Бог знает сердце молящихся. Поэтому говоришь: какую нужду имеет Бог в нашем прошении? Разве не знает Он в чем имеем нужду? – Посему какая нужда в прошении? – Бог знает, что нам нужно и все телесное щедро дает в наслаждение наше, будучи благ, дождит на праведные и на неправедные, и солнце сияет на злыя и благия, еще прежде прошений наших ( Мф. 5:45 ). Но веры, заслуг добродетели, Царства Небесного, если не будешь просить с трудом и многим терпением, не получишь, потому что должно прежде пожелать, а пожелав искать действительно в вере и терпении, употребив со своей стороны все, так чтобы ни в чем не осуждала собственная совесть, будто бы просишь или нерадиво, или лениво; и тогда уже получишь, если угодно сие Богу. Ибо Он лучше тебя знает, что полезно тебе. И, может быть, имея целью сделать тебя усердным пред Ним, для того медлит даровать, чтобы ты и узнал, что такое дар Божий, и со страхом хранил данное. Ибо все, что приобретает кто-нибудь со многим трудом, старается он сохранить, чтобы, потеряв это, не потерять и многого труда своего, и, отринув благодать Божию, не соделаться недостойным вечной жизни. Какую пользу принесло Соломону, что он скоро получил дар мудрости и утратил оный? Посему не малодушествуй, если не скоро получаешь просимое. Ибо если бы благий Господь видел, что ты, скоро получив дар, не утратишь его; то готов был бы даровать оный и прежде твоего прошения, а теперь из попечительности о тебе делает это. Ибо если, принявший талант и сохранивший его в целости, осужден за то, что не пустил его в оборот, то не тем ли паче осужден будет утративший его? Посему, зная это, получаем ли скорее или медленнее, пребудем благодарными Господу, потому что все, что ни делает Владыка, домостроительствует ради нашего спасения; только мы да не будем из малодушия прекращать прошения. Ибо Господь для того и сказал притчу о вдовице, которая своею неотступностью преклонила беззаконного судию, чтобы и мы, ради своей неотступности, получали по прошениям своим. В этом выказываются и вера наша, и любовь к Богу, когда, и не скоро получая, пребываем благодарными Ему. Будем же всегда благодарить Его, чтоб быть нам достойными сподобиться вечных благ Его 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Св. Иоанн Лествичник говорит: «Если плоть волнуется, то должно укрощать ее воздержанием во всякое время и на всяком месте. Когда же она утихла (чего впрочем не надеюсь дождаться прежде смерти), тогда можем скрывать пред другими свое воздержание (Сл. 14-е, § 10-й). Если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему; и потому противу хитрого врага нашего – чрева должно и нам употреблять благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани и не предстоит случая к падению; то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности, и, чрез скорое переварение пищи, избавиться от разжжения, как от бича (§ 12). Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает, и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться. Впадшие в ров беззаконий, о которых я не хочу говорить, понимают что я сказал (§ 17-й). Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык усиливается от множества снедей. Всеми силами подвизайся против сего мучителя, и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудиться, то и Господь тотчас поможет (§ 23-й). Если ты обещался Христу идти узким и тесным путем, то утесни утробу твою: угождая ей и расширяя ее, ты отвергнешься обетов твоих. Но внимай, и услышишь говорящего: пространен и широк путь чревоугодия, вводящий в пагубу блуда, и многие идут по нему; но узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в жизнь чистоты, и немногие входят им ( Мф. 7:14 ) – (§ 29-й). Сидя за трапезою полной снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо и таким образом едва возможешь хотя немного укротить страсть объядения. Когда пьешь, всегда вспоминай уксус и желчь Господа твоего; и, таким образом, или пребудешь в пределах воздержания, или, по крайней мере, восстенав, смиришь свой образ мыслей (§ 31-й). Не обманывайся, ты не можешь освободиться от сего фараона, ни узреть горней пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение себя и труд поста, а опресноки – ненапыщенный образ мыслей. Да соединится с дыханием твоим сие слово Псалмопевца: аз же, внегда беси стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро души моея возвратится ( Пс. 34:13 ) (§ 32-й)».

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

В будничные дни кладутся все упомянутые поклоны. В дни Пятидесятницы, полуелейные, предпразднества и попразднества, в дни, когда на утрени постся великое славословие и в церковной молитве отменяются земные поклоны, отменяются они и в келейной, и заменяются поясными, а в бденные дни во весь год, в последние два дня страстной седмицы, во всю светлую седмицу, и начиная с 24-го числа декабря до 7-го января келейное это правило вовсе оставляется; также и в дни воскресные во весь год, хотя бы и не совершалось всенощное бдение, а вечерня и утреня, как бывает зимою. Какое-либо изменение в составе этого келейного правила, уменьшение или увеличение его для известного лица предоставляется воле и благословению старца – наставника или духовного отца. Но и в полном составе своем это правило соображено с немощью человеческою: исполнение его, кроме чтений, берет около часа времени и требует небольшого труда телесного: тем не менее, не смотря на свою видимую малость, будучи усердно исполняемо, оно низводит на человека помощь и охранение Благодати Господней. О необходимости исполнять келейное правило так говорит св. Исаак Сирин : «В оный день Бог будет судить нас не о псалмах, не за оставление нами молитвы, но за то, что опущением сего, т. е. молитвенного правила, дается вход бесам. а когда они найдут себе место войдут и заключат двери очей наших: тогда мучительски и нечисто исполнят на нас то, что делателей их подвергает божественному осуждению и жесточайшему наказанию, и соделаемся мы подручными им за опущение сего маловажного (т. е. молитвенного правила), но что, как написано мудрейшими, ради Христа делается достойным попечения. Кто воли своей не покоряет Богу, тот покорится противнику Его, а потому сие (молитвенное правило), представляющееся тебе малым, вменится тебе в стену, ограждающую от пленяющих нас. Совершение сего (правила), внутри келлии по духу откровения, установлено мудрыми, содержащими церковный чин, для сохранения нашей жизни. Опущение сего (правила) у немудрых признается маловажным. Поскольку не берут они в рассмотрение происходящего от того вреда, то и начало и средина пути их – невежественная свобода, которая есть матерь страстей. Лучше стараться не опускать и малого (правила молитвенного), нежели опущением этого давать место греху. Ибо конец этой неуместной свободы есть жестокое рабство» 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Имея такое понятие о качестве поста, мы, не смотря на сильное желание его, почитаем его делом добрым только тогда, когда он сообразен с временем, и когда соблюдается мера в нем. Посему и не полагаем надежды на один пост; но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви (стр. 556-я)». Подобно сему и св. Феодор Студит говорит: «пост есть телесное орудие (добродетели), впрочем, если соединен со святым смирением. Мы еще не достигли (меры) подвигов отеческих, но нам не полезно и желать того, что выше естества. А мы будем соблюдать Божественные правила, какие у нас установлены. То есть, едим ли, пьем ли, однажды ли, или дважды (в день) едим, не только хлеб и овощи, но и вино, и елей: иногда же рыбу и сыр, с подобающим воздержанием, а не по желанию и решению нашей воли, но как приняли вы от нас... пусть все будет премудро и разумно; по силе нашей и потребности» 49 (Поуч. 5-е). Плоть наша, утучняемая различными яствами и питиями, по необходимости произращает терние страстей. Обуздайте ее и удручите, как говорит божественный Апостол, и плоти угодия не творите в похоти ( Рим. 13:14 ); но, подавая ей необходимое и должное, живите духом. Соблюдайте меру и в хлебе и в вине. Вино пусть дается для пития ради малого утешения во время праздников и трудных работ, или больным, или изнемогающим, или трудящимся в пути, что же касается до прочих, то должно давать им по одной чаше, или много по две, ибо вам хорошо известно, что говорит старчество 50 . Не для того говорю вам это, чада мои, чтобы возбранить вам употребление снедей: да упразднятся брашна, как говорит Апостол ( 1Кор. 5:13 ); но желая, чтобы вы имели истинную пищу, привожу вам на память эти слова. Я хочу, чтобы вы ели и пили, но чинно и со страхом Божиим, дабы подкрепить тело ради потребных и необходимых дел. Разве вы не знаете, что чрез это воздержание и уклонение от приятнейших мирских снедей, т. е. от употребления мяса и вина, бань и различных вкусных яств вам уготовляется по истине Божественный рай, имеющий древо жизни и воду бессмертия, и услаждение духа, и неизреченную и недомыслимую красоту несказанно видимых и незримо созерцаемых вечных благ. Наша отрада и наслаждение хранятся там (Поуч. 13-е, стр. 61-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

«Пост есть обновление души. Впрочем, в деле подвижничества и трудах будем иметь меру и рассуждение, чтобы сохранять и телесное здоровье. Ибо какая польза сначала подвизаться выше своих сил, а потом, понемногу утомляясь, оставлять свой подвиг? Посему и отцы сказали, что лучше малое и всегдашнее, нежели многое и маловременное. Таковы должны быть и наши по Богу труды и подвиги (Поуч. 42-е, стр. 178. Поуч. 49-е, стр. 185). Похвально умеренное воздержание, и чтобы есть и пить с рассуждением и по заповеди» (стр. 59-я). Авва Иосиф спросил авву Пимена: «как должно поститься?» авва Пимен отвечал ему: «надобно, по моему мнению, есть каждый день, но есть немного, не досыта». – Как же ты, авва, в юности своей постился сам по два дня? сказал авва Иосиф. Точно, постился и по два дня, и по три, и по четыре, и даже по неделе, отвечал старец, но все это испытали отцы, как сильные в добродетели, и нашли, что лучше есть каждый день понемногу, и показали нам путь царский; ибо он удобнее для нас 51 . Подобно сему и св. Петр Дамаскин , перечисляя семь телесных деланий, необходимых для инока, говорит 52 : «Второе – умеренный пост, т. е. раз в день есть и не насыщаться: простою пищею, одного вида, о которой не много надобно заботиться, и которой не желает душа, исключая того случая, когда нет другой: чтобы победить чревоугодие, угождение гортани и вожделение и пребывать безпопечительным. Вместе с тем и не удаляться совершенно ни от чего безрассудно, отвергая то, что Бог сотворил весьма хорошим, и не есть всего невоздержно и сластолюбиво; но каждый день есть по одному разу, с воздержанием, и употреблять все в славу Божию, ни от чего не удаляясь, как от худого, как делают проклятые еретики. Вино же полезно в свое время: при старости, немощи и охладевшем сложении оно весьма полезно, но и тогда мало; в молодости же, природной теплоте и здоровье вода лучше; но и ее – очень мало, потому что жажда лучше всех телесных деланий». Св. Варсануфий Великий одному брату, просившему объяснить ему о мере воздержания, отвечал 53 :

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Не будь судьею дел отца твоего (духовного), но только исполнителем его заповедей. У демонов в обычае показывать тебе его недостатки, чтобы оглушить уши твои к тому, что он говорит; или сделать тебя боязливым и несильным воином, или удерживать тебя в помыслах неверия, и расслабив тебя, если будешь им повиноваться, сделать слабым и ко всякому виду добродетели». Так и святый Иоанн Лествичник говорит: «По вступлении на поприще благочестия и повиновения уже отнюдь не должны мы испытывать или судить в чем-нибудь доброго законоположника нашего; хотя может быть в нем, как в человеке, и увидим некоторые малые согрешения. Если же не так, то по причине нашей пытливости, не получим никакой пользы от повиновения. Тем, которые взяли на себя попечение об нас о Господе, должны мы верить, без веского собственного попечения, хотя бы повеления их и несогласны были с нашим мнением, и казались противными нашему спасению; ибо тогда то вера наша к ним искушается в горниле смирения. Признак истинной веры в том и состоит, чтобы без сомнения покоряться повелевающим, даже тогда, когда мы видим, что повеления их противны нашим ожиданиям (Сл. 4-е § 104-й). Желающим соблюдать всегда несомненную веру к наставникам необходимо нужно незабвенно и неизгладимо хранить в сердце своем их добродетели, с тем, чтобы, когда бесы начнут всевать в нас неверие к ним, мы воспоминанием их добрых дел могли заградить уста врагам: ибо сколько вера цветет в сердце, столько и тело успевает в служении, а кто преткнулся о камень неверия, тот уже пал; ибо все, что не от веры – грех есть ( Рим. 14:23 ). Когда помысл склоняет тебя испытать или осудить твоего наставника: как от блуда отскочи от оного; не давай сему змию никакого послабления, ни места, ни входа, ни начала, но говори ему: о прелестник! не я над начальствующим, а он надо мною получил суд: не я его, а он мой судья (Сл. 4-е, § 6 и § 7)». Св. Симеон Новый Богослов пишет 36 : «Брат! если ты живешь при отце (духовном), никогда и ни в чем не желай быть противником воспринявшему тебя от пострижения, хотя и увидишь его творящим блуд, или упивающимся и управляющим, по твоему мнению, худо делами Обители. Хотя бы он тебя бил и безчестил, и причинил тебе много других скорбей, не сиди вместе с досаждающим ему, и не иди к беседующим против него. Пребудь с ним до конца, нисколько не любопытствуя о его согрешениях. Все доброе, что в нем увидишь, запечатлей в сердце своем, и это одно понуждайся помнить; если же увидишь, что он делает или говорит что-либо не приличное и худое, припиши это себе и считай за свои грехи, и кайся со слезами, почитая самого его, как святого, ж призывая молитву его».

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Сон должен быть легкий, пишет св. Василий Великий , который удобно можно прерывать и какой естественно следует за умеренным принятием пищи и намеренно должен быть прерываем попечениями о важнейших делах, потому что погружаться в сон до такого самозабытия, чтобы расслабли члены, и еже тем давать удобность и случаи представляться нелепым мечтаниям, значит умирать ежедневно 193 . Но что для других утро, то для подвижника благочестия ночь. Ночная тишина преимущественно благоприятствует занятиям души, поскольку в сие время ни глаза, ни уши не передают сердцу ничего, чтобы могло нарушать покой его, но ум один с Богом находится и, приводя на память грехи свои, решается исправиться, уклоняться от порока и просит у Бога помощи к совершению желаемого им 194 . Одну половину ночи определи на молитвенное бдение, говорит св. Исаия, а другую на упокоение тела твоего. Прежде чем ляжешь на постель свою часа два пободрствуй в молитве и богохвалении, потом дай покой телу своему. Если разленится тело твое, когда придет время встать на молитву, скажи ему: ужели ты хочешь принять малый покой в это время, чтоб потом отойти в нескончаемую муку? Не лучше ли здесь немного потрудиться, чтобы там вкушать вечный покой со святыми? Тогда отступит от тебя леность и придет к тебе Божественная помощь 195 . В каком месте придется тебе лечь спать, не покрывай себя и другого (кто с тобою) одною и тою же одеждою 196 . Прежде чем ляжешь спать, многие излей молитвы в сердце своем 197 . Ни с кем не ложись спать на одной постели. И сам с собою будучи один, будь осторожен когда одеваешься или раздеваешься 198 . Желая уснуть, приучай руки свои к тому, чтобы они не касались наготы тела, ибо тело имеет многие страсти, которые оно сообщает душе 199 . Во время сна своего, говорит св. Исаак, наиболее будь целомудрен и чист, и строго наблюдай не только за помыслами, но и за членами своими 200 . Приучи себя к целомудренному порядку во сне, да не удалится от тебя охраняющая тебя сила. Где ты ни спишь, пусть никто, если только возможно, не видит тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

4-е, § 6-й)». Преподобные Каллист и Игнатий пишут: «внимай тому, что мы говорим и искренно тебе советуем: прежде всего избери себе вместе с совершенным отречением (от мира), согласно священному тайноучению, и повиновение непритворное и совершенное, то есть, постарайся найти наставника и учителя необманчивого. Необманчивость же его да состоит в том, чтобы он представлял свидетельство своим словам из Священных Писаний и образ жизни его был согласен с изречениями Духоносных мужей, чтобы, при высоком разуме он был смирен образом мыслей и благ нравом, и таков, каким представляют нам учителя о Христе Богом преданные слова 10 . А кто захочет иначе жить, т. е. самоугодно и самовольно, без наставника, тот думает ли, что он может разумно проходить Божественное жительство? Отнюдь нет, (но будет) как скачущий по вскопанным местам (Гл. 14-я)». «Кто решится пойти неизвестным путем без верного проводника, или ввериться морским волнам без искусного кормчего? Или кто начнет учиться искусству или науке без учителя? А сему искусству искусств, сей науке наук – стезе, ведущей к Богу, глубочайшему мысленному морю, то есть жизни иноческой, которая уподобляется жизни ангелов, осмелится ли кто-нибудь начать учиться без наставника и кормчего, искусного и истинного учителя, и верить, что достигнет (благополучного) конца? – Такой, кто бы он ни был, поистине ошибается, и прежде, нежели начал, – уже ошибся, как незаконно обучающийся; равно как и напротив, повинующийся отеческим указаниям, прежде нежели пошел – уже достигнул конца. Откуда можем мы иначе узнать, как должно бороться с плотию? как вооружаться против страстей и демонов? ибо с добродетелями, как пишут, сплетаются и страсти и близки к ним. Откуда научимся, как должно обуздывать телесные чувства и душевные силы приводить в согласие, как на музыкальном инструменте? И еще: как можно будет нам различать Божественные внушения, откровения, и утешения, и Божественные видения от обольщений, засад, обманов и мечтаний бесовских? – И, скажем вкратце: как соединения с Богом и Богом совершаемых тайнодействий и таинств удостоимся достигнуть без тайноучения тайноучителем истинным и (духовно) просвещенным? Невозможно это.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Бывают и очень сильно смущающие человека помыслы, внушающие ему, что, несмотря на все усилия и труды, он не наследует спасения вечного. Такие помыслы следует отвергать при самом появлении их словами Евангельскими: «верую; Господи, помоги моему неверию» ( Мк. 9:24 ) и быть несомненно уверену, что все наши грехи составляют как бы горсть песка пред океаном милосердия Божия и, как св. Иоанн Златоуст говорит, что океан имеет свои границы, а милосердие Божие – беспредельно, потому и необходимо нам уповать на Него вполне и соображать жизнь нашу с Его святыми заповедями, а в случае каких-либо падений не унывать, не скорбеть безмерно, а воздвигать себя упованием и смиренно просить прощения. Св. Исаак так говорит о сем: «по словам Отцов, на пути добродетели и на стезе правды встречаются падения, препятствия, принуждения и тому подобное. Когда падет (подвижник), да не забывает любви отца своего, но если приключится ему впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем течении, но и побеждаемый снова да восстает на борьбу с своими супротивниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего, имея во устах пророческое слово: не радуйся о мне противник мой, яко падох, ибо снова восстану. Аще сяду во тьме, Господь озарит мя ( Мих. 7:8 ); и ни мало не прекращает брани до самой смерти и пока есть в нем дыхание, да не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения. Но если и каждый день разбивается ладья его, и терпит крушение весь груз, да не перестает заботиться, запасаться, даже брать в займы, переходить в другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспошлет ему милость Свою и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть разжженные стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога; таков мудрый больной, не теряющий надежды своей. Посему то авва Мартиниан увещавает не изнемогать от множества подвигов, от многоразличных и частых браней на пути правды, не возвращаться вспять, и не уступать врагу победы над собою каким-либо постыдным для нас образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Преподобные отцы Каллист и Игнатий в своей книге о безмолвии и молитве пишут о пользе и необходимости послушания и так указывают на пять качеств, которые должно иметь истинное повиновение духовному отцу. Истинному послушнику следует, как мы полагаем, непременно соблюдать такие пять добродетелей: Прежде всего иметь чистую и нелестную веру к своему наставнику, до такой степени, что думать – видеть в нем Самого Христа и повиноваться ему, как говорит Господь Иисус: Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшего Мя ( Лк. 10:16 ). И: всякое же не от веры, грех есть ( Рим. 14:23 ). Вторую добродетель – истину: то есть быть пред ним истинным в деле и слове и совершенном исповедании помыслов, по написанному: начало словес твоих истина, и: истины взыскует Господь ( Пс. 118:160 ). И Христос говорит: Аз есмь истина ( Ин. 14:6 ). Третью добродетель – не исполнять своей воли; ибо потеря послушнику, сказано, исполнение своей воли; но должно отсекать ее произвольно, без понуждения от отца своего. Четвертую добродетель – отнюдь не прекословить и не спорить, ибо прекословие и спорливость не есть дело благочестивых. Священнейший Павел пишет: аще ли кто мнится спорлив быти, мы такового обычая не имамы, ниже Церкви Божия ( 1Кор. 11:16 ). Если же просто и вообще всем христианам воспрещается подобное, то еще гораздо более инокам, дающим обет Господа ради вполне повиноваться, ибо прекословие и спорливость происходят от рассуждения (человека) живущего с неверием и высокомудрием, как сказано: высокомудрый инок сильно прекословит 39 ; так и напротив не прекословие и неспорливость происходит от залога веры и смиренномудрия. Пятая добродетель, которую должно хранить истинному послушнику, есть совершенное и чистое исповедание (дел и помыслов) отцу духовному. Ибо и при пострижении, предстоя как бы пред страшным престолом Христовым, пред Богом и ангелами, дали мы обещание иметь началом и концом, вместе с другими нашими обетами Господу, и соглашениями, и исповедание таин сердечных. Блаженный Давид сказал: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего ( Пс. 31:2 )». И Лествичник говорит: «язвы объявляемые не предуспеют на горшее, но исцелеют» (Сл. 4-е, § 10-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010