Глава I Святой Иона, епископ Рязанский. – Междоусобия между великим князем Василием и дядею его Юрием. – Митрополит Исидор и Собор во Флоренции для соединения Церквей. – Последствия этого Собора. – Злодейства Шемяки. – Обличительное послание святителей. – Возведение святого Ионы на престол митрополии. – Пастырские его подвиги. – Завоевание Константинополя турками. – Кончина святого Ионы. – Чудеса его. – Смерть Василия Темного. По кончине святителя Фотия митрополичья кафедра в Москве оставалась несколько лет праздною: непрестанные распри между юным великим князем Василием и дядей его Юрием Галицким не давали досуга позаботиться о замещении кафедры. Хотя в сан первосвятительский был избран и наречен Рязанский епископ Иона, 1 но не спешили отправить его в Царьград для посвящения. Родившись близ Солигалича, епископ Иона с двенадцатилетнего возраста был иноком в одном из Галичских монастырей, а после перешел в Московскую Симоновскую обитель, которая славилась святостью жизни первых своих настоятелей. Юный инок еще застал здесь старцев, которые хорошо помнили и неизменно хранили их правила и учреждения. Между ними известны: Варфоломей, строитель (эконом) Симонова монастыря, Иоанн Златой и Игнатий иконник. Собственная ревность Ионы к подвигам иноческим скоро сдружила его с этими благочестивыми старцами, а их наставления и пример воспитали в нем самом строгого подвижника. Подобно им, он неуклонно стоял за исполнение правил монастырских и, не выходя из границ послушания, с дерзновением напоминал новым настоятелям о правилах благочиния, переданных святыми их предшественниками. А сам подвизался в непрерывных трудах: пощении, молитве и чтении слова Божия, проходя разные иноческие послушания. 2 В этих подвигах дух его возрастал и совершенствовался столь быстро, что прозорливому оку и в простом послушнике можно было провидеть будущего великого пастыря Церкви Русской. Строгая жизнь и твердое знание правил церковных доставили блаженному Ионе такое всеобщее уважение, что он посвящен был в сан епископа Рязанского, а когда скончался митрополит Фотий, назначен управляющим делами митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Канонически он был прав. Его поддерживал еп. смоленский Мануил, грек. Голосами шести русских епископов против трех (не согласен был также еп. полоцкий Косьма) митрополитом был избран Клим или Климент, смолятич, монах Зарубинского мон., схимник, человек книжный и «философ», пользовавшийся общим уважением. Он был поставлен в митрополиты, по предложению еп. черниговского Онуфрия, главою Св. Климента (делалась ссылка: «у греков ставят рукою крестителя Иоанна»). По свидетельству архиеп. Филарета, посвящение Климента во епископы могло совершиться возложением рук епископских. Но на возглавление русской Церкви требовалось тогда согласие Константинопольского патриарха. Ошибочно было заявление еп. Онуфрия. В 1025 г. к умиравшему парю Василию пришел Студийский игумен Алексий, принеся, ради больного, главу Иоанна Предтечи; царь тогда назначил его патриархом на место умершего патр. Евстафия. Климент старался примирить с собою протестовавших епископов. Особенно важно было для него признание законности со стороны Святителя Нифонта, пользовавшегося авторитетом и известного в качестве знатока канонов. После двухгодичных тщетных стараний прибегнуто было к силе. При содействии вел. князя, Св. Нифонт был привезен в Киев и заключен в Печерский монастырь. Еп. Мануил спасался тем, что укрывался. Патриарх Николай Музалон прислал одобрительную грамату Нифонту и, возведя его в архиепископы, принял в свою непосредственную власть. Но он же не присылал митрополита, ожидая просьбы из России. В 1149 г. Изяслав был согнан с престола своим дядей, Юрием Долгоруким. Вместе с князем должен был удалиться и Климент, законность которого не признавал Юрий. В продолжение 1150 г. Изяслав дважды сгонял Юрия и столько же раз возвращался митрополит. Возвратившись во второй раз, он оставался на кафедре в течение пяти лет до 1155 г., когда Юрий, после смерти Изяслава, окончательно занял княжение. Климент, занимавший кафедру с перерывами, с 1147 но 1155 г., окончательно потерял престол. Св. Нифонт возвращен был Юрием в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1229 году князь Ярослав поссорился со своим братом великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем – «Ярослав усумнился брата своего Юргя, слушая некиих лести, и отлучи от Юргя Константиновичи три, Василька, Всеволода, Владимира, и мысляшет противитися Юргю, брату своему, но Бог не попусти лиху быти, благоразумный князь Юрги призва их на снем в Суздаль, и исправивше все нелюбье межю собою, и поклонишася Юрью вси, имуще его отцем себе и господином». Русский исследователь Н.Н. Воронин в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков», вышедшей в Москве в 1962 году, писал: «В 1229 году ростовский епископ Кирилл, видимо, попытался возобновить борьбу против Юрия и посеять вражду между ним и Ярославом, на сторону которого уже перешли наследники Константина – Василько, Всеволод и Владимир Стародубский. Однако созванный Юрием в Суздале съезд, на котором присутствовал епископ Владимирский, Суздальский и Переяславский Митрофан, раскрыл козни Кирилла, и разгневанный Ярослав судил его, лишил всех имений и заставил покинуть епископию, на которую на другой год был посажен ставленник Юрия – игумен владимирского Рождественского монастыря». Глава 5. Крестоносцы и литовцы. 1230–1238 годы Пробыв в Новгороде после вокняжения в 1230 году всего две недели, князь Ярослав Всеволодович уехал в Переяславль, оставив за себя на Ярославовом дворище сыновей Федора и Александра. Джон Феннел писал о взаимоотношениях князя Ярослава Всеволодовича и Великого Новгорода в начале 1230-х годов: «Если пытаться понять причины успеха Ярослава, то он объясняется, во-первых, его изобретательностью и военным искусством, а во-вторых, что может быть, не менее важно, – тем, что его вотчина в Переславле была расположена близко к Новгороду и его самая западная застава Тверь находилась как раз через границу от Торжка, тогда как столица Михаила Черниговского была почти так же удалена от Новгорода, как Киев». Русский историк М.Н. Тихомиров в книге «Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII–XV веках», вышедшей в Москве в 1941 году, писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Надпись на камне о существовании Городца уже в начале XI века подтверждается археологическими раскопками, проведёнными известным специалистом по археологическим и культурным памятникам Рязанской области, кандидатом исторических наук Виктором Павловичем Челяповым. В ходе их было выявлено, что городище на месте Городца Мещерского существовало уже в XI веке (Челяпов В.П. Древнерусские памятники на северо-востоке Рязанской земли//Великое княжество Рязанское: историко-археологические исследования и материалы. М., 2005, с. 413-421). Предположение же о том, что первое летописное известие о Городце Мещерском относится к 1152 г., было сделано тем же В.Н. Татищевым. Историк ссылался на такое известие Новгородской летописи 1152 г.: «Юрий, вспоминая городы просто русские, иже быша владения его и отъяты Изяславом, построил Юрьев в поле и другие грады теми же имены» (Татищев В.Н. История российская. Т. З. М.-Л., 1964, с. 241). На основании этого известия Татищев полагал, что «по сему можно мнить, что городы имянами бывших тогда около Киева: Владимир, Вышгород, Галич, Городец, Добрянск» (там же, с. 242). Как видим, В.Н. Татищев полагал, что среди основанных Юрием Долгоруким городов мог быть и Городец, названный в память родного города князя — Городца Остерского, разорённого Изяславом в том же 1152 г. (РГАДА, ф. 201, оп. 1, ед. хр. 40, л. 102 об.; ПСРЛ. Т. 7, с. 56). Однако непосредственные сведения о нём в летописи отсутствуют. Известия об основании князем Юрием Долгоруким церквей и городов в Суздальской земле имеются в ряде летописей. Так, в Воскресенской летописи сказано: «Тогда же Георгий князь в Суздале бе и отверзл ему Бог разумней очи на церковное здание и многие церкви постави по Суздальской стране: и церковь постави камену на Нерли святых мученик Бориса и Глеба, и святого Спаса в Суздале и святого Георгия в Володимере камену ж, и Переслав град перевед от Клещика, и заложи велик град и церковь камену в нем постави святого Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гюргев град заложи, и в нем церковь постави камену святого мученика Георгия» (РГАДА, ф. 201, оп. 1, ед. хр. 40, л. 103; ПСРЛ. Т. 7, с. 57). Такое же известие находится и в Новгородской летописи по списку П.П. Дубровского (подлинник хранится в Российской национальной библиотеке, опубликован: ПСРЛ. М., 2004. Т. 43, с. 67).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

При всей его творческой молодости, всегда возникало чувство, что нет на свете человека, который не знал бы имени Валерия Ганичева. Кажется, что он был, есть и будет всегда в своей негромкости, но твердости и ясности образов от ранних очерков до книг в серии «ЖЗЛ» «Ушаков» и о Новороссии и Крыме «Росс непобедимый», повести «Тульский энциклопедист», книг историко-философских очерков «О русском» и «Православный дорожник»... А сколько ещё меж этих книг во времени и пространстве написано рассказов, выпущено студентов-журналистов МГУ, сколько пройдено дорог по Руси Великой, сколько отдано служению Союза писателей России, борьбе за Русское дело... Да, Валерий Николаевич действительно образец верного сына культуры России. А разве можно забыть выставку в храме святой Ирины в Москве с одноимённым названием его книги «Росс непобедимый», устроенную коллегами и юными ушаковцами к 90-летию писателя, как и сегодняшнюю – попечением Заслуженного художника России Евгения Долгачева и семьи Лапкиных в Доме художника в Можайске... Господи, всего из выставки не перескажешь, как не перескажешь умения В.Н. Ганичева любить Отечество, людей, товарищей по литературному цеху, дружить с космонавтами Юрием Гагариным и Виталием Севастьяновым, полководцами Жуковым, Коневым, Баграмяном и Чуйковым, художниками Павлом Кориным, Сергеем Коненковым, Ильей Глазуновым и Юрием Селиверстовым, композиторами Георгием Свиридовым и Вячеславом Овчинниковым, полярником Артуром Чилингаровым, легендарными летчиками-фронтовиками Покрышкиным, Кожедубом, Ведерниковым, воздавать им должное, замечать молодых талантливых ребят и выдвигать их на передний край. Вообще любовь к людям, к России — это особенная черта Валерия Николаевича, как и умение отдавать себя всего Русскому делу. Тридцать лет назад они вместе с Митрополитом Смоленским и Калининградским, а ныне Патриархом Московским и всея Руси Кириллом создали Всемирный Русский Народный Собор и с того времени до последнего своего земного часа Валерий Николаевич оставался его верным солдатом...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/23/na...

Смерть Сафа-Гирея, расстраивая крымскую сторону, усиливая внутренние волнения в Казани, была как нельзя более выгодна для предприятий московского царя. Крымцы и казанцы, их приверженцы, поспешили провозгласить ханом двухлетнего сына Сафа-Гиреева, Утемиша; но этим самым Казань теперь менялась своим положением с Москвою: долгое время она могла поддерживать свою независимость благодаря малолетству Иоаннову; теперь, когда Иоанн возмужал и обнаружил намерение решительно действовать против Казани, в последней явился царь-младенец. Казанцы понимали невыгоду своего положения и потому отправили послов в Крым просить помощи у взрослого царя, но московские козаки побили этих послов и ярлыки их переслали в Москву. В июле 1549 года казанцы прислали к Иоанну грамоту, писали от имени Утемиш-Гирея о мире; царь отвечал. чтоб прислали для переговоров добрых людей. Добрые люди не являлись, и 24 ноября сам Иоанн с родным братом Юрием выступил в поход, оставив оберегать Москву двоюродного, Владимира Андреевича; во Владимире сделаны были все распоряжения; любопытно, что при этих распоряжениях царь счел нужным присутствие митрополита; Макарий по его вызову ездил во Владимир, где увещевал воевод отложить на время похода местнические счеты и считаться по окончании войны. Под Казань пришел царь уже в феврале 1550 года; приступ к городу не удался, множество людей было побито с обеих сторон, а потом настала оттепель, подули сильные ветры, полился дождь, малые речки попортило, а иные прошли. Простоявши 11 дней под Казанью, Иоанн принужден был возвратиться назад. Это был уже второй поход, предпринятый им лично и кончившийся неудачно. На этот раз, впрочем, Иоанн не хотел возвратиться ни с чем в Москву: по примеру отца, основавшего Васильсурск, он заложил на устье Свияги Свияжск; дьяк Иван Выродков отправился с детьми боярскими на Волгу, в Углицкий уезд, в отчину князей Ушатых, рубить лес для церквей и стен городских и везти его на судах вниз по Волге; а для поставления города отправились весною на судах царь Шиг-Алей с двумя главными воеводами – князем Юрием Булгаковым (Голицыным-Патрикеевым) и Данилою Романовичем Юрьевым, братом царицыным; туда же поехали с войском и казанские выходцы, которых было тогда в Москве 500 человек. Князю Петру Серебряному из Нижнего велено было идти изгоном на казанский посад; козаки стали по всем перевозам по Каме, Волге и Вятке, чтоб воинские люди из Казани и в Казань не ездили. Серебряный в точности исполнил приказ: явился внезапно перед казанским посадом, побил много людей и живых побрал и полону русского много отполонил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #dc39d9d6e0 Закрыть «Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”» Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия Ирина Ахундова   22:32 15.10.2023 684 Время на чтение 14 минут 15 октября 2023 года в Санкт-Петербургской митрополии состоялся второй детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу», посвященный дню тезоименитства Цесаревича Алексия, которое отмечается 18 октября – в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца. Организатором этого и других Свято-Алексиевских крестных ходов является руководитель Общества ревнителей светлой памяти Цесаревича Алексия Владимир Знахур. Ктитор храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия в Знаменской земле Петергофа Юрий Тизяев рассказывает о том, почему Знаменку называют Землей Богородицы и «местом радости», о том, как он пришел к Богу и построил храм страстотерпца Цесаревича Алексия, и о том, как в 2018 году наследник Российского престола побудил оперного певца из Италии Элвиса Фантона и его учеников горячо полюбить святую Царскую семью и через нее – всю Россию. Храм страстотерпца царевича Алексия в Знаменке – 12 августа 2024 года мы отметим 120-летие со дня рождения святого Цесаревича Алексия, а 18 октября в честь его именин пройдет третий детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу». Почему он так называется? – Крестный ход начинается от нашего храма святого Царевича Алексия в Знаменке, а заканчивается в храме святого Царевича Алексия в деревне Разбегаево, настоятелем которого является иерей Олег Нечаев. Надеюсь, что в нашем детском крестном ходе примут участие и учащиеся воскресной школы Цесаревича Алексия Петропавловского собора Петергофа, прихожанином которого мы с Владимиром Знахуром были ранее. В октябре 2017 года я передал в дар школе стенды с фотографиями Царской семьи, потому что считаю, что дети должны знать о ней и видеть прекрасные лица, глядя на которые не захочется ни выругаться, ни сделать что-то плохое. Летом во время каникул директор школы Елена Владимировна Репина гостеприимно приняла наших крестоходцев на ночлег и выразила готовность сотрудничать с храмом Цесаревича Алексия в Знаменке, ведь у нас со школой один и тот же небесный покровитель.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/15/...

Для повышения своих доходов Церковь имеет право основывать церковные производственные и торговые предприятия, например, свечные заводы, мастерские по пошиву церковного облачения и иконописные, магазины, склады книг и церковной утвари и т. д., действуя согласно требованиям закона. X. Прекращение деятельности Эстонской Апостольско-Православной Церкви Эстонская Апостольско-Православная Церковь завершает свою деятельность в форме союза в том случае, если из принадлежащих ей приходов (религиозных объединений) останется лишь один. Для ликвидации союза Поместный Собор избирает ликвидационную комиссию из трех членов, которые принимают имущество Церкви, взыскивают долги, выплачивают требования к Церкви и передают оставшееся имущество государству в порядке, предусмотренном ст. 28 закона о религиозных обществах и их союзах. 36 Перевод с эстонского языка, выполнен по изд.: Eesti Ap.-õigeusu Kiriku (liidu) põhikiri. Tallinn, 1926. 1 Перевод с эстонского языка, оригинальный текст опубликован факсимильно в кн.: The Autonomous Orthodox Church of Estonia/L’Église autonome orthodoxe d’Estonie (Approche historique et nomocanonique). Editors: Archim. Gngorios D. Papathomas, R. P. Matthias H. Palli. Athènes, 2002. P. 82–91. 2 Так в тексте. При перечислении участников совещания священник Вяльбе назван Георгием, в данном случае – Юрием. 1 Перевод с эстонского языка, оригинальный текст опубликован факсимильно в кн.: The Autonomous Orthodox Church of Estonia/L’Église autonome orthodoxe d’Estonie (Approche historique et nomocanonique). Editors: Archim. Gngorios D. Papathomas, R. P. Matthias H. Palli. Athènes, 2002. P. 82–91. 1 Перевод с эстонского языка, оригинальный текст опубликован факсимильно в кн.: The Autonomous Orthodox Church of Estonia/L’Église autonome orthodoxe d’Estonie (Approche historique et nomocanonique). Editors: Archim. Gngorios D. Papathomas, R. P. Matthias H. Palli. Athènes, 2002. P. 82–91. 2 Так в тексте. При перечислении участников совещания священник Вяльбе назван Георгием, в данном случае – Юрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

во владение К. м. полностью перешла часть мельницы на р. Кашинке. Начало монастырского землевладения было положено кн. Юрием Ивановичем, пожаловавшим обители «на свечи, ладан и вино церковное» пустующие земли «на Вонже речке вверьх» (АСЭИ. Т. 3. 177. С. 192). Во 2-й пол. XVI в. по жалованным грамотам (не сохр.) вел. кн. Иоанна IV Васильевича 1539/40 и 1550/51 гг. у К. м. появляются земельные владения, располагавшиеся в Нерехотском стане Кашинского у., в частности сельцо Пестриково на р. Кашинке с 3 деревнями и 8 пустошами. Кроме того, по Кашинской приправочной книге 1570/71 г. за К. м. значилось с. Никольское-на-Пенье с 6 пустошами (ранее - поместье Т. С. Чубукова). В Белогородской вол. (позднее стан) К. м. владел дер. Столыпа с 2 починками, пустошью и заполоком, в Меретском стане - дер. Лисья Горка (Лисьи Горки). По писцовой книге 1628/29 г., в Богородском и Нерехотском станах за К. м. числилось 2 слободки, 5 деревень и 22 пустоши. В вотчинах мон-ря было 3 двора монастырских слуг, дворы повара и хлебника, 2 двора мельников; здесь проживало 56 чел. муж. пола. До кон. XVII в. площадь земельных владений К. м. расширялась за счет покупки пустошей соседних землевладельцев; пустующие земли заселялись. По данным переписных книг 1653-1661 гг., за мон-рем числился 51 двор, 1678 г.- 53, 1700 г.- 70 дворов. В подмонастырской слободке в 1710 г. значилось 38 дворов, где проживало «всяких чинов людей» муж. пола 54 чел. К. м. владел также осадным двором между Духовскими воротами и Воскресенским собором в укрепленной части г. Кашина. Размер двора в длину и поперек составлял по 7 саж. Кроме доходов с земельных владений мон-рь, по-видимому, получал прибыль от рыбной ловли на р. Вонже, по берегам к-рой находилась земля, пожалованная обители кн. Юрием Ивановичем, от огородов и мельницы на р. Кашинке. К. м. получал также средства от вкладчиков за церковные требы и на строительные работы. Известны пожертвования схим. Сергия (Ансимова) и схим. Марфы, на деньги которых был выстроен каменный Троицкий собор с приделом.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Старую духовную грамоту великий князь сжег, как мы видели: она была написана еще до развода с первою женою; новая, предсмертная, также не дошла до нас; дошел только договор Василия с братом Юрием, написанный совершенно в старых формах, точно так же как был написан договор между ними еще при жизни отца, Uoahha III ; Юрий по-прежнему обязался держать племянника Иоанна старшим братом и господином. Из приведенного рассказа о кончине Василия ясно можно усмотреть, однако, недоверчивость, которую питал великий князь к брату Юрию и которая объясняется просьбою Яганова и взаимно объясняет ее. Гораздо дружественнее были отношения великого князя к другому брату, Андрею; это могло зависеть как от характера Андрея, так преимущественно и от того, что он был младший и при жизни Юрия не мог и не имел выгоды предпринимать что-нибудь против великого князя и его сына, следовательно, не мог возбуждать такой подозрительности, как старший, Юрий, которому труднее было отказаться от недавних прав дядей пред племянниками; мы знаем о неприятных столкновениях великого князя с братьями Юрием, Димитрием, Семеном, но не знаем ничего о неприятностях с Андреем. Правление Василия обыкновенно называют продолжением правления Иоаннова-отзыв справедливый в том смысле, в каком правление Иоанна можно назвать продолжением правления князей предшествовавших. Издавна одно предание, одни стремления и цели передавались друг другу всеми князьями московскими и даже вообще всеми князьями Северной Руси; мало того, что эти князья имели одинакие цели, они употребляли обыкновенно одинакие средства для их достижения. Отсюда все эти князья поразительно похожи друг на друга, сливаются в один образ, являются для историка как один человек. Действительно ли было так, действительно ли все они были так похожи друг на друга? Ничто не мешает нам предполагать основного родового сходства в их характерах: кроме кровной передачи на образование одинаких характеров имела могущественное влияние самая одинаковость положения, одинаковость среды, в которой они все обращались, под впечатлениями которой они вырастали и скреплялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010