Несмотря на то, что вина Юрия перед ханом была очевидной (налицо были невыплата дани и неподчинение ханскому решению о передаче великого княжения Дмитрию), Узбек медлил; возможно, его удерживало то обстоятельство, что Юрий был прежде его зятем. Тогда Дмитрий Михайлович «без цесарева слова» убил Юрия. Это случилось 21 ноября 1325 г. 340 (накануне седьмой годовщины гибели Михаила Тверского). Узбек не простил Дмитрию самосуда, и 15 сентября 1326 г. (по-видимому, после долгих колебаний) казнил великого князя 341 . Распространенный взгляд на Юрия Даниловича как пособника Орды 342 критики явно не выдерживает: он является следствием оценки деятельности этого князя сквозь призму одного эпизода – гибели в Орде Михаила Тверского. Рассмотрение же всей политики Юрия в отношении Орды открывает совсем иную картину. В 1304–1305 гг. Юрий, как и Михаил Тверской, старался добиться милости хана и получить великое княжение, но потерпев поражение в соперничестве с Михаилом, повел себя отнюдь не как верный слуга Орды. В то время как в период великого княжения Михаила Ярославича Тверского последний не совершил ни одного действия, имевшего прямую или косвенную антиордынскую направленность, Юрий Данилович косвенно постоянно нарушал ханскую волю, ведя борьбу с Михаилом путем оспаривания части его великокняжеских прав: княжения в Новгороде Великом (до 1308 и 1314–1315 гг.) выморочного Нижегородского княжества (1310–1311). Конфронтация с Михаилом повлекла за собой враждебность ханов: в данный период против московских князей были организованы две ордынских военных акции – в 1305 («Таирова рать») и 1315–1316 гг. (поход Таитемера). Московский князь не пытался домогаться в Орде ярлыка на великое княжение: он не поехал туда при воцарении нового хана, а в 1315 г. отправился не по своей воле, а по требованию Узбека. В сложившейся ситуации, однако, Юрий предпринял все, чтобы заслужить ханскую милость. Но данных о поддержке Ордой Москвы до получения Юрием в 1317 г. ярлыка на великое княжение нет (исключая временное оставление за ним Переяславля в 1303 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

приобрести в митрополите того помощника, которого хотел найти в нём последний. Таким образом, необходимо думать, что тесная связь и дружба митрополита с князем московским, – не с Иваном Даниловичем Калитой, а с его старшим братом Юрием Даниловичем, началась с самой первой минуты прибытия митрополита на Русь. Что это было действительно так, мы имеем на это и положительные доказательства. На соборе переяславском только что прибывший митрополит имеет многочисленную партию светских сторонников: ясно, что этих сторонников создал ему и что во главе этих сторонников стоял князь московский. Тотчас или весьма вскоре после собора переяславского, в 1311 году, сын великого князя, вероятно, всё ещё находившегося, как и во время собора, в Орде, Дмитрий Михайлович пришёл ратью на князя московского, как кажется, вынужденный оберегать великокняжеские права своего отца: Митрополит, ясно являющийся сторонником князя московского, употребил против княжича тверского такую решительную меру, как церковное отлучение. Итак, знакомство св. Петра с Москвой должно было начаться не за год только до смерти, а с самой первой минуты прибытия на Русь, т. е. собственно прибытия в Русь суздальскую или владимирскую. Имея своим врагом великого князя, которому принадлежал Владимир, хотя тот и не жил в нём постоянно, митрополит, естественно, мог находить неудобным и стеснительным для себя пребывание в своём кафедральном городе, а поэтому весьма вероятно предполагать, что с самой первой минуты прибытия на Русь он старался как можно менее жить во Владимире и как можно более в Москве, у своего союзника – князя московского. Что это было действительно так, на это мы имеем указания в летописях. Давая знать о том, что пребывания или проживания Петра в Москве начались с первого времени занятия им кафедры митрополичьей, летописи говорят, что он имел в Москве свой двор на двух местах, – сначала на одном, а потом перенёс на другое (сначала двор находился при церкви Иоанна Предтечи у Боровицких ворот 229 , потом перенесён был на то место, на котором и остался навсегда, – на место нынешней синодальной палаты 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сия убо словеса князь от учителя с радостию прием, начат со тщанием о церкви прилежати и основанней ей бывши начат день от дне спеяти и воздвизатися»... Далее рассказывается, что прежде чем церковь была окончена, св. Петр скончался и был положен в ней, в приготовленном им самим гробе. После смерти митр. Максима великий князь Михайло Ярославич посылал в Константинополь ставиться в митрополиты своего игумена Геронтия с тем, чтобы в митрополите себе преданном приобрести себе сильного помощника в своей борьбе с князем Московским и вообще в своих стремлениях к возвышению своей, родовой Твери. Когда вместо Геронтия пришел на митрополичью кафедру св. Петр, великий князь встретил нежданного митрополита, как врага, и этим врагом его остался во всю свою жизнь, не один раз пытавшись свергнуть его с кафедры. Встреченный как враг великим князем, Петр естественно и необходимо должен был искать дружбы с его врагом – князем Московским, ибо между двумя врагами, быв принят как враг одним, он не мог стать ни чем иным, как другом другого. При этом и князь Московский не мог сделать ничего иного, как то, чтобы со всею возможною поспешностию и со всем возможным старанием искать дружества митрополита, который нашел врага в великом князе. Михайло Ярославич для борьбы с своим врагом и для возвышения своего Тверского удела хотел приобрести себе помощника в митрополите, и это ему не удалось: естественно, что Московский князь, пользуясь мыслию своего соперника, тотчас же должен был употребить все свои усилия достигнуть того, что не удалось Михайлу Ярославичу, т. е. приобрести в митрополите того помощника, которого хотел найти в нем последний. Таким образом, необходимо думать, что тесная связь и дружба митрополита с князем Московским, – не с Иваном Даниловичем Калитой, а с его старшим братом Юрием Даниловичем, началась с самой первой минуты прибытия митрополита на Русь. Что это было действительно так, мы имеем на это и положительные доказательства. На соборе Переяславском только что прибывший митрополит имеет многочисленную партию светских сторонников: ясно, что этих сторонников создал ему и что во главе этих сторонников стоял князь Московский. Тотчас или весьма вскоре после собора Переяславского, в 1311 г. сын великого князя, вероятно – все еще находившегося, как и во время собора, в Орде, Дмитрий Михайлович

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

246. Александр иванович , князь ростовский, младший из пяти сыновей Ивана Александровича, инязя ростовского 784), по прабабке отцовой, Феогннии ), праправнук Ивана Даниловича Калиты, вел кн. московского 97). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XV в. н оставил пятерых, служивших уже Москве, сыновей: Василия Ластку, поколение которого кончилось бездетным, сыном, князем Юрием (Георгием) Ласткинымим-Ростовским; Михаила Касатку, родоначальника князей Кматкн&ых-Рестнвеких, Ивана Лобана, родоначальника князей Лобановых-Ростовских; Ивана-Яна, ум. бездетным, и Федора Голубого, родоначальника угасших князей Голубых-Ростовских . 247. Александр Иванович 247. Александр Иванович , прозванием Хохолок , князь ростовский, младший из двух сыновей Ивана. Андреевича Брюхатого, князя ростовского 793), от брака с неизвестной, – Именуется только в родословных, из которых видно, что он княжил на своем уделе во второй половине XV в. и ум., оставив сыновей, уже не удельных князей Ростовских: Федора, прозванием Горбатый; Ивана, прозванием Буйность, родоначальника угасших князей Буйносовых-Ростовских ; Андрея и Дмитрия. 248. Александр Иванович 248. Александр Иванович, великий князь тверский, младший из двух сыновей Ивана Махайловича, вел. кн. тверского 868), от первого брака с Марией Кейстутиевной, великой княжной литовской ). – Род. в Твери, около 1378 г.; по смерти Ивана Всеволодовича, князя холмского 824), своего двоюродного дяди, получил его удел, в 1402 г.; воевал за этот удел с своим родным дядей Василием Михайловичем, князем кашинским 478), в 1403 г.; лишился матери, в 1404 г.; гостил в Киеве, у государя литовского, своего родича, в 1411 г.; наследовав. по смерти отца,. 22 мая, великое княжение тверское, умер в Твери, от язвы, 25 октября 1425 г. Место погребения тела его не указывается но должно находиться в тверском Спасопреображенском соборе. Быль женат, с 1397 г., на дочери Федора Михайловича, в иночестве Феодорита, князя моложского ), от брака с которой оставил сыновей: Юрия (Георгия ) и Бориса 387), вел. кн. тверских. 249. Александр Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

34 Митр. Киприан, представляя дело таким образом, будто Юрий Львович отправил Петра в Константинополь за тем, чтобы ходатайствовать о первом даровании Галиции особого митрополита или о первом отделении ее в особую митрополию, уверяет, будто князь не сказал Петру, что именно его самого избирает кандидатом в митрополиты, а что только в отправленном с ним послании к патриарху и собору тайно от него просил, чтобы поставлен был в митрополиты именно он. Но так как Петр не мог быть отправлен в Константинополь с указанным поручением (ибо, как мы сказали, Галиция уже была отделяема в особую митрополию), то очевидно, что он мог отправиться туда только открытым (и ведомым самому себе) кандидатом в митрополиты. 35 Юрий Львович был женат на родной сестре Михайла Ярославича (Ипатск. лет. под 1281 г., – 2 изд. стр. 583, Воскрес. лет. под 1282 г., – в Собр. летт. VII, 176); но это близкое родство, как видно, не послужило к тому, чтобы последний мог уладиться с первым. 36 Епископ Андрей был родом Литвин или Литовец, сын князя Герденя или Ерденя; в 1266 г. он был захвачен в плен Довмонтом Псковским, также Литовцем. В епископы Тверские он был поставлен митр. Максимом в 1290 г. из игуменов общего монастыря Богородицы (как должно думать, того, им самим построенного и находившегося на реке Шоше (Шеши), составляющей правый приток Волги, текущей в Старицком и Тверском уездах, в нижней части своей служащей границею последнего от Клинского уезда Московской губернии, в котором по удалении с кафедры он скончался в 1323 г.). 37 Патриарх Афанасий, приславший клирика для суда над митрополитом, удалился с престола в конце 1310 или в начале 1311 года; епископ Ростовский Прохор, присутствовавший на соборе в звании игумена Ярославского Спасского монастыря, поставлен Петром в епископы в 1311 г. (по не особенно надежному показанию так называемой Тверской летописи Прохор поставлен 21 Марта 1311 г.). 38 В этом году Дмитрий Михайлович Тверской, сын Михайла Ярославича, обращался к его посредству для заключения мира с Юрием Даниловичем Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

388 ...Михаилъ Всеволодичь...– Михаил Всеволодович – князь черниговский (умер 20 сентября 1246 г.), сын князя Всеволода Святославича Чермного, мать – Мария, дочь Казимира Справедливого; женат на сестре Даниила Романовича Галицкого; сестра Михаила Черниговского Агафья замужем за Юрием Всеволодовичем Владимирским, дочь – за Васильком, племянником великого князя Юрия Всеволодовича, сын Ростислав женат на Анне, дочери венгерского короля Белы IV, ее сестра Кинга замужем за польским королем Болеславом Стыдливым. Михаил Черниговский активно участвовал в политической жизни южной Руси, вел борьбу с Даниилом Галицким; в 1238 г. при приближении татар бежал в Венгрию, просил у венгерского короля, своего родственника, поддержки, но ему было отказано. Поехал к Батыю, надеясь получить от него Черниговское княжение, но за отказ поклониться богам был убит вместе с боярином Феодором. Вероятно, причиной убийства его Батыем была его прозападная ориентация и родственные связи с западом. Михаил Всеволодович Черниговский и его боярин Феодор причислены к лику святых как мученики, погибшие в Орде. См. Повесть о Михаиле Черниговском. 389 ...Всеволодъ Мьстиславичь Кыевьскый...– Всеволод Мстиславич – князь новгородский и псковский, затем смоленский, сын Мстислава Романовича. Здесь назван князем киевским. 391 ...ко острову Варяжьскому.– Варяжский остров – на Днепре около Киева (ныне затоплен Каневским водохранилищем). 393 ...Домамричь Юръгий и Держикрай Володиславичь...– Юрий Домамирич и Держикрай Владиславич – галицкие воеводы. 394 ...до рки Калкы...– Калка – река, впадающая в Азовское море. На ней в 1224 г. произошла первая битва русских с татарами. 399 ...Чаногизъ...– Чингисхан (Тэмуджин, Тэмучин; 1155–1227) – полководец, основатель первого в истории единого государства монголов. Умер во время тангутского похода. 401 ...Андрй.– Андрей – галицкий боярин и дворский, выдающийся полководец, служивший Даниилу Романовичу и Льву Даниловичу. См. о нем под 6735 (1227), 6749 (1241), 6753 (1245), 6757 (1249), 6759 (1251), 6763 (1255) и 6764 (1256) гг. Его военные донесения вошли в Галицко-Волынскую летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42 Лев Данилович, князь Перемышльский, по желанию дяди Василия, построил монастырь святого Георгия из букового дерева. (История Карамзина, т. IV, примеч. 144). 43 Он скончался в 1289 году и погребен в соборной церкви города Владимира Волынского (История Карамзина, т. IV, примеч. 175). 44 В рукописном Житии блаженного Прокопия сказано, что он пользовался наставлениями преподобного Варлаама Хутынского. Но так как сей угодник Божий († 1193) не был современником Прокопия, то здесь, по всей вероятности, должно разуметь другого подвижника Варлаама (в миру Вячеслава Прокшинича), который жил в Хутыни и умер в 1243 году (Новгородская летопись под 6751 годом). 45 Иоанн и Мария похоронены у Вознесенской церкви Устюга. Память их чтится там доныне. Рукописные святцы называют их святыми, но не указывают времени кончины их. 46 Преподобный Киприан, родом землевладелец Двинской стороны, основал около 1212 года Архангельский монастырь близ Устюга и провел там в подвигах более 60 лет. Он преставился 28 сентября 1276 года в обители своей. Впоследствии над могилою его построен храм и в нем устроена гробница. 47 Чудотворная икона Благовещения Божией Матери, перед которой молился святой Прокопий, перенесена в Москву при царе Иоанне и поставлена в иконостасе Успенского собора. Тяжелая серебряная, позолоченная риза устроена в 1818 году, иждивением Велико-Устюжского градского общества. 48 Местное почитание святого Прокопия началось со дня его кончины. Храм во имя его построен в Устюге в 1495-м, а всеобщее празднование его памяти в 8-й день июля утверждено Московским Собором 1547 года. – Наружность блаженного Прокопия в подлиннике описывается так: «Подобием средовек (средних лет, а по другому подлиннику: стар и сед), волосы на голове русы, борода Козмина (т. е. длинная); рубище дико-багряное, с правого плеча спустилось; в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колени голы» (Буслаева «Очерки словесности и истории» Т. II, стр. 428). 50 Великий князь Димитрий Александрович скончался в 1294 году и погребен в любимом своем Переяславле-Залесском, в соборной Спасской церкви, построенной в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким. Она сложена вся из белого камня и сохранила свой первобытный вид до настоящего времени. Недавно открыты в ней весьма древние фрески, может быть, современные построению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В северной Руси шла тогда сильная борьба из-за великокняжеского достоинства между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Став на стороне Юрия, митрополит на первых же порах возбудил против себя вражду в Твери. Тверской епископ Андрей оклеветал святителя пред патриархом, вследствие чего для суда над ним в 1311 году был созван собор в Переяславле. Клевета, однако, скоро обнаружилась, но смиренный святитель от души простил ее виновника Андрея, сказав ему: «Мир тебе, чадо, не ты сотворил это, а диавол». Неудивительно, что святой Петр не любил жить в Твери, а более всего проживал в Москве, у своего любимого князя, брата Юриева, Иоанна Даниловича. По смерти Михаила и Юрия, убитых в Орде, кандидатами на великокняжеское достоинство выступили Иоанн Данилович и сын Михаила Александр Тверской и подняли между собой новую борьбу. Узбек утвердил великим князем Александра, но Иоанн нашел сильное средство удержать первенство за Москвой в расположении к нему митрополита Петра. Сильный своим иерархическим значением, митрополит пользовался при этом еще своим большим значением в Орде, куда ездил за упомянутым ярлыком в начале правления Узбека, а потому был полезен Иоанну и с этой стороны. Престарелый святитель совсем поселился в Москве у любимого князя и просил его устроить здесь свой кафедральный собор. «Если послушаешь меня, сын мой, – говорил он, – храм Пречистыя Богородицы построишь и меня успокоишь в своем городе, то и сам прославишься более других князей, и город этот славен будет; святители в нем станут жить, и покорит он все другие города». Иоанн Калита, по его слову, основал каменный собор Успения Богоматери. Святитель Петр скончался 21 декабря 1326 года, не дождавшись окончания желанной постройки, но гроб его, поставленный в Успенском соборе, действительно стал краеугольным камнем величия Москвы. Новое место для кафедры митрополитов было наконец найдено, хотя митрополия все еще продолжала именоваться не Московскою, а Киевскою. Пребывание митрополита в Москве давало этому городу значение главного города всей земли, потому что князей было много, а митрополит был один; кроме того, кафедра митрополичья способствовала возрастанию и обогащению Москвы, отовсюду привлекая к себе людей, имевших нужду до верховного святителя; наконец, митрополит, естественно, должен был действовать постоянно в пользу того князя, в городе которого жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В течение почти всего XTV века Тверь и Москва занимают противоположные позиции по отношению к татарским властителям. Тверь получила большую честь, Москва – больше политических выгод. Но даже летописи, настроенные дружественно к Москве, не осмеливаются оправдывать все политические преступления ее князей. Ни разорение русских областей Юрием в союзе с татарами, ни убийство Михаила Тверского в Орде не нашли защитников. Но похожая, хотя и более осторожная политика его брата Ивана (Калиты) находит полное оправдание в Московской летописи: «И бысть тогда великая рать татарская… А с ними князь Иван Данилович Московский, по повелению цареву, и шед ратью, плениша Тверь и Кашин и прочия городы и волости, и села… Кровь хрестианская проливаема бываше от поганых татар… Великий же Спас, милостивый человеколюбец Господь своею милостию заступил благовернаго князя нашего Ивана Даниловича и его ради Москву и всю его отчину от иноплеменник, от поганых татар» (Сим. 1328). В этой заметке наблюдается тенденция оправдать князя Ивана за пролитие русской крови, а также нежелание обелить его союзников, татар. В 1319 году Юрий предстает как обвинитель и даже палач святого Михаила Тверского в Орде. В 1339 году, когда сын Михаила Александр прибыл к хану под угрозой неминуемой смерти, он обнаружил там своих врагов – князей Московских Семена и Ивана. Вот как осторожно описывает преступление, свершившееся в Орде, Московская летопись: «Тое же осени убиша [без указания кто – имеются в виду татары] в орде князя Александра Михайловича Тверскаго, и сына его князя Феодора убиша, и резоимани быша по составом, а князя Семена и брата его с любовию на Русь отпустиша, и приидоша из орды на Русь, пожалованы Богом и царем» (Сим. 1339). Поразительно, что пытаясь оправдать зверства татар, отождествляли волю Божью и волю ханскую. Однако Москва была не единственным княжеством, сохранившим прочные связи с татарами. Рязань, оказавшая сильнейшее сопротивление Батыю и полностью разрушенная им, из всех русских земель больше всех была подвержена татарским набегам изза своего географического положения (юго-восток). Так, ее князья не смогли принять участие в кампании Димитрия Донского, когда Москва наконец изменила свою политику. Князья Суздальско-Нижегородские, соперники Москвы в конце XIV века, столкнулись с точно такой же ситуацией. Еще в 1361 году, во время волнений в Орде, князь Андрей Суздальский встретил татар на поле боя. Летопись описывает его храбрость и подвиги в эпическом стиле, напоминающем «Слово о полку Игореве»: «Князь же Андрей, поострив крепость свою и не убояся грозы их, но напрасно устремився и пробився сквозь полкы татарскыя, биючися с ними» (Рог. 1361). Но его сыновья были разорены Москвой, и его внуки, лишенные своих земель, кочевали по степям, заключая союзы с татарами и участвуя в их набегах против московских победителей, мстя за изгнание.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В то время, как пределы Рязанской епархии на юго-востоке и юго-западе не только не сокращались, напротив расширялись, рязанская кафедра при всей энергии её владык охранять неприкосновенность своей прежней территории не могла удержать за собой одного важного пункта на северо-западе – г. Коломны 496 . Коломна, политически оторванная от Рязани после несчастной войны и жестокости московского князя Юрия Даниловича с Константином рязанским, сама сделалась центром епархиального управления. К ней потянули ближайшие примыслы рязанских князей на счет Чернигово-Северского княжества, ослабевшего после мученической смерти Михаила Всеволодовича (1246 г.). Рязанские князья не упустили случая воспользоваться слабостью соседей; они расширили свои владения до верховьев рр. Мечи, Зуши, Протвы и среднего течения Упы, где стоял г. Тула. Однако самые северные примыслы рязанских князей на счет чернигово-северских, отделенные естественной границей – р. Окой к новому центру политической жизни – Москве, не могли удержаться за Рязанью. Они скоро поступили в состав быстро усиливавшегося Московского княжества. Заметно, что рязанцы неохотно уступили свои приобретения. Они в 1353 г. нечаянно приступили к пределам Московского княжества и снова завладели бывшими черниговскими областями по р. Лопасне, отнятыми у них Иваном Калитой. Но победа была не полной и кратковременной 497 . Из духовного завещания Ивана Ивановича 1356 года видно, что московские владения опять увеличились Каширой, Боровском и др. местами, принадлежавшими Рязани 498 . Договорами московских князей с рязанскими (Димитрия Донского с Олегом Ивановичем 1381 г., Василия Димитриевича с Феодором Ольговичем 1402 и рязанского Ивана Феодоровича с Юрием Димитриевичем галицким 1433 против московского князя Василия Васильевича) определена граница Рязанской области с Московским княжеством. Она шла по р. Оке и левому притоку её Цне. Прежние рязанские места от Коломны вверх по Оке на московской стороне: Новый Городок (на р. Поротли), Лужа, Верея, Боровск и все другие места оставались за Москвой; места вниз по Оке от Коломны до р. Цны и от устья Цны к верховьям её на московской стороне отходили к Москве, на рязанской по левую сторону Цны – к Рязани. От Тулы великие московские князья отступились в пользу рязанских 499 . По договору (1483 г.) с Иваном III Тешилов, Венев и Ростовец поступили к Москве 500 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010