Дети наши, Катя и Сергей, тоже находились под духовным руководством нашего батюшки, хотя в последние годы своей жизни он все больше и больше направлял их к о. Алексею (“Алеша студент”) в Калужскую область. Почти все годы, когда о. Арсений изредка приезжал в Москву или его “принудительно” увозили в клинику или больницу, после этого, выходя из лечебных учреждений, он жил у нас (квартира была трехкомнатная, Сергей и Катя имели свою квартиру недалеко от нас) или у Наташи, Люды, Ирины, и москвичи шли к тем, у кого он находился, для исповеди, совета, бесед, и тогда творилось нечто невообразимое. Кухня наша заваливалась десятками килограммов кураги, ядрами грецкого ореха, витаминами, мандаринами, клубникой, всем, что можно было достать, купить в это время года. Помню: Сергей Семенович (Сережа) притащил десять бутылок прекрасного кагора с медом и алоэ и убедительно доказывал, что это средство поможет о. Арсению. Наш батюшка смеялся, но постепенно, за десять дней, к моей радости, приходящие выпили настойку. Дни пребывания о. Арсения в Москве были праздником для всех, но особенно для тех, у кого он жил. Бывали дни, когда о. Арсений хотел поехать на какое-нибудь кладбище или просто проехаться по улицам, которые когда-то знал и любил. Тогда обыкновенно Юрий или Василий Иванович брали такси и полдня путешествовали с одного конца Москвы до другого. Добавлю к написанному, что не один раз порывалась рассказать о содеянном Юрию, но он всегда говорил: “Не надо, все прошло, я по-прежнему люблю тебя и поднимать это прошлое не хочу”. Только о. Арсений и Елена Александровна с Надей знали все обо мне. Удивительные люди были Елена Александровна и Надя, их слова “ты наша дочь”, заботы обо мне и Кате в голодные трудные годы войны согревали мою грешную душу, помогали переносить тяжесть совершенного и давали уверенность, надежду на то, что Юрий простит меня. Никогда ни одного слова осуждения или намека не слышала я в семье Юрия за то, что совершила. Вся семья Юрия и я постоянно молились вполголоса, потому что жили в коммунальной квартире, читала всегда Надя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

«И обличаше мя совесть еже слышах, а иное и видех своима очима, дабы в забвении не было в сем маловременнем житии. Аз же грешный, пряхся в помыслех: откуда и како дерзнути ми на сие великое дело, предлагая свою грубость и неразумие и в глаголех неискусна и свития слову не учена и божественнаго писания в конец не знающа, но паки помысл безпрестанный понуждаше мя, яже слышах и видех на среду изъявити. По семь терпети ми не могущу, известих сия великому святителю, преосвященному Макарию, митрополиту всея Руси – дрьзнух по благословенно и по повеленю великаго святителя, мало нечто изъявити, яко же и преже рех, елико слыша и видех своима очима». Тут автор говорит, что пострижен был в обители Иосифа и был у него в послушании до самой кончины преподобного. «Не вем, како сподоби мя Бог , еже своима рукама преподобное его тело и во гроб положити и святым его ногам коснухся и целовах со слезами». После предисловия начинается само житие, озаглавленное так: «Житие и пребывание вкратце преподобнаго нашего игумена Иосифа града Волоколамска». Житие отличается, говорит Невоструев в предисловии к изданию, полнотою в изложении, точностью и отчетливостью, а также простотою и глубоким чувством благочестия. Это одно из лучших и замечательных житий русских святых. В конце жития находится отдельная статья об отношении Иосифа к князю Юрию Ивановичу, послание Иосифа к великому князю Василию, отдельный рассказ о подвигах инока Андрея Голенина и, наконец, три случая чудес Иосифа – все имеют характер карательный за недоброжелательство к Иосифу и неверие в его святость. Надгробное слово Досифея Топоркова 15 издано по Синодальной рукописи списанной рукою того же Вассиана, архимандрита на Возьмище. Слово это явилось чрез несколько лет после смерти Иосифа. Современность автора видна из слов его: «аще бо и во дни наша произыде Иосиф и узрасть плотию от среды нас». После сетований о смерти духовного отца и святого мужа, автор вкратце излагает житие его. Более чем другие списатели жития, Досифей останавливается на родителях преподобного и представляет их угодившими Богу до конца. Об участии Иосифа в церковных делах и об одном из важнейших событий в жизни Иосифа, о борьбе его с князем Волоцким, следствием которой была распря с архиепископом Новгородским Серапионом, он ничего не рассказывает. В конце однако он говорить, что многие враждовали на Иосифа и что те, которые по-хулили его сочинения, были посрамлены от Бога и великого князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Открытие нового музыкального фестиваля Днепропетровска благословил священник-музыкант 26 декабря 2006 г. 12:13 В Днепропетровском доме культуры «Машиностроителей» стартовал новый творческий проект —  «Днепропетровские музыкальные ассамблеи». Творческие люди по праву называют его важным событием в культурной жизни областного центра. Благословить открытие нового творческого проекта организаторы пригласили руководителя Центра православной культуры «Лествица» протоиерея Игоря Собко. И это не случайно: до своего пастырского служения он профессионально занимался музыкой и неоднократно становился лауреатом джазовых премий. Приветствуя участников первой ассамблеи, священник сказал: «Во-первых, мне очень приятно находиться в этом зале, так как первый джазовый фестиваль, в котором я принимал участие, проходил именно на этой сцене. Я благодарю Бога за возможность радоваться вместе с вами, ведь сегодняшнее событие вселяет надежду на дальнейшее развитие  искусства.  Во-вторых, я всегда мечтал побывать на концерте, в котором участвует моя дочь, и сегодня это впервые случилось. До этого я не решался стеснять ее. Но кроме этого — я здесь для того, чтобы благословить доброе начинание. Пусть Всемилостивый Господь благословит вашу великолепную идею, и все проекты будут воплощены в жизнь».     В конце своего поздравления отец Игорь пожелал успехов молодому оркестру новосозданной консерватории и его дирижеру Юрию Ивановичу Сердюку, с которым ему также пришлось совместно трудиться на сценическом поприще. Участники концерта сознаются, что «любой композитор, когда пишет музыкальное произведение, мечтает, чтобы его обязательно исполнили. Музыкант же, изучая любое произведение, мечтает, чтобы его услышали». В тот вечер присутствующие имели возможность услышать в исполнении лучших музыкальных коллективов города произведения Моцарта, Баха и других великих классиков. В будущем количество участников ассамблеи будет увеличиваться. Организаторы надеются, что в следующих встречах будут принимать участие не только музыканты Украины, но и знаменитости ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня Днепропетровск переживает культурное возрождение. На днях музыкальная элита города отметила 70-летие областной филармонии, Днепропетровское училище культуры в своих стенах открыло кафедру столичного института культуры. Знаменательным событием стало также открытие областной консерватории на базе музыкального училища им. Глинки. Православие в Украине /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/175552.htm...

Тако же и Руская великая земля, иже пятьсот лет пребысть в православной вере християнстей, егда ж враг человеческаго спасения диявол приведе скверныа еврея в Великий Новгород отселе за четыредесят лет, преже убо малых в жидовство отведоша, потом жа множество несведомо по всей Рустей земли. И аще бы не ты, государь, показал ревность о православной вере християнстей и любовь Господу Богу и Пречистой Богородици и ненависть к еретиком и казнь на иже жидовская мудроствующих, было бы уже безчисленое множество православных християн в жидовской вере. Аще ли же и ныне, государь, не потщишись, Бога ради и Пречистыя Богородица, как, государь, в первом обыску все ты, государь, обыскал и управил, тако и ныне тебе, государю, подобает о сем попещись, глава бо еси всем. Покажи ревность благочестия твоего, да видят вси царие славу православного царствия твоего. Придет бо ти от сего свет вечный и невечерний в тебе восияет, аще подобно сотвориши первым православным и благочестивым царем. Оне убо на всех соборех не точию епископы и священики еретики бывшая, но и потриярси и митрополиты по проклятии в темницы метаху, и сии никого от православных не прельстиша. А их же вероваху покоянию и даяху им свобожение, сии многа зла сотвориша и многия в ереси отведоша. Занеже, государь, инем нечим тое беды утолити. Подобно ж тому бысть и в нашей земли Русстей. Самодержец и государь всея Русскыя земля князь великий Иван Васильевич, отец твой, по проклятии еретиков Захара черньца и Дениса попа повеле в темницу воврещи. И сии зле живот свой скончаша, и никого же от православных не прельстиша. А которые, государь, почали каятись, и отец твой, государь, их покаянию поверил и дал им ослабу, и те много неизреченна зла сотвориша и многих православных христьян в жидовство отведоша. Ино, государь, никому невозможно тое беды утолити, разве тобя, государя и самодержца всея Руския земля. И того ради непоколебимо и непревратно соблюдет и сохранит вышняго десница Богом поставленое твое царство, самодержавный царю и владыка и с твоею благочестивою и великою княгинею. И мирна да будет и многодетна твоя держава и победительна со всеми повинующимись тебе христолюбивыми воинствы и с прочими людьми, да пребывает во веки и во век века во вся дни живота твоего и пропустит в род небесному царствию сподобит. Второе послание князю Юрию Ивановичу

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В Новгороде мы оставили князем Святополка Мстиславича; посадником, как видно, оставался по-прежнему Судила: Святополк, принявши Новгород из рук Всеволода Ольговича, не мог свергнуть старого приятеля Ольговичей; только через год или больше, в 1144 году, читаем известие, что посадничество было дано Нежате Твердятичу, также товарищу Судилину. Смерть Всеволода Ольговича и утверждение в Киеве Изяслава Мстиславича не могло переменить хода дел в Новгороде: Святополк оставался по-прежнему там князем; только отняли посадничество у Нежаты, старого приятеля Ольговичей, и дали его Константину Микулиничу, старому приверженцу Мстиславичей, за что он и страдал в заточении у Ольговича в Киеве. В 1147 году, по смерти Константина, посадником избран опять Судила Иванович, как видно, успевший примириться со стороною Мономаховичей. Между тем шла война у Новгорода с соседом Юрием ростовским: в 1147 году Святополк со всею областию Новгородскою выступил против дяди, но возвратился от Торжка за распутьем. В следующем году архиепископ Нифонт отправился в Суздаль к Юрию за миром; Юрий принял его с любовию, освободил по его просьбе всех новоторжцев и гостей и отпустил их с честию в Новгород, но мира не дал. В том же году, как мы видели, Изяслав вывел из Новгорода брата Святополка, злобы его ради, и прислал на его место сына Ярослава. По некоторым, очень вероятным, известиям, Изяслав вывел Святополка за то, что тот позволил новгородцам без его ведома сноситься с Юрием о мире; быть может, это желание новгородцев помириться с Юрием было в связи с избранием Судилы, приятеля ростовского князя. Мы видели подробности приезда Изяславова в Новгород и похода его с новгородцами на Ростовскую землю. Должно быть, пребывание ласкового Мстиславича надолго оставило в Новгороде приятную память, потому что во время борьбы его с дядею Юрием на юге, несмотря на неоднократное торжество последнего, новгородцы продолжали держать Ярослава Изяславича и враждовать в ущерб себе с ростовским князем: так, в 1149 году небольшой отряд новгородцев пошел за данью в Двинскую область; Юрий, узнавши, что новгородцев немного, послал перехватить их известного Ивана Берладника, находившегося тогда, как видно, в его службе, но Ивану не удалось перехватать новгородцев: они отбились, причем много лежало с обеих сторон, впрочем, суздальцев гораздо больше, по замечанию новгородского летописца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗВЕНИГОРОД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Центр Звенигорода. Фотография с сайта ru.wikipedia.org Звенигород , город в Московской области России , в пределах Одинцовской епархии . Население 12,9 тыс. жителей (2010). Расположен в 3,5 км от одноимённой железнодорожной станции (конечный пункт одноколейной железнодорожной ветки от станции Голицыно), на левом берегу реки Москвы, в 30 км к западу от Москвы , на Клинско-Дмитровской гряде Смоленско-Московской возвышенности. Через город проходит Малое Московское Кольцо. Предположительно был основан Юрием Долгоруким в 1152 году. Впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году: " А се даю сыну своему Ивану Звенигород " . Так город становится центром удельного Звенигородского княжества Ивана Ивановича , сына Калиты, которое существовало в 1339 — 1492 годах, хотя первые звенигородские князья обычно жили в Москве. Князья создавали здесь опорные пункты, держали дружину и собирателей дани. Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком. По завещанию Дмитрия Донского 1389 года Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу , который превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и жил здесь почти постоянно до 1425 . В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. Вокруг кремля была создана система земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями, остатки валов сохранились и поныне. В основании вала были поставлены деревянные бревенчатые срубы, заполненные плотной глиной. Внешняя сторона вала также была густо покрыта глиной. Подобную крутую (до 70 градусов) наклонную плоскость достаточно было слегка полить водой, чтобы сделать ее скользкой и недоступной для нападающих. Вся верхняя площадка вала и внутренний его скат были тщательно вымощены мелким булыжником, так, что даже в самую сырую погоду воинам легко было взойти на боевую площадку вала. По углам кремля были поставлены четыре башни, одна из которых была проездной. Кроме того, крепость защищали широкие овраги. По тем временам это было мощное фортификационное сооружение.

http://drevo-info.ru/articles/18157.html

Дано мне из нажитков отца и моего пожитченка тысяча рублев денег, и то твое жалованье не вем, на что издавать, на пищу ль себе или червю своему бедному сиротине в наследие? Кому поверено? Пьяному вору, датскому немчину, который, будучи на Москве, только славы учинил, как его возили пьяного, через лошадь и через седло перекиня или в карете положа вверх ногами, и ребята вопили вслед: «Пьяница! Пьяница! Шиш на Кокуй!» Петру Марселису пьяный разрезал рюмкою горло, чаять оттого и скончался. Чего ради я с ним не ставлен и не допрошен? За что он, вор, не возвращен с пути? Стеньку Разина все бояре на земском дворе расспрашивали и очные ставки давали: а меня, боярина, без суда осудили! Не ложно холопи твои у тебя, великого государя, чрез кровавые свои слезы милости просим: с голоду страждем и не можем части мяса купить; да не токмо мяса или калач, ей-ей и хлеба на две деньги купить не добудем; прожиточные люди здесь един борщ едят да прибавляют по горсти муки ржаной, а убогие один борщ, да и тот не родится в Пустозерске, привозят с Ижмы; бредут врознь глада ради и остальные в тот же путь смотрят». Три письма отправил Матвеев к патриарху, писал к духовнику царскому, протопопу Никите Васильевичу, к князю Юрию Алексеевичу Долгорукому, к князю Михайле Юрьевичу Долгорукому к князю Никите Ивановичу Одоевскому и к князю Якову Никитичу Одоевскому, к боярину Родиону Матвеевичу Стрешневу, все с просьбами о заступничестве. Он решился даже обратиться с этими просьбами и к врагам своим, виновникам своего несчастия, к Ивану Михайловичу Милославскому и Богдану Матвеевичу Хитрово, клялся перед Милославским, что не он был причиною отправления его на воеводство Астраханское; в письме к Хитрово решился написать следующее: «Еще сугубой милости у тебя прошу: попроси милости и милосердия у государыни моей, милостивой боярыни Анны Петровны, чтоб она, видя мою невинность и слезы кровавые и непрестанные с червем моим и разорение мое Бесконечное, для воздаяния на небесах будущих благ в некончаемом царствии, предстательствовали о мне, уБогом, у великого государя с тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

— Фиделька — нарицательное имя комнатной собачки (франц. fidèle — верный). Возможно, образ генеральши Крахоткиной возник не без воздействия сюжетов П. А. Федотова, создавшего в 1844 г. серию рисунков «Болезнь Фидельки» и «Смерть Фидельки», на которых изображена капризная барыня, окруженная слугами, приживалками и комнатными собачками. О близости творчества молодого Достоевского и П. А. Федотова см.: Нечаева В. С. Достоевский и Федотов// Достоевский Ф. М. Ползунков. М.; Л. 1928. С. 7-32. 2 С. 9. … влияния различных иван-яковличей...Иван Яковлевич Корейша (1780–1861) — московский юродивый, особенно известный в 1820-1830-х годах; снискал среди своих почитателей славу провидца. В «Бесах» Достоевский изобразил Корейшу под именем Семена Яковлевича. 3 С. 14. … вроде различных «Освобождений Москвы», «Атаманов Бурь», «Сыновей любви, или Русских в 1104-м году» и проч. и проч., романов… — Все это типичные названия авантюрных произведений с псевдоисторическим сюжетом, наводнявших в 1830-1840-х годах книжный рынок. «Князь Пожарский и нижегородский гражданин Минин, или Освобождение Москвы в 1612 году» — роман И. Глухарева (1840); «Атаман Буря, или Вольница Заволжская» — роман Д. Преснова (1835). В связи с выходом «Атамана Бури» Белинский писал: «Эта книга принадлежит к известному числу произведений, которых первоначальная идея зарождается на Толкучем рынке» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953. Т. 1. С. 319). Третье из комментируемых названий, очевидно, имеет пародийный характер («Русские в … году» — обычный подзаголовок исторических романов 1830-1840-х годов, восходящий к «Юрию Милославскому» M. H. Загоскина). 4 С. 14. … доставлявших — приятную пищу для остроумия барона Брамбеуса. — Псевдонимом «Барон Брамбеус» подписывал свои повести и фельетоны Осип Иванович Сенковский (1800–1858), в 1834–1849 гг. редактор журнала «Библиотека для чтения». Критические статьи журнала часто посвящались незначительным произведениям, недостатки которых высмеивались. Журнал Сенковского Ф. М.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Ворворка, реже варворка – шарик на шнурке или тесьме над вотолкою кисти. Ворворки делались золотные, серебряные, шелковые, шерстяные, нитяные, часто жемчужные, иногда с камешками. «Пояс ткана шелк зелен з золотом и серебром крестовой; варворки серебряные литые позолочены, с камешками; пряжа (пряжка) и наконешник резные серебряные; четыре кисти золоты с шелком зеленым; даяние боярина Федора Ивановича Шереметева» 132 . У наузов Бориса Федоровича Годунова: «ворворка золотная, по вотолки ворворки серебряны; – ворворки жемчюжные, а наверх ворворок по плящику серебряну золочену; – ворворка шолк червчат да бел». У ухватов его же: у одного «на столпцех по 5 кистей … а по верху кистей 11 ворворок: 3 с конителью да малых ворворок у кисти по 8 ворворок низаны жемчюгом»; у другого «на столпце по 6 кистей, а у них ворворки враны серебром» 133 . У однорядки его же «кисти Ирейские 134 , ворворки серебряны на Литовское дело»; у ферези «на вороту и на прорехах 12 завязок плоских с лопатками, шолк ал с серебром; кисти Ирейские; ворворки канительные золоты». У небольших кистей иногда употреблялись, вместо ворворок, драгоценные камни и жемчужные зерна: «науруз … у него кисть золота да серебра, за ворворки место яхонт лазорев. Вершок шапошной … у него 2 кисти … за ворворки место зерно жемчюжное, продолговато» 135 . – В северных описях ворворки называются соврулями или соврульками. «Завязки з золотом да с серебром, две соврули жемчюгом сажены» 136 . «Осмнатцать кистей сканных з золотом и с серебром, и с шелком, и с соврулки. – Девятнатцать кистей шелковых с сребром и золотом, а поверх кистей соврюлки жемчюгом обнизаны. – Пояс шелковый разных цветов, при нем четыре кисти шелковые, узлы серебряные, над ними и под ними восемь соврулек шелковые, шиты серебром; пряжка медная. – Четыре кисти шелковые разных цветов, на них четыре сорвули шелковые, шиты мишурой и шелком; пряжка железная. – Пояс нитяной, две подвези (завязки) и кисти и соврулки – все тканое; пряжка железная» 137 . Вотола Вотола, вотолка – головка кисти или чашечка, в которой скреплены пряди кисти. В. кн. Димитрий Иоаннович завещал сыну своему кн. Юрию «пояс золот, Шышкина дела, вотола сажена» 138 . – «Науз шолк бел, на нем вотолка плетена золотом, с ворворками» 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Или вот с другом Юрием Назаровым встречаются, или его верная и такая трогательная дружба с Львом и Зоей Экономовыми, где мне диван показывали в крохотной квартирке, на котором всегда останавливался Лихоносов. Или его какие-то трогательно-дружеские отношения с Ганичевым. Переписка и верность дружбе с Эллой Матониной. Дружба с молодыми по взглядам, по Бунину с писателем Сашей Новосельцевым, с Сергеем Котькало… Только тех назвала, кого знаю, а их было многим больше. Какой же он красивый был в дружбе, вот уж редко среди писателей теперь можно встретить такую дружбу… Да что это я? При чем тут писатели! Он дружил всегда с человеком и с его взглядами, идеями, жизненным интересом… Наверное, все-таки это о любви, какая дружба без любви. Думаю, что в современной литературе пока еще нет такой чистой, светлой книги, как «Когда же мы встретимся?», книги о дружбе и верности, о жизни вместе сквозь годы и расстояния, о чувстве сердца друга как своего… Было неналюбоваться на их верность и дружбу с Назаровым и Малыгиным, было так хорошо сердцу, что такое бывает, причем не только в книжках, довелось нам увидеть и в жизни много лет их «канат дружбы», который они все время тянули, соединяя себя, несмотря на всю извечную суету сует… Слушать снова и снова их истории юности, смеяться их рассказам… Какие же они красивые, настоящие. О двоих не хочу в прошедшем. А Юрию Владимировичу многая лета… Виктор Иванович бы этого очень хотел… Сегодня в телеящике передача с Назаровым еще раз об этом напомнила… 10 фотографий из его жизни, и так много он говорил о Викторе Ивановиче, о том, как ездили к Шолохову, о его книгах… Верный друг… Редкое качество единения в современном разорванном мире. Да и в телефонной трубке плач сердечный Потаниных по ушедшему милому другу, и возвращение-воспоминание в разговорах наших к любезному другу, и Элла Матонина с письмами их многолетними… Не у всякого человека остается такой шлейф дружбы по пути к Горнему миру. Лихоносов оставил. Слышу, слышу его голос ковыльный, как будто ветерок пошел по степи и ковыльедва касается наших рук, так нежно-вспоминательно, шелково, а в голосе столько тепла, солнечного пересыпьского света, которым он так хотел делиться. Вот и в письме: «Лучше нашей Пересыпи нет ничего».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/30/a_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010