Протоиерей Игорь Прекуп: поздравить было бы правильней, чем не поздравлять Мне лично, как православному христианину и священнику, придерживающемуся юлианского календаря или так называемого «старого стиля», глубоко фиолетово, поздравил меня наш Президент или нет. 9 января, 2015 Мне лично, как православному христианину и священнику, придерживающемуся юлианского календаря или так называемого «старого стиля», глубоко фиолетово, поздравил меня наш Президент или нет. Президент Эстонии не последовал примеру президента Латвии и мэра Таллинна и не поздравил православных жителей своей страны с Рождеством. Протоиерей Игорь Прекуп, отвечая на вопрос „Столицы“, правильно ли поступил президент Ильвес, проигнорировав этот праздник, отметил, что со стороны президента, наверное, поздравить было бы правильней, чем не поздравлять, но за отсутствием искренней доброжелательности промолчать – это наилучший вариант. Отвечу лично от себя, как частное лицо. Так вот, мне лично, как православному христианину и священнику, придерживающемуся юлианского календаря или так называемого «старого стиля», глубоко фиолетово, поздравил меня наш Президент или нет. Если бы не Ваш вопрос, я бы даже и не задумался на эту тему. То, что президент Латвии показал себя с лучшей стороны, чем наш – это как раз неудивительно. Я бы даже сказал, это становится уже привычным делом. Вспомним, что и по проблеме статуса и активности сексменьшинств их высказывания весьма отличаются. Ну а что касается мэра, сказавшего свыше двадцати лет назад: «Если мы хотим, чтобы нам было хорошо, надо, чтобы хорошо было всем», и все эти годы старающегося последовательно придерживаться этого принципа, тем более, тут удивляться не приходится, что он поздравил. На мой взгляд, это нормально, когда глава государства, таким образом, оказывает уважение разным сообществам своей страны, тем более столь солидно представленным в обществе. Солидно не только в количественном отношении (не будем забывать, что Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата – самая многочисленная из христианских конфессий в Эстонии), но и в плане глубины культурных корней и богатства традиций.

http://pravmir.ru/protoierey-igor-prekup...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник победы русского духа День народного единства подчеркивает единение всех слоев населения, которые независимо от статуса и положения в обществе выступили единым фронтом против врагов Родины 03.11.2018 1954 Время на чтение 3 минуты 4 ноября в России отмечается государственный праздник – День народного единства. 22 октября (ст.ст.) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и, согласно гораздо более позднему свидетельству, поклялся построить храм в память этой победы. 23 октября (ст.ст.) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день, 24 октября (ст. ст.), гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым Царём Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых. В 1630-е годы на Красной площади появился Казанский собор, который некоторые историки считают обетным. В 1649 году Царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)» сохраняется в православном и народном календаре доныне. В XX и XXI веках дню 22 октября по юлианскому календарю соответствует в григорианском календаре 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника, который отмечается в России с 2005 г. О значении Дня народного единства рассуждает в интервью «Русской народной линии» советник губернатора Курганской области, генерал-майор, профессор, кандидат педагогических наук Владимир Усманов : День народного единства появился в непростое время. Происходил излом нашей советской цивилизации, которая продолжала русскую цивилизацию. Необходимо было заполнять вакуум праздников, потому что одним махом хотели уничтожить советские праздники, что тоже было скоропалительно. Необходимо было все продумывать.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/03/pr...

С.БАБУРИН: Основной смысл, прежде всего – преодолеть ту внутреннюю духовную культурную раздвоенность, которая, на наш взгляд, существует в российском обществе с 1918 г., когда Указом Совнаркома Юлианский календарь был отменен, и мы... безотносительно наших национальных традиций, культурных особенностей, вероисповедания. А религия в обществе играет, играла и будет играть очень важную роль – в любом обществе, не только в русском, не только в российском. Вот чтобы наконец у нас, как, допустим, у людей православных, Рождество Христово предшествовало бы Новому году, а не следовало за ним, мы предложили, чтобы с 1 января 2007 г. на территории РФ было введено летоисчисление по Юлианскому календарю. То есть, если напомнить радиослушателям, то есть, Новый год наступал бы по старому стилю, разница в 13 дней. Мы предлагаем ввести переходный период – после 31 декабря 2006 г. , благо закончится бюджетный год, в 13 дней, когда будет одновременно действовать и Юлианский и Григорианский календарь, а затем уже жить по нормальному, традиционному Юлианскому календарю. В этом отношении мы предполагаем, что указание календарной даты в документах о фактах, имеющих юридическое значение, возникающих в этот переходный период, с 31 декабря 2006 г. по М.ШЕВЧЕНКО скому календарю до 1 января 2007 г. по Юлианскому календарю, должно осуществляться одновременно по тому и другому календарю, как это имело место даже когда Петр Первый вводил Юлианский календарь в 1700 г., и как напоминают специалисты, сказал, что кто не согласен, может пользоваться обоими. И от исчисления Сотворения мира, и от Рождества Христова. Вот в этом отношении я хотел бы, чтобы мы, отвлекаясь от каких-то политических конъюнктур вспомнил, что такое календарь, насколько он условен, насколько по воле общества выбирать, откуда отсчитывать существование человечества, как год делить на дни, на месяцы – это и просто, и очевидно, и крайне сложно с учетом того. что я хочу напомнить, что, конечно, Тропический год, от которого отсчитывается по всем – и по Солнечному календарю, и по Лунному, и по многим другим , и в древности и сегодня, он составляет 356 дней, 5 часов 48 минут 46 секунд солнечного времени. И в этом отношении все календари неточны – какие больше, какие меньше.

http://religare.ru/2_24838.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О праве на ошибку Еще раз о юлианском и григорианском календарях 16.01.2023 570 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлено автором 6 января на РНЛ были опубликованы два материала по традиционной для новогодних дней теме: какой календарь точнее – юлианский или григорианский: перепечатка доклада на Московском Всеправославном совещании 1948 года « О старом и новом стиле » святителя Серафима (Соболева) и ответ А.Д. Степанова на обращённое к нему письмо Д.Е. Боброва из Германии. Этот ответ привёл к довольно оживлённой полемике в комментариях, на которые главный редактор РНЛ отреагировал через неделю статьёй « Григорианский календарь приводит к утрате понимания русской истории ». Главное возражение против перехода на григорианский календарь в обоих случаях не в том, что им руководствуются католики, хотя и такой аргумент встречался, а в том, что «если Пасха поздняя, то практически исчезает (или сводится к минимуму) Петров пост, поскольку празднование в честь первоверховных апостолов Петра и Павла празднуется не 12 июля, а 29 июня (по григорианскому календарю). Это очень весомое возражение. Оно неизбежно вытекает из традиции праздновать Пасху не просто в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, но вдобавок только после иудейского праздника Песах. Именно по этой причине поздняя Пасха иногда попадает на майские дни по григорианскому календарю. При этом святитель Серафим ссылается на 7-е Апостольское правило и на 1-е правило Антиохийского собора. Но если вдуматься в оба текста, которые он приводит, там речь идёт не о запрете православным отмечать Пасху в тот же день, в который иудеи празднуют Песах, а о запрете праздновать вместе с ними («прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати», «со иудеями совершати Пасху»). А это далеко не одно и то же, если руководствоваться нормами современного русского языка. Можно представить себе, что во времена Антиохийского собора, а это 341 год от Рождества Христова, на Ближнем Востоке существовала опасность случайного смешивания на улицах празднующих представителей разных религий и проще всего было подстраховаться и развести эти два праздника во времени, если не очень получается в тесных пространствах тогдашних городов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/16/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Российская империя была провозглашена в день Казанской иконы Божией Матери Будем ли праздновать 300-летие Империи на государственном, церковном и общественном уровне? 22.10.2021 1884 Время на чтение 3 минуты Фото: Pravoslavie.ru Как сообщалось , 19 октября в Сочи Владимир Путин принял участие в пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». Тема этого года – «Глобальная встряска – XXI: человек, ценности, государство». На заседании клуба «Валдай» депутат Государственной Думы Константин Затулин отметил, что все, что связано с 300-летием с момента основания империи, «как-то проходит в обстановке молчания», хотя это большой этап в российской истории. Он сообщил, что отправил в адрес президента письмо с просьбой рассмотреть возможность более активного участия в организации мероприятий в честь этого юбилея, сообщает ТАСС. «Непрерывность истории – это важная вещь, чтобы понимать, куда мы идем дальше. Я полностью с вами согласен. Если мы здесь в чем-то недорабатываем, я приношу свои извинения», – сказал Путин. Из вопроса депутата и ответа Президента осталось непонятным, будет ли всё-таки праздноваться 300-летие Российской Империи на государственном уровне. Но стоит поблагодарить Константин Затулина за то, что он обратил внимание Главы государства на это важное историческое событие, которое, действительно, замалчивается. Хотелось бы, правда, внести некоторые уточнения. К сожалению, в самом вопросе депутата прозвучала ошибка. Константин Фёдорович утверждает, что 300-летие Российской Империи нужно праздновать 2 ноября, исходя из Григорианского календаря. Но мы знаем, что собрание российских сановников, посвящённое окончанию кровопролитной тяжелейшей для России Северной войне со Швецией (мирный договор был подписал 30 августа по юлианскому календарю, сегодня это день памяти Александра Невского), состоялось в Петербурге в праздник Казанской иконы Божией матери – 22 октября по Юлианскому календарю. Праздник Казанской иконы Божией Матери мы отмечаем сегодня по Григорианскому календарю 4 ноября, и это государственный праздник – День народного единства. Понятно, что царь Пётр Алексеевич не случайно организовал собрание своих сподвижников в день Казанской иконы Божией Матери, который был установлен в память освобождения Москвы от поляков и спасения Отечества, окончанием в России Смутного времени.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/22/ro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Встречаем и постимся? 31.12.2019 860 Время на чтение 7 минут Новый год во время поста — эта тема неизменно возникает в православных СМИ в конце декабря, хотя, казалось бы, основные полемические вопросы по этому поводу уже давно выяснены. Каждый год — и слава Богу — кто-то начинает ощущать себя христианином в такой мере, что задумывается: как же теперь быть со всем этим, привычным с детства — елкой, новогодним застольем, чувством праздника и предвкушением новизны — в своей новой, церковной жизни? Как отнестись к этому празднованию разумно? Мы задали вопросы, связанные с новогодней темой, священнослужителям Саратовской епархии. Почему Православная Церковь не может отмечать Рождество 25 декабря, как Католическая? Ведь так было бы логично: Христос родился, и мы вслед за тем отмечаем начало нового года от Рождества Христова. Отвечает священник Николай Протасов, настоятель Свято-Никольского храма р.п. Базарный Карабулак: — До 1917 года в Российской империи использовался юлианский календарь, и круг церковных праздников остался привязанным к нему и после того, как большевики перевели страну на григорианский календарь — летоисчисление «по новому стилю». То есть 7 января — то же 25 декабря, но по юлианскому календарю. Сдвинуть весь богослужебный круг на 13 дней теоретически возможно, но практически — маловероятно, так как это внесет сумятицу в определение даты Пасхи и других подвижных праздников церковного года. Помимо того, сохранение верности традициям и установлениям церковным является важным для избежания возможных расколов и нестроений, к которым может привести поспешное решение данного вопроса. Помимо Русской Православной Церкви Рождество Христово по юлианскому календарю отмечают Грузинская, Сербская, Иерусалимская Церковь. Почему в новогоднюю ночь в некоторых храмах совершаются службы? Это ведь не церковный праздник. Отвечает протоиерей Димитрий Полохов, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова: — Для совершения таких служб есть несколько причин. Во-первых, если мы как христиане испрашиваем в утренних молитвах благословения на каждый день, тем более важно попросить помощи Божией в наступающем новом году. Для этого существует даже специальный чин, совершаемый в храмах 31 декабря или 1 января,— молебное пение на новый год.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/31/vstrec...

Перед празднованием Рождества Христова по ново-юлианскому календарю 25 декабря на сайте YouTube появился мультипликационный ролик по мотивам Рождества Христова. Перед празднованием Рождества Христова по ново-юлианскому календарю 25 декабря на сайте YouTube появился мультипликационный ролик о Рождестве Христовом . Этот ролик получил феноменальное количество просмотров: более 9 миллионов за всего 3 недели. К нему оставлено более 3 тысяч комментариев, большинство из них – восторженные, многие написаны атеистами. Нужно ли рассказать о евангельских событиях так? Публикуем мнения искусствоведа, декана факультета церковных художеств, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова, художника Елены Черкасовой , известной своей замечательной религиозной живописью, и публициста и фотографа священника Дмитрия Свердлова. CONTRA Протоиерей Александр Салтыков: С помощью новых технологий передавать знание о Евангелии нужно благочестиво! Мне показалось, что создатели этого ролика неблагоговейно относятся к евангельской истории Рождества Христова, поэтому я могу назвать его кощунственным. Создатели ролика насмехаются над Сыном Божиим и Его рождением. Человек не может стать христианином, если он насмехается над Христом. Это произведение не только кощунство, но и хамство по отношению к Пресвятой Деве Марии и Иосифу Обручнику. Авторы ролика видимо не понимают, что сводя евангельскую историю Рождества к «бытовщине», они умаляют высокие чувства святого семейства, которые они переживали во время поворотного события в человеческой истории. Такие произведения имеют не миссионерский, а антимиссионерский характер, они никого не могут привести к Богу. Перед нами снова, на этот раз в негативной форме, встает вопрос о изобразимости событий священной истории средствами искусства. Мы помним, что несколько лет назад вышел фильм «Страсти Христовы». Появляются другие фильмы, пишутся картины и книги на евангельские и библейские темы. С одной стороны, эти события принадлежат вечности, с другой – ныне живущие люди хотят их осмыслить. Как это сделать правильно? Мне кажется, что ответ на этот вопрос дала Церковь. Икона, это то искусство, которое в максимальной степени достоверно человеческими средствами может изобразить то, как соединяются вечность и время, Божественное и человеческое в истории.

http://pravmir.ru/dzhingl-bellz/

Достижения в Шамбези: Как отражена позиция РПЦ в проектах документов к Всеправославному Собору 2 февраля, 2016. Новостная служба Начать можно уже с того, что Собрание Предстоятелей согласилось с доводами РПЦ, и Всеправославный Собор состоится не в Стамбуле Турция VS Греция Начать можно уже с того, что Собрание Предстоятелей согласилось с доводами РПЦ, и Всеправославный Собор состоится не в Стамбуле, а в Греции, на острове Крит. «Собор не будет проходить в Стамбуле. Позиция Русской церкви была принята. Мы предлагали Афон, или Родос, или еще какое-то место, но Константинопольский патриарх предложил Крит», – сказал журналистам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Календарный вопрос Из повестки Собора исключена тема перехода РПЦ на Григорианский календарь и таким образом Русская Православная Церковь не откажется от использования Юлианского календаря. «Тема календарного вопроса изъята единогласно, потому что многие Церкви, как известно, придерживаются Юлианского календаря, а какие-то уже Григорианского», – ранее сказал глава РПЦ. Документы для общественности Патриарх отметил также, что Собранием Предстоятелей принята предлагавшаяся РПЦ предварительная публикация всех проектов документов будущего Собора. «Что и было нами незамедлительно сделано: проекты всех соборных документов уже опубликованы на сайтах Московской Патриархии и Отдела внешних церковных связей, поэтому каждый желающий может с ними ознакомиться», — отметил Предстоятель. Провозглашение автокефалии Позиция Русской Православной Церкви закреплена и в таком проекте документа, как «Автономия и способ ее провозглашения» . «Наша Церковь, как и целый ряд других Поместных Церквей, неоднократно настаивала на том, что ее разработка должна быть завершена, а проект документа — вынесен на Всеправославный Собор. На Межправославной подготовительной комиссии 2009 года уже было достигнуто принципиальное согласие относительно процедуры провозглашения автокефалии. В первую очередь должно быть получено согласие Церкви-Матери, затем — достигнут общеправославный консенсус. После этого издается томос об автокефалии, подписываемый Предстоятелями всех существующих общепризнанных автокефальных Церквей», — отметил Патриарх.

http://pravmir.ru/dostizheniya-v-shambez...

Приезжающие из России говорят: «Ваш Вашингтон Русью пахнет». Интервью с настоятелем собора св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиереем Виктором Потаповым. Многие православные христиане в США отмечают Рождество Христово по юлианскому календарю. Этой традиции придерживаются и в вашингтонском соборе святого Иоанна Предтечи, настоятелем которого с 1980 года является протоиерей Виктор Потапов. Он был активным участником процесса объединения Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, который завершился в мае 2007 года. В течение трех десятилетий отец Виктор вел на «Голосе Америки» радиопрограмму «Религия в нашей жизни». В интервью он размышляет об отношениях церкви и государства и о праздновании Рождества русскими американцами. — Отец Виктор, мы записываем это интервью накануне великого праздника — православного Рождества. Часть нашей аудитории в России хорошо помнят, как в советские времена этот праздник запрещался, и многие прихожане не имели возможности свободно приходить в храм. Сейчас в России все с точностью до наоборот. Сейчас это государственный праздник, и первые лица государства принимают участие в этом празднике. А вот как обстоят дела в Америке? — В Зарубежной Церкви, и у нас здесь в Вашингтоне, в нашем храме в частности, мы празднуем Рождество Христово по старому стилю, Юлианскому стилю, 7 января, так же, как и в России. Но м ы готовимся к этому празднику с начала декабря, вернее — с конца ноября, 28 ноября мы начинаем Рождественский пост. И все наши прихожане, которые всерьез принимают свою веру, стараются соблюдать Рождественский пост. И в течении всего поста они готовятся к кульминации этого периода года — к Рождеству Христову. На Западе празднование Рождества Христова — очень веселое, шумное, коммерческое время, когда люди думают о подарках, о елках и так далее, то есть о внешней атрибутике Рождества Христова. И мы пытаемся в наших проповедях, на уроках Закона Божьего для детей стараться убедить их, что не это самое главное, а самое главное — духовная сторона поста. Впрочем, и в Америке тоже лучшие пасторы и священники Католической Церкви тоже к этому призывают: не забывайте, братья и сестры, о том, что мы готовимся к Рождеству Спасителя, а все остальное — второстепенно и третьестепенно. Главное — духовное. Так что наш народ мы готовим, и я надеюсь, что они воспринимают наши послания и проповеди.

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-rozhdestv...

Скачать epub pdf Содержание Ученые опровергают Почему Рождество начали праздновать не сразу? Почему 25 декабря? Как объяснял введение праздника Рождества св. Иоанн Златоуст? Про связь с зимним солнцестоянием А что насчет пастухов и стад? Вывод     Стоит разобрать самый популярный миф о Рождестве Христовом. Наверняка почти все читатели этой статьи его слышали. Что будто бы 25 декабря был большой языческий праздник Римской империи, а Церковь сознательно установила в этот день Рождество Христово, чтобы таким образом вобрать в себя, инкультурировать и христиниазировать этот языческий праздник. Это если излагать данную идею кратко. Небольшое пояснение для тех читателей, кто уже готов сказать: «Но у нас же Рождество 7 января, 25 декабря это католическое Рождество!» У русских православных христиан Рождество тоже 25 декабря, но по юлианскому календарю, или, как говорят, «по старому стилю». Разница между юлианским и григорианским календарем, который ввел папа Римский Григорий XIII в XVI веке, составляет ныне тринадцать дней. Поэтому 25 декабря по «старому стилю» это 7 января «по новому стилю». То есть Рождество и по юлианскому и по григорианскому календарю отмечается 25 декабря, но само 25 декабря приходится в этих календарях на разные дни. По той же причине и «старый новый год» отмечают в ночь с 13 на 14 января. Прояснив этот нюанс, изложим теперь упомянутую идею в более полном виде: римский император Гелиогабал в 219 году попытался внедрить в Римской империи культ позаимствованного из Сирии солнечного божества под названием Sol Invictus, то есть «непобедимое солнце». Но Гелиогабал вскоре умер, и в 274 году языческий император Аврелиан восстановил празднование в честь Sol Invictus, назначив его на 25 декабря. А уже в первой половине IV века римские христиане установили на этот же день праздник Рождества Христова, чтобы таким образом заменить культ Sol Invictus почитанием Иисуса Христа. Эту идею ввел в научный оборот Герман Узенер в конце XIX века. В 1889 году вышла его первая работа на данную тему, а в 1905 году – вторая. Идея быстро обрела популярность и широко распространилась в научных кругах. Многие, хотя и не все ученые, восприняли гипотезу Узенера, и со временем она стала повторяться в книгах как нечто само-собой разумеющееся. Так продолжалось до конца ХХ века.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010