Патриаршее слово на заседании Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия» 14 травня 2007 р. 18:20 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Попечительского совета программы «Возрождение Марфо- Мариинской обители милосердия. К 100- летию со дня основания». Открывая заседание Его Святейшество обратился к присутствующим с приветственным словом. Уважаемые Сопредседатели и члены Попечительского совета! Сегодня на повестке дня два основных вопроса. Это доклад рабочей группы Программы о проделанной работе и рассмотрение архитектурной концепции реконструкции Марфо- Мариинской обители милосердия. Мы знаем о большом совместном труде Попечительского совета и рабочей группы по реализации программы. Разрешите выразить особую благодарность сопредседателям Попечительского совета Программы Владимиру Ивановичу Якунину , Юрию Михайловичу Лужкову, а также митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру . В ограниченные сроки на возрождение Обители были привлечены значительные административные и материальные ресурсы. И, пожалуй, самое главное — достигнуто понимание той высокой духовной задачи, которую поставило перед нами время. Это возрождение христианских ценностей милосердия и благотворительности. Программа возрождения Марфо- Мариинской обители милосердия стала делом не только нашего Попечительского совета. Благодаря активной информационной поддержке о ней знают в российских регионах и за границей. К работе подключаются религиозные и общественные организации, музеи, архивы, различные государственные учреждения и в том числе Федеральное собрание Российской Федерации, Министерство иностранных дел, региональные филиалы и актив Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России, образовательные учреждения. Нас радует внимательное отношение к Обители со стороны Правительства Москвы, руководства Центрального административного округа столицы. Уже сейчас Обитель значительно преобразилась. Наша встреча проходит в преддверии особенно знаменательного момента в жизни русского Православия. 17 мая состоится подписание Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. Знаменательно, что одним из предшествовавших подписанию событий стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на землю Русскую мощей святой преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. Будем верить в то, что и сегодня святая великая княгиня Елисавета будет благоволить нашим трудам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205013...

По мнению канцлера, следовало остерегаться даже давать повод подозревать Речь Посполитую в нарушении условий мира с Россией, поскольку помимо сдерживания османской экспансии у государства было еще немало неотложных задач как внешних, так и внутренних. Канцлер убедительно призвал подойти к отношениям с восточным соседом со всей возможной осторожностью, не спешить даже с действиями против Самозванца (наследниками московского престола он считал Шуйских). В пользу мира высказались также канцлер литовский Ян Сапега и воевода брест-куявский Андрей Лещинский, категорически Самозванца отвергавшие. Сейм предложил " всеми силами и со всем усердием... принимать меры, чтобы утишить волнение, произведенное появлением Московского государика (Самозванца. — А. Б.), и чтобы ни королевство, ни Великое княжество Литовское не понесли какого-либо вреда от Московского государя. А с теми, которые бы осмелились нарушать какие бы то ни было наши договоры с другими государствами, поступать как с изменниками! " Король Сигизмунд III наложил вето на этот пункт сеймового постановления , но позиция основной массы польско-литовской шляхты была выражена в нем более чем ясно. Чтобы поднять Речь Посполитую на войну с Россией, требовались экстраординарные события. Понимая это, Дмитрий Иванович после своего воцарения не замедлил показать, что отнюдь не намерен считаться с разнообразными обещаниями, которые вынужден был раздавать, будучи беспомощным просителем в Польше. В мае 1604 г. Дмитрий поклялся в Самборе жениться на дочери тамошнего воеводы Марине Мнишек, обещая будущему тестю превеликие дары, а жене — земли Великого Новгорода и Пскова в качестве удельного княжества, в котором позволено будет вводить католичество. Впрочем, сам претендент на престол собирался " о том крепко промышляти, чтоб все государство Московское в одну веру римскую всех привести и костелы б римские устроити " . Этого полякам показалось мало: в июне 1604 г. они взяли с Дмитрия клятву навечно передать всю Северскую и половину Смоленской земли Юрию Мнишеку и его наследникам, а другую половину Смоленщины — королю Сигизмунду III и его преемникам . В письменных " кондициях " (условиях) король требовал также военной помощи против Швеции, вплоть до того, чтобы Дмитрий сам повел войска на Стокгольм. Идея была горячо поддержана Ватиканом, ненавидевшим протестантского короля Швеции Карла IX .

http://sedmitza.ru/lib/text/439605/

Содержание Сущность теории политической а) Жизнь общественная b) Общество Содержание теории политической Часть первая. Физиология Государства § 1. Устройство государства § 2. Общественная образованность § III. Самостоятельность государства § IV. Характер Государства Часть вторая. История государственности § 1. История государственности § II. Общественная образованность § III. Самостоятельность государств § IV. Характер государств     Его сиятельству, графу Юрию Александровичу Головкину усерднейшее приношение сочинителя. Предмет Политических Наук есть Государство и вообще Государственная жизнь рода человеческого. Есть две точки зрения, с которых можно рассматривать этот важный предмет человеческих знаний, два отношения, в которых можно его исследовать: 1. Политические науки могут рассматривать Государство и всю Государственную жизнь рода человеческого в отношении к благосостоянию народов, составляющих Государства, и людей, живущих в них, решая вопрос: «Как, в каких случаях должно поступать, чтобы все Государство вообще и все в Государстве благоденствовало; какими, когда мерами должно достигать блага общественного, чтобы оно не только не вредило, но и споспешествовало благу частному семей и лиц, живущих в Государствах?» Вот философско-административная сторона Политических наук, вот их Практика. 2. Политические науки имеют и свою Теорию. Они могут исследовать Государства и вообще всю Государственную жизнь рода человеческого как одно из явлений природы, исследовать Факты этого явления и разгадывать его законы, решая вопрос: «Как, что было и бывает в Государствах в отношении к их организму и жизни, бытию, деятельности и действиям?» Вот философско-историческая сторона Политических наук, вот их Теория. Определить сущность и содержание Политических наук в этом последнем отношении: таков предмет моего опыта.     Сущность теории политической Всякая наука имеет главную, основную идею, оживляющую весь её состав. Основная идея науки, независимая в своей сущности ни от какой другой идеи этой науки, развивается помощью всех других, и управляет всеми ими; она определяет сущность науки, в себе содержит её.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Кроме того, мужи и подданные заявили жалобу, что Гурки делали им притеснения и грабежи, вследствие чего они пришли в бедность и разорение (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 76:77). 16 Село Обаров – как имение Киево-Печерского монастыря – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается и городня архимандрита Киевского с Обарова (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 112). Ещё оно – как имение того же монастыря – угомоняется в акте от 1593 года 24 апреля в описи движимого и недвижимого имущества, принадлежавшего Киево-Печерскому монастырю, составленное при передаче этого монастыря архимандриту Никифору Туру; в числе недвижимого имущества этого монастыря упоминается на Волыни под Ровно в повете Луцком село Грудек, село Обаров и селище Лобковщина, относящееся к нему (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 387). Ещё оно – как имение Киево-Печерской архимандрии и митрополии – упоминается в акте от 1681 года 18 марта в одном из пунктов (14-м), определяющих льготы и права, жалуемые униатам, и постановленных комиссией, назначенною королём для этой цели (Архив, ч. 1, т 4, стр. 45), Ещё это село упоминается в акте от 1712 года 8 апреля в мандате короля Августа II, требующем в асессорский суд вдову Волынского кастелана Франциска Ледуховского – за самовольное присвоение имений Гродка и Обарова, принадлежавших Киево-Печерской архимандрии и, вместе с титулом Киево-Печерского архимандрита, пожалованных королём Перемышльскому униатскому епископу Юрию Винницкому (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 351). 17 Село Тынное – как имение дворян Антония Любенецкого жены его Варвары, урождённой Куберской – упоминается в акте от 1508 года 11 февраля в сознании возного о том, что он арестовал в селе Кушковцах крестьян, бежавших из имения дворян Любенецких, в том числе и села Тынного, и вместе с тем вручил владельцам Кушковец, дворянам Глуховским, позов, требующий их к суду за передержку этих крестьян (Архив, ч. 6, т. 2, стр. 20 и 21). 18 Местечко Александрия – как имение коронного подстолия, князя Станислава Любомирского – упоминается в акте от 1768 года 28 марта в явке составленного в 1758 году инвентаря имения князя Станислава Любомирского, села Тупалец с перечислением крестьян, их рабочего скота и всякого рода даней и повинностей причём здесь замечено, что этот инвентарь был составлен в Александрии в 1758 году 29 мая (Архив, ч. 6, т. 1, прил., стр. 544).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

334 Село Рокитно – под именем села Рокитной, как имение князя Капустина – упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 48). Ещё оно – под именем села Рокитного, как имение княгини Богданы Филоновны Друцкой-Горской, доставшееся ей по наследству от её родного брата – Лазаря Филоновича Кмиты-Чорнобыльского – упоминается в акте от 1595 года 17 июня в инвентаре м. Веледник и принадлежащих к нему сёл, в том числе и села Рокитного, составленным при отдаче этого имения княгиней Богданой Филоновной Друцкой-Горской в залог мужу своему – князю Юрию Друцкому-Горскому (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 251). 335 Село Сновидовичи – как имение Есифа Немирича – упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 48). Ещё оно – как имение подчашия вилькомирского Димитрия на Жабокриках Жабокрицкого – упоминается в акте от 1683 года 22 марта в жалобе этого Димитрия Жабокрицкого на дворян Немиричей и Терлецких о том, что они, собрав до 300 людей вооружённых: казаков нанятых в Димире, крестьян и слуг, разбили на дороге отряд надворных казаков Жабокрицкого, некоторых из них убили, других поранили за бегущими гнались через село Сновидовичи и стреляли в Олевковском костёле в тех, которые там искали спасения; деньги Жабокрицкого, их лошадей и вещи заграбили и не перестают искать случая убить самого Жабокрицкого. Всё это подтверждается свидетельством возного (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 27). 336 Село Собичин – под именем села Собечичов, как имение Ивана и Гневоша Гриньковичов – упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка; причём здесь сказано, между прочим: «Ивана и Гневоша Гриньковичов село Собечинов, дымов двадцать, а служб чотыри, подачки з них двадцать коп грошей (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Чувство юмора, улыбка, терпимость к человеческим немощам - качества, которые не дают человеку свалиться в пропасть уныния и ропота, скрашивают не всегда простую, комфортную жизнь. Думаю, что услышанный нами много лет назад в вологодской деревне рассказ утешил бы не одну обременённую малыми детьми молодую мать! (Омбудсмены отдыхают!) Переходя из деревни в деревню, как-то зашли мы, проголодавшись, в «сельмаг». Женщины в очереди за хлебом привычно переговаривались. Мы, как водится, «времени не тратя даром», присоединились к беседе. В этой деревне жила женщина, мать семерых детей, лет 25-ти, худенькая, измождённая. И каждый год «носила детей»! Она приходила в магазин - а других продуктов, кроме хлеба, сахара и крупы саго, в те времена там и не было! - и, как все, вставала в очередь. В это время ребятишки, мал мала меньше, возились в придорожной пыли, дожидаясь её на улице. (О! как мы, дети 60-х-70-х гг., любили эти игры «в камушки», «в стёклышки»!) Многие её осуждали, укоряли детьми, мол, «грязные, голодные», «зачем столько нарожала», а та неизменно отвечала: «Вырастут - вымоются!» Кто бывал на Русском Севере, знает, что такое чистота для домовитой, опрятной, рукодельной северной хозяйки. Где бельё, не по заведённому порядку развешенное для просушки, или одни и те же занавески в окнах «и на тот год» могут стать предметом для осуждения за лень и нерадение. Но заповедь «не убий» оказывается важнее требований этикета и соседских пересудов. Ещё одна зарисовка, зафиксированная собирателем в полевом дневнике. Восемь часов утра. Ленинг радский гость еще сладко потягивается после затянувшейся до полночи записи. Хозяин же дома, дед, ходит в нетерпении вокруг него, не может добудиться: «Ну, и красён ты, Юрий Иванович, спать!» А Юрию Ивановичу не многим больше 20-ти! И там же, в тетради, рассказ хозяйки: «Меня поутру мамушка будит. А я сплю-тороплюсь!» Случалось, что талантливые певцы, не жалевшие часы и дни на встречи с фольклористами, покрывали и их собственные профессиональные «проколы». Так однажды, будучи еще студенткой и идя на запись, я с размаху растянулась, переходя единственную попавшуюся в поле лужу. Магнитофон с набором батареек упал «оккурат» в грязь. Горю моему не было предела, так как свет в деревне давали лишь на время вечерней дойки, и запись срывалась. Марфа Ефимовна - хозяйка и запевала местного ансамбля - деловито, по-крестьянски затопила печь, нагрела на плите тяжеленный чугунный утюг и на глазах у изумлённых гостей стала сушить утюгом размокшие батарейки! Не забыть многочасовую запись, в конце которой парализованная женщина слезла с печи и пустилась в пляс, и трогательное прощание с песнями, которыми провожали когда-то в солдаты, с молитвой «на дорожку» и крестным знамением.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/28/...

Евгений Никифоров: - У нас выдалось жаркое лето. Несмотря на то, что погода прохладная, общественная жизнь просто кипит – сначала КПРФ провокационно вбросила свое предложение о референдуме по памятнику Дзержинскому, сейчас вдруг московское правительство решает усугубить ситуацию, предлагая целый транспортный узел назвать «Войковской» по имени цареубийцы. Мало того, что станцию метро уже 15 лет мы просим переименовать, так теперь целый транспортный узел назовут именем царе- и детоубийцы. Об этом мы будем сейчас говорить с Филиппом Александровичем Грилем, лидером инициативной группы по переименованию Войковского района; Антоном Ивановичем Худяковым, координатором общественного проекта «За переименование»; Юрием Константиновичем Бондаренко, президентом Фонда «Возвращение», который уже 8 лет занимается русской топонимикой, возвращением России своих собственных имен и названий.      Итак, первый мой вопрос и будет к Юрию Константиновичу: инициатива по переименованию «Войковской» была ваша и как давно? Ю.Б.: - Да, мы предложили в 2007 году название «Петербуржская» вместо «Войковской», поскольку по законам г.Москвы объект под землей, название станции метро должно каким-то образом корреспондировать с названием наверху. Там есть Ленинградское шоссе, бывшее Питерское, поэтому предложили такое название – «Петербуржская», тем более, что в Москве нет ни одного топонима, так или иначе связанного с Петербургом. В Петербурге есть Московский проспект, есть Московский вокзал, есть прекрасный ресторан «Москва» с видом на Московский вокзал, а в Москве нет НИЧЕГО! Поэтому предложили «Петербуржская». Далее, в ходе нашей очень непростой борьбы за то, чтобы прежде всего убрать название «Войковская», а не за «Петербуржскую» (просто мы предложили подходящий вариант), мы столкнулись с невероятным упорством власть предержащих никоим образом не отдавать «Войковскую». Я напомню, что когда пришел новый мэр, по инициативе нынешнего министра культуры Владимира Мединского, тогда депутата Госдумы от «Единой России», было проведено голосование в Госдуме. И, несмотря на то, что коммунисты яростно сопротивлялись самому факту голосования и пытались его сорвать, 64% проголосовало за то, чтобы обратиться к новому мэру Москвы с просьбой рассмотреть вопрос об изъятии с карты Москвы имени палача Войкова. Но не последовало даже ответа Государственной Думе со стороны мэра Москвы.

http://pravoslavie.ru/80897.html

В 7111-м (1603) году был за грехи наши мор сильнейший в городе Смоленске и в области его. И такое множество людей умерло, что и погребать их не успевали. Тогда же и другая великая беда обрушилась на землю Русскую, и словно темная туча пришла, зло сулящая, от области, именуемой Северской, и на глазах у всех хлынула дождем, и, став над головой Бориса царя, прогремела ему громом, смерть предвещающим. О том же, что это было, расскажу так. О РАССТРИГЕ Был некто из жителей – поселян Галичской области, сын боярский из людей служивых, по имени Григорий, а по прозванью Отрепьев. Он намеревался сначала стать монахом и дослужился до чина дьяконского. И потом предстал перед ним темномудрый дух и заронил некими бесовскими чарами в сердце его крамольный замысел – назваться отраслью корня царского, царевичем Дмитрием Ивановичем Угличским. И под таким именем ложным отправился он сначала в Литву и там, благодаря хитрому уму своему, всех обманул. И потом простодушных людей русских прельстил и царя московского Бориса сверг, и царство у него отнял. Ушел же из Москвы в землю Польскую и Литовскую под видом пилигрима, то есть калики, и там сбросил с себя монашескую рясу и дьяконский сан свой попрал. И научился языку польскому и гаданию цыганскому и всякому чародейству бесовскому. И потом притворился, будто бы смертельно болен, и призвал к себе попа латинского вероисповедания, сделав вид, что хочет исповедоваться. И тогда сказал ему так: «Отец! Если, – сказал, – суждено будет мне здесь умереть, в земле вашей, прошу тебя, похорони меня по-царски, ибо я сын московского царя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца». Услышав это, латинянин поведал обо всем знатному пану Юрию Сардаминскому. Тот же – Сигизмунду, королю польскому. И приняли все это за правду. И поэтому пан заботился о нем со всей сердечностью и пообещал ему в жены дочь свою, именем Марину, когда будет он на престоле Московского государства. И передал ему немало сокровищ, чтобы было чем платить ратникам и можно было бы двинуться на Московское государство. И так Отрепьев, собрав множество людей польских и литовских, пришел в Киев и захватил города пограничные: Чернигов, и Путивль, и Стародуб. И овладел областью Московской земли, именуемой Сиверою, и обманул многих людей русских. Многие же и из Москвы, и дворяне, и бояре, и всяких чинов, вздыхали о нем, ибо думали, что он и есть тот, за кого себя выдавал. Царь же Борис, услышав об этой великой беде и увидев происходящее, пришел в немалый ужас и опечалился, ибо уразумел, что фиал гнева и ярости Господней излился на него. И поэтому весьма закручинился, а потом разболелся и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В любом случае, наша история – это ценность и те авторы, которыми приходилось заниматься мне, были детьми своего времени со всеми его высшими и низшими проявлениями. Это время, о котором мы можем судить, прежде всего, по свидетельствам современников. Вызывают отвращение многие телевизионные интерпретации ушедшей эпохи, то, что пишут о ней нынешние авторы, меня совершенно не вдохновляет. Я охотнее доверяю непосредственным очевидцам, тем людям, которые прожили ту жизнь и оставили искренние свидетельства о ней. Подлинные документы эпохи, подлинные объяснения событий и поступков написаны талантливо и ярко, интересны и факты, которые мы встречаем в их произведениях. – Вы уже несколько раз упомянули Ивана Солоневича, но ничего не сказали о его младшем брате Борисе, который был заключенным СЛОНа и чьи воспоминания, скорее всего, войдут во второй том нашей серии. Скажите несколько слов об этом человеке и его воспоминаниях. – О нем я писала меньше всего. В первую очередь, потому, что он не оставил яркого описания побега в Финляндию, что было темой моего академического исследования. Борис был несколько иным, чем Иван. Я не скажу лучше или хуже, но его впечатления были совсем другими. Он не испытывал чувства национального оскорбления, был более рационален, например, считал сколько чашек кофе он выпил, в целом более восторженно отнесся к Западу, Финляндии. Сам стиль его прозы более лапидарный, и осмелюсь сказать, что он уступает по своему художественному письму как Ивану, так и его сыну Юрию Ивановичу Солоневичу, которые также описал свою жизнь в СССР и обстоятельства заграничного побега в «Повести о 22 несчастьях». В книге «Солоневичи и Север» есть фотография и пропуск на Соловки жены Бориса Солоневича – Ирины Пеллингер, которая впоследствии была расстреляна в одном из дальневосточных лагерей. Мне этот документ показался очень интересным. Молодая и красивая Ирина, которая приехала к мужу на свидание, возможно, она писала об этой поездке, но сведений об этом у меня нет. Мне очень жаль эту женщину. Муж сумел бежать за рубеж, а она осталась и трагически погибла на Родине.

http://pravmir.ru/istoriya-xorosha-tolko...

Две соперничествующие стороны на время действовали пока заодно. Между тем другие внушали Юрию Хмельницкому притязание искать гетманства, как своего права, уже дарованного ему народом на раде. Юрий отправил слугу своего отца, Ивана Мартыновича Бруховецкого, в Запорожье: храбрый Иван Сирко, Кальницкий полковник, бывший в Сече, принял его сторону, и Сечь провозгласила его гетманом. Сирко с запорожцами шел на города, призывая под свои знамена казаков именем Хмельницкого. Цыцура, чтобы выслужиться скорее, решился на смелое дело: в последних числах августа он начал призывать к себе значных казаков переяславских, сотника Стефана Северина, некоторых из знатных и богатых фамилий, каковы были – Сулимы, Лободы, и другие. Каждого призывал он поодиночке и склонял их принять сторону москалей и пригласить князя Трубецкого с войском; каждый отвергал предложения, и каждого Цыцура приказывал связывать и потом убивать. Так погибал каждый, добровольно приходя на смерть, не зная, что сделалось с тем, кто явился к Цыцуре прежде. Гонец поскакал к Трубецкому с известием, что враги царя истреблены, и с просьбою скорее двинуться к Переяславу. 1 сентября присланы были из Переславля от Цыцуры казаки в Нежин. В городе стояли затяжные жолнеры; полковника Гуляницкого не было в городе. Золотаренко, вместо его начальствовавший в Нежине, оставил ворота без стражи; казаки вошли ночью, и крикнули: – «Бийте ляхив!» Посполитые пристали к казакам, и в течение одного часа перебили всех жолнеров, без разбора: пять хоругвей их погибло, – говорит современник; никого не щадило поспольство, потому что не хотело давать станции (содержания) жолнерам. По примеру Нежина, ив других соседних городах и местечках начали избивать жолнеров. Их рейментарь – Немирич, бежал; казаки поймали его за Кобизчею, близ села Сведовца и изрубили в куски. Протопоп Филимонов отправился к Трубецкому сам. С ним поехали от нежинского полка три сотника и обозный, а от города Нежина бурмистр, повезли просьбу о царском прощении и изъявили готовность быть под самодержавной рукою государя в вечном подданстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010