2 .5 Почему же нижняя пасхальная граница не передвигается вслед за равноденствием, как у римо-католиков? Ведь наши пасхалисты несомненно хорошо знали, что равноденствие перемещается по числам юлианского календаря со скоростью 1 сутки за 128 лет. К тому же пасхальные полнолуния иудеев (числа 14 нисана), от которых в первую очередь зависит наша Пасха, также смещаются, и разница составляет сейчас уже, как мы видели, 3–4 (5) дней. Об этом велись и ведутся до сих пор календарные споры. В средние века они привели к введению григорианского календаря (1582 г.), усугубившего разделение Церкви. Самой важной причиной неизменности границ Пасхалии является следующая: чтобы наша Пасха всегда была после иудейской. Рассмотренный выше пример времени празднования Пасхи в 1997 году хорошо выявляет суть проблемы. Мы видели, что западные христиане праздновали тогда Пасху на месяц раньше евреев. И такое случается не редко. Например, за одно столетие (с 1850 по 1950 гг.) католическая Пасха 15 раз наступала прежде еврейской с. 57]. Поясним подробнее. Как было показано выше, ни дата равноденствия, ни даты полнолуний не остаются неизменными, но постепенно переходят по числам юлианского календаря и становятся раньше прежних. При совместном сравнении заметим, что перемещение даты равноденствия происходит быстрее, чем перемещение фаз Луны. Это приводит к тому, что полнолуния, бывшие до равноденствия, переходя, становятся уже после него; так например это произошло для годов 5-го и 16-го круга Луны (см. табл. 1). Иными словами, нижняя граница иудейской Пасхалии, определяемая по самой ранней их пасхе, перемещается по числам юлианского календаря медленнее, чем точка весеннего равноденствия. И бывают годы, когда весеннее полнолуние случается после равноденствия, но прежде, чем самая ранняя иудейская пасха. Сейчас это в промежутке чисел между 8 и 14 марта (ст. стиль). Полнолуния, случающиеся в этом диапазоне чисел, иудеи не признают пасхальными. У католиков такие полнолуния считаются пасхальными. И если бы границу нашей Пасхалии передвигали вслед за равноденствием, то есть буквально исполняли бы правило: праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния, бывающего после равноденствия, то, неизбежно, в некоторые годы мы совершали бы её вместе с иудеями или даже раньше, что и наблюдается у католиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

10 «Индикт» – пятнадцатилетний период. Счет по пятнадцатилетиям ведет начало от римских переписей населения, производившихся один раз в 15 лет. К нам он перешел из Византии. 12 «Солнечный круг» – период в 28 лет, по прошествии которых новый год в юлианском календаре приходится на тот же день недели. 13 «Круг лунный» – период в 19 лет, по прошествии которых лунные фазы приходятся на те же дни (числа месяца) юлианского календаря. 15 В п.п. 10–13 говорится о «поновлении» или «обновлении» неба, земли, моря и воды, происходящих в периоды 80, 40, 60 и 70 лет. Какие-либо аналогии этим периодам в античной н средневековой литературе нам не известны. 16 Великий круг, или великий индиктион, – период в 532 года, по прошествии которого лунные фазы приходятся не только на те же дни (числа месяца) юлианского календаря, но и на те же дни недели. Число 532 получается путем перемножения 28 (число лет солнечного круга) и 19 (число лет лунного круга). По прошествии 532 лет день пасхи (празднуемой в первое воскресенье после весеннего полнолуния) приходится, следовательно, на то же число месяца, и дальнейшее передвижение его по числам календаря совершается в том же самом порядке, по тем же числам календаря, что и в предыдущем «великом круге». 17 В рукописи «книжных». Под «книжными месяцами» Кирик, видимо, понимает месяцы юлианского календаря, (ср. п.2). Если же считать месяц в 4 недели, говорит он, то в году будет 13 месяцев и один день (28х13+1=365). 21 Пасха в 1136 г. действительно была 22 марта. Это – предельно ранний срок ее, на что указывает и Кирик («выше того не восходит»). Он отмечает вместе с тем, что «за 248 лет також. будет». Если понимать эти слова как «через 248 лет», то мы получим 6644+ +248=6892 г., который соответствует 1384 г. н. э. Но на самом деле пасха вновь была 22 марта в 1383 г. (см. Черепнин цит. соч., стр. 61). Поэтому возможно, что Кирик имел в виду 248 год, считая первым 1136. 22 В рукописи «калугер». «Калугер» или «калогер» – греческое слово, обозначающее инока, монаха (из старших).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Кирик рассматривает хронологию в качестве инструмента познания, в какой-то степени освобождающего человека от власти Божественного провидения, как средство, находящееся у него (человека) на службе. Возможно, поэтому математические расчеты у Кирика в «Учении» привязаны не к эсхатологическому рубежу в семь тысяч лет, а к текущему году его работы над трактатом – 1136 г. Есть основания думать, что Кирик в своем произведении пытался обосновать, что любая временная протяженность обретает истинность в том случае, если она будет выражена/записана/передана во всех указанных выше пяти единицах счета времени, образующих систему, характеризующуюся определенной полнотой: в существовавших рамках юлианского календаря к ней (системе хронологических единиц) ничего нельзя добавить и ничего из нее изъять без нарушения ее непротиворечивости. Кирик, возможно, осознанно подходил к понятию истинности категории времени; об этом может свидетельствовать заголовок его трактата («Учение им же ведати человеку числа всех лет»). Здесь речь идет о всеобщности подхода к временным протяженностям («всех лет») и, возможно, под «числами» имеется в виду указанная система единиц счета времени юлианского календаря. Однако только этим смысл названия трактата Кирика, по-видимому, не исчерпывается. 206 В свете истинностного подхода к трактовке времени получает дополнительное разъяснение уникальное в средневековой книжности «удостоверение» Кириком в самом конце «Учения» (как бы вместо подписи) своего возраста во всех единицах счета времени юлианского календаря: 26 лет, 312 месяцев, 1354 недели, 9497 дней, 113 960 часов. Этот исчерпывающий набор хронологических данных может свидетельствовать о том, что Кирик истинность суждения о своем возрасте пытался выразить через денотат (этого суждения), которым (денотатом) в логике «служит истинностное значение этого предложения (высказывания, суждения), т. е. «истина» или «ложь». 207 В таком случае календарные характеристики возраста Кирика (год, месяц и т. д.) – это имена, обозначающие предмет (денотат) возраста Кирика и совокупно выражающие его (возраста) истинностное значение. 208

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

И как светло и радостно встречать Рождество Христово! Наталья Богоявленская 30 декабря 2013, 23:24 Лилии Козиной: По юлианскому календарю Рождество Христово наступает не 7 января, а 25 декабря. Между юлианским и григорианским календарями существует некоторый разрыв в датах, который увеличивается на один день каждые сто лет. Сейчас этот разрыв составляет 13 дней. Если вы посмотрите любой православный календарь, то увидите, что там приведены две даты: крупная цифра обозначает дату по григорианскому календарю, которому соответствует наша светская жизнь. А наверху более мелко -- другая дата с уточнением: " по старому стилю " , то есть по юлианскому календарю. Таким образом, сегодня по юлианскому календарю не 30 декабря, а 17-е, Рождество наступит 25 декабря, как и положено, а новый год -- 1 января (14 января по новому стилю). Храни вас Господь Сергий 30 декабря 2013, 23:17 " Наступает последний день 2013 года. Давайте вспомним о том, что каждый из нас сделал в этом году достойного, а что пока не получается, над чем еще надо работать в себе. " Конец цитаты. А зачем целый год ждать? " Дня сего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим " . Прожили день, благодарите Господа и подводите итоги. День не год, легко вспомнить, что натворил. Новолетье устанавливается людьми. А люди разные. Кто празднует в конце февраля наступление года лошади, кто 1 марта, кто 1 сентября, а Мюнхаузен 32-го мая. Хорошая мысль, продлить весну на 1 день. Владислав Пристинский 30 декабря 2013, 21:45 А еще хорошо бы вспомнить, что не только радости и счастье дарит нам Господь, Он посылает нам и скорби для нашего испытания. Помолимся, да даст нам Господь терпение и кротость , чтобы пренести эти скорби с кротостью и благодарением Богу! Владимир 30 декабря 2013, 21:44 Лилии Козиной. Новый Год наступал 13 января (это 1 января по старому стилю). Отсюда и не умирающий праздник старый Новый Год. :)) Тамара 30 декабря 2013, 20:01 Иван Х.: Спаси Вас Господи! Так важно и нужно услышать такие слова накануне наступающего нового года.

http://pravoslavie.ru/67135.html

14. Что такое индиктион? Индиктион использовался в средние века, чтобы определить место года в 15–летнем цикле налогообложения. Он был введен императором Константином Великим 1 сентября 312 г. и перестал использоваться в 1806 г. Индиктион можно вычислить так: Indicton=(Year + 2) mod 15 + 1 Индиктион не имеет астрономического значения. Индиктион не всегда следовал за календарным годом. Различают три различных индиктиона: 1. Папский или Римский индиктион, который начинался в день Нового года (который мог приходиться на 25 декабря, 1 января или 25 марта). 2. Греческий или Константинопольский индиктион, который начинался 1 сентября. 3. Императорский индиктион или индиктион Константина, который начинался 24 сентября. 15. Что такое Юлианский период? Юлианский период (и номер юлианского дня) не следует путать с юлианским календарем. Французский ученый Иозеф Юстус Скалигер (1540–1609) захотел присвоить положительный номер каждому году, чтобы не путаться с обозначениями BC/AD. Он изобрел то, что сейчас называют Юлианским периодом . Возможно, юлианский период получил свое название от юлианского календаря, хотя некоторые утверждают, что он был назван в честь отца Скалигера, итальянского ученого Юлия Цезаря Скалигера (1484–1558). Юлианский период Скалигера начинается 1 января 4713 г. до н.э. (по юлианскому календарю) и продолжается 7980 лет. 2001 год — это 6714 год юлианского периода. После 7980 лет нумерация снова начинается с 1. Почему 4713 г. до н.э. и почему 7980 лет? В 4713 г. до н.э. индиктион (см. раздел 14 ), золотое число (см. раздел 12.3 ) и солнечное число (см. раздел 4 ) все были равны 1. Следующий раз это произойдет через 15 x 19 x 28 = 7980 лет, в 3268 году. Астрономы использовали юлианский период, чтобы присвоить единственный номер каждому дню, начиная с 1 января 4713 г. до н.э. Это так называемая Юлианская дата (JD). JD — это 24 часа от полудня Всемирного времени 1 января 4713 г. до н.э. до полудня 2 января того же года. Это означает, что в полдень по Всемирному времени 1 января 2000 года начался JD 2451545.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Календарь – это приспособление для отсчитывания временных промежутков, временных циклом. Календарь, по сути, является часами. В наручных часах обычно имеется три стрелки: часовая, минутная и секундная. Неточность Юлианского календаря может быть использована как дополнительная стрелка, указывающая на циклические процессы, происходящие в человеке с учетом его пола. Цель христианского богослужения – это обожение человека. Совершается это обожение во времени. Человечество состоит из мужчин и женщин. Физическая, физиологическая и психическая жизнь человека имеет циклический характер. Циклические физиологические и психические процессы, происходящие в организме мужчин и женщин, совершаются как бы в противофазе: максимуму мужского цикла соответствует минимум женского, и наоборот. Расхождение юлианского и тропического года можно использовать для измерения смещения временных циклических процессов из положения " мужского максимума " в сторону " женского максимума " . В период с 4-го века до наших дней показания Юлианского календаря стали отличаться от условного астрономического исчисления на 13 суток. Это почти половина месячного цикла. За это время ( 17 веков ) день празднования Пасхи в среднем сместился приблизительно на неделю. За это же время в богослужебной жизни православной Церкви произошли значительные изменения. Например, совершение литургии ( вечери ) в Русской Православной Церкви сместилось на половину суточного цикла. То есть за прошедшие века произошло смещение времени совершения богослужений с условного мужского максимума в сторону женского. Возможно, именно этим смещением объясняется то, что женщины сейчас принимают более активное участие в жизни православной Церкви, чем мужчины. Могу предположить, что в первом тысячелетии существования христианства, особенно, в первые века, дела обстояли с точностью до наоборот. Точные календари нужны для отсчета бесконечно больших промежутков времени. Богослужебные календари должны быть рассчитаны на конечные и не очень большие промежутки времени, поэтому введения Григорианского и Новоюлианского календарей не оправдано.

http://bogoslov.ru/article/6169494

В 1899–1900 гг. при Русском астрономическом обществе работала особая комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили представители многих научных учреждений, ведомств и министерств. Основными причинами создания комиссии были приближение «круглого» 1900 г. и связанное с ним увеличение разницы между юлианским и григорианским календарями еще на один день, появление большого количества различных предложений реформы календаря и вызванный ими резонанс в обществе. Задача комиссии, в работе которой принимал участие Д.И. Менделеев, заключалась в подготовке реформы юлианского календаря с учетом материалов заседаний комиссии при Императорской академии наук 1830 г. Комиссия рассматривала оригинальное решение календарной проблемы, предложенное А.А. Сапожниковым. Он считал необходимым созвать всемирный съезд богословов, который должен решить все спорные вопросы в пользу григорианского календаря или одной из систем, предложенных учеными. Такое решение способствовало бы принятию единой календарной системы во всем христианском мире . Однако комиссия сосредоточилась на обсуждении второстепенных вопросов, таких как замена языческих названий месяцев христианскими . Изменить предлагалось названия месяцев с января по июнь, исходя из того что они языческие и в реформированном календаре неуместны. Так, было предложено заменить название месяца «март», посвященное богу войны у древних римлян, наименованием «мир» ( Наёк. 2009). Комиссия постановила не принимать григорианский календарь и остановиться на одном из проектов, выработанных астрономами. Такому решению способствовала позиция представителя Священного Синода В.В. Болотова, считавшего, что «григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения». Он резко выступил против идеи внедрения в стране «чуждой и несовершенной системы исчисления лет» и отмечал: «Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь не желательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарными исправлениями. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю» . С этим доводом не согласился Менделеев, заявивший, что реформу календаря можно проводить отдельно от пасхалии и совершенно ее не касаться. Менделеев, по достоинству оценивший проект Медлера, предложил комиссии рассмотреть вопрос о введении в России этого календаря, однако проект был отвергнут.

http://bogoslov.ru/article/6171975

Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получающаяся при сравнении длины года в григорианском календаре со средней текущей астрономической длиной тропического года, связана с неверным определением последней как интервала между соседними равноденствиями и является устоявшимся заблуждением. Новоюлианский календарь основан на более сложном, 900-летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 из 9 вековых високосов. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке остаётся 200 или 600. Начиная с 2000 года таковыми будут: сам 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д. Таким образом, год считается високосным, если: • а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или • б) его номер делится на 900 с остатком 200 или 600. Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов). Григорианский год: 365,2425=365+0,25-0,01+0,0025 Новоюлианский год: 365,242222=365+0,25-0,01+0,0025-0,000278 Средняя продолжительность года в новоюлианском календаре составляет 365,242222 суток. Это больше истинной продолжительности тропического года (365,2421988 суток) всего на 0,000023 суток или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43 500 лет. Однако точность новоюлианского календаря выше, чем григорианского, только если считать тропический год в атомном или эфемеридном времени, не привязываясь к вращению Земли. Но в любом реальном году число суток от восхода до восхода - целое, и отдельные секунды не являются решающими (важны только отдельные сутки). Также период осевого вращения Земли изменяется, продолжительность тропического года (определяющего времена года), выраженная в солнечных сутках (а не в сутках СИ, равных 86400 атомным секундам), в настоящее время ближе к 365,2424; эта величина в течение нескольких тысячелетий колеблется между 365,2423 и 365,2424; и, вероятно, следующие несколько тысяч лет будет вести себя подобным образом. Средняя продолжительность календарного года в григорианском календаре равна 365,2425 суток. К тому же мировое время периодически корректируется, - к нему добавляют секунду, что на практике уничтожает всё отличие новоюлианского календаря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Совещание Православных Церквей, состоявшееся в Константинополе в мае 1923 г., выработало более совершенный метод, постановив, что лишь те календарные годы оканчивающиеся на два нуля (сотые), будут считаться високосными, цифра которых, будучи разделена на 9 даст остаток в 2 или 6, остальные же годы остаются обыкновенными (невисокосными), в 365 дней. Согласно этом) исчислению, из девяти последующих столетних годов, от 2000 до 2800, только два будут високосными (в 366 дней), а остальные семь будут невисокосными (в 365 дней). Таким образом, разница в отношении равноденственного дня низводится до минимума в Юлианском календаре, исправленном Православной Церковью. Фактически и по исчислению этого нового исправленного календаря календарный год будет длиннее тропического, но эта разница составляет всего лишь 2,02 секунды, что лишь через 42.772 года даст разницу в один день, а не через 4.000 лет, как это выходит по Григорианскому календарю. Больше приближаясь к действительному астрономическому году, старый Юлианский календарь, исправленный Совещанием Православных Церквей в Константинополе, является более совершенным по отношению к Григорианскому календарю с научной точки зрения. Разница между православным календарем и Григорианским календарем станет заметной лишь в 2800 г. С другой стороны, для того, чтобы уничтожить разницу в 13 дней, на сколько отстает в настоящее время день весеннего равноденствия в Юлианском календаре, Константинопольское Совещание Православных Церквей решило перенести этот день с 8 марта, когда оно приходилось по Юлианскому календарю, на 21 марта, каковая дата была положена в основу календарных исчислений I Вселенским Собором. Другими словами, были вычеркнуты те 13 дней, благодаря которым календарное равноденствие отставало от астрономического года, и, таким образом, была устранена неправильность, из-за которой дата празднования Пасхи непрестанно отдалялась от предельного срока, который был определен в этих целях. Следовательно, согласно с правилом, установленным св. Кириллом Александрийским (412–444), эта дата будет приходиться на период времени всего в пять недель, заключающийся между 22 марта и 25 апреля, но сообразно с астрономической действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 год до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года. 365,24=365 + 0,25=365 + 1 / 4 Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем. Ежемесячные праздники в римском календаре Календарь основывался на статических ежемесячных праздниках. Первым праздником, с которого начинался месяц, были календы. Следующим праздником, попадавшим на 7 число (в марте, мае, июле и октябре) и на 5 число остальных месяцев, были ноны. Третьим праздником, попадавшим на 15 число (в марте, мае, июле и октябре) и 13 число остальных месяцев, были иды. Месяцы Существует мнемоническое правило запоминания количества дней в месяце: руки складывают в кулаки и, идя слева направо от косточки мизинца левой руки к указательному пальцу, поочерёдно касаясь косточек и ямок, перечисляют: «январь, февраль, март…». Февраль придётся запомнить отдельно. После июля (косточка указательного пальца левой руки) надо перейти на косточку указательного пальца правой руки и продолжить счёт к мизинцу, начиная с августа. На косточках — 31, между — 30 (в случае февраля — 28 или 29). Вытеснение григорианским календарём Декрет о введении григорианского календаря в России от 26 января 1918 года. Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Во многих храмах, по замыслу создателей в день весеннего равноденствия солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха, уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010