Итак, все новшествующие: еретики ли то, или раскольники, добровольно облекошеся в клятву, яко в ризу, хотя бы то были папы, хотя бы патриархи, хотя бы миряне, аще бы ангел с небесе – анафема ему. 1899 г. Назначенный Св.Синодом Русской Православной Церкви делегатом в образованную Русским астрономическим обществом Комиссию по вопросу о согласовании старого стиля Православного календаря с новым профессор Петербургской духовной академии В.В.Болотов (1854–1900) в своей двухчасовой исторической речи сказал: Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарными исправлениями. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать Юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю. Именно это научно неопровержимо всесторонне обоснованное выступление подвигло Ученую комиссию высказаться в пользу старого стиля. Решительными сторонниками Церковного календаря были выдающийся русский ученый мирового масштаба Д.И.Менделеев и известный астроном Е. А.Предтеченский . Последний говорил, например, о составителях Великого индиктиона следующим образом: Этот коллективный труд, по всей вероятности, многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остается непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является по сравнению с Александрийской до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всем том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает еще и предположенной цели. 1902–1904 гг. Автокефальные Православные Церкви: Константинопольская, Иерусалимская, Греческая, Русская, Сербская, Румынская и Черногорская, – высказались против Григорианской календарной реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Статья Ю. В. Нестеренко «Церковные календари и пасхалия (математический подход)» (с. 318-362) тематически продолжает цикл работ разных авторов, публиковавшихся на страницах первых выпусков БТ 4 и 7), по календарному вопросу. Автор работы является профессиональным математиком, заведующим кафедры теории чисел механико-математического факультета МГУ, членом-корреспондентом РАН. Помещение на страницах БТ специализированной математической статьи не должно смущать читателей: достаточно напомнить о трудах В. В. Болотова, а также о математических статьях П. А. Флоренского в дореволюционном БВ . В статье обозреваются разные календарные системы и пасхалии. По мнению автора, григорианскому календарю присущ ряд серьезных недостатков. Существует не так много альтернатив юлианскому календарю, в их числе — новоюлианский календарь, принятый в 1923 г. в Константинополе (в РПЦ он был принят и отменен в том же году). Однако сохранение в большинстве Церквей при новоюлианском календаре старой юлианской пасхалии неизбежно приведет к затруднениям. «Если этот порядок сохранится и далее, Пасха, вычисляемая по александрийской пасхалии, следуя за юлианским календарем, будет смещаться к лету, а затем и к осени, ведь весеннее равноденствие, вычисляемое по новоюлианскому календарю, будет практически стоять на нынешнем месте. Примерно через 25000 лет новоюлианская Пасха будет праздноваться в октябре месяце по новоюлианскому календарю. Юлианский календарь, смещаясь относительно новоюлианского, уводит свое весеннее равноденствие за собой и не нарушает каноническое правило, сколь бы долго это смещение ни происходило, но совместное использование новоюлианского календаря и александрийской пасхалии, конечно, приведет к нарушению норм. Скажем в 3237 г. новоюлианская Пасха произойдет 27 апреля по новоюлианскому стилю, а последний раз Пасха попадет в интервал от 22 марта по 25 апреля в 7425 г.» (с. 343). Свои предложения автор формулирует следующим образом: «Новоюлианское распределение годов с новой пасхалией, основанной на принципах юлианского календаря, кажутся мне предпочтительнее иных вариантов. Нужно иметь в виду, что до 2800 г. продолжительности новоюлианского и григорианского календарных годов совпадают, и лишь впоследствии проявится то, что длина новоюлианского календарного года чуть короче. Значит, в период до 2800 г. календари будут отличаться только датами празднования Пасхи и других подвижных праздников. Изменение юлианского календаря сведется к изменению правил пасхалии и сдвигу неподвижных праздников на соответствующие даты действующего новоюлианского календаря» (с. 355). Желательные критерии реформы календаря автор формулирует на с. 354. Как замечает Ю. В. Нестеренко, «затронутые в статье проблемы требуют дальнейших исследований и обсуждения их результатов астрономами и математиками, историками Церкви и специалистами в других областях».

http://bogoslov.ru/article/492267

Это последние годы столетий, т. н. нулевые (напр., 1600, 1700, 1800), и годы, 2 последних цифры к-рых образуют число, кратное 4 (напр., 1604, 1708, 1812). В григорианском К. из каждых 4 нулевых годов только один оставался високосным, причем тот, 2 первые цифры к-рого образуют число, кратное 4. Напр., из 4 годов - 1600, 1700, 1800, 1900-го - только 1600 г. был високосным в григорианском К. Следов., с 1 марта 1700 г. разница между календарями увеличилась на один день, с 1 марта 1800 г.- еще на один день, с 1 марта 1900 г.- еще на один. Поэтому, чтобы перевести дату из юлианского К. в григорианский, с 1 марта 1700 г. надо прибавлять 11 дней, с 1 марта 1800 г.- 12, а с 1 марта 1900 г.- уже 13 дней (до 1 марта 2100). Принятая в григорианском К. система високоса нулевых годов, предложенная Лильо, была ненова. Еще в 1537 г. математик и астроном из Вероны Пьетро Питати предложил аналогичную систему, но тогда она не была принята официально. Аллегория марта. Роспись Палаццо-Скифаноя в Ферраре. 1476–1484 гг. Мастер Франческо дель Косса Аллегория марта. Роспись Палаццо-Скифаноя в Ферраре. 1476–1484 гг. Мастер Франческо дель Косса Помимо возвращения весеннего равноденствия, как и положено, на 21 марта григорианская реформа изменила и правила определения пасхального полнолуния. Был введен принцип регулярного «исправления» 19-го летнего лунного (александрийского) цикла, т. е. приведения его в соответствие с реальным временем лунных фаз. Достигнуто это было следующим образом. «Четырнадцатые луны», т. е. полнолуния, переносились по юлианскому К. на одни сутки назад каждые 300 лет, а на 8-й раз - через 400 лет (итого 8 раз в 2500 лет). Происходить это должно также в нулевые годы, т. е. через каждые 300 лет (в 1800, 2100, 2400, 2700, 3000, 3300, 3600, а в 8-й раз через 400 лет, т. е. в 4000). Однако в нулевые (или сотые) годы 3 раза за 400 лет високосный день юлианского К. в григорианском отсутствует. Поэтому в эти годы весеннее полнолуние передвигается на один день вперед. Но поскольку в те же годы необходимо передвигать полнолуние на один день назад, то оно должно оставаться на тех же числах.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Архив Пн Спорный календарный вопрос. О противоречиях восприятия григорианского и юлианского времяисчисления 4 февраля 2022 г. 15:16 Статья первого заместителя председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , первого проректора Российского православного университета , политического философа  А.В. Щипкова  опубликована на  сайте «Независимой газеты» . Сегодня чувство исторической непрерывности начинает многими восприниматься как норма. И это позитивный признак. Прошедшая эпоха научила нас бережному и рациональному отношению к опыту народа. Но для того чтобы начать устойчивое движение по этому пути, необходимо вписывание национального опыта в надежную координатную сетку истории. Одним из критически важных институтов в данном случае является концепция времяисчисления, которую упорядочивает календарь. Уже больше века мы празднуем несколько так называемых зимних праздников, которые идут один за другим. Новый год, за ним Рождество и наконец Старый Новый год. Мы не задумываемся о том, насколько естественным является этот порядок, мы к нему привыкли. Но стоит остановиться на этой теме поподробнее. Календарь — важнейший социальный институт. Это хронометрический каркас жизни как отдельного человека, так и всего народа. С помощью календаря человек упорядочивает и направляет движение жизни. У любой крупной цивилизации есть свой календарь: японский, еврейский, индийский, исламский, свои календари имели майя, ацтеки, шумеры. Календарь, как и язык в целом, структурирует сознание народа, участвует в формировании его мировоззренческой системы координат, выковывает его идентичность. В силу ряда исторических обстоятельств у нас возникли проблемы, связанные с экспансией григорианского времяисчисления. Впервые навязать России и Русской Церкви григорианский календарь попыталась в 1830 году Петербургская академия наук, славившаяся своим «вольтерьянством». Этому воспротивились император Николай I и министр народного просвещения князь Карл Андреевич Ливен. Последний заявил, что «выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики».

http://patriarchia.ru/db/text/5893870.ht...

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Старый стиль и модернизация Церкви Ежегодно перед Рождеством в СМИ и соцсетях непременно возникает дискуссия о переходе Русской православной церкви на григорианский календарь. В нынешнем году особенно бурно, поскольку ровно сто лет назад по инициативе Ленина в России был упразднён юлианский календарь. Указу подчинились все, кроме Церкви. Это до сих пор не даёт покоя приверженцам секуляризма и вслед за календарём они требуют " реформировать " богослужебный язык, да и сами принципы церковного устройства. Мотивируется необходимость перехода Православной церкви на католический календарь двояко. Во-первых, на Новый год, который отмечается по григорианскому календарю, хочется поесть мяса, но этому психологически мешает рождественский пост, который идёт своим чередом по юлианскому календарю. Во-вторых, в делах календарных " отсталой " России следует идти в ногу с " цивилизованным миром " ... Российским православным верующим пытаются внушить, что секулярные критерии в вопросах собственной традиции важнее, чем религиозные, что " модернизировать " надо не только технологии, но и отношения между людьми и саму человеческую личность. Тем не менее у Православной церкви не может быть другого выбора, кроме как придерживаться традиционного ( " старого " ) стиля. Более того. Рано или поздно и секулярной части нашего общества, возможно, предстоит вернуться к юлианскому календарю, существовавшему ещё во времена Христа. Это вполне может произойти, потому что на фоне исчерпанности потенциала глобализации в мире набирает силу тенденция к культурно-цивилизационному многообразию. Пресловутая " клерикализация " здесь ни при чём, поскольку культурно-исторический выбор народа одинаково важен как для религиозных людей, так и для светских. Ведь традиция и её ценности принадлежат не только верующим, но и неверующим. Возвращаясь к новогодней теме, стоит отметить один не очень приятный парадокс. Если бы любители богатого новогоднего стола прервали пост, их бы за это точно никто не упрекнул, поскольку пост – дело сугубо добровольное. А вот желание получить некую " официальную " санкцию, переложив на других ответственность за собственное решение, – это подход не сказать, чтобы очень честный и благородный.

http://religare.ru/2_114895.html

—37— марта), и нашел сам очень простой способ составить полную пасхальную таблицу на 532 года. Но, конечно, этим дело и ограничилось. Программа наших семинарий не благоприятствовала развитию математических наклонностей. При том же, имея в руках только руководство к пасхалии Ильяшева, невозможно было и увидеть в пасхалии что-либо иное, как только простое искусство находить день пасхи. О связанных с пасхалией научно-исторических вопросах, руководство это, написанное лицом, не подозревавшим и существования каких-либо других календарей, кроме юлианского и григорианского, не дает никакого понятия. Вновь заинтересовался я пасхалией, теперь уже в связи с древними календарями, в 1893 году, под влиянием статей профессора В.В. Болотова : «Михайлов день» и «День и год мученической кончины св. евангелиста Марка». Эти замечательный работы незабвенного историка убедили меня воочию, как необходимо для историка, не пренебрегающего и хронологическими вопросами, знакомство с древними календарями, как просто разъясняются многие странности, совершенно непостижимые с точки зрения юлианского календаря, если привлечь к делу календарь александрийский, египетский или асийский. На основании отдельных дат у В.В. Болотова я уже тогда научился считать по-александрийски, по-египетски, по-асийски и по-армянски, узнал и о существовали разных древних пасхалий, отличных от принятой у нас александрийской пасхалии. Работы В.В. Болотова, начиная с его «Учения Оригена о Св. Троице», прочитанного мною еще в семинарии, производили на меня неотразимое впечатление, и желание иметь у себя его книги, а также некоторые верно указанные мною ошибки в его статьях, привели меня к переписке с ним, которая продолжалась около двух лет, с марта 1893 и по конец 1894 года. Заинтересовавшись снова пасхалией, достал я опять старую книжку Тяжелова (своего Ильяшева у меня не было) и в одном из писем к В.В. Болотову высказал одну гипотезу относительно значения «епакт» наших славянских пасхальных таблиц – гипотезу, как теперь вижу, совершенно несостоятельную. В ответ на это В.В. Болотов писал мне: «В толковании Тяжелова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В иудейской традиции, как об этом уже было сказано выше, Пасха совершалась в первый месяц лунного года, называвшийся нисан (авив), упоминавшийся в Священном Писании как «месяц колосьев» ( Лев. 13:4 ). Второе название объясняется тем, что на Пасху каждому иудею предписывалось принести Господу первый сноп колосьев ( Лев. 23:10 ). Созревание же самых ранних сортов ячменя в Палестине происходило приблизительно ко дню весеннего равноденствия. Поэтому день равноденствия становится ориентиром при определении времени празднования Пасхи. Поскольку каждый синодический месяц начинается с новолуния, то указанная в Библии пасхальная дата 14 авива является серединой лунного месяца, когда Луна проходит фазу полнолуния, следовательно, Пасха совершалась не ранее дня полнолуния. Таким образом, иудейская традиция выделила следующие астрономические условия, необходимые для пасхалических расчетов: Пасха должна совершаться обязательно в день полнолуния, следующий за днем весеннего равноденствия.   I.4.3. Юлианский календарь. Преимущества и недостатки В 44 г. до Р.Х. римский император Гай Юлий Цезарь провел в Римской Империи реформу времяисчисления. Проект реформы был разработан группой александрийских ученых под руководством Созигена. Сущность реформы заключалась в том, что в основу календаря было положено годовое обращение Земли вокруг Солнца, продолжительность которого признавалась равной 365,25 суткам 25 . Для простоты исчисления было принято считать в трех простых годах по 365 дней, а в четвертом 366. Примечательно, что юлианский календарь был введен так, что 1 января нового календарного года совпало с новолунием, что принесло бесспорное удобство в расчетах фаз Луны 26 . Простота и ритмичность юлианского календаря делает его необычайно удобным и красивым. К его основным достоинствам можно отнести одинаковое количество високосных годов в столетии, гармоничное сочетание с лунным календарем, цикличное возвращение каждые 28 лет дней недели к одним и тем же числам месяца, а также возможность функционирования принципов Великого Индиктиона православной Пасхалии, когда каждые 532 года дни недели, числа месяцев и фазы Луны встречаются в своем прежнем расположении относительно друг друга. Все эти характеристики юлианского календаря не могут не вызывать чувства восхищения гением александрийских астрономов и преклонения перед их великим творением. «Юлианский календарь космоцентриченен, он стремится уловить пульс Вселенной. В юлианском календаре […] «звучит музыка небесных сфер», его числовые таблицы – ноты звездной симфонии […] Юлианский календарь – космическая поэма» 27 , – восклицает архимандрит Рафаил (Карелин) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большого распространения в древнерусской летописной практике индикт в качестве датировочного показателя не получил.–Комментарии Р.А. Симонова и В.В. Милькова. 478 Солнечный круг – 28-летний цикл юлианского календаря, исчисляемого Кириком от 1 октября в эре от «Сотворения мира». Содержательная сторона этого календарного понятия связана с определением дня недели конкретной даты. Позже в древнерусской календарной практике начало отсчета солнечного круга было отнесено на 1 марта. Понятие солнечного круга использовалось для определения даты Пасхи в юлианском летоисчислении.–Комментарии Р.А. Симонова и В.В. Милькова. 479 Лунный круг – 19-летний цикл юлианского календаря, исчисляемый Кириком от 1 января в эре от «Сотворения мира». Содержательная сторона этого календарного понятия связана с 19-летней повторяемостью лунных фаз дня каждой календарной даты. Лунный круг и солнечный круг являются основными понятиями пасхалистики. В качестве хронологических терминов в русском летописании встречаются очень редко, впервые указаны в летописной статье 6615 (1108) г. («Повесть временных лет»), т. е. за два года до рождения Кирика.–Комментарии Р.А. Симонова и В.В. Милькова. 480 Очень важный для понимания мировоззренческих предпочтений Кирика Новгородца блок текстов представлен разделами 10–13 «Учения». Исследователи сходятся во мнении, что раздел «О поновлениях» восходит к античной натурфилософской традиции. Возможным источником идеи обновления космических стихий считают пифагореизм (см.: Мурьянов М.Ф. О космологии Кирика Новгородца//Вопросы истории астрономии. М., 1974. Сб. 3. С. 17) или стоицизм (см.: Гаврюшин Н.К. Поновление стихий в древнерусской книжности//Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Киев, 1988. С. 208). Затруднение связано с тем, что ни в античном наследии, ни в античных реминисценциях средневековых памятников прямой аналогии данному разделу из «Учения» Кирика не обнаруживается (см.: Пиотровская Е.К. Указ. соч. С. 380). В некоторых списках «семитысячников», с одним из вариантов которого генетически связаны календарно-математические руководства «Учения о числах», фиксируются статьи о поновлении стихий, причем иногда статьи о поновлении отделены от «семитысячника» и составляют особые разделы (см.: Турилов А.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

В Метоновом цикле вставки дополнительного месяца производятся в 3-м, 6-м, 8-м, 11-м, 14-м, 17-м и 19-м годах, что делает его цикличным в сочетании с солнечным календарём. Это значит, что по истечении цикла все фазы Луны повторяются в те же самые числа 35 . В иудейской традиции, как об этом уже было сказано выше, Пессах совершался в первый месяц лунного года, называвшийся нисан (авив) и упоминавшийся в Священном Писании как «месяц колосьев» ( Лев.13:4 ). Второе название объясняется тем, что на Пасху каждому иудею предписывалось принести Господу первый сноп колосьев ( Лев.23:10 ). Созревание же самых ранних сортов ячменя в Палестине происходило приблизительно ко дню весеннего равноденствия. Именно поэтому при определении времени празднования Пессах день весеннего равноденствия был установлен в качестве важнейшего ориентира. Поскольку каждый синодический месяц начинается с новолуния, то указанная в Библии пасхальная дата 14 нисана является серединой лунного месяца, когда Луна проходит фазу полнолуния, следовательно, Пессах совершался не ранее дня полнолуния. Таким образом, иудейская традиция выделила следующие астрономические условия, необходимые для пасхалических расчётов: Пессах должен совершаться обязательно в день полнолуния, следующий за днём весеннего равноденствия. 1.4.3. Юлианский календарь. Преимущества и недостатки В 44 году до Р.Х. римский император Гай Юлий Цезарь провёл в Римской Империи реформу времяисчисления. Проект реформы был разработан группой александрийских учёных под руководством Созигена. Сущность реформы заключалась в том, что в основу календаря было положено годовое обращение Земли вокруг Солнца, продолжительность которого признавалась равной 365,25 суткам 36 . Для простоты исчисления было принято считать в трёх простых годах по 365 дней, а в четвёртом (високосном) 366 дней. Примечательно, что юлианский календарь был введён так, что 1 января нового календарного года совпало с новолунием, что принесло бесспорное удобство в расчётах фаз Луны 37 . Простота и ритмичность юлианского календаря делает его необычайно удобным и красивым. К его основным достоинствам можно отнести одинаковое количество високосных годов в столетии, гармоничное сочетание с лунным календарём, цикличное возвращение каждые 28 лет дней недели к одним и тем же числам месяца, а также возможность функционирования принципов Великого Индиктиона православной Пасхалии, в котором каждые 532 года дни недели, числа месяцев и фазы Луны встречаются в своём прежнем расположении относительно друг друга. Все эти характеристики юлианского календаря не могут не вызывать чувства восхищения гением александрийских астрономов и преклонения перед их великим творением. «Юлианский календарь космоцентриченен, он стремится уловить пульс Вселенной. В юлианском календаре [...] „звучит музыка небесных сфер“, его числовые таблицы – ноты звёздной симфонии [...] Юлианский календарь – космическая поэма» 38 , – восклицает архимандрит Рафаил (Карелин) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Само по себе совмещение периодов необходимо для составления долгосрочных календарных таблиц, которые были бы эталоном измерения времени. Поэтому нужно найти общие закономерности соответствия седмичных дней и моментов взаиморасположения Солнца, Земли и Луны, да так, чтобы продолжительность цикла повторения этого соответствия не была слишком большой. Составив календарную таблицу на один период, далее переписываем её на следующий период и т. д. При этом, конечно, будет накапливаться погрешность. Ее невозможно устранить разрушением существующей цикличности юлианского календаря и построением другой – с большим периодом, что нерационально, так как усложняет и запутывает расчёты. Удивительное сочетание простоты, ритмичности и точности представляет собой ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ, принятый в качестве календаря церковного. Этот календарь называется старостильным в отличии от календаря григорианского – новостильного. Новостильный календарь введён был, как предполагалось, для того чтобы уточнить календарь юлианский, а получилось так, что григорианский календарь утерял достоинство ритмичности и точности календаря юлианского, увеличив цикл календаря, чем затруднил долгосрочные расчёты. Юлианский календарь был создан александрийским астрономом Созигеном в 46 году до Р.Х. для римского императора Юлия Цезаря, от имени которого и получил своё название. Вскоре этот календарь распространился на всю Римскую империю, и к моменту создания христианской Пасхалии он был наиболее совершенным средством для составления долгосрочного расписания празднования Пасхи, так как имеет в своём составе строгую периодичность. Поэтому отцы Первого Вселенского Собора 325 года для составления Пасхалии взяли именно юлианский календарь. Поводом к составлению Пасхалии послужили споры о праздновании Пасхи, возникшие между малоазийскими и западными Церквями. Для того, чтобы предупредить одним общим решением всякое возможное разногласие по этому вопросу, отцы Первого Вселенского Собора постановили праздновать Пасху единообразно во всей Церкви, о чём свидетельствует 1-е правило Антиохийского Собора 1 . Основанием для определения дня Пасхи послужило 7 Апостольское правило 2 и тот факт, что Воскресение Христово произошло в первый день седмицы, который из-за этого и стал называться воскресным. На основании всего этого объявлено следующее решение:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010