Когда Юрий пришел на брата с войском, Константин ушел в Кострому и сжег ее. Князь великий Юрий стоял в Пужбале под Ростовом, а войско его находилось в двух верстах от Ростова, на реке Ишне, и была для них река Ишна как крепкая стена. Тогда Александр вышел из города и перебил многих людей великого князя Юрия. А кости их собраны в большие могилы, которые и ныне есть на реке Ишне, а также по другую сторону реки Усии: ведь с князем Юрием много пришло людей. А другие перебиты были Александром под Угодичами, на реке Узе, потому что богатыри Александра, делая вылазки с различных сторон, обороняли молитвами пречистой Богородицы город Ростов. Так великий князь Юрий многократно приходил во владения брата, но возвращался посрамленный. Однажды вышел против него Константин из Ростова и вступил в бой с Юрием на реке Гзе, и здесь Константин победил молитвами пречистой Богородицы, своей правдою и с богатырями Александром и его слугой Торопом; здесь же был и Тимоня Золотой пояс. А у великого князя убили тут храброго Юряту, о чем сильно горевал великий князь Юрий; но, побежденный братом, помирился с ним. А затем на Ярослава Переяславского пришел Мстислав Мстиславич, тесть его, и другие князья, и привлекли они на свою сторону Константина, а на стороне Ярослава, своего брата, выступил великий князь Юрий. И был у них бой на Липицах и на Юрьевой горе, и здесь все полки великого князя Юрия погибли. В числе их был убит храбрый и безрассудный боярин Ратибор, который хвастался, что закидает противников седлами. Победив князя Юрия, посадили на престол во Владимире Константина. Константин был великим князем два года и затем вновь отдал престол брату Георгию, детям отдал Ростов и Ярославль, а сам скончался. Когда Александр увидел, что его князь умер, а на престол взошел Юрий, он стал бояться за свою жизнь, как бы великий князь не отомстил ему за Юряту, и Ратибора, и многих других из его дружины, которых перебил Александр. Быстро сообразив все это, посылает он своего слугу к богатырям, которых он знал и которые были в то время поблизости, и призывает их к себе в город, устроенный под Гремячим колодцем на реке Гзе,– а теперь это укрепление запустело. Собравшись здесь, богатыри решили, что если они будут служить князьям в разных княжествах, то они поневоле перебьют друг друга, поскольку между князьями на Руси постоянные раздоры и частые сражения. И приняли они решение служить одному великому князю в матери всех городов Киеве. А был тогда великим князем в Киеве храбрый Мстислав, сын Романа Смоленского, а в Смоленске Владимир Рюрикович (оба внуки князя Ростислава), а Мстислав Мстиславич в это время был в Галиче. Били челом все эти богатыри великому князю Мстиславу Романовичу, и князь великий очень гордился и хвалился ими, пока не приключилось то несчастье, о котором пойдет речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

звавшийся Ярославлем (Рукоп. Рязанские достопамятности. Герберштейн, стр. 48). В 1123 году умер старший брат Ярослава Давид, князь Черниговский. Ярослав занял старший стол Черниговского княжества, а Муром предоставил племяннику своему Всеволоду Давидовичу, но вследствие княжеских междоусобий должен был возвратиться в прежний свой удел. Ум. в Муроме, в 1129 году родоначальником князей Муромских и Рязанских. Св. тело его положено было в Благовещенском, построенном им храме, при котором, в XVI веке, устроился монастырь, существующий доныне. Благочестивая княгиня Ирина скончалась во время княжения супруга ее в Чернигове. Князья – Михаил убиенный и Феодор почивают в Муроме подле родителя. На Соборе 1547 г. установлено праздновать в Муроме 21 мая св. кн. Константину с чадами его. В 1552 г. царь Иоанн на пути в Казань, быв в Муроме, поклонялся «благоверным князьям», испрашивая их помощи; а в следующем году открыты мощи их и освящен новый храм, построенный царем, по обету, для их мощей, с приделом во имя их. «Повесть о князе Константине и его чадах», в полном своем составе, содержит сказания о древнейшем состоянии города Мурома, о водворении в нем христианства Константином, о восстановлении города кн. Юрием, далее сказание о епископе Василии и рассказ о обретнии мощей Муромских просветителей» (Ключевский, стр. 281). Св. князь Константин изображен отроком на выходной картине «Сборника 1073 года», принадлежащего отцу его. В «Иконописном Подлиннике»: «Константин, подобием надсед, власы кудряв, брада аки Власиева поуже, на конце раздвоилась, на главе шапка красная и ризы на нем княжеския. Михаил и Феодор, оба млади, одеяние на них шубы княжеския; обретены быша мощи их в лето 7063» (Филимонов, стр. 350). 442. Святая и благоверная болярыня Иулиана яже бысть в селе Лазаревском чудотворица преставися в лето 7112 месяца января во 2 день Благочестивая и праведная помещица XVII века, дочь царского ключника Иустина Недюрева, осталась в детстве сиротою, воспитывалась у родной бабки своей Анастасии Васильевны Лукиной. Вступила на 17 году в брак с Юрием Осоргиным, владельцем села Лазаревского близ Мурома, человеком благородным и богатым,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

— И вы решили совсем уйти из МГИМО в Церковь. — Во-первых, я уже жил в Церкви. Во-вторых, из МГИМО я не ушел, преподаю до сих пор и очень дорожу этой возможностью. Я был крещен в детстве, хотя отношусь к тому поколению, которое пришло в Церковь на волне празднования тысячелетия Крещения Руси. 1988 год, ослабли идеологические тиски. Мой путь во многом был очень стандартный: русская классическая литература, русская религиозная философия, пост, исповедь, первое причастие. Я вырос в северном Казахстане, в маленьком городе Кустанай (сейчас Костанай), приехал, поступил в МГИМО. Встретил там учителя — им стал Юрий Павлович Вяземский, автор и ведущий программы «Умники и умницы», писатель и философ. Мы с моими ближайшими друзьями читали и обсуждали с Юрием Павловичем Евангелие, русскую религиозную философию. Потом даже был такой факультатив «фейковый»: есть правило — если пять студентов просят факультатив, кафедра должна его обеспечить. Я написал пять фамилий, и мы с Юрием Павловичем вдвоем собирались и беседовали. Потом он как-то сказал: «Что это мы все время в институте встречаемся, приезжайте ко мне домой». Так я познакомился с женой Юрия Павловича, Татьяной Александровной. Это дружба ученика и учителя, сохранившаяся до сих пор, за что я учителю очень благодарен. У нас были и другие замечательные преподаватели, например, из московской консерватории — Владимир Иванович Лисовой, который вел спецкурсы по истории музыки. Он был очень верующим человеком, и хотя он нам читал, скажем, музыкальную культуру Латинской Америки, мы так или иначе выходили на истории, связанные с религией, с православием. На первом курсе я стал ходить в храм. А на третьем оказался в США на стажировке и познакомился с общиной, которую в свое время организовал известный американский православный монах Серафим (Роуз) вместе с русским монахом отцом Германом (Подмошенским). Отец Серафим умер в 1982-м году, в 90-е был уже очень известен в России. Две его книги перевели с английского: «Душа после смерти» и «Православие и религия будущего», они были очень популярны в православной среде в 90-х годах.

http://old.sinfo-mp.ru/22042016.html

Переславль-Залесский. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Послужил образцом для церкви Успения Пресвятой Богородицы (1901-1904, арх. Н.Д. Иванов) в усадьбе Ширинских-Шихматовых Островки Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Дата создания: 1152-1157 гг. Материал, техника: белый камень. Построен из белого камня в 1152-1157 гг. Начат Юрием Долгоруким в качестве княжеского храма, закончен (верхняя часть) при Андрее Боголюбском. Крестово-купольное здание с четырьмя столпами и хорами. Называется собором по традиции. Вероятно, был связан с княжеским дворцом. Строгие лаконичные формы собора и мощная глава придают ему крепостной облик. Перспективные порталы связываются с романским влиянием, но не имеют колонок. Мощные апсиды с узкими окнами украшены скромным арочным пояском на клиновидных консолях - прообраз будущих аркатурно-колончатых фризов владимиро-суздальского зодчества. Поверх арочного пояска и полосы прямоугольных впадинок виден венчающий карниз с волнообразным резным орнаментом - предвестник владимиро-суздальской фасадной резьбы. Интерьер собора, отличающийся такой же мощностью конструкции, был в 1157 г. расписан, но от всей росписи сохранился только фрагмент " Страшного суда " с изображением апостола Симона. Фрагмент находится в Государственном Историческом музее. По материалам сайта www.russia.rin.ru На Красной площади Переславля на фоне древних городских валов вот уже более 850 лет белеет небольшой одноглавый храм. Свидетель времени основания города и всех последующих событий, Спасо-Преображенский собор XII века является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимро-Суздальской школы зодчества. Об основании Переславля-Залесского Юрием Долгоруким в летописи от 1152 года сказано: «…Переславль град перевел от Клещениа (озера), и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе Святого Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно…» Предполагают, что храм был достроен Андреем Боголюбским и строительство его явилось своего рода репетицией перед постройкой лучшего творения Боголюбского – Покрова-на-Нерли.

http://sobory.ru/article/?object=00231

Так же поступили и с боярином Феодором, когда он отказался выполнить требуемое жрецами (20 сентября 1246 г. Тела обоих мучеников брошены были на съедение псам, но остались целы и перенесены христианами в Чернигов 7 . Роман Ольгович Рязанский принадлежал к семье, горячо преданной христианской вере, и сам был воспитан в таком же духе. Заступаясь за притесненных, он раз удержал ханского баскака от бесчеловечных насилий при сборе дани. Обиженный баскак нажаловался хану Менгу-Темиру, что будто князь Роман поносил монгольскую веру и самого хана. Романа вызвали в Орду и принуждали к отречению от христианской веры. Несмотря на побои, оковы и тюремное заключение, он решительно заявил Я христианин… никто не заставит меня изменить святой моей вере, тогда последовал приговор Менгу-Темира Пусть князь умрет мучительною смертию. На месте казни Роман стал было говорить о святости христианской веры; но ему отрезали язык, затем вырезали глаза, обрубили пальцы на руках и ногах, уши,, губы, руки и ноги, содрали с головы кожу и отрубленную голову воткнули на копье (19 июля 1270 г.) 8 . Михаил Ярославич Тверской вел борьбу с Юрием Даниловичем Московским из-за великокняжеского престола. Раз татарский воевода Кавгадый помогал Юрию, но он и жена этого последнего, Кончака-Агафья, попали в плен к Михаилу. Кончака здесь умерла; Кавгадый же был освобожден. Явившись в Орду, он вместе с Юрием обвинил Михаила в том, то он отравил Кончаку и не слушается хана. Узбек, которому Кончака была сестрой, рассердился и вызвал к себе Михаила. Как ни удерживали его бояре, он пошел (1318 г.) в Орду, чувствуя, что идет на смерть. После пристрастного суда на шею ему возложили тяжелую колоду и так водили за Узбеком во время охоты; на ночь руки забивали в колодки; раз преданные ему лица приготовили все нужное для его побега и уговаривали его воспользоваться случаем, но он отказался; после публичных насмешек над ним Кавгадый, наконец, прислал палачей. Князь заранее приготовился к смерти. Убийцы вскочили в вежу, где был князь, разогнали слуг, схватили его за колоду и так ударили о стену, что вежа проломилась; когда Михаил поднялся на ноги, его снова повалили на землю и долго били пятами, пока Романец большим ножом не вырезал ему сердце (22 ноября 1319 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

22 июля 1996 года, в канун престольного праздника, перед всенощной освятили аналойную Коневскую икону Божией Матери, написанную для храма Юрием Т. После праздничной службы настоятель о. Сергий Бельков протер киот со стеклом, закрывавшим икону, и, прикладываясь к образу, увидел прозрачные капли на ликах Богоматери и Богомладенца. Священник спросил иконописца, чем вызвано подобное явление: может, выступила олифа или смола? Но Юрий ответил, что деревянная доска выдержана много лет и совершенно сухая, темперные краски также не могут выделить подобную влагу. Отец Сергий вынул икону из киота и промокнул капли бумажной салфеткой — очувствовалось благоухание, напоминающее запах мира, используемого в таинстве крещения, но более тонкое. Икону вытерли, и присутствующие увидели, как капли влаги на ликах выступили вновь. Тогда все, кто был в храме, пропели перед иконой тропарь, и священник отнес ее на престол. Коневская мироточивая икона На следующий день на праздничной Литургии икону вновь вынесли на аналой. Миро еще оставалось на ней, однако его было меньше, чем накануне. Отец Сергий объявил о происшедшем чуде в храме, а затем сообщил благочинному Приозерского округа протоиерею Николаю Тетерятникову и подал письменный рапорт митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. К рапорту он приложил в качестве дара копию Коневской иконы, написанную тоже Юрием . Мироточение сопровождалось исцелениями болящих. Иконописец Юрий, торопясь на праздничную службу, упал и так ударился спиной, что еле дошел до храма и с трудом выстоял всенощную. Собранным на салфетку миром о. Сергий помазал ушибленное место. На следующий день боль в позвоночнике исчезла — остались лишь ссадины и гематомы. Во время мироточения в храме находился юноша Ярослав, страдавший вирусным увеитом. Из-за этого серьезного заболевания зрение в больном глазу резко упало. Молодой человек говорил, что когда о. Сергий помазал глаз миром, то его словно что-то сжало. Вскоре врач осмотрел больного и был чрезвычайно удивлен: зрение восстановилось до нормального, что бывает при таком заболевании крайне редко, а в глазу заметно лишь легкое помутнение. Примечательно, что от чудотворной Коневской иконы засвидетельствовано много случаев исцелений именно глазных болезней и слепоты.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Итак, стремясь ценой некоторых уступок создать коалицию удельных князей для борьбы с Юрием Дмитриевичем, правительство Софьи Витовтовны и И.Д. Всеволожского одновременно подчиняло их своей власти. Прибывшие в Галич после отъезда со свадьбы Василия II Василий Косой и Дмитрий Шемяка увидели, что их отец уже «собрався со всеми людьми своими, хотя итти на великого князя». Они с радостью присоединились к начавшемуся весной 1433 г. походу. В нем принял участие и И.Д. Всеволожский. В Москве еще не знали об угрозе, нависшей над Василием II, когда туда прибыл ростовский наместник П.К. Добрынский с сообщением о том, что князь Юрий со своими детьми и «многою силою» подошел уже к Переславлю. Не успев «собраться с силою», Василий Васильевич решил попытаться окончить дело миром. Он направил к князю Юрию своих послов — Федора Андреевича (с выразительным прозвищем — Лжа) и Федора Григорьевича (Товарко). Встреча с представителями князя Юрия состоялась у Троицы, но ни к чему не привела: якобы Всеволожский «не дал о миру и слова молвити». Да и послы Василия II были хороши: «...бысть межи их, обоих бояр, брань велика и слова неподобные». Так ни с чем («безделнии») они и вернулись к великому князю. Тогда Василий II собрал в Москве всех, кого смог, в том числе даже и торговых людей («москвич гостей и прочих»). Воинство было далеко не боеспособное. Ведь князья и бояре разъехались со свадьбы, и никого иного под рукой не оказалось. Военные действия союзного Василию II князя Василия Ярославича Серпуховского и рязанской рати существенных результатов не дали. Выступив из Москвы, Василий II встретился с князем Юрием в решительном сражении на реке Клязьме (в 20 верстах от Москвы) 25 апреля 1433 г. То ли потому, что князь Юрий собрал большое воинство, то ли потому, что москвичи в дым перепились, помощи великому князю ниоткуда не подоспело, и бой Василий II проиграл. Сам же Василий Васильевич вместе с матерью и женой бежал в Тверь. Однако князь Борис Александрович не захотел, видимо, вступать в конфликт с новым великим князем, и беглецам пришлось отправиться дальше. Путь их привел в Кострому, где Василий II рассчитывал найти себе опору в кругах, враждебных Юрию Дмитриевичу.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

Вместе с тем эта гробница напоминает о последних временах славы города Владимира, как великокняжеской столицы 50 . После Бориса Данииловича никто из князей уже и не был похоронен во Владимирском соборном храме. Напомнит нам гробница Бориса Данииловича еще о мученической кончине в Орде его сродника, св. великого князя Михаила Ярославича Тверского, который доведен был до такой кончины враждой против него двоюродного племянника его, оспаривавшего у него великокняжеское достоинство – князя московского Юрия, родного брата Бориса Данииловича. В истории этой-то вражды Юрия Московского против св. Михаила Ярославича почти только и упоминается Борис Даниилович. – Сведений о нем вообще мало; но все-таки есть основание думать, что князь Борис Даниилович был благочестив и благороден душой, и только по принуждению был сторонником властолюбивого и жестокого старшего брата своего Юрия. Борис Даниилович – третий сын Московского князя св. Даниила Александровича, внук св. Александра Невского и старший брат собирателя Русской земли великого князя Иоанна Калиты. Юные годы свои, вероятно, он провел в Москве, где княжил его родитель, скончавшийся в 1303 году, когда Борис Даниилович был если не отроком, то юношей. В 1304 г., когда скончался великий князь Андрей Александрович, великокняжеский престол занял по праву племянник св. Александра Невского св. Михаил Ярославич, у которого начал оспаривать великокняжеское достоинство Юрий Московский. Борис Даниилович был послан этим братом на княжение в Кострому, но был захвачен сторонниками Михаила Ярославича и отведен в Тверь. Здесь Борис Даниилович был, вероятно, до примирения Михаила Ярославича с Юрием в 1305 г., после чего уже был отпущен из Твери в Москву. Но вот под 1308 годом в летописи мы читаем известие, что Борис Даниилович отъехал, вместе со старшим братом своим Александром, из Москвы в Тверь. Легко согласиться с предположением историка, что князья Александр и Борис уехали из Москвы, недовольные властолюбивым братом своим Юрием 51 . Далее нет известий о Борисе Данииловиче до 1317 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Проект «Новой Страны» Рериха-мистика, зашифрованный им в 1935 г. как «проект Канзас», являлся откровенной утопией. Тем не менее, считавший себя «практическим идеалистом», Н. К. приступил к его осуществлению с тем же рвением, что и проект «Белуха» десятью годами ранее, заручившись поддержкой своего влиятельного американского ученика – министра сельского хозяйства Генри Уоллеса. В начале 1934 г. Н. Рерих вместе с сыном Юрием вновь посетил Соединённые Штаты. Сблизившись с Уоллесом, Н. К. начал его идеологически обрабатывать – готовить к будущему президентству. Рассказывал про встречу Е. И. с Мастерами в Лондоне, про камень Чинтамани, про Чашу Будды (посланную в марте 34-го Братьями Рерихам, столь же таинственно, как и Камень), про Учение махатм – Агни Йогу 808 . Уоллес был в восторге от своего русского Гуру. С не меньшим пиететом относились к Рериху и его американские сподвижники. «Родной Гуру», «дивный Учитель», «Святой», «Мастер по земле ходящий» – вот те эпитеты, которыми щедро награждает в своём дневнике Николая Константиновича экзальтированная Зинаида Лихтман. В том же дневнике мы найдём немало записей, упоминающих рериховские планы, и это говорит о том, что «Новая Страна» не была одной лишь фантазией, чисто ментальной конструкцией, а замышлялась Рерихом как вполне реалистичный, практически осуществимый проект. «Я имела чудный разговор с Юрием о будущей стране и управлении ею, – читаем мы в записи от 22 марта, – весь план так прост и вместе с тем будет весь чуть ли не завершён в 1936 г. Не верится во всю эту чудесную сказку» 809 . Осенью 1934 г. Елена Ивановна вступает в переписку с президентом США Ф. Д. Рузвельтом – посылает ему «огненные послания» («fiery messages») из высокого «истинного Источника» («original Source»), в которых, от имени Учителей, наставляет его по вопросам внешней политики. «Мы шлём послание, которое укрепит волю Президента и приведёт её в соответствие с лучами Светил, – говорилось в письме Е. И. в Белый Дом от 4 февраля 1935 г.– Народы Америки должны войти в Новую Эпоху. Так называемая Россия является равнобалансом Америки, и только при такой конструкции мир во всём Мире станет решённой проблемой» 810 . Рерихи откровенно побуждают американского президента принять высшее руководство Учителей, точно также как ранее они побуждали советских лидеров. И это им почти удаётся.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Потом в 1708 году, по разорению оной от Татар, перенесена на другое место, вверх по Донцу, монахом Симеоном; а около того же времени от Бригадира Фёдора Шидловского лесом и землёй снабжена. Название своё имеет от первого Строителя, монаха Аркадия. Пустынь сия зависела от Харьковского училищного монастыря, от которого и Настоятели в оную были определяемы, иногда Игумены, а иногда Строители. Прибавление из VI тома Аркадиевский Чугуевский Зарянский монастырь См. Аркадиевская Богородицкая пустынь. Аркажский Новгородский монастырь Мужской, упразднённый, находившийся расстоянием от Новгорода к югу в 3 вёрстах, первоначально построен в 1153 году св. Аркадием Игуменом 33 , бывшим, наконец, Архиепископом Новгородским, по имени которого и прозван монастырь Аркадиевским, а по просторечию Аркажским. О построении монастыря сего в Новгородском Летописце под годом 6661/1153 записано так: «в то же лето срубил Аркадий Игумен церковь святой Богородицы Успенье, и составил себе монастырь...» После того построена вместо деревянной и доныне существующая каменная церковь , также во имя Успения Божьей Матери, с приделом в трапезе в память чуда Архистратига Михаила. Прочие же строения были в монастыре сем, как ограда, так и кельи и службы, деревянные, которые по времени все разрушились и уничтожились. Начальство в этой обители с самого построения оной, до 1764 года было Игуменское, с промежутками Строительского. В половине XVIII века приписан он был к Клопскому монастырю, за которым и состоял до учреждения Духовных Штатов, в 1764 году сочинённых, а по Штатам сим оставлен на своём содержании и вскоре обращён в приходскую церковь . А, наконец, в 1772 году, по упразднению причта, приписан к упразднённому же Благовещенскому, близ оного находящемуся монастырю: крестьян было за ним 33 души. Прибавление из VI тома В Аркажском монастыре по временам устрояемы были следующие каменные церкви: 1) в 1206 году на воротах во имя св. Симеона Дивногорца Столпника, Твердиславом Дворянинцовым; 2) в 1392 году Юрием Анцыфоровичем, Успения Божьей Матери, и монастырь возобновлён; 3) в 1395 году Михаила Архангела братом его Иваном Анцыфоровичем, 4) в 1406 году Архистратига Михаила в воспоминание чуда его в Хонях вышеупомянутым Юрием, бывшим тогда Посадником.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010