Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость, или умиление, то остановись на нем, и пребывай в нем, ибо тогда и Ангел хранитель наш молится с нами (§ 11-й). Всякую добродетель, но в особенности молитву, должны мы всегда совершать со многим чувством, но душа тогда только молится с чувством, когда она бывает превыше раздражительности (§ 39-й). Если не присутствуют служители похвал (т. е. другие), и мы молимся наедине в келлии, то ко внутренней молитве присоединим и внешний образ моления, ибо в несовершенных ум часто сообразуется с телом (§ 23-й). Потому, может быть, и св. Исаак Сирин советует: «более упражнения в стихословии возлюби в молитве поклоны (сл. 40-е, стр. 206)». Всякая молитва , в которой не трудилось тело и не стеснилось и сокрушилось сердце, пишет тот же св. Исаак, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души (сл. 11-е стр. 63-я). Когда предстанешь в молитве пред Бога, сделайся в помысле своем, как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею, и как бы лепечущим ребенком 99 . Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему, и ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих младенцах. Сказано: Храняй младенцы Господь ( Пс. 114:5 ) 100 ». Коленопреклонений (земных поклонов в молитве) не оставляй, пишет блаженный Феолипт, митрополит Филадельфийский в своем «Слове о сокровенном делании», ибо коленопреклонением выражается исповедание того, что мы пали в грех , а восстанием (от земли) изображается покаяние, дающее обет (подняться и) жить добродетельно. Каждое коленопреклонение да совершается с призыванием Христа во уме, чтобы, повергаясь душею и телом пред Господом душ и телес, соделать Его удобопримиряемым 101 . По всей вероятности блаженный Феолипт заимствовал это объяснение у св. Василия Великого , который так говорит о земных поклонах: «Каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что чрез грех пали мы на землю и человеколюбием Сотворившего нас воззваны на небо 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Видите ли какое различие.? И так, если вы делаете какое-либо дело, и хотите совершенно и всецело исполнить его, то постарайтесь исполнить самое дело, что как я сказал, есть осьмая часть искомого и вместе сохранить свое устроение не поврежденным, что составляет семь осьмых. Если же для того, чтобы исполнить дело вашего служения, настоять будет надобность увлечься, отступить от заповеди и повредить себе или другому, споря с ним, то не надобно терять семь осьмых для того, чтобы сохранить одну осьмую. Посему если вы узнаете, что кто-нибудь так поступает, то знайте, что такой неразумно исполняет свое служение, но или из тщеславия, или из человекоугодия, спорит и томит себя и ближнего, чтобы после услышать, что никто не мог его победить. О удивительно! какое великое мужество! это не победа, братия, это потеря, это погибель, если кто спорит или соблазняет брата своего, для того, чтобы исполнить дело своего служения. Это значит из-за осьмой части потерять семь осьмых. а именно: если останется (неисполненным) дело служения – потеря не велика; спорить же и соблазнять брата, не давая ему нужного, или предпочесть дело служения и отступить от заповеди Божией, это великий вред: вот, что значит осьмая часть и семь осьмых. Поэтому, говорю вам, если и я пошлю кого-нибудь из вас по какой-либо надобности, и он увидит, что возникает смущение, или другой какой вред, оставьте дело и никогда не вредите себе самим или друг другу, но пусть дело это останется и не будет исполнено, только не смущайте друг друга, ибо тогда, как я сказал, теряете вы семь осьмых и терпите большой вред, а это явное неразумие. Говорю же вам это не для того, чтобы вы тотчас предавались малодушию и оставляли дело или пренебрегали им и легко бросали его, и попирали совесть свою, желая избежать скорби, и опять не для того, чтобы ослушивались и чтобы каждый из вас говорил: я не могу этого сделать, мне это вредит, это мне не прилично. Ибо, таким образом, вы никогда не исполните никакого служения и не возможете сохранить заповеди Божией. Но старайтесь всеми силами вашими с любовию исполнять всякое служение ваше, со смиренномудрием преклоняясь друг пред другом, почитая и прося друг друга, ибо нет ничего сильнее смиренномудрия. Если постараешься исполнить дело, по силе твоей и по совести, то ты должен знать и удостоверить себя, что ты еще не уразумел истинного пути, а потому и обязан без смущения и скорби, но с радостью принимать, когда услышишь, что ты согрешил в том, что по твоему мнению, сделал ты по совести: ибо суждением тех, которые разумнее тебя все недостаточное исправляется, а хорошее исполняемое становится тверже. Постарайся преуспеть, чтобы, когда случится скорбь, или телесная, или духовная, ты мог бы перенести ее без печали, без отягощения и с терпением.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Слава Тебе, Боже наш! Слава Тебе! Царю Небесный: Святый Боже: трижды. Пресвятая Троице: Отче наш : 12 раз Господи помилуй. Слава и ныне. Приидите поклонимся: трижды. Псалом 50-й: Помилуй мя Боже: и Верую во единого Бога: После этого 100 молитв: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного! на первых 10 молитвах по земному поклону, на следующих 20-ти молитвах по поясному поклону, на последней, т. е. сотой молитве опять земной поклон. После того молитва ко Пресвятой Богородице, положенная в конце утренних молитв и начинающаяся словами: «Пресвятая Владычице моя Богородице». По окончании этой молитвы земной поклон. Потом снова сто молитв Иисусовых, в прежнем порядке с 10-ю земными и 20-ю поясными поклонами; на последней молитве Иисусовой земной поклон и снова та же молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице» с земным поклоном. После третья сотня молитв Иисусовых, в таком же порядке, с 10-ю земными и 20-ю поясными поклонами; последняя, сотая молитва с земным поклоном, и снова та же молитва к Пресвятой Богородице. По окончании сей последней молитвы земной поклон и четвертая сотня таких молитв к Пресвятой Богородице: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси меня грешного! Из этой сотни первые 10 молитв также с земными поклонами, а следующие 20-ть с поясными, остальные 69-ть без поклонов, как и на первых трех сотнях. Последняя, сотая молитва с земным поклоном, и после нее также с земным поклоном молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице», которая читалась после первых трех сотен. Затем 50 молитв: Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне грешном: на первых пяти молитвах по земному поклону, на следующих 10-ти по поясному, а остальные 35-ть молитв без поклонов, только на последней земной поклон и опять читается молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице» с земным поклоном. После этого 50 молитв: вси Святии, молите Бога о мне грешном! На первых 5-ти молитвах по земному поклону, на следующих 10-ти по поясному: последняя молитва опять с земным поклоном, после которого снова читается молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице:» с земным поклоном. Потом: «Достойно есть:» и земной поклон. После этого: Слава Тебе Христе Боже, упование наше, слава Тебе! Слава и ныне. Господи помилуй, трижды и – молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь. В заключение четыре земных поклона с краткими молитвами, показанными в начале.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Один брат спросил другого брата говоря: «авва приказал мне идти в хлебню, печь хлебы для братии, а работники там люди мирские, говорят о чем не должно, и не будет мне пользы слушать это. Посему, что же должен я делать?» Брат отвечал так: «не случалось ли тебе видеть детей, когда они во множестве учатся грамоте и каждый из них занимается своим уроком, а не уроком другого, зная, что учителю своему будут сказывать свой урок, а не чужой? а если станут преодолевать тебя страсти, то слушай того, кто говорит: вся искушающе добрая держите 146 ». Всякое повиновение имей, пишет Симеон благоговейный , к своему игумену, от коего и пострижен ты, и без раздумывания исполняй, что ни повелит он даже до смерти, хотя бы то казалось тебе невозможным. Действуя так, будешь подражателем Того, Кто послушлив был даже до смерти, смерти же, крестные. Но не только игумена, но и всю братию, и того, кому поручено смотреть за послушаниями, ни в чем не должно преслушивать. Если он назначит тебе, что не по силам тебе, положив поклон, проси снисхождения; если не снизойдет, понудь себя исполнить то, помышляя что: Царствие Небесное нудится и нуждницы восхищают с (отв. 11, 12) 147 . Если кто-нибудь из вас, говорит св. Дорофей в своих поучениях, имеет служение (послушание) или какое-либо дело у садовника, или келаря, или повара, или вообще у кого-нибудь из служащих с вами, то да постараются, и тот, кто поручает дело, и тот, кто исполняет его, прежде всего сохранить свое собственное устроение и пусть они никогда не позволяют себе уклониться от заповеди Божией или в смущение, или в упорство, или в пристрастие, или в какое-либо своеволие и самооправдание, но каково бы ни было дело, малое или великое, не должно пренебрегать им и не радеть о нем, ибо пренебрежение вредно, но не должно также и предпочитать исполнение дела своему устроению, так чтобы (усиливаться) исполнить дело, хотя бы то было и со вредом душе. При всяком встречающемся деле хотя бы оно было крайне нужно и требовало тщания, не хочу, чтобы вы делали что-либо со спорами или с смущением, но будьте уверены, что всякое дело, которое вы делаете, велико ли оно, как мы сказали, или мало, есть осьмая часть искомого, а сохранить свое устроение, если и случится от этого не исполнить дела, есть семь осьмых.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Память смерти да засыпает и да восстает с тобою и вместе с нею Иисусова молитва – едино произносимая, ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания. Ο помыслах Так говорит св. Иоанн Лествичник об отхождении ко сну и засыпании, но и во время бодрствования человека постоянно борют различные помыслы. Макарий Великий говорит о сем: Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе, или тростнику в реке, или какой-нибудь чаще терний и дерев, посему намеревающиеся проходить сим местом должны протягивать вперед руки и с усилием и трудом раздвигать перед собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою, почему, потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою. Надобно все усилие свое обращать на помыслы, и, что служит пищею лукавым помыслам, то отсекать, устремляться мыслию к Богу, и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отвсюду во едино, различая естественные помыслы от лукавых 201 . Варсануфий Великий говорит: с раннего утра держи жернов (ум) свой в своей власти и он будет молоть пшеницу твою – хлебы в пищу. Если же соперник твой предупредит тебя, то вместо пшеницы будешь молоть им плевелы 202 . Бороться со смущающими помыслами (значит) подвизаться в истинно духовном делании. Всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш проходит с тихостью; все же вражеское бывает cο смущением и мятежом. Дарование трезвения не позволяет помыслам входить, и, если они и войдут, то не допускает их сделать вреда. Только совершенные могут допустить помысл войти и опять изгнать его, но ты не вноси огня, чтобы он не сжег дубравы твоей. Если хочешь узнать о помысле, враг ли он тебе или друг, сотвори молитву и спроси его: наш ли ты, или от супостатов ( Нав. 5:13 ) и он скажет тебе истину, ибо предательство бывает от нерадения. Не противоречь же, ибо враги сего желают и (видя противоречие) не перестанут нападать, но помолись на них ко Господу, повергая пред Ним немощь свою и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их 203 . Так советует и св. Исаак Сирин : «кто не прекословит помыслам, всеваемым врагом, но молитвою к Богу прерывает беседу с ними, то это служит признаком, что ум его обрел по благодати премудрость, потому что не во всякое время имеем мы силу так воспрекословить всем сопротивным помыслам, чтобы прекратить их; напротив же того, нередко получаем от них язву, долгое время неуврачуемую. Но когда и победишь ты их, тогда нечистота помыслов осквернит ум твой, и зловоние смрада их на долгое время останется в обоянии твоем. Употребив же первый способ (молитву), будешь свободен от всего этого и от страха, потому что нет иной помощи кроме Бога 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Но кто в чувстве сердца помышляет, что он предстоит Богу, тот в молитве будет как столп неподвижный, и ничем из преждесказанных не будет поруган. Во время чтения и пения ум твой да будет занят разумением слышанных слов или определенною молитвою (Сл. – 19-е, § 3-й и § 7-й). Непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его, чтобы он вошел в себя; ибо от новоначальных послушников Бог не ищет молитвы без парения: потому не скорби, будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй, непрестанно воззывай ум ко вниманию, ибо никогда не быть расхищаемому мыслями свойственно только ангелу (Сл. – 4-е, § 92). Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности своей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы: непостоянство свойственно нашему уму, но Тот, Кто силен все утвердить, может и уму нашему дать постоянство (Сл. 28-е § 17). Мы, как несовершенные, с качеством молитвы должны соединять и (значительное) количество: ибо второе бывает причиною первого, Господь дает, по свидетельству Писания, чистую молитву молящемуся ( 1Цар. 2:9 ) неленостно, хотя и не чисто, но с постоянством и утруждением. Кто, занимаясь каким-либо делом, продолжает его и тогда, когда настал час молитвы, тот бывает поруган бесами, ибо то и намерение у сих татей, чтобы одним временем похищать у нас другое. Когда помолишься как должно (со вниманием), то вскоре потом будешь борим на гнев, ибо душевные враги наши обыкновенно так поступают» 85 . Когда молюсь или упражняюсь в псалмопении и не ощущаю силы произносимых слов, по причине сердечного нечувствия, то какая мне польза от сего моления? спросил один брат св. Варсануфия Великого. «Хотя ты и не ощущаешь (силы того, что произносишь), отвечал Святый, но бесы ощущают ее, слышат и трепещут. Итак, не переставай упражняться в псалмопении и молитве, и мало по малу помощью Божиею нечувствие твое преложится в мягкость» 86 . Если развлекусь умом в молитве, что мне делать? спросил другой брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Как пища, будучи разжевываема зубами, услаждает вкус, так Божественные слова, рассуждаемые в душе, питают мысль и услаждают: Коль сладка гортани моему словеса Твоя ( Пс. 118:103 ). Если сядешь за трапезу (с братиями) 168 смотри, что заповедаю тебе о Господе, как возлюбленному моему отцу и брату, не простирай дерзновенно руки твоей к снедям, предлежащим на трапезе, прежде чем начнут есть старшие из твоих братий и прежде нежели дано будет сначала благословение от иерея. Не любопытствуй, какая из предложенных на трапезе частей случится больше или какая меньше, но какую дадут тебе, возьми и ешь со всяким благодарением, но и это с воздержанием, избегая во всем насыщения. И при этом считай себя недостойным общей трапезы братий, помышляя и говоря в себе так: кто я, ничтожный и недостойный, что сижу и ем с ними святыми? И говоря это в себе, от души считай одного себя грешным. И как какой-нибудь нищий и один из одетых в рубища, если случится ему быть посреди князей и богатых, одетых в блестящие и драгоценные одежды, стыдится, прячется и даже не смеет приблизиться и подойти к кому-нибудь из них, так и ты держи себя со всеми братиями, всегда избирая последнее место и стыдясь, чтобы не увидели тебя сидящим выше кого-нибудь из них, считая их всем богатыми в добродетелях, а себя нищим и нагим даже вовсе недостойным того, чтобы и быть вместе с ними и видеть их. Также, прежде чем прикоснешься пищи, опять, вспоминая грехи свои, помышляй и говори себе так: «не в суд ли и в осуждение будет мне, если прикоснусь к чему-нибудь из предложенного мне? Ибо я с детства ослушивался Бога, сотворившего сие и подавшего нам оное в пищу и святых Его заповедей не сохранил; так, как же я, недостойный и осужденный, вкушу от Его благ, вместе с сими святыми отцами? С каким лицом я, отверженный от лица Владыки моего, раб лукавый, неразумный и неблагодарный, еще не покаявшись и не получив совершенного прощения от человеколюбца Бога, стану есть и пить, и утешаться со святыми подобно не согрешившим, или хотя и согрешившим, но покаявшимся и чрез то получившим прощение? Отнюдь нет! Но буду есть и пить лишь для того, чтобы быть живу; истощу, опечалю самого себя и осужу, чтобы Бог, призрев свыше и видя мою вольную тесноту и скорбь, помиловал меня и простил мне множество моих зол».

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

«Ночные бдения, еженедельно совершаемые с вечера субботы, по зимам, когда ночи бывают длиннее, там (в Египте) продолжают до четвертого пения петухов, для того, чтобы остающиеся до света два часа употребить на сон, и тем подкрепить себя на целый день, нам должно держаться того же правила, т. е. соснув после бдения до утреннего молитвословия, весь день проводить в необходимых делах, и отнюдь днем не спать, взамен того, что мы не спали ночью; ибо, таким образом, мы изменим только время покоя, а не лишим себя покоя. Если после всенощных бдений не спать хотя не много, то в следующий раз слабеет не только слабая плоть, но и дух. Итак, чтобы не делать бесполезными ночные бдения, нужно до восхода солнечного соснуть хоть час, ибо уступив, таким образом, природе свойственное ей мы не будем иметь нужды отнимать у того, что отняли у ночи». Преподобные Каллист и Игнатий в своей книге о безмолвии и молитве подобно сему пишут к подвижникам о сне ночном. «Осенив себя знамением честного и животворящего креста, также и одр твой, когда ляжешь держи в уме молитву, по сказанному: память Иисусова да спит вместе с тобою, и усни часов пять или шесть; соображаясь с продолжительностью ночи, усни и ты умеренно» 68 . «Бдения совершай с рассуждением, говорит преп. Исаия отшельник, не отказывая телу в необходимом покое, но со смирением и разумно проходи благочестивый подвиг, чтобы от излишнего бдения не помрачалась душа твоя и вовсе не оставила начатого поприща. Половины ночи достаточно для благочестивого подвига, другую же половину отдели для успокоения тела. Прежде нежели ляжешь спать, два часа проводи в молитве и псалмопении, потом усни, и, когда Господь возбудит тебя, встань и со тщанием прилежи молитвам. Если ощутишь леность в теле, скажи ему: неужели ты хочешь успокоения в кратком времени сем, и потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную? Понудь себя немного, и скоро придут бодрость и сила» 69 . «Одному брату, пишет св. Ефрем Сирин , во время бдения внушал помысл, говоря: «сегодня дай себе отдых, и не вставай на бдение». Но он отвечал помыслу: рассуди, что завтра не встанешь, поэтому должен встать сегодня» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Легко могло быть, что плененный пустынным уединением и навсегда остался бы он там, не взирая ни на усиленные подвиги, ни на жестокость борьбы со врагом, который в полном смысле является для живущих в пустыне львом рыкающим и ищущим поглотить их ( 1Пет. 5:8 ); тем более, что пустынным непрестанное божественное бываетъ, сущим суетнаго кроме. Но над возлюбленным нашим отечеством, грозная туча тогда собиралась с запада и разразилась в 1812 году такими страшными громами, что горы и долы застонали, и самая глубокая пустыня, в коей привитал О. Моисей, огласилась шумом орудия бранного. И вот юный подвижник, волей-неволей, должен был оставить пустыню Рославльскую, и не слагая с себя оружия Божия ( Еф. 6:11 ), приютиться сначала в Свенской, а потом в Белобережской обителях. Но едва миновала гроза, как О. Моисей снова уклонился в любимую пустыню, чтобы снова там продолжать борьбу с врагом спасения, и полагать в сероце своем ( Пс. 83:6 ). Скромный и смиренный – он не любил говорить о подвигах своих. Но может ли быть, чтобы душа его, яко крин, не цвела там – в Рославльских лесах, находясь в кругу столь примерных подвижников, из коих один – Феофан дивный, из подражания Христу Спасителю, постился однажды, по отзыву покойного, чрез всю четыредесятницу, ничего не вкушая? Не раз приходилось нам слышать от старца покойника об этой поре его жизни и – умиляться, при виде благодарных слез его ко Господу за милости Его и за спасение в пустыне этой от всех бед и напастей. Орлом в обновленной юности казался он тогда нам; так благодетельно действовало на него воспоминание о понесенных там, при помощи Божией, подвигах самоотвержения и послушания!... И нам, братия, конечно, не неприятно будет оглянуться на пройденное поприще жизни нашей и при случае припомнить, как сила совершалась в немощах наших ( 2Кор. 12:9 ), чтобы благословлять, подобно покойнику, Господа на всякое время. И счастливы будем мы, если не оставим за собою грязных следов на поприще этом! Иначе, воспоминание о них, как ржа железо, будет снедать наше сердце и, чего доброго, не обретем уже мы нигде тогда мира в костех наших от лица грех наших ( Пс. 37:4 ), особенно если не покаялись в них и доселе оставляем не оплаканными....

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

грешный М. Ч. 15 Декабря 1820 г. Москва. Письмо 1 69 Письмо твое получил. За уведомление и за объяснение о себе доволен. А что паки пришел к Вам брат А. и служить к беспокойству всех Вас о том соболезную). Но все приходит к нам по Промыслу, то и надобно обращать все в пользу. Какая будет выгода воину без брани? – Он неискусен и немужествен. И монаху без борьбы нельзя стяжать души в терпении и увенчану быть от Подвиго-положника. Не изнемогай духом и не унывай в противностях, но обращайся ко Господу с смиренным молением и веруй, что придет к тебе помощь. Я уповаю, что не оставит Вас Бог искуситися паче силы, но сотворит и еже возмощи Вам понести. В сновидения не углубляйся, но исправляй себя упованием на всесильную благодать Христову. Предложением хранить чувства свои внешние и внутренние, стой всемозможно, и как скоро приметишь поползновение, тотчас направляйся паки к своему началу. Обычай отлагать до утрешнего дня исправление препобеждай вечерним испытанием совести и очищением ее искреннею пред Богом признательностью: «Согреших тем и тем». В случаях, какие встречаются без меня поступай: рассуждая, обращаясь к Спасителю и советуясь с кем придется. Мне нельзя всего ограничить правилом, особливо на непредвидимые встречи: для того сам умудряйся во благое и избирай полезнейшее. Остаюсь с желанием Вам от Господа здравия и спасения нижайший брат Ваш грешный М. 11-го Генваря 1821 г. Москва. Я писал к Вам о употреблении чая в определенное время; но теперь рассуждаю и советую употреблять без ограничения, как нужда потребует, или желание или посторонний случай. VI. Письмо к Е.Д. Таптыкиной 70 На требование Ваше знать от меня «Овца ли Вы и моего ли стада?», сим чистосердечно Вам ответствую: ежели хотите знать – овца ли Вы, то надлежит вообразить сущую овцу, в подлинном ее виде и качествах, и с нею себя сообразить. Прямая овца не имеет рог, не имеет гласа противу пасущего ее, не бодается, не брыкается и не кусается. На пасущего не злобится, хотя бы он и наказывал ее, не противоречит, не ругается и никак никого не злословит. Пасущего же во всем слушает, пред ним спокойно и благонадежно ходит и из пределов его не выступает; особливо чуждого гласа не слушает и по чуждым не ходит. Гласа же пасущего ее так слушает и так следует ему, что никакого предрассудка не имеет, и, хотя бы на беззлачном месте, хотя бы на болотном ее пас, не ропщет, не злоречит и не жалуется на него. Вот вид и качества прямой овцы, сколько мог я ее понять и изобразить.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010