Из книги в книгу кочует описание, как плакал Юрий Петрович перед расстрелом, горюя о судьбе своей малолетней дочери-сироты, как просил он передать ей на память свои часы и прядь волос... Нет нужды доказывать, что все эти подробности последних минут земной жизни святого – чистейшей воды легенда, основанная на неведомо кем распущенных слухах. К сожалению, невозможно сейчас установить не только то, как происходила казнь, но и где она происходила. Расстрел святых был произведен в обстановке такой глубокой секретности, что во всем двадцатисемитомном деле, определившем их судьбу, мне не удалось найти ни единой бумажки, которая бы документировала последние минуты их жизни. Зато с определенной уверенностью можно утверждать, что свои часы Юрий Петрович никак не мог просить передать дочери. Часы у Юрия Петровича, как свидетельствует тюремная справка, были изъяты еще 30 апреля и никакому возвращению не подлежали, поскольку осужден был Юрий Петрович на расстрел с конфискацией имущества... Более того... Все известные нам документальные свидетельства о Юрии Петровиче Новицком после оглашения ему смертного приговора говорят о необыкновенном самообладании, об удивительной силе духа этого человека. Как мы уже говорили протоиерей Михаил Чельцов к Обществу православных приходов «находился и лично и принципиально во враждебном настроении», поскольку Общество это содействовало закрытию Епархиального Совета, коего Чельцов был председатель. Это неприязненное отношение к Обществу он, похоже, переносил и на его председателя. И вот теперь Михаил Чельцов оказался в одном фургоне смертников с Юрием Петровичем Новицким. «...Объявляют, что везут не в 3-й, а в 1-й исправдом, где обычно содержатся все приговоренные к смерти в ожидании её. Это известие прибавляет уныния. Едем при полном молчании. Я помню только одну фразу Новицкого, обращенную ко мне: «Вас вместе с нами к расстрелу?! А знаете ли, Вы наилучший повод к кассации» 74 . Свидетельство потрясающее. Юрий Петрович Новицкий, получив смертный приговор, находит в себе силы, чтобы подметить анекдотичность ситуации: вместе с членами правления Общества приговорен к расстрелу человек, находившийся «и лично и принципиально во враждебном настроении» к Обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обратим внимание, что идея устроить встречу с митрополитом возникла в ходе беседы Егорова с Введенским. Усвоив эту идею, как собственную, Егоров энергично принялся хлопотать над ее претворением в жизнь. Юрий Петрович Новицкий с благословения митрополита Вениамина на встречу согласился. «Предупредив об этом митрополита, я 30 или 31 марта (31 – Н. К.) пришел к протоиерею Введенскому с просьбой поговорить в исполкоме, чтобы тем или иным образом успокоить приходскую жизнь, – рассказывал он на допросе у следователя. – Введенский обещал свое содействие. О его обещании я тогда же уведомил митрополита» 86 . § 3. Сейчас, почти столетие спустя, воссоздавая события 1922 года, то и дело ловишь себя на ощущении, что митрополитом Вениамином и Юрием Новицким была совершена какая-то ошибка. Кажется, что если бы вот тут повел он себя гибче или, наоборот, менее доверчиво, если бы здесь выступил сдержанней, а тут решительней, вот тогда-то... И тут же обрываешь эти нелепые и несуразные мысли... И не только потому, что у истории нет сослагательного наклонения... Не только потому, что в отличие от нас митрополит Вениамин был святым и видел то, что недоступно нам... Нет... Все наши предположения ошибочны потому, что основываются на существовании причинно-следственной связи между событиями. Однако, если приглядеться внимательней, то нетрудно увидеть, что последующие события во всей истории с изъятием церковных ценностей не вытекают из предыдущих, а пристраиваются в полном соответствии с планами задумавших это действо режиссеров. Голод в Поволжье не являлся причиной изъятия, он служил лишь маскировкой задуманной акции... Неизбежные инциденты, происходившие при изъятии, не были организованы духовенством и не могли служить причиной репрессий... В напоре злой, сатанинской силы смешивались причины и поводы, следствия и выводы, рвалась причинно-следственная связь и, кажется, деформировалось само время. Оно уже не текло естественно и необратимо, а закручивалось, то меняя свое направление, то останавливаясь совсем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Семейную жизнь Ю. П. Новицкого с красавицей Анной Гавриловной Сусловой, дочерью крупного ученого, известного специалиста по теоретической механике профессора Г. К. Суслова, назвать безмятежно-счастливой трудно. Познакомился Юрий Петрович с Анной Гавриловной в Киеве. И хотя по общественному положению Сусловы занимали место никак не ниже Новицких 67 , но столбовой дворянке Пелагее Дмитриевне казалось, что дочь человека, имеющего лишь личное дворянство, ровней ее сыну быть не может. Разумеется, Пелагея Дмитриевна считала себя человеком передовых убеждений и открыто столбового чванства не проявляла, но в бытовом общении демократизма ей, похоже, не хватало. В архиве Ю. И. Колосова сохранилось несколько открыток, которые Пелагея Дмитриевна получила от молодых Новицких. Одна из открыток из Германии. Ее Юрий Петрович послал 11 июля 1913 года из Геттингена, куда он был командирован для подготовки диссертации. «Любящий сын почти совершенно здоровый посылает своей матери вид своего обиталища в чужой земле. А живет он на третьем этаже над вывеской, где три этажа и жалюзи. Под балконом лавровые деревья, на них птицы устроили гнезда и вывели птенцов. За виллой других домов нет, а сад и гора покрытая лесом. Целую крепко. Юрий Новицкий». Другая открытка, датированная 29 октября 1913 года, послана тоже Новицким, но уже из Киева: «Дорогая мама! Вчера выдержали экзамены. На этой неделе буду читать пробные лекции, чтобы получить доцентуру. Шляпы высылаются. Жену Алабовского зовут Клавдия Николаевна. Он тебе кланяется»... Последняя открытка, написанная Юрием Петровичем, датирована 16 ноября 1913 года. «Староконстантинов Волынской губ. Пелагее Дмитриевне Новицкой. Пожарная ул. Женская гимназия. Дорогая мама! Как прошло твое литературное утро? Оксана, получив твое письмо, сама, борясь, со своей утратой, смастерила тебе ответ. С твоими шляпами беда. Порф. Ив. никак не мог достать у Булгакова подходящий ящик и решили мы переслать тебе шляпы через (неразборчиво). Он согласен и повезет. Не особенно ругайся. Целуем тебя. Все любим».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ТРЕТЬЕ КЛЕЙМО Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими. В 1922 году святитель Вениамин и большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти. Желая более почтить святых, в данном случае иконописцы несколько отошли в композиции от древних традиций, дабы сохранить определенный уровень фактической действительности. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый – стоящим. Это соответствовало обычаям древности и средневековья. Намерение изобразить скамью “подсудимых”, кафедру “судьи” неправедного судилища потребовало значительной творческой переработки известных иконографических изводов, чтобы вписать современные реалии в традиционную иконографическую систему. Использован прием “мертвого угла”, когда две стороны – в данном случае подсудимые и судья – повернуты друг ко другу в три четверти, так, что они одновременно обращены и друг ко другу, и к зрителю. На высокой кафедре стоит судья со свитком. Согласно канонической традиции, текст свитка или книги соответствует моменту речи и как бы озвучивает речь говорящего: написание слова равно звуку. На свитке в руке судьи читаются только имена обвиняемых. Этим приемом показывается, что неправедный судья невольно свидетельствует о исповедническом подвиге святых, готовых принять смерть за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет. К нему с жестами, выражающими веру и смирение, обращаются другие осужденные. За их спинами высятся силуэты стражников. Вся сцена окружена круглящейся стеной – это обычный прием ограничения внутреннего пространства, известный по крайней мере с XIV века. За стеной изображена печально знаменитая петроградская тюрьма “Кресты”, где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море, обозначающее прибрежное положение Петрограда.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

Что обезьянка, Моя дочь Оксанка! – вывел он на альбомном листке. Почти не задумываясь, Юрий Петрович записывал полушутливые, но правильные, педагогические слова: Слез наплакала вокруг, И беда! – потонем вдруг! – и вдруг спохватился, понимая, что стихотворение получается не по-детски серьезным: Но ведь гибнуть нам уж рано... Ты поправься, дочь Оксана!.. – Но ведь гибнуть нам уж рано... Ты поправься, дочь Оксана! – повторил Юрий Петрович 29 апреля 1922 года и отступил из дверного проёма назад, в комнату, где ожидали его сотрудники ГПУ. Он оставлял больную дочь-сироту... Кроме дочери, Юрию Петровичу нужно было проститься и с хозяйкой квартиры – Ксенией Леонидовной Брянчаниновой, с которой они собирались в ближайшее время обвенчаться... Кажется, и специально, невозможно было более неудачно для Новицкого подгадать с арестом. Остановленный на последних страницах научный труд... Больная дочь, которую он должен оставить у женщины, так и не ставшей его женой... Ни дочери, ни невесты Юрию Петровичу уже не суждено будет более увидеть... 12 августа после отчаянных хлопот Ксении Леонидовне удастся получить разрешение на свидание с ним. «Начальнику ДПЗ. Петрогубревтрибунал настоящим разрешает свидание гражданкам Брянчаниновой Ксении Леонидовне и Новицкой Ксении Георгиевне с осужденным Новицким Юрием Петровичем во вторник, 15 августа». 70 Но не будет и этого свидания... Сразу, как только Ксении Леонидовне выдадут разрешение на свидание, в ночь с 12 на 13 августа, Юрия Петровича Новицкого расстреляют. А Ксения Леонидовна и четырнадцатилетняя Оксана Георгиевна еще два дня будут ждать свидания... Что это? Чудовищная бюрократическая ошибка или заведомая циничная ложь? Вероятнее, последнее. После 12 августа перестали принимать передачи и для митрополита, и для архимандрита Сергия, и для Ивана Михайловича Ковшарова. Объясняли, что всех четверых увезли в Москву. На самом деле все четверо уже были зарыты в безымянной могиле где-то невдалеке от станции Пороховые по Ириновской железной дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Спасибо и всем, кто помнил меня и проявлял ко мне любовь и заботливость. Прошу у всех молитв о себе. Верусю прошу с любовью пройти курс Закона Божия с Боречкой (богослужение и катехизис с историей Церкви). Всех прошу помочь Верусе стать на ноги, доучиться, чтобы жить самостоятельно. Храни вас Господь!   Записки протоиерея Николая Кирилловича Чукова, написанные во время нахождения в тюрьмах (в Доме предварительного заключения на Шпалерной и во 2-м Исправдоме (б. Пересыльной тюрьме) на Константиноградской ул.,6) с 5 июля (н.с.) 1922 г. по 22 августа (н.с.) 1922 г. Первые дни после приговора. Перевод на Шпалерную. После вынесения приговора, 5 июля вечером, нас, приговоренных к расстрелу (8 человек, кроме митрополита и Преосв. Венедикта, которые все время находились на Шпалерной, в доме предварительного заключения), повезли не в 3-й исправдом, где мы жили, а в первый, в сопровождении целых двух автомобилей (один с агентами ЧК, другой с вооруженными солдатами). Там выстроили, тщательно обыскали (взяли у меня кожаный пояс, подтяжки, ножницы, нож, даже трудовую книжку) и посадили по двое по камерам нижнего этажа, где обыкновенно содержатся “смертники”. Мы согласились с Юрием Петровичем Новицким сесть вместе, и нас посадили во вторую камеру. Разместились – он на койке, я на полу. Отношение было доброе и разговоры с нами через форточку довольно частые. Утром из дому (6-го) мне принесли передачу и вещи из 3-го исправдома (я из суда написал об этом жене заранее), установили кровать, и мы зажили... Сразу же предложили каждому из нас написать “кассацию” в Верховный трибунал, потом принесли копию приговора, который мы по очереди и читали. Прошла и вторая ночь. Наступила пятница, 24 июня/7 июля. Мы уже поуспокоились. Я записал в дневник все свои впечатления и думы, свои завещания и прощальные пожелания и, кстати, все свои бумаги и дневник отправил с обратной передачей домой, решив пока ничего не писать. И хорошо сделал, как потом оказалось. Не успели мы пообедать, как появился отделенный Демин и предложил нам собирать вещи и отправляться. Куда? – Неизвестно. Юрий Петрович несколько растерялся спрашивать: “На полигон? Но ведь днем не возят туда, да и 48 часов еще не истекло, да и кассация подана”... Демин сначала как будто сказал “нет”, потом, видимо, сам растерянный не знал, что говорить. На вопрос Юрия Петровича “брать ли вещи?”, даже сказал: “Да оставьте вещи”. Видимо думал, что уже все кончено... Я тем временем собрал все свои вещи, сложил частью и вещи Юрия Петровича, завязал. Пришлось торопиться, ибо Демин все понукал. Наконец, все собрано; вышли. Оказывается, комендант трибунала в закрытом автомобиле приехал, чтобы перевозить нас всех по двое на Шпалерную. Поехали. У ворот смотрю какими-то судьбами - Боря и Верочка. Увидели нас, побежали вслед... Я был рад, что хотя домашние сразу узнают, где мы, чтобы не было лишних тревог...

http://bogoslov.ru/article/1414241

патриарх Косьма II, сравнивший его в своей грамоте с первыми святыми отцами.» 77 В 1149г. Изяслав Мстиславич был разбит Юрием Долгоруким в битве под Переяславлем, после чего без боя сдал Киев. Взяв с собой семью и митрополита Климента, он бежал во Владимир-Волынский. Епископ Нифонт был освобожден Юрием из заточения и отпущен в Новгород. Вскоре после этого он был возведен патриархом в сан архиепископа. Следует отметить, что сан архиепископа в то время в Греческой Церкви давался архиереям, управляющим отдельными епархиями, не входящими в состав митрополий и подчиненным непосредственно патриарху. Таким образом Нифонт, в условиях возникшего церковного нестроения, получил от патриарха особые полномочия церковного управления.» 78 В следующем 1150г. борьба между Изяславом и Юрием Долгоруким продолжалась с еще большим ожесточением. Следует отметить, что князь, предпринявший попытку добиться освобождения Русской Церкви из под власти Константинопольского патриарха, не отличался высотой духа и христианским самосознанием. Каковы были его жизненные принципы ясно из некоторых эпизодов, описанных Летописцем. Когда перед битвой под Переяславлем епископ Ефимий со слезами упрашивал его: «князь, помирись с дядей, многое спасение примешь от Бога и землю свою избавишь от беды». Изяслав отвечал: «Своей головой добыл я Киев и Переяславль, с какой стати я буду их уступать без боя?» Киевляне также просили Изяслава помириться с Юрием, но услышали в ответ: «Ну, хорошо ли мне мириться с ним, когда у меня есть сила». Через краткое время после своего изгнания из Киева Изяслав Мстиславич выпросил военную помощь у короля Венгрии и внезапно перешел в наступление. Юрий должен был оставить Киев. Овладев столицей, Изяслав понял, что непризнание многими князьями его права быть великим князем Киевским не даст ему долго удержаться в ней. Тогда он предложил занять великий стол своему старшему дяде, кроткому Вячеславу Владимировичу. Тот согласился, пришел в Киев и занял престол, но всеми делами от его имени управлял Изяслав.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впервые упоминается в летописи под 862 годом. С 1238 года центр Белозерского княжества, торговый и ремесленный центр. Владимир , центр Владимирской области, в 190 километрах к северо-востоку от Москвы. Основан в 1108 году как крепость князем Владимиром Всеволодовичей Мономахом для защиты Ростово-Суздальской Руси с юго-востока. В середине XII века Владимир – вотчиное владение князя Андрея Боголюбского, который в 1157 году перенёс сюда столицу Владимире-Суздальского княжества и пытался сделать Владимир общерусским центром. Галич , в Костромской области, районный центр, в 121 километре к северо-востоку от Костромы. Впервые упоминается в летописи под 1238 годом. В XIII веке Галич – центр Галицкого княжества, первым князем которого был брат Александра Невского Константин Ярославич. Дмитров , в Московской области, областного подчинения, районный центр, в 65 километрах к северу от Москвы. Расположен на реке Яхрома. Дмитров основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким на месте древних славянских поселений как форпост Владимиро-Суздальской земли; назван князем по второму (христианскому имени сына Дмитрия (будущего князя Всеволода Большое Гнездо). В начале XIII века отошёл к Переяславлю, находился в орбите междоусобных войн. Кострома , центр Костромской области, в 372 километрах к северо-востоку от Москвы. Основан в XII веке предположительно князем Юрием Долгоруким. Впервые упоминается в Воскресенской и Тверской летописях под 1213 годом. С середины XIII века – центр Костромского удельного княжества. Нижний Новгород , центр Нижегородской области, в 439 километрах к востоку от Москвы. Расположен у слияния Оки и Волги. Основан в 1221 году Владимирским князем Юрием Всеволодовичем как крепость. Переяславль-Залесский , в Ярославской области, областного подчинения, центр Переславского района, в 124 километрах к юго-западу от Ярославля. Расположен на юго-восточном берегу озеро Плещееве, при впадении в него реки Трубеж. Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким под названием Переяславль как один из укреплённых пунктов, защищавших границы Ростово-Суздальского княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА, существовавшего в губернском городе Владимире; была построена каменная Великим Князем Константином I, в 1218 году. ИОАКИМА и АННЫ, церковь в губернском городе Владимире, существовавшего на воротах кремля; она была заложена каменная 1 мая 1196 года Иоанном, Епископом Ростовским, Суздальским и Владимирским. РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе, Суздале. Церковь огромная. Она первоначально построена каменная в 1148 году Великим Князем Юрием Долгоруким; когда еще он был удельным Князем, и освящена св. НИФОНТОМ, Епископом Новгородским, потом возобновлена в 1193 году Иоанном, Епископом Ростовским и Суздальским, и покрыта оловом; а в 1222, Великим Князем Юрием Всеволодовичем заложена новая каменная, существующая поныне, вместо прежней разрушавшейся, и в 1233 украшена стенным писанием, а пол вымощен различным мрамором. Чрез 4 года после того, в нашествие Батыя, храм этот был разграблен. – В правой стене собора почивают под спудом мощи св. епископов Суздальских, Феодора и Иоанна. – Здесь погребены: 1) сын В. К. Юрия Долгорукого, князь Святослав; 2) супруга В. К. Михалко Юрьевича, княгиня Феврония; 3) Князь Юрий Андреевич Суздальский, внук Ярослава Всеволодовича, и 4) супруга князя Глеба Георгиевича, сына Долгорукого. Также есть и другие гробницы XV и последующих веков, в них погребены тела Князей Горбатых-Суздальских, Шуйских (в том числе князь Иван Иванович Шуйский, известный воевода XVII в.). Скопиных-Шуйских, Бельских и Ногтевых и Суздальских Епископов: Нифонта, Симеона и Ферапонта. СПАСКАЯ церковь , в уездном городе Суздале, построена каменная в 1152 году В. К. Юрием Долгоруким, а совершенно кончена сыном его, В. К. Андреем Боголюбским. БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ Собор, в уездном городе Муроме, построен около 1170 года князем Юрием Владимировичем Муромским, праправнуком В. К. Святослава II. – Здесь была прежде Муромская Чудотворная икона Божией Матери, принесенная сюда из Киева В. К. Константином I, и находящаяся ныне в Успенском Рязанском соборе. – В сем храме почивают мощи св. князя Петра (Давида) и супруги его Февронии (Евфросинии). Здесь же погребен храмоздатель, князь Юрий Владимирович. – При сем соборе в 25 день июня бывает ярмарка.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010