119 Так же как и Климент Александрийский , Секст Юлий Африкан создавал хронологическую систему, объединившую священную историю, начинающуюся с Адама, с языческим прошлым. Уже Юлий Африкан предложил не только опыт по синхронизации священной и языческой истории, доказывавшей временное превосходство христианства над язычеством, не только попытался облечь христианский универсализм в историографическую форму, закладывая тем самым фундамент для создания универсальной христианской истории, но и определил хронологическую логику мировой истории. Отталкиваясь от аллегорического толкования библейского рассказа о шести днях творения, 120 Юлий показал в своей «Хронике», что мировая история, которая должна продлиться шесть тысячелетий, прошла уже 5500-летний рубеж. 121 Именно эта «хронология» всеобщей истории стала основой для исчисления времен в раннесредневековых латинских мировых хрониках. 122 Вслед за Юлием Африканом в 234/235 г. собственную «Хронику» завершает Ипполит Римский , также писавший на греческом языке. «Хроника» Ипполита была направлена на решение вполне конкретной задачи, а именно на опровержение распространенной еще в III в. веры в близящийся конец света. С помощью хронологических подсчетов Ипполит, так же, как Юлий Африкан , использовавший идею шести тысячелетий, стремился доказать, что его современники не станут свидетелями окончания шестого тысячелетия и, вместе с тем, конца света. 123 Сочинения Секста Юлия Африкана и Ипполита Римского подготовили появление в 278 г. знаменитой «Хроники» Евсевия Кесарийского . «Хроника» Евсевия состояла из двух частей. Первая включала в себя очерк мировой истории, начиная с истории восточных царств (Халдейского, Ассирийского, Мидийского, Персидского, Лидийского) и заканчивая историей Римского государства. Вторая ее часть, «Каноны», представляла собой сборник синхронистических таблиц основных событий политической истории от Авраама до Константина Великого . 124 Как и для его предшественников, для Евсевия было важно представить языческое и иудейское прошлое в рамках единой хронологической системы, что, в свою очередь, подготавливало новое понимание мировой истории, интерпретацию основных фактов прошлого разных народов с провиденциалистской точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 . Рецензент заявляет, что я, в примеч. 186м, «приказываю» ему «смириться с русским переводом Иеронима для того, чтобы удостовериться в существовании сношений Оригена с Юлием Африканом ». «Что ничего такого история не указывает, это всем известно, говорит он. Вопрос в том, каким образом Иероним может свидетельствовать о том, чего не было». Недоумевая в виду такой категоричности заявления рецензента, читатель проверяет мою цитату и находит: а) прим.186 в тексте книги (стр. 232, строка 13) стоит при словах: «как велика была литературная производительность Оригена , видно из того, что, как выражается Иероним, он написал более чем, сколько другой может прочитать во всю свою жизнь». В соч. Иеронима, именно в указываемом мною, в прим. 186. месте, (по русск. перев. т. 1й стр. 174) буквально читаются эти самые слова. Значит цитата моя безусловно верна. С какой же стати рецензент завел речь о Юлии Африкане ? б) Хотя рецензент уверяет, что ничего такого (т.е. того, что Ориген имел сношения с Ю. Африканом) история не указывает, и что это всем известно, тем не менее история именно не только указывает, но и весьма подробно рассказывает об этих сношениях, и это всем известно, кроме «Правосл. Обозрения», ибо об этом рассказывает подробно не кто другой, как сам Евсевий (См. русск. пер. его истории стр. 367). Само послание Ю. Африкана к Оригену и ответ на него Оригена издаются и перепечатываются с незапамятных времен (см. напр. Патрологию Миня, ser. gr. t. col. 51). Не довольствуясь сейчас указанной ложью на историю, рецензент далее лжет, в частности, на блаж. Иеронима: он утверждает, что в месте из Иеронима, указываемом моей цитатой, говорится «более, чем вероятно, об Африкане», и что будто бы именно там, в цитируемом мною месте из Иеронима, говорится о Юлии Африкане, «что он осуждал Оригена». На самом деле у Иеронима в цитируемом мною месте (по русск. перев. соч. Иерон. т. 1й стр. 174) ни единым словом не упомянуто ни о просто Африкане, ни о Юлии Африкане, а лишь исчисляются сочинения Оригена! Само собой разумеется, что от лжи рецензента истина нисколько не пострадает, и отношения Оригена к знаменитому автору первой христианской хронографии останутся такими же, какими их изображает Евсевий. Но все-таки любопытно было бы знать, что эта аллегория означает?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

XIX в.). В XVII в. уже отправляли экспедиции за древностями, открывали историко-археологические музеи и систематизировали материал (Б. де Монфокон , П. Кэлюс). В XVIII в. удалось впервые привлечь к решению исторических задач источники, независимые от письменной традиции, в XIX в. А. была осознана как научная дисциплина, началось формирование археологических музеев и консолидация научных об-в (60-е гг. XIX в.). Первобытная А., опираясь на открытия в зоологии и геологии, приступила к решению вопроса о происхождении и хронологии каменных орудий. Отождествление с конкретными памятниками событий, описанных Юлием Цезарем и Геродотом , положило начало А. кельтов, скифов и сарматов. Сложилась А. Др. и Ближ. Востока, средневек. Европы и др. Были расшифрованы вавилонская клинопись и егип. иероглифы. У. М. Питри разработана методика работы с массовым материалом (керамикой и пр.) на многослойных памятниках. Больших усилий потребовало создание системы деления на каменный, бронзовый и железный века и типологического метода О. Монтелиуса. Открытия Г. Шлимана в Трое и Микенах, а затем А. Эванса на памятниках минойской цивилизации собрали хронологию древнейшего пласта европ. и средиземноморской истории в одну систему. В кон. XIX - 1-й пол. XX в. положение А. было исключительно благоприятным. Об-во ожидало от нее неоспоримых исторических фактов, а правительства Европы охотно субсидировали экспедиции, ставшие средством освоения колоний. В ходе работ 70-80-х гг. XIX в. начал складываться и совр. метод полевых исследований. В нач. XX в. А. смогла нарисовать цельную историческую картину, согласно к-рой развитие культуры в изучаемой части Ст. Света имело хроно-географический вектор: с Ближ. Востока через Грецию и Балканы в Центр. Европу. С помощью палеоботаники (Н. И. Вавилов) А. открыла ключевой момент истории цивилизации - возникновение производящего хозяйства и городских структур, что поддержало восприятие Ближ. Востока как зоны, откуда распространялись главные культурные открытия, но вскоре Г.

http://pravenc.ru/text/76474.html

В 1499 г. вместе с кард. Джованни Медичи прибыл в Венецию. Неоднократно пытался восстановить власть Медичи во Флоренции. Стремясь найти союзников среди европ. правителей, ок. 1499-1500 гг. Джулио Медичи и его брат кард. Джованни Медичи в сопровождении юношей, близких к семье Медичи, отправились на герм. земли. В г. Ульм городские власти арестовали их и отправили в Вену к имп. Максимилиану I Габсбургу (1508-1519), к-рый освободил всех из-под ареста. Нек-рое время братья жили при дворе сына императора, Филиппа Красивого, герц. Бургундии (1482-1506); возможно, они планировали отправиться в Англию, но в Руане были вновь арестованы и освобождены только после личного вмешательства главы семьи Медичи, Пьеро II Невезучего, находившегося в Венеции. В 1500 г. Джулио вернулся в Италию. Способствовал заключению брака банкира и флорентийского кондотьера Филиппо Строцци и дочери Пьеро, Клариче Медичи (1508), надеясь, что Строцци помогут Медичи вернуться во Флоренцию. Во время военных действий, к-рые вела против Франции организованная папой Римским Юлием II Священная лига (1511-1513), объединившая ряд североитал. городов и Испанию, Джулио Медичи сопровождал брата, кард. Джованни Медичи, назначенного легатом папской армии в Романье. В битве при Равенне (11 апр. 1512) войска лиги потерпели поражение, а кардинал попал в плен. Французы потребовали, чтобы остававшийся на свободе Джулио Медичи отправился в Рим и изложил папе Римскому условия, на к-рых мог быть заключен мирный договор. Джулио прибыл к папскому двору и активно участвовал в многосторонних мирных переговорах (так, по поручению папы он встречался в Милане с кардиналами, участвовавшими в работе созванного по инициативе франц. кор. Людовика XII Пизанского Собора (май 1511 - июнь 1512; заседания проходили в Милане, Пизе, Асти, Лионе, см. в ст. Пизанские Соборы )); результатом этих переговоров среди прочего стало восстановление власти Медичи во Флоренции (сент. 1512). Папа настоял на скорейшем созыве Латеранского V Собора (открылся в мае 1512), где участники Пизанского Собора были объявлены еретиками и схизматиками.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

В 402 г. Синесий возвращается в Кирену. Пребывание Синесия в Кирене было очень недолгим. Видимо, уже через год, в 403 г., он вновь отправляется в Александрию. На вопрос, почему он так мало пробыл на родине, Синесий в письме к Полимену 12 дает уклончивый ответ. «Обстоятельства вынудили», – пишет он, не желая посвящать Полимена в курс дела. Однако из письма, написанного уже в Александрии, мы узнаем, что Синесий скорее всего оставил родной город из-за неприятностей со своим врагом Юлием 13 . В Александрии Синесий женится. Имени его супруги мы не знаем, очевидно, она была из знатной христианской семьи, т. к. сам патриарх Феофил благословил их брак. Синесий имел от этого брака трех сыновей, старшего из которых звали Исихий 14 . Пробыв два года в Александрии, Синесий возвращается на родину. Он жил либо в Кирене, либо в своем имении, где он был занят садоводством, охотой, научными и литературными делами. К этому периоду принадлежит большая часть его ходатайственных писем, в которых он просит за тех или иных лиц, а также писем, в которых описываются набеги варваров на Киренаику. Синесий принимал деятельное участие в отражении этих набегов. В 410 г. Синесий был избран жителями города Птолемаиды епископом. Это событие стало для него совершенно неожиданным и сильно смутило его 15 . Размышлениям Синесия на эту тему посвящено письмо 105 к Феофилу Александрийскому. Синесий прибыл в Александрию и после семи месяцев, в течение которых он, по видимому, активно изучал учение Церкви 16 , был крещен и рукоположен в епископы 17 . В 411 г. Синесий возвращается в Кирену. Уже в сане епископа он ведет борьбу с Андроником, жестоким правителем города Кирена, разрешает разнообразные споры между представителями клира. Вскоре один за другим умирают сыновья Синесия, что стало для него тяжелым ударом; он теряет также связь с друзьями. Что касается времени смерти Синесия, то оно остается неизвестным. Последнее письмо его, адресованное к Гипатии, говорит о том, что Синесий тяжело болен. Отсутствие в письмах Синесия сведений о трагической гибели Гипатии в 414 г., которая, безусловно, должна было бы сильно на него подействовать, дает нам право думать, что Синесий не дожил до этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

– В то время школа-студия МХАТ славилась своими педагогами. – Да-аа! Уникальный преподавательский состав – это целиком заслуга ректора школы Вениамина Захаровича Радомысленского… Царство ему Небесное! По тому времени он собрал педагогов уровня Московского государственного университета. Ну, к примеру, русскую литературу нам преподавал гениальный Абрам Александрович Белкин, у которого уже тогда вышло несколько книг по творчеству Достоевского. С Серебряным веком нас знакомил Андрей Донатович Синявский. Это его, когда мы учились на третьем курсе, судили с Юлием Даниэлем. Известный был «процесс Синявского-Даниэля». Кстати, один наш студент пошел на митинг в защиту любимого педагога, и ректору пришлось потом вытаскивать своего ученика из «полтинника», как мы тогда называли 50е отделение милиции. Вот эти и другие прекрасные педагоги пытались помочь нам стать не только артистами, но прежде всего людьми. И они, без всякого сомнения, сумели в какой-то степени обогатить нас духовно, научили думать. – Но и во МХАТе Вас окружали удивительные люди! Ливанов, Грибов…  – Профессионализм – одно, а внутренний мир человека – совершенно иное. Для меня хороший актер – это еще и личность. Грибова, как сейчас, вижу в спектакле «Три сестры», где он играл Чебутыкина. Вот он держит лицо, вот складывает руки… И никаких слов не нужно! Это идет от его внутреннего мира, от сердца. Невозможно было оторвать глаз и от Ливанова, когда он играл Ноздрева в «Мертвых душах» … Для меня это ведь тоже была школа, и какая школа!.. Мне и в кино пришлось работать с выдающимися актерами! Георгий Степанович Жженов – один из них. Интереснейший, мощнейший человек! Личность! А сколько ему пришлось пережить?! Но на эту тему Георгий Степанович не любил распространяться. Помню, однажды на съемках «Резидента» («Конец операции “Резидент”» – прим. авт.) он рассказал, что для того, чтобы выжить в лагерях, нужно было на жестокость отвечать жесткостью, и кто на это не находил в себе силы, заканчивали плачевно. Особенно было трудно, когда политических заключенных специально объединяли с уголовниками… Светлая ему память!

http://azbyka.ru/way/evgenij-kindinov-mo...

Должность первосвященника была отдана Гиркану без царства: народ управлялся сам и власть данная Гиркану взамен царства называлась этнархия. Антипатр при понтификате Гиркана значительно увеличил свою власть. Он на самом деле сражался на стороне римских генералов против тех, кто сопротивлялся им, и он имел в своих руках управление иудейскими делами благодаря услужливой бездеятельности Гиркана. Аристобул был извлечен из тюрьмы Юлием Цезарем, который вознамерился отправить его в Сирию против сторонников Помпея, но помпеянцы захватили инициативу и отравили его. Сципион, к которому Помпей послал сына Аристобула Александра, обвинил его в прежних преступлениях против римлян, и обезглавил его. После победы над Помпеем Юлий Цезарь провозгласил Антипатра наместником Иудеи. Позже, по прибытии в страну, поручил своему сыну Фаселу военное правление Иерусалимом и областью; его другой сын, Ирод, который тогда был очень молод – ему едва исполнилось пятнадцать лет – был провозглашен наместником Галилеи и его юность не препятствовали ему проявлять умение и мужество. И этими деяниями заслужил Антипатр в глазах народа большое восхищение, как если бы он был царем; однако он не отходил от своего благорасположения и честных отношений с Гирканом, первосвященником. Антипатр был убит как раз тогда, когда жизнь открыла ему великолепную карьеру, полную славы. Он был отравлен следующим заговором: Малх подкупил его виночерпия и приказал положить яд в выпивку Антипатра; этот Малх был еврей изобретательный в уловках, и когда был заподозрен, успокоил подозрения клятвами и фальшивыми заверениями в дружбе. Тем не менее, вероятно, потому что он нашел в Ироде одаренного противника, способного к махинациями подобного рода и даже более искусными чем его, и который искал способа наказать убийцу своего отца, Малх был зарезан. Антигон, сын Аристобула, подкупил Фабия и получил поддержку Помпея, сына Меная, через брак – потому что он заключил брак с его сестрой – и еще некоторыми другими, и предпринял поход в Иудею. Но Ирод вступил в битву с ним, разбил и изгнал его из страны евреев, и сам он по возвращении принял льстивые поздравления от города Иерусалима и от Гиркана лично за его победу. И Антоний, вождь римлян, дал за взятку еврейскую тетрархию Ироду, и его брат Фасел без Гиркана зародил недовольство этим. И когда народ обвинил Ирода, случилось только то, что обвинители были наказаны вместо того, чтобы увидеть свои обвинения в силе, потому что Антоний был подкуплен и потому что Гиркан поддержал Ирода, так как последний уже был женат на Мариамме, его внучке.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

И вот в морозный декабрь 2010 года ожидаемый взрыв произошел, причём не только в столице, а во многих больших и малых городах страны. Дело тут не только в кавказских и азиатских бандитах, безнаказанно расплодившихся по России, это повод, как началом революции 1905 года послужило всего лишь увольнение с Путиловского завода четверых работяг. Дело в сугубо несправедливом устройстве нынешнего российского общества. В чём эти вопиющие несправедливости, тоже всем хорошо известны, не стоит поминать. Пока нет даже попытки их разрешения, народное возмущение будет продолжаться и даже нарастать. Милиция, даже если её переименуют, как в Америке, в полицию, в подобных обстоятельствах всегда бессильна. Прежде чем завершить наши заметки некоторыми общественно-политическими выводами, остановимся для небольшого и шутливого перекура. Мы размышляем здесь об отношениях нынешней «властной вертикали» и русского народа. Поговорим сперва, конечно, о народе. Давно замечено и описано, что когда в туристских странах возникают природные или политические потрясения, западные граждане тут же избегают туда наведываться. А вот граждане нашей страны словно бы и внимания на то не обращают, спокойно едут к солнцу и тёплым морям. Скажем прямо, что это забавное вроде бы обстоятельство имеет самые глубокие причины. Весь двадцатый век русский народ прожил в условиях по сути чрезвычайных: бесконечные войны, революции, коллективизации, «великие стройки» за колючей проволокой или без, всякого рода крутые политические перемены. Воистину, другие народы от такой судьбины увяли бы, перемёрли, а мы, русские, не только выжили, но даже по временам бывали и бываем довольны и счастливы. Воистину потрясающие мы создания! Но вот в середине тусклого декабря русская молодежь, возмущённая долгими несправедливостями и безразличием власти, стихийно вышла на городские площади. А чем же занимались в ту пору сами наши власти? Президент Медведев продолжал героическую борьбу с «культом личности», проводил «десталинизацию». Сам-то он родился дюжину лет спустя после сталинской кончины, и уж до него со Сталиным сражались-сражались уже полвека... Вообразим на миг, что какой-либо русский деятель вздумал бы сегодня начать войну, скажем с Юлием Цезарем: «Негодяй, он разрушил Римскую республику! Диктатор, тиран!» Неправда ли, это выглядело бы странновато...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Когда римляне завоевали Египет, тогда они познакомились и с новым для себя египетским времяисчислением. Юлий Цезарь решил ввести его и у себя, но только в более точном счете, чтобы связать солнечный год с европейским положением солнца, с европейскими весной, летом и т. д. «Год, принятый Юлием Цезарем, по совету александрийского астронома Созигена равнялся 365 суткам и 6 часам. Применить его решили таким образом, что три года считали по 365 дней, а на четвертый прибавляли скопившийся из остатков один день (6 час.Х 4=24 час. или 1 сутки) и считали год в 366 дней так же, как это делаем и мы до настоящего времени» (стр. 25). Такое Юлианское времяисчисление приняли и древние египтяне, начав новый календарь с «Актийской эры», т. е. с того времени, когда произошла у них битва с римлянами при Актиуме, лишившая их политической самостоятельности. «Это событие, битва при Актиуме, произошло в последних числах августа (считая по нашему календарю – 29 августа). И не это ли обстоятельство, в числе других причин, подало повод (нашему церковному календарю) к счислению времени римскими индиктами или годами, начинающимися с сентября? Если бы это предположение оказалось справедливым, то наш церковный календарь заключал бы в себе следы всех изменений в летосчислении..., употреблявшихся со времени возникновения цивилизации» (стр. 25). 3. Согласование лунного календаря с солнечным а) Лунный год в отношении к сотическому году Не надо было обладать особенною наблюдательностью, чтобы заметить, что от одной весны до другой, от одного разлития Нила до другого заключается больше 12, но меньше 13 лун, т. е. лунных месяцев. Чтобы уравнять счет лунных (меньших) годов со счетом солнечных (больших) годов решили первые два лунных года считать по 12 месяцев, третий лунный год – в 13 месяцев, четвертый и пятый годы опять по 12 месяцев шестой же год – в 13 месяцев. По 13 месяцев надо было считать: 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы. И когда мы подсчитаем сумму дней в таком 19-летнем лунном периоде и сумму дней, содержащихся в 19 годах солнечного египетского календаря, тогда мы увидим, что эти суммы равны. Такое равенство дней приводило начало лунного года и начало солнечного года к исходному порядку, когда первый месяц лунного года и первый месяц солнечного года начинались в эпоху весеннего равноденствия. Такой способ согласования лунного календаря с солнечным путем вставки в некоторые лунные годы 13-й луны и открытие 19-летнего лунного цикла были сделаны греческим астрономом Метоном за четыре столетия до христианской эры.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Molchano...

Начальник острова по имени Публий, имевший по близости имение, принял у себя его и дружелюбно в течение трех дней угощал Павла и его спутников ( " нас, " как выражается Дееписатель, то есть Павла, Луку и Аристарха, а конечно, не всех 276 путников, что особенно видно из ст. 10). Тут Павел совершил чудо исцеления от лихорадки и кровавого поноса отца Публия, после чего к нему стали приводить и других больных на острове, и он также исцелял их. Благодарность их была велика, они оказали Павлу со спутниками много почестей и снабдили их всем нужным на дальнейший их путь. Через три месяца по прибытии на Мальту, то есть, когда прошла бурная осень и большая часть зимы, и дальнейшее плавание не представляло уже опасности, они отплыли на александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на Мальте, в Сиракузы - приморский город на юго-восточном берегу Сицилии в 18 географ. милях (около 125 верст) от Мальты. На носу кораблей делались изображения или богов или животных, или других каких либо предметов. На корабле, на котором Павел и его спутники отправились из Мальты, была надпись или изображение Диоскуры. Так назывались двое известных в древности мифологических героев-близнецов Кастор и Поллукс, покровители, как их считали, мореплавания и защитники от морских бедствий. Пробыв в Сиракузах три дня, отплыли в Ригию, ныне Реджио, в южной Италии против г. Мессины. Отсюда при благоприятном ветре быстро, на другой же день, прибыли в Путеолы, ныне Поцуоли, приморский город в одной миле от Неаполя. Гавань Путеолы в то время была одна из самых значительных на западном берегу Италии и служила именно для торговли с востоком: здесь обыкновенно разгружались торговые корабли и потом уже сухим путем товары отправлялись в столицу тогдашнего мира - Рим. Дальнейшее путешествие должно было совершаться уже пешком. Но в Путеолах нашлись христиане, которые просили св. Павла и его спутников побыть у них, и они пробыли у них целых семь дней. Это указывает на громадное доверие и расположение к Павлу сотника Юлия. Надо полагать, что Павел и его спутники были оставлены здесь с небольшим конвоем, а остальные узники с прочим конвоем, во главе с самим Юлием продолжили свое путешествие в Рим. Через семь дней Павел и его спутники направились в Рим по знаменитой Аппиевой дороге. Прибытие в Рим (28:15-16).

http://sedmitza.ru/lib/text/430589/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010