланина. 1989. С. 128), однако на л. 179 об.- 180 об. сборника содержится другой текст, близкий к посланию Н. Г. по содержанию,- «Слово о панагее Пречистои Богородицы и Приснодевы Марии» (см.: Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцовского музеума. СПб., 1842. С. 520; Никольский. 1909. С. 1116-1117. Примеч. 5)). Послание к кн. Георгию Иоанновичу, обнаруженное и опубликованное В. Ф. Ржигой (вторично издано В. Г. Брюсовой), представляет собой ответ на письмо князя. Во время возведения церкви в с. Покровском (недалеко от г. Кашина) погиб плотник, и князь не знал, как совершить чин погребения. Желая успокоить князя, Н. Г. рассказал о смерти прп. Афанасия Афонского и изложил вариант апокрифического сказания о Лоте, взрастившем Крестное Древо. Послание к князю Георгию Иоанновичу известно в настоящее время в единственном списке (РГАДА. Мазур. 642. Л. 349-350), который, по уточненной датировке, выполненной И. В. Жучковой, относится к 1-й трети XVII в.

http://pravenc.ru/text/2577635.html

Спустя нек-рое время О. И. предпринял попытку взять реванш в противостоянии с московскими князьями: 25 марта 1385 г. изгонной ратью он неожиданно захватил Коломну, а затем под г. Перевитском на р. Оке нанес поражение посланному против него войску под командованием серпуховско-боровского кн. Владимира Андреевича Храброго (Там же. Стб. 150). На неоднократные предложения московских послов о мире О. И. отвечал отказом. В нояб. того же года в качестве посредника к нему в Переяславль-Рязанский прибыл прп. Сергий Радонежский, к-рый был встречен благосклонно. В ходе переговоров О. И. согласился заключить мир, это произошло, по всей видимости, в дек. (до 1 янв. 1386, исходя из летописного изложения: Там же. Т. 15. Стб. 151; Т. 25. С. 212; возможно также, что в нач. янв. 1386), а в 1387 г. мир был скреплен браком кн. Феодора Ольговича и вел. кнж. Софии Димитриевны. «Вечный мир» с вел. кн. Димитрием Донским позволил О. И. начиная со 2-й пол. 80-х гг. XIV в. проводить более активную внешнюю политику в отношении Орды и ВКЛ. В 1387 г. в Переяславль-Рязанский бежал из Орды его сын кн. Родослав Ольгович, находившийся там, как и др. старшие сыновья рус. вел. князей, в положении заложника. После этого, согласно рязанским известиям Никоновской летописи, ордынцы неоднократно нападали на владения О. И. (в июне 1387, в 1388, 1390, 1391 (дважды), в 1400 и 1401; см.: Там же. Т. 11. С. 93, 95, 122, 123, 127, 184, 187). При этом в 1400 г. войска О. И. и его союзников нанесли захватчикам сокрушительное поражение на юге Рязанской земли. В 1377-1395 гг. О. И. поддерживал дружественные отношения с Гедиминовичами, правившими в землях, пограничных с Рязанским вел. княжеством. В 1393 г. поручился за своего зятя кн. Димитрия-Корибута Ольгердовича, гарантировав его верность польск. королю и вел. кн. Литовскому Владиславу II Ягелло (Ягайло). Обострение отношений О. И. с ВКЛ связано с вероломным захватом вел. кн. Литовским Витовтом Смоленска (1395) во время пребывания его правителя - вел. кн. Георгия (Юрия) Святославича , зятя О. И., в Переяславле-Рязанском. В ответ на захват Смоленска в 1395 г. войска О. И. осаждали г. Любутск на р. Оке. Зимой 1395/96 г. литов. войска совершили поход на Рязанскую землю, захватив богатый полон. Летом 1396 г. О. И. вновь осадил Любутск, но вел. кн. Московский и Владимирский Василий I Димитриевич уговорил его снять осаду. Осенью 1396 г. вел. кн. Витовт опустошил территорию Рязанского вел. княжества, заставив О. И. на время бежать из Переяславля-Рязанского. В авг. 1401 г. О. И. совершил поход на Смоленск и помог вел. кн. Георгию (Юрию) Святославичу отвоевать его у Витовта. В 1402 г. по приказу отца кн. Родослав Ольгович совершил поход на Брянск, но был разбит и пленен литовцами на пути у Любутска.

http://pravenc.ru/text/2578287.html

Хиротония Досифея (Забелы) во епископа Сарского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVD. (РНБ. F. IV.232. Л. 682) 23 янв. 1508 г. митр. Симон (постриженик Троицкого мон-ря и его настоятель в 1490-1495) возглавил хиротонию Д. во епископа Сарского и Подонского. Сразу за сообщением о поставлении Д. в летописях говорится о кончине в марте «на Москве» Суздальского еп. Нифонта , к-рый мог участвовать в этой хиротонии. Д. был на Соборе 1509 г., разбиравшем конфликт прп. Иосифа Волоцкого с его епархиальным архиереем Новгородским архиеп. Серапионом, недовольным совершившимся без его ведома переходом Иосифова Волоколамского мон-ря под покровительство вел. князя. Соборный суд вынес решение в пользу прп. Иосифа. С уверенностью можно говорить о присутствии Д. на отпевании митр. Симона, скончавшегося в 1511 г. и погребенного в Успенском соборе в Кремле. 3 авг. того же года Д. участвовал в хиротонии архим. Симонова мон-ря Варлаама в митрополита Московского. Пребывая в Москве, Д., несомненно, участвовал также в хиротонии др. иерархов (так, в 1515 был поставлен Смоленский еп. Иосиф), в торжественных погребениях: в июне 1518 г. собором высшего духовенства в Архангельском соборе был погребен брат вел. кн. Василия III Иоанновича калужский кн. Семен Иванович (в 1511 митрополит и владыки, в т. ч., по-видимому, Д., печаловались Василию III за кн. Семена, пытавшегося бежать в Литву). Д., несомненно, в числе др. архиереев и клириков вместе с митр. Варлаамом служил молебен у гробницы митр. св. Алексия в благодарность за совершавшиеся в нояб. 1518 - июне 1519 г. в Чудовом мон-ре исцеления от мощей святителя. 2 июня того же года Д. возглавил торжественную встречу за городом «на поле» доставленной в Москву Владимирской иконы Божией Матери . Крутицкий архиерей вместе с митрополитами Варлаамом (в 1521) и свт. Иоасафом (в 1540) молился об избавлении Москвы от нападения татар. 29 нояб. 1515 г. вместе с митр. Варлаамом в присутствии княжеской семьи Д. освятил ц. Благовещения в Воронцове. В том же году епископ заложил каменную ц. Успения Пресв. Богородицы на Крутицах. 8 сент. 1516 г. Д. участвовал в освящении митр. Варлаамом и собором архиереев храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кремле, в 1521 г.- храма в честь Вознесения в московском Вознесенском мон-ре. 3 сент. 1532 г. Д. в числе др. иерархов сослужил митр. Даниилу при освящении Вознесения Господня церкви в Коломенском - подмосковной великокняжеской резиденции. Сохранились сведения о хозяйственной деятельности архиерея. 1 авг. 1518 г. происходило межевание земель, принадлежавших Крутицкой епархии и Саввину Сторожевскому мон-рю. Д., очевидно, первоначально обращался для решения данного вопроса к митр. Варлааму, а последний - к дмитровскому кн. Юрию (Георгию) Иоанновичу (Саввин Сторожевский мон-рь в док-тах XVI в.: Из собр. ЦГАДА. М., 1992. С. 10-11. 4; см. также: Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в.//РД. 2003. Вып. 9. С. 428. 23).

http://pravenc.ru/text/180333.html

После смерти Ингваря Игоревича, к-рая в летописях не отмечена, а у В. Н. Татищева отнесена к 1235 г. ( Татищев В. Н. История Российская. М., 1964. Т. 3. С. 230; проверить достоверность этой даты нечем), Г. И. остался старшим среди рязанских князей, под рукой к-рого в 1237 г. выступили его племянники блгв. князья Олег (Косма) и Роман Ингваревичи . (Вероятно, именно Г. И. имеется в виду в жалованной грамоте рязанского вел. кн. Олега Иоанновича (1350-1402) (АИ. Т. 1. 2), в к-рой «князь Юрьи» поименован в ряду строителей Успенского собора в Рязани наряду с Ингварем Игоревичем и Олегом Ингваревичем, занимавшим рязанский стол до 1258.) Когда в кон. 1237 г. монголо-татары подошли к границам Рязанского княжества, Г. И. отказался подчиниться требованию Батыя дать «десятину во всем», одновременно отправив посольство к владимиро-суздальскому кн. св. Георгию (Юрию) Всеволодовичу с просьбой о помощи. Рязанский по происхождению рассказ об этих событиях, вошедший в новгородское летописание, ставит в вину Георгию Всеволодовичу, что тот не внял просьбам рязанских князей. Однако из самого рассказа видно, что суздальские войска под предводительством блгв. кн. Всеволода (Димитрия) Георгиевича и воеводы Еремея все же выступили, но опоздали и вместе с войсками Романа Ингваревича были разбиты монголо-татарами под стенами Коломны. Крест, установленный на валах городища Ст. Рязань в память защитников города. Фотография. 2005 г. Крест, установленный на валах городища Ст. Рязань в память защитников города. Фотография. 2005 г. 16 дек. 1237 г. Г. И. был осажден в Рязани, 21 дек. город пал. Во время разгрома столицы княжества погиб и Г. И. с супругой и матерью, причем о последней (блгв. кнг. Агриппине ) сообщает только Повесть о разорении Рязани. Повесть же вводит в рассказ о последних днях Г. И. ряд подробностей: увещание к братьям (надо: племянникам) о том, что лучше «испити чашу смертную за святыа Божиа церкви и за веру христьянскую», «нежели в поганой воли быти»; моление в кафедральном Успенском соборе перед иконами Пресв. Богородицы, свт. Николая и святых Бориса и Глеба; благословение от епископа. Не все эти подробности могут быть признаны достоверными, т. к. по летописным источникам известно, напр., что Рязанского епископа во время осады в городе не было. Согласно Повести, тела Г. И., его жены и др. погибших рязанских князей были погребены в Рязани вернувшимся сюда кн. Ингварем Ингваревичем, к-рого нашествие застало в Черниговской земле; впрочем, др. источниками такой князь не засвидетельствован. Уникальным является также сообщение Повести о том, что у Г. И. был сын - княживший в Зарайске блгв. кн. Феодор Георгиевич. Он претерпел мученическую смерть в ставке Батыя, куда был послан отцом для переговоров. Однако, как показал В. А. Кучкин, Зарайск как город появился только в 1527-1531 гг., ранее это было село с ц. во имя свт. Николая.

http://pravenc.ru/text/164463.html

7 Прохоров Г.М. Паисий Ярославов//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 156, 157. О старце Паисии см. также: Прохоров Г.М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//КЦДР: XI–XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 136–162. 8 Предлагаемое нами определение адресата послания, т. е. старца Паисия Ярославова, вполне соответствует контексту причины его ухода из Троицкого монастыря и оставления настоятельства в нем (См.: Русские летописи. Т. 7: Ермолинская летопись. Рязань, 2000. С. 245). 9 РФА. Ч. 2. С. 240. Б.М. Клосс, проделавший плодотворную работу по атрибуции посланий митрополита Симона, в отношении адресата данного послания замечает, что его «имя пока узнать не удается» (Клосс 1997. С. 33). 16 Там же. После поставления игумена Симона в митрополиты Троицким настоятелем стал игумен Серапион (позднее – Новгородский архиепископ). 19 Русские летописи. Т. 7: Ермолинская летопись. Рязань, 2000. С. 261–262. Новгородский архиепископ Геннадий на митрополичьей интронизации не был. В своей повольной грамоте он упоминает о распоряжении Великого князя, согласно которому святителю «нелзе быти на поставлении митрополичи» (РИБ. Т. 6: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. 2-е изд. СПб., 1908. Стб. 836). 26 Там же. С. 5. Великий князь Иоанн III в своей духовной грамоте называет андрониковского игумена Митрофана своим духовным отцом (Духовные и договорные грамоты. С. 364). Отреченную грамоту его предшественника, епископа Никона (1502–1504), см.: АИ. Т. 1. С. 169–170. 114. 27 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 8. Кроме митрополита Симона, возглавлявшего архиерейскую хиротонию, в ней, несомненно, участвовал епископ Суздальский Нифонт. Сразу после сообщения о поставлении епископа Досифея в летописи говорится о кончине в Москве Суздальского епископа Нифонта, «и положиша в Суздале» его (Там же. С. 8). 29 Таким образом, на Русь вместе с Софией Палеолог прибыл не только будущий святой Русской Церкви – преподобный Максим Грек , но и будущий иерарх – епископ Нил. Он происходил из рода Траханиотов. В 1503 г., очевидно, митрополитом Симоном он был поставлен игуменом Богоявленского монастыря. Известны два его послания: вельможе Георгию Дмитриевичу о панагии и артосе, а также послание князю Юрию Иоанновичу по поводу плотника, упавшего с храма и расшибшегося (Брюсова В.Г. Тверской епископ Нил и его Послание князю Георгию Ивановичу//ТОДРЛ. Т. 28: Исследования по истории русской литературы XI–XVII вв. Л., 1974. С. 180–187).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Молись о нас, паломник юный, Что сохранился Богу чистым, Молящийся Пасхальным утром, Убитый в сердце сатанистом, Склонившийся в траве зелёной К земельке-матери сырой, Душою - к Господу влюблённой, К Нему ушедший, как домой... Молитесь реки и овраги, Всё сотворённое, молись О нас, чтоб мы спасенья ради Пересмотрели нашу жизнь, Чтоб меч Христов разрезал сердце, И мысль, и душу пополам, И там нашлось святыни место, И покаянью, и слезам! (Татьяна Русецкая) Эвели 3 мая 2014, 09:07 Царствие небесное рабу Божьему Юрию. Вадим 1 мая 2014, 20:37 Царство Небесное рабу Божию Георгию(Юрию)! Анна 1 мая 2014, 08:28 Спаси Господи!Царство небесное р.б.Георгию! Мария Кашаевская 30 апреля 2014, 17:17 Вечная память р.Б. Георгию! OLGA 30 апреля 2014, 01:38 ne ubivajushih telo...GOSPODI POMILUJ. Елена 29 апреля 2014, 22:23 Мученическую смерть принял.Вечная память р.Б. Георгию! Иван 29 апреля 2014, 18:57 Эти сатанисты до сих пор живут недалеко от монастыря. Их там многие местные знают. Якобы покаялись... А на самом деле продолжают пить кровь православных если не в прямом, то в переносном смысле. года четыре назад тушили зажженную траву вокруг дачь за монастырем и зашли в армейский кунг. там к стене была прибита истекшая кровью распятая собака... Катерина Аверьянова 29 апреля 2014, 16:25 Тронута судьбой Юрия, Царствие ему Небесное. Светлый человек, хорошо, что среди нас есть такие люди.Они эталон жизни. В мире, где душа мечется, как корабль в бурю, они как маяки, не дают пропасть. Ирина 29 апреля 2014, 16:20 Вечная память рабу Божию Юрию! Даниил Мельников 29 апреля 2014, 14:39 О. Феоктист оговорился, не 10, а 20 лет прошло с тех грустных событий. Но это неважно... Вечная память р.Б. Юрию! р.Божия Ирина 29 апреля 2014, 12:31 Царство Небесное рабу Божию Юрию. Анна 29 апреля 2014, 10:33 Так этих сатанистов в очередной раз не нашли?!Как же так...Почему " им " все можно даже на территории монастыря? Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/70283.html

И рыбаки их всегда больше вылавливали рыбы, чем городские рыболовы. Словно бы играя, петровские рыбаки бросят сеть и богатый улов извлекают, а городские рыболовы как ни трудятся, а улова почти нет. И пожаловались они князю: «Князь наш, господин, если петровские рыбаки не перестанут ловить, то озеро наше Ростовское будет пусто. Они всю рыбу выловят». Тогда правнуки старого князя сказали Юрию: «Слышали мы изначала, что дед ваш получил грамоты от прародителей наших на место под монастырь ваш и на земли, рубежи которых обозначены, а озеро наше – грамот на него нет; так пусть ваши рыбаки больше в озере не ловят». Так сбылось предсказание старого князя, побратима Петрова, который говорил, что грамоты нужны, чтобы не нарушили договора внуки. Услышав такое, Юрий, внук Петра, пошел в Орду и объявил, что он правнук ханова брата. Дядья же Юрия приняли его с почетом, одарили многими подарками и ханского посла выхлопотали для него. Вот пришел посол в Ростов и остановился в монастыре Петра и Павла, возле озера. Испугались князья ханского посла, стал он судить их с внуком Петровым. Юрий положил перед послом все грамоты, и посол, рассмотрев те грамоты, говорит князьям: «Не ложны ли эти грамоты на земли? Ваша ли вода в озере и есть ли под ней земля? Можете вы воду снять с земли той?» Ответили князья: «Да, господин, не ложны грамоты эти. А земля под водою есть; озеро – наша вотчина, господин. А снять воду с земли не можем, господин». И сказал посол ханский, судья: «А если не можете снять воду с земли, то почему своей называете? Это сотворено всевышним Богом на благо всем людям». И присудил по земле и воду Юрию, внуку Петрову, ханский посол: «Как куплена земля, так и вода, прилегающая к ней». И дал он Юрию от имени хана грамоту с золотой печатью и ушел. И не смогли князья ростовские никакого зла сотворить Юрию. И установилась мирная жизнь на долгие годы. И славили Бога, как повелось еще от родителей, и чтили память святых апостолов со слезами и с радостью, вспоминали с умилением чудеса их, и каждый год поминали своих родителей, раздавая щедрую милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. преподобному Исидору Пелусиоту Тропарь преподобному Исидору Пелусиоту, глас 8 В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/приим бо крест, последовал еси Христу/и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/прилежати же о души, вещи безсмертней.//Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Исидоре, дух твой. Кондак преподобному Исидору Пелусиоту, глас 4 Денницу другую тя Церковь обретши, преславне,/твоих словес молниями освещаема,/взывает ти://радуйся, всеблаженне Богомудре Исидоре. благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому Тропарь благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому, глас 8 На высоте великаго княжения седя,/явился еси, благочестием и верою сияя отечеству своему, яко солнце;/по Святей Троице ревностию разжегся/и за веру крепко пострадав, кровь твою пролиял еси./Тем и отсеченая твоя за Христа глава свидетельствует яве о тебе,/прилепшая по смерти к телеси твоему,/с неюже и до днесь нетленны пребывают мощи твоя,/от нихже источаеши исцеления душам и телесем нашим./Но яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпче Георгие,/непрестанно моли державу твою и сродник твоих//безвредну сохранити молитвами твоими. Кондак благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому, глас 8 Христове смерти подобяся/и Того испити чашу возжелев, яко Живота,/за Негоже мужески подвизался еси, презрев земное царство,/от безбожных варвар пострадав до смерти,/Георгие Богомудре.//Тем моли, спастися верным людем молитвами твоими. Молитва благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому О, богоизбранный чудотворче, преславный угодниче Христов, Церкве Православныя поборниче, Царства Российскаго защитниче, великий княже Георгие! Преклоньше колена, молим тя: призри на ны грешныя, прибегающия к твоему заступлению, услыши сие малое моление наше и теплым твоим предстательством умоли милостиваго Бога, Емуже предстоиши с лики Ангел и со всеми святыми, да сохранит нас в единении Православныя Церкве и утвердит в сердцах наших дух правыя веры и благочестия, и избавит нас от всякаго злаго искушения.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

В царствование Алексея Михайловича, гроб Данилов был вынут из стены и тело князя, найденное нетленным, 30 августа 1652 года, перенесено в соборную церковь Данилова монастыря, где доныне лежит на вскрытии, в серебренной раке 27 . По смерти Данила, старший сын его, Юрий, находившийся тогда в Переславле (откуда Переславцы, из боязни новых покушений великого князя Андрея на их город, не пустили Юрия даже на похороны отца в Москву), нагло завладел всем отчим наследием, ничего не уделив братьям, которые, за неимением средств спорить и бороться с властолюбцем, волей-неволей должны были искать спокойствие в покорности Юрию и даже заключили с ним союз, послуживший, неведомо для самих союзников, главной основой будущей силы Московского княжества. А так как последнее, в своем настоящем положении, не соответствовало желаниям Юрия, томимого честолюбием и жаждой приобретений, то новый князь московский, не далее, как через несколько месяцев по смерти Данилы, ни за что ни про что вторгся в удел смоленского, Святослава Глебовича, привел пленников в Переславль. Тут же, в Переславле, осенью 1303 г., происходил съезд князей, на котором сыновья Даниловы возобновили мир с великим князем Андреем и Тверью, причем Юрий, не смотря на покровительство хана Тохты великому князю Андрею, успел, вопреки притязаниям последнего, удержать за собой Переславль. Владея, таким образом, Переславлем, Москвой, Коломной и Можайском, Юрий хотел большего и, в 1304 г., по смерти великого князя Андрея, явился претендентом на престол великокняжеский, принадлежавший князю Михаилу тверскому – по праву, до того ясному, что даже бояре владимирские немедленно поехали в Тверь бить челом законному преемнику Андрееву. И напрасно митрополит владимирский Максим убеждал Юрия не преступать исконных обычаев наследования, ручаясь именем Ксении, матери Михайловой, и своим, что Михаил придаст к Москве любые города: Юрий не слушал ничего и поехал судится с Михаилом в орду, между тем как в Переславль, вслед за выездом оттуда кн. Юрия, прибыл из Москвы второй сын Данилов, князь Иван, будущий Калита. В настоящем случае, будущий Калита смекал очень хорошо, что, если брату Юрию удастся сесть во Владимире, ему, князю Ивану, подобает обеспечить себя Переславлем, а если брату Юрию в орде не повезет и он, по своему характеру, затянет кровавую борьбу с Михаилом, ему, князю Ивану, и в этом случае, не мешает засесть в крепком Переславле, весьма удобно лежащем не в дальнем расстоянии от Москвы и от Владимира. Но еще до возвращения Юрия из орды, князю Ивану Даниловичу удалось разбить под Переславлем Тверитян, предводимых боярином Михайловым Акинфом, который тут же положил голову, а два сына его взяты в плен. Когда же выбор хана Тохты пал на Михаила тверского, – вследствие чего Юрий, с обманутыми надеждами, приехал на житье в Москву, – князь Иван Данилович остался в Переславле насторажвать события, но неизвестно, принимал ли он личное участие двукратных битвах под самой Москвой, данных Михаилом Юрию, в 1305 и 1308 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010