Содержание Звенигородские удельные князья с 1328 по 1570 год Звенигородские волости и села Нынешний Звенигородский уезд, его села и погосты Алфавитный список помещиков Звенигородской округи 1786 года особ мужского и женского, с означением их поместий и с показанием числа состоящих за ними в оных ревизских мужского пола душ     Московский Звенигород с волостями и со всем, «что к нему из старины потягло», упоминается впервые лишь в духовной грамоте великого князя московского Ивана Даниловича Калиты (1328–1341), которую обыкновенно относят к 1328–1331 годам. Время же основания его, как посела и города, неизвестно. Остается также неизвестным, кто из московских князей и каким путем (куплею или насилием) и от кого именно присоединил город Звенигород и город Рузу к Московскому княжеству, а чтобы раз навсегда отделаться от докучного о сем вопроса, принято считать Звенигород и Рузу куплею, примыслом князя Ивана Даниловича Калиты, причисляя их, так сказать, кстати, к числу тех городов, которые внук Калиты великий князь Дмитрий Иванович Донской в своей духовной грамоте определенно называет куплею своего деда; города эти: «Серпухов, Галич, Углич и Белоозеро». При этом заключении рассуждают так: в летописях означено ясно, что города Можайск и Коломна присоединены к Московскому княжеству князем Юрием (Георгием) Даниловичем: первый в 1303 году, будучи взят изгоном (захвачен) у удельного князя Святослава Глебовича (из князей смоленских), а второй удержан за Москвой в силу войны и победы над князем Константином Романовичем (из князей рязанских), в 1305 году. О Звенигороде же и Рузе в княжение Георгия Даниловича вовсе не упоминается; они являются впервые лишь в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты: следовательно, заключают отсюда, они приобретены им, а как о насильственном завладении ими нет речи у летописцев, стало быть эти города приобретены посредством купли. Но такое заключение, по внимательной проверке, оказывается неверным, и главным образом – относительно предполагаемого времени приобретения. Стоит только обратить внимание на географическое положение городов: Москвы, Звенигорода, Можайска и Коломны, – лежащих по течению Москвы-реки (два первые в средине, Можайск в верховьях, Коломна в устье), и на расстояние трех последних городов от срединного пункта Москвы (Звенигород в 48 верстах, Можайск в 97 верстах, Коломна в 94 верстах), дабы убедиться, что Москва, владея Можайском с 1303 года (в верховьях Москвы-реки) и Коломною (на устье р. Москвы) с 1305 года, не могла не быть в то же время владетельницею Звенигорода и Рузы, из коих первый в военном отношении долженствовал быть и тогда, как был долгое время и впоследствии, передовым постом – сторожею и караулом (названия, доселе сохранившиеся в именовании Савина монастыря – Сторожевским и окрестного села – Карауловым) Москвы со стороны Литвы и ее союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

А.А. Половцов Георгий (Юрий) Данилович, великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Данилович, великий князь Владимирский, старший сын князя Даниила Александровича Московского, внук Александра Невского, родился в 1281 году. От отца, умершего 5 марта 1303 (1304) г., Юрий унаследовал Москву и Переяславль. Дядя его, великий князь Андрей Александрович, сильно добивался Переяславля, но Юрий удержал его за собой. В том же 1303 г. он участвовал с братьями в походе на Можайск, окончившемся взятием этого города и пленением князя. В следующем году умер великий князь Андрей Александрович, и началась ожесточенная борьба из-за великого княжения между Юрием Московским и Михаилом Ярославичем Тверским. Последний имел преимущество старшинства пред своим двоюродным племянником, но, несмотря на это, Юрий явился его соперником в добывании великого княжения, опираясь на свою силу. Когда Михаил Тверской отправился в Орду за ярлыком, то и Юрий поехал вслед за ним. Во Владимире митрополит Максим уговаривал его не ходить в Орду и не спорить с Михаилом и ручался от своего имени и от имени матери Тверского князя, что Михаил даст ему из его отчины, что он только пожелает. Юрий ответил, что он идет в Орду по своим делам, а не искать великого княжения. Тверские бояре хотели перехватить его на дороге, но он пробрался другим путем. В отсутствие Михаила и Юрия их братья и бояре, поддерживая интересы своих князей, довели дело до кровопролития. Не успев схватить Юрия, тверичи пошли на Переяславль, но были разбиты князем Иваном Даниловичем Калитой. Когда Юрий явился в Орду, то татарские князья сказали ему, что дадут ему великое княжение, если он даст выходу (дани) больше Михаила. Юрий обещал дать больше, но Михаил надбавил еще больше и получил ярлык на великое княжение. В 1305 г. Михаил по возвращении из Орды ходил на Юрия, но неизвестно, чем кончился этот поход. Юрий, по замечанию Соловьева, был совершенно в уровень своему времени: приобретать и усиливаться во что бы то ни стало – было главной его целью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Антон Анатольевич Горский Глава вторая. Ослушник двух ханов: Юрий Данилович (1303–1325) Первым деянием нового московского князя Юрия, старшего из пяти сыновей Даниила Александровича, стал поход на Можайск. Как говорилось выше, Можайск перешел под власть Москвы, скорее всего, еще в 1291 г. После смерти Даниила смоленские князья (возможно, в союзе с Михаилом Тверским) попытались вернуть это владение; в Можайске обосновался Святослав Глебович (княживший тогда скорее всего в Ржеве, т.е. на границе с московскими и тверскими землями) 239 . Юрий с братьями занял Можайск, Святослав был взят в плен и отвезен в Москву 240 . Осенью того же года возвратился из Орды великий князь Андрей Александрович, после чего в Переяславле состоялся княжеский съезд. По его итогам Переяславль остался за Юрием, но, по-видимому, с условием, что после смерти Андрея Александровича он отойдет к его преемнику на великокняжеском столе 241 . Такой итог съезда позволяет предполагать, что Даниил Александрович попытался каким-то образом подкрепить в Орде свои притязания на Переяславль и это имело успех, хотя и ограниченный; возможно, Тохта не захотел чрезмерно усиливать Андрея. Великий князь Андрей скончался 27 июля 1304 г. 242 Если бы Даниил Московский пережил брата, он, как следующий по старшинству среди князей Северо-Восточной Руси, имел бы преимущественные права на владимирский стол. В сложившейся же ситуации старейшим был Михаил Тверской: он остался единственным внуком князя Ярослава Всеволодича. Юрий Данилович правами на великое княжение не обладал: по родовому принципу он был младше не только Михаила Тверского, своего двоюродного дяди, но и сына Андрея Александровича Михаила – своего двоюродного брата, а по отчинному даже в перспективе не имел оснований претендовать на Владимир, так как Даниил, его отец, великим княжением не владел. Ранее были случаи, когда князь, не являвшийся «старейшим» среди потомков Ярослава Всеволодича, оспаривал великое княжение. Но во всех случаях это был второй по старшинству князь (имевший к тому же права на великое княжение «по отчине»): с Ярославом Ярославичем (1264–1271) боролся его младший брат Василий, с Василием (1272–1276) его старший племянник Дмитрий Александрович, с Дмитрием (1277–1294) его младший брат Айдрей, с Андреем – младший из Александровичей Даниил. Другие князья, независимо от того, насколько сильны они были, в борьбу за великое княжение не вступали. Теперь же Юрий нарушил традицию, предъявив претензии на великокняжеский стол 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Сицкие, князья Сицкие , князья, получили свое прозвание от реки Сити, по которой были расположены их владения; остатки территории Сицкого княжества сохранились до наших дней в виде 77 селений и деревень по обоим берегам этой реки. Река Сить (приток Мологи) протекает в настоящее время в Моложском уезде Ярославской губ., а в удельно-вечевую пору находилась в Ростовской области, и на берегах ее произошла в 1238 г. битва между татарами и великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем: он расположился станом на реке Сити со своими племянниками Васильком Ростовским, Всеволодом Ярославским и Владимиром Угличским, намереваясь по-видимому, пробраться в новгородские владения, но был застигнут татарами и пал в жестокой битве 4 марта 1238 г. Последствием этой битвы, как известно, было порабощение татарами всей северо-восточной Руси. В конце XIV или в начале XV в. княжество Сицкое (Ситское) выделилось из Моложского княжества, которое в свою очередь до первой половины XIV в. составляло часть Ярославского княжества, одного из удельных княжеств Ростовских. Самостоятельной жизнью Сицкое княжество жило недолго: не более столетия, т. е. до половины или исхода XV в. Первым князем Сицким был сын второго удельного князя Моложского Феодора Михайловича – Семен, известный только по родословным (колено XVII от Рюрика). У кн. Семена Феодоровича было два сына: кн. Борис, бездетный, убитый в Суздальском бою с татарами в 1445 г., и кн. Петр, которым и заканчиваются независимые Сицкие удельные князья. Единственный его сын, кн. Феодор Петрович Кривой, является уже служилым князем у великого князя Московского Uoahha III и становится родоначальником князей Сицких, служивших московским государям до 1644 г.: в этом году род их угас со смертью князей Андрея Даниловича (в иноках Авраама), Алексея Юрьевича и Юрия Андреевича (см. ниже 20, 22 и 23). Князья Сицкие, в большинстве своих представителей, не занимали высоких служебных должностей, за исключением внука кн. Феодора Петр. С., кн. Василия Андреевича († 1578 г.) и некоторых потомков последнего, достигших чина боярина; это возвышение зависело от брачных союзов кн. Василия Андреевича и его сына кн. Ивана Васильевича. Оба они были женаты на Романовых: первый на Анне Романовне, старшей сестре Анастасии Романовны, первой жены царя Uoahha IV , а второй на ее родной племяннице, Евфимии Никитишне, сестре патриарха Филарета Никитича. Породнившись с сильной фамилией Романовых, кн. Вас. Андр. Сицкий приходился свояком царю Иоанну IV, а сын его кн. Ив. Вас. – двоюродным братом царю Феодору Иоанновичу и патриарху Филарету и дядей, по жене, царю Михаилу Феодоровичу Романову.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗВЕНИГОРОД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Центр Звенигорода. Фотография с сайта ru.wikipedia.org Предположительно был основан Юрием Долгоруким в 1152 году. Впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году: " А се даю сыну своему Ивану Звенигород " . Так город становится центром удельного Звенигородского княжества Ивана Ивановича , сына Калиты, которое существовало в 1339 — 1492 годах, хотя первые звенигородские князья обычно жили в Москве. Князья создавали здесь опорные пункты, держали дружину и собирателей дани. Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком. По завещанию Дмитрия Донского 1389 года Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу , который превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и жил здесь почти постоянно до 1425 . В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. Вокруг кремля была создана система земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями, остатки валов сохранились и поныне. В основании вала были поставлены деревянные бревенчатые срубы, заполненные плотной глиной. Внешняя сторона вала также была густо покрыта глиной. Подобную крутую (до 70 градусов) наклонную плоскость достаточно было слегка полить водой, чтобы сделать ее скользкой и недоступной для нападающих. Вся верхняя площадка вала и внутренний его скат были тщательно вымощены мелким булыжником, так, что даже в самую сырую погоду воинам легко было взойти на боевую площадку вала. По углам кремля были поставлены четыре башни, одна из которых была проездной. Кроме того, крепость защищали широкие овраги. По тем временам это было мощное фортификационное сооружение. В 1398 году в 1,5 км от города на горе Сторожи, на средства князя Юрия, его духовным наставником преподобным Саввой , был основан монастырь . Около 1399 года в центре Городка возвели белокаменный Успенский собор , в 1405 был возведен белокаменный Рождественский собор в монастыре.

http://drevo-info.ru/articles/18157.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Домид, псковский священник, книгописец Домид (кон. XIII – нач. XIV в.) – псковский священник, книгописец псковского Пантелеймонова монастыря, в 1307 г. переписавший Апостол-апракос (пергаменная рукопись, устав, в 4°, на 180 л., ГИМ, Синод. собр., 722). На 180 л., в правой колонке помещена запись, из которой мы узнаем имя писца (оно дано в конце приписки тайнописью), имя заказчика рукописи – игумена псковского Пантелеймонова монастыря Изосимы, который «вда» эту книгу в свой монастырь, время написания книги. Наибольший интерес, однако, представляет центральная часть записи, в которой Д. в следующих словах говорит о событиях 1307 г.: «Сего же лета бысть бой на Русьской земли: Михаил с Юрьем о княженье Новгородьское. При сих князех сеяшется и ростяше усобицами, гыняше жизнь наши в князех которы и веци скоротишася человеком». Впервые обратил внимание на эту фразу К. Ф. Калайдович, отметивший сходство ее с тем местом «Слова о полку Игореве» (см. Автор «Слова о полку Игореве»), где говорится об усобицах Олега Святославича Черниговского: «Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, в княжих крамолах веци человеком скратишась». Н. М. Карамзин в примеч. 227 4-го тома своей «Истории» также отметил сходство приписки к Апостолу 1307 г. с соответствующим отрывком из «Слова». В настоящее время существует пять точек зрения на характер соотношения записи Д. с текстом «Слова о полку Игореве». 1. Имея в виду междоусобную распрю между Михаилом Ярославичем Тверским и Юрием Даниловичем Московским, достигшую своего апогея в 1306–1307 гг., Д. отметил это в своей записи цитатой из «Слова о полку Игореве». Д. несколько переработал текст «Слова», заменив выражение «жизнь Даждь-Божа внука» оборотом «жизнь наша» (это следует объяснять как тем, что Д. – монастырский писец и человек XIV в., так и тем, что он имел в виду судьбу свою собственную и своих соотечественников). Кроме того, «текст записи дает несколько более архаичные формы, чем текст “Слова”» (Якубинский.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

При поновлении иконостаса в Московском Успенском Соборе, за ним оказалась каменная стенка во всю ширину алтаря, расписанная фресками. В нижнем ряду, по обе стороны царских дверей, шли изображения преподобных, выше их – изображения праздников, а на самом верху разные живописи позднейшего времени. Сама по себе эта стенка не представляет ничего особенного: отделять алтарь от церкви глухой каменной стеной, было очень принято в архитектуре каменных церквей московского периода, и это делалось, конечно, в интересах технических. Довольно указать на Троицкий собор в Сергиевой Лавре, где алтарь загорожен каменной стеной, которая доходит почти что до сводов и служит для них опорой. Эта стена современна стройке собора, что доказывается одинаковой кладкой ее с наружными стенами, а Троицкий собор построен 1422 г. Подобная же стена находится в Савино – Звенигородском монастыре, главный собор которого построен по одному плану с Троицким собором Звенигородским князем Юрием Дмитриевичем. (С.К. Смирнов. Истор. Опис. Саввина Сторож. монаст. изд. 3. с. 133 пр. 19). Стенки эти были не одинаковой величины: в одних церквах выше, в других ниже, но во всяком случай не были низенькими перегородками, а закрывали алтарь на значительную высоту. Летописи ничего не сказали о времени устройства и виде этой преграды в Успенском соборе, но не может быт сомнения, что она современна кладке собора при Аристотеле, и не была чем-нибудь новым в тогдашней архитектуре. Будь это последнее, летописи, конечно, не пропустили бы случая упомянуть о ней: отметили же они особенности нового собора в сравнении с прежним его устройством, не забыв упомянут о лишней паре столбов, поставленных Фиоравенти, о крытой каменной паперти и о латынском крыже, высеченном над горним местом. Позднейшие описи собора также молчат о ней и занимаются перечнем поясов или тябл иконостаса: видно, что в то время она уже была потеряна из виду и закрыта иконостасом. Что же касается фресок, то и они не составляли тайны, по крайней мере, для занимавшихся московскими древностями. Уже покойный Снегирев в своем описании Успенского собора сделал следующее замечание: «фрески и лики святых, говорит он, обнаружились в 1812 году, когда святотатственные руки сдвинули с места образа иконостаса». Потом на них натолкнулись при поновлении живописи в 52 году, но, к сожалению, без всякой пользы для науки и, по-видимому, без всякой мысли об их археологическом значении. Теперешняя комиссия по реставрации Успенского собора впервые вывела их на свет Божий и подвергла внимательному осмотру. Ей обязаны мы точными снимками с этой замечательной стенописи и обеспечением ее дальнейшей будущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Прохор, святитель, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский (в схиме Трифон) († 1328; память 7/20 сентября, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых) В конце 1310 года уже в сане игумена Спасо-Ярославского монастыря присутствовал на Соборе, созванном по вопросу взимания митрополитом со священников мзды за поставление на церковные степени. В марте 1311 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром († 1326; память 24 августа/6 сентября, 21 декабря/3 января) в Твери хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского. В 1314–1315 году основал Толгскую обитель на речке Толге в память явления ему образа Божией Матери. В 1319 году ездил в Тверь мирить великих князей с Московским князем Юрием. В 1325 году вместе с митрополитом Петром и тремя другими епископами в Москве участвовал в погребении убитого великого князя Юрия Даниловича. 14 августа 1327 года освятил в Москве Успенский собор, строительство которого было начато 4 августа 1326 года, при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой. В 1328 году удалился на покой в Спасо-Ярославский монастырь. Скончался 7 сентября 1328 года, приняв перед смертью схиму с именем Трифон. О святителе Прохоре предание говорит, что это был муж праведной жизни, обладавший всеми добродетелями древних христианских епископов. В 1314 году, 8 августа, неподалеку от Ярославля, при впадении в Волгу речки Толги, епископу Прохору явилась икона Божией Матери. По пути в Ростов епископ Прохор заночевал на берегу Волги. Ночью он увидел огненный столп и мост через Волгу. Святитель по мосту перешел Волгу и увидел свет от иконы Божией Матери, находящейся на огненном столпе. Долго молился святитель перед иконой, а затем по мосту возвратился в шатер. Утром епископ Прохор переплыл Волгу и на месте явления образа «нача своима рукама сещи лес», как говорится в одном из сказаний о явлении Толгской иконы, «и очищати место оное и готовити древа на церковь , тожде и вси творяху со усердием и заложиша тогожде дне церковь малу...» Церковь епископ Прохор посвятил Введению во храм Пресвятой Богородицы, установил 8 августа день празднования явления иконы и, «поставивши к новоустроенной церкви игумена, назначил там быть мужской обители». Явленная икона прославилась многими чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А.А. Половцов Константин Михайлович, великий князь Тверской Константин Михайлович, сначала князь Дорогобужский, потом великий князь Тверской, сын вел. кн. Тверского Михаила Ярославича, род. в 1306 г., ум. в 1346 г. В летописях упоминается, как лицо действующее, с 1318 г. В этом году он отправился в Орду вместо отца, бывшего тогда во вражде с Юрием Московским, по-видимому, более в качестве заложника, чем в качестве ходатая. Хан, в гневе на Михаила, хотел уморить Константина голодом, но не привел своего намерения в исполнение, желая видеть у себя в Орде его отца. В начале сентября 1319 г. Константин встретился с отцом на устье Дона; Михаил понимал, что мало вероятия ему уехать из Орды, где сильно действовал против него Юрий Данилович Московский, и дал сыну наставление об устроении дел княжества, а перед самой казнью отослал его к ханше Баялыни, которая утешала юного княжича и защитила его и его бояр от врагов отца его. По совершении казни над Михаилом, Юрий Московский взял с собой в Москву Константина с тверскими боярами и тело великого князя Тверского. В 1320 г. Константин выкуплен был за 2000 руб., и в этом же году женился на Софье, дочери Юрия, вероятно, в знак примирения, составлявшегося при выкупе тела Михайлова Александром Михайловичем. В 1327 г. произошло известное избиение татар в Твери и в. кн. Александр, избегая ханского мщения, ушел во Псков; Константин также ушел в Ладогу; Тверь опустошена была татарами. Константин и брат его, Василий Кашинский, возвратились домой, «препочивши от великия печали и скорби и седоша в Твери в велицей нищете и убожестве, понеже вся земля Тверская пуста... и начаша помалу сбирати люди и утешати от великия печали и скорби». Старшим между тверскими князьями, а, следовательно, претендентом на Тверской стол оказывался теперь Константин; в следующем году он и получил в Орде ярлык на великое княжение Тверское. Мало-помалу Тверь начала оправляться от татарского погрома, но Константин не мог уже и думать о первенстве и даже о борьбе с Москвой: он беспрекословно ходил с Калитой на брата своего Александра, которого князья должны были доставить в Орду, и вообще держался по отношению к Калите, как его подручник. В 1331 г. он ездил с Калитой в Орду, в 1333 г. участвовал в походе Московского князя на Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Прохор, святитель, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский Прохор (в схиме Трифон) – св., епископ Ростовский и Ярославский, родился в середине XIII в. Биографические сведения о нем неизвестны до 1310 г.; в конце же 1310 или в начале 1311 года Прохор, будучи игуменом Ярославского Спасо-Преображенского монастыря, присутствовал, вместе с своим епархиальным Ростовским архиереем Симеоном, на Переяславль-Залесском соборе, созванном по вопросу о правильности взимания митрополитом со священников мзды за поставление их в церковные степени. В марте 1311 года, по смерти еп. Симеона, Прохор был посвящен митр. Петром в Твери во епископы Ростовские. В начале 1315 года Прохором была основана Толгская обитель на речке Толге (в 8-ми верстах от Ярославля). В 1319 г. он ездил в Тверь мирить ее князей с Юрием Даниловичем Московским, а в 1322 г., как рассказывают летописи, своим предстательством спас Ростов от нашествия ханского узбека Ахмыла. В 1325 г. еп. Прохор, вместе с митр. Петром и тремя другими епископами, хоронил в Москве убитого вел. кн. Юрия Даниловича, а в 1327 г., уже после смерти Петра, освящал там же заложенный последним Успенский собор. В начале следующего года Прохор, после 16-летнего служения Ростовской церкви, удалился на покой в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, где и скончался 7-го сентября 1328 г., приняв перед смертию схиму. Похоронен Прохор за алтарем Преображенской церкви того же монастыря. Память его, как местного святого, чтится 7-го сентября, хотя канонизован он не был. Прохором же было составлено, вероятно в августе 1327 г., первое «житие» св. митрополита Петра. Житие это, отличаясь безыскусственностью и простотою изложения и краткостью формы, напоминающей проложные рассказы, чрезвычайно важно, как написанное современником, лично знавшим покойного святителя. Сохранилось оно в немногих списках (некоторые из них указаны Н. Барсуковым в «Источниках Русской Агиографии», стр. 447–48), так как было вытеснено из обращения следующим житием, написанным митр. Киприаном более литературно, для которого однако послужило главным источником при составлении. Кроме упомянутого жития св. Петра, Прохору приписывают еще составление канона и службы в честь святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010