И вот приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века, т. е. примерно 1600 лет, Европа жила по юлианскому календарю. Чтобы не уклониться от нашей темы, мы не будем рассматривать календарные системы разных стран и народов. Заметим, что некоторые из них довольно-таки неудачны (одним из худших, кажется, был календарь, применявшийся в Римской империи до введения юлианского). Упомянем лишь один календарь, интересный тем, что в нем календарный год ближе к тропическому, чем у созданного позже григорианского. С 1079 г. до середины XIX b. в Иране действовал персидский календарь, разработанный комиссией под руководством ученого и поэта Омара Хайяма (1048–1123). Персидский календарь основан на дроби 8 / 33 , т. е. цикл составляют 33 года, из которых 8 високосных. Високосными были 3-й, 7-й, 11-й, 15-й, 20-й, 24-й, 28-й и 32-й годы цикла. Средняя продолжительность года в персидском календаре составляет 365,24242 суток, что на 0,00022 больше, чем в тропическом. Погрешность в одни сутки накапливается за 4545 лет (0,00022 × 4545 1). В 1582 году папой Григорием XIII был введен григорианский календарь. При переходе от юлианского календаря к григорианскому были выброшены 10 дней, т. е. после 4 октября шло сразу 15 октября. Календарная реформа 1582 года вызвала множество протестов (в частности, против нее высказались почти все университеты Западной Европы). Тем не менее католические страны по понятным причинам практически сразу перешли на григорианский календарь. Протестанты делали это постепенно (например Великобритания — лишь в 1752 году). В ноябре 1917 года, сразу после захвата большевиками власти в России, вопрос о календаре был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР. 24 января 1918 года был принят «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, принятым 24 января 1918 года; в православной Греции — в 1923 году. Григорианский календарь часто называют новым стилем . Юлианский календарь в православии В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Украинская. Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), греческие старостильники (в расколе) и иные старостильники-раскольники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквах в 1920-е годы; а также ряд монофизитских церквей, в том числе в Эфиопии. Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю. Различие между юлианским и григорианским календарями Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 400, либо кратен 4 и при этом не кратен 100. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год). Разница между григорианским и юлианским календарями (даты даны по григорианскому календарю; 15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 29 февраля, даты окончания — 28 февраля). Разница дат юлианского и григорианского календарей: Век Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю) XVI и XVII 10 29.02.1500-28.02.1700 10.03.1500-10.03.1700 XVIII 11 29.02.1700-28.02.1800 11.03.1700-11.03.1800 XIX 12 29.02.1800-28.02.1900 12.03.1800-12.03.1900 XX и XXI 13 29.02.1900-28.02.2100 13.03.1900-13.03.2100 XXII 14 29.02.2100-28.02.2200 14.03.2100-14.03.2200 XXIII 15 29.02.2200-28.02.2300 15.03.2200-15.03.2300 Не следует смешивать перевод (пересчёт) реальных исторических дат (событий в истории) на другой календарный стиль с пересчётом (для удобства пользования) на другой стиль юлианского церковного месяцеслова, в котором все дни празднований (памяти святых и другое) фиксированы как юлианские — безотносительно к тому, какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В еврейском календаре достигнуто весьма точное согласие с Луной. В своём регулярном лунном календаре они использовали 304-летний цикл выдающегося греческого астронома Гиппарха (ок. 125 г. до н.э.), состоящий из четырёх 76-летних циклов Калиппа (76x4=304), каждый из которых включает в себя четыре цикла Метона. Сущность «периода Гиппарха» заключалась в том, что один из четырёх «Калипповых периодов» (см. ниже) был сокращён в нём на сутки, то есть один лунный месяц содержал 29 дней, вместо 30-ти. Если сравнить цикл Гиппарха с таким же периодом юлианских лет, то есть состоящим из 304 юлианских годов, в котором 111036 дней, то окажется, что он короче на 1 день и содержит 111035 дней. Таким образом, можно написать такое уравнение: 304 лунных года Гиппарха=3760 лунным месяцам Гиппарха==111035 суткам=304 юлианским годам – (минус) одни сутки с.20]. В еврейском календаре полнолуния через каждые 304 года будут опережать юлианский календарь на одни сутки, то есть приходиться на 1 день раньше, чем было в начале по юлианскому календарю. Продолжительность лунного месяца в цикле Гиппарха еврейского календаря составляет величину 29 дн. 12час. 44мин. 2,5сек., которая почти не отличается от астрономического – 29дн. 12час .44мин. 2,8сек. Поэтому еврейский календарь очень точный, и полнолуния всегда бывают 14 нисана. В конце V века евреи за начало месяца приняли коньюнкцию (совпадение), вместо прежней неомении, и потому у них полнолуние теперь бывает 15 нисана. Если применяться к еврейскому календарю, то надо было бы каждые 304 года сокращать один из месяцев юлианского года на один день. Но тогда нарушался бы ритм и простота нашего календаря. Александрийские пасхалисты, объединяя календари и приспосабливая один к другому, поступили следующим образом. Они прекрасно сознавали, что юлианский календарь, разработанный александрийскими астрономами во главе с Созигеном, не солнечный, как принято считать, а солнечно-лунный (!), сочетающий египетский солнечный год с 76–летним циклом Калиппа. В периоде 76–ти юлианских лет число дней в точности равно числу дней в цикле Калиппа и через каждые 76 лет фазы Луны падают на те же числа юлианского календаря. Выдающийся греческий астроном Калипп (330 г. до н.э.) в своё время предложил для более точного уравнивания календаря с Луной и Солнцем сократить суммарную продолжительность отрезка времени, состоящего из 4–х периодов Метона (19x4=76), на одни сутки, сделав один из лунных месяцев в периоде состоящим из 29-ти дней, вместо 30-ти 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

«Новостильность» как символ внерелигиозной «научной» позитивистской интерпретации истории и становления мира, символ рационалистических научных идей от Фалеса до Декарта, отрицание религиозного толкования смысла мира и жизни. «Новостильность» как символ разрыва с «прошлым временем» и ценностями; и началом «новой» истории и времени, отвержения богоцентричного и навязывания антропоцентричного и космоцентрического представления о мире, в котором человек является мерой вещей, а Земля пребывает в космическом пространстве, управляемая не Божьей силой и премудростью, но механическими законами. Если падение Константинополя в 1453 году и смерть последнего византийского императора знаменует конец эпохи Средневековья, то смена папой Юлианского календаря в 1582 году символически и практически знаменует собой начало европейской эпохи: римско-католического и рационалистического ревизионизма христианства и общей истории человечества. «Новостильность» как новая интерпретация истории и установка нового взгляда на мир, разрыв со «старым» миром, с христианской традицией и смыслом истории, а также замысел «нового» пути человечества». Римско-католическая реформа юлианского календаря является показателем, а основа «новостильности» является революционной - выражением революционного принципа в истории. Папское изменение календаря в Европе воспринималось не как постулирование христианских ценностей, а как позиционирование папской политико-религиозной власти. Но и как воплощение идеологии Прогресса, который противопоставлялся Традиции. Среднестатистический современный европейский протестант, агностик или атеист не воспринимает григорианский календарь как папскую политическую диктатуру, которая ставит под угрозу «свободную волю личности», либерализм и индивидуализм, неотъемлемые права личности и «естественного человека», но как воплощение тенденций, присущих эпохе Возрождения и Реформации. В секуляризированном мире переход к григорианскому календарю стал синонимом бегства от календаря Церкви, к освобождению «от всякой иерархичности и власти». Папско-протестантская «новостильность» помещает историю в контекст Прогресса, движения к хилиастическому идеалу. При этом эсхатологическая перспектива пренебрегается. В конечном итоге «новостильность» представляет собою парадигму теории о «конце истории», провозглашённой в конце ХХ-го века победой евроатлантического военного альянса в глобальном масштабе - как начале внеисторического времени евроатлантического эона. Григорианский календарь и гринвичский меридиан После османского захвата Босфора и Балкан европейский альянс полагал, что наступил конец Православного Востока и начало установления однополярного религиозного и военного европоцентричного мира. Навязывание григорианского календаря православным церквям и державам после освобождения от османской оккупации - континуитет колониальной программы европейского альанса по отношению к внеевропейским народам и пакет мер решения Восточного вопроса.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/26/...

Православное Рождество собираются включить в рамки школьных каникул в Эстонии 21 октября, 2014. Новостная служба Практически каждый год Рождество по юлианскому календарю не попадает на период школьных каникул. 20 октября. ПРАВМИР. Совет церквей Эстонии поддержал предложение правозащитников о возможность включения православного Рождества (7 января) в рамки школьных зимних каникул. Директор таллинского Центра информации по правам человека Алексей Семенов весной направил письмо канцлеру права Эстонии Индреку Тедеру с предложением рассмотреть возможность включения православного Рождества в рамки школьных зимних каникул, — сообщает РИА Новости Практически каждый год Рождество по юлианскому календарю не попадает на период школьных каникул. По мнению Алексея Семенова, решить эту проблему можно слегка сдвинув каникулы на 1-3 дня. «Часть граждан Эстонии отмечает Рождество Христово по Григорианскому календарю, другая часть-по Юлианскому. Министерство образования и науки должно шире ознакомиться с возможностями, которые предоставляет статья 24 Закона об основной школе и гимназии, на основании которой директор школы может по согласованию с попечительским советом устанавливать иные сроки начала и окончания зимних школьных каникул, чем это предлагает министерство»,- считает Совет Церквей. По мнению совета, перенос сроков зимних школьных каникул поможет школам и семьям улучшить взаимоотношения и будет способствовать обеспечению свободы вероисповедания для людей, относящихся к различным национальным и религиозным группам. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 декабря, 2020 18 декабря, 2013 25 декабря, 2011 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-rozhdestv...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Тридентского собора ( 1545 - 1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря . Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется " Inter Gravissimas " по ее первым словам. В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток=365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет. Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет. В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет: Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 - високосные годы. Пасхалия Принцип определения даты Пасхи в Григорианском календаре в целом сохраняет принцип Александрийской пасхалии (воскресенье после первого полнолуния после равноденствия), но равноденствием считается, естественно, 21 марта по новому стилю, что (на сегодняшний день) на 13 дней раньше, чем по юлианскому счислению (и почти совпадает с астрономическим - например, в 2005 г. оно было 20 марта н. ст.) Подробнее см. статью Пасхалия . Когда страна X перешла от юлианского к григорианскому календарю? Папская булла от февраля 1582 года постановила, что 10 дней должны быть исключены из октября 1582 г., таким образом за 4 октября следует 15 октября и далее необходимо использовать новый календарь. Это было соблюдено в Италии, Польше, Португалии и Испании. Вскоре последовали и другие католические страны. Однако протестантские страны не спешили осуществить переход, а страны с греческой православной церковью не перешли на новый календарь до начала 1900-х годов.

http://drevo-info.ru/articles/79.html

24) Селянинов Геннадий Тимофеевич (1887-1966 гг.), основатель советской школы агроклиматологии. Он построил агроклиматические карты и определил суммы б.а.т. для разных агроклиматических зон. 25) Сумма б.а.т. – это сумма средних суточных температур воздуха за период вегетации культуры от начала роста до созревания в пределах границ ее ареала С. 174]. 26) Суммы б.а.т. рассчитывались следующим образом. От посева до фазы колошения суммировались температуры выше +5 С. Считалось, что за этот период сумма б.а.т. должна составить 1150 С. Для агрономических фаз от колошения до восковой спелости зерна суммировались температуры выше +10 С С. 175].   Приложение 1. Александрийский цикл В александрийском цикле лунные ветхозаветные месяцы определены в датах солнечного александрийского календаря с помощью разработанного древнегреческим астрономом Метоном цикла. Длительности годов в александрийском и юлианском календарях совпадали, но начинались эти годы в разные дни. Простой александрийский солнечный год начинался 1 тоута, что соответствовало 29 августа, и состоял из 12 месяцев (по 30 дней в каждоммесяце ) и пяти дней – эпагоменов. Дополнительный 366-й день вставлялся один раз в четыре года на шесть месяцев раньше, чем в високосном году юлианского календаря. При этом 29 августа принималось за 6-й эпагомен високосного года, а начало следующего простого александрийского года – 1 тоут – смещалось на 30 августа. Впоследствии юлианский календарь, как географически более распространенный, вытеснил из пасхалии александрийский год. Соответствие между первыми числами месяцев александрийского календаря и юлианскими датами приведено в табл. 1, прилож. 1. Таблица 1 Месяцы и дни александрийского календаря, выраженные в датах юлианского календаря   Порядковый номер месяца  Александрийский календарь Юлианский календарь 1 Тоута 29 (30) августа 1 Фаофи 28 (29) сентября 1 Атира 28 (29) октября 1 Хойяка 27 (28) ноября 27 (28) декабря 1 Мехира 26 (27) января 1 Фаменота 25 (26) февраля 1 Фармути 27 марта

http://bogoslov.ru/article/4733283

Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарными исправлениями. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю» (Журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря 21 февраля 1900 г. СПб., 1900. С. 34). С этим доводом не согласился Менделеев, заявивший, что реформу К. можно проводить отдельно от пасхалии и совершенно ее не касаться. Менделеев, по достоинству оценивший проект Медлера, предложил комиссии рассмотреть вопрос о введении в России этого К., однако проект был отвергнут. В заседаниях комиссии приняли участие филолог А. А. Шахматов, астроном и астрофизик А. А. Белопольский, математик А. М. Ляпунов, метеоролог М. А. Рыкачёв. Итогом деятельности комиссии стали решения о возможности перехода от юлианского К. к григорианскому; решение всех проч. дел, связанных с реформой К., постановили передать в межведомственную комиссию. Однако решения комиссии остались без одобрения со стороны высших органов гос. власти. Революция 1905 г. оттеснила вопрос о календарной реформе на 2-й план. Протоколы заседаний комиссии были изданы только в 1911 г. 30 июня (12 июля) 1902 г. с вопросом о возможности проведения календарной реформы обратился ко всем правосл. Церквам К-польский патриарх Иоаким III . В ответных посланиях 1902-1904 гг. представители 8 правосл. Церквей (в т. ч. Русской) высказались против введения нового К. Получив ответы, К-польский патриарх отправил новое окружное послание (12 мая 1904), в котором отметил преждевременность и ненужность перехода на новый К. В 1910 г. в России была созвана новая межведомственная комиссия по реформе К. На ее заседаниях развернулась острая полемика между историком П. М. Саладиловым и математиком Н. В. Степановым из-за способа осуществления календарной реформы в России.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Чтобы год сильно не отставал от астрономии, понтифик (нет, еще не Папа Римский, а всего лишь один из членов высшей комиссии жрецов) после 23 февраля вставлял в год дополнительный месяц. Тогда, когда ему Бог на душу положит – или консул: ведь в случае введения дополнительного месяца два консула правили на месяц дольше. Естественно, при таком порядке даты не сильно совпадали с реальным положением дел. По инициативе Цезаря группа александрийских астрономов во главе с Созигеном, весьма авторитетным философом, астрономом и комментатором Аристотеля, разработала реформу календаря. Чтобы выправить ситуацию, между ноябрем и декабрем 46 года до н.э., в который и так добавили дополнительный месяц в феврале, добавили еще 67 дней. Это был самый длинный год на Земле в нашей исторической традиции: 445 дней. Новый календарь получил название юлианского (угадайте, в честь кого) и прослужил верой и правдой полторы тысячи лет, даже чуть больше. Однако христианство с юлианским календарем в итоге не ужилось. И дело не в том, что это «языческое» творение, а в том, что он обогнал время. На 11 минут в год: длина юлианского года – 365 дней с четвертью ровно. А реальный, «солнечный» год – на 11 минут короче. Что получается в итоге: календарный день весеннего равноденствия каждые 128 лет сдвигается на день вперед от реального, а вместе с ним сдвигается и Пасха. Надо было что-то делать. Было несколько попыток, но первым привести календарь в норму смогли при Римском Папе Григории XIII (оттого «новый стиль» и называется григорианским календарем). Этот календарь гибче: високосные годы в нем не каждый четвертый, а с пропусками – все те годы, которые кратны 100, но не делятся на 400, тоже содержат 365 дней. Новый календарь вступил в действие 4 октября 1582 года. Следующим днем стало 15 октября – тогда ошибка между стилями составляла всего 10 дней. Но не все страны перешли на новый календарь сразу – и чуть менее чем каждый век с третью ошибка накапливалась. И каждые 128 лет промедления вели к дополнительному дню задержки.

http://pravmir.ru/novomu-stilyu-v-rossii...

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετ τν ουδαων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским. Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев. 1 Κοι μν π τς Ζυρας επεσθησαν ( Афанасий Александрийский . О соборах, V) . 2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5е к журналам заседания Комиссии, с. 37–38. 3 Последний раз такое совпадение имело место в 783 г. 4 Migne, Р. G., 1. 20, со l. 1073. Богословские труды. М., 1971. Сб. 7. С. 211. Воспроизводится в сокращении. Ю. Рубан Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые “пасхалией”. Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскресенью после той 14й луны, которая приходится не ранее дня Весеннего равноденствия, 21 марта.  В настоящее время эти астрономические принципы на Православном Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю , отстающего от астрономического на 13 дней (в XX–XXI вв.), а также из-за навязанной византийскими канонистами постоянной зависимости сроков христианской Пасхи от Пасхи иудейской.

http://azbyka.ru/pasxaliya

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010