В год 7041 (1533)-й. сказание о великом князе всея руси Василии Ивановиче, о том, как он ездил осенью в свою вотчину на Волок Ламский охотиться, и как заболел он там, и монашеский сан принял, и сына своего великого князя Ивана Васильевича на царство благословил, и о преставлении его, и о погребении Князь великий всея Руси Василий Иванович собрался ехать осенью в свою вотчину на Волок Ламский охотиться. И пришла к великому князю весть с Поля 12 августа, за три дня до Госпожина дня, что к Рязани идут безбожные татары крымские, царь Сап-Гирей и царевич Ислам с большим войском. Князь великий Василий Иванович сразу же послал за братьями своими – за князем Юрием Ивановичем и князем Андреем Ивановичем, и братья его быстро приехали к нему. В то же самое время князь великий послал воевод своих из Москвы в Коломну, на Берег, к Оке: князя Дмитрия Федоровича Бельского, и князя Василия Васильевича Шуйского, и Михаила Семеновича Воронцова, и Ивана Васильевича Ляцкого; а князя Семена Федоровича Бельского, и князя Ивана Федоровича Овчину-Телепнева, и князя Дмитрия Федоровича Палецкого князь великий еще до получения этой вести послал в Мещеру. И теперь князь великий послал гонца за ними и приказал им сразу же возвратиться в Коломну вместе с войском; а наместником и воеводой в Коломне тогда был князь Иван Федорович Бельский. И сошлись многие воеводы в Коломну, и с ними пришло много войска – дворян великого князя и детей боярских; а безбожные татары пришли на Рязань 15 августа, в пятницу, на Госпожин день, и посады у Рязани сожгли, и на приступ города шли, но города не взяли. В Рязани тогда был воевода князь Андрей Дмитриевич Ростовский и с ним дети боярские – рязанцы. А безбожные татары жгли все, и в плен уводили, и все волости вокруг города разоряли. Князь великий Василий Иванович разослал по всем городам грамоты и гонцов и приказал одним людям идти к нему, а другим – на Берег, к воеводам, а сам князь великий с братьями своими, с князем Юрием и князем Андреем Ивановичем, и с воеводами выступил в пятницу, на Госпожин день, из Москвы против безбожных татар и, придя, остановился в своем селе Коломенском.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же самом году, когда благочестивый князь, по любви к Господу, изливал столько благодеяний на Церковь Христову, Господь посетил Новгородскую сторону тяжким бедствием. Весною долго лежал снег, а осенью были сильные морозы, и открылся сильный голод. Народ питался липовым листом, березовою корою, молотою соломою и мохом. Люди падали от голода и умирали. Родители отдавали детей иноземным купцам на пропитание. В это печальное время Всеволод явил всю отеческую любовь свою к народу: он был питателем нищих и голодных, истощал на них казну свою, но и ее не доставало для множества просящих. Благочестивый князь убедил страдавших готовиться к вечности. В 1130 г. по воле отца своего, великого князя Руси, Всеволод и два брата его ходили смирять эстов. Непокорные преданы были мечу, имущества их сожжены, а жены и дети взяты в плен. Не так счастлив был поход одного Всеволода в Эстонию в 1131 г. Эстонцы обложены были данью, но много новгородцев побито было в Клину, в углу нынешнего Дерптского уезда. Зато со славою воевал он в том же году с Литвою и заставил ее платить дань. В 1132 г. дядя Всеволода, князь Ярополк, вступив на Киевский престол, отдал Всеволоду южный Переяславль, считавшийся старшим после Киева. С неудовольствием отпустили новгородцы Всеволода. 2 После ухода Всеволода в Новгороде князя не было приблизительно в течение всего лета. 41 Между тем младшие сыновья Мономаха и дяди Всеволода восстали за Переяславль против великого князя. «Он хочет, – говорили они, – сделать племянника наследником Киевского престола». Утром въехал Всеволод в Переяславль и до обеда выгнан был дядею Юрием. Избегая междоусобия, богобоязненный князь возвратился в Новгород, но гордая вольница уже забыла благодетельное правление и громкие победы Всеволода и не хотела принять его. Впрочем, на этот раз новгородцы скоро одумались и пригласили к себе столько благотворившего им князя, только ограничили власть его новыми правами посадников своих. В 1133 г. князь, заботливый о покое новгородцев, ходил в Эстонию и взял Дерпт. В следующем году брат его Изяслав, изгнанный, по милости Юрия, из Турова, явился в Новгород за помощью против Юрия, дерзко оскорблявшего Мстиславичей. Новгородцы зашумели, вызываясь защищать Изяслава против властолюбивого Юрия, требовали похода. Всеволод изъявил согласие с волею веча, выступил с войском, но, не желая иметь дело с дядею, отпустил Изяслава в Чернигов и возвратился в Новгород. Новгородцы, невзирая ни на что, хотели воевать с Юрием. Напрасно митрополит Михаил уговаривал их и указывал на опасность зимнего похода. Посадник Давид послан был вместе с Всеволодом и сильною дружиною к Суздалю, эта было 31-го декабря. Метели и жестокий мороз преследовали новгородское войско и очень обессилили его. 26 января 1135 г. произошло кровопролитное сражение на Ждановой горе. Суздальцев больше было побито, чем новгородцев; но победы не было на стороне последних, и они вынуждены были заключить мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С толпами татар и воеводою их Кавгадыем возвратился он в Россию и потребовал себе не только почестей в. князя, но и земель, принадлежащих Михаилу. «Будь великим князем, если это угодно царю, говорил Михаил Юрию, только оставь меня в моем наследии». Юрий стал жечь села и города тверские. Михаил собрал на совет епископа и бояр. «Судите меня с племянником, сказал он. Хан утвердил меня на великом княжении; я заплатил дань царю. Теперь отказываюсь от достоинства и не могу смягчить злобы Юрия. Сколько зла наделал он в родовой моей собственности! Он ищет головы моей. Совесть не упрекает меня: но может быть я ошибаюсь. Скажите, виновен ли я пред Юрием»? Епископ и бояре единодушно отвечали: ты прав, государь, во всем пред Юрием; смирение твое изумительно; в наших глазах столько обид вытерпел ты от Юрия. Чего ждать еще? Ужели того, чтобы татары пришли и осквернили святыни наши? Иди против врагов: с тобою Бог и мы; готовые отдать жизнь за тебя». «Не за меня одного, сказал Михаил. Сколько людей лишены крова, свободы, чистоты, жизни! Господь сказал: кто положит жизнь за друзей своих, тот велик в царствии небесном». Князь, предводительствуя войском мужественным встретил полки Юрия и татар за 40 вер. от Твери, где ныне село Бортенево. Началась битва. Шлем и латы кн. Михаила были иссечены и исстреляны, а он остался цел. Юрий – разбит на голову и едва не попался в плен; жена Юрьева Кончака – Агафия, брат Борис, многие бояре остались в руках Михаила; (это было 22 декабря 1317 г.); Кавгадый сам явился в Тверь; «мы с этих пор твои, сказал он, мы виноваты пред ханом, пролили столько крови без его воли». Михаил принял Кавгадая с честью и поверив мурзе отпустил его и его татар с подарками. Юрий не успокоился. Он привел Новгородцев против Михаила. Едва при посредстве архиепископа заключили мир. – К несчастью, жена Юрия умерла в Твери. Злобный Юрий отправился в орду с доносом, что Михаил отравил сестру хана; Кавгадый поспешил туда же и осыпал Михаила клеветами пред Узбеком. Михаил, чувствуя свою невинность, послал в след за Юрием младшего сына Константина, а сам занялся устройством разоренной своей области.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После того же царя Саина многие цари-кровопийцы, губители Русской земли, сменяя друг друга, царствовали в Казани многие годы. О первом взятии Казани и иных болгарских городов, на которые ходил князь Юрий Дмитриевич, и о разорении великой орды. Глава 8 В лето 6903 (1395) отправил великий князь Василий Дмитриевич в поход со своим братом Юрием Дмитриевичем многих воинов. И, пойдя к болгарским городам, стоящим по Волге, разорил тот Казань, Болгары, Жукотин, Кременчуг и Золотую Орду по совету крымского царя Азигирея. И все те города разрушил он до основания, и казанского царя с царицами его убил в ярости мечом, и всех сарацин с женами их порубил, и землю варварскую пленил, а сам благополучно с победою возвратился восвояси. И на недолгое время смирилась Казань, и укротилась, и оскудела. И стояла она пустой сорок лет. В то время крымский царь Азигирей заключил мир с великим князем Василием Дмитриевичем и ходил с ним в союзе войной на брата своего Зелед-Султана Тохтамышевича: он полем, посуху, войско свое послал, а великий князь – в ладьях. С другой же стороны были воинственные мангиты, черные улусы которых стояли по великой реке Яику, что течет в Хвалисское море через земли бухарцев. И было великое гонение на ту Орду отовсюду: впервые тогда, а во второй раз – после, от великого князя Ивана Васильевича. От тех мангит она и опустела окончательно, как прежде говорилось. И поселились в Большой Орде ногаи и мангиты, пришедшие из-за Яика. Они и до сих пор в тех улусах кочуют, живя с великими князьями московскими в мире и ничем их не обижая. О изгнании царя из золотой орды, и о смирении его, и о битвах его с великим князем Московским. Глава 9 Однажды, по прошествии десяти лет после смерти Зелед-Султана, царя Великой Орды, а после взятия Казани князем Юрием тридцати лет прибежал изгнанный из той же восточной страны царь Большой Золотой Орды, по имени Улу-Ахмет, с небольшой дружиной своей, и с царицами своими, и с детьми, изгнанный великим Едыгеем, старым заяицким князем, и царства своего лишенный, и едва не принявший от него смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Специально отобранных молодых подьяков ежегодно обучали исполнению ролей вавилонских отроков для пещного действа; подготовка заключалась гл. обр. в разучивании большого количества песнопений, сопровождавших обряд. Учителями были наиболее опытные певцы патриаршего или реже государева хора. В 1613 г., напр., «отроческим учителем» был назначен патриарший певчий дьяк Григорий Андреев; в 1618 г.- «пещного действа мастер» дьяк патриаршего хора Сила Матвеев (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 199. Л. 196 об.; 203. Л. 238 об.). С 1619 по 1621 г. подготовкой «отроков» занимался уже государев певчий дьяк Юрий Букин, но в 1622-1634 гг. «учил отроков петь к пещному действу» патриарший певчий Андрей Кузьмин; в 1636-1641 гг.- известный впосл. учитель всех малых подьяков дьяк патриаршего хора Богдан Иванов (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 205. Л. 106 об.; 207. Л. 202; 208. Л. 129; 280. Л. 194 и др.; 535. Л. 16 об.; Ф. 235. Оп. 2. 1. Л. 186 об.; 9. Л. 470; 12. Л. 131, 455; Ф. 396. Оп. 1. 3033. Л. 10). «Отроческому учителю» на неделю, в течение которой он должен был обучить певцов-«отроков», обычно давалось из казны 20 алтын (0,6 р.) на дрова и свечи; после совершения обряда ему жаловалось сукно на сумму в 2-2,5 р., а иногда и дороже, и 2 р. деньгами. Большое место в непевч. деятельности, но связанной с пением дьяков и подьяков занимало написание нотированных книг и тетрадей. Певч. книги и тетради хранились в государевых и патриарших «хоромах» при особых Певческих палатах, где пребывали певцы. По этим книгам в хорах пели, обучали певч. искусству. Книги были на учете, составлялись их описи. Часть книг находилась непосредственно в основных местах службы певцов - в соборах. Сохранилось множество документальных свидетельств подобной писцовой деятельности П. п. Так, в одном из документов говорится, что патриарший певчий дьяк Феодор Константинов в июне-авг. 1667 г. покупал бумагу для письма подьяками «переводов» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 43. Л. 171, 200). По-видимому, он и обучал молодых певцов, как писать певч. книги. Нек-рые из рукописей, написанных им самим, хранились в царской б-ке: «Канон Пасце греческой», «2 тетрати в полдесть, а в них Степенна на 8 гласов», «Стихиры хвалитные и стиховные», «Успению Богородицы празник да канон», «2 славника знаменных да тропарь, да кондак греческой» и др. ( Протопопов. 1977. С. 129, 131). В описи государевой б-ки 1682 г. кроме уже отмеченных встречаются сведения о певч. рукописях, написанных следующими певцами: Юрием Букиным, Семеном Денисовым, Богданом Златоустовским, Алексеем Никифоровым, Григорием Панфиловым, Иваном Семёновым, Юрием Фёдоровым, служившими в государевом и патриаршем хорах преимущественно в 1-й пол. XVII в. (Там же. С. 129-132).

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Существует в древнем виде до настоящего времени. (Её план и фасад см. в Собрании карт, планов и пр., л. XVI). [Борисо-Глебская церковь села Кидекши возобновлена в 1239г.,– Лаврентьевская летопись 2 издание стр. 446 (священа была великим священием, как необходимо предполагать, после возобновления). По уверению Тверской летописи, Святослав Всеволодович Юрьевский сам был мастером построенной им церкви: «и създа ю ( церковь ) Святослав чюдну, резаным каменем, а сам бе мастер» (Полное собрание летописей XV, 355).] В Переяславле-Залесском церковь Спаса, заложенная тем же Юрием Долгоруким, а после него доконченная Андреем Боголюбским (Лаврентьевская летопись под 1157г.). Существует в древнем виде до настоящего времени. (Городской собор. Её фасад у Мартынова и Снегирёва в Русской старине, год первый, а фасад и план в сейчас помянутом Собрании, л. XVII). В Юрьеве-Польском церковь святого Георгия, построенная тем же Юрием Долгоруким, а в 1230г. по причине обветшания заменённая новой от его внука Святослава Всеволодовича. Существует до настоящего времени. Весьма замечательна, как мы говорили выше, своими барельефами, которыми украшена сплошь и кругом вся и которые, к прискорбию, в значительной части закрыты позднейшими пристройками. (Её план, к сожалению, без фасада, в сейчас помянутом Собрании, л. XIII). Область Ростовская: В области Ростовской каменные церкви известны в самом Ростове и в Ярославле. В самом Ростове: 1 . Соборная церковь Успения Божьей Матери, вместо сгоревшей деревянной в 1160г., начатая строением после этого года. Когда оконченная – неизвестно (по Тверской летописи освящённая в 1162г.), но в 1187г. исписанная стенным писанием. (Лаврентьевская летопись, 1187 sub. fin.). Перед 1213г. она пала, вероятно, обгорев в великий пожар 1211г., и в этом году князем Константином Всеволодовичем (первым Ростовским после святого Бориса) заложена новая, которая, стояв до 1408г., в этом последнем году сгорела. Ныне существующий собор принимается за перестроенный после 1408г. древний; но мы решительно в этом сомневался и полагаем, что он гораздо позднейший.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В чем же состоит значение собора в истории православной церкви и Брестской унии? Хотя из высших иерархов в Брест прибыли лишь митрополит Рагоза и два епископа – Ипатий Потей 566  и Кирилл Терлецкий, собор был очень многолюдным благодаря присутствию многих представителей среднего и низшего духовенства 567  и делегаций от нескольких братств (Виленского, Львовского, Брестского, Красноставского, Гольшанского, Городецкого, Галицкого, Вельского «и прочих многих») 568 . Ключевое значение для понимания хода и роли собора имеет инструкция, привезенная в Брест виленскими послами. Она подписана рядом высокопоставленных урядников Великого княжества Литовского: Федором Скуминым-Тышкевичем, воеводой новогродским, Григорием Войной, брестским каштеляном, Семеном Войной, мстиславским каштеляном, Богданом Сапегой, Михаилом Друцким-Соколинским, Яном Тризной, Абрамом Мелешкой, Лукашем Гарабурдой, Юрием Масальским, Василием Курдеем, Станиславом Карачоном, подстолием мстиславским, Юрием Радошинским, земским судьей ковенским, Лукашем Мамоничем, скарбным Великого княжества, и «большим числом других панов-шляхты» 569 . Инструкция представляла собой программу дальнейших реформ в православной церкви. Есть все основания рассматривать этот документ как выражение пожеланий не только виленских послов, но и братского движения в целом. Несмотря на полученное от Карнковского предупреждение, собор начал работу. Стремясь не входить в конфликт с сеймовым правилом, соборная грамота заявляла, что православные приехали в Брест в назначенный прежде срок (24 июня) в надежде, что и король к тому времени вернется в Польшу. Поскольку этого не произошло, некоторые вопросы было решено отложить и заняться только судебными делами, «которых конституцыя сеймовая не загородила». Однако на самом деле этим собор не ограничился, пойдя на известную хитрость. Инструкция виленских послов была рассмотрена и решения по ней были приняты, с тем, однако, чтобы подтвердить их на очередном соборе 570 . Виленская инструкция касалась преимущественно места и роли братств в православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Остановимся в особенности на двух из них: на тверском князе Михаиле Ярославиче († 1318) и на Александре Невском († 1263). О первом из них Г. П. Федотов пишет: «Сказание о нем, одно из лучших княжеских житий, всего полнее выражает целостный идеал княжеского служения. Тверской князь погиб жертвой политической интриги своего соперника в борьбе за великое княжение, Юрия Московского. Сказание подчеркивает его бескорыстие и даже смирение в этой борьбе. Он руководится во всех своих поступках, и в войне и в мире, благом своего народа. Когда Юрий вступает в союз с татарами, Михаил отступается от великого княжения 29 , оставляя себе лишь удельную Тверь. Татары, пришедшие с Юрием, начинают притеснять людей и угрожать Твери. Епископ и бояре дают Михаилу совет обороняться. Михаил побеждает московско-татарскую рать, но, ожидая ханского гнева, решает идти в Орду судиться с Юрием. Он предчувствует свою гибель, но хочет отвратить ею татарский погром от своей земли. Всю дорогу от Владимира князь постится от воскресенья до воскресенья и причащается Св. Тайн. В Орде, в оковах и с тяжелой колодкой на шее, он утешается неустанным чтением псалмов. Днем он находит еще возможность утешать своих друзей «светлым и веселым нравом». Тягчайшее унижение он переживает, когда враг его Кавгадый, поставив его на коленях, в колодке, издевается над ним на площади в присутствии множества народа. «И оттоле бяше очи его полны слез». Уже готовясь к смерти, он отказывается от бегства, которое предлагают ему верные бояре: «Аще 66 аз един уклонюся, и люди своя оставив в такой беде, то кую похвалу приобрящу?» 30 . 22 ноября 1318 г., предчувствуя близкую смерть, он попросил разрешения причаститься. Он присутствовал при литургии, сам читал причастные молитвы, с глазами, полными слез, по словам автора его жития. После причастия он вызвал к себе своего двенадцатилетнего сына, поговорил с ним, вспоминая его мать и остальных своих детей, послал им последний привет и поделил между ними свое достояние. «Душа моя скорбит смертельно», – повторял он.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О мелодическом богатстве репертуара Г. п. д. свидетельствует прежде всего наличие в нем песнопений в различных стилях древнерус. певч. искусства. С древнейших времен основу репертуара составляли песнопения знаменного распева . Сохранившаяся часть царской б-ки для Г. п. д. представлена в большинстве своем созданными самими певцами рукописями (сборники, отдельные тетрадки и листы бумаги), более четверти к-рых с песнопениями этого распева, нек-рые зафиксированы в авторских вариантах. Книги и тетради «всякой разни знаменных» вошли и в опись «нотной» б-ки государева хора, составленную в 1682 г. В документах нередко упоминается об исполнении знаменных песнопений Г. п. д. Так, в янв. 1650 г. Богдан Златоустовский был награжден царем за то, что «пропел» для хора Саввина Сторожевского мон-ря «празник знаменной». Часто в источниках XVII в. присутствуют указания на пение пространных мелодических версий песнопений, отмеченных как «большое», «большое греческое», «большое со аненаками» и др. В «Царственной книге», написанной в 70-х гг. XVI в., говорится, что в день смерти вел. кн. Василия Иоанновича, 4 дек. 1533 г., велено было Г. п. д. «большой станице стати в дверях у комнаты, и начаша пети Святый Боже, большую». В репертуаре государева хора утвердилось и демество , причем в различных вариантах. Один из писцов, напр., записал демественный задостойник «Светися, светися» и пометил, что так «мастер пел Християнин лета 7108 марта 21»; затем он зафиксировал «Аллилуию» с указанием «Радилово демество» и мн. др. песнопения демественной нотацией. Среди рукописей Г. п. д. есть и демественные многолетия царям. Книги Демественники написали Михаил Осипов и Богдан Златоустовский. В нояб. 1635 г. большие станицы Г. п. д. получили сукна за то, что «пели они перенос (херувимскую.- Н. П.) большой спускной демеством в церкве Нерукотворного образа Спасова на Сенях». Чин царского многолетия, как правило, они пели «большим демеством». Определенное место в репертуаре Г. п. д. занимали песнопения путевого распева . В списках нач. XVII в. встречаются многолетия царям Борису Годунову и Василию Шуйскому или стихиры в честь свт. Московского митр. Петра. В это же время были написаны Юрием Букиным и Юрием Фёдоровым «Стихирари путем», к-рые чаще дублировали репертуар основного знаменного распева. Их появление связано с увеличением количества песнопений путевого распева, овладение к-рым говорит о высоком мастерстве певцов.

http://pravenc.ru/text/166319.html

В последующие годы Всеволоду удалось надежно утвердить свою власть в Киевской и Переяславской землях и заключить мир со смоленским и волынским князьями, внуками Мономаха – Изяславом и Ростиславом. С Суздальским князем, младшим сыном Мономаха, Юрием Владимировичем у Всеволода не было ни мира, ни войны. Некоторые ученые предполагают, что вдохновителем плана мирного решения споров между князьями был Митрополит Михаил II. В 1145 году он, вместе с Изяславичем Мстиславичем Смоленским предпринимает попытку примирить Ольговичей с Юрием Суздальским, однако она оказалась безуспешной. Как Всеволод, так и Юрий Владимирович, впоследствии прозванный «Долгоруким», готовился к жестокой и бескомпромиссной борьбе за великий стол. Видя это, митрополит Михаил в скорби оставил Киевскую кафедру и удалился в Константинополь. При этом, согласно Игнатьевской летописи, он оставил епископам «рукописание о том, яко не достоит им без митрополита в святой Софии (т.к. кафедральном соборе Русской митрополии) служити.» Митрополит Климент Смолятич (1147–1155) В 1146г. великий князь Всеволод Ольгович скончался, прежде утвердив своим преемником брата – Игоря Ольговича. Между тем, еще прежде, среди киевлян постепенно возрастало недовольство злоупотреблениями княжеских тиунов – судей и сборщиков податей, которые ради личной корысти жестоко обирали народ. Когда горожане собрались на вече приносить присягу на верность новому великому князю, они потребовали правосудия и справедливости. Им было обещано, что «хищники не останутся тиунами», однако обещание осталось неисполненным. Несколько бояр, рассчитывая по этому поводу случайно возбудить народное недовольство, вступили в тайные переговоры с внуком Мономаха, князем Переяславским Изяславом Мстславичем, приглашая его занять киевский стол. Изяслав считал себя законным наследником своего отца и деда и поэтому, взяв благословение у епископа Переяславского Ефимия, с дружиной двинулся на Киев. Киевское ополчение, которое Игорь вывел навстречу врагу во главе с киевским тысяцким Улебом (Глебом), перешло на сторону Изяслава. Игорь был взят в плен. Изяслав вступил в Киев и провозгласил себя великим князем. Игорь Ольгович сначала был заключен в Выдубицком монастыре, а затем сослан на заточение в Переяславль. Здесь он добровольно отказался не только от великого княжения, но вообще от всех княжеских прав и выразил желание принять монашеский постриг. Изяслав, узнав об этом, приказал освободить Игоря, который вскоре был пострижен епископом Ефимием Переяславским в великую схиму и поселился в Киевском монастыре Св.Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010