– А все-таки кадите? – спросил Петр Данилович. – Да, кадим фимиамом; но каждение относим к славе Божией; поступаем так в согласии с заповедью Божией. Бог говорил (Моисею: «и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения...» ( Исх. 40, 5 ). Значит, не всякое курение Богу противно. Бог запрещает лишь каждение пред идолами, как Нехуштаном. – Но ведь Езекия «истребил медного змия», а вы опять о нём вспоминаете? – спросил Петр Данилович. – Точно, мы вспоминаем о медном змее, – ответил я, – но подражая Христу. Сам Господь, в беседе с Никодимом, вспомнил про медного змея ( Ин.3:14 ) и научил нас тем с благоговением относиться к нему ( Евр. 12, 2 ). Поэтому к доказательству «от медного змея» вы, друзья, относитесь с уважением. А в силу этого доказательства веруйте, что у христиан должно быть знамя нашего спасения, которое им необходимо поднять «ради истины». – Только вопрос: где же у вас это знамя? § II. Сектанты признались, что никакого видимого знамени у них нет; Крест же Христов они не почитают знаменем Христовым. Почему не почитают, когда Писание приводит нас к тому (ср.: Мф.24:30 ; Ис.19:20 )? Они не указали. Тогда я сказал: – Прочтем еще, что пишет Апостол Павел: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13, 10 ). Спрошу я вас, друзья: какой жертвенник вы имеете? Без особого размышления Петр Данилович отвечал: – У нас жертвенник – Христос. Я спросил: – В каком же Писании Христос называется жертвенником? – В послании к Евреям, – ответил Петр Данилович. Мы открыли 9 гл. к Евреям и я прочел: Христос «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею... Христос, однажды принесши Себя в жертву.., во второй раз явится... для ожидающих Его во спасение» ( Евр.9:26,28 ). Видим из послания к Евреям, что Апостол Павел именует Христа жертвою , а не жертвенником. Я же спрашиваю вас: какой жертвенник вы имеете, в согласии с словами Апостола Павла? Штундисты молчали. Потом один из них заговорил: – Наш жертвенник на небе , – вот тот, который видел Исаия пророк ( Ис.6:6 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Петром о погребении последнего вместо Владимира в Москве, первый не был великим князем, а только удельным князем московским. Выходит, по-видимому, то странное, что Иван Данилович мечтал о перенесении столицы великого княжения из Владимира в Москву, когда ещё не владел этой столицей. Но к овладению столицей он настоятельным образом стремился, и оно было для него, так сказать, делом решённым. Юрий Данилович, после 14-летних усиленнейших исканий престола великокняжеского под Михайлом Ярославичем (1304–1318) наконец доставший его, когда скоро затем был снова с него согнан (1322), как кажется, предался отчаянию и махнул на него рукой 232 . Но Иван Данилович, заступив место брата на столе московском, начал искание престола великокняжеского с той же настойчивостью, с какой искал его Юрий Данилович в помянутые первые 14 лет. Между Тверью и Москвой дело было поставлено таким образом, чтобы быть или не быть той или другой из них. Употребляя точнейшие речи об этом перенесении св. Петром кафедры митрополии из Владимира в Москву, мы должны сказать, что собственно говоря, св. Пётр вовсе не переносил кафедры из одного города в другой. И что то действие, на которое он изъявил своё согласие по отношению к Москве и которое принято называть перенесением кафедры, может быть называемо таковым только в весьма несобственном и весьма неточном смысле слова. Кафедра митрополии могла быть перенесена формальным и настоящим образом по двум причинам – или по той церковной причине, что Владимир прекратил бы своё существование, либо почему-нибудь оказался невозможным для пребывания, или по той причине государственной, что Москва стала бы вместо него столицей великого княжения. Ни одной, ни другой причины вовсе не существовало, и св. Пётр, вовсе не имевший причин к перенесению кафедры из Владимира в Москву, действительно вовсе и не переносил её, ибо в продолжение довольно долгого времени после него кафедра митрополитов продолжала оставаться во Владимире, а если митрополиты после него начали жить в Москве, то это значило, что вместо того, чтобы жить при своей кафедре, они начали жить в одном из пригородов своей епархии (вопреки 82 правилу Карфагенского собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

профессор Иван Данилович Мансветов (1843–1885) История Русской Православной Церкви Слова Литургика Церковная археология профессор Иван Данилович Мансветов Литургист, византолог, богослов и археолог. Профессор гомилетики, литургики и церковной археологии Московской духовной академии. Биография Родился в Москве в 1843 г. Его отец, священник Новодевичьего монастыря, в 1858 г. определил Ивана Даниловича в Московскую семинарию, каковую он и окончил в 1864 г. В этом же году Иван Данилович поступил в Московскую духовную академию и окончил ее в 1868 г. первым магистром богословия. По предложению Академии он остался при ней бакалавром по классу церковной археологии, гомилетики и литургики. В 1873 г. Иван Данилович был назначен экстраординарным профессором Московской духовной академии по тем же кафедрам, а в 1885 кординарным профессором. Иван Данилович много работал по археологии и дал ряд трудов, доставивших ему известность в ученом мире. Свое первое археологическое исследование он напечатал уже в 1869 г. под заглавием: «О происхождении так называемого романского орнамента в церквах Владимирских» («Труды 1-го археологич. съезда в Москве в 1869 г.»  M., 1871, т. 1). Затем появились: «Очерк истории нашей православной церкви», критич. статья («Труды Моск. Арх. общ.», 1869, т. 2, вып. 2); «Монументальное богословие Пипера» («Правосл. обозр», 1870, кн.9); «Омофор» («Труды  Moc к . Apx. общ.», 1871, т. 3, вып. 2); «L’Hymnographie de l’Eglise grecque, par Pitra» (ibid., 1871,  T. 2, вып. 2); «Новые материалы по русской церковной археологии» («Чт. в Общ. любит. дух. просвещ.», 1871, кн. 2); «Историческое описание древнего Херсонеса и открытых в нем памятников» (М., 1872); «Об устройстве церковно-археологических музеев) («Прав. обозр.», 1872, кн. 2); «Памятники церковного искусства на Московской политехнической выставке» (ibid., кн.7); «К материалам для истории древнерусских одежд» («Труды Моск. Арх. общ.», 1873); «О точных снимках с двух знаменитых памятников древности: Евангелия Мстиславова и Евангелия Юрьевского» («Прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Прочли стихи 23–24, „был на том месте большой дракон... И сказал царь Даниилу: „не скажет ли и об этом, что он – медь? вот он – живой и ест и пьёт“... После такого заявления царя не могло быть ни у кого сомнения, что язычники, действительно, своих идолов или кумиров почитали живыми. Потому-то Бог во всей Библии грозно обличал беззаконников и свидетельствовал им о Себе, что Он – Единый Творец и Промыслитель мира. Потому же, спасая грубый народ от идолопоклонства. Бог, при заключении древнего завета с Собой, не показал людям Лица Своего ( Втор.4:15 ). Но священные изображения херувимов и медного змея велел сделать. Ясно, что не всякие рукотворенные изображения – идолы. Почему сектанты удаляются от священных рукотворенных изображений, свидетельствующих нам об Истинном Боге и святых Его?.. II. Пётр Данилович сказал: – Мы чтим одного Бога, а рукотворенных изображений не имеем и не почитаем их. Это – языческий обычай. Такой обычай находим мы у православных. Как посмотришь на вас, ну, право, в глазах вертится то, о чём писал пророк Иеремия!.. Хотите, мы почитаем народу послание Иеремии, или оно противно вам?.. Пётр Данилович с усмешкой повернулся к своим братьям. Те дружно его поддержали. – Не любят послания Иеремии православные!.. Огнём оно жжёт их!.. Я заметил, что сектанты клевещут на нас. Мы все священные книги любим и с наслаждением читаем. В доказательство своих слов я с готовностью согласился выслушать послание Иеремии. Я просил лишь, чтобы сектанты потом разъяснили нам, как этим посланием обличается православная Церковь ? Пётр Данилович откашлялся и зачитал. Я внимательно следил за его голосом. Где он выкрикивал слова – я подчёркивал. Таким образом для меня очевидными стали те стихи, на которых сектанты строили свои нападки на православную Церковь . Кончилось чтение. Оно сопровождалось грубыми ошибками и заиканьем. Это утомило слушателей. Все были рады, когда Пётр Данилович положил Библию на стол. Он уже не толковал послания, а сказал лишь в заключение: – Вот как язычники служили своим богам, так вы – иконам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так как третьим признаком песненного последования считается преобладание в нем пения над чтением, то по этому поводу Иван Данилович входит в рассуждения сначала об исполнении этого последования в соборных церквах, которые имели в своем распоряжении достаточные голосовые средства, а потом о способе пения за этим последованием, известным под именем «ипофонического» и ведет поэтому поводу длинную речь вообще о родах пения в христианской церкви с древнейшего времени. При этом он снова делает довольно обширное отступление, трактует для, установления надлежащего понятия, о тропаре (τροπριον), который, по его мнению, означает то же, что εχος, εδος – лад, строй пения, глас и доказывает, что, как «придаток к антифонам из псалмов тропарь глубоко входит в область песненного последования», хотя имел место не везде одинаковое, и со стороны строгой монашеской партии против него раздавались протесты. «Коснувшись вопроса о тропарном пении, говорит Иван Данилович, остановимся на некоторых данных, проясняющих первоначальное положение этой гимнографической отрасли и её применения в быту церковном и житейском». Последнее уже не имеет никакого отношения к песненному последованию и покойный профессор хорошо сознавал это. Он делал это отступление единственно на том основании, что ему желалось выяснить вопрос о так называемых «колядех» или тостах в честь пресвятой Богородицы в великие праздники, произносимых игуменом, по окончании братского обеда, и напечатать статью из устава М. Синодальной библиотеки 330 – 380 л. 273, в которой (статье) «показана какие песни и в каком порядке следует петь во время трапезы в пасху с замечанием относительно того же на некоторые другие праздники». Только уже после этих «общих соображений» об основах песненного последования Иван Данилович переходит к изложению порядка каждой из перечисленных Симеоном Солунским служб, при чем оговаривается, что этот порядок излагается последним с примесью особенностей позднейшего времени, и что восстановить первоначальный тип каждой службы дело далеко нелегкое, в виду отсутствия полных подробных записей этого последования древнейшего времени. Чтобы изложить настоящий порядок все же, в конце концов в основу нужно положить сочинения Симеона Солунского , не смотря на то, что этот писатель не обладает, по словам Ивана Даниловича, «критическим тактом» и излагает дело большею частью на основании непосредственного наблюдения над живою практикою. Далее Иван Данилович излагает самый порядок четырех служб песненного типа: вечерни, утрени, тритекти (τριτοκτη – третий и шестой час) и панихиды, при чем делает нужныя объяснения и толкования, чтобы текст мыслей Симеона Солунского через это делался более удобовразумительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Во время пребывания Петра в Москве князь Иван Калита часто общался с ним и стал почитать его как духовного наставника. Специально для Петра он построил в Кремле подворье, чтобы митрополит мог жить в Москве недалеко от князя. К чему приводит любовь к уединению Митрополит Перт, как и в юности, искал уединения. В Кремле - центре политической жизни Москвы - молиться уединенно было практически невозможно. Поэтому он выбрал для жизни другое место и основал там небольшой монастырь - нынешний Высоко - Петровский. Сейчас напротив монастыря - Музей современного искусства, на Петровке - офисы и магазины, через дорогу от монастыря - бульварное кольцо... А тогда здесь был глухой лес - самая настоящая «пустынь». Рядом протекала река Неглинная. Может быть, местность напоминала Петру родную Волынь. Первый монастырский храм был освящен в честь небесного покровителя митрополита - апостола Петра. Но поскольку апостол Петр вспоминается вместе с апостолом Павлом, храм был назван во имя апостолов Петра и Павла. Сейчас это - самый древний и самый небольшой по размеру храм Высоко-Петровской обители. Зачем Москве Успенский собор? Хотя Петр оставался митрополитом Киевским и всея Руси, дольше всего он пребывал в Москве. Это было естественно: Владимирский князь строил против Петра козни, а московский принимал гостеприимно и радушно. У Петра возникла идея перенести митрополичью кафедру в Москву. Правящим князем в Москве был Юрий Данилович, старший брат Ивана Калиты. Он соперничал с Михаилом Тверским, так как считал, что по своей родовитости великим князем (правителем всех русских земель) должен быть он, а не Михаил Тверской. Однако Русь была под татарским игом, именно татарский хан решал, кому быть «великим». Юрий Данилович часто уезжал из Москвы в ставку татарского хана и возил ему подарки. С 1315 по 1317 годах он жил в ставке, женился на сестре хана, Кончаковне, которая была крещена под именем Агафьи. Во время этих отъездов Москвой правил Иван Калита. В 1325 году Юрий Данилович был убит в ставке хана. Иван Данилович стал правящим князем и предложил митрополиту Петру официально перевести митрополичью кафедру в Москву. При этом митрополия по-прежнему называлась бы Киевской и всея Руси.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

– А откуда же видно, – сказал Петр Данилович, – что большой крест надо полагать на себя – и на лоб, и на грудь, и на плечи? – Это мы делаем, – ответил я, – в согласии с Второзаконием: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ). Исполняя заповедь Божию, мы стараемся любить Его «всею душею» или умом (ср.: Откр. 7, 3 ), «всем сердцем» (грудь) и «всеми силами» (плечи). Наш обычай не противен Библии... – Не противен, да только в Писании про него не сказано, – ответил Петр Данилович. Я возразил: – В Писании, правда, наглядно не изображен наш обычай крестного знамения. Этому изображению учит нас Церковь на основании устного Апостольского Предания ( 2Фес. 2, 15 ). Но и в Писании есть краткие (ср.: 1Петр. 5, 12 ст.) упоминания о нём. Так: в Слове Божием есть заповедь употреблять при молитве руки ( 1Тим. 2, 8 ); есть указание, что эти руки должны означать Христа распятого на Кресте ( Пс. 140, 2 ; ср.: 1Кор. 5, 5 ст.); есть и повеление любить Бога всем существом нашим ( Втор.6:5 ; ср.: Откр. 7, 3 ). – Хитро! – воскликнул Петр Данилович. – Мы думаем, руки при молитве не имеют никакой силы... – Неправильно вы думаете, – ответил я. – Во-первых, Апостол велит «воздевать чистые руки»; значит, в них есть сила. Во-вторых, древнее Писание вас обличает. Припомните, как евреи сражались с Амаликом. «Когда, – читаем мы в Исходе, Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» ( Исх.17:11 ; ср.: Исх.17:12 ). Отсюда видим, что «воздеяние рук» Господу приятно и в воздевании их есть Сила . Потому-то Апостол желает, чтобы «благоговейные мужи воздевали» при молитве «чистые руки». – Как воздевали? На основании Слова Божьего я уже показал вам... Штундисты переминались с ноги на ногу. Им трудно было возражать против православного учения о крестном знамении. Петр Данилович, наконец, сказал: – Ну, персты вы пригибаете – тоже по Писанию? – Да, – ответил я. – Ничто без руководства Свящ. Писания мы не делаем. Вот и знак на правую руку кладем по написанному: Господь велит людям важнейшие заповеди «навязать в знак на руку» ( Втор.6:8 ). Как евреи полагали знак на руку? грамотные знают. «Исправляя» их обычай ( Евр. 9, 10 ), мы крест кладем знаком и на руке и на всем существе нашем. При этом мы слагаем три перста во едино, а два пригибаем к ладони. Три сложенных перста означают у нас веру в троичного Бога, а два пригнутых перста – веру в Сына Божия, Богочеловека . Это – важнейшие христианские верования. А о таких верованиях мы находим в Писании заповедь: «сын мой! навяжи их на персты твои» ( Прит. 7, 3 ). Вот мы и навязываем, – только не через полотенца, как делали древние евреи, а исправленно, посредством сложения перстов (ср.: Пс. 143, 1 ). Наше действие, таким образом, точно выражает христианскую веру «в телах наших» ( 1Кор. 6. 20 ). Чего же противного Слову Божию находите вы в православном крестном знамении?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Большим препятствием в работе в первые три года было негативное отношение к возрождению храма среди части местного населения. Особенно бесчинствовали подростки. Сломают замки, окна, стащат стройматериалы или просто набезобразничают, нагадят в храме. Но, когда завершилась внешняя отделка храма, отношение резко поменялось, теперь не раз можно было услышать: «От такого памятника в Синячихе и ночью будет светло!!!». Одной из сложнейших операций было золочение главок храма. Выделенного золота не хватило, поэтому профессиональные реставраторы покрыли сусальным золотом лишь часть главок. Пришлось обратиться за помощью сразу к нескольким предприятиям района. На помощь пришел Верхнесинячихинский завод: целый день весь коллектив предприятия работал в пользу возрождающегося храма. На эти деньги было закуплено необходимое золото, а Иван Данилович освоил новую профессию, покрыв сусальным золотом оставшиеся четыре главки Спасо-Преображенского храма. Заново пришлось воссоздавать храмовую ограду. По старым фотографиям Иван Данилович самолично выполнил чертежи ее металлических и каменных частей, по этим чертежам ограда и была восстановлена. Сразу после этого осенью 1977 г. вокруг церкви в ограде Иван Данилович с помощниками высадили берёзки и один кедр напротив алтаря. Холодной и малоснежной зимой большинство берёз погибло, еле-еле выжил кедр. Рассказывают, что за слабеньким деревцем Самойлов ухаживал, как за собственным ребенком: поливал, разрыхлял землю, делал обрезку подсохших веток. Так, на удивление многих, деревце выжило. Большой проблемой в 1970-е г.г. было найти колокола для церкви. После долгих поисков Иван Данилович сумел приобрести три колокола у частников. Один из колоколов был из поселка Нейво-Шайтанского, из Петро-Павловского храма, другой – из Кыртомского монастыря, а третий – с пожарной вышки Алапаевска. Больших усилий стоило поднять колокола на колокольню. Лестница оказалась слишком узкой, пришлось стесывать кирпичную стену. Рассказывают, что как только первый колокол затащили, разразилась небывалая гроза. Кто-то пошутил, что очевидно сам Илья Пророк приветствует рестовраторов.

http://sobory.ru/article/?object=01214

– Как мы складываем? – переспросил меня Петр Данилович. – Да, вы. – Вот так! – и Петр Данилович сложил руки на животе. Я сказал: – Вам не нравится, когда молящиеся держат руки в карманах или за спиной. Объясните же нам, почему вам полюбилось держать их на животе? – Надо же их как-нибудь держать! – заметил Петр Данилович. – Действительно, надо. Но почему не в карманах? – опять спросил я. – Дались ему эти карманы! – недовольно произнес какой-то штундист в толпе. Я стоял, поджидая ответа. Штундисты молчали. Тогда я сказал: – Итак, вы не знаете , почему на молитве складываете руки на животе. Но Ап. Павел пишет, что за богослужением «всё должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14, 40 ). Потрудитесь же по крайней мере указать, кто из святых людей, молясь, держал руки по-вашему? Штундисты в замешательстве переглядывались между собой. Наступило напряженное молчание. Через несколько времени православные грамотеи начали уже шутить: – Вот тебе и на Евангелии утверждаются люди! Евангелие, должно, само собой, а наши сектанты свои дела ведут... На подмогу Петру Даниловичу выступил один штундистский парень. Он сказал: – Из Евангелия мы видим, что мытарь, придя в храм для молитвы, «ударял себя в грудь» ( Лк. 18, 13 ). И мы... – А вы держите руки на животе? – подсказал я парню. В народе начался оживленный говор. Все находили, что штундисты «поступают не по Слову». Я сказал: – Мало того, что сектанты наши держат руки при молитве не так, как кающийся мытарь, по изображению Евангелиста Луки: мытарь бил себя в грудь, а сектанты спокойно держатся за живот, когда читают свои молитвы. Но я спрошу своих собеседников: кто им дал повеление подражать, в складывании рук при молитве, именно мытарю? Разве мытарь во всех делах веры образец для нас? Тогда сектанты пусть скажут, почему за мытарем они не ходят молиться в рукотворенные храмы?.. Петр Данилович без воодушевления ответил на одну часть моих вопросов: – Покаяние мытарево принял Господь... Я сказал: – Покаяние мытаря было искренним, а потому угодным Богу. Но должны ли мы подражать мытарю в биении себя в грудь при молитве, – откуда это видно?.. § II.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Среди сектантов ответ мой произвел настоящее возмущение. Они кричали, что я «исказил» Писание... Петр Данилович сказал: – Вы неправильно истолковали учение Апостола. В послании к Галатам говорится о духовном кресте, а не о рукотворенном. Я спросил: – Где же Христов Крест Апостолы называют духовным? Петр Данилович прочитал: «кто не берет Креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» ( Мф.10:38 ). Скажите нам на милость: какой крест должны понести христиане? Я ответил: – Покорность воле Божией, терпение в страданиях, – крест духовный . Сектанты радостно зашумели: – Вот и нашли крест духовный, а вы нас утесняете! Я попросил слушателей и собеседников успокоиться и сказал: – Евангелист Матфей в 10 гл. ст. 38 говорит, правда, о духовном кресте. Но ведь там не сказано о Кресте Христовом , а говорится про наш крест: «мой, свой, твой». Этот крест духовный отличается от Креста Христова. Про Крест же Христов написано: «выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести Крест Его» ( Мф.27:32 ; Лк.23:26 ). Спрошу я вас, какой Крест понес Симон? Сектанты ответили: – Деревянный, видимый. – А вот посмотрите, какой Крест нес Спаситель наш: «и взяли Иисуса и повели. И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» ( Ин.19:16–17 ). Духовный Крест был на плечах у Христа, или деревянный , видимый? Сектанты упавшим голосом ответили: – Деревянный, видимый ... – Слушайте же и еще чтение из Евангелия: «при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его...» ( Ин.19:25 ). Опять скажите: при каком кресте стояли Святые жены? Петр Данилович ответил: – При видимом, деревянном. – Итак, заключил я, – где в Писании говорится про духовный крест, – там этот крест называется нашим: «моим, своим, твоим». Где речь идет про Крест Христов, – там надобно разуметь видимый , вещественный крест, на котором Господь был распят. А значит, Апостол в послании к Галатам хвалится не духовным, а видимым крестом – как мы православные... Петр Данилович отыскал послание к Евреям и прочитал: «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление...» ( Евр.12:2 ). Вот смотрите, Апостол Крест Христов называет посрамлением , – значит, духовным ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010