Календарь как осмысление и логизация времени заключает в себе духовный потенциал мировоззрения эпохи, общества, в которых он возник и сформировался. Юлианский календарь – творение александрийских астрономов. Александрия была одним из главных философских, религиозных и научных центров мира. В Александрии проживала самая большая колония иудеев (до 200 тысяч). Там происходил плодотворный синтез между ветхозаветным монотеизмом и античной философией. Там образовалась впоследствии школа библейской экзегетики, которая отличалась приверженностью к аллегорическому толкованию Священного Писания. В Египте и на Синае жили монахи и аскеты из иудеев и их прозелитов (ферапевты). А в Александрии имели широкое распространение библейские книги, переведенные на греческий язык. Александрия являлась перекрестком культур Египта и Рима, Иудеи и Эллады. Египет был погружен в думы о вечности, колоссальные пирамиды были порывом к ней. Год юлианского календаря относится к звездному году, однако его исчисление не совпадает со звездным годом, а на 9 минут и 1 секунду меньше его; год юлианского календаря больше солнечного тропического года на 11 минут 14 секунд. Созиген 52 имел в руках таблицы Гиппарха 53 , однако не принял их, поэтому можно сказать, что год юлианского календаря в числовой характеристике представляет собой некое среднее уравнение между сидерическим и тропическим годами, их гармонизацию с б!ольшей приближенностью к звездному году. В этом мы видим провиденциальное значение юлианского календаря для Церкви. Если бы год юлианского календаря полностью совпадал с сидерическим годом, то праздник Пасхи вскоре отошел бы от земных координат; если бы совпадал с тропическим, то был бы отключен от космических факторов, от так называемого «истинного года» и привязан только к климатическим периодам на Земле. Во втором случае терялась бы сама идея Пасхи, преображение не только Земли, но и всего космоса через преображение человечества. Юлианский календарь учитывает и космические факторы, и земные климатические периоды, и лунные (синодические) месяцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Календарь как осмысление и логизация времени заключает в себе духовный потенциал мировоззрения эпохи, общества, в которых он возник и сформировался. Юлианский календарь — творение александрийских астрономов. Александрия была одним из главных философских, религиозных и научных центров мира. В Александрии проживала самая большая колония иудеев (до 200 тысяч). Там происходил плодотворный синтез между ветхозаветным монотеизмом и античной философией. Там образовалась впоследствии школа библейской экзегетики, которая отличалась приверженностью к аллегорическому толкованию Священного Писания. В Египте и на Синае жили монахи и аскеты из иудеев и их прозелитов (ферапевты). А в Александрии имели широкое распространение библейские книги, переведенные на греческий язык. Александрия являлась перекрестком культур Египта и Рима, Иудеи и Эллады. Египет был погружен в думы о вечности, колоссальные пирамиды были порывом к ней. Год юлианского календаря относится к звездному году, однако его исчисление не совпадает со звездным годом, а на 9 минут и 1 секунду меньше его; год юлианского календаря больше солнечного тропического года на 11 минут 14 секунд. Созиген — александрийский астроном, живший в I веке до Р.Х., один из главных создателей юлианского календаря — имел в руках таблицы Гиппарха, однако не принял их (астроном и математик, живший во II веке до Р.Х., Гиппарх определил солнечный год с отклонением на 6 минут от принятого в настоящее время расчета, а год звездный — с отклонением всего лишь на 20 секунд. Разницу между звездным и солнечным годом, составляющую около 20 минут, он определил с отклонением в 5 минут.). Поэтому можно сказать, что год юлианского календаря в числовой характеристике представляет собой некое среднее уравнение между сидерическим и тропическим годами, их гармонизацию с большей приближенностью к звездному году. В этом мы видим провиденциальное значение юлианского календаря для Церкви. Если бы год юлианского календаря полностью совпадал с сидерическим годом, то праздник Пасхи вскоре отошел бы от земных координат; если бы совпадал с тропическим, то был бы отключен от космических факторов, от так называемого «истинного года» и привязан только к климатическим периодам на Земле. Во втором случае терялась бы сама идея Пасхи, преображение не только Земли, но и всего космоса через преображение человечества. Юлианский календарь учитывает и космические факторы, и земные климатические периоды, и лунные (синодические) месяцы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

XIV; 26. Fast Consul). По сказанию Иосифа, Ирод царствовал с того времени тридцать семь лет. Приложив эти 37 годов его царствования к 8 годам календаря Юлианского, началу царствования его, определится год смерти его 45 годом календаря Юлианского или 1 годом эры христианской. (Вычисляем цельными годами, полагая излишним простирать точность до частей года). Архелай, сын Ирода, был низложен после десятилетнего своего царствования. Низложение это было при консульстве Лепида и Арунция, соответствующем 51-му году царствования Августа (Fast Consul; Иосиф война Иудейс. II, 6; Древ. Иудейск. XVII, 15). Вычитая из этих 51 годов 10 лет царствования Архелая, определится время восшествия его на престол после смерти отца своего Ирода, 41 годом царствования Августа или 45 годом календаря Юлианского, соответствующим первому году эры христианской. Филипп, другой сын Ирода, царствовал, по сказанию Иосифа, 37 лет из коих 17 при царствовании Августа, а 20–при царствовании Тиверия (Иосиф древ, иуд. XVIII, 6). По этим данным он начал царствовать в 43 году Юлианского календаря, т. е. два года прежде брата своего Архелая и до смерти отца. Но небольшая разница эта в расчете, легко объясняется тем способом, по которому Иосиф исчислял годы. В своих древностях иудейских он не следует тому же способу считать месяцы, как в другом сочинении своем: о войне иудейской; где он следует счислений месяцев по календарю Юлианскому, тогда как в первом по древнему календарю–Иудейскому, в котором считались месяцы лунные. Сверх того, должно заметить, что мы считаем лишь полные годы, тогда как часто принимается за первый или последний год какого-либо царствования, только часть года. А потому считаем достоверным что Ирод умер в 45 году календаря Юлианского; т. е. в 1 году нашей эры. Как Иисус Христос родился прежде смерти Ирода, то год рождества Его следует определить 45 или концом 44 годом календаря Юлианского. Таким образом выходит, что он жил 15 лет при царствовании Августа, а на 15 году царствования Тиверия имел около тридцати лет, как то утверждает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

По григорианскому календарю в настоящее время живёт подавляющее большинство  светских государств мира. Несомненно, что григорианский календарь точнее юлианского (средняя продолжительность юлианского года отличается от истинной примерно на 0,00781 суток, а григорианского года – на 0,00031 суток) и в этом смысле предпочтительнее, однако точность эта, как и у всякого мнемонического календаря, тоже не абсолютна. Уже в 1584 г., т. е. через два года после введения григорианского календаря, весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта по этому календарю, а на 20. На то же 20-е марта приходится весеннее равноденствие и в настоящее время (начиная с 2008 г.), а в конце XVII в. было несколько лет, когда оно приходилось даже на 19 марта григорианского календаря (см. рис.). Положение момента весеннего равноденствия с 1581 г. по 2022 г. н. э. относительно дат юлианского (синяя кривая) и григорианского (красная кривая) календаря. По горизонтальной оси отложены годы нашей эры, по вертикальной – числа марта Но главное, что сама эта идея мнемоничности находится, как уже говорилось, в противоречии с христианским пониманием времени. В Церкви, конечно же, нашлись люди, которые посчитали, что форма юлианского календаря важнее его содержания, и вообще не приняли григорианскую реформу. Соответственно, и Пасху они вычисляют не по фактическому равноденствию, а по Александрийской пасхалии, т. е. по дате 21 марта юлианского календаря. Эта точка зрения принята в настоящее время Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Польской Православными Церквями, а также Афоном. В 1923 г. сербский астроном М. Миланкович предложил свой вариант календаря, который получил название новоюлианского. В нём принимается сдвиг дат, предложенный Григорием XIII, но перспективное правило определения високосных годов другое: год, номер которого оканчивается на два нуля, не считается високосным, если только при делении на 900 этот номер не даёт в остатке 200 или 600. До 2800 года даты новоюлианского календаря совпадают с датами григорианского. Новоюлианский календарь ещё более точен, чем григорианский (средний новоюлианский год отличается от истинного всего на 0,000023 суток), но так же является мнемоническим и абсолютной точностью не обладает.

http://bogoslov.ru/article/6174863

С.БАБУРИН: То есть отказаться от Юлианского и ввести другой. М.ЛЕОНТЬЕВ: Конечно. Юлианский календарь до сих пор используется в астрономических... григорианский календарь негоден для исторических и астрономических наблюдений. В основе его вообще лежит идея, которая является регрессом с точки зрения науки – по отношению к тому, что лежало в основе юлианского календаря. Потому что там это делали астрономы, которые исходили из гелиоцентрической системы, то есть, вращения Земли вокруг Солнца, а люди, которые придумали календарь, делали календарь для Григория 13-го, они исходили из вращения солнца вокруг неподвижной земли. Этот календарь содержит в себе неустранимые ошибки. Он игнорирует лунные периоды... потому что в основе юлианского календаря вообще как бы реальный астрономический год, а там тропический солнечный год. Абсолютно согласен, что существуют формальные моменты, календарь довольно формальная вещь, его можно формально как-то притягивать, но важно что – что все реальные астрономические исчисления, все реальные исторические исчисления делаются по юлианскому календарю, а потом переводятся для пользователя, то есть, для дурака – на удобный, более примитивный григорианский календарь. Он примитивный. Юлианский календарь сложнее, но там существует жесткая, понятная, ясная цикличность. Он в принципе реально календарь лучше. Во всяком случае, что можно сказать – что никаких причин для изменения календаря не было. Причины были другого совершенно свойства. Причины были религиозного. И причины эти были – ну, причина легальная была в том, что вот все неправильно исчисляется, что Весеннее равноденствие у нас сместилось, и его надо поставить ан то же место. В то время, как поставить его на место нельзя, оно происходит тогда, когда происходит. Самое главное, что произошло в результате религиозной реформы – произошло смещение дат религиозных праздников. То есть, раскол Церкви закрепился в том, что обряды стали другие. Теперь вопрос. Ну, первый императив наш – мы – православная страна, поэтому если мы действительно православная, а у нас в основе – ну, у нас не все православные, думаю, об этом много и подробно будет говорить Максим – это его тема.

http://religare.ru/2_24838.html

Во время пребывания Юлия Цезаря в Египте царица Клеопатра представила ему знаменитого александрийского астронома и математика Созигена, которому Цезарь поручил составить календарь. Созиген был знаком не только с гелиоцентрической системой Аристарха Самосского, но и с космоцентрическими системами пифагорейцев, которые считали центром Вселенной космическое пламя – энергетический источник, не видимый с земной орбиты. Александрийские астрономы во главе с ним создали одну из самых совершенных в мире календарных систем (созданная в 46 г. до Р. Х., она подверглась незначительной коррекции в I и IV веках по Р. Х.). Созиген взял за основу календаря звездный год с учетом тропического года и создал астрономическую таблицу такой красоты и гармонии, которая могла привести в восхищение самого Пифагора. Существует мистика чисел. Школа Пифагора считала особенно значимыми в мистическом значении те числа, из которых можно извлечь корень. Платоническая традиция, имеющая много общего с пифагорейством, выделяла 1, 3 и 10 (1 – точка, внематериальное число; 3 – первое реальное число, трехгранник – атом огня и основа других многогранников – моделей атомов; 10 – полнота, плерома, заключает в себе цифры, из которых составляются все числа). В христианской символике единица и триада относятся к Божеству и Его Ипостасям, а десять означает совершенство, полноту и законченность. Представим математическую картину юлианского года в его элементарных циклах – сутках: 3 5 (243)3 4 (81)3 3 (27)3 2 (9)3 1 (3)3 (1)1 1 (1)0,5 2 (0,25)=365,25 – число дней юлианского года. Три основных цикла юлианского календаря дают нам следующую картину: первый цикл – чередование трех простых и одного високосного года (3 и 1), триада и единица – священный символ Божества. Второй цикл – совпадение чисел месяца и дней недели через 28 лет; сумма этих чисел (28) дает 10 (плерома, совершенство и законченность). Третий цикл – совпадение фаз Луны с числами месяца через 19 лет (19=10). Также плерома. Священным циклом христианизированного и воцерковленного юлианского календаря является Великий Индиктион – Пасхальный круг, это 532 года. Сумма цифр 532 опять дает плерому – 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В Др. Египте «идеальным» Н. (1-й день месяца тоут, греч. Θθ) считался день появления звезды Сотис (Сириус) на востоке при заходе солнца, как правило, совпадавший с началом разлива Нила (19 июля). Однако егип. год, состоявший из 365 дней, был короче тропического, и 1-е тоута медленно «блуждало» по сезонам (annus vaguus), возвращаясь в исходную точку через 1461 год (см.: Бикерман. 1976. С. 36). Этот т. н. сотический период позволил достаточно точно определить длину года в 365,25 дней, к-рая была принята в новом римском календаре, изобретенном по заказу Юлия Цезаря египтянином Сосигеном. Егип. вариант юлианского календаря, т. н. александрийский год, сохранял структуру древнеегипетского года: 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней, к к-рым теперь каждые 4 года добавлялся 6-й високосный день. Ко времени введения александрийского календаря (26 г. до Р. Х.) 1-е тоута соотвествовало 29 авг. Именно к этой дате юлианского года и оказалось привязано новоегип. Н. Оно перешло в христ. егип. календарь и сохраняется в коптской и эфиопской христ. традиции: 1-е тоута (эфиоп. 1 масхирема) - 29 авг. (30 авг. в високосные годы, соответствующие юлианским предвисокосным). Персид. календарь начиная с эпохи Ахеменидов имел «египетскую» структуру (365 дней, 12 месяцев по 30 дней и «пятидневка»). День Н. (1-е фравартина) перемещался по сезонам непредсказуемым образом, т. к. время от времени производившиеся коррекции не были регулярными. В 632 г. 1-й день фравартина соответствовал 16 июня юлианского года. В реформированном календаре 1079 г., привязавшем персид. месяцы к зодиакальным знакам, 1-й день фравартина был закреплен за днем весеннего равноденствия (начало знака Овна) и совпал с 15 марта; в совр. новоперсид. солнечном календаре Н. приходится на 20/21 марта (в годы из 366 дней, не совпадающие с юлианскими високосными годами,- на 22 марта). Родственный персид. календарю арм. календарь имел иное Н. (1 навасарда): в 161 г. по Р. Х. оно совпадало с 11 авг., затем смещалось с каждым високосом на 1 день к началу юлианского года, пока в 1084 г. не выпало на 29 февр.; в этот год была введена «малая армянская эра» с юлианским годом, и в ней Н. было закреплено за 11 авг. (ретроспективное начало арм. года в VI в.).

http://pravenc.ru/text/2577837.html

6. Лунный год, состоящий из 12 лунных месяцев, — 354,367 суток. Юлианский календарь ориентирован на сидерический, то есть звездный, год; григорианский — на тропический, солнечный, год, поэтому сопоставлять их точность относительно друг друга невозможно. Этот фактор многие критики юлианского календаря упускают из виду или же умышленно умалчивают о нем. Между тем точность юлианского календаря нельзя рассматривать в измерениях тропического года. Эта ошибка, ясная для ученых, остается обычно не отмеченной широкой аудиторией. К достоинствам юлианского календаря относятся: строгое чередование простых и високосных лет в ритме 3–1; одинаковое число високосных лет в столетии; связь и симметричность юлианского календаря с лунным календарем; цикл в 28 лет, когда дни недели возвращаются к тем же числам месяца; цикл в 19 лет, когда повторяются те же фазы Луны по отношению к числам месяца; пасхальный цикл, или Великий Индиктион, содержащий 532 года (28 х 19) — цикл, по прошествии которого расположение фаз Луны, дни, недели и числа месяцев повторяются, то есть праздник Пасхи становится периодичным. Через юлианский календарь, его математико-символическую знаковую систему, время воцерковляется в ритмах богослужения, особенно в пасхалии. Воцерковленное время становится символом и образом вечности. В григорианском календаре четырехсотлетний период на три дня короче, чем в юлианском, из-за превращения трех високосных годов в простые, и эта, казалось бы, незначительная разница разрушает гармонию и ритм календаря. Григорианский календарь лишен цикличности. Его периоды столь велики, что он практически прямолинеен; по отношению к лунному календарю он не симметричен, а параллелен, он учитывает меньше космических факторов, чем юлианский календарь (отсутствие звездных ориентиров; его факторы — движение Солнца через геоцентрическую ось — изменчивы). Григорианский календарь из всех библейских ориентиров времени сконцентрирован на движении одного лишь Солнца, которое рассматривается с геоцентрической позиции. Он потерял связь с лунным календарем, потому стал чужд библейскому летосчислению. Григорианский календарь в сравнении с юлианским по своей структуре более примитивен, а его вычислительные таблицы более громоздки и неуклюжи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В настоящее время Пасха, определяемая по Александрийской пасхалии, не имеет уже (в силу её мнемоничности) никакого отношения не только к весеннему равноденствию, но и к следующему за ним полнолунию. Так, в 2022 г. первое полнолуние, следующее за 21 марта юлианского календаря, имело место в субботу 3 апреля. Но Пасху Церкви, руководствующиеся Александрийской пасхалией, праздновали не 4 апреля юлианского календаря, а на неделю позже – 11 апреля. Григорианский и новоюлианский календари К чести Юлия Цезаря и Созигена (греческого астронома, который по существу и изобрёл юлианский календарь) надо сказать, что неточность этого календаря, связанная с его мнемоничностью, обнаружилась очень нескоро. И только в 1582 г. римский папа Григорий XIII решил юлианский календарь реформировать. Однако так же, как и его предшественники, он не понимал, что неточность календаря укоренена в иррациональности отношений основных космических процессов и может быть преодолена лишь путём отказа от самой идеи мнемоничности и перехода к немнемоническому календарю, основанному на некоей исходной дате и постоянных астрономических наблюдениях. В 1582 г. момент весеннего равноденствия приходился уже не на 21 марта, а на 11 марта юлианского календаря. И папа Григорий XIII передвинул весь календарь на 10 дней вперёд, сказав, что сегодня у нас не 11 марта, а 21-е, т. е. что с 21 марта 325 г. прошло не 1256 лет и 355 дней, как получалось по юлианскому календарю, а 1257 лет ровно. Но вот дальнейшее определение дат – перспективное – он задал не с помощью обращения к той же исходной дате (21 марта 325 г.), а с помощью, опять же, мнемонического правила определения високосных годов, лишь несколько модифицировав его по сравнению с правилом юлианского календаря. В юлианском календаре високосными считаются все годы, номера которых делятся на 4. В григорианском же календаре год не считается високосным, если его номер кончается на два нуля, но не делится на 400. Например, 1900-й год по юлианскому календарю был високосным, а по григорианскому календарю – не високосным. Таким образом, между юлианским и григорианским календарями накапливается разница в три дня за каждые 400 лет. С 1582 г. до настоящего времени накопилось три таких дня: в 1700, 1800 и 1900 годах. А если учесть, что при самом введении своего календаря папа Григорий XIII сдвинул его на 10 дней по сравнению с юлианским, то как раз и получается, что сейчас разница между юлианским и григорианским календарями составляет 13 дней.

http://bogoslov.ru/article/6174863

Пример 1-й: найдем день Пасхи в 1849 году . а) найдем круг луны в этом году: 1849+5508=7357. 7357÷19=387 с остатком 4. Круг луны – 4. По таблице 7 под 4-м годом лунного цикла указана епакта данного года – 4. А полная епакта будет (4+30) 34. Епакта 34 будет означать (34–31) 3-е апреля. б) найдем круг солнца в этом году: 1849+5508=7357. 7357÷28=262 с остатком 21. Круг солнца – 21. По таблице 5 под 21-м годом воскресного цикла мы найдем вруцелето 5. По таблице 6 мы должны искать эту вруцелетнюю цифру или под самой епактой, или под тремя ближайшими к ней числами впереди или сзади. В таблице 6 вруцелетняя цифра 5 стоит под самой епактой. Следовательно сама епакта 3 апреля и является днем Пасхи. В 1849 году Пасха была 3-го апреля. Пример 2-й: найдем день Пасхи в 1959 году : а) найдем круг луны: в этом году: 1959+5508=7467. 7467÷19=393 без остатка . Круг луны – 19. По таблице 7 под 19-м годом лунного цикла находим епакту 48, которая означает (48–31) 17 апреля. б) найдем круг солнца в этом году: 1959+5508=7467. 7467÷28=266 с остатком 19. Круг солнца – 19. По таблице под 19-м годом воскресного цикла мы находим вруцелето 2. По таблице 6 вруцелетнюю цифру 2 мы находим среди ближайшего окружения епакты: Е + 3 20 апреля. В 1959 году Пасха – 20 апреля. Ключ границ будет (Е + 3) 48+3=51. 51–21=30. Значит разстояние от 21 марта до 20 апреля равно 30. Ключевая буква ЬИ. 7. Нерушимая связь лунного календаря с солнечным Юлианским в нашей пасхалии Изучив нашу пасхалию, мы невольно проникаемся удивлением перед гениальной работой александрийских ученых, достигших в своей пасхалии нерушимой связи лунного календаря с солнечным юлианским. Александрийские астрономы в III веке прекрасно знали отставание юлианского календаря от солнца. Но, несмотря на это, они юлианский календарь не отвергли и мудро воспользовались его ошибкой для прочного согласования его с годом лунным, лежащим в основе нашей пасхалии. И если юлианский календарь отстает от истинного солнечного времени, то вместе с ним отстает и лунный. « Лунный год навсегда оказывается связанным с юлианским, и никакого векового отступления его от юлианского быть не может. Неточность юлианского года принадлежит равным образом и лунному , и если с течением веков равноденствие отступает в юлианском годе назад, то оно отступает равным же образом и в лунном году» (стр. 27). Разница между лунным и нашим юлианским календарем, по вычислению А. Предтеченского , не превышает полтора часа по истечении тысячелетия. Мы сами видим, как все пасхальные полнолуния, вычисленные на тысячелетия вперед в нашей пасхалии, точно приходятся на все указанные даты юлианского календаря, и совсем не совпадают с григорианским календарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Molchano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010