В 1899-1900 гг. при Русском астрономическом об-ве работала особая комиссия по вопросу о реформе К. в России, в состав к-рой входили представители мн. научных учреждений, ведомств и мин-в. Основными причинами создания комиссии были приближение «круглого» 1900 г. и связанное с ним увеличение разницы между юлианским и григорианским К. еще на один день, появление большого количества различных предложений реформы К. и вызванный ими резонанс в обществе. Задача комиссии, в работе к-рой принимал участие Д. И. Менделеев, заключалась в подготовке реформы юлианского К. с учетом материалов заседаний комиссии при Императорской АН 1830 г. Комиссия рассматривала оригинальное решение календарной проблемы, к-рое предложил А. А. Сапожников, считавший необходимым созвать всемирный съезд богословов, к-рый должен решить все спорные вопросы в пользу григорианского К. или одной из систем, предложенных учеными. Такое решение способствовало бы принятию единой календарной системы во всем христ. мире ( Сапожников А. А. О преобразовании календаря. СПб., 1899). Однако комиссия сосредоточилась на обсуждении второстепенных вопросов, таких как замена языческих названий месяцев христианскими (Постановления комиссии по вопросу о реформе календаря в России/Русское астрономическое общество. СПб., 1900). Изменить предлагалось названия месяцев с января по июнь, исходя из того что они языческие и в реформированном К. неуместны. Так, было предложено заменить название месяца «март», посвященного богу войны у древних римлян, наименованием «мир» ( Наёк. 2009). Обложка старообрядческого календаря. 1915 г. Обложка старообрядческого календаря. 1915 г. Комиссия постановила не принимать григорианский К. и остановиться на одном из проектов, выработанных астрономами. Такому решению способствовала позиция представителя Свящ. Синода В. В. Болотова , считавшего, что «григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения». Он резко выступил против идеи внедрения в стране «чуждой и несовершенной системы исчисления лет» и отмечал: «Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь не желательной.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Итак, есть такая незадача: за год 365 оборотов да еще четверть лишнего. Прошло 365 дней, и мы считаем, что год кончился, а он еще на четверть оборота продолжается, значит, наш календарный год оказывается немножко короче истинного климатического года. И эта разница постепенно накапливается, на что первым обратил внимание Юлий Цезарь, сверхгениальный полководец и государственный деятель. Он заинтересовался этим астрономическим вопросом и запросил александрийскую обсерваторию, чтобы узнать, на сколько отличаются на самом деле 365 дней от истинного года. Ему ответили, что на четверть суток. Тогда Юлий Цезарь, наверное посоветовавшись с астрономами, постановил нагонять недостающее время таким образом — каждый четвертый год считать состоящим из 366 дней. Для простоты это прибавление делается 29 февраля, этот 366-дневный год называется високосным. Таким образом эта «четвертушка» компенсируется, год календарный приводится в значительно более точное соответствие с годом климатическим. Эта реформа календаря была сделана в 46 году до н. э., и календарь называется по имени Цезаря — юлианский. Итак, все вроде бы было в порядке, жили люди по этому календарю, получалось примерное соответствие между климатическим и календарным годами. Но по мере накопления астрономических знаний и после появления более точных приборов в XVI веке обнаружилось, что ежегодная разница составляет не совсем точно четверть суток. В юлианском календаре считается, что суток в климатическом году — 365,25. На самом деле — 365,2422, то есть чуть меньше. И в юлианском календаре год принимается чуть более длинным, чем климатический год. Это значит, что календарное начало лета (весеннее равноденствие) наступает несколько позже истинного. Астрономы в XVI веке установили, что это запаздывание за 128 лет достигает суток, а с момента введения юлианского счисления достигло 13 суток. Надо было что-то делать. Чтобы больше календарь не съезжал, было решено три раза в 400 лет високосные годы делать обыкновенными (когда первые две цифры, за которыми следуют нули, не делятся на 4). Такая поправка приводит календарный год в гораздо лучшее соответствие с климатическим годом. Но как быть с теми 13 днями, которые мы проглядели? Глава Католической Церкви папа Григорий XIII в 1582 году утвердил такую меру: к каждой дате юлианского календаря прибавить число 13. Что этим достигалось? В католическом мире начало лета опять стало попадать на 22-е марта.

http://pravmir.ru/yulianskij-kalendar-os...

Закрыть itemscope itemtype="" > О созыве Всеправославного Собора в Москве О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю 13.11.2023 300 Время на чтение 14 минут Источник: Благодатный Огонь Раскол в мировом Православии, вызванный четыре года назад предоставлением стамбульским патриархом Варфоломеем Томоса об автокефалии «церкви» на Украине, признанием т.н. «Православной церкви Украины» ПЦУ и поддержкой антиканонической деятельности Варфоломея рядом поместных Православных Церквей, в частности, Синодом Элладской Православной Церкви, а также патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II (что по сути означает полный провал внешней церковной политики ОВЦС), поставил на повестку дня вопрос о созыве Всеправославного Собора, который при надлежащей его подготовке, может иметь положительные последствия в недалекой исторической перспективе для Русской Православной Церкви и всего Православия. Прекращение нашей Церковью не только молитвенного, но и евхаристического общения со стамбульским патриархом и частью епископата Элладской Православной Церкви должно подвигнуть священноначалие Московского патриархата на решения, которые позволят нивелировать апостасийные явления мирового Православия, укрепить чистоту православной веры, оградить поместные Церкви от антиканонических и модернистских тенденций последних десятилетий (экуменизм, «восточный папизм», церковный модернизм, обновленчество), и что немаловажно – надежно защитить мировое Православие от влияния Госдепа США на принятие судьбоносных решений всеправославного характера, что мы видим на плачевном примере Константинопольской патриархии и Элладской архиепископии, находящихся полностью под контролем Госдепа, ЦРУ и посла США в Греции. Вмешательство антицерковных структур США в церковные дела мирового Православия является политическим проектом США по сдерживанию России и ее геополитических интересов на постсоветском пространстве, в первую очередь на Украине.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/13/o_sozy...

Если мы в своих судах забываем об этой стороне жизни этих людей, то мы отказываем им в покаянии! Ибо не судите... Спаси Господи, батюшка! Игорь Александрович 1 января 2012, 21:53 Декабристов можно одобрить за многие их идеи, например, отмену крепостного права, отделение Польши, создание парламента. Но вот Пестель и други граждане из южных обществ конечно были экстремистами и их программа была откровенно черевата большими жертвами и гражданской войной. Чего стоят одни идеи Пестеля в национальном вопросе, предвосхитившие сталинские переселения (Пестель предлагал принудительно выселить евреев в Палестину, отправив их завоевывать эту страну, а горцев Кавкза - в центральную Россию). Евгений 2 30 декабря 2011, 21:47 Дотошный: " 14 (27 по новому стилю) декабря " - неверно, т.к. в 19 веке разница календарей составляла 12, а не 13 дней " Дотошный, а Вы какого числа Рождество встречаете? Григорианский календарь был введен большевиками в 1812 году, т.е. веком позже описываемых событий, и, как и все введения богоборцев, внес очень большую путаницу и сумятицу в исчисление событий даже до сего времени. Церковная датировка (в Русской Православной Церкви) совершается по юлианскому календарю с Александрийской Пасхалией, т.е. человек, живущий в церкви, живет по юлианскому календарю, и основа датировки событий для него - по нему. В качестве примера дурной службы подобного подхода можно привести современную " светску " датировку смерти Пушкина или рождения Ломоносова. Один умный человек (нынче доктор физико-математических наук) как-то сообщил мне, что астрономы для построения парадов планет пользуются юлианским календарем. Григорианский для этого не годится. Так что и к папе римскому Григорию применимо крылатое изречение приснопамятного р.Б. Виктора Черномырдина: " Хотели как лучше... " Дотошный 30 декабря 2011, 16:31 " 14 (27 по новому стилю) декабря " - неверно, т.к. в 19 веке разница календарей составляла 12, а не 13 дней. Евгений 30 декабря 2011, 15:31 " Людмила: Уважаемый Олег, мавзолей,звезды,памятники - -это как раз результат " чаяний " той интеллегенции,которая взбудоражила Россию, а потом в ужасе от содеянного отступила и у власти стали " мовзолеи и памятники. " Я люблю СССР -это моя молодость,в ней было много хорошего.Но ведь и без революции жизнь можно улучшать. И вот сейчас опять интеллегенции хочется себя утвердить_-борцы,накупили собственности за границей побаломутят народ и уедут к себе в лучшую жизнь, а у нас опять расхлебывай революцию. А ведь надо все восстанавливать,хорошая жизнь требует работы, а не болтовни. "

http://pravoslavie.ru/50653.html

6 Правомерно говорить о лунном месяце в юлианском календаре с той точки зрения, что календарь уравнен с циклом Калиппа, содержащим ровно 940 лунных месяцев. 7 Сириус-самая яркая звезда неба, находится в созвездии Большого Пса, у египтян называлась Сотис. 8 Гелиакический восход – первое появление звезды в лучах утренней зари (от греческого λιος – Солнце). 9 Как отмечают историки, было множество различных титулов; «Верховный жрец» – один из самых любимых титулов каждого последовательного римского императора, показывающий, что он был главою религии, как и государства, то есть, по сути, являлся первосвященником. 10 Пасхалия у западных христиан на самом деле следит лишь за весенними полнолуниями, но не за ветхозаветными – 14 нисана. 11 Австралийские христиане, живущие в южном полушарии, празднуют сейчас Пасху осенью; Пасха – вселенский праздник. 12 Если католики будут держаться своего календаря, то к 4200 году (приблизительно) календарная разница возрастёт ещё на 17 дней, и опережение их календаря, по сравнению с нами, составит уже 30 (13+17) дней, – величину, сравнимую с лунным месяцем. И тогда Пасха у них будет почти всегда на месяц раньше нашей. А это означает, что общая продолжительность пасхальных годов, например по индиктионам (532 года), сократится на несколько недель. И они будут «не дослуживать» несколько воскресных богослужений, и как бы потеряют их. Это результат того, что католическая Пасхалия основана на тропическом годе, который не отражает полноту космического времени. Григорианский год опережает звёздный на 0,01386 суток, и за 26 352 полных оборотов Солнца по эклиптике (звёздных лет) григорианский календарь будет опережать звёздное время на целый год. (В юлианском летоисчислении разница в один год, по сравнению со звёздным временем набежит за 57429 полных оборотов Солнца по небесной сфере.) 13 В мае 1923 года в Константинополе состоялся Собор православных восточных Церквей, на нём обсуждался вопрос о календаре, и было решено ввести календарь, названный новоюлианским (автор – проф. Белградского университета Милутин Миланкович (1879–1956). В отличие от григорианского, в нём выбрасывается не 3 суток в 400 лет, а 7 суток в 900 лет. При этом за високосные принимаются те вековые годы, у которых число сотен при делении на 9 даёт в остатке 2 или 6. Таковыми, в частности, будут следующие: 2000, 2400, 2900, 3300, 3800. Точность такого календаря приближается к тропическому и ошибка в одни сутки накапливается за 43480 лет с. 73]. Следует, однако, отметить, что на практике Церкви Румынии, Греции и Сербии в месяцеслове применяют григорианский календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

slideshow_new_no=1; slideshow_cur_no=1; slideshow_count=3; slideshow_transition=0; function slideshowTransition() document.getElementById( " df_slide_ " document.getElementById( " df_slide_ " slideshow_transition++; if (slideshow_transition> 5) slideshow_transition=0; document.getElementById( " df_slide_ " +slideshow_cur_no).style.visibility="" ; slideshow_cur_no=slideshow_new_no; clearInterval(slideshowmotion); function DFSlideJump(param,cnt) if (slideshow_transition==0) slideshow_new_no=param; shift_pager=0; if (cnt 19)//document.getElementById( " df_slider_pagebar " " df_slider_pagebar " ).style.left=shift_pager; .ch112_cnvs position: relative; float: left; width: 600px; max-width: 600px; min-height: 100%; text-align: center; margin-left: 0px; margin-right: 0px; margin-top: 0px; margin-bottom: 10px; padding-left: 16px; padding-right: 16px; padding-top: 20px; padding-bottom: 20px; background-color: #ffffff; border-stylw: none; text-decoration: none; p.m_ttl display: inline-block; position: relative; font-family: " Open Sans Condensed " ; font-size: 36px; color: #214584; line-height: 36px; text-align: left; margin-top: 20px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; p.m_sttl font-family: " Open Sans Condensed " ; font-size: 20px; color: #505050; line-height: 22px; text-align: left; margin-top: 10px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; .m_info font-family: inherit; font-size: 14px; color: #898989; font-weight: bold; line-height: 16px; text-align: left; text-decoration: none; margin-top: 5px; margin-bottom: 5px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; a.m_dt:link, a.m_dt:active, a.m_dt:visited, a.m_dt:hover font-family: " oscb " ; font-size: 14px; color: #898989; font-weight: bold; line-height: 20px; text-decoration: none; p.m_dscr font-family: " Arial " ; font-size: 14px; color: #445566; line-height: 16px; text-align: left; margin-top: 5px; margin-bottom: 0px; p.m_src font-family: " Arial " ; font-size: 11px; color: #666666; text-decoration: none; margin-top: 15px; margin-bottom: 2px; a.m_bind:link, a.m_bind:active, a.m_bind:visited, a.m_bind:hover position: relative; display: block; float: none; min-height: 45px; font-family: " Arial " ; font-size: 13px; color: #445566; line-height: 15px; font-weight: normal; margin-left: 70px; text-align: left; text-decoration: none; margin-bottom: 15px; img.m_bind_icon position: absolute; top: 0px; left: -70px; width: 60px; height: 45px; border: 04 февраля 2022 :: Александр Щипков Спорный календарный вопрос. О противоречиях восприятия григорианского и юлианского времяисчисления ВКонтакте

http://religare.ru/2_121481.html

В том же бюллетене сказано: «Все, что написано в тексте, можно рассматривать как пророчество событий, происходящих сейчас, он дает ответ на многие нынешние события». Вот лишь некоторые выдержки из этого «перспективного плана», целенаправленного разрушения вековых традиций цитадели православия в Европе: – отмена запрета на пребывание женщин на Афоне, «являющемся последней крепостью тьмы и реакции в современной Европе»; – Святая гора должна быть по закону объявлена археологической территорией; все монастыри — музеями (кроме тех, которые переоборудуют под гостиницы), а в каждом монастыре-музее оставлен минимум братии с подходящим образованием для работы гидами; – как можно быстрее необходимо построить дороги для движения автомобилей и автобусов, канатные дороги, рестораны, бары, дискотеки, создать казино, чтобы обеспечить приятное пребывание для туристов… «Главной преградой, – опасаются разрушители, – остается существование на Афоне монастырей других православных стран, которые, конечно, будут противодействовать всем нашим планам и станут полюсом притяжения всех греческих священнослужителей, сопротивляющихся каждому новому веянию; многие из них являются фанатичными сторонниками юлианского календаря так же, как и русские, сербы, болгары. Пока они будут действовать и существовать на Святой горе, осуществление наших конечных целей будет затруднено…». И далее в документе: «Существование и любая деятельность этих монастырей должны быть выкорчеваны полностью и как можно быстрей… Все клирики Афона, симпатизирующие России, Сербии, Болгарии и другим православным мракобесам, придерживающимся юлианского календаря, должны быть удалены с Афона, даже и принудительно…». Под давлением США и ЕС И вот теперь в соответствии с этим планом США и под давлением ЕС в Греции стали все активнее размываться традиции православия, исторические традиции крепкой семьи, нравственности и нетерпимости к порокам. Именно в рамках этого наступление следует рассматривать и последние случаи отказа в визах и посещении Афона священникам из России. Для паломничества на Афон недостаточно одной лишь шенгенской визы, нужно еще получить специальное разрешение – «Диамониторион», которую выдает паломнический офис Святой горы в Салониках. Но, как уже упоминалось, в духовном аспекте Афон находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха Варфоломея, который сейчас вступил в открытый конфликт с Русской православной церковью.

http://pravoslavie.ru/115687.html

Авив, или нисан, — это первый весенний месяц в древнееврейском лунно-солнечном календаре, месяц, когда происходит в Палестине созревание самого раннего хлеба, «месяц колосьев» (Исх. 13, 14). 14 нисана — это четырнадцатое число этого месяца, когда Луна насчитывает 14 дней со дня появления своего тонкого первого серпа. Это день полнолуния, день заклания агнца и одновременно канун ветхозаветной Пасхи. Что же касается 1 нисана, то это начало древнееврейского календарного года, всегда совпадающее с новолунием. Но не следует забывать, что ни начало, ни середина месяца в лунно-солнечном календаре не есть величина постоянная, имеющая свое фиксированное место в годовом круге, подобно числам месяцев привычного нам солнечного календаря. Начало лунных месяцев в лунно-солнечном году все время колеблется в определенных пределах, согласно закономерности 19-летнего метоновского цикла. Следовательно, меняет свою дату и середина месяца, т.е. его 14 нисана. В интересующую нас эпоху Никейского Собора границы колебаний ветхозаветной Пасхи (т.е. даты ее 14 нисана) лежали (со средним допуском ±1 сутки) между 18 марта и 12 апреля в датах юлианского календаря (см. табл. 2). Из этого следует, что практически ветхозаветная Пасха почти всегда праздновалась после весеннего равноденствия, которое в эту эпоху падало на 21 марта. Но в этом «почти всегда» и кроется одна из причин пасхальных споров до-никейского периода, о которых мы скажем ниже. Если даты 14 нисана перемещаются в солнечном календаре по законам 19-летнего цикла, то для определения этой даты в любом нужном нам году необходимо прежде всего знать ту дату 14 нисана, с которой начинается первый 19-летний цикл. В еврейском календаре начало первого лунного круга в 19-летнем цикле совпадает с началом ветхозаветной эры от «сотворения мира», т.е. с 3761 г. до Р. X. Что же касается христианских пасхалистов, то начало их лунного круга тоже приходится на первый год от «сотворения мира», за который принимается 5508 г. до Р. X. Но самое любопытное заключается в том, что в условиях практического счета от определенной выбранной даты начала этих 19-летних лунных кругов (т.е. их порядковые номера) совпадают и в еврейском календаре, и в христианской пасхалии. Так, первый год так называемого «сирийского лунного круга», принятого за образец Никейскими пасхалистами (288 г. по Р. X.). совпадает с первым годом «еврейского лунного круга». Эти совпадения отнюдь не случайны, как не случайна внешняя и внутренняя связь между ветхозаветной и новозаветной Пасхой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии). Григорианский календарь Григорианский календарь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366. 365,2425=365 + 0,25 — 0,01 + 0,0025=365 + 1 / 4 — 1 / 100 + 1 / 400 Отсюда следует распределение високосных годов: • год, номер которого кратен 400 — високосный; • остальные годы — год, номер которого кратен 100 — не високосный; • остальные годы — год, номер которого кратен 4 —високосный. Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получающаяся при сравнении длины года в григорианском календаре со средней текущей астрономической длиной тропического года, связана с неверным определением последней как интервала между соседними равноденствиями и является устоявшимся заблуждением. Месяцы Согласно григорианскому календарю год делится на 12 месяцев, продолжительностью от 28 до 31 дня: История Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке лат.  Inter gravissimas («Среди важнейших»). • Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. • Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

§35. Если около начала нашей эры, т.е. около Рождества Христова, весеннее равноденствие но юлианскому календарю приходилось на 22-23 марта, то в 3896 г. по Р. X. оно будет соответствовать в этом календаре 21-22 апреля, а спустя еще такое же количество лет (т.е. в 7792 г.), оно придется уже на 21-22 мая, и т. д. и т. п. О чем это свидетельствует? Только о том известном факте, что средняя длина года в юлианском календаре превышает его истинную тропическую величину. Подсчитано, что за период в 128 лет юлианский календарь на сутки уйдет вперед, а это значит, что на сутки назад должна быть передвинута дата весеннего равноденствия, если мы хотим, чтобы она сохранила свое астрономическое значение. Таким образом, юлианская равноденственная дата рубежа нашей эры (т.е. 22-23 марта) в 128 г. по Р. X. будет приходиться на 21-22 марта, а еще через 128 лет, в 256 г. по Р. X., она получит значение 20-21 марта, и т. д. и т. п. Теперь интересно задать себе такой вопрос: а через какое количество лет (если не передвигать назад этой даты) дата весеннего равноденствия в юлианском календаре обойдет все сезоны годового круга, возвратившись к своему исходному положению, т.е. к точке начального отсчета? Простой расчет показывает, что это произойдет через 46 752 года (365,25 χ 128=46 752). Одновременно это означает, что юлианская дата весеннего равноденствия будет опережать величину тропического года примерно со скоростью 3896 лет за один месяц (46 752 : 12=3896), или на величину 30° по Зодиаку. Поскольку в пасхальной системе за неподвижную дату весеннего равноденствия принято 21 марта, то это означает, что к этой дате, зафиксированной определениями Никейского Собора, юлианское равноденствие должно возвратиться вновь лишь через 46 752 года. До 3896 г. по Р. X. Пасха все еще будет весенним праздником, но далее она вместе с другими датами календаря неизбежно переместится на лето и далее на осень. К 23 376 г. по Р. X. начало Пасхи в юлианском календаре падает на время осеннего равноденствия — на 20-е числа сентября, и лишь только к 46.752 г. по Р. X. самая ранняя пасхальная дата вернется к своему первоначальному астрономическому значению того дня, который следует за весенним равноденствием, т.е. к 22 марта. Так замкнется тот период, который мы называем «Вселенским юлианским циклом». За это время пасхальные даты со всеми другими переходящими и непереходящими праздниками пройдут по всем числам годового круга, подобно датам и праздникам знаменитого сотического цикла, освящавшего, таким образом, весь египетский год, но в направлении, обратном движению дат сотического календаря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010