Из внимательного рассмотрения этой родословной оказывается во-первых, что родоначальник Звенигородских князей Андреян или Андрей Мстиславич, состоя в родстве с великими князьями: литовскими, рязанскими и тверскими, то есть, с князьями, как известно, прямо враждебными усилению и росту Московского княжения, едва ли мог образовать и устроить свой удел в Московском Звенигороде, в то время, к которому должна относиться его деятельность по хронологическим данным. Предположив, что во время убиения князя Андреяна Мстиславича († 1339 г.) ему было не менее 60 лет, выйдет, что он родился лишь в 1279 году, следовательно в 1300 году ему было всего 21 год (ранее же этого возраста он не мог бы и явиться устроителем нового удела), а в это-то самое время и появляется на Московском княжении воинственный князь Юрий Данилович, который в 1303 году берет изгоном Можайск, а в 1305 году отнимает у Рязанского князя Коломну, самого берет в плен, отводит в Москву и умерщвляет. Спрашиваем: мог ли в такое время создать себе независимый удел в Московском Звенигороде (всего в 50 верстах от Москвы) и утвердиться в нем юный князь Звенигородский, и если бы так было, то могло ли бы обойтись это мирно, без войны с Юрием Московским? А если бы была война за обладание Звенигородом, то обстоятельство это не осталось бы без упоминания в летописях, ибо княжение Юрьево описано в них с достаточною подробностью. Очевидно, что ничего подобного не было, по той простой причине, что Звенигородские князья, родственники и подручники великих князей литовских, заимствовали свой титул Звенигородских князей в XIV столетии, не от Московского, а от Киевского Звенигорода, который, вместе с Киевом и всею старою Киевскою Русью, вплоть до Путивля и Брянска, с 1320 года уже находился во власти Гедимина, великого князя Литовского, и потому его подручникам легко было создавать себе уделы в древних городах Киевского великого княжества, восстановляя их из развалин после татарского погрома, чему и не противилась мудрая политика великих князей литовских, под условием признания их верховенства. 2 Первым же из князей Звенигородских добровольно выехавшим из литовских владений на службу великому князю Московскому Василию Дмитриевичу в 1408 году, был князь Александр Федорович, внук князя Андреяна, или Андрея, – родоначальника князей Звенигородских, ставших с тех пор боярами московскими, на равных правах с другими выходцами; но никто из них ни прежде, ни после сего не был удельным князем Московского Звенигорода, хотя некоторые из потомков князя Александра Федоровича и имели в его области свои вотчины и поместья, как это видно из истории Савина Звенигородского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Илии Пророка, а под защитою Мерского Городища – свой срединный посел или городок. Другого же, более выгодного и срединного места для главного пункта начального поселения Сурожан-Славян в исследуемой нами местности нет. В исторических актах Сурожик упоминается впервые лишь в 1328 году, а именно: в духовной грамоте Великого Князя Московского Ивана Даниловича Калиты, писанной по случаю его отъезда в Орду, где Сурожик показан первою в числе волостей, назначенных им в удел Великой Княгине с меньшими детьми. Далее волость эта упоминается во всех последующих духовных завещаниях Великих Князей Московских и всея России. Так, например: в духовной грамоте Великого Князя Ивана Ивановича (писанной в 1356 году) о Сурожике сказано: «а что волости за Княгинею за Ульяною, и с тых волостей, по ея животе, Князь Димитрий, Князь Иван, Князь Владимир, дадут дочери ее Сурожик, село Лучиньское». В духовной грамоте Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского (1389 г.) Сурожик значится в числе волостей, назначенных им в удел второму своему сыну, Юрию, вместе с другими Звенигородскими волостями: «Скирманово с Белями, Тростна, Негуча, Сурожык, Замошьская слобода, Юрьева слобода, Руза городок, Ростовци, Кремична, Фоминьское, Угож, Суходол с Истею и с Истервою, Вышегород, Плеснь, Димитриева слобода». В договорной грамоте Великого Князя Василия Васильевича с дядею своим, Князем Юрием Дмитриевичем Галицким (1433 г.) относительно Сурожика сказано: что Великий Князь «нынеча (теперь, недавно) отступился ему Сурожик, да Лучиньское (село), да Шепковы, да Шачебала и Лукурги, в вотчину и в удел, и обязуется их блюсти под ним, а не обидети и не вступатися». Из договорной грамоты Великого Князя Василия Васильевича с сыновьями Князя Юрия Дмитриевича Галицкого, Димитриями Шемякой и Красным, в 1434 году видно, что Сурожик с Лучинским достался, по смерти отца (Князя Юрия Дмитриевича Галицкого † 1434 г.) им, а по сему Великий Князь обязуется в эту волость «не вступатися,» что повторяется и во всех других договорных грамотах сего Великого Князя с этими Князьями. По духовной грамоте Великого Князя Ивана Васильевича (1504. г.) Сурожик с Лучинским назначен в удел второму его сыну, Василию. К тому же 1504 году относится разъезд или размежевание Сурожика и соседней с ним Горстовской волости от Звенигородских, Рузских и Дмитровских волостей, что и доставляет нам возможность (в совокупности с последующими актами) определить границы этих двух волостей и в цельном их составе. А. Разъезд Сурожской и Горстовской волостей от волостей Звенигородских, Рузских и Дмитровских по акту 1504 года 126 А) Границы Сурожиковской волости с Звенигородом

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Согласно киприановской редакции Жития, самому благочестивому отроку в детстве было видение («яко во сне»): муж в святительских одеждах сказал ему: «Отверзи, чадо мое, уста своя»; святитель «десною рукою прикоснуся языку его и благословившу его, и яко же некоею сладостию гортань его нальявшу» ( Клосс. 2001. С. 28, 36). По предположению Кучкина, основанному на косвенных агиографических данных, П. происходил «из состоятельной семьи, но не боярской, поскольку его отец упоминается в различных редакциях Жития... без отчества. Возможно, Федор был военным или хозяйственным слугой галицких князей Даниила Романовича и его сына Льва Даниловича или владимиро-волынского кн. Василько Романовича» ( Кучкин. 2014. С. 74). В 7 лет П. был отдан на обучение грамоте. Согласно Житию, П. ушел в местный мон-рь уже в 12 лет и вскоре принял там иноческий постриг. Неизвестно, сменил ли он при этом свое имя: в то время это не считалось обязательным ( Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. СПб., 2017. С. 30, 82-90). Буд. митрополит «служа в монастыри и в поварни, воду нося на всю братью и дрова на свою раму нося» ( Клосс. 2001. С. 28). Спустя неск. лет он по своему желанию освоил в мон-ре иконописное дело «и бысть иконник чюден», написав много икон Христа, Пресв. Богородицы и святых. Он подвизался в посте и молитве, раздавал милостыню от заработанных средств (Там же). Недалеко от Львова, на р. Рате, левом притоке р. Зап. Буг, близ г. Белз, П. построил храм во имя Спасителя (позднее там возникло с. Дворцы, к-рое в обиходе местных жителей могло называться Спасское). Построение церкви положило начало монашеской обители (одной из первых, основанных на Руси после монг. нашествия), игуменом к-рой стал П. Через нек-рое время П. был выдвинут галицким кн. Юрием Львовичем (1301-1308) в кандидаты на место главы Галицкой митрополии (см. Галицкая епархия ). Учрежденная в 1302/03 г. митрополия охватывала территорию Галицко-Волынской Руси и вдовствовала после смерти митр. Нифонта († ок. 1305).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Терпимость язычников имела, однако, и обратную сторону: уважение монголами христианства требовало и взаимного благожелательного отношения к их язычеству. Князь Роман, который, согласно доносу, осуждал веру хана, должен был понести наказание в соответствии с религиозным законодательством Яссы. Святой князь Михаил Тверской был замучен в 1319 г. О нем известно, что он также был оклеветан своим соперником, Московским князем Юрием Даниловичем. Кроме того, ему вменили в вину, что у него в плену скончалась супруга Юрия - Агафия-Кончака, сестра хана Узбека. Михаил, добровольно явившийся по приказу хана в Орду, отказался от побега. В его подвиге, может быть, и нет прямого исповедания веры, но его смерть Церковь признала мученической. Это добровольное шествие на смерть " за други своя " , ибо в случае непослушания князя ханской воле его родной Твери грозил карательный рейд монголов. Кроме того, неизбежно началась бы война между Москвой и Тверью. Михаил пожертвовал собой, чтобы спасти вверенных ему Богом подданных и не возбуждать междуусобной розни. По приказу Узбека Михаил был казнен самым жестоким образом. Сын Михаила - князь Тверской Димитрий, прозванный " Грозные очи " , - считал главным виновником гибели отца оговорившего его перед Узбеком Московского князя Юрия Данииловича. Встретив его в Орде, Димитрий, горя жаждой мести, самолично убил Юрия. За это он был в 1325 г. казнен по приказу Узбека. Однако, назвать кончину Димитрия подлинным мученичеством за веру едва ли возможно. Это скорее наказание за самосуд. Но все же симпатии народа были на стороне Димитрия: его местно чтили в Твери. И ныне его память также празднуется Церковью в общий день памяти Тверских святых. Говоря о " Монгольском " периоде истории Русской Церкви надо отметить и такой важный аспект ее апостольской, миссионерской деятельности, как обращение в Православие монголо-татар. Оно шло не только через браки, заключаемые княжескими и боярскими семьями со знатными монгольскими родами и даже родственниками хана, но и через прямые обращения.

http://sedmitza.ru/lib/text/436248/

Устранив, таким образом, все ошибочные и бездоказательные предположения о мнимо-глубокой древности Московского Звенигорода, самое существование которого, как города, может считаться вполне достоверным лишь сначала XIV столетия, перейдем теперь к определению времени построения его соборного храма, обращающего на себя справедливое внимание любителей церковной старины в памятниках ее зодчества. Храм этот, по всей вероятности, построен одновременно с обращением Звенигорода в укрепленное место, то есть, согласно с вышесказанным, в первой четверти XIV столетия, первыми московскими князьями, скорее же всего князем Юрием (Георгием) Даниловичем (1303–1326); на эту мысль наводит нас существование в этом храме издревле придела во имя Св. великомученика Георгия, и притом надобно предполагать, что Звенигородский Успенский собор был первым из числа храмов, построенных в Московском княжестве из белого (желтоватого) тесаного камня, добываемого доселе в каменоломнях нагорного берега Москвы-реки близ Звенигорода и Хотяжи, которые впоследствии доставляли богатый материал для построения и первых московских храмов, начиная с первого Московского Успенского собора, застроенного в 1326 году и освященного в 1328 году, при великом князе Иване Даниловиче Калите. В этом отношении Московский Звенигород был для Москвы тем же, чем Боголюбов для г. Владимира, – то есть, соборный храм его служил образцом и прототипом для храмов московских. Но и допуская предположение, что Звенигородский Успенский собор мог быть построен незадолго до построения первого московского соборного храма, не следует забывать летописное свидетельство, что Звенигород вместе с Москвою был выжжен и разорен в 1382 году, в нашествие Тохтамыша, при чем и первоначальный каменный храм его едва ли мог уцелеть от разорения, а потому и построение настоящего соборного храма в Звенигороде вернее будет относиться ко времени удельного Звенигородского князя Юрия (Георгия) Дмитриевича (1389–1434), второго сына великого князя Московского и всея России Дмитрия Ивановича Донского, а именно к 1390-м годам; притом же известно, что князь этот один из всех удельных Звенигородских князей проживал в Звенигороде и слыл за набожного и искусного храмоздателя. Им же созданы соборные храмы: Саввина – Сторожевского монастыря и Троицкой Сергиевой обители, в коем почивают мощи пр. Сергия. К тому же времени (к концу XIV столетия) могут быть отнесены, без всякой натяжки, и остатки фресок Звенигородского собора на столбах алтарной преграды, закрытые местными иконами иконостаса позднейших времен, из коих одна изображает явление преподобному Пахомию Ангела, в одеянии великого ангельского образа (схимы), а другая – беседу пустынника Варлаама (в образе купца) с Индейским царевичем Иоасафом. Характер букв на хартиях, держимых в руках Ангела и Варлаама, подтверждает наше предположение о написании этих фресок не ранее конца XIV столетия, то есть, современно обновлению или построению Звенигородского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Марианна, монахиня Елисавета, монахиня Терезия, монахиня Магдалина, монахиня Иоанна, за калишским воеводою Матвеем Козминским Николай Теофилия, 1) за ленчицким воеводою Юрием Варжицким; 2) за Войцехом Опалинским КОЛЕНО XIII: Станислав, воевода смоленский, киевский и познанский, и кавалер белого орла † 1760; женат: 1) на Марманне Лащовской; 2) на Елене Замойской (от 1-го брака сын и дочь; от 2-го брака 4 сына и 3 дочери) София, † 1729; 1) за Адамом Смигельским; 2) за подлясским кастеляном Петром-Домиником Коссаковским Феликс, женат на Марианне Даниловичь Ксаверий, † 1731; женат на Елисавете Браницкой Антоний, женат на Шанявской NN, за минским воеводою Гильзеном Анна, за коронным надворным хорунжим Мнишком Франц-Игнатий, воевода киевский, кавалер святого Андрея и белого орла † 1788; женат: 1) на Цетнеровой, рождённой Ржечицкой; 2) на Анне Потоцкой (от 1-го брака сын; от 2-го брака сын и 4 дочери) Антонина, за коронным референдарием Северином Ржевуцким Иоанна, за воеводою равским Станиславом Яблоновским Евстафий, литовский генерал от артиллерии; женат на Канцкой Маркиан, женат на Малаховской Пелагея, за Иосифом Потоцким София, 1) за Пузиною; 2) за Калиновским Иоахим, подчаший литовский; женат на Сапега Марианна, 1) за любачевским кастеляном Тарлою; 2) за лифляндским воеводою Шембеком Анна, монахиня Теодор, воевода бельзский; женат на Сапега Варвара Элеонора, 1) за Наквасским; 2) за Потоцким Урсула, за коронным конюшим Иеронимом Велопольским Марианна, за Малаховским Игнатий, женат на Стржемецкой Иосиф, женат: 1) на Велопольской; 2) на княжне Любомирской Доминик, женат на Потоцкой Ян, женат на Шембековой Граф Александр, министр полиции в герцогстве Варшавском и кавалер белого орла; женат на Чапской NN, 1) за Соллогубом; 2) за коронным генерал от артиллерии Брюлем Николай, женат на Марианна Боржецкой NN, за Чацким КОЛЕНО XIV: Антоний, женат на Чапской Анна, за Францом Потоцким 90) Граф Иосиф, коронный крайчий, кавалер святого Андрея и белого орла † 1802; женат на Оссолинской

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В московской лит-ре XV-XVI вв. И. Д. представлен «собирателем земли Русской», правителем, заложившим основы могущества Москвы. Это верно лишь отчасти: с одной стороны, немало в данном направлении было сделано его отцом и старшим братом; с др. стороны, хотя И. Д. и был 1-м московским правителем, сохранившим за собой до конца жизни титул вел. князя, этот титул не стал при нем наследственным владением московских князей (это случилось при вел. кн. св. Димитрии Иоанновиче Донском ). Тем не менее благодаря политике И. Д. после его смерти хан сохранил великое княжение за московской княжеской семьей - ярлык на владимирский стол был отдан старшему сыну И. Д. Симеону (это был 1-й после 1249 случай, когда по смерти вел. князя титул был передан его сыну). В современных И. Д. и в позднейших текстах он также прославлялся за установление «тишины» на Руси, на 40 лет (1328-1368) избавленной от нападения врагов, до похода на Москву Литовского вел. кн. Ольгерда. Митр. Феогносит благословляет вел. кн. Иоанна Даниловича на основание мон-ря. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 341 об.) Митр. Феогносит благословляет вел. кн. Иоанна Даниловича на основание мон-ря. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 341 об.) И. Д. вслед за Юрием Даниловичем сумел сделать союзником Москвы Киевского митр. св. Петра , поставленного в К-поле в 1308 г. На Соборе в Переяславле ок. 1310 г. московские князья защитили свт. Петра от обвинений в симонии и в благословении неканонических браков, выдвинутых Тверским еп. Андреем . Позднее свт. Петр последовательно поддерживал московских правителей в их борьбе с тверскими князьями. Митрополит нередко жил у И. Д. в Москве, здесь скончался в 1326 г. и был похоронен в основанном им вместе с вел. князем Успенском соборе Московского Кремля . В 1339 г. И. Д. добился канонизации К-польским патриархом митр. Петра, который стал особо чтимым в Москве святым. И. Д. удалось наладить тесное взаимодействие и с преемником свт. Петра - греком св. Феогностом , прибывшим на Русь в 1328 г. Митр. Феогност в 1329 г. поддержал действия вел. князя против Александра Михайловича: предстоятель отлучил от Церкви тверского князя и псковичей и тем вынудил кн. Александра покинуть Псков.

http://pravenc.ru/text/469776.html

Так же поступили и с боярином Феодором, когда он отказался выполнить требуемое жрецами (20 сентября 1246 г. Тела обоих мучеников брошены были на съедение псам, но остались целы и перенесены христианами в Чернигов 7 . Роман Ольгович Рязанский принадлежал к семье, горячо преданной христианской вере, и сам был воспитан в таком же духе. Заступаясь за притесненных, он раз удержал ханского баскака от бесчеловечных насилий при сборе дани. Обиженный баскак нажаловался хану Менгу-Темиру, что будто князь Роман поносил монгольскую веру и самого хана. Романа вызвали в Орду и принуждали к отречению от христианской веры. Несмотря на побои, оковы и тюремное заключение, он решительно заявил Я христианин… никто не заставит меня изменить святой моей вере, тогда последовал приговор Менгу-Темира Пусть князь умрет мучительною смертию. На месте казни Роман стал было говорить о святости христианской веры; но ему отрезали язык, затем вырезали глаза, обрубили пальцы на руках и ногах, уши,, губы, руки и ноги, содрали с головы кожу и отрубленную голову воткнули на копье (19 июля 1270 г.) 8 . Михаил Ярославич Тверской вел борьбу с Юрием Даниловичем Московским из-за великокняжеского престола. Раз татарский воевода Кавгадый помогал Юрию, но он и жена этого последнего, Кончака-Агафья, попали в плен к Михаилу. Кончака здесь умерла; Кавгадый же был освобожден. Явившись в Орду, он вместе с Юрием обвинил Михаила в том, то он отравил Кончаку и не слушается хана. Узбек, которому Кончака была сестрой, рассердился и вызвал к себе Михаила. Как ни удерживали его бояре, он пошел (1318 г.) в Орду, чувствуя, что идет на смерть. После пристрастного суда на шею ему возложили тяжелую колоду и так водили за Узбеком во время охоты; на ночь руки забивали в колодки; раз преданные ему лица приготовили все нужное для его побега и уговаривали его воспользоваться случаем, но он отказался; после публичных насмешек над ним Кавгадый, наконец, прислал палачей. Князь заранее приготовился к смерти. Убийцы вскочили в вежу, где был князь, разогнали слуг, схватили его за колоду и так ударили о стену, что вежа проломилась; когда Михаил поднялся на ноги, его снова повалили на землю и долго били пятами, пока Романец большим ножом не вырезал ему сердце (22 ноября 1319 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Вскоре – в 1149 году – возникла междоусобная война за великокняжеский престол между великим князем Киевским Изяславом Мстиславичем и дядей его Юрием Владимировичем. Дядя Юрий говорил: «прогоню Изяслава и возьму всю его волость», и двинулся с братом Вячеславом и со всеми своими детьми к Луцку. Двое старших сыновей его, Ростислав и Андрей, шли вперёд с Половцами и остановились ночевать у Муравицы (местечко Дубен. уезда при р. Икве); вдруг ночью Половцы от чего-то переполошились, и побежали назад; но Андрей Юрьич, который находился впереди, не испугался и устоял на своём месте, не послушался дружины, которая говорила ему: «Что это ты делаешь, князь! поезжай прочь, осрамимся мы». Дождавшись рассвета и видя, что все Половцы разбежались, Андрей отступил к Дубну, к братьям и Половцам, ожидавшим подмоги от Юрия 319 . Об этом в Ипатиевской летописи так сказано под 1049 г. (6657): «Видив же Андрей бежавши Половци до света вси, и похвали Бога у креплешаго й, и еха к брату своему, и Половецьским князем съехавшися с нима, и сдумавшим им отступишася назад и сташа у Дубна (по другим спискам – «у Добна»), ожидаючим им от отца помочи 320 . Затем, услыхав, что Юрий идёт, все подступили к Луцку, где затворился брат Изяславов Владимир… Впоследствии татары, под предводительством Батыя, разгромили в 1240 г. Волынь. Не уцелел тогда и г. Дубно, который тогда же пал и низошёл на степень незначительного села, входившего в состав Острожской волости. В таком виде Дубно досталось в 1386 году Феодору Даниловичу князю Острожскому, который 4 ноября 1386 года в Луцке получил от короля польского Владислава-Ягелло и велик. князя Литов. Витовта жалованную грамоту на город Острог (castrum Ostrogow) с округом Острожским 321 , в состав которого, как видно из грамоты Александра, вел. князя литовского от 6 июня 1498 года, входило и село Дубно 322 . При князьях Острожских село Дубно стало быстро развиваться и расширяться, так что Князь Константин Иванович Острожский, великий гетман княжества Литовского, исходатайствовал у великого князя Литовского Александра, в Вильне, 9 июня 1498 года, грамоту, разрешающую ему заложить в селе (villa) Дубно город (oppidum) того же имени, надающую ему права и привилегии городские (Магдебургское право) и дозволяющую учредить в нём еженедельные базары и ежегодную ярмарку в праздник Преображения Господня (festo „transfigurationis domini“ 323 . Сын Феодора князь Василий Острожский по прозванию Красный, как полагают, укрепил город Дубно и построил в нём мужской Преображенский (иначе – Спасский) монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Где сходы православных против безнаказанного и массового убийства детей в России? Может быть, организаторы молебнов в Тайнинском требуют хотя бы отмены моратория на смертную казнь для серийных убийц, для насильников детей, для извергов, совершающих пытки над младенцами? Может быть, они хоть раз перекрыли проходящее мимо них Ярославское шоссе в знак протеста против планомерного уничтожения русского народа? Против развращения его детей и подростков СМИ, разрушения государственной системы здравоохранения и образования, грабежа его достояния олигархами, размещения национального русского капитала в американских бумагах, сокращения бюджетных мест в русских ВУЗах, новых планов поворота русских рек на юг, террора милиции и ОМОНа в ответ на попытки русских защититься от насилия кавказских бандитов? Нет. Для них это - политика, суета. Аналогия с 1607 годом была бы отчасти верна, если бы в Тайнинском люди каялись в своем равнодушии к Родине в 1991 году, в том, что не воспрепятствовали ее развалу, не восприняли разрушение своей страны Горбачевым и Ельциным как свою личную трагедию. Но как можно просить от лица всего народа уБога прощения старых грехов вероотступничества и цареубийства, не взирая на то, что в это же время в Храме Христа Спасителя отпевают как царя и благодетеля - виновника новых бедствий, клятвопреступникаи убийцуневинных? В 1607 году такой шизофрении не наблюдалось. Тогда ведь люди каялись не в грехах четырехсотлетней давности, не в соучастии своих предков в убийстве Юрием Даниловичем Московским благоверного князя Михаила Тверского, хотя этот грех, безусловно, оказал влияние на судьбу Московского Княжества! Но люди каялись не в том, а в свежих грехах. Своих собственных, а не своих предков. Ибо начинать покаяние всегда надо с себя. Приходится сделать вывод, что у организаторов магическое отношение к общественной покаянной молитве. Но христианская молитва - это не повторение мантр и не биение себя в грудь, как делали пророки Ваала. Господа Бога нельзя ни перехитрить, ни заставить. И таким способом Царя у Него не вымолить.

http://moral.ru/400_pokayanie.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010