Московское правительство не сделало даже различия между ним и Юрием Хмельницким, и как бы заставило Сомка отвечать за поступки Юрия: Сомко просил о возвращении брата своего Богдана Колющенка, задержанного в Москве на том основании, что к Юрию послан Феоктист Сухотин и задержан Юрием. Ясно было, что Сомка оговаривали: тайным врагом его был Василий Золотаренко, искавший булавы для себя, а за Василия Золотаренко хлопотал протопоп Максим Филимонов, которому доверяли в Москве более чем кому-либо из малоруссов в то время. Этого мало: приехавший к Сомку посланец Фёдор Протасьев привёз ему выговор за то, что в грамоте, которую он посылал к царю, были пропуски в титуле, и, кроме того, ему ставили в вину, что он в своей грамоте подписался с «вичем» – Семёнович, – тогда как, замечали ему, самые бояре пишутся без «вича». Последнее, однако, прощено было Золотаренку, который подписался Василием Никифоровичем. Сомко объяснял, что он человек неграмотный 10 , а писарь у него новый; что же касается до пропусков в титуле, то эта прописка случилась не умышленно: у писаря был образец от переяславского протопопа, образец был неверен, но в Украине этого не понимал никто. Всего неприятнее для Сомко должно было отозваться то, что ему теперь поручали сношение с Хмельницким. В то время, когда Сомко приводил Украину под власть царя и надеялся за это себе «нагороди» (а вожделенной нагородой было для него гетманство), Юрий прислал в Москву Михаила Суличенка и объяснял, что переход на польскую сторону под Слободищем случился поневоле, по крайности, и присягу польскому королю он учинил по принуждению заднепровских полковников, изменников, которые, «по ляцкому хотению, ищут погибели всего войска Запорожского»; Юрий просил не класть на него вины за это невольное отступление; он теперь зато будет промышлять о возвращении царю Заднепровской Украины, и сам хочет навсегда пребывать в подданстве и послушании его царского величества. По этому-то отзыву московское правительство поручало Сомку войти с Юрием, своим племянником, в сношение, убеждать его оставаться в верности царю и обнадёживать царской милостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Я очнулась лежащей на асфальте, соображала плохо, помню, закричала: «Аня, Игорь!» Никто не ответил. Попыталась подняться, но от боли упала. Подъехали машины «скорой помощи», кого-то клали в них, втащили меня. При аварии погибли сын Игорь и муж Николай, в живых остались дочь Аня десяти лет и изуродованная моя мама. Пролежала я в больнице Склифосовского три месяца, перенесла ряд операций и вышла почти совершенно здоровой, долечивалась дома и в санаториях. Говорить, а тем более писать о моем горе и душевном состоянии бессмысленно, три месяца после лечения работать не могла и, вероятно, многим виделась ненормальной, плакала, проклинала жизнь, судьбу и всех, кто пытался утешить меня. Даже не была на похоронах Игоря и Николая, лежала в больнице после самой первой и тяжелой операции, мама также лежала в больнице г. Пушкино. Окружающие родные, знакомые и сослуживцы относились ко мне удивительно внимательно и участливо, но смягчить мое горе это не помогало. Я ожесточилась против всех и вся, мне думалось, что все счастливы, а мне Бог, в Которого верила, зачем-то послал неистребимое горе. Ожесточилась на Бога: зачем, зачем послал такое несчастье? Зачем? Словно одержимая, задавала этот вопрос всем. Зачем? Чем провинился Николай, маленький Игорь, ставшая инвалидом мать – Наталия и я? Чем? И не получала ответа от самой себя и окружающих. Моя самая близкая подруга, настоящий друг – Лена, с которой мы вместе росли и учились, была человеком большой веры и доброты, молитвенница. Мы очень любили друг друга, мой покойный муж Николай относился к нашей дружбе даже ревниво. Знала, что Лена вместе с мужем Юрием ездила куда-то далеко за город к священнику, который до войны руководил христианской общиной, а с 1958 г., пробыв в лагерях целую жизнь, сейчас жил в городе Р. (потом узнала, Ростов Северный). У Лены с Юрием было двое детей . Почти каждый день я приходила к ним, но в основном разговаривала с Юрием, вероятно, ежедневно повторяя одно и то же. Он молча слушал, обнимал за плечи и ласковыми и добрыми словами снимал, хотя и на один вечер, малую часть моего горя. Лена говорила о Боге, Его милости, воле Господней и звала в церковь. От этих разговоров меня трясло: как Бог, церковь могли успокоить, если на меня брошено такое горе? Разговоры с Леной раздражали, и я избегала их, повторяя одно и то же в разных вариациях: «Зачем? Зачем?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

В декабре 2014 года благодетелями монастыря Екатериной Викторовной Морозовой, Ириной Сергеевной Трушниковой, Юрием Юрьевичем Зеленько и Натальей Васильевной Семенцовой с семьей обители подарены иконы Воскресения Христова, Двунадесятых праздников и Святых Жен-Мироносиц. По благословению высокопреосвященнейшего Иоакима, архиепископа Пражского и Чешских земель, вечером 21 декабря 2014 года, накануне празднования монастырской почитаемой иконы Божией Матери «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», впервые в истории монастыря совершен монашеский постриг. Постриг в мантию приняла благочинная монастыря - инокиня Маргарита/Мария Малета/с наречением имени Марионилла в честь святой мученицы Мариониллы Египетской. Чин пострижения совершил родной брат монахини Мариониллы, архимандрит Венедикт/Малета/, наместник Потоцкого Антоние-Феодосиевского мужского монастыря Кременчугской епархии, Украинской Православной Церкви. В марте 2015 года святой обители подарены первые иконы в иконостас святых Архангелов Михаила и Гавриила - благодетелями монастыря Екатериной Викторовной Морозовой, Ириной Сергеевной Трушниковой и Юрием Юрьевичем Зеленько. 26 апреля 2015 года, в Неделю Святых Жен-Мироносиц, святая обитель во главе с высокопреосвященнейшим Михаилом, архиепископом Пражским и Чешских земель, торжественно встретила икону Божией Матери «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ» подаренную преосвященнейшим Дамианом, епископом Фастовским (УПЦ); главные иконы в иконостас Спасителя и Богородицы, подаренные благодетелями Екатериной Викторовной Морозовой, Ириной Сергеевной Трушниковой и Юрием Юрьевичем Зеленько, а также житейные иконы Святых, подаренные Ксенией Леонидовной Горобец со чады. За усердные труды во славу Святой Православной Церкви и святой обители в этот же день высокопреосвященнейший Михаил, архиепископ Пражский и Чешских земель возвел в сан архимандрита духовника монастыря игумена Онуфрия/Томенюка/. По благословению высокопреосвященнейшего Михаила, архиепископа Пражского и Чешских земель, 24 апреля 2016 года снова в святой обители совершен монашеский постриг. Постриг в мантию приняла экономка монастыря инокиня Лидия/Анна Малета/с наречением имени Ангелина в честь святой праведной Ангелины, деспотиссы Сербской. Чин пострижения совершил высокопреосвященнейший Михаил, архиепископ Пражский и Чешских земель во время Божественной Литургии в Неделю ваий.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

О посте в понедельник, говорит он, писано в правилах св. Иоанна Постника 1524 и равным образом в уставе Иерусалимском. По смыслу этих данных оказывается, что пост в понедельник употребляется в виде эпитимий, налагаемых иногда духовными отцами за некоторые более или менее важные грехи, и притом действие этого рода эпитимий простирается только на такие понедельники, в которые не случается праздников. Что же касается до настоящего праздника Успения Пресв. Богородицы, случившегося в понедельник, то в течение его вовсе не должно быть никакого поста не только для людей, не находящихся под эпитимиею своего духовного отца, но вообще для всех, следовательно и для несущих эпитимию. Вообще, заключает Даниил, в настоящий праздник всем дается разрешение «на масло и вино, и на сыры и яйца и на вся подобне ради пречистыя Богородицы». Нравственная связь Даниила с Юрием Ивановичем продолжалась и тогда, когда Даниил сделался митрополитом всей русской церкви. Об этом свидетельствуют и их посольские речи 1525 и еще более множество жалованных и разного рода льготных грамот, в разное время данных князем Юрием митрополиту Даниилу. 1526 Дальнейшая судьба Юрия Ивановича была несчастна. Политическое положение Юрия всегда было шаткое и ненадежное. Ни взаимные договорные грамоты 1527 ни ходатайства Иосифа Волоцкого не могли установить крепких уз истинного братства между Юрием Ивановичем и его старшим братом – великим князем. Василий Иоанович не особенно доверял преданности своего второго брата, и время от времени скреплял ее разными документами 1528 . Смерть Василия Иоанновича (3 Декабря 1533 года) имела для князя Юрия трагическое значение. Вскоре после смерти своего брата и вступления на престол Иоанна Васильевича он был заподозрен в домогательстве престола и 11 Декабря 1533 года был посажен в тюрьму. Заключение убило Юрия. Он прожил не долго в тюрьме и умер там 1536 года 1529 . VII Некоторые черты послания имеет и наказ митрополита Даниила, данный им Сарскому епископу Досифею и Филофею, архимандриту Симоновскому 1530 , к князю Андрею Старицкому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В Константинополе Сергей Павлович провел первые 12 лет своей жизни, затем семья переехала в Москву, где он окончил в 1908 году 5–ю Московскую гимназию вместе со своими родственниками и друзьями Н. С. Трубецким и Д. Ф. Самариным — братом будущей жены Сергея Павловича. Вместе с друзьями в 1908 году Сергей Павлович поступает на философское отделение историко–филологического факультета Московского университета. В эти годы Сергей Павлович много думает об особенностях и призвании своей Родины. Размышление о глубокой связи русской культуры с культурой Византии приводит «его мысль к Церкви Вселенской, явившей и вечно являющей себя в веках как единое целое». В духовной жизни С. П. Мансурова совершается переворот. Хранение церковного предания по доверию к вере отцов теперь оживает как личное, становится всепоглощающим. С детства склонный к светской жизни, он теперь все больше отходит от нее и сближается с церковными кругами. В центре внимания становится «личный подвиг». По окончании университета ему было предложено остаться на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию, но он этим предложением не воспользовался. Большое впечатление на него произвела работа отца Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины», вернувшая, по воспоминаниям современников, в лоно Матери–Церкви многих русских интеллигентов. Разразилась война. Сергей Павлович с осени 1915 года работает в санитарном отряде на Кавказе, где знакомится и сближается с Юрием Александровичем Олсуфьевым, в доме которого в Сергиевом Посаде он затем с лета 1917 года живет вместе с женой Марией Федоровной (урожденной Самариной). До этого, в ноябре 1916 года, он во время отпуска едет в Оптину Пустынь, где встречается со старцем Анатолием. В Сергиевом Посаде Сергей Павлович вместе с отцом Павлом Флоренским и Юрием Олсуфьевым работает в Комиссии по охране Троице–Сергиевой Лавры. Начинаются аресты и болезни. Первый арест в январе 1920 года закончился освобождением в мае того же года. Во время заключения Сергей Павлович заболел сыпным тифом. Зимой 1922 года обнаружились первые признаки туберкулеза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Его мощи и доселе почивают в Киеве в пещерах преподобный Антония. Память преподобный Нифонта 21 апреля, в день его кончины. 202 8) Жизнь и деятельность святого, благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни Сын знаменитого Юрия Долгорукого Благоверный Андрей Боголюбский был внук великого Владимира Мономаха , и родной племянник сына его св. Мстислава Владимировича. Он родился в 1110 году в городе Суздале. Когда в 1149 году отец его овладел Киевом, Андрей, как старший между братьями, получил ближайший к Киеву стол Вышгородский. Между тем тогдашний великий князь киевский, Ярослав Мстиславич, изгнанный Юрием из Киева, отправился во Владимир-Волынский, и здесь, собрав на помощь поляков и венгров, решился идти на Юрия. С своей стороны Юрий не хотел ожидать Ярослава в Киеве, и потому, снарядив войско, двинулся на Волынь с сыновьями Андреем Вышгородским и Ростиславом Переяславским и союзниками своими половцами. Посланные вперед Андрей и Ростислав прибыли в Пересопнипу, в которой княжил тогда престарелый дядя Ярослава – Вячеслав. 203 Скоро прибыл сюда и сам Юрий – и получив помощь от свата своего Владимирка Галицкого, 204 готовился напасть на Ярослава. Между тем Владимирко отправился к границам Польши и Венгрии, и этим так напугал союзников Ярослава, что те, услышав кроме этого, что еще пруссы идут в их землю, оставили Ярослава и удалились во своя си. 205 Устрашенный Ярослав предложил мир, который, по-видимому, охотно был принят и Юрием, и Вячеславом. Но лишь только Ярослав распустил свою дружину, как Юрий отказался от всяких дальнейших переговоров, и не смотря ни на какие представления со стороны Вячеслава и сыновей своих, поднялся, и снова пошел против Ярослава. 206 Войско Юрия двинулось к Луцку. Андрей и Ростислав с половцами шли вперед, и остановились ночевать между Луцком и Дубном у Муравицы. 207 Вдруг ночью половцы чего-то переполошились и начали бежать назад. Вслед за ними побежали и русские; один только Андрей сохранил присутствие духа и устоял на месте, и только когда с рассветом увидел, что вся дружина разбежалась, двинулся к Дубну, где остановилось войско Юрия и половцы, ожидавшие подмоги от сего последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

374. Анна Федоровна, жена Фёдора Михайловича, удельного князя Мникулинского ), дочь Федора Андреевича Кошки, боярина московского ), предка царя Михаила Федоровича 141) – Летопись именует её однажды, отмечая, что она венчапа с князем Федором, в Твери, в 1391 г. – По родословным же видно, что у ней был от этого брака сын Александр, князь микулинский 262) – Никакихдругих сведений о ней нет. – Тело её погребено в Архангельском соборе, села Микулина-Городища, на р. Шоше, Старицкого уезда Тверской губернии. 375. Афанасии Васильевич 375. Афанасии Васильевич, удельный князь вяземский, старший из трех сыновей Василия Андреевича, удельного князя вяземского 431), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIII в. и оставил сына Андрея, удельного князя вяземского 295). 376. Афанасий Васильевич 376. Афанасий Васильевич, удельный князь шелешванский племени князей белозерских второй из пяти сыновей Василия Романовича, удельного князя сугорского 489). от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в исходе XIV в. и оставил сына Ивана, родоначальника князей Шелешпанских (по названию шелешпанской волости), не бывшего уже удельным. 377. Афанасий Данилович 377. Афанасий Данилович, князь новгородский, сын св. Даниила Александровича, князя московского 66), от брака с неизвестной, именуемой, в некоторых сказаниях, Марией 120), внук св. Александра Невского 12). – О времени и месте его рождения сведений нет; с братом Юрием (Георгием) Даниловичем, тогда князем московским 193), приехал в Новгород, в 1314 г.; оставленный тут братом, потребованным в Орду, пошёл с Новгородцами к Торжку и там разбит св. Михаилом Ярославичем, великим князем тверским 139), по заключении которым мира с Новгородцами, лишен свободы и, как заложник, на точном основании мирных условий, отправлен в Тверь, в 1315 г.; отпущен из Твери в 1317 г.; послав братом Юрием (Георгием), тогда уже великим князем Владимирским, на княжение н Новгород, в 1319 г.; ум. в Норгороде, иноком, в 1322 г. – Тело его погребено там же, в монастыре Спасско-Нередицком, не оставившем по себе никакх. следов, так, что самое место его находится теперь вне городской черты – О семье князя Афанасия Даниловича ничего неизвестно. Но не его ли вдова та княгиня Анна, которая, по свидетельству летописи, поставила в Новгороде, на Торгу, церковь Богородица, в 1326 т. 349)? И княгиня эта – не одно ли и тоже лицо с «княгиней Анной, теткой» Симеона Гордого, великого князя московского 176), упоминаемой в его завещании 1353 г.? 350) 378. Афанасий Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

«Не вас, дети мои, требует царь, но меня, отвечал христианский князь; если уклонюсь я от готовой смерти, моя отчина будет опустошена, и тысячи христиан то истреблены будут, то попадутся в плен; умереть всем надобно, лучше же умереть за других». Преподав наставления детям, разделяв им отчину свою, написав грамоту, Михаил отправился в Орду и нашел Узбека при устье Дона, на море «Сурожском» или Азовском. По обычаю представил он подарки всем князьям Орды, женам ханским, самому хану и полтора месяца жил без тревог; казалось, все было покойно; от хана дан пристав, чтобы никто не оскорблял князя. Кавгадый, прежде того, раздражая гордого Узбека, говорил: «Михаил горд, никогда не явится сюда»; а в то же время, боясь появления его в Орде, хотел схватить и задержать его на дороге. Теперь он с Юрием употреблял другие меры, как успешнее погубить Михаила; клеветой и лестию завлекал сильных вельмож на свою сторону и против Михаила. Наконец, Узбек сказал вельможам: «вы мне говорили на князя Михаила; рассудите его с Московским князем и скажите, кто прав, кто виноват». Дело поставлено так, что если бы Узбек и хотел знать правду, он не узнал бы ее. Можно понять, каков был состав судей, когда Еавгадый был первым судьею, он, который был и обвинителем Михаила и сам же был виновным в истреблении людей, совершенном помимо воли хана. Начался суд: два раза приводили Михаила в собрание Ордынских вельмож, ему читали грамоты обвинительные: «ты был горд, непокорен хану; ты бесчестил ханского посла Кавгадыя, бился с ним и побил Татар; ты брал себе дани ханские; ты хотел бежать к папе; ты отравил княгиню Юрия». Михаил отвечал: «сколько сокровищ выдавал я хану и его князьям, на то есть у вас роспись; сражался я с князем Юрием, а посла царского спас от смерти и отпустил с честию; княгини Юрьевой, Бог свидетель, и на уме не было отравлять». Судьи хотели только обвинять, а не принимать оправдания князя. Для представления хану записали они только то, что хотели. Невинного князя связали, приставили к нему сторожей, разграбили платье его; прогнали от него слуг его, бояр, духовника игумена Александра, которым всем досталось вытерпеть много и побоев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Несколько лет спустя муромскому князю пришлось поддержать союзника в его походе на Киев. Князь Андрей отблагодарил союзников еще одним походом на Великий Булгар в 1172 году. После убийства благоверного князя Андрея Боголюбского муромские князья сохранили верность союзникам – владимирским князьям – братьям Андрея – Михаилу и Всеволоду Большое Гнездо. В союзе с владимирскими князьями муромским пришлось воевать и со своей рязанской родней – последовательными противниками Всеволода Большое Гнездо. В этом союзе были заинтересованы обе стороны, поскольку и Муромское и Владимирское княжество враждовали и с Великим Булгаром и с Рязанским княжеством. В частности, у муромского князя Давида Юрьевича рязанцы отобрали город Пронск. Муромский князь Давид Юрьевич, которого истории ассоциируют со святым князем Петром (путаница крещальных и иноческих имен обычное дело для муромских летописей), скрепил союз с владимирским князем Всеволодом Юрьевичем браком между детьми – сын князя Всеволода Святослав женился на дочери князя Давида Евдокии. Под 1228 годом Лаврентьевская летопись сообщает, что князь муромский Юрий Давыдович «вшед в землю Мордовьскую, пургасову волость пожгоша, жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад, а Мордва вбегоша в лесы своя, в тверди». Князь Юрий Давидович сохранил традиционный союз с владимирским князем Юрием Всеволодовичем, но в силу ослабления Владимирского княжества вынужден был считаться и со своей рязанской родней. После основания в 1221 году владимирским князем Юрием Всеводовичем Нижнего Новгорода времена набегов булгар для Мурома миновали. Но на муромскую землю, как и на всю Русь, уже надвигалась новая беда. В 1239 году, во время Батыева нашествия, войско монголо-татар сожгло Муром. Муром не скоро оправился от последствий ордынского разорения. Согласно предположениям некоторых историков, жители покинули Муром и поселились на месте современного села Борисоглеб. Даже муромского князя Василия, скончавшегося в 1345 году, похоронили в борисоглебской церкви на реке Ушне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Внуково. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Троицкая церковь построена из красного кирпича в 1877 г. и расширялась в 1893 г. Служба прекращена 1930-е гг., возобновлена в 1990-е. К 2005-му г. внешне отремонтирована. Внуково – одно из старейших в Дмитровском районе сёл. Приобретено удельным князем Юрием Ивановичем от Болотниковых, в 1531 году передано Троицкому Калязину монастырю, после 1764 года отошло в казну. Каменная Троицкая церковь построена на средства прихожан в последней четверти 19 века на месте прежней деревянной церкви (1756г.). Проект церкви выполнен архитектором И.П.Петровым в 1876 году. Здание строилось постепенно. В 1877 году были заложены трапезная и колокольня, оконченные в 1883 году. В следующем, 1884 году приступили к возведению основного объёма холодного храма, который был завершён в 1893 году. Здание церкви имело наружную раскраску, в 1898 году оно было побелено. В 1903 году положен новый пол и возобновлена живопись в холодном храме. В настоящее время Троицкая церковь является частью подворья Александро-Невского женского монастыря. Из книги - Путеводитель. Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. И/д «Вести», Дмитров, 2005г.  Одно из старейших в дмитровском крае село, приобретенное удельным князем Юрием Ивановичем от Болотниковых, в 1531 г. было им передано Троицкому Калязину монастырю. После 1764 г. отошло в казну. В селе издавна существовал кустарный позументный промысел. На его основе в конце XIX в. здесь возникла позументная фабрика Ивана Чуксина. Рост производства и связанный с ним подъем местной экономики привели к развитию в селе каменного строительства. В 1876 г., в связи с заменой деревянной церкви каменным зданием, был создан кирпичный завод, обеспечивший также постройку церковно-приходской школы и ряда жилых домов сельских фабрикантов. В результате в центре Внукова возник комплекс кирпичных сооружений, который сообщил селу своеобразный колорит, отразив в художественной форме социальные сдвиги в деревне на пороге XX в.

http://sobory.ru/article/?object=02801

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010