Практика формирования в Тверском регионе единого хозяйственного механизма, местного нормотворчества, развития провинциальной культуры в качестве своей идейно-нравственной основы подразумевает наличие у субъектов и структур регионального государственного управления и местного самоуправления развитого самосознания. Формирование оного невозможно без обращения к прошлому, к истокам тверского регионального самосознания и проблеме его возрождения. Одной из традиций, заложенных Михаилом Тверским, стало стремление к лидерству своей земли. Причём, лидерству достигнутому не любой ценой, как в случае с его родственником и политическим противником князем Юрием Даниловичем Московским, а путём законным и нравственным. Наконец, необходимо возродить традицию всенародного почитания великих сынов своей земли и местных святых как земных и небесных заступников и покровителей малой Родины. И святой благоверный великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич, как никакой другой исторический деятель, имеет право и возможность в наше время стать символом единения, знаменем русской соборности и основанием тверской региональной солидарности. Более того, вклад Михаила Ярославича в историю Руси, пример жизненного пути и нравственного подвига, чин канонизированного святого Русской Православной Церкви, извлечённые общественным вниманием из искусственного забвения, возрождает его образ общенационального героя — воителя, творца, страстотерпца всей Земли Русской. Ещё одна сторона привлекательности князя Михаила — его праведная семейная жизнь и заложенные им, а в первую очередь его матерью, высокие в нравственном отношении семейные традиции Тверского княжеского дома. Он был прекрасным семьянином, жил без супружеских измен, насилия и пьянства. 25 лет прожили князь Михаил Ярославич с княгиней Анной Дмитриевной «в ладу и сбережении», родили дочь Феодору и четырёх сыновей: Дмитрия, Александра, Константина и Василия. Редкий случай — вся большая семья была прославлена святостью: сам Михаил и его жена Анна канонизированы как святые Земли Русской, а его мать Ксения и сыновья Дмитрий Грозные Очи и Александр Михайлович почитаются тверскими святыми.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

Примечание. При нём был Ефрем учитель, который обучал Новгородцев Христианскому закону 5 лет. Селлий полагает его в числе Новгородских Епископов, однако же, сомнительным. 2 . ЛУКА, коего летописцы иные прозывают Вежетой, а иные Желдатой или Жидятой, Святой, хиротонисан, по сказанию одних, в 1030 году, а других – в 1036 и 1036 годах. В 1055 году, по ложному на него доносу слуги его Дутика, осуждён Митрополитом Ефремом и содержим был в Киеве 3 года, а по освобождению, едучи из Киева, 15 Октября 1059 года преставился на Копысе. Погребён в Новгороде за Софийской церковью. Через 500 лет, в 1558 году, мощи его перенесены в Софийский каменной собор и положены в Мартириевской паперти. 3 . СТЕФАН хиротонисан в 1060 году, по другим – в 1061 году. По 8-летнему правлению Епископией в 1068 году, а по другим – в 1069 году, удавлен в Киеве от холопов своих и погребён там же. 4 . ФЕОДОР хиротонисан в 1069 году, а по другим, сомнительно, однако же, – в 1071 и 1076 годах. Скончался в 1078 году от уядения пса. 5 . ГЕРМАН, Святой, хиротонисан в 1078 году. Преставился в 1095 году, а по другим – в 1096 году в Киеве. Погребён там же. Лука сомнительный. Примечание. Московской Каталог свидетельствует, якобы он хиротонисан Иоанном Митрополитом, и в 1083 году был на освящении церкви соборной Киево-Печерской и Михаила Златоверха, но в летописи по Никонову списку называется он Белгородским. 6 . НИКИТА, Святой, хиротонисан в 1096 году, а по другим – в 1097 году, из пострижеников Киевских пещер. В 1107 году, Января 31, преставился и погребён в Софийском соборе в приделе Св. Богоотец Иоакима и Анны. 7 . ИОАНН, прозванием Папин, хиротонисан в 1108 году, по другим – в 1110 году. В 1130 году оставив Епархию, отошёл на безмолвие в монастырь. 8 . НИФОНТ, Святой, хиротонисан в 1130 году, из пострижеников Киевского Печерского монастыря. В 1140 году находился с Новгородцами под стражей за несогласие их принять Ольговичей на княжение. В 1147 году удержан был в Киеве вместо заточения, откуда отпущен Князем Юрием Даниловичем на Епархию свою. В 1156 году опять был в Киеве для сретения Митрополита Константина и там, по 13-дневной болезни, в 1156 году, а по другим – в 1157 году, Апреля 18, преставился. Погребён в пещере Феодосиевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Старший сын Михаила Димитрий (названный в родословной: Грозные Очи) злобствовал на Юрия за смерть отца, но принужден был до поры до времени смириться. В 1321 году, при посредстве тверского епископа Варсонофия, между Димитрием и Юрием заключен был мир: тверской князь заплатил две тысячи гривен серебра и обязался не искать великого княжения. Юрий, сделавшись великим князем, послал в Новгород брата своего Афанасия, но после смерти последнего в 1322 году сам переехал в Новгород и остался в нем. Он, по-видимому, уступил Москву брату Ивану и, считаясь великим князем, жил в Новгороде. Юрий любил Новгород, и новгородцы любили Юрия. Он воевал за новгородцев со шведами, построил город Орешек (ныне Шлиссельбург), заключил от имени Новгорода мир с шведским королем и счастливо прогонял литву, делавшую частые набеги на новгородские владения; в 1324 году, по поводу оскорблений, причиненных новгородским промышленникам устюжанами, Юрий с новгородцами ходил в Устюг, взял этот город и заключил с устюжанами мир, выгодный для новгородцев. Здесь он навсегда простился с ними: они отправились домой, а Юрий, доехав до Камы, спустился вниз этой рекой в Орду. Его позвали. Димитрий Михайлович тверской обвинял Юрия в том, что он, взявши выход с тверских князей, не отдал его татарскому послу, а уехал с деньгами в Новгород Юрий, прибывший в Орду 21-го ноября 1325 года, был умерщвлен князем Димитрием Михайловичем. Тело Юрия было привезено в Москву и предано земле митрополитом Петром и архиепископом новгородским Моисеем. Хан казнил убийцу, но не ранее, как спустя десять месяцев после убийства. Брат Юрия Иван, по прозванию Калита (от обычая носить с собою кошелек с деньгами для раздачи милостыни), оставался долго в тени при старшем брате, но когда Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана; с этих-то пор он вступает на историческое поприще. Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями. Главным способом к этому усилению было то, что Иван особенно умел ладить с ханом, часто ездил в Орду, приобрел особенное расположение и доверие Узбека и оградил свою московскую землю от вторжения татарских послов, которые, - как уже сказано выше, - называясь этим именем, ездили по Руси, делали бесчинства и опустошения. В то время, когда другие русские земли поражены были этим несчастием и, кроме того, подвергались другим бедствиям, владения московского князя оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими русскими землями, находились в цветущем состоянии. «Перестали поганые воевать русскую землю, - говорит летописец. -перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости, и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

http://sedmitza.ru/lib/text/435576/

Тогда князь великий послал за великой княгиней брата своего князя Андрея и князя Михаила Глинского, а сына своего князя Ивана велел принести до прихода великой княгини, опасаясь ее плача; а сам на груди держал крест Петра-чудотворца. Тогда были у него Михаил Юрьев и Шигона, и стряпчие его были в то время: Иван Иванович Челядин и шурин его князь Юрий Глинский. И принесли к великому князю сына его, князя Ивана, принес на руках шурин его князь Иван Глинский, а за ним пришла и няня его Аграфена, жена Василия Андреевича. Князь же великий снял с себя крест Петра-чудотворца, и приложил ко кресту сына своего, и благословил его крестом, и сказал ему: «Пусть будет на тебе милость Божия и Пречистой Богородицы и благословение Петра-чудотворца, которым он благословил прародителя нашего, великого князя Ивана Даниловича, и доныне пребывает благословение это, и пусть будет благословение Петра-чудотворца на тебе, на твоих детях и на внучатах, из рода в род, и пусть будет на тебе мое, грешного, благословение, и на твоих детях, и внучатах, из рода в род». И приказал затем князь великий Аграфене: «Чтобы ты, Аграфена, от сына моего Ивана ни на пядь не отходила!» И отпустил сына своего, великого князя Ивана. Затем пришла к нему великая княгиня Елена, едва удерживали ее брат его, князь Андрей Иванович, а с другой стороны – боярыня Елена, жена Ивана Андреевича Челядина. Великая княгиня билась и горько плакала, а слезы так и текли из ее глаз непрестанно, как из многоводного источника. Много тогда было слез, все люди плакали и рыдали. Князь же великий утешал ее, говоря ей: «Жена, перестань, не плачь! Мне легче стало, не болит у меня ничего, благодарю Бога», ведь князь великий уже не чувствовал себя. И на короткое время успокоил ее князь великий, и перестала плакать великая княгиня. И стала говорить великая княгиня:«Государь князь великий! На кого ты меня оставляешь и кому, государь, детей поручаешь?» Князь же великий – отвечая – сказал: «Я благословил сына своего Ивана государством – великим княжением, и тебе написал в своей духовной грамоте так, как писалось в прежних духовных грамотах отцов наших и прародителей, по достоянию, как и прежним великим княгиням». И стала великая княгиня бить челом о сыне – о князе Юрии, чтобы его великий князь благословил. И послал великий князь за сыном – князем Юрием, и принесли князя Юрия, еще ведь мал был князь Юрий, был ему один год. И благословил его князь великий, и дал ему крест Паисиевский, и приказал боярину своему Михаилу Юрьевичу передать тот крест сыну после смерти своей, а о наследстве ему также сказал: «Завещал ему в духовной грамоте, написал по достоянию». Великая княгиня не хотела уходить от него, но князь великий отослал ее; и простился с ней князь великий, и поцеловал ее в последний раз. Жалостно это было видеть, слез и рыдания было полно это время!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хан велел вызвать Романа в Орду и объявить ему, что он должен выбрать или смерть мучительную, или веру татар. Князь отвечал, что он повинуется власти хана, но никто не заставит его изменить св. вере. Тогда хан приговорил князя к смерти. На месте казни св. мученик исповедовал пред народом святость Христовой веры. Ему сначала отрезали язык, потом вырезали глаза, обрезали уши и губы, обрубили пальцы на руках и на ногах и, наконец, отрубили голову. Глубокая любовь к православной вере воодушевляла русских людей на мученический подвиг за благо русского народа. Таким подвигом прославился князь Михаил Ярославич Тверской. Обвинённый своим политическим соперником Юрием Даниловичем пред ханом, Михаил Ярославич должен был ехать в Орду. Бояре советовали Михаилу послать вместо себя одного из старших сыновей. Но Михаил отверг этот совет, говоря: «Царь требует меня; за моё ослушание падёт много голов христианских. Тогда и я не избегну смерти: не лучше ли теперь положить душу за братию». В Орде Михаила приговорили к смерти. К Михаилу приставили стражу, удалили от него верных слуг и на шею ему надели деревянную колодку, так что он не мог лечь и проводил бессонные ночи. Михаил терпел мучения с. удивительной твёрдостью, проводил ночи в молитве и чтении Псалтири, причём отрок княжеский сидел пред ним и перевёртывал листы книги. 22 ноября 1318 года князь, извещённый своими друзьями, что в этот день должна совершиться его казнь, велел отпеть заутреню и часы, сам прочёл правило к святому причащению и причастился. Убийцы ворвались в шатёр Михаила, схватили за деревянную колодку, надетую на его шею, и так сильно ударили об стену шатра, что она проломилась. Князь встал на ноги, но его снова повергли на землю и принялись бить пятами. Наконец, один из палачей вонзил ему нож в ребро и вырезал сердце. Тело страдальца привезли в Москву и схоронили в Спасской обители. Супруга убиенного князя и его старший сын умолили Юрия отпустить тело мученика в Тверь. Прославленный нетлением мощей, Михаил Ярославич причислен к лику русских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, принадлежащая к военному ведомству, находится в Новгороде на Софийской стороне, в прежнем Неревском конце 541 . Основание Тихвинской церкви, в прежнем ее виде, относится к началу прошлого века. В Новг. III летописи сказано под 1711 годом: «Тогоже лета, в В. Новеграде, на Софийской стороне на Холопьи улице, построили церковь каменную новую Тихвинския пречистыя Богородицы, а прежде была церковь Козми и Дамиана; а строил посадской человек Лазарь Нечаев» 542 . Если Тихвинская церковь построена на месте Козмодемьянской, то история ее соединяется с историею Козмодемьянской церкви. По летописям новгородским, на Софийской стороне церквей Козмы и Дамиана было две: одна на Козмодемьяне улице, а другая на Холопьи улице 543 . Обе эти церкви находились хотя невдалеке друг от друга 544 ; впрочем в летописях различаются между собою. Основание одной Козмодемьянской церкви, именно на Холопьи улице относится к 1146 году, когда она построена была деревянною 545 . Основание другой Козмодемьянской церкви относится к 1181 году, когда она была построена также деревянною 546 . Первая церковь вновь построена в 1271 547 , и потом в 1303 году 548 . Вторая на Козмодемьяне улице вновь перестроена в 1345 году при архиепископе Василии повелением Анании Куритского 549 . Первая церковь , при которой был приходским священником 550 св. архиепископ Василий, заложена каменною в 1350, а совершена в 1375 году Юрием посадником 551 . Эта самая церковь и существовала до 1711 года, когда на место ее построена Тихвинская церковь . О поставлении второй Козмодемьянской каменной церкви в новгородских летописях хотя и не упоминается; но по современной надписи на пергаменном прологе под N 240, в синодальной московской библиотеке можно относить ее к 1400 году. Надпись сия на последнем листе Пролога следующая: «В лето 6908 (1400) написаны быша книгы сия, глаголемый Пролог, ко святома чудотворцома Козме и Дамьяну на Кузмодемьяну улицю, при князи великом Васильи Дмитриевиче, при архиепископе новгородском владыце Иване, а повелением рабов Божиих боголюбивых бояр Юрия Онисифоровича, Дмитрия Микитинича, Василья Кузминича, Ивана Даниловича и всех бояр и всей улице Кузмодемьяне.» Эта церковь в XVI веке, около 1585 года, была ружною 552 ; а в 1615 году в ней было два придела: «Покров Богородицы да Екатерина Мученица» 553 . К Козмодемьянской же церкви на Холопьи улице в 1615 году было три придела: «Преображенье Христово, Никола Чудотворец, Екатерина Мученица» 554 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Что касается Юрия Даниловича, то, став великим князем, он вскоре, в 1322–1323 гг., идет сначала на неуплату собранной дани, а затем на непризнание ханского решения о лишении его великокняжеских прав (Михаил Ярославич таких проступков против сюзерена не совершал). Говоря о деятельности Юрия за весь период 1303–1325 гг., следует тем не менее отметить, что в ней не просматривается осознанного стремления сбросить иноземную власть. Ханский сюзеренитет Юрием под сомнение не ставился (в этом отношении политика московских и тверских князей принципиально не отличалась). Борясь в период великого княжения Михаила за первенство среди князей Северо-Восточной Руси, Юрий не пытался самостоятельно полностью овладеть великим княжением, право распоряжения которым принадлежало хану: он старался отнять у великого князя часть его прерогатив (княжение в Новгороде, право на выморочные княжества). Когда предоставилась возможность получить в Орде все великое княжение, Юрий ее использовал. Однако вскоре он пошел на неподчинение воле хана, а утратив ярлык, продолжал считать себя великим князем и княжить в Новгороде. Элементы сопротивления воле (именно воле, а не власти в принципе) Орды в деятельности Юрия Даниловича просматриваются в намного большей степени, чем в деятельности его современников – тверских князей. В целом, благодаря твердости и решительности (часто граничившей с безрассудством) Юрия Московское княжество сумело выстоять в неблагоприятных обстоятельствах. Поддержкой ордынских правящих кругов Москва пользовалась при Юрии только в 1317–1322 гг., в остальное же время ситуация была взрывоопасной. Однако судьба до известного времени благоволила к Юрию Даниловичу: в 1305 и 1308 гг. ему удавалось избежать военного поражения и замириться с Михаилом ценой уступок, в 1312 г. разрешение конфликтной ситуации отсрочила смерть хана Тохты, в 1316 г. главный удар приняли на себя новгородцы, а затем Юрий обрел благосклонность хана. Переход к московскому князю великого княжения владимирского создал прецедент, после которого потомки Даниила Александровича уже могли с полным основанием претендовать на первенство в Северо-Восточной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шведы отомстили новгородцам сожжением Ладоги в 1313 году. Мы уже видели попытки корелы отложиться от Новгорода и попытки шведов утвердиться в Корельской земле; видели и причину неудовольствия корелы в жалобе новгородцев на княжеского наместника, Бориса Константиновича, который своими притеснениями заставлял корелян бежать к шведам; в 1314 году встречаем новое известие о восстании корелян: они перебили русских, находившихся в Корельском городке, и ввели к себе шведов; новгородцы, однако, недолго позволяли короле оставаться за шведами; в том же году пошли они с наместником великого князя Михаила Ярославича Феодором к городу и перебили в нем всех шведов и переветников корелян. Через два года неприятельские действия возобновились: шведы в 1317 году вошли в Ладожское озеро и побили много обонежских купцов; а в следующем году новгородцы отправились за море и много воевали: взяли Або и находившийся недалеко от него епископский замок. В 1322 году шве ды опять пришли драться к Корельскому городку, но не могли взять его; вслед за этим новгородцы с великим князем Юрием пошли к Выборгу и били его 6 пороками, но взять не могли, перебили только много шведов в городе и взяли в плен; из пленников одних перевешали, других отправили в Суздальскую землю (на Низ), потеряли несколько и своих добрых мужей. Надобно было ждать мести от шведов, и новгородцы в 1323 году укрепили исток Невы из Ладожского озера, поставили город на Ореховом острове (Орешек); но вместо рати явились послы шведские с мирными предложениями, и заключен был мир вечный по старине. Юрий с новгородцами уступил шведам три корельских округа: Саволакс, Ескис и Егрепя. Под 1320 годом встречаем известие о враждебном столкновении с норвежцами: какой-то Лука, сказано, ходил на норвежцев, которые разбили суда какого-то Игната Молыгина. По смерти Довмонта для Пскова наступило тяжелое время; на востоке князья заняты усобицами, там идет важный вопрос о том, какому княжеству пересилить все остальные и собрать землю Русскую; Новгород занят также этими усобицами и борьбою со шведами; притом же у него со Псковом начинаются неприятности, переходящие иногда в открытую вражду, причины которой в летописи не высказаны ясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Ахмыл вернулся в Орду, не встретившись с Юрием, и тогда, осенью 1322 г., Узбек отдал великое княжение Дмитрию Михайловичу 329 . Зимой Дмитрий пришел на Русь с послом Севенчбугой и занял владимирский стол 330 . В 1322–1324 гг. Юрий Данилович пребывал в Новгороде. 12 августа 1323 г. он заключил со Швецией Ореховецкий договор, определивший шведско-новгородскую границу. Примечательно, что в этом договоре Юрий именуется «великим князем» 331 . О передаче великого княжения Дмитрию было, несомненно, уже давно известно. Следовательно, московский князь пошел на то, на что не решился Михаил Ярославич в 1317–1318 гг.: вопреки воле хана, он продолжал считать себя великим князем и выступал в этом качестве в международных переговорах. Юрий явно не намеревался расставаться с новгородским столом и тем самым самовольно сохранял за собой часть великокняжеских прерогатив. В 1324 г. Юрий с новгородцами совершил поход на Устюг. Город был взят, и устюжские князья вынуждены были заключить мир 332 . Мнение, что Юрий действовал в ордынских интересах 333 , основано на словах Никоновской летописи: «и докончаша мир по старине и выходъ давати по старине во Орду» 334 . Согласно ранним летописным источникам, стороны «докончаша мир по старой пошлине»; об ордынском выходе ничего не говорится 335 . Термин «пошлина» в новгородских памятниках употреблялся для обозначения договорных обязательств, в которых одной из сторон выступал Новгород 336 . Следовательно, речь шла о защите интересов Новгорода, а не Орды. Вызван поход был тем, что в предыдущем году устюжане схватили и ограбили новгородцев, ходивших на Югру 337 . С Двины Юрий, не возвращаясь в Новгород, по Каме отправился в Орду. Туда же в 1325 г. прибыли Дмитрий и Александр Михайловичи 338 . В том же году «приде из Орды князь Олександр Михаилович, а татарове с ним должници, и много бысть тягости на Низовьскои земли» 339 (т.е. в Северо-Восточной Руси). Александр, таким образом, выполнял поручение хана, как бы замещая брата, задержанного вместе с Юрием при ханском дворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...по нем же Левъ и по немь Романъ, Мистиславъ, Шеварно...– Лев Данилович; после смерти Даниила Романовича в 1264 г.– князь перемышльский, после смерти брата Шварна – галичский и холмский. Лев был старшим сыном Даниила, и, видимо, ему предназначалось великое княжение, однако после смерти Даниила великим князем стал Шварн. Из всех сыновей Даниила Романовича Лев наиболее похож на него, он участвует с самого раннего возраста во всех важнейших походах Даниила Романовича – в 6753 (1245), 6757 (1249) и затем ежегодно с 6760 (1252) по 6769 (1261) г. В летописных сводах Василька Романовича и Владимира Васильковича – с 6770 (1262) г.– общий тон летописи в рассказах о Льве меняется, летописец в основном рассказывает о проявляемой им зависти, жадности, жестокости, захватнических стремлениях (не щадит он и сына Льва Юрия), явно не одобряет его вражды с Войшелком и Шварном и дружбы с «окаянным Тройденом», а о военных успехах Льва (битва при Дорогичине) он просто умалчивает. После смерти Владимира Васильковича, когда начинается рассказ Мстиславова свода,– снова появляется воинственный и деятельный князь Лев, достойный сын своего отца, пытающийся продолжить его дело, стремящийся укрепить и расширить свое княжество, активно вмешивающийся в международные события (до самой смерти он воевал с Польшей, в 1299 г. заключил очень выгодный для себя союз с чешским королем). Заканчивается рассказ о Льве краткой похвалой князю Льву как выдающемуся воину. Роман Данилович в основном известен как участник войны за австрийское наследство. Мстислав Данилович – после смерти Даниила Романовича князь луцкий, после смерти Владимира Васильковича получает от него по духовному завещанию всю его землю, из-за чего ему приходится сталкиваться с Львом Даниловичем и Юрием Львовичем. В Галицко-Волынской летописи рассказывается только о начале его княжения, продолжение в других летописях. О его деятельности до того, как он стал великим князем, в Галицко-Волынской летописи говорится немного – в записях под 6776 (1268), 6781 (1273), 6785 (1277), 6790 (1282) и 6791 (1283) гг. Шварн Данилович, князь холмский и литовский. В 1263 г. женился на дочери Миндовга, был в большой дружбе с братом своей жены Войшелком, который отдал ему свои города в Литве. О нем рассказывается в записях под 6764 (1256), 6765 (1257), 6768 (1260), 6770 (1262), 6773 (1265), 6774 (1266) гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010