Слава, и ныне, глас 8: Иже на Херувимех ездяй/и певаемый от Серафим,/сшел еси с Небесе пророчески, Блаже,/и вселился еси во утробу Чистыя Богоотроковицы,/Юже Ангели воспеша тайно:/радуйся, радостная Дево,/необъятнаго яко Бога во чреве Твоем приемши паче слова,/от неверия в веру мир преводяща;/слава Тебе, Христе, едине Милостиве и Человеколюбче. Славословие великое. И отпуст. На Литургии служба вся Богородице. Владимирская икона Божией Матери Владимирская икона Божией Матери, по Церковному Преданию и вере наших славных предков, принадлежит к числу икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. В XII веке икона эта была принесена из Константинополя в Киев к великому князю Юрию Долгорукому. Вскоре она была перенесена благоверным князем Андреем Боголюбским на север, однако в дороге князь получил свыше откровение оставить святую икону во Владимире-на-Клязьме, отчего она и получила свое название – Владимирская. Промыслом Божиим святой образ, прославившийся многими чудесными исцелениями, а также заступничеством и помощью граду Владимиру и его жителям, был затем перенесен в Москву, которая нуждалась в особом покровительстве Божией Матери. Московские великие князья обрели в чудотворной иконе неусыпную и милосердную Заступницу Русской земли. Много раз этот святой образ спасал православных от поругания и гибели. В память об этих чудесных заступничествах Русская Церковь установила празднества в честь Владимирской иконы: 26 августа (в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году), 23 июня (в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году), 21 мая (в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году). В 1521 году под предводительством казанского хана крымские, ногайские и казанские татары вторглись в русские пределы с такой стремительностью, что великий князь Московский Василий Иоаннович едва успел вывести свои войска на берег Оки, чтобы задержать врага. Победив русских воевод, татары предали огню все селения от Нижнего Новгорода до Москвы, уводили православных в плен, слабых и престарелых морили голодом, оскверняли Божий храмы. Оставляя смерть и ужас на своем пути, подошли они к Москве. Все предвещало недобрую участь городу и его жителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Представим, для примера, два отрывка: «Сей преподобный отец Алексий митрополит,— говорится в начале жития,— был родом боярин, из славных и нарочитых бояр, от страны Русской, от области Московской, сын благородных и благоверных родителей: отца — Симеона и матери — Марии. Родился в великое княжение Михаила Ярославича тверского, при митрополите Максиме, прежде убиения Иакинфа и был старше великого князя Семиона 17 годами. А крестил его, еще в младенчестве, князь Иван Данилович, не бывший еще на великом княжении. Имя ему было наречено в крещении Семион. Еще в детстве он изучился всей грамоте и в юности навык всем книгам. Измлада возлюбил Бога, и оставил родителей своих, и женитьбу, и всех по плоти сродников, и возненавидел всякое пристрастие к миру. Возжелал работать единому Богу, и, имея, как казалось, около двадцати лет, удалился из мира и постригся в одном из монастырей, и принял в монашеском чине имя Алексия. Он ревностно подвизался в добродетели, исполнял все обеты иноческой жизни, прошел всякое писание Ветхого и Нового Завета, оставался в чернечестве даже до сорока лет и за свою добродетельную жизнь был честим и славим всеми и любим многими...» В конце жития читаем: «Когда он умирал, то заповедал великому князю положить себя не в церкви, а вне церкви за алтарем: там указал место и велел положить себя крайнего ради смирения. Но великий князь никак не сотворил того, не восхотел положить вне церкви такого господина, честного святителя, а положили его в церкви близ алтаря с великою честию, проводили его с усердием и тщанием честные епископы, архимандриты, игумены, священники, диаконы и черноризцы, и множество народа, со свечами, и кадилами, и псалмами духовными, поя над ним обычные надгробные песни. Великий князь Димитрий Иоаннович сам стоял над ним, равно и брат его Владимир Андреевич. Князь же Василий, сын великого князя Димитрия, был тогда еще малым дитятею — шести лет, а князю Юрию Дмитриевичу было три года. Все люди, проводив его, разошлись каждый восвояси» . Описание своего путешествия во святой Иерусалим, под заглавием «Ксенос», оставил иеродиакон Троицкой-Сергиевой лавры Зосима, странствовавший в 1420 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435930/

Несколько времени Аврамий уединялся на горе, не знаемый никем; но после слух о нём и о чудотворной иконе дошёл до князя Галичского Димитрия Феодоровича, и он послал просить Аврамия с иконой к себе; Аврамий сначала отказывался, но, уступив вторичному молению князя, переехал на лодке Галичское озеро. Во вратах города встретил его весь священный собор со множеством народа, и сам князь с семейством; он взял икону на свои руки, внёс в соборную церковь и поставил на приличном месте. Перед иконой отпел молебен сам преподобный Аврамий со всем клиром, освятил воду и окропил ею князя и народ. Недужные со всего города принесены были перед икону Богоматери, и когда преподобный окропил их водой святой, и они приложились к иконе Богоматери, – все получили исцеление. На другой день преподобный рассказал князю о явлении иконы и о обетовании Божией Матери касательно устроения монастыря на месте явления. Князь пожертвовал имение на построение монастыря и содействовал скорейшему его окончанию. Сначала выстроена и освящена была церковь во имя Успения Богоматери, а по времени образовался при ней и монастырь, называемый ныне Городецкий Покровский. Посему и Галичская икона иногда называется Городецкой. 264 Ркп. житие пр. Аврамия – в июльской минее Сергиевой лавры 5, в импер. б-ке 710. Сочинитель жития говорит: «иноцы тоя обители принесоша мало нечто написано о житии преп. Аврамия, ветхо и издрано, аз же едва прочтох»; далее: «случися мне грешному Протасию быти в той обители и видящу чудеса. Пребывшу в монастыри том три лета, содержа жезл паствы». Итак, сочинитель игумен Чухломский Протасий. Едва ли это не тот же игумен Протасий, который в 1546 г. открывал мощи пр. Павла Обнорского и оставил записку о пр. Павле. См. окт. 7 д. 265 Ркп. житие: «бе же тогда в Галиче содержай град и землю Галичскую благов. князь Дмитрий Феодорович, внук благ. кн. Василия Константиновича, а Константин – четвёртый сын в. кн. Ярослава Всеволодовича» Далее сказано, что в. кн. Димитрий Иоаннович выгнал кн. Дмитрия Феодоровича из Галича и отдал Галич сыну своему кн. Юрию. См. родосл. книгу в времен. Моск. общ. ист. X, 73. 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наиболее ранние достоверные сведения о Е. относятся к весне 1525 г., когда она вместе с 18 монахинями суздальского Покровского мон-ря перешла в основанный вел. кн. Московским Василием III Иоанновичем по обету Новодевичий мон-рь ( Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972. С. 294). В духовной грамоте Е. об этом сообщается следующим образом: вел. князь «взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славного ее Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением с вами, моими госпожами, и служебники и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане». Причина основания новой обители вел. князем раскрывается в его словах, обращенных к инокиням: «Молите Господа Бога о чадородии», т. е. о даровании наследника (АРГ: АММС. С. 299, 301). Две ближайшие помощницы Е. также упоминаются в монастырском синодике как схимонахини Феофания и София (Источники. 1985. Вып. 1/2. С. 283). Родственники Софии (Ковуровой (Кауровой)) Иван Иванович, Юрий и его супруга Евпраксия Кауровы являлись вкладчиками Новодевичьего мон-ря (Там же. С. 166, 173, 175, 184, 200, 203). Поминальный вклад в 80 р. по скончавшемуся ок. 21 июля 1538 г. Юрию, сделанный в Троице-Сергиев монастырь его племянником, был дополнен 1 нояб. того же года 20 р. Е. для «вечного» поминания усопшего (АРГ: АММС. С. 496-497). Феофания находилась с Е. до кончины последней и упомянута в духовной грамоте Е. во главе монастырских стариц. В связи с гибелью ранних документов архива Новодевичьего мон-ря (очевидно, во время набега крымского хана Девлет-Гирея и пожара Москвы в мае 1571) мы не располагаем точными данными ни о времени, в течение к-рого Е. управляла мон-рем, ни о ее сане, ни о составе монастырских земельных владений в тот период. Нек-рые данные позволяют считать, что во 2-й пол. 20-х - 40-х гг. XVI в. монастырские вотчины располагались в Бежецком Верхе, во Владимирском, в Дмитровском, в Кашинском, в Клинском, в Московском, в Рузском уездах ( Антонов А. В. Вотчинные архивы московских мон-рей и соборов XIV - нач. XVI в.//РД. 1997. Вып. 2. С. 193-194).

http://pravenc.ru/text/189739.html

В день Куликовской битвы (21 сентября по н.ст. 1380 г.) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. После победы икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе, а потом в Благовещенском. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою. В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию и подступили к Москве. Для ограждения от врагов в Москве был совершён крестный ход с Донской иконой. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, царь Фёдор Иоаннович основал Донской монастырь. Сейчас икона находится в Государственной Третьяковской галерее. Владимирская икона Божией Матери 8 сентября (26 августа ст. ст.) Богоматерь Владимирская. Начало XII b.   По преданию, икона Божией Матери Владимирская была написана евангелистом Лукой на доску того стола, на котором трапезовал Господь Иисус Христос с Пречистою Матерью и Иосифом праведным, и подарена Пресвятой Деве при Её земной жизни. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Царьград, а в XI веке патриарх Константинопольский прислал ей в дар князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Когда сын его, Андрей Боголюбский получил в удел Ростов, то уезжая, он взял с собой эту икону и по повелению Божией Матери поставил её во Владимире в построенном храме. С тех пор образ этот стал называться Владимирским. Летом 1359 года в русские пределы вторгся хан Тамерлан. Он уже взял город Елец и двигался на Москву. Великий князь Василий Дмитриевич спешно собрал войско и ждал у Коломны грозного «гостя». Велено было принести из Владимира в Москву прославленную Владимирскую икону. Жители Москвы с великокняжеской семьёй и со всем духовенством вышли на Кучково поле навстречу иконе. В час встречи иконы Тамерлан спал в своём шатре. Во сне он увидел высокую гору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Кар. V. 11 – 13. 14 В. к. Михаил Ярославич Тверской (1304 – 1319), как и Димитрий Иоаннович, по своем вступлении на великокняжеский престол, встретил сильного соперника в младшем удельном князе Юрие Даниловиче московском, который искал великого княжения владимирского. После продолжительной безуспешной борьбы с Михаилом Юрию удалось, наконец, достигнуть своей цели. Он успел склонить на свою сторону молодого хана Узбека, даже женился на его любимой сестре Кончаке и (1318 г.) прибыль в Россию с ярлыком на великое княжение владимирское в сопровождении ханского посла Кавгадыя. Михаил уступил Юрию; но последний хотел лишить его наследственной области и с сильным войском пошел на Тверь. В 40 верстах от этого города при селе Боршеневе произошел сильный бой, в котором Михаил остался победителем. Он даже взял в плен жену Юрия Кончаку, его брата Бориса, множество бояр и самого ханского посла. Пленный Кавгадый приехал во Владимир, и бывши принять Михаилом с честью, стал уверять его в своем расположении, клялся быть ему другом, во всем обвинял себя и Юрия и обещал покровительство в Орде, а сам в тайне строил против него ковы. Между тем Юрий явился с новою ратью. Михаил вышел против него, но по своему миролюбию предложил отдать спорное дело на суд хана, обязавшись в тоже время освободить пленников. К несчастью Канчака, жена Юрия, скоропостижно умерла, и враги Михаила распространили слухи, будто она была отравлена. Этими слухами воспользовались враги Михаила, чтобы очернить его в глазах Узбека, и, скоро прибыв в орду, они стали устроять погибель великого князя. Последний между тем, имее чистую совесть, спокойно жил во Владимире и медлил своим отправлением в Орду. Эту медленность Кавгадый представил хану в невыгодном свете, советовал ему послать против Михаила войско и уверял, что он никогда не явится в Орду. Но Михаил решился туда отправиться, хотя и был извещен о коварстве Кавгадыя; убеждения сыновей и бояр не могли остановить великого князя пожертвовать собою благу отечества. По прибытии его в Орду начался суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Менее успеха имели сношения царя Бориса с Закавказьем. Желая привести единоверную Грузию в подданство России, Борис в то же время искал жениха своей дочери и невесту своему сыну среди единоверных владетелей Закавказья. Ещё в царствование Феодора Иоанновича царь Кахетинский Александр предлагал своё подданство России. При Борисе он возобновил своё предложение. Борис отправил к нему посла, думного дворянина Татищева, которому поручено было поискать в Грузии и жениха и невесту. Вместе с тем царь велел двум воеводам, Бутурлину и Плещееву, выступить из Астрахани и Терской крепости, занять Тарки и построить там каменную крепость. Поход был удачен: Тарки были взяты и в них начали укрепляться. Но Александр, теснимый шахом персидским Аббасом, признал себя его вассалом и дозволил сыну своему Константину принять мусульманскую веру. Шах хотя и был в дружбе с Москвой и даже прислал Борису, своему „брату московскому», в подарок „златой трон древних государей персидских», однако старался отклонить Грузию от связей с Россией. По его тайному приказу омусульманившийся царевич Константин умертвил своего отца Александра и занял его престол. Тогда Татищев покинул кахетинский двор и уехал в Карталинию. Здесь владетелю её Юрию он предложил, вместе с подданством Борису, отпустить в Москву прекрасную десятилетнюю дочь Елену и молодого родственника своего Хоздроя: первая назначалась в невесты царевичу Феодору Борисовичу, а второй мог стать женихом Ксении. Но прежде, чем это предложение приведено было в исполнение, обстоятельства круто переменились в Дагестане. Изгнанный Шамхал Тарковский получил помощь от турок. С ним соединились многочисленные скопища кумыков, лезгин, авар и осадили Тарки. Понимая, как трудно удержаться в недостроенной крепости, Бутурлин покинул её, выговорив себе свободное отступление. Но на пути русские вероломно были окружены горцами и почти все пали в неравном бою: от шести до семи тысяч русских воинов погибло здесь. Татищев уехал из Грузии, но возвратился в Москву уже в новое царствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

То, что они дали название этой часовне, а потом и обители на горе Маковец – во имя Живоначальной Троицы – это было не только религиозное решение, но и политическое решение. Почему так важно было назвать обитель во имя Живоначальной Троицы. В то время русское общество было разобщено и назрела необходимость, чтобы вокруг московского великого князя Димитрия Ивановича собирались бы Русские Земли. Святая Троица в православном миропонимании – это и есть образец абсолютного единства. Христос говорит: «будьте едины как Я един с Отцом» (Ин.17,22). Таким образом, название обители во имя Живоначальной Троицы – это призыв к тогдашнему обществу единиться, не шарахаться друг от друга, не впадать в межкняжеские междоусобицы, в конфликты земель. Обитель преподобного Сергия призывает людей к тому, чтобы они собирались вокруг Москвы. Когда жители Нижнего Новгорода отказались принять волю московского князя Димитрия Иоанновича, известно, что преподобный Сергий спускается к  Нижнему Новгороду и там он настаивает на том, что они должны подчиниться московским властям. Он даже запретил служить литургию, он забрал антиминсы и сказал, вы не будете служить литургию, пока не признаете московские власти. Казалось бы, с точки зрения современной секуляризированной логики, что может быть выше литургии? При чем тут литургия и признание или непризнание московской власти? Но сознание средневекового человека другое, если люди не хотят признавать князя московского и всея Руси, это нарушение принципа соборности.  Они не могут совершать литургию по евангельскому определению. Ведь в Нагорной проповеди сказано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя ( - в данном случае князь Дмитрий Иванович – О.С.), оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5,23-24). - В то время люди каждый текст Евангелия реализовывали в своей жизни. Преподобный Сергий благословляет князя Димитрия Иоанновича на борьбу с татаро-монгольским игом.

http://radonezh.ru/analytics/chto-my-zna...

Александр Свирский скончался в 1533 г.; память его празднуется 30 августа. Корнилий Комельский скончался в 1537 г.; память его празднуется 19 мая. ( < < back) князь Bacuлuй IV Иоаннович княжил с 1505 по 1533 г. ( < < back) царя русского; управлял государством с 1533 по 1584 г. (в 1547 г. принял титул царский). ( < < back) Корнилий Комельский написал общежительный устав для своего монастыря, из которого вышел преподобный Геннадий. Сей устав напечатан в Истории Российской иерархии и особо в 1812 году. ( < < back) Память преподобного Мавсимы Сирина страна к северу от Палестины; в северной ее части, примыкающей к Малой Азии, находилась провинция Кирестика, с главным городом Кир. по повелению Божию, к вратам Сарепты Сидонской, св. пророк Илия просил вдову, собиравшую дрова, принести ему кусок хлеба. Та ответила, что у нее осталось только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Пойду, сказала она, приготовлю это для себя и сына моего; съедим это и умрем. В то время, вследствие бездождия, был голод в земле Израильской. Св. пророк сказал вдове: Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. Женщина накормила человека Божия, и ее запасы муки и масла не истощились во все время голода (3 Цар. 17:8–16). конце IV века. Память преподобного Саламана молчальника вытекает из гор Армении, в нижнем своем течении сливается с Тигром, после чего с именем Шат-ель-Араб впадает в Персидский залив. Каперсана (Перса или Персана) находилась недалеко от Самосат (ныне Самсат), главного города сирийской провинции Коммагены. ( < < back) 400 года. ( < < back) Воспоминание VI Вселенского Собора византийский Kohcmahmuh IV Погонат царствовал с 668 по 695 г. ( < < back) Александрии, где особенно сильно было монофизитство, представителем этого неправославного учения явился Кир, патриарх Александрийский (патриаршествовал с 630 по 640 г.). Константинопольский патриарх Сергий (610–638 гг.) и папа Римский Гонорий (625–638 гг.) также не нашли в учении монофелитов ничего неправославного и явились его последователями, хотя для предотвращения новых смущений в Церкви положили воздерживаться от всякого решительного выражения относительно этого предмета, еще не определенного Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Блажен человек, который переносит искушение, потому что он, усовершаясь искушением, получил венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1, 12 ). Мы хвалимся и скорбями, зная, что от скорбипроисходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, – а надежда не постыждает ( Рим. 5, 3–5 ). Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны ( Евр. 12, 8 ). Таково учение слова Божия. Святых мучеников Маркиана и Мартирия нотариев Нотариями назывались чиновники при дворе патриарха, состоявшие под начальством главного нотария, в ведении которого состояла переписка по делам, подлежавшим вместе суду церковному и гражданскому, например по части завещаний, отпуска рабов на волю, найма церковных имений и т. п. Маркиан чтец и Мартирий иподиакон были при этом доверенными лицами патриарха Павла исповедника (6 ноября), писали его послания в защиту православной веры и сами были великими проповедниками веры. По изгнании и смерти Павла ариане старались привлечь их на свою сторону и, когда не успели в том, обвинили пред императором Константином (которым эти еретики управляли) в государственном преступлении и довели до смерти; оба обезглавлены в 355 году. Поминовение воинов, на брани убиенных В субботу перед 26 числом октября, так называемую Димитриевскую, Церковью в XIV столетии установлено поминовение православных воинов. Димитрий Иоаннович Донской, родившийся 26-го октября, по одержании славной победы над Мамаем на Куликовом поле в 1380 году 8-го сентября путешествовал в московскую обитель Живоначальной Троицы к преподобному Сергию, игумену этой обители, из которой были и пали на брани два инока, Александр Пересвет и Ослябя, и, совершив там поминовение убиенных воинов, предложил Церкви творить сие поминовение ежегодно в субботу Димитриевскую. С того времени эта суббота причислена Церковью к родительским. Впрочем, в эту субботу православные христиане, посещая кладбища умерших, поминают не только православных воинов, за веру и Отечество живот свой в брани положивших, но купно с ними и всех вообще усопших своих. День двадцать седьмой

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010