гривен серебра - см.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 371). Однако в 1315 г. тверские наместники в Новгороде были арестованы и помещены на архиепископском дворе. В нач. 1316 г., после тяжелого поражения новгородцев под Торжком от тверского войска, Д. вновь ездил в Тверь. Был заключен новгородско-тверской мирный договор, согласно которому новгородцы признали Михаила Ярославича своим князем и обязались выплатить 12 тыс. «серебра», после чего князь обещал отпустить захваченных заложников (ГВНиП. 11; ср.: Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. С. 269). Неск. иначе сообщают о результатах поездки Д. в Тверь летописи. Согласно НПЛ, «не послуша князь» Д. (С. 95, 337); по Рогожскому летописцу, отразившему тверское летописание этого периода, новгородцы уплатили выкуп 5 тыс. гривен (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 36). Во время своего пребывания в Твери Д. должен был присутствовать при состоявшейся тогда хиротонии Тверского еп. Варсонофия . Зимой 1318 г. Д. в составе делегации новгородцев во главе с московским и новгородским кн. Георгием (Юрием) Даниловичем (его войско было разбито тверичами в Бортеневской битве 22 дек. 1317 г., после чего князь бежал в Новгород) участвовал в заключении на Волге (на территории Тверского княжества) новгородско-тверского мирного договора (ГВНиП. 13; Кучкин. С. 336-337). В тексте договора Д. не упоминается. 28 янв. 1323 г. в Новгороде при участии архиепископа был заключен новгородско-ливонский договор о союзе, направленный против Литовского великого княжества и союзного с ним Пскова (ГВНиП. 37). Несмотря на значительную роль архиерея во внешнеполитической деятельности Новгородской республики, его участие в заключении договоров не являлось правилом. Так, без Д. был заключен 12 авг. 1323 г. Ореховский мирный договор между Новгородом и Швецией, определивший границы между гос-вами. Сохранились печати Д. (с именем и титулом на одной стороне и образом Богоматери «Знамение» на другой, их особенностью является украшенный «арабесками» нимб Богоматери; см.: Янин В.

http://pravenc.ru/text/168494.html

Когда же святитель Максим скончался, великий князь Киевский Михаил, святой Божий человек, живший в то время во Владимире и имевший также в уделе город Тверь (а потому вошедший в историю как Михаил Тверской), пожелал, чтобы Киевским митрополитом стал его единомышленник Геронтий. И он отправляет Геронтия в Константинополь, чтобы тот принял от Патриарха Константинопольского посвящение на кафедру святителей всея Руси. Но одновременно и благочестивый галицкий князь Юрий Львович направляет в Константинополь Петра, игумена обители на Рате, и там, в Константинополе, совершается действительно Божественное избрание — Патриарх избирает не посланного великим князем Геронтия, а посланного князем Юрием будущего святителя Петра, и на него возлагаются святительские одежды. Как святитель Киевский и всея Руси, Петр возвращается на Русь и поселяется в Киеве. Это было очень рискованно, город регулярно разорялся, и митрополит всея Руси мог погибнуть. Все же целый год святитель Петр жил на исторической кафедре, но затем, как того требовало благоразумие, удалился в город Владимир-на-Клязьме под охрану великого князя и здесь совершал свое служение. А затем, несомненно по воле Божией и Его промыслу, он покидает Владимир, который был в то время столицей Руси, и отправляется в Москву. Князь Иван Данилович Калита, любивший Москву, предложил ему приехать в этот город, и, откликнувшись на эту просьбу, святитель Петр прибывает в Москву, где закладывает общерусский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — на том самом месте, где мы сейчас стоим. С этого святого храма и началась новая история Руси с центром в городе Москве. Святитель Петр не дожил до освящения собора — он вскоре скончался и был торжественно похоронен прямо здесь, в строящемся храме. А ныне его мощи пребывают вместе с нами, освящая этот престол Патриархов Московских и всея Руси. По воле Божией именно в этом соборе совершались самые выдающиеся события нашей гражданской и церковной истории. И какая же нам радость начать в 2013 году торжественные богослужения именно с Литургии у мощей святителя Петра, в день его памяти, под сводами исторического Успенского собора, который и определил Москве быть столицей!

http://pravoslavie.ru/58550.html

Наконец одна из надписей на полях того же церковного устава даёт там намёк и на то, кто именно из князей Воротынских был основателем Троицкой обители; под 27 числом сентября замечено: «в сий день память творити на преставление по князи по Владимири по Ивановичи по Воротынском; корм большой и питие братии с выносом из трапезы, а милостыни из казны рубль на братию; а дано по нем на ту память в дом Живоначальной Троице село Ладыгино, да деревня Ноздринская. Для обследования же обстоятельств, при которых вероятнее могла возникнуть описываемая нами обитель, бросим беглый взгляд на историю соседственных Троицкой обители городов: Перемышля и Воротынска (от основания их до начала XVI столетия). Оба эти города принадлежали к числу городов древней области Вятичей, которая в XII веке составляла особый удел в потомстве Святослава, сына Ярослава I. Воротынск по летописям упоминается в первый раз в 1115 году, по тому поводу, что в этом году Святослав Ольгович князь Черниговский поменялся несколькими городами с племянником своим Святославом Всеволодовичем; в числе этих городов значится и Воротынск. Перемышль, хотя и упоминается гораздо позже, но, по мнению Татищева 10 , он был построен в XII веке (около 1152 года) Великим князем Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и получил свое название в честь Перемышля – Галицкого, ибо сей князь, скорбя о лишении Киевского престола, (занятого тогда племянником его Изяславом), не только новопостроенные города своего восточного суздальского удела украшал именами далекой полуденной родины, но и самим рекам любил давать название южных. Однако впоследствии Перемышль, как основанный в земле Вятичей, составлявшей коренной удел потомков мученика веры Михаила, князя черниговского, перешёл в их владение; по крайней мере известно, что в XIV столетии он уже имел своих удельных князей из рода Св. Михаила 11 . С усилением Москвы и Перемышль подпал, наравне с другими городами, верховному её владычеству. Иоанн Данилович Калита, Великий князь Московский, отправляясь к Хану Узбеку «и не зная, что Всевышний готовит ему в Орде», душевной грамотой (1332 года) распределил принадлежащие ему города между своими детьми; в числе их видим и Перемышль, который был тогда назначен им сыну своему Андрею; стало быть он в то время уже принадлежал Московскому Княжению, хотя, вероятно, и продолжал иметь своих удельных князей. От князя Андрея он перешёл во владение сыну его Владимиру Андреевичу, доблестному сподвижнику Великого князя Дмитрия Иоанновича Донского в день Мамаева побоища.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Начало трагедии положила внезапная смерть Кончаки, породившая нехорошие слухи. Пытаясь объяснить свою невиновность Узбеку, Михаил отправляет в Орду 12-летнего сына Константина, который становится заложником для выманивания отца. В августе 1318 года Анна проводила князя в ставку хана, понимая, что видит мужа живым в последний раз. В Орде Михаила, не желая слушать, схватили, жестоко пытали, а затем убили. В Орде Михаила, не желая слушать, схватили, жестоко пытали, а затем убили Тяжело для жены хоронить мужа, но еще тяжелее предавать земле тела своих детей. Старший сын Анны, во многом походивший на Михаила Тверского в мужестве и прямоте, Дмитрий, в 1322-м году отправился в Орду. Очевидно, что молодой князь задумал отомстить за смерть отца. Договорившись с ханом Узбеком о возвращении Владимирского княжества под власть Твери, Дмитрий столкнулся в Орде с коварным Юрием Даниловичем. Расправившись с убийцей отца, тверской князь потерял расположение Узбека, был заключен под стражу и через год казнен. Дмитрий Тверской был народным любимцем, а за свою смелость и прямоту получил от людей прозвище Грозные Очи. Возможно, его смерть стала одной из последних капель в чаше терпения тверичей. В августе 1327 года мелкая ссора между местным жителем и ордынцем переросла в массовое побоище, закончившееся полным уничтожением захватчиков на Тверской земле. В отместку татары устроили жителям княжества такое разорение, какого они ни до, ни после не видели. Сын Анны Кашинской Александр с семьей бежал в Литву, где скрывалась сама княгиня – неизвестно. Позже Александр все же вернулся в разоренную родную землю и решил попытаться наладить отношения с Ордой. Но его поездка к хану, по сложившейся печальной традиции, стала неудачной: он был казнен вместе с сыном Феодором. Образ ангельский Кончина мужа, сыновей и внука оказали мощное влияние на Анну и ее последующую жизнь. По сложившейся традиции, на Руси вдовы не выходили замуж повторно, а зачастую отдавали предпочтение иноческой жизни. Не стала исключением и перенесшая серию потрясений княгиня Анна. Недалеко от Тверского кремля золовка Анны устроила монастырь во имя Святого Афанасия. В нем-то княгиня и приняла постриг с именем София. Точное время пострига Анны неизвестно, но в 1358-м году в житии она упоминается уже с иноческим именем. Монахиня посвятила себя молитве и посту, оказывая послушание сестрам и общаясь из мирских людей только с сыном Константином.

http://pravoslavie.ru/133054.html

Статью Симеоновской летописи 6815 г. принято датировать по ультрамартовскому стилю, т.е. 1306/07 г. 254 . Но последнее ее сообщение – о смерти митрополита Максима – говорит о событии, имевшем место в декабре 1305 г. 255 . Поэтому правомерно поставить вопрос – не относятся ли и предшествующие события к 1305 г.? 256 В первом из известий, помещенных под 6815 г., обращает на себя внимание, что ничего не сказано о самом походе или поездке Юрия в Рязань, а упоминается только его возвращение. Этой неувязки не будет, если признать, что речь идет о возвращении Юрия через Рязань из Орды (про отъезд в которую говорилось выше, под 6813 г.). Но Юрий возвращался из Орды не в 1306, а в 1305 г., так как Михаил тогда ходил на Москву «на князя на Юрья». В этом случае следует предположить, что события, распределенные между статьями 6814 (возвращение Михаила с ярлыком на великое княжение и его поход к Москве) и 6815 гг., являют собой перечень происшедшего в конце 1305 – начале 1306 г. (перечень, возможно, сложившийся в результате компиляции сведений двух источников – московского и тверского). «Таирова рать» тогда – это действия приданного возвращающемуся с ярлыком Михаилу татарского отряда во главе с ханским послом. Скорее всего, Юрий, уехав из Орды ни с чем, задумал сопротивляться стремлению Михаила овладеть Переяславлем и постарался заручиться поддержкой рязанских князей – Ярославичей (которым в 1300 г. помог его отец). Ответом Михаила стал поход на Москву вместе с татарским послом, в результате которого Юрию пришлось поступиться Переяславлем. Однако в последующие годы Юрий предпринял попытку спорить с Михаилом за княжение в Новгороде Великом: в 1307 г. Михаил с Юрием воевали по поводу новгородского княжения 257 , а окончательно великий князь сел в Новгороде только 14 июля 1308 г. 258 . После этого он еще раз ходил походом на Москву. По-видимому, теперь Михаил рассчитывал окончательно сокрушить своего соперника и, возможно, посадить на московский стол одного из отъехавших в Тверь братьев Юрия 259 . Но бой у стен Кремля 25 августа 1308 г. («на память святого апостола Тита») не принес Михаилу успеха 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Рукописание Магнуша», описывающее одну из крупных военных побед Новгородской республики, зашищавшей северо-западные рубежи Русской земли, пользовалось большой популярностью (особенно – в новгородской литературной традиции), неоднократно включалось в летописи, сопровождалось миниатюрами. Β настоящем издании текст печатается по Софийской первой летописи (ПСРЛ, т. V, СПб., 1851) по древнейшему ее списку (до 1481 г.) – (РГАДА, ф. 135, собр. Оболенского, отд. 5, рубр. 2, 3, лл. 368–369 об.) с необходимыми исправлениями. В 6860 (1352) год. Завещание Магнуша, короля шведского . Вот я, князь Магнуш, король шведский, нареченный в святом крещении Григорием, уходя из этого мира, пишу завещание при жизни своей и приказываю своим детям, и своим братьям, и всей земле Шведской: не нападайте на Русь, если крест в том целовали – нет нам в этом удачи. Первым пошел войной мессер Бельгер и вошел в Неву; и встретил его князь великий Александр Ярославич на Ижоре-реке, и самого прогнал, а рать его побил. И потом брат мой Маскалка, войдя в Неву, город поставил на Охте-реке, посадников своих со множеством немцев там посадил, а сам пошел за море. И пришел великий князь Андрей Александрович, город взял, а наместников и немцев побил. И потом было нам размирие с Русью сорок лет. И потом, через сорок лет, заключили мы мир вечный на Неве с великим князем Юрием Даниловичем, земли и воды разделили, кому чем владеть, грамоты написали и скрепили печатями. И потом, через тридцать лет, я, Магнуш-король, нарушив мир, поднялся со всею землею Шведскою, и вошел в Неву, и взял город Орехов, и наместников своих в городе посадил, а с ними часть войска оставил, а сам пошел за море. И потом новгородцы пришли, город свой взяли, а наместников и немцев, которые были в городе, перебили. И я, не остерегшись этого, через год опять пошел к Орехову со всею Шведскою землею; и дошла до меня весть, что новгородцы под Ореховцем. И потом я опять пошел под Копорье, и под Копорьем ночь ночевал; и весть ко мне пришла: новгородцы на побережье. И я, услышав это, побежал за море; из-за волн с парусами было не справиться, и поднялась буря сильная, и потопила рати моей много в устье Наровы-реки. И пошел я в землю свою с остатком войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвышению Москвы вроде бы не способствовала и династическая ситуация. Стоит напомнить, что князь Даниил Александрович Московский, возглавивший княжество в конце XIII в., был всего лишь четвертым сыном Александра Невского . Причем он даже не успел побывать великим князем, ибо умер раньше своего старшего брата Андрея. В свою очередь, и Иван Данилович Калита — это тоже четвертый сын Даниила. По всем признакам Иван Калита — четвертый сын четвертого сына Александра Невского! — не имел, казалось бы, даже возможности занять великокняжеский стол, ибо не обладал никакими правами на «старейшество». К примеру, тверской князь Михаил Ярославич перед сыновьями Даниила Юрием и Иваном имел преимущество третьего поколения перед четвертым. И все же именно Московское княжество оказалось той центростремительной силой, которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство. Еще в конце XIII века Москва являлась небольшим и небогатым уделом, там даже не всегда были князья. В начале 1280-х гг. Москва досталась младшему, четвертому сыну Александра Невского — Даниилу Александровичу. Именно Даниил Александрович (1261—1303) и стал родоначальником московской княжеской династии. Впервые Даниил выступил на политической арене в 1282 г., когда принял участие в усобице старших братьев на стороне Андрея. Московский князь старался не проявлять активности в этой войне и, по возможности, дистанцировался от Орды. Как сообщает Житие святого, мудро, «имея разум богопросвещенный», управлял Даниил Александрович своим княжеством. Он был смелым воином, стойко оборонял родные земли. Как и всем прочим русским правителям того времени, Даниилу Александровичу приходилось участвовать и в междоусобных войнах. Но московский князь отличался редким для той поры миролюбием. Он старался большинство споров своих братьев-князей решать миром, умирял их раздоры. И недаром древние песнопевцы именовали Даниила Александровича с любовью — «Братолюбец».

http://pravmir.ru/svyatoj-daniil-moskovs...

Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься. Ратский игумен Петр возведен будет на престол Русской митрополии» Святитель Петр, митрополит Московский По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир. В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Святитель Петр принял сторону последнего, вследствие чего на него было возведено обвинение перед патриархом со стороны Тверского епископа Андрея. Для суда в 1311 году был созван собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой. Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия, а враждовавших между собою князей призывал к миролюбию и единству. В 1313 году, когда ханом стал Узбек (первый хан, принявший ислам), святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая – церковные люди по всем делам, не исключая уголовных, были подчинены суду митрополита. Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, митрополит Петр принял сторону Ивана Калиты. Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще поселком в стенах Кремля, но уже тогда шумным и многолюдным Путешествуя по Руси, Святитель все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще маленьким поселком в стенах современного Кремля, но уже тогда это был достаточно шумный и многолюдный город. Митрополит Петр нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Рать, где прежде он был игуменом. Именно здесь и был устроен будущий Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь . Святитель Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – своего небесного покровителя – и Павла , отчего монастырь изначально именовался Петропавловским (и даже спустя более чем триста лет после переосвящения его главного храма, уже в честь самого святителя).

http://pravoslavie.ru/73397.html

Исключения составляют: город Дмитров, основанный в честь рождения у князя Юрия сына Всеволода, с собором Димитрия Солунского; Юрьев-Польской (названный Юрием Долгоруким именем собственного небесного покровителя) с собором Георгия Победоносца; старейшие города княжества Ростов и Владимир с Успенскими соборами (они наследовали традиции Киево-Печерского монастыря) и Суздаль с Христорождественским собором; в Костроме мы знаем о существовании в XIII столетии церкви Федора Стратилата, которая, возможно, была городским собором. Все города с Преображенскими соборными престолами являлись княжескими резиденциями, выполняя функцию центров княжеского влияния в крае. Как видим, Москва не была исключением из этого правила. Становление Москвы как объединительного центра, сначала раздробленного Владимиро-Суздальского княжества, а потом и всех русских земель, также связано с градостроительной политикой великих князей московских. В правление Ивана Даниловича Калиты Москву избирает постоянным местом пребывания митрополит Киевский и всея Руси Петр. Именно с фактическим переносом митрополичьей кафедры из Владимира в маленькую Москву связано строительство на месте деревянной княжеской церкви Димитрия Солунского белокаменного Успенского собора. Таким образом, московский Успенский собор наследует Успенскому собору столицы княжества — Владимиру-на-Клязьме. Более того, митрополит Петр определил Успенский собор местом своего погребения, его завещание Ивану Калите звучит предсказанием будущего процветания города и обетованием его царственности среди городов русских: «Аще мене, сыну, послушаеши и храм Пречистыя Богородицы воздвижеши во своем граде, и сам прославишися паче иных князей и сынове и внуце в роды и роды. И град прославлен будет во всех градех Руских, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плеща враг его, и прославлен Бог в нем; еще же мои кости в нем положении будут». Мощи митрополита Петра (ведь Петр с еврейского переводится как камень) положены в основании Успенского собора и в основании Москвы как столицы Русского государства. Московский конец света

http://pravmir.ru/gorod-budushhego/

Максимилиан, кастелян черский и коронный надворный подскарбий 1655; женат на Елене Казановской Князь Юрий, воевода сандомирский и великий канцлер коронный, рождение 1595 † 1650; женат: 1) на Изабелле Данилович; 2) на Елисавете Фирлей (от 1-го брака сын и 3 дочери) Самуил, кастелян черский; женат на Екатерине Рлембоцкой София, за Константином Корняктовичь КОЛЕНО X: Николай Константин Юрий, женат на Александре Бельжецкой Станислав, женат на Анне Устржицкой Анна: 1) за Петром Мнишком; 2) за Станиславом Барановским Екатерина, за завихотским кастеляном Станиславом Пржерембским Антоний, женат на Ивановской Балдуин-Христофор, женат на Анне Голуховской, рождённой Зебржидовской Адам-Юрий Иероним (служил в нидерландском войске) Станислав, каноник капитула краковского Ян, мальтийский кавалер Збигнев, аббат покрживницкий Владислав, каноник капитула краковского Александр NN, за равским воеводою Яном Липским София, за перемышльским кастеляном Мартыном Красицким Екатерина, монахиня Князь Франц, женат на Екатерине Дзалынской Княжна Елена-Текла † 1686; за краковским воеводою князем Александром Любомирским Княжна Анна-Терезия, за Сигизмундом Дёнгофом Княжна Урсула-Бригитта, за коронным обозным Самуилом Калиновским Максимилиан, женат на Екатерине Томиславской Сечех (Sieçiech) КОЛЕНО XI: Антоний Александр, женат на Терезие Гошевской Эвва-Клара, за Рафаилом Вензиком Антоний Яков, женат на Терезие Вержбовской Максимилиан, женат на Теодоре Красовской Збигнев Елисавета, за Христофором Хельмским NN, за Станиславом Чижовским Николай, женат на Калинской Юрий, кастелян завихотский Иосиф, кастелян чеховский; женат 1) на Анне Шембек; 2) на Харжевской (от 1-го брака 2 сына, от 2-го брака дочь) Иосиф, женат на Витовской Збигнев КОЛЕНО XII: Иосиф, иезут † 1709 Антоний Анна, за Юрием Ланчинским Эразм-Антоний Стефан Варвара, за литовским хорунжим Войцехом Оборским Екатерина, за Войцехом Годлевским Евфросиния, за Павлом Семницким Терезия, за Мартыном Мошинским Ядвига, за Ржевуцким Збигнев, каноник латеранского капитула в Риме

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010