391 По переписи произведенной 1710 г. видно, что в Рузе состояло 118 дворов; в слободе Никольской посадских дворов – 17, из них встречаются дома: Брюшкова, Крашенинина, Кузнеца, Реброва, Сафонова, Калашина, Руковишникова, Тархова и Авчинина; в Покровской слободе – 34 двора, из них: Смирнова, Саврасова, Стрелкова, Хорякова, Алферова, Брылачева, Авчинина, Руковишникова; в Борисоглебской слободе – 17 дворов, из них: Воскова и Муратова; на Ивановской горе – 21 двор, из них: Алферьева, Порхачева. Сазонова, Дроздова, в Зарецкой слободе – 29 дворов, из них: Деева, Чуваева, Морозова. 392 В 1773 г. в Рузе уже находилось 288 дворов деревянных, да 2 каменных в числе которых упоминаются: внутри земляного вала – два двора каменных: кладовая палата и соляные магазины, да 3 двора деревянных воеводской канцелярии, воеводской дом и дом воеводского товарища; на посаде купеческих 228 дворов, поповских с причетники – 18, канцелярских служителей – 7, разночинцев – 8, солдатских – 23, и коронного поверенного 1 двор. 393 Кроме казенных домов в г. Рузе 1788 г. состояло обывательских домов 298, из них дворянских – 4, приказнослужительских – 8. священно церковнослужительских 18, купеческих – 54, мещанских – 201, разночинских – 13, да сверх сего 48 лавок, герберги 1, пивоварен 2, постоялых дворов 1, харчевня 1, анбаров 15, кузниц 3, а всего с казенными домами обывательских дворов и разных зданий – 383. Жители г. Рузы состоят больше из купечества и мещанства, из них купечества 1, 2 и 3 гильдии 116 человек, мещанства 728, цеховых 5, приказнослужителей, разночинцев и приписных к домам дворовых 5 человек, а всего мужеского пола 1223, женского 1165. а обоегоже полу 2408 человек. 394 VI. Государева служба Ружан: ополчение и походы «Ружане вместе с Можайцами, Волочанами и Звенигородцами под предводительством князя Бориса Михайловича Оболенского» в 1477 году участвовали в войне при покорении Новгорода. 395 Во время войны с Литвой под Смоленском 1513 г. июня в 14 день великий князь Василий Иоаннович «брату своему Юрию Иоанновичу велел выехать из Дмитрова тогож дня и стоять в Рузе 396 В грамоте 1606 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний владелец Смоленских земель – князь Юрий (Георгий) Святославович, происходил из рода Владимира Мономаха , из племени Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (внука Мономаха). Человек бесстрашный и властолюбивый, он одновременно отличался крайне беспокойным характером, жестоким нравом и сам часто вступал в ссоры с соседями. Смоленское княжество князь Юрий получил в 1386 г., после смерти отца Святослава Иоанновича, павшего в бою с литовцами. В начале XV в. он приказал казнить множество бояр смоленских, в том числе и князя Михаила Романовича Брянского, чем создал себе оппозицию из их озлобленных родственников и сторонников. В 1404 г. литовское войско семь месяцев осаждало Смоленск, по утверждению русского историка Н.М. Карамзина , «без малейшего успеха». Но только стоило князю Юрию отправиться в Москву с просьбой о военной помощи, как его смоленские враги тайно связались с Витовтом и сдали ему город. В плен попала и супруга князя Юрия, дочь Рязанского князя Олега Иоанновича. Она была отправлена в Литву. Вначале князь Юрий с сыном Феодором и братом Владимиром бежал в Новгород Великий и некоторое время правил в нем. После падения Смоленска вскоре литовскими войсками была захвачена и Вязьма. Князь Симеон Мстиславович Вяземский с верной супругой Иулианией разделил с князем Юрием бедствие изгнания. В 1406 г. князь Юрий попросил покровительства и защиты в Москве. Великий князь Василий принял на службу князей Юрия и Симеона: дал им «на прокормление» город Торжок, разделив его на две половины. Ранее этих князей соединяла крепкая мужская дружба. Они всегда делили пополам и радость и горе. Всегда князь Симеон не забывал о своем подчинении Юрию. Он везде и во всём отдавал ему предпочтение, служил ему верой и правдой. И княгиня Иулиания была почтительна, ласкова и добра ко всем. В те годы она еще более расцвела духовно и телесно, чем пленяла сердца всех приходивших в их гостеприимный дом. Но недолго продолжалась мирная и счастливая жизнь Симеона и Иулиании в Торжке. Одна из отрицательных черт характера князя Юрия – сластолюбие, непомерная любовь к женщинам – приняла здесь крайние формы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

205 Приб. к Твор. св. отц. ч. X. Об отношениях иноков Кириллова и Иосифова монастырей в XVI в. 305. Полемич. соч. Вассиана. Прав. Собес., 1863 ч. III, 200–210. 192. 207 Определение собора 1503 г. о вдовых попах напечатано в Актах Археограф. Экспед. т. I, 383, 485–488. 208 Приб. к Творен. св. отц. часть X, 504–505. Полемич. сочин. Вассиана Прав. Собес. 1863 г. ч. III, 206–207. Житие Иос. Волоцкого, составленное неизвестным. Чтен. в Общ. любит. Дух. Просв. 1865 г. т. II. 210 Это сочинение Иос. Волоцкого вошло впоследствии в Стоглав и составляет его 78 главу См. Стоглав изд. Кожанчикова. СПБ. 1863 г. 237–238. 212 Рассуждение Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. в Древн. 1859 г. III, отд. III, 4. 10. 216 «Царь естеством подобен есть всем человекам, властию же подобен Вышнему Богу,» так говорит Иосиф в одном месте о царях (Просветитель, Слово 16, 602–603). «Ты, государь, от Вышнея Божия десницы поставлен еси самодержец и государь всея Руси, обращается он в послании к вел. кн. Василию Иоанновичу, вас бо Бог в себе место избра на земли и на свой престол вознес посади... (Ркп. Имп. Публ. библ. Q. XVII. 64. л. 202–204.) Отсюда самое исполнение воли государя получает священное значение и приравнивается к исполнению воли Божией. (Послание Иосифа Волоцкого к князю Юрию Ивановичу. См. Памятники старин. Русск. лит. вып. IV. стр. 192. – Ркп. Моск. дух. Ак. (не разборчиво) л. 64–70.) 217 «Милость и живот (т. е. жизнь людей) положи (Бог) у вас», пишет он во втором своем послании к Василию Иоанновичу (Ркп. Имп. Публ. библ. Q. XVII. 50, л. 77–91 и 64, л. 231). Вот где между прочим кроется одна из причин, почему некоторые из бояр и мелких князей не любили Иосифа, о чем последний упоминает в одном из своих сочинений. Ркп. И. П. б. Q. XVII, 15, л. 68–287. Сочинение направлено против грабителей церкви. 218 Ркп. Импер. Публ. библ. F. I. 229, л. (не разборчиво). Послание Иосифа о повиновении соборному определению. 219 «Пожалуй попецыся и промысли о божественных церквах, пишет Иосиф в послании к Василию Иоанновичу, занеже, государь, от великия десницы поставлен самодержец и государь всея Руси». (Ркп. Имп. Публ. библ. Q. XVII. 64, л. 202–204).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Тогда как в первом к нему послании мы встречаем искренние, хота иногда и несколько резкие советы архипастыря об исправлении жизни, во втором послании мы находим уже менее резкости, но зато более основательности в суждениях; в то время как в первом послании случайно брошено несколько фраз о долге в высоте пастырского служения, во втором послании все это изложено более обязательно и главное – соединено с научно-богословскою аргументацию. Рассмотренные два послания м. Даниила к одному из современных ему епископов кроме своей прямой исторической ценности, заключающейся в сохранении для нас некоторых бытовых черт современной жизни высших русских иерархов, имеют некоторую историческую важность и в другом отношении. Их значение открывается при более точном определении отношений древнерусского митрополита к подведомым ему епископам. В своих посланиях Даниил прямо и прежде всего заявляет о своем праве и долге учить епископа и не затрудняется нисколько высказывать ему горькие и понято тяжелые для него истины. VI. Послание к Дмитровскому князю Юрию Ивановичу Князь Юрий (Георгий) Иванович, родной брат в. князя Василия Иоанновича родился в марте 1480 года. 1516 Он получил от отца себе в удел Дмитровскую область. 1517 Юрий Иванович рано познакомился с Волоколамского обителью и ее знаменитым настоятелем преподоб. Иосифом. Время еще ближе соединило князя и игумена. Движимый религиозными побуждениями и проникнутый чувством благоговения к Иосифу 1518 князь Юрий не мало благодетельствовал Волоколамскому монастырю 1519 . Благодеяния Юрия снискали ему особенную любовь Иосифа, который также и с своей стороны принимал благодетельное участие в затруднительных положениях Дмитровского князя. Незадолго до своей смерти Иосиф оказал величайшую услугу князю Юрию, которая может быть спасла его от смерти или от темницы. Юрий Иванович имел несчастье подать великому князю повод к подозрению в своей неверности. Отдано было уже приказание о поимке Юрия. Узнав о грозившей опасности Дмитровский князь отправился прямо в обитель преподоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

766 Собр. л. 4, 42; 5, 197; 7, 243. Никон. л. 3, 53. 54. По словарю святых, кн. Романа принуждали к магометанству. Это – неправда. В степ. кн. 1, 384. кн. Роман говорит: «не достоит – последовати обычаем идолослужения гнусные вашей веры». Ист. рус. цер. 2, 17 месяцеслов 1856 г. 769 Ркп. житие пр. Аврамия – в июльской минее Сергиевой лавры 5. в импер. б-ке 710. Сочинитель жития говорить: «иноцы тоя обители прп. несоша мало нечто паписано о житии преп. Аврамия, ветхо и издрано, аз же едва прочтох», далее: «случися мне грешному Протасию быти в той обители и видящу чудеса. Пребывшу в монастыри том три лета, содержа жезл паствы». Итак, сочинитель игумен чухломский Протасий. Едва ли это не тот же игумен Протасий, который в 1546 г. открывал мощи пр. Павла обнорского и оставил записку о пр. Павле, см. окт. 7 д. 770 Ркп. житие; «бе же тогда в Галиче содержай град и землю галичскую благов. Князь Дмитрий Феодорович, внук благ. кн. Василия Константиновича, а Константин четвертый сын в. к. Ярослава Всеволодовича». Далее сказано, что в. к. Дмитрий Иоаннович выгнал к. Дмитрия Феодоровича из Галича и отдал Галич сыну своему к. Юрию. сл. родосл. книгу в времен. моск. общ. ист. 10, 73, 74. 772 Ист. ак. 1, 98. В солигалицком летописце воскресенского монастыря чухломское озеро называется чудским. Ж. м. внутр. д. ч. 22. стр. 5. 6. 776 Ист. иер. 3, 748. Сведен. о монас. 159. 162. ркп. святцы: «пр. Аврамий игумен городецкий, иже на чухломе озере, галичский чудотворец, ученик Сергиев, преставился в л. 6883 (1375) мес. июля в 20 д.». Тот же год кончины – и в житии пр. Аврамия. по списку импер. б-ки. – По переписи 1662 г. за городецким Аврамиевым покровским монастырем – 310 дворов. 777 Опис. киев. лавры 110. 290. В ркп. святцах: «пр. отцы Онуфрий и Анатолий». Мощи пр. Онуфрия при Кальнофойском – на линии пещеры северной, вблизи пр. Иоанна многострадального; – а при Гербинии (1675 г). – уже там же, где и ныне, в трапезе отцов. 778 Ркп. житие преп. Корнилия у Ундольского и переяславской Борисоглебской церкви. Оно почти буквально, в русском переложении, напечатано свящ. Свирелиным: «преп. Корнилий переславский чудотворец», М. 1861 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Митрополит Даниил распорядился сделать описание приходов и их состояния с целью соответствующего обложения данью. В связи с этим старцы Песношского монастыря обратились к Дмитровскому князю Юрию Иоанновичу, чтобы его ходатайством все осталось по-прежнему. Поэтому затем последовали объяснения между представителем князя и митрополита 275 . В 1526 г. митрополит Даниил дал жалованную грамоту преподобному Даниилу Переславскому († 1540; пам. 7 апр.), освободив от уплаты митрополичьих податей приписной к его обители храм. В 1531 г. в Москве находился преподобный Корнилий Комельский († 1537; пам. 19 мая) и испрашивал благословения у митрополита Даниила на построение храма в Сурской пустыни 276 . Митрополит благословил строительство храма и создание обители преподобному Стефану Озерскому 277 († 1542; пам. 12 июня). В 1537 г. в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре был построен соборный храм. В надписи на камне в западной паперти говорится о построении храма «по благословению Преосвященнаго митрополита Даниила всеа Руси» 278 . В 1533 и 1540 гг. первосвятитель дал жалованную грамоту в обитель преподобного Саввы Сторожевского о невзимании податей в храмах, находящихся в монастырских вотчинах 279 . Митрополит Даниил давал также жалованные грамоты в Покровский монастырь на Богоне в Переславском уезде 280 , затем в Антониев монастырь в Переславском уезде 281 . Он подтверждал жалованные грамоты своих предшественников по кафедре 282 , дал грамоту Сновидскому монастырю 283 . В самом начале святительства митрополита Даниила для Успенского собора были приобретены недвижимые владения 284 , уточнялись границы митрополичьих владений 285 , по благословению митрополичьи владения давались в оброк 286 . В 1533 г. был мор во Пскове, и в Москве творились молитвы о ниспослании милости Божией псковичам. Великий князь «и отец его Данил митрополит всея Руси прислаша святыя воды от себе с Москвы на освящение православным христианом. И оттоле нача Божие милосердие быти во Пскове, помале и поветрие преста» 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Вслед за тем святитель приводит правила апостольные (два), Соборов Трульского (шесть), Лаодикийского (два) и Карфагенского (одно), возбранящие христианам, и особенно пастырям Церкви, разные неблагопристойные игры, песни, пляски, посещение корчемниц, позорищ, ристалищ, гадания, волхвования и подобное. После правил приводит такого же содержания отрывки из сочинений святого Ефрема и святого Златоуста и в заключение говорит: «Посему молю вас: не любите сквернословия, и играния, и глумления, удаляйтесь от душетленных бесед и всяким хранением соблюдайте свои сердца от нечистых и скверных помыслов, а свои очи сохраняйте от зрения неполезного и от слышания душевредного и бегайте, как от змия, от роскоши и гордости, зависти и пьянства... Внимайте и трезвитесь и никогда не отступайте от учения Божественного Писания, но всегда поучайтесь в нем, читайте, пойте, внимайте прилежно молитве... не отлучайтесь от церковного собрания, подавайте нищим, беседуйте о рае и Царстве Небесном, воспоминайте смерть; всекрасную же и премудрую простоту, и кротость, и смирение более всего соблюдайте, да избавит нас Господь от сетей вражиих, и от всякого плотского мудрования, и от всех злокозненных людей и да помилует и спасет нас...» Повторяем: Слово это, несомненно, было произнесено в церкви. Из четырех посланий Даниила одно написано им еще в сане игумена. Это послание к князю Юрию Иоанновичу дмитровскому, брату великого князя Василия Иоанновича. Оно весьма кратко и содержит ответ на вопрос, переданный игумену Даниилу словесно келарем того же монастыря Саввою по поручению князя Юрия: не следует ли держать пост на праздник Успения Пресвятой Богородицы, который случился тогда в понедельник? Даниил уведомляет князя, что о посте в понедельник писано в правилах Иоанна Постника и в уставе Иерусалимском, но пост этот налагается только в виде епитимии отцами духовными за некоторые дела, и притом налагается, если в понедельник не бывают праздники. А потому ныне, когда в понедельник случился праздник Успения Пресвятой Богородицы, не должно быть поста не только для всех не находящихся, но и для находящихся под епитимиею, и разрешается и на мясо, и на вино, и на сыр, и на яйца во славу Божию и Пречистой Богородицы .

http://sedmitza.ru/lib/text/436008/

Обитель получила обширные земельные владения в окрестностях Казани, на к-рых были основаны села и деревни. В грамоте от 22 сент. 1562 г., выданной царем Иоанном IV по челобитной архим. Варсонофия кн. Юрию Ивановичу Темнику Ростовскому, обители отводился «служной двор» и сенные покосы «против Казачьяго острова». Грамотой царя Феодора Иоанновича от 15 июня 1585 г. К. м. передавалась дача Подсека. Мон-рю принадлежали городские слободы Плетени (Борисоглебское) и Поповка (конфискованы после Соборного уложения 1649 г.), села и деревни: Б. и М. Клыки, Девликеево (Введенское), Борисково, Салмачи (ныне в черте Казани), Бима, Каипы, Егорьево (Богоявленское) (ныне в Лаишевском р-не), Богородское, Гильдеево (ныне в Пестречинском р-не). В нач. XVII в. обители были переданы земли на левом берегу р. Волги, ниже устья р. Камы, туда вошла и территория древнего г. Болгара (в 1722 имп. Петр I Алексеевич в сопровождении Казанского архиеп. Тихона посетил древнее городище и вскоре повелел создать здесь самостоятельный Болгарский Успенский мон-рь). В 1-й пол. XVII в. к К. м. был приписан небольшой Прилуцкий монастырь (т. н. Стекольный скит), к концу того же века упраздненный из-за приверженности братии старым обрядам. Место, где находилась эта обитель, почиталось казанскими старообрядцами (к 2012 сохр. 2-этажный корпус бывш. Стекольного скита (ныне в центре г. Казани)). В 1723 г. по ходатайству судьи духовных дел Казанской митрополии настоятеля К. м. архим. Ионы (Сальникова или Сальникеева) обители дозволялось сдавать принадлежащие ей мельницы и рыбные ловли в оброчное пользование монастырским крестьянам (ОДДС. Т. 3. Стб. 245). С кон. XVI в. мн. частные лица жертвовали К. м. в Казани лавки, погреба в большом, гостином, шапошном, рукавишном, сапожном, соляном, пушном, рыбном, медовом, сыромятном, мучном, мясном, серебряном, ветошном, крашеном рядах города, а также кузницы, амбары (в т. ч. у Тайницких ворот). Грамотами царя Иоанна IV 1558 и 1579 гг. мон-рю разрешались рыбные и «бобровые» ловли на речках Кишкиль и Ишим, а также давалось «право плавания с судном» в Астрахань: «...и класть в то судно соли или рыбы и плыть до Казани и Нижнего Новгорода, где, продав соль и рыбу, покупать про монастырский обиход ряхлять беспошлинно» ( Никанор (Каменский).

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Аз бо вседушно хощу ти служити, И в числе верных твоих вменен быти 225 . Имея свободный доступ в дом этого благодетеля своего, Симеон естественно, сблизился чрез это с кругом его многочисленной родни. Здесь он так же, пускал в ход свое «пиитическое художество», стараясь снискать себе различные милости. В его «Рифмологионе» находится приветственное стихотворение к племяннику Богдана Матвеевича, Иоанну Севастьяновичу Хитрово, сказанное «от сына его Авраама Иоанновича, когда возвратился с пути в дом свой» 226 . С произведениями стихотворного искусства, придававшими особенный блеск семейным празднествам знаменитого боярина, соединялись здесь некоторые мелкие литературные работы, исполняемые по его заказу Симеоном. В черновых бумагах последнего сохранилось «предисловие во книжицу болярина Богдана Матвеевича Хитрово», приготовленную по случаю сделанного им вклада в «Живоначальные Троицы Лютиков монастырь» 227 ; а также довольно обширная и ораторски составленная духовная его с надписанием: «Богдана, по иерейскому наречию Иова Хитрово» 228 . Труды эти, при всей своей незначительности, обнаруживают близость и доверие к Симеону могущественного вельможи и, без сомнения, не менее приветственных стихотворений располагали его к различным милостям и благодарениям их составителю. Федор Михайлович Ртищев и Богдан Матвеевич Хитрово были самыми важными и ближайшими благодетелями Симеона, покровительственная роль которых в отношении к нему выступает с наибольшей ясностию. Но есть основание полагать, что Симеон имел и других покровителей в среде выдающихся лиц тогдашнего светского общества, хотя относящиеся сюда данные и не отличаются надлежащею полнотою и определенностию. В числе мелких его стихотворных произведений встречаются: «утешение к боярину князь Григорию Алексеевичу Долгорукому по смерти брата его болярина князь Дмитрия Алексеевича» 229 , «целование господина из пути пришедша от его домочадец» 230 и «приветства в день собора Св. Иоанна Предтечи к боярину Иоанну Михайловичу Милославскому» 231 . Кроме того, в черновых бумагах Симеона находится его поздравительная речь к боярину Артамону Сергеевичу Матвееву, сказанная по случаю бракосочетания государя с воспитанницей его Наталией Кирилловной Нарышкиной 232 , и ораторское приветствие к князю Юрию Михайловичу Одоевскому «о новорожденном внуце» 233 . Можно думать, что все это были более или менее близкие благожелатели и покровители Симеона, в отношении к которым он считал себя обязанным составлять приличные случаю льстивые литературные произведения. По крайней мере, очевидно, что со своей стороны, Симеон стремился к возможному сближению с ними и пользовался своим талантом оратора и стихотворца, как наилучшим к тому средством.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

120 Ркп. житие: «бе же тогда в Галиче содержай град и землю Галичскую благ. кн. Дмитрий Феодорович, внук благ. кн. Василия Константиновича, а Константин четвертый сын вел. кн. Ярослава Всеволодовича». Далее сказано, что вел. кн. Дмитрий Иоаннович выгнал кн. Дмитрия Феодоровича из Галича и отдал Галич сыну своему кн. Юрию. См.: Родословная книга//Временник общества истории и древностей. Кн. 10. 121 Ркп. житие Аврамия; Слава Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и При- снодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных Ее икон в России: В 3 ч. М., 1853. Ч. 3 (далее – Слава Пресвятой Владычицы нашея Богородицы. -Ред.). 122 Акты исторические. Т. 1. В Солигалицком летописце Воскресенского монастыря Чухломское озеро называется Чудским (Журнал Министерства внутренних дел. T. XXII (далее – Журнал МВД. -Ред.)) 126 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. III; Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. Ркп. святцы: «прп. Авраамий игумен Городецкий, иже на Чухлом озере, Галичский чудотворец, ученик Сергиев, преставися в л. 6883 (1375) мес. июля в 20 д.». Тот же год кончины и в житии прп. Аврамия по списку импер. б-ки. По переписи 1662 г. за Городецким Аврамиевым Покровским монастырем 310 дворов. 127 Евгений (Болховитинов) , митр. Описание Киево-Печерской Лавры. Киев, 1826 (далее – Евгений (Болховитинов) , митр. Описание Киево-Печерской Лавры. – Ред.). В ркп. святцах: «прпп. отцы Онуфрий и Анатолий». Мощи прп. Онуфрия при Кальнофойском – на линии пещеры Северной, вблизи Иоанна Многострадального; а при Гербинии (1675 г.) – уже там же, где и ныне, в трапезе отцов. 128 Ркп. житие прп. Корнилия у Ундольского и в Переяславской Борисоглебской церкви. Оно почти буквально, в русском переложении, напечатано свящ. Свирелиным: Свирелин А.И. Преподобный Корнилий, Переяславский чудотворец М., 1878. 132 В Диалоге Палладия епископа Еленопольского, с Феодором, Римским диаконом, повествующем о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста: «оставшись сиротою хотя выдана была замуж, но по общему отзыву не лишена была чистоты девства: с мужем прожила около 20 месяцев, и он неожиданно заплатил дань природе смертию». В «Лавсаике» : «на деле не была ничьею женою». В Менологе Василия: «называлась невестою, но не была женою: появший ее отошел к Господу, и она осталась девою и вместе вдовою».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010