— Вы в своей передаче на радио читали все стихи, что бы вам ни заказывали. Скажем, Асадова. Вы считаете, что вкусы поколения интернета уже невозможно испортить? — Если девочка переписывает себе в тетрадку Асадова, это уже, по нынешним временам, у меня вызывает умиление, а не гнев. Потому что от Асадова перейти к Ахматовой, Цветаевой, Пушкину все-таки легче, чем от книжки какой-нибудь похабной поп-звезды. Программу на радио «Культура» «Стихи по заявкам» мы вели вдвоем с моим очень хорошим другом и замечательным поэтом Юлием Гуголевым. На мой взгляд, она была и полезная, и забавная, но недолго просуществовала. Любопытно, что звонили или школьницы — не столько школьники, конечно, сколько школьницы — или люди уже моего возраста и постарше… А проблемы с интернетом сейчас какие-то есть, но преувеличивать их не стоит. У всякого времени свои соблазны и подвохи, необязательно им поддаваться. Я думаю, что, если был бы интернет, когда мне было тринадцать, я бы вступил в какое-то сообщество таких же, как я. Мы бы обменивались стихами, комментировали бы, но я бы там и остался. Мои «френды» объяснили бы, какой я талантливый. Я бы им объяснил, какие они талантливые. В комфортной ситуации не было бы стимула для роста. А ведь мало-мальски пристойные тексты я стал писать годам к тридцати. До этого все возможные мерзости перепробовал: и стилистические, и содержательные. Художник должен стремиться к совершенству, как всякий человек, а стимул для молодого дарования — это, конечно, сравняться со старшими, переплюнуть их, преодолеть непонимание. ВЫНОСЫ И ПОДПИСИ: — Вы крестились в сознательном возрасте? — Я крестился в 30 лет (с именем Тимофей). Но, к великому моему сожалению, это не сознательный выбор, вернее, не выбор вообще — я невоцерковленный человек, хоть и взял на себя смелость писать такие стихи. Надеюсь, это когда-нибудь изменится. Но пока не хватает решимости преодолеть смущение, боязнь, вполне такую иррациональную. И потом для меня: если ты такой христианин, что в церковь ходишь, все как следует, то и жизнь твоя должны полностью соответствовать. Я понимаю, насколько по-детски звучит, потому что ничья жизнь, наверное, не может дотягивать до евангельских идеалов, но поскольку я все больше ощущаю, насколько моя жизнь реальная совсем далека от того, что мне представляется правильным, то я пока никак не решусь. Я очень тяжел на подъем: с трудом что-то меняю, если это касается не бумаги. Но два моих школьных друга последние годы — истовые церковные люди, моя жена тоже. Надеюсь, что они меня в итоге не то что убедят — я сам все понимаю, — а как-то подтолкнут.

http://pravmir.ru/plakat-gnevatsya-i-sme...

К нач. XVI в. идея церковной реформы получила настолько широкое распространение среди клириков, что даже те папы Римские, чья деятельность, как традиционно считается, была направлена гл. обр. на борьбу за политическое доминирование Папского гос-ва в Италии и укрепление позиций своих семейств,- Александр VI (Родриго Борджа) (1492-1503) и Юлий II (Джулиано делла Ровере) (1503-1513) - признавали необходимость преобразований. В 1497 г. папа Александр VI создал комиссию по реформированию Церкви. В 1511 г. кардиналы - противники папы Римского Юлия II, собравшись в Пизе (см. Пизанские Соборы ), поддержали одно из главных требований Соборного движения - реформа «во главе и в членах» (in capite et in membris), связанное с призывом к моральному обновлению как папства, так и коллегии кардиналов, из числа которых обычно избирали понтифика. Собор потребовал от кардиналов отказаться от роскоши и вести строгий, аскетический образ жизни. Епископы должны были еженедельно служить мессу, соблюдать посты, а в остальное время питаться по преимуществу простой пищей, к-рую запрещалось вкушать в присутствии женщин; иерархам следовало значительно сократить свои свиты. На Латеранском V Соборе (1512-1517), созванном Юлием II и завершившемся уже при его преемнике папе Римском Льве X (1513-1521), была обозначена программа церковных реформ, во многом предвосхитившая тридентскую: Собор предписал повысить качество образования кандидатов в священники, строго соблюдать требования к их моральному облику и возрасту; епископов обязали проводить ежегодные визитации диоцезов и подчиненных обителей (особое внимание уделялось дисциплине в жен. мон-рях); проповедникам следовало строго придерживаться Свящ. Писания и избегать вымыслов и непроверенных рассказов о чудесах. Тогда же была сделана попытка подчинить монашеские ордены юрисдикции правящих епископов: епископ мог проводить визитации тех приходов, в к-рых право назначения священников принадлежало монашеским орденам. Проповедники-монахи должны были получить у местного епископа разрешение проповедовать на территории его диоцеза после того, как тот убедится в ортодоксальности их взглядов; аналогичный экзамен должны были пройти члены религиозных орденов, готовившиеся к ординации. Ограничивались возможности получения монахами бенефициев, право распоряжаться к-рыми полностью передавалось епископу.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

– колокол кафедральной немецкой кирки в Митаве, отлитый в 1700 году и перелитый в 1703 году в Митаве Эрнстом Фредериком Фехтером, – колокол той же кафедральной немецкой кирки в Митаве, отлитый тем же Эрнстом Фредериком Фехтером в 1740 году и перелитый в 1855 году Христофором Юлием Зеебеде в Вексуэлле близ Риги, – колокол немецкой кирки святой Анны в Митаве, 1606 года, отлитый в Риге Гансом Мейером, – колокол немецкой кирки святой Анны в Митаве, отлитый в Митаве в 1782 году Иоганном Майером. Все четыре колокола с немецкими надписями . Автор благодарит за помощь Владимира Абросимова, Аллу Осипову, Галину Степанову. 6 марта 2012 г. Рейтинг: 10 Голосов: 19 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Центральный государственный архив Московской области (далее – ЦГАМО). Ф. 66. Оп. 18. Д. 223 б. Л. 162. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)//Журнал Московской Патриархии. 1998. 7. С. 23. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии протоиерей Петр Иванов 20 ноября 2013, 11:49 Автор дневника был старшим братом моей прабабушки Марии Потаповны. Мне тоже известно, что он был Никита. Может быть ошибка, при перепечатке рукописи для издания за границей? Очень хотелось бы связаться с Натальей, мы ведь дальние родственники. иеромонах Иоанн 12 марта 2012, 19:36 Уважаемая Наталья, буду очень благодарен, если предоставите возможность ознакомиться с неопубликованной частью. Наталья 10 марта 2012, 20:11 Иеромонах Иоанн, в моей семье сохранились рукописи этой книги, даже последняя, не изданная часть, может обратиться в воениздат где издавалась эта книга, ведь сейчас и правда посмотрела, а на последней странице указаны неверные инициалы!? Как благословите поступить? Спаси Господи. иеромонах Иоанн 7 марта 2012, 16:27 Уважаемая Наталья, в используемом мною издании " Дневника москвича " его автор везде указывается как Николай Окунев, также он указывается в каталогах РГБ. С уважением, иеромонах Иоанн. Наталья 7 марта 2012, 12:19 Дневник москвича это дневник моего прапрадеда Никиты Потаповича, почему он назван Николаем?

http://pravoslavie.ru/52023.html

Маркел Анкирский (ум. 373 г.) – участник I Вселенского Собора, противник Ария. Но в своей полемике против Ария, он сам впал в заблуждение: согласно его мнению, существует вечное ипостасное Слово Божие, но не существует вечный Сын Божий, ибо Слово сделалось Сыном в акте воплощения. На арианских соборах он был дважды осужден и изгонялся арианами вместе со св. Афанасием. Последующие соборы то оправдывали его, то осуждали. Епифаний приводит его послание папе Юлию, в котором он пытается снять выдвигавшиеся в его адрес обвинения в савеллианстве (Ересь 72, 2, 3). " Узнав, в чем обвиняли каждого из них, и нашедши их единомышленными касательно учения Никейского Собора, Римский епископ принял их в общение как единоверных и, исполняя свою обязанность заботиться обо всех, согласно с достоинством своего престола, каждому из них возвратил принадлежащую ему Церковь , а восточным епископам писал обличительно, что они несправедливо судили об этих мужах и возмущают Церкви именно тем, что не принимают никейских определений« (Созомен. Церковная история. III, 8). Созванный Юлием в Риме собор в 340 г. подтвердил, что Афанасий является единственным законным епископом Александрии. Тогда противники Афанасия созвали в 341 г. свой альтернативный собор в Антиохии, где отвергли правомерность вмешательства папы, направив ему «напыщенное и ораторское послание, наполненное множеством насмешек и не чуждое силънейших угроз». Св. Юлий написал им ответное письмо, в котором «обвинял их, во-первых, в том, что они тайно искажают учение Никейского Собора, во-вторых, в том, что, вопреки законам Церкви, не пригласили его на совещание, – ибо есть иерархический закон, что все, совершаемое без ведома Римского епископа, недействительно...» (Созомен, Церковная история. III, 10). Дело Афанасия продолжало оставаться нерешенным. Тогда Юлий добился у императора согласия на созыв Собора епископов из двух частей империи, который и состоялся в 343 г. в Сардике (ныне София); председательствовал на нем, как и на Никейском Соборе, Кордовский епископ Осий. Собор не привел к единомыслию, но явно расколол Церковь на две половины. «После этого собора, те и другие уже не смешивались, как единоверные... вся Западная Церковь отеческие догматы сохраняла в чистоте и, касательно их, чуждалась словопрений и разногласий: ибо, хотя и эту часть Римской империи Авксентий, епископ Медиоланский, Валент и Урсакий Паннонские 88 старались склонить к ереси арианской, но их усилия, при тщательном наблюдении предстоятеля Римского Престола и прочих священнослужителей, истреблявших семена этой ереси, не имели желаемого успеха. Напротив, Церковь Восточная после Антиохийского собора пришла в смятение и явно отошла от веры никейской...» (Созомен. Церковная история. III, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Независимо от вселенских соборов некоторые отдельные личности из числа ученейших и авторитетных представителей православной восточной богословской науки точно также высказали свое лестное суждение об Августине. Известный писатель св. Леонтий Византийский в своем сочинении «De sectis», перечисляя еретические движения в древнейшей и новой истории христианской церкви, указывает достойных обличителей еретиков – «учителей и отцов церкви» (διδσκαλοι κα πατρες), и в числе их, на ряду с Афанасием Александрийским , Юлием Римским, Иларием Пиктавийским , Амвросием Медиоланским , Василием Великим , Григорием Нисским , Григорием Богословом , Кириллом Александрийским , упоминает и Августина Иппонского, как «отца и учителя церкви» 25 . Другой ученейший муж древнего христианского востока св. патриарх константинопольский Фотий , известный знаток христианской истории и литературы, в своей «Библиотеке христианских писателей» 26 отводит несколько страниц сочувственно-похвальной характеристике личности Августина и его богословской деятельности. Замечательно, что Фотий имеет в виду главным образом противо-пелагианскую полемику иппонского богослова, указывает кратко на все важнейшие моменты этой полемики и приводит сочувственные отзывы об учении Августина о благодати, сделанные со стороны Целестина , Льва Великого и Проспера. Сам Фотий делает общий вывод, что ересь пелагианская была собственно «изобличена и ниспровергнута Августином». При этом в словах Фотия ясно поглядывает полное сочувствие к личности этого обличителя пелагианской ереси. Он везде называет епископа иппонского «святым Августином» ( γιος Αγουστνος), «Августином, иже во святых» ( ν γοις Αυγουστνος), «мужем божественным» (πρ το θεοσ νδρς). Таким образом Фотий решительно называет Августина св. отцом. С таким же титлом святого Августина занесен в некоторые прологи восточной церкви. В так называемых стишных греческих синаксарях он прямо называется святым отцом 27 . В нашей древней русской богословской литературе точно также раздавались решительно-сочувственные отзывы об Августине и его творениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

Но не долго позволялось им такое дело, потому что церквами управлял Господь, ради их и ради всех нас претерпевший смерть и через церкви указавший всем нам путь к небу. Единомышленники Евсевия, Мариса, Феодора, Феогниса, Урзакия и Валента, Минофанта и Стефана давно уже писали сослужителю нашему, епископу римской церкви, Юлию, против упомянутых сослужителей наших, Афанасия, епископа александрийского, Маркелла, епископа анкирогалатийского, и Асклепы газского, но писали также епископы и других стран свидетельствуя о невинности сослужителя нашего Афанасия и уверяя, что все, донесенное на него единомышленниками Евсевия, есть не более как ложь и клевета. В самом деле, ложность их доноса теперь ясно обнаружилась - особенно из того, что были призываемы возлюбленным сослужителем нашим Юлием, они не явились по его приглашению, - равно как и из писем того же епископа Юлия, потому что, без сомнения, явились бы, если бы смело могли доказать все, что писали и делали против наших сослужителей. Впрочем и самыми своими поступками на этом святом и великом соборе они еще яснее обнаружили свое злоумышление. По прибытии в город Сардику и осведомлении, что здесь находятся братья наши, Афанасий, Маркелл, Асклепа и другие, им опасно было явиться на суд. Не раз, не два, а многократно приглашали их, но они не вняли приглашению. Все бывшие на соборе епископы, особенно же Осия старец преклонный, и по летам, и по своему исповедничеству, и потому даже, что подъял толикие труды путешествия, достойный всякой чести и уважения, все они дожидались, все убеждали их прийти на суд и в присутствии наших сослужителей доказать то, что было разглашаемо и писано против них заочно. Но быв званы, как сказано, не явились и тем обнаружили свою клеветливость. Они отказались идти и, следовательно, только что не провозгласили, что все их обвинения суть умысел и козни, ибо кто надеется на верностьсвоих слов, тот непобоится стать с ними пред лицом противника. А так как они не пришли к нам, то всякий, думаем, поймет, что если и опять захочется им умышлять коварство, они, не имея возможности доказать что-нибудь против наших сослужителей, будут клеветать на них заочно и бегать от них при встрече.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/988/...

Новейшие толковники разногласие между евангелистами объясняют тем, что Матфей изложил родословие Иосифа, а Лука – Марии, или, вернее, отца ее Илия. Если в самом деле так, то понятно само собою, что для различных лиц – Иосифа и Марии или отца ее Илия – необходимы должны быть и различные родословия. Какое же основание для этого предположения? Основание находится в самом тексте евангельском. Евангелист Лука выражается: и был (Иисус), как думают, Сын Иосифов, – ην... ων, ως νομζετο, Yις Ιωσφ, – если Лука, говорят, сказал, что Иосиф не истинный, а мнимый отец Иисуса, то по этому уже самому он должен был составить родословие не Иосифа, а Марии, Матери Христа, отцом которой был Илий, иначе Иоаким, как он называется по древнему церковному преданию. Но сила доказательства заключается не в том, однако, что Иосиф называется в Евангелии от Луки мнимым отцом Иисуса, таким он собственно представляется и у евангелиста Матфея в Мф.1:18–20 , а в том, главным образом, что в словах: как думают, Сын Иосифов, пред именем Иосиф в подлиннике не достает члена του. Между тем член этот стоит пред всеми прочими именами, находящимися в генеалогии. Стоит он также пред каждым именем и в родословии Евангелия от Матфея. Только в двух манускриптах – Италийском и под буквою G известном – находится член του и пред именем Иосиф; но весьма легко объяснить эту вставку в упомянутых манускриптах подражанием следующим выражениям родословия, – это с одной стороны; а с другой, было бы непонятно опущение члена во всех прочих древних памятниках, если бы он стоял первоначально в тексте. Вследствие отсутствия члена имя Иосиф получает совсем иной смысл, чем какой имеют все другие имена, и само собою, так сказать, выпадает из родословия. На основании этого можно смело заключить, что 1) сам Лука не считал имени Иосифа необходимым членом родословия; 2) что генеалогия его начинается не с Иосифа, а с Илия. Но если Иосиф не есть необходимый член родословия и если генеалогия Луки начинается с Илия, то требуется решить еще один весьма важный вопрос: от чего зависит слово Илиев – του λ, – не зависит ли оно от непосредственно предыдущего имени Иосиф? Судя по аналогии со всеми другими именами, стоящими в родительном падеже, из которых каждое последующее несомненно зависит от предыдущего, можно заключить и так; только тогда придется признать Илия отцом Иосифа, а признавши Илия отцом Иосифа, мы должны будем принять и объяснение, предлагаемое Юлием Африканск им, то есть, что Лука, как и Матфей, излагает генеалогию Иисуса Христа чрез родовую линию Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

По поводу этого рассуждения Юлия Африканск ого о седьминах Данииловых заметим, что в настоящее время принято седьмины исчислять не лунными, или еврейскими годами, а солнечными; и потому, теперь принимаемое протяжение времени семидесяти седьмин, больше принятого Юлием Африканск им на пятнадцать лет. Разность же между четырьмястами семьюдесятью пятью солнечными годами, которые насчитал Юлий Африканский от двадцатого года царствования Артаксеркса до начала общественного служения Иисуса Христа, и четырьмястами девяноста солнечными годами, которые насчитывают теперешние хронологи, станет понятной, если мы примем во внимание следующие обстоятельства. Во 1-х, двадцатый год царствования Артаксеркса Юлий относит к 444 году до Рождества Христова, между тем, как новейшие хронологи относят его к пятидесятым годам. Во 2-х, он полагает, что до начала общественного служения Иисуса Христа прошли все семьдесят седьмин, между тем, как теперь допускается, что до этого времени прошло только шестьдесят девять седьмин. Евсевий Кесарийский в своей Хронике (Chronicorum libri duo) высказывает следующее мнение о седьминах. Полагая, что именем Христа Владыки в пророчестве обозначены иудейские первосвященники, как помазанники и старейшие, он начинает счет седьмин с шестого года Дария 15 , царствовавшего после Камбиса, когда была окончена постройка храма, и насчитывает шестьдесят девять седьмин до того времени, когда Гиркан, последний первосвященник из рода Маккавеев; был убит Иродом, и прекратилось законное преемство первосвященников 16 , город же и самое святилище были опустошены римским войском, или самим Иродом, который через Римлян захватил власть над Иудеями. Что касается до семидесятой Седьмины, то первую половину ее Евсевий относит ко времени общественного служения Иисуса Христа, когда Им, а после Его смерти – Апостолами, утверждено было служение истинному Богу; в середине ее, после страдания Господа, прекратились жертва и приношение, ибо, что после было совершаемо в храме, не было Жертвою Богу, а служением дьяволу 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Этот папа, созданный носить не жезл пастыря, а меч воина, мутил всю Европу войнами, в которых сам принимал непосредственное участие, водя лично солдат на поле битвы. Сначала союзник императора Максимилиана I и Франции против Венеции, он восстал потом на французского короля Людовика XII явною войною. Чтобы смирить беспокойного папу, оба монарха потребовали от него немедленного созвания Вселенского Собора. В 1513 г. назначен был собор в Пизе, но совершенно без согласия папы, одной властью кардиналов и союзных монархов. К Юлию отправлена была повестка явиться на этот собор, но он отвечал проклятием и низвержением мятежных кардиналов, с назначением настоящего Вселенского Собора в Риме, в церкви св. Иоанна Латеранского, на следующий 1512 г. Собор Пизский не состоялся; напротив, Латеранский был торжественно открыт Юлием 3 мая 1512 г. в присутствии 83 епископов. Первым действием этого собора было одобрение непримиримой вражды папы с французским королем. Собор продолжался и при папе Льве X, преемнике Юлия. Но его действия были совершенно ничтожны. В 5 лет своего существования он имел только 12 заседаний, и то состоявших из одних только пустых формальных речей. Лев Х закрыл его 16 марта 1517 г. Тридентский собор был вынужден реформацией. Вначале, когда реформация казалась еще случайною вспышкою, сами протестанты изъявляли неоднократно желание подвергнуть возникший раздор суду Вселенского Собора. Император Карл V и другие государи, оставшиеся католиками, требовали того же, ласкаясь надеждою примирить распри, угрожавшие слишком явно гражданскому спокойствию народов. Само католическое духовенство, чувствуя во многих отношениях справедливость обнаружившегося восстания, признавало необходимость преобразования церкви, начиная с главы, что, конечно, не могло иначе произведено быть законно, как через посредство собора. Но это-то последнее и отвращало пап уступить общему желанию. Ослепление последующих пап было так велико, что они гораздо больше боялись аристократического духа епископов, могущего употребить собор в свою пользу к ущербу папской власти, чем открытого возмущения ереси, нападавшей на все здание церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1548 Червини являлся хранителем Ватиканской б-ки). На этой должности он собирал старинные рукописи; впосл. коллекция перешла к его секретарю Гульельмо Сирлето, к-рый сменил Червини на посту хранителя Ватиканской б-ки (1554-1557), а с 1572 г. был кардиналом-библиотекарем (см.: Luca S. Guglielmo Sirleto e la Vaticana//Storia della Biblioteca Apostolica Vaticana. Vat., 2012. Vol. 2: La Biblioteca Vaticana tra riforma cattolica, crescita delle collezioni e nuovo edificio (1535-1590)/A cura di M. Ceresa. P. 146-188; о поддержке Червини издательской деятельности см.: Paschini. 1959). В мае 1551 г. возобновилась работа Тридентского Собора. Червини, сославшись на ухудшение здоровья, удалился в еп-ство Губбио (о епископской деятельности Червини см.: Costi G. L " azione pastorale di Marcello Cervini vescovo//Papa Marcello II Cervini. 2003. P. 51-101). Как считают исследователи, кардинал т. о. продемонстрировал несогласие с политикой непотизма, проводимой папой Юлием III, к-рого Червини считал своим соратником в деле церковной реформы ( Hudon. 1992. P. 129-130; Giombi. 2010. P. 44). В это время в Губбио были проведены работы по перестройке кафедрального собора и изменению его убранства. Будучи кардиналом-протектором ордена регулярных каноников-августинцев (с 1551), Червини позаботился о его реорганизации. В июле 1552 г. кардинал был назначен протектором Германской коллегии в Риме (см. ст. Коллегии папские ), что способствовало его сближению с католич. св. Игнатием Лойолой и др. иезуитами (начало его сотрудничества с членами Об-ва Иисуса относится к 1545-1547 - на Тридентском Соборе Диего Лайнес и Альфонсо Сальмерон принимали участие в разработке декрета о таинствах). В день смерти папы Юлия III (23 марта 1555) Червини находился в Губбио. На открывшемся 6 апр. конклаве наиболее реальной считалась кандидатура кард. Ипполито д " Эсте, к-рого поддерживал франц. кор. Генрих II. Однако уже 9 апр. при поддержке декана коллегии кардиналов Дж. П. Караффы, сторонника церковных преобразований, кард.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010