Далее Юлиан оказывается еще более в затруднительном положении. Ho дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного (по чтению Августина – per unum peccantem, по чтению Юлиана – per unum peccatum, в подлиннике – τ το νς παραπτματι) подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. Юлиан. Апостол сказал, что благодать Христа сильнее и обильнее действует для совершения спасения, чем грех Адама, чтобы показать, что гораздо сильнее и более многим помог Христос, чем повредило преступление первого человека, отравившего по твоему мнению, грехом семена. Из твоего учения бесспорно следует, что тех, коим повредил грех Адама, гораздо более, чем тех, коим помогла благодать. Но апостол говорит совершенно противное, откуда ясно, что грех Адама повредил не всем, а только согрешившим по подобию преступления Адама. A таких людей менее, чем спасаемых благодатию, потому что по подражанию Адаму согрешили только те, которые были под законом, т.е. жили от Моисея до Христа. Сравни подзаконную иудейскую нацию с бесчисленным множеством народов, просвещенных евангелием, и увидишь, что спасенных благодатию больше, чем согрешивших по подобию преступления Адама. Августин. Апостол сказал: тем более преизбыточествовала, а не на более многих, πολλος, а не πλεστους (однако в латинском тексте стоит in plures abundavit). Ибо кто не видит, что в роде человеческом тех больше, на коих не преизобиловала благодать, так что из этих более многих обнаруживается, что следовало бы воздать всей массе по праведному суду, если бы Дух не дышал, где хочет, и Бог не призвал, коих удостоил, и не сделал благочестивым того, кого хочет (Ambrosius. Lib. VII in. Luc. IX). А преступниками можно назвать не одних иудеев, но и всех грешников, коими полон весь мир, так что в сравнении с ними число спасаемых ничтожно. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Kop. 15:22). Эти все очень многи, и потому многие умирают в Адаме и многие оживут во Христе; смерти подлежат очень многие, а оживлению очень немногие в сравнении с теми, но безотносительно, само по себе, число этих немногих так велико, что никто не в состоянии исчислить его ( Откр. 7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Дан.4:28 . Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: цар­с­т­во отошло от тебя! Дан.4:29 . И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с по­левыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен прой­дут над тобою, доколе по­знаешь, что Всевышний владыче­с­т­ву­ет над цар­с­т­во­м человеческим и дает его, кому хочет!» Дан.4:30 . Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы. Отрицание божественной власти было умоисступлением, лишением человеческого смысла. По воле Божией это состояние превратилось из кратковременного в продолжительное на «семь времен». Навуходоносор подвергся одной из самых страшных форм душевной болезни, так называемой ликантропии. Он лишился разума ( Дан.4:31 ) и вообразил себя быком, в результате чего человеческие желания и потребности сменились животными. Покинув человеческое общество, царь стал питаться травою и, благодаря влиянию атмосферных перемен, приобрел наружность зверя; неостригаемые волосы отросли, подобно гриве льва (славян. чтение), а ногти стали, как когти хищных птиц. Постигшая Навуходоносора болезнь не представляет чего-либо небывалого и невероятного: аналогичные формы умопомешательства известны с самых древних времен. Так, Геродот рассказывает о неврах, превращавшихся по его словам, в волков; о существовании ликантропов сообщает также Орибазий, придворный врач императора Юлиана, а памятники 14–15 вв. говорят о появлении данной болезни и в Европе. На основании этих свидетельств, безумие Навуходоносора считается действительным фактом, а не выдумкою писателя книги Даниила. Достоверность его повествования подтверждается еще, по мнению экзегетов, одною надписью самого Навуходоносора, в которой он говорит о четырехлетнем перерыве в своем царствовании. «В течение четырех лет, замечает он, мое сердце не радовалось трону моего царствования; я не предпринимал никаких построек, не пел хвалебных гимнов в честь Меродаха, не приносил ему жертв, не очищал каналов». Понимая этот перерыв в царствовании Навуходоносора в смысле устранения его от дел правления из-за болезни, экзегеты находят указание на него в той надписи второго преемника Навуходоносора Нериглиссора, в которой он называет себя «сыном Билусумискуна, царя Вавилонского». В вавилонских летописях нет имени последнего царя, на основании чего и делается предположение, что Билусумискун был не настоящим царем, а только регентом во время болезни Навуходоносора. Самолюбивый же сын (Нериглиссор) назвал своего отца «царем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для христиан же совершенно ясно, что восстановление Третьего храма станет предвестником пришествия антихриста, и многие святые отцы Церкви считали, что именно в этом Иерусалимском храме он должен воцариться. Основанием для этого служат слова апостола Павла: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2,3-4). Некоторые из святых отцов допускали, что что антихрист может воссесть как в Иерусалимском храме, так и в христианских храмах. Например, блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Не сказано: в Иерусалимском собственно храме, а просто: в храме, во всяком храме Божием» . Но недавно прославленный в лике святых наш современник прп. Паисий Святогорец уверен, что речь идет именно о Третьем храме: « Знамением того, что приближается исполнение пророчеств, будет разрушение мечети Омара в Иерусалиме. Ее разрушат, чтобы восстановить храм Соломона, который, как говорят, находился на ее месте. В восстановленном храме сионисты в конце концов провозгласят антихриста Мессией. Я слышал, что евреи уже готовятся к возведению храма Соломона». И нынешние события по мнению многих экспертов способны перерасти в полномасштабную войну, в которой Израиль и США будут бороться со всем мусульманским миром, и вполне могут привести к тому, что под удар попадет и будет разрушена мечеть Аль-Аксы. Так что же, в этом случае иудеи немедленно восстановят храм Соломона и в нем воссядет антихрист? Неужели это свидетельствует о том, что наступили последние времена?  Но вспомним, чем закончилась попытка иудеев восстановить Третий храм при императоре Юлиане Отступнике в 4 веке. Став императором, Юлиан Отступник восстановил языческий культ, а сам стал жрецом. Он объявил веротерпимость, как сегодня сказали бы полную толерантность. Юлиан Отступник проявлял ее ко всем без исключения языческим культам, но одновременно начал забирать у христиан храмы. Заметим, открытых гонений на христиан не было, но Юлиан поощрял различные еретические секты, стремясь внести раздоры, расколоть и ослабить христиан. Особенно поощрял и награждал всех отступивших от веры и вернувшихся в язычество. Как не провести аналогию времен Юлиана Отступника с современными попытками расколоть и уничтожить Православную Церковь?

http://radonezh.ru/2023/10/16/viktor-sau...

е. Ты, Который истинно сын человеческий, и вместе истинно Сын Бога живого, – Ты, говорю, истинный в божестве, и истинный во плоти и, сохранив свойства двоякого естества, один в том и другом. – Если бы Евтихий смысленно и живо веровал этому, то никак не удалился бы от пути веры. Поэтому и Господь отвечал Петру: «блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, Который на небесах. И Я говорю тебе, что ты Петр, и на этом камени построю Мою Церковь , и врата ада не одолеют ея» ( Мф. 16, 17–18 ). Слишком далек от состава этого здания тот, кто не принимает исповедания Петра и противоречит Евангелию Христа, показывая, что он никогда не прилагал своей заботливости узнать истину, и напрасно носит почтенный вид тот, кто никакою зрелостию души не украсил седину своей старости. Впрочем, так как не должно оставлять без попечения и таких, и христианнейший император весьма справедливо и благочестиво пожелал составить собор епископов, дабы полным рассуждением могло уничтожиться всякое заблуждение: то поэтому и я послал моих братьев, епископа Юлиана, пресвитера Рената и сына моего, диакона Илария, и с ними нотариуса (писца) Дульцития, испытанной нами веры, которые заменили бы мое присутствие на святом собрании вашего братства и общею с вами мыслию постановили бы то, что должно быть благоугодно Господу, т. е. чтобы прежде всего, осудив гибельное заблуждение, рассудили бы даже и о восстановлении того, кто заблудил неблагоразумно, если только он, приняв истину, вполне и открыто осудит собственным голосом и подписом еретические понятия, в которых запутался по несмыслию, что он и сам объявил в своей просьбе, которую прислал к нам, обещая, что он во всем готов последовать нашему суждению. Получив же послание от нашего брата и соепископа Флавиана, мы совершенно полно отписали ему о том, что, казалось, относилось до нас, так чтобы, по уничтожении того заблуждения, в котором находился обесчестившийся им, в похвалу и славу Бога во всем мире одна была вера, одно и то же исповедание, и " о имени Иисуса поклонилось бы всякое колено небесных, земных и преисподних, и исповедал бы всякий язык, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Филип. 2, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Если слушатели Иисуса были внимательны и вдумчивы, то должны были понять, что владелец виноградника — Бог, Владыка всех народов, — ждет от Своей смоковницы, народа еврейского, плодов, то есть веры в посланного к ним Мессию, покаяния и добрых дел. Приходит к концу уже третий год общественного служения Сына Человеческого, а смоковница все еще не дает плода; срок этот весьма достаточный для того, чтобы узнать, способна ли смоковница к плодоношению, уверует ли народ еврейский в посланного ему Избавителя, покается ли и начнет ли жить по воле Божией, принося достойные плоды покаяния. Поэтому, не имея уже надежды на исправление закоснелых в своем упорстве евреев, Хозяин виноградника произносит суд над бесплодной смоковницей: « Сруби ее, — говорит Он Виноградарю, Иисусу Христу, — на что она и землю занимает? (Лк. 13, 7). Оставь без внимания этот жестокосердый народ! Отвергни его! Место его займут иные народы, которые уверуют в Тебя и будут творить волю Мою! Но добрый Виноградарь просит отсрочить исполнение этого приговора, думая, что, при чрезвычайных мерах с Его стороны, этот народ, быть может, и даст ожидаемые от него плоды; время срубить бесплодную смоковницу, отвергнуть избранный народ, еще не ушло: оставь ее и на этот год; если же не принесет плода, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13, 8—9)». Излюбленная Владельцем виноградника смоковница все-таки не дала плода; евреи не только не раскаялись, но распяли Христа, и за то над ними исполнился суд Божий: храм их, единственное место, где они, по закону своему, могли приносить жертвы Богу, разрушен; дерзкая попытка римского императора Юлиана Отступника восстановить его оказалась бесплодным покушением отменить последствия заслуженного евреями приговора; разрушен и город их, и сами они рассеяны по всей земле, и с тех пор скитаются, как отверженные, не имея отечества. Исцеление скорченной женщины Во время пребывания Своего в Галилее Иисус вошел в субботний день в синагогу и совершил там чудо: исцелил женщину, которая восемнадцать лет была скорчена и не могла выпрямиться. Присутствовавшие при этом фарисеи молчали, но начальник синагоги высказал негодование и, обращаясь к народу, сказал, чтобы приходили исцеляться в другие шесть дней недели, но не в субботу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Еще хорошо, если мы, подобно пророку Варуху, который некогда жаловался Господу на то, что Он приложил скорбь к болезни его ( Иер. 45 ), в то время как он мечтал о покое, услышим из своего сердца наставление, изреченное Богом Варуху: «ты говоришь: горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя…». «Ты просишь себе великого: не проси; ибо вот Я наведу бедствие на всякую плоть, а тебе вместо добычи оставлю душу твою», то есть, вместо претензий, какие ты ставишь жизни, ты сохранишь целость своего настроения, если «яснее представишь себе все это несчастье, все это бедствие, какое и здесь и там, повсюду господствует в человеческом мире» 23 . Но ведь часто плач и рыдание страждущего по своей вине человека переходят в вопль мрачного отчаяния. История христианской церкви сохранила нам сказание о таком вопле императора Юлиана Отступника, который после целого ряда неудачных попыток восстановить пышный культ язычества, в виду расцветшего и окрепшего уже христианства, умирая, в битве с персами, воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин! Как бы не звучало это: «Ты победил меня, Галилеянин!» – смысл этих слов очевиден: целым рядом прискорбных неудач и этою последней разящей меня раной Ты, Галилеянин, победил меня, привел меня к полному сознанию суетности моего тщеславия, за которое приходится расплачиваться тяжелыми страданиями». Так побеждает Галилеянин и всех тех, кто забывает Его призыв к успокоению от житейской суеты, а вместе с этим и от порождаемых ею злостраданий. Скорбь и отчаяние часто выпадает на долю их! Здесь мы прерываем нить наших суждений по вопросу о религиозно-философском отношении к действительности, а в зависимости от этого и к страданиям. По смыслу сказанного каждый христианин, навыкающий благоразумно разбираться во всех своих житейских стремлениях, воспитывает в себе через это чувство свободы от настойчивых и тяжёлых требований суетной мирской жизни, а это отдохновение от погони за житейскими выгодами и есть истинно-философская свобода или успокоение от злострадания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

И далее мы читаем: «По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте» (Мф. 2: 19). Как известно, смерть грешников люта! Блаженный Феофилакт так описывает смерть царя Ирода: «Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов». Сразу же сказав о смерти тирана, апостол Матфей говорит о призыве к освобождению: «се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2: 19–20). Наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление Смерть тиранов, эксплуататоров и политических злодеев всегда оборачивается радостью для народа Божия. Известно, что святитель Василий Великий молился о смерти римского императора Юлиана Отступника. Следовательно, наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление. Сказано: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2: 1–2). Конечно! Молитва – это доброе дело, но для нечестивых тиранов и эксплуататоров собственного народа она может оказаться началом их погибели. Сказано: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 20–21). Таким образом, наши молитвы, которые есть «благоухание Богу в спасаемых и в погибающих», то есть кающихся, для нераскаянных грешников – «запах смертоносный на смерть» (2 Кор. 2: 16). Посему усилим наши молитвы за правителей и властей: при их благочестии эти молитвы принесут им благословение, равно как и при их злочестии принесут им смерть и проклятие. Словами: «ибо умерли искавшие души Младенца» – Ангел показывает, что погиб не только нечестивый правитель, но и все его (Ирода) пособники. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Из этого места мы видим, что не только Ирод, но и священники, и книжники в то же самое время замышляли убийство Господа».

http://pravoslavie.ru/93278.html

И народ, который был в храме, вышел к нему навстречу с великою радостью, славословя Бога за смерть дракона. И видел я, что те голуби все вошли в гнезда свои». И старец, рассказывая нам об этом видении, плакал и говорил: «Знаю, сыны, что сатана готовится поднять великое гонение на Церковь. Но молитесь и просите Господа, чтобы Он удалил гнев того проклятого дракона от народа Своего». 28. Св.Мар Авген в царствование Юлиана Отступника    Спустя немного времени почил победоносный царь Константин; и воцарился после него Констанций, брат его, (?) немалое время; но и он приложился к отцам своим; и после него воцарился нечестивый Юлиан, проклятый змей, и поднял он великое гонение на все церкви; и после этого верный Иовиан остановил и утишил его от гонения, бывшего против христиан, говоря ему: «Сперва надо нам идти и победить противников; а после того ты сделаешь все, что хочешь». И послушался тот его совета и взял войско и отправился в Персию. И когда он достиг города Нисибина, епископ и те, которые были с ним вместе, вместе с другими людьми вышли было от него и поселились в одной пещере. И много дней провели в Нисибина его войска, и взошел к нам верный Иовиан, и пришел он в ту расселину, в которой жил Мар Авген; и постучал в двери его келий и вошел к нему, и не было при святом никого кроме двух учеников его. Вся же братия были рассеяны под деревьями и скалами; и молились и служили и просили милостыни у Господа, чтобы Он устранил силу нечестивца от Своей святой Церкви.    И после того как Иовиан приветствовал старца и присел ненадолго, он умолял старца выйти из этого своего жилища и укрыться от нечестивца в каком-нибудь месте, ибо тот беззаконник знал о св. Мар Авгене и слышал о чудесах, которые сотворил Господь рукою его; с давнего времени он грозил святому и говорил: «Как только дойду я дотуда, приведу его и назначу ему муки и заставлю его принять бедствия и жестоко умерщвлю его. И посмотрю, придет ли Христос спасти его от муки моей!» Ибо он слышал, что многих святой научает христианской вере, и скрежетал зубами на него.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо тайна беззакония в действии. Удерживающий ныне да держит, пока не будет [взят] от среды. Начало тайне беззакония положил Нерон, который из любви к идолам погубил апостолов, подстрекаемый отцом своим диаволом, вплоть до Диоклетиана 1003  и в новейшее время – Юлиана 1004 , который из-за некоторых черт характера и по слабости [своей] не смог осуществить начатые гонения, ибо не было дано позволения свыше. Их (императоров-гонителей) использует в качестве слуг Сатана, чтобы, объявив под множеством богов одного истинного Бога, держать людей в заблуждении 1005 до тех пор, пока будет стоять Римское царство. Вот что значит, когда он говорит: пока не будет [взят] от среды. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и уничтожит явлением пришествия Своего. Его же пришествие будет по действию Сатаны, со всей властью (т omni pomesmame) u зhaмehuямu u чyдecaмu ложными. Итак, как было сказано, Антихрист явится после ослабления Римского царства. Ибо диавол знает, что в ближайшее время ему угрожает гибель. После ослабления же Римского царства он будет послан с небес вниз и, низверженный на землю, как сказано в Откровении апостола Иоанна (12:9), будет выбирать, как и через кого, с позволения истинного Бога, показать знамения и добродетели. Он будет привлекать [людей] к себе, чтобы [они] поклонялись ему как Богу. Ведь он будет подражать Богу, – подобно тому, как Сын Божий, будучи рожден или сотворен человеком, проявил божественную природу свою знамениями и добродетелями, так и Сатана явится в образе человеческом, чтобы с помощью ложных добродетелей выставить себя Богом, как сказано выше. Раскрытие же тайны беззакония следующее: когда придёт Антихрист, он будет признан как Бог тех, кого и прежде по приказу его народ почитал как богов 1006 , из которых он сам первый или главный, что он и докажет с помощью знамений и добродетелей. О ложных знамениях он (Павел) сказал, конечно, потому, что тот (Сатана-Антихрист) желает благодаря знамениям внушить веру в то, чего нет; дабы обмануть тех, к кому он придёт. Об этом и говорят святые (=апостолы, пророки), чтобы известно было, чего [следует] остерегаться.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Юлиан начал писать свое сочинение против христиан в 362–3 гг. в Антиохии незадолго до персидского похода и продолжал его во время самого похода. 373 Неизвестно, кончил он его или нет, но, во всяком случае, до нашего времени оно дошло только в отрывках, сохранившихся главным образом у св. Кирилла архиепископа александрийского и отчасти у Феодори Мопсуетского и блажен. Иеронима. В настоящее время мы не можем иметь полного представления не только о содержании всего сочинения, но даже и о его объеме. Блаженный Иероним в своем LXX письме (ad Magnum) говорит, что оно состояло из 7 книг, а литературный противник Юлиана св. Кирилл Александрийский говорит только о 3х книгах. Может быть, в различных списках сочинение Юлиана делилось различно, может быть бл. Иероним читал его в каком-нибудь опровержении, состоявшем из 7 книг и впал в такую же ошибку, как историк Сократ, который, как увидим ниже, приписал 3-ей книге Юлиана отрывок, относящийся к 3-ей книге опровержения Юлиана, сделанного св. Кириллом; возможно и третье предположение, что бл. Иерониму известен был более полный список, полемического сочинения Юлиана, а в тот, по крайней мере, 35 летний период (397–432), который прошел от вышеупомянутого письма бл. Иеронима до появления сочинения св. Кирилла, часть сочинения Юлиана могла исчезнуть. Такое объяснение тем вероятнее, что древние христиане из религиозной ревности и из-за опасения соблазна для слабых в вере вообще имели обычай истреблять сочинения, составленные язычниками в опровержение христианства, а сочинение Юлиана и на самом деле производило такой соблазн: по свидетельству самого Кирилла через него «многие легкомысленные и склонные к отпадению из верующих удобно впадают в заблуждение Юлиана и становятся приятною добычею демонов, а иногда приходят в смущение и утвержденные в вере, так как полагают, будто Юлиан знает св. Писание, приводя из него много свидетельств». 374 Св. Златоуст еще ранее св. Кирилла прямо свидетельствует в своей книге «о св. Вавиле против Юлиана и язычников», что полемическим сочинениям Юлиана угрожает совершенное уничтожение, хотя и приписывает это равнодушию самих язычников к сочинениям императора отступника; по словам Златоуста, «если что-нибудь от них и остается, то, прежде всего это можно найти сохранившимся у христиан». Не удивительно поэтому, что ко времени церковного историка Сократа сочинение Юлиана против христиан и на самом деле сделалось библиографической редкостью. 375 Но и из тех 3-х книг, которые известны были св. Кириллу, до нас дошла в опровержении последнего в более или менее крупных отрывках только одна первая и только о ней мы можем иметь более или менее полное представление. О содержании 2-й книги можно судить по мелким отрывкам из не дошедших до нас книг св. Кирилла. 376 Из 3-й книги историк Сократ цитирует одно место, 377 но, как мы имели случай уже заметить, это место взято не из 3-ей книги Юлиана, а из 3-ей книги св. Кирилла, в опровержении которого Сократ, должно быть, читал сочинение Юлиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010