После генеральной уборки нужно было поставить в храме окна, двери, и сумма для этого требовалась внушительная. Пришлось собирать средства по домам, поставить кружки для пожертвований в людных местах. Поскольку денег на изготовление 18 окон всё же не хватало, на семейном совете Павел с Татьяной решились продать корову, позже продали 10 поросят, а уже в этом году расстались с тёлкой. Хорошо, что двери для храма пожертвовали из школы, так это большое дело сдвинулось с мёртвой точки. Для того, чтобы собираться на службы, понадобилась крыша над алтарём. Пришлось писать письмо о помощи Алексею Ивановичу и Алексею Алексеевичу Демидовым, которые оказали материальную поддержку. Внушительную сумму внесла и сестра Павла Репина – Галина Александровна Карамаликова. Огромная благодарность за материальную поддержку семьям Сарапкиных, Мировых, Белозёровых, Корсаковых, Агафоновых, Балясниковых, Чекалиных. А также депутату Госдумы Айрату Назировичу Хайруллину и предпринимателю Вячеславу Юрьевичу Золотову. Спасибо Николаю Владимировичу Ипатову за брусья, косяки на иконостас, за столы, лавки и туалет. Низкий поклон Фанису Салиховичу Батталову за предоставленную вышку для покрытия крыши, Юрию Шубину и Евгению Гренадёрову за работу с электропроводкой. Юрию Ивановичу Радионову и Евгению Скворцову за изготовление оригинальных подсвечников, семисвечника и крестов. Надежде Павловне Золотовой за подаренную старинную икону Ахтырской Божией Матери. А также многим людям, выразившим желание помогать и на деле оказав реальную помощь. И вот 8 августа, спустя 75 лет с момента закрытия Дома Божьего, по благословению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена благочинным протоиереем Павлом Чурашовым храм был заново освящён, и в его стенах была отслужена Божественная литургия. Причастниками Христовых Таин стали дети и взрослые. А после литургии во дворе храма рядом с новенькими клумбами поставили столы, и состоялась праздничная трапеза, за которой собрались внуки и правнуки тех людей, которые когда-то молились в этом храме о благополучии родного села и всей нашей родины в целом. Это было воистину историческое событие со слезами на глазах.

http://sobory.ru/article/?object=21849

Главой Новгорода в это время был фактически Евфимий II (Вяжицкий), избранный на архиепископский престол в ноябре 1429 г. (после смерти Евфимия I). Неустойчивое положение Северо-Восточной Руси способствовало тому, что Новгород тогда стал склоняться к литовской ориентации. С осени 1432 г. на кормлении там сидел князь Юрий Лугвеньевич (Семенович), а в 1434 г. Евфимий на поставление поехал в Смоленск к митрополиту Герасиму. После победы на реке Могзе Юрий Дмитриевич не стал преследовать своего племянника, а пошел прямо на Москву, где в то время находилась Софья Витовтовна, а воеводой был Роман Иванович Хромой (из рода Ратшичей). Пытаясь сохранить коалицию князей, чтобы продолжить борьбу с Юрием Дмитриевичем, Василий II послал боярина Андрея Голтяева в Тверь к князю Ивану Андреевичу. Боярин должен был убедить Ивана Можайского, чтобы тот «не отступал» от Василия Васильевича, «а был бы с ним заодин». Осторожный и расчетливый можайский князь и на этот раз оказался верен себе. Он отвечал уклончиво, фактически отказывая («отказа с Ондреем») Василию II в помощи: «...господине государь, где ни буду, а везде есми твои человек, но чтобы ныне вотчины не потерял да матка бы не скиталася по чюжеи отчине, а всегда есми твои». Истинные намерения Ивана Андреевича прояснились вскоре, когда к нему прибыл от Юрия Дмитриевича посол Яков Жестов, передавший ему просьбу князя Юрия соединиться с ним. Не теряя ни минуты, Иван Андреевич поспешил из Твери к новому великому князю. Встретившись в Троицком монастыре («у Троицы»), князья двинулись прямо к Москве. 31 марта (на Светлой неделе в среду) после недельной осады Москва была взята. Город отворили Юрию Дмитриевичу по распоряжению Р.И. Хромого. Войдя в столицу, князь Юрий приказал отправить великих княгинь Софью Витовтовну и Марью Ярославну, по одним сведениям, в Рузу, а по другим — в Звенигород. Одновременно он «поймал» казну великого князя. 7 апреля великий князь литовский Свидригайло, внимательно следивший за событиями в Северо-Восточной Руси, с радостью сообщил гроссмейстеру Ордена из Вязьмы, что он получил известие о победе князя Юрия: «...князь Юрий, великий князь Московский, и великий князь Василий, сын его брата, дрались с многочисленными силами и с ужасным упорством и ожесточением. Всевышний помог князю Юрию низложить врага своего, кн. Василия, и разбить его воинство; завладеть городами, селами и всею его землею; взять в плен не токмо старую великую княгиню и супругу Василия, но и всех поднявших против него оружие и, наконец, изгнать самого Василия из его владений; князь же Юрий, с давнего времени искренний и верный наш друг, обещал подать нам помощь и прислать к нам своего сына».

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

236 В числе келейных занятий Иосифа было и списывание книг. В описи книг Иосифова монастыря, составленной в 1573 г., упоминаются следующие книги письма Иосифова: два Евангелия, Апостол, Псалтирь, Лествичник, Соборник из отеческих книг, Григорий Богослов , Богородичник, канонник, служебник; ещё пополам с Герасимом Чёрным написано им Евангелие и Триодь Соборная; известна также его письма Триодь Постная (см. Словарь о писател. дух. чин., ч. 1, стр. 311.). Почерк Иосифа очень мелкий. 237 В послании к Ивану Васильевичу Третьякову, Иосиф пишет: «многим князем и бояром и простым людем отец есмь духовный». Между рукописями гр. Толстого есть четыре послания препод. Иосифа: «о епитимиях к неким вельможам, в мире живущим, детям его духовным» (Опис. рк. гр. Толст., отдел 11. 68). 238 Препод. Иосиф, строго запрещая вход женщинам в его монастырь, отказался видеться даже с престарелою своею материю инокиней, когда она у стен монастыря просила свидания с ним. 241 Сохранилось послание Иосифа к Юрию Ивановичу, Князю Дмитровскому, в котором он убеждает сего князя пропитывать народ во время голода, уставить цену на хлеб и наказывать тех, которые дорого продают (Допол. к Акт. Ист. 1. 216). 242 Знакомство Юрия Ивановича с Иосифом началось ещё при жизни В. Князя Иоанна Васильевича. В Иосифовом монастыре есть послание преп. Иосифа к Юрию Ивановичу, относящееся к тому времени. Пр. Иосиф писал о призрении бедных и удержании от блуда (Рк. в 12 д. 118). 243 Соф. Врем., ч. II. 345. Современность сего изложения Собору подтверждается тем, что Зосима называется в нём «святейшим митрополитом», и вставленное в летопись изложение заключается словом: аминь. 244 Нельзя не заметить существенного различия между изложением учения жидовствующих, по сказанию препод. Иосифа, и по другим сказаниям, современным первому Собору. Не было ли разномыслия между самими еретиками? Такому предположению дают вероятность: 1) слова Великого Князя в беседе с Иосифом. Великий Князь Иоанн Васильевич говорил преподобному, что знает, которую ересь держал Алексей протопоп, и которую держал Фёдор Курицын;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В следующем году (1217) братья примирились, причём Юрию возвращён был Суздаль; сюда перешёл и св. Симон 93 . Наконец в 1218 г. умирает Константин Всеволодович, великокняжеский стол возвращается к Юрию и «епископ Симон вниде паки в свою епископью в Володимер» 94 . 7 сент. 1219 г. еп. Симон торжественно («великым священьем») освящает «церкы св. Богородица Рожество, в манастыри» 95 , где он некогда игуменствовал, а в 1225 – храм Пр. Богородицы в Суздале, заложенный вел. кн. Юрием в 1222 году 96 . Скончался св. Симон 22 мая 1226 г. 97 , постригшись предварительно в схиму 98 , и погребен во Владимирском Златоверхом Соборе Пр. Богородицы 99 . В Лаврент. летоп. почивший епископ характеризуется как «милостивый» и «учительный». По позднейшим известиям, мощи св. Симона покоятся в Киевской Лавре, в ближней Антониевой пещере 100 . Канонизован Симон не раньше первой половины XVII века 101 , когда было составлено его житие, а затем и Служба 102 . Ключарь Суздальского Собора Анания Фёдоров в третьей главе «Исторического собрания о богоспасаемом граде Суждале» 103 замечает, что «Святитель Симон, епископ Владимирский, бе в лета 6600; преставися же, и положен бысть по желанию своему в Киевопечерском монастыре, сей святитель написа часть Патерика Печерскаго». Подобное известие находим и у его современника Аристарха, игумена Боголюбова близ г. Владимира монастыря, в летописи монастырской: «в 6693 году скончался святый Симон, первый епископ Владимирский (из иноков Киевопечерск. монаст.), списавший часть Печерского Патерика; положен по кончине согласно его завещанию в Киевских пещерах» 104 . Основываясь на приведённых свидетельствах Анании Фёдорова и игумена Аристарха, И. Л. 105 , автор статьи «Голос в защиту списателей Печерск. Патерика» 106 , заключает, что «Св. Симон, первый Епископ из Владимирских и третий из Суздальских, он же и списатель Печерск. Патерика, пас церковь Божию в 6600–я лета (т. е. между 1092–1185 годами), преставился в 1185 г., 1–го Мая, и погребен, по его желанию, в Киевских пещерах, где и доныне нетленно почивают его св. мощи и празднуется церковью его св. память».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

– Господь Бог поможет, пройдет недуг. – Пройдет либо не пройдет, а все же смотри, не положи меня в белом платье, – сказал великий князь. – Хотя и выздоровлю – нужды нет, мысль моя и сердечное желание обращены к иночеству. Потом прибавил: – Только болтать не надо, что крепко я разнемогся… Быстро совершив путь в Москву и обратно, Мансуров и Путятин привезли духовные великому князю. Опять тайком от всех братьев, бояр и князя Глинского приказал великий князь Мансурову и Путятину: – Читайте, что написано. Прочитали стряпчий и дьяк обе духовные. Великий князь отдал приказ: – Мою духовную сожгите. Духовную сожгли. – А теперь позови ко мне Шигону, – сказал великий князь Путятину. Пришел Шигона-Поджогин, и великий князь обратился к нему и к Путятину с вопросом: кого из бояр допустить в думу о духовной и кому приказать свой государев приказ. Сразу не решили ничего, но лица в сущности были намечены: с великим князем были в это время князь Дмитрий Федорович Вельский, князь Иван Васильевич Шуйский, князь Михаил Львович, дворецкий князь Иван Кубенский и Иван Шигона-Поджогин. Приехал еще в это время в Волок Ламский брат великого князя Юрий Иванович Дмитровский, Великий князь испугался. Не доверял он брату Юрию, человеку неглупому, умевшему привлекать к себе людей. Не раз уже некоторые из бояр уезжали в отъезд к князю Юрию, и их приходилось ворочать насильно. Князь Юрий, пожалуй, обрадуется болезни старшего брата. Больной постарался скрыть от него свою болезнь и, несмотря на его желание остаться, выпроводил, его из Волока Ламского, оставив при себе только младшего брата, князя Андрея. В это время из болячки вышло больше таза гною и выпал стержень больше полуторы пяди, однако не весь. Тем не менее больной обрадовался, надеясь на выздоровление. К больному месту приложили снова мазь, и опухоль совсем опала. Великий князь несколько повеселел и начал совещаться с дьяками и боярами, как ему ехать в Москву, откуда только что прибыл вызванный больным боярин Михайло Юрьевич Захарьин. Решили ехать сначала в любимый великим князем Иосифов монастырь. Переезд был нелегок, так как дороги уже значительно были испорчены осенним ненастьем. Это была самая тяжелая пора для путешествий, и тогдашние бояре и вельможи без особенной нужды никуда не выезжали в это время распутиц и бездорожья. В большом каптане, тогдашнем возке, приладили постель, на которую и положили больного; около него уселись князья Шкурлятин и Палецкий, которые и переворачивали его с боку на бок, так как сам он уже был не в силах ворочаться. Около каптана ехала верхом и шла пешком великокняжеская свита. Двигались вперед медленно и ради спокойствия больного, и ради невылазной грязи.

http://azbyka.ru/fiction/dvorec-i-monast...

И пришед к великому государю патриарховы речи и про письмо извещали. И великий государь указал митрополиту Павлу и боярам, князю Никите Ивановичу и князю Юрию Алексеевичу с товарищами, итить в соборную церковь в другой ряд и патриарху Никону говорить по прежнему своему государеву указу, а письмо у него принять. И патриарх Никон митрополиту Павлу и боярам, князю Никите Ивановичу и князю Юрию Алексеевичу с товарищами, отдав письмо говорил: будет де великому государю приезд его к Москве не надобен, и он в монастырь поедет назад, а покаместа де от великого государя против его письма отповеди не будет, и он до тех мест из соборной церкви не пойдет. И митрополит Павел и бояре, князь Никита Иванович и князь Юрий Алексеевич с товарищами, взяв у патриарха Никона письмо и пришед к великому государю, о том известили и патриархово письмо подали, а в письме написано: Сказание смиренного Никона Божьею милостью патриарха, какою виною из воскресенского монастыря возвратися на свой стол в царствующей град Москву. Зане слыша смятение и молву велику о патриаршеском столе, ови тако, инии инако глаголюще развращенная, и несть ничто ж истина, но кождо что хощет, то тот и глаголет; и того ради 173 году ноября от 14-го дня, удалився в пустыню вне монастыря на молитву и пост, дабы известил Господь Бог, чему подобает быти. И тако молихомся доволно ко Господу Богу со слезами и не бысть ми извещения; и Декабря от 13-го дня уязвихомся любовию Божиею паче первыя и приложихом пред Господом Богом молитву к молитве и слезы к слезам и бдение ко бдению и пост к посту, и постихомся даже до 17-го дня, бе же день той отнележе нача поститися вторник, и постихомся до субботы, ничтоже вкусив, ни воды пия, но хлеб менив молитву и питие слезы и ни сну причащаяся лежа на ребрах, развее утомився, сидев с час в сутки, но трудихомся и моляхомся со слезами вопиюще и плачуще, дóндеже известит ми Господь Бог, что суть подобает сотворити и что суть годно его святой воли; и молихомся множицею глаголах ко Господу нашему Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Воскресенский в Соли Галичской в конце XIV в. разгромили «инородцы». Авраамий (умер в 1375 г.) основал пустыньку на озере Чухломе. В 1415 г. у железных рудников Железного Борока (в 30 верстах от Галича) инок Яков основал Желсзноборовский Предтеченский монастырь. На земле галицкого боярина Ивана Овина и его внука Дмитрия Ивановича некий инок Паисий основал Галицкий монастырь. Согласно житию Паисия, этот монастырь пользовался покровительством князя Дмитрия Юрьевича Красного. По смерти князя Паисий отправился к Василию II, у которого «исхлопотал» льготную грамоту для монастыря. Галич был хорошо укрепленным городом. Его крепость Верхнее городище стояла на горе («Столбище»), с боков прикрыта была оврагами, а с юга и востока — валом (до 4 м) и рвом. Предание считает ее городом Шемяки. К озеру примыкало древнейшее Нижнее городище (XII в.). Южнее Нижнего и Верхнего городищ, в петле реки Кешмы, впадающей в озеро, располагалась самая большая крепость Галича (возможно, более поздняя, чем первые две). Посад в Галиче находился «на Подоле у озера». Там же была соборная Спасо-Преображенская церковь. Руза находилась на гористом мысу между реками Рузой и Городенкой. В духовной Дмитрия Донского «Руза городок» упоминается в числе звенигородских волостей, завещанных великим князем сыну Юрию. Около 1432—1433 гг. князь Юрий Дмитриевич завещал Рузу своему второму по старшинству сыну — Дмитрию Шемяке. В этом завещании Руза впервые названа городом, к которому уже «тянут» волости («с волостми, и с тамгою, и с мыты, и з бортью, и с селы, и со всеми пошлинами»). Очевидно, тогда Руза переживала время экономического подъема. Пожалованная Юрию Дмитриевичу Василием I Вятская земля сохраняла не только своеобразный строй жизни, но и фактически независимое положение и была скорее союзником галицких князей, чем одним из их владений. Вятская земля простиралась по реке Вятке (притоку Камы) с притоком Чепцой. Край изобиловал плодородными почвами, но был окружен труднопроходимыми лесами. Отдаленность Вятки от центральных районов страны делала ее убежищем для беглых холопов.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

234 Село Глинки упоминается в акте от 1631 года 1 июля в инвентаре села Богурина, с перечислением крестьян и их повинностей, принадлежавшего частью пану Войтеху Рокгускому и жене его пани Катерине Каршинцкого Рокгуской, а частью – пани Анне Ярошевой Станишевской и мужу её, пану Станиславу Хлебовскому, причём здесь сказано, что шляхтич Качановский из Глинок, освобождаясь от дани и работы натурой, обязан стеречь лес помещичий, а также ехать с письмом на Подол (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 481–483). 235 Село Тайкуры упоминается в акте от 1648 года 9 августа в письме Адама Киселя, воеводы Брацлавского, к канцлеру коронному Юрию Оссолинскому в Корлуне; здесь сказано, между прочим, что один отряд казаков, разграбивши совершенно местечко Гущу (Гощу), имение Адама Киселя, направил свой путь к Ровно и Тайкуру (Памятники, ч. 1, отд. 3, стр. 193). Ещё оно упоминается в акте от 1649 года 25 мая в послании комиссаров – Адама Киселя, воеводы Киевского, Фёдора-Михаила Обуховича, подкомория Мозырского, к его милости, канцлеру коронному Юрию Оссолинскому, отправленном из Тайкур и извещающем о положении польского войска, снаряжённого против Хмельницкого и отступившего к Тайкурам (Памятники, ч. 1, отд. 3, стр. 399–401). Село Тайкуры лежит в котловине, образуемой отрогами Авратынского плоскогорья. Со всех сторон село это окружено значительными возвышениями, из коих на одном лежат развалины бывшего замка, а на небольшой площадке в косогоре другого – стоит четырёхугольная каменная церковь . Там и сям в беспорядке раскинуты хижины поселян. В Тайкурских горах между ущельями, покрытыми лесом, находил, как говорят, тайное убежище народ во время татарских набегов. Отсюда произошло название их – тайные горы или тай-горы [славян. тай – значит тайно, см. ( Мф.1:19 )], по-польски – tay-góry; возникшее здесь поселение и стало называться Тайгуры или Тайкуры. У подошвы замкового возвышения, омываемого небольшим ручьём, построен на небольшой, несколько приподнятой площадке, каменный костёл. Замок Тайкурский, в настоящем столетии сгоревший и ныне представляющий одни развалины, как полагают, построен по грамоте короля Сигизмунда III, данной в 1614 году 3 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

30 В числе келейных занятий Иосифе было и списывание книг. В Описи книг Иосифова монастыря, составленной в 1573 г., упоминаются следующие книги письма Иосифова: два Евангелия, Апостол, Псалтирь, Лествичник, Соборник из отеческих книг, Григорий Богослов , Богородичник, канонник, служебник; еще пополам с Герасимом Черным написано им Евангелие и Триодь Соборная; известна также его письма Триодь Постная (см. Словарь о писател. дух. чин. ч. 1. стр. 311.). Почерк Иосифа очень мелкий. 31 В послании к Ивану Васильевичу Третьякову, Иосиф пишет: «многим князем и бояром и простым людем отец есмь духовный». Между рукописями Гр. Толст. есть четыре послания препод. Иосифа: «о епитимиях к неким вельможам, в мире живущим, детям его духовным» (Опис. рк. Гр. Толст. отдел. II. 68). 32 Препод. Иосиф, строго запрещая вход женщинам в его монастырь, отказался видеться даже с престарелою своею матерью инокинью, когда она у стен монастыря просила свидания с ним. 35 Сохранились послание Иосифа к Юрию Ивановичу, Князю Дмитровскому, с котором он убеждает сего князя пропитывать народ во время голода, уставить цену на хлеб и наказывать тех, которые дорого продают (Допол. к Акт. Ист. 1. 216). 36 Знакомство Юрия Ивановича с Иосифом началось еще при жизни В. Князя Иоанна Васильевича. В Иосифовом монастыре есть послание преп. Иосифа к Юрию Ивановичу, относящееся к тому времени. Пр. Иосиф писал о призрении бедных и удержании от блуда (Рк. в 12 д 118). 37 Соф. Врем. ч. II. 345. Современность сего изложения Собору подтверждается тем, что Зосима называется в нем «святейшим митрополитом», и вставленное в летопись изложение заключается словом: аминь. 38 Нельзя не заметить существенного различия между изложением учения жидовствующих, по сказанию препод. Иосифа, и по другим сказаниям, современным первому Собору. Не было ли разномыслия между самими еретиками? Такому предположению дают вероятность: 1) слова Великого Князя в беседе с Иосифом. Великий Князь Иоанн Васильевич говорил Преподобному, что знает, которую ересь держал Алексей Протопоп, и которую держал Федор Курицын; 2) неодинаковая тяжесть наказания еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Краснослободск. Кафедральный собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Собор. Действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:2006. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск, Микрорайон-1, дом 1 Координаты: 54.431623, 43.77724 Проезд:На повороте трассы М-5 напротив ул. Кирова Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор во имя Светлого Христова Воскресения освятил в Краснослободске 19 декабря 2007 года архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков). Глава Мордовии Николай Меркушкин назвал открытие нового храма событием исторического значения. Белоснежный, устремленный ввысь, как будто парящий в воздухе, собор виден издалека. Место для него выбрано не случайно: он построен в центре города, на пересечении основных дорог. Собор возведен на пожертвования верующих и предприятий со всей республики. Свою лепту вложили также местные уроженцы, проживающих в других регионах, но сохранивших связь с родной землей. Прихожане собрали 35 млн. рублей; строили собор всем миром три года. " На земле краснослободской сегодня радостный, светлый праздник, - сказал архиепископ Варсонофий. - Господь благословил дело рук наших! Этот собор станет украшением не только города, но всей республики. Поздравляю всех прихожан с праздником и благодарю всех, кто принимал участие в строительстве собора. Особую благодарность за помощь выражаю Главе республики Николаю Ивановичу Меркушкину, председателю правительства Владимиру Дмитриевичу Волкову, главе администрации района Юрию Васильевичу Медянкину. Мордовия находится на пути к Богу! " Радость светлого праздника разделил с краснослободцами Глава Мордовии Николай Меркушкин. " Собор Светлого Христова Воскресения станет символом веры, символом жизни, - сказал он, - строительство храма показывает, что мы хотим жить на этой земле, и жить достойно. Мы хотим, чтобы на нашей земле никогда больше не разрушались храмы, чтобы люди жили мирно, со покоем в душе, молились Богу, и чтобы Бог нам всем посылал добро " . Глава Мордовии Николай Меркушкин и председатель правительства Владимир Волков получили из рук архиепископа иконы, главе администрации района Юрию Медянкину вручен орден Русской Православной Церкви. В этот день были также вручены награды строителям. Их стараниями возведен собор высотой 35 метров и вместимостью более 700 человек. Здесь будет работать воскресная школа, на втором и третьем этажах разместятся библиотека, трапезная, иконописная мастерская. http://www.izvmor.ru/?id_refer=846 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04454

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010