Они оказались правы: дни солнцестояний и равноденствий были сдвинуты на 10 суток. Само солнце свидетельствовало об ошибочности юлианского календаря. Нерешительность папы была сломлена. И в 1582 году реформа календаря была проведена: после 4-го октября сразу настало 15 октября. Но, если бы знания итальянских ученых 16-го века хотя бы немного приближались к знаниям составителей пасхалии (александрийских ученых 3-го века), то они сами отвергли бы свой план календарной реформы. К сожалению, им далеко было до просвещенности александрийских астрономов, которые уже в 3-м веке отлично знали то, что итальянские ученые постигли только в 16-м столетии – отставание календаря. Самая реформа была проведена примитивно и грубо. Ведь вместо приказания считать 5-е октября 15-м «можно было отложить окончательную реформу на 40 лет, не считая за это время высокосных годов и принимая все годы простыми» (стр. 16). И можно думать, что благодаря такой примитивности календарной реформы, первыми нарушителями ея стали сами гг. реформаторы итальянские астрономы, которых сразу же встретили разные практические затруднения. Как они могли продолжать вести журнал своих астрономических наблюдений, в котором они должны были отмечать не только дни, но часы и минуты, сделав в нем пропуск 10 суток? Как они могли делать свои вычисления, после того как они своей реформой прервали всякую связь с прежним календарем? Единственным выходом из этого положения могло быть возвращение к отвергнутому юлианскому календарю и постоянное пользование им при всех вычислениях с простой заменой результатов своих вычислений, получаемых в числах юлианского календаря новыми цифрами григорианского календаря. Но стоило ли из-за этого производить реформу самого календаря? Самым же решительным противником римской реформы оказался лунный календарь, который ни в какую связь с новым солнечным календарем вступить не мог. Поэтому итальянские реформаторы были вынуждены изменить и его, и всю нашу пасхалию. Прекраснейший труд александрийских ученых был искажен. Их гениально простая и точная система была заменена новой системой, и громоздкой, и не достигающей поставленной цели. Согласованность лунного года с солнечным была нарушена. «Был изменен порядок счисления лунных кругов, были изменены основания, стали поправлять движение луны введением ускорения на одне сутки в 310 лет, и кончили тем, что привели свою Пасху в некоторые годы к совпадению с пасхой еврейской , т. е. к тому, что именно и было осуждено Никейским (1-м Вселенским) Собором... Если бы самонадеянные составители нового календаря, Алоизий Лилио с товарищами, потрудились изучить современный им еврейский календарь, то они не ввели бы несчастного лунного уравнения» (стр. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Molchano...

Теперь жители Украины будут отмечать Рождество и по григорианскому и по юлианскому календарю 16 ноября. ПРАВМИР. Верховная Рада Украины сделала католическое Рождество 25 декабря выходным днем. Народные депутаты  внесли его в перечень праздничных и нерабочих дней в Трудовом кодексе Украины. В свою очередь 2 мая из выходных дней исключили, сообщает Interfax. «С принятием этого законопроекта Рождество Христово будет отмечаться в Украине дважды – по Григорианскому календарю 25 декабря и по Юлианскому – 7 января», –  заявила глава комитета по вопросам социальной политики Людмила Денисова. В пользу такого решение свои голоса отдали 238 депутатов Верховной рады. По информации «Союза православных журналистов», на Украине около 800 тысяч католиков латинского обряда, которые празднуют Рождество 25 декабря. По данным Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, ее прихожанами являются 35 млн верующих – более 80% населения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 декабря, 2023 26 декабря, 2023 25 декабря, 2023 24 декабря, 2023 14 января, 2023 31 декабря, 2022 7 декабря, 2022 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/katolicheskoe-rozhdest...

Эдесийская Эласонская Закинфская Зихнонская Илийская Фессалийская Фессалоникийская Фивская Фирасийская Иоаннийская Калавритская Каристийская Кассандрийская Касторийская Керкирская Кефалонийская Китросская Коринфская Ланкадасская Ларисийская Левкадская Лимнийская Мантинийская Маронийская Мессинийская Мифимнийская Митилинская Навпактийская Никейская Ксанфийская Парамифийская Паранаксийская Партская Пирейская Превезийская Самосская Сервийская Серронская Сидирокастрийская Сиатистийская Спартская Сиросская Триккийская Трифилийская Идрасская Фтиотидская Филиппийская Фокидосская Халкидская Хиосская 30.110 Приложение II. Определение Константинопольского Совещания 1923 года о реформе церковного календаря «Константинопольское Всеправославное Совещание, проходившее под председательством Вселенского Патриарха Мелетия IV, признало, что устранение различий между церковным и гражданским календарём является необходимым и что не существует канонического препятствия для изменения в церковном календаре, согласно с астрономической наукой, поэтому единогласно постановили произвести исправление юлианского календаря в следующем: 1 . Изъять из Юлианского календаря, составляющих разницу, согласно решению Первого Вселенского Никейского Собора, вплоть до наших дней. Таким образом, 1 октября 1923 года считать 14 октября 1923 года. 2. Празднования изъятых дней совершать либо все вместе 14 октября 1923 года, либо оставить этот вопрос на усмотрение каждого епархиального епископа. 3 . Остальные месяцы года сохранить с таким же количеством дней, какими они были до сих пор. В феврале високосного года оставить, как и было, 29 дней. 4 . Как и было до сего времени, годы будут двух видов; обычные, состоящие из 365 дней, и високосные, состоящие из 366 дней. Високосными годами являются те, число дней которых делится без остатка на 4, как было и раньше. Исключение будут составлять годы, приходящиеся на переход столетий, о чём будет сказано. 5 . Годы, приходящиеся на переход столетий (то есть оканчивающиеся на два нуля) будут високосными, когда число веков, делённое на 9, даёт в остатке 2 или 6. Все остальные годы, приходящиеся на переход столетий, будут считаться обычными [...].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Годы 2100, 2200, 2400 - високосные по юлианскому календарю, и не високосные по григорианскому. Представьте, сегодня 28 февраля 2100 года: что вечером служить будем: службу 29 февраля по юлианскому или 01 марта по григорианскому? Конечно, 29 февраля? Ну тогда следующее Рождество - будет 8 января... И через несколько тысячелетий - Рождество будем праздновать весной, а Пасху - летом. Почему? да потому что догматическую машину подводим под простую ошибку в математическом предположении. Не о календаре спорить нужно. А временем дорожить, " потому что дни лукавы " . Александръ Храмовъ 29 декабря 2018, 12:23 Всеволод Бойко, Павел Владимирович Кузенков - еще и математик, а не только историк. Учитывая его широчайшую научную эрудицию, его сложно упрекнуть в некомпетентности, как специалиста по истории каледарно-математических моделей. Вопрос к самому Павлу Владимировичу, увы, боюсь, риторический (хотя, было бы очень радостно и интересно получить его ответ): почему он уравнивает понятия " Византинизма " и " Эллинизма " (в различных проявлениях последнего)? Ведь они кардинально чужды друг другу, взаимоисключающи? " Византизмос " имеет основанием " Христианизмос " , который прекрасно сочетается с понятием " Римской всеимперии " , и совершенно иное - " Эллинизмос " , который ближе к иудейскому мировоззрению 1в.н.э? Алла 27 декабря 2018, 03:10 Мне кажется, автор сгущает краски. Византийцам не обещали доминирующую роль, которую они получат, когда Россия будет уничтожена. Кто вообще всерьез будет заключать договор с таким неосуществимым условием? С таким же успехом можно пообещать и Луну убрать с неба. Все куда проще, как мне кажется. Варфоломей, имеющий мизерную паству и минимальное фактическое влияние, не устоял перед возможностью " звездного часа " , когда все на него смотрят и все про него говорят. Тщеславие вместе с гордыней - гремучая смесь, перед которой устоять очень тяжело. Сидорин Андрей 26 декабря 2018, 21:36 " Календарь – это искусственная, в полном смысле слова " придуманная " людьми система последовательного счета дней " ...

http://pravoslavie.ru/118168.html

Григорианская календарная система и тем более Пасхалия не пригодны для православного церковного календаря. День Св. Пасхи по Григорианской Пасхалии пришлось бы совершать вопреки апостольскому и Соборным правилам и древней церковной практике до Пасхи иудейской или в один день с ней. Так например, только за одно столетие 1851–1950 гг. иудейская Пасха 15 раз предваряется Пасхой западных христиан 157 . Ближайшие примеры совпадения с иудейской Пасхой (15 Нисана) мы имели 1 апреля 1823 г. и 17 апреля 1927 г. и будем иметь 18 апреля 1954 г. и 19 апреля 1981 г. А потому неканоничность Григорианского календаря, по определению Константинопольского поместного собора 1583 г., остаётся в силе. К тому же Вселенский Патриарх Иеремия II Григорианский календарь считал орудием папистической завоевательной политики в отношении к автокефальным греческим церквам и резко порицал этот календарь, как произведение папства,– силы враждебной Православному Востоку. Большим техническим недостатком Григорианского стиля является его ненужная сложность, заставляющая производить сначала вычисления по Юлианскому календарю, а потом переводить юлианские даты на григорианские. Благодаря Юлианскому календарю легко хронологически восстановить различные исторические факты, астрономические явления в прошлом, записанные в летописях или древних памятниках, что невозможно сделать по Григорианскому календарю. Отсутствие 10 дней в 1582 г. (год введения нового стиля), который содержит 355 дней запутывает все математические расчёты и создаёт в этом отношении большие неудобства, а уничтожение 3 високосов в 4 столетиях, хотя и приближает гражданский год к астрономическому, но зато совершенно исключает возможность различных расчётов. Кроме того, к числу чисто технических недостатков следует отнести сложность чередований лунных и солнечных уравнений в Григорианской Пасхалии 158 . Счет времени по новому стилю разрушает древний порядок наших празднований и требует перемен в церковном уставе. За неимением времени приведем лишь один пример, наглядным свидетельством чему может служить 1983 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, звёздно-солнечно-лунный юлианский календарь впитал в себя календарно-астрономические достижения египетской, вавилонской и греческой культуры, и полагаем, что он являлся для своего времени шедевром, непревзойдённым до сих пор. Языческий мир чувствовал Божественную красоту и гармонию Вселенной, и его лучшие представители предощущали пришествие Мессии. Введение юлианского календаря в римской империи, незадолго до Рождества Христова явилось как бы приношением языческой, но не безбожной мысли, ожидаемому пришествию Спасителя, когда Ангелы воспели: «Слава в вышних Богу и на земли мир: во человецех благоволение» ( Лк. 2:14 ). И видим, что александрийским пасхалистам, наследникам александрийской школы учёности, к которой принадлежал Созиген, не было нужды «вводить лунное течение в юлианский календарь», как полагают некоторые исследователи, а лишь наилучшим способом применить свойства этого солнечно-лунного календаря в своей Пасхалии: его удивительную простоту и ритмичность. Составители Пасхалии воспользовались той замечательной особенностью юлианского календаря, что в нём фазы Луны, в том числе и весенние полнолуния, по 19-летиям бывают в одни и те же определённые постоянные даты и не смещаются со временем, памятуя, однако, о том, что в действительности через каждый период в 304 года они будут отставать на одни сутки от дат полнолуний еврейского календаря, то есть от 14 нисана. И эти неизменные даты весенних полнолуний положили считать пасхальными, и тем самым как бы узаконили отставание с течением времени принятых (условных) новозаветных полнолуний от ветхозаветных иудейских, с той целью, чтобы наша Пасха всегда была после иудейской. Были составлены таблицы, по которым можно определить пасхальные полнолуния и Пасху для любого года. И сейчас в Пасхалии эти даты пасхальных полнолуний неизменны, они те же самые, каковы они были в год введения Пасхалии – 326 г. н.э. (см. таблицу 1). Для сравнения в табл. 1 приведены даты иудейской пасхи (14 нисана) – никейские и в ближайшее 19-летие, начавшееся с 1998 года (15 нисана).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Григорианская календарная реформа была предпринята с целью исправления юлианского календаря. К тому времени (1582 г.) точка весеннего равноденствия сместилась вперёд по числам юлианского календаря на 10 дней, по сравнению с никейской датой. В Пасхалии же принятая условная дата равноденствия по-прежнему сохранялась – 21 марта. И реформаторы решили исправить календарь, «изъяв 10 дней» , как писал папа Григорий XIII. В специальной булле от 24 февраля 1582 года ( «Среди важнейших...» ) он говорит следующее: «Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого со времени Никейского собора оно отступило на 10 дней приблизительно, и Луне вернуть её место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и Луна со своих мест никогда не сдвигались». И далее: «А посему, с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского собора установили на 12-й день перед апрельскими календами (21 марта), мы предписываем и повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 года, чтобы 10 дней, от 5 октября до 14 октября включительно были изъяты» [цит. по 9, с. 216]. Медаль, выпущенная по случаю введения григорианского календаря, имела на лицевой стороне изображение бюста папы Григория с надписью на латинском языке, которая означает: «Григорий XIII, наилучший жрец» . Интересно сравнить, что на серебряной монете – динарии императора Тиверия, которым искушали лукавые люди Спасителя, был изображён бюст Тиверия, а на обороте надпись по латыни: «Верховный жрец» 9 . Итак, спрашивается, можно ли исправить календарь, который отстаёт по Солнцу на 10 дней, а по Луне – на 4–5 дней (по нашим расчётам – на 2–3 дня)? Если прибавить 10 дней и исправить по Солнцу, то как быть с Луной? По Луне надо бы прибавлять не десять, а только три (иногда четыре) дня. И от прибавления к календарю 10-ти дней Луна делается «старше» своего возраста на: 10–2 (или 3)=8 (или 7) дней. Но поскольку сама Луна, естественно, остаётся такой же, в той же фазе, какой ей полагалось быть на следующий день (после прибавления), то получается, что календарь «ускоряется» по отношению Луны, идёт впереди, «спешит», как говорят о часах. И таким образом, прибавляя дни к календарю (путём выбрасывания!), мы как бы «прибавляем» их к совместному обращению Солнца и Луны, да и всех звёзд. Как бы «передвигаем» их, что, конечно, невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

В точности удовлетворить всем этим требованиям, очевидно, невозможно, поскольку, как уже говорилось, еврейская Пасха далеко не всегда приходится на субботу, а иногда (правда, очень редко) бывает раньше, чем день весеннего равноденствия. Учитывая всё это, Собор принял следующее правило для определения дня христианской Пасхи: Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия и обязательно после еврейской Пасхи. Весеннее равноденствие (прохождение проекции Солнца на земную ось через центр Земли), упоминаемое в этом правиле, есть астрономический факт, не зависящий ни от каких календарных дат. Более того, поскольку, как уже отмечалось, никакой мнемонический календарь не может быть абсолютно точным, весеннее равноденствие не может быть жёстко привязано к определённой дате какого-либо мнемонического календаря. Однако в IV веке н. э. люди не понимали, что отношение продолжительности года к продолжительности суток выражается иррациональным числом, и считали привычный для них юлианский календарь абсолютно точным. А поскольку в большинстве годов III и начала IV в. весеннее равноденствие приходилось на день, который в юлианском календаре назывался 21 марта, то в сознании людей того времени эта дата отождествлялась с днём весеннего равноденствия (хотя, например, в 325 г., когда состоялся 1-ый Вселенский Собор, весеннее равноденствие приходилось как раз не на 21, а на 20 марта юлианского календаря). Соответственно, остаётся неизвестным, о чём именно идёт речь в правиле для определения дня Пасхи, принятом 1-м Вселенским Собором, – об астрономическом факте равноденствия или же о номинальной дате 21 марта (тем более, что подлинный текст постановлений 1-го Вселенского Собора до наших дней не сохранился и мы знаем эти постановления только в позднейших пересказах). Мнемоничность календаря позволяла и провоцировала составление пасхалии, т. е. мнемонического же правила, которое позволяло бы вычислять дату празднования Пасхи по юлианскому календарю на любое число лет вперёд. Такое правило было разработано в IV в. в Александрии и получило название Александрийской пасхалии. Понятно, что все расчёты в Александрийской пасхалии основывались на номинальной дате 21 марта юлианского календаря. Дни полнолуния вычислялись тоже не на основе наблюдений за фазами Луны, а на основе того же так называемого Метоновского 19-летнего цикла (примерного совпадения продолжительности 19 лет и 235 лунных месяцев), на котором позже был основан новый мнемонический еврейский календарь. Первые пасхальные таблицы, рассчитанные на основе Александрийской пасхалии, были составлены Феофилом Александрийским на 380 – 479 годы и св. Кириллом Александрийским на 437 – 531 годы. Начиная с VIII в. Александрийская пасхалия была принята также повсеместно и в Западной Европе.

http://bogoslov.ru/article/6174863

Фото: © Global Look Press/Serg Glovny/ZUMAPRESS.com Излишне говорить, что все эти лица также поддерживали нацизм, нагнетая истерическую ксенофобию буквально ко всему, что Русью пахнет, хотя сами украинцами не являются, русскоязычны и презирают украинский, долго проживали в Москве и представляли разные российские структуры в Киеве. Теперь эти " высокоморальные " люди, переобувшись в очередной раз, озаботились еще и судьбами христианства, и, увы, могут добиться немалого эффекта в этом направлении, заменяя дремучую УПЦ на объединенных с униатами раскольников, которые вполне разделяют все их вышеозначенные темы. У властей Украины давно сложилась уродливая симфония с " церквями майдана " – раскольниками и униатами, которые послушно исполняют прихоти государства, в том числе желание чиновников перевести народ на празднование Пасхи и Рождества по западному, григорианскому календарю, дабы и в этом вопросе разорвать общность Украины и России, а также исказить православные нормы в угоду глобалистам. Недавно, например, руководство львовской области вызвало на ковер глав местных униатов и раскольников, и те покорно согласились с чиновной волей, заявив о своем плане постепенно перевести свою паству на западный стиль. Хотя даже основоположники украинского национализма резко отвергали григорианский стиль, чуждый Украине. Процитирую известнейшего в националистических кругах раскольничьего митрополита и создателя словаря украинского языка Илариона Огиенко. Огиенко писал: " ...среди нашего украинского народа складывались даже легенды о мужественной обороне своего изначального (то есть Юлианского. – Прим. И.Д.) календаря. Поговорите с волыняком еще и сегодня – он вам расскажет не одну такую печальную легенду, переведенную ему дедом... Слишком дорогой ценой завоевал себе украинский народ право на извечный свой стиль, чтобы легко и скоро забыть его " . Но отречения от традиционного юлианского стиля требуют и религиозные кураторы Украины. 10 ноября 2022 г. патриарх Варфоломей, ранее беззаконно признавший украинских раскольников, во время встречи с группой клириков и журналистов, прибывших из Ватикана, ошарашил православный мир подготовкой нового политического шага, нарушающего православные каноны и просто рамки приличия. Варфоломей заявил, что совместно с папой Франциском разрабатывает проект установления новой даты празднования Пасхи, чтобы она совпадала с католической (и, добавим, чтобы она не совпадала с русской). Конечно, далеко не все понимают значение этого проекта, но на деле он позволит глобалистам еще больше расколоть православный мир, а также поможет им создать карманную всемирную религию, одобряющую их проекты. Как обычно, Варфоломей покрыл свой проект введения новой даты празднования пасхи флером толерантности и сентиментального миротворчества:

http://ruskline.ru/opp/2022/12/23/unicht...

Итак, замена юлианского календаря григорианским была подобна замене высокохудожественного произведения грубой лубочной картинкой, – говорит ученый астроном А. Предтеченский . Итальянские ученые 16 века своим новым календарем воздвигли памятник своему собственному самоуверенному невежеству. 9. Возможен ли компромисс? Римские реформаторы, как мы видели, изменив солнечный календарь, принуждены были изменить и лунный, а вместе с лунным годом изменить и всю нашу пасхалию. Многие из православных, понимая невозможнность для нашей Церкви отказаться от лунного календаря и от правил празднования Пасхи, но не зная о неразрывной связи нашей пасхалии с юлианским календарем, часто высказывают компромиссное предложение: оставить неприкосновенной нашу пасхалию, т. е. праздновать Пасху и все праздники и дни с нею связанные – по лунному календарю, во все же остальное время года совершать Богослужения по новому григорианскому календарю. Такое предложение подкрепляется соображениями о необходимости для нашей учащейся молодежи, находящейся в иностранных школах, праздновать праздники вместе со всеми учениками, пользуясь законными отпусками по григорианскому календарю, и не прерывать своих школьных занятий ради празднования своих праздников по непринятому здесь юлианскому счету. О некоторых затруднениях нашей учащейся молодежи при соблюдении наших праздников по старому календарю мы спорить не будем. Они, конечно, имеются, но только преувеличивать их не следует. У еврейских и магометанских детей здесь те же самые затруднения, какие и у наших. Однако еврейские и магометанские дети находят возможность соблюдать свои праздники, не изменяя своего календаря. Почему же только у нас возникает необходимость отказа от своего юлианского календаря? Имея в виду дивное согласие лунного календаря с юлианским, совершенно невозможно изменить последний, не изменяя первый. Печальный опыт римской реформы солнечного календаря, не избежавший необходимости изменений и лунного года, должен быть для нас постоянным предостережением.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Molchano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010