Согласно распоряжению папы Урбана VI, 1423 год по прошествии 33 лет после предыдущего юбилея стал новым юбилейным годом (см. «Annus sanctus» ). Ввиду того что в Италии в это время шла война между Миланом с одной стороны и Венецией и Флоренцией - с другой, среди паломников преобладали выходцы из др. европ. регионов. Секретарь папы итал. гуманист Джованни Франческо Поджо Браччолини (1380-1459) сравнивал появление паломников (их насчитывалось несколько десятков тысяч человек) с нашествием варваров и жаловался на принесенные ими грязь, вшей и болезни. Осуждение со стороны понтифика вызвало празднование в 1420 г. очередного юбилея католич. св. Фомы Бекета , отмечавшегося с 1220 г. 20 марта 1423 г. М. издал буллу «Ad hoc potissimum», согласно которой право принимать решение о проведении местных юбилеев сохранялось только за понтификом. Все иные юбилеи упразднялись. Однако с 1418 по 1429 г. с разрешения папы устраивались традиц. юбилеи на юге Франции, в Рокамадуре и Ле-Пюи-ан-Веле. В отношении нищенствующих орденов М. придерживался политики умеренной поддержки обновленческих движений. В 1418 г. он отменил все привилегии, дарованные предыдущими понтификами ордену Святейшего Спасителя (см. Биргиттинский орден ), основанному католич. св. Биргиттой Шведской, но 7 апр. 1419 г. все-таки утвердил деятельность ордена. В 1422 г. папа запретил основывать смешанные мон-ри, предусмотренные уставом этого ордена. В нояб. 1418 г. М. признал тосканский орден Слуг Пресв. Девы Марии нищенствующим и буллой «Sedis Apostolicae providentia» от 16 марта 1424 г. утвердил орденскую ветвь терциариев . М. выступал против ереси «малых братьев», радикального течения францисканских спиритуалов (см. Фратичелли ), распространившегося в это время в Марке. Обвинениям в ереси идолопоклонства подвергался при М. францисканец-обсервант католич. св. Бернардин Сиенский : он призывал народ почитать Святейшее Имя Христово, используя в проповедях таблички с монограммой Христа (IHS). В 1427 г. монах был вызван в Рим. Во время диспута (нач. июня) в присутствии папы Бернардин Сиенский не только сумел опровергнуть обвинения, но и получил разрешение проповедовать в рим. церквах на протяжении 80 дней.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

38). Священнический закон вместо законов о рабах и долгах предлагает величественный план, именно: учреждение юбилейного года, которое, впрочем, самими иудеями рассматривалось и трактовалось, только как утопия. Закон о юбилейном годе, Лев. гл. 25, состоит из двух частей, из которых одна имеет предметом отношения собственности, a другая – личную свободу Израильтян. Если мы обратим внимание только на эту вторую часть, то прежде всего в ст. 35–38 здесь настойчиво предписывается, что обращение с обедневшими израильтянами должно быть мягким и снисходительным с целью спасти их от крайней бедности. Сюда относится и то, что не должно брать с них процентов (ср. § 34). Но если тем не менее израильтянин вынуждается продать себя в рабы, то вопрос шел о том, подкупается ли он евреем же или богатым пришельцем. В первом случае его нельзя рассматривать, как раба, и обращаться с ним, как с таким, но только, как наемника, который есть личность, а не вещь (§ 32), a в юбилейный год, наступающий в каждый 50-й год, он должен получить свободу и с детьми возвратиться к роду своему. Следовательно, кто желает иметь действительных рабов, с которыми он мог бы обращаться, и притом навсегда, как именно с рабами, тот должен покупать иноземцев или детей пришельцев, живущих в стране. Если же покупатель, напротив, есть богатый пришлец, то еще с большей очевидностью охраняется достоинство израильтянина тем, что он не только в юбилейный год делается свободным, но имеет право быть выкуплен в каждый момент – тем ли, что сам он приобретает своей работой (§ 12), или при помощи его ближайших родственников. В таком разе выкупная сумма с каждым годом становится меньшей, пока наконец в юбилейном году равняется 0. Другими словами: израильтянин не продается, а только нанимается на 1–49 лет – с правом, что отношение наемничества во всякий момент может быть прекращаемо; наниматель получает (определенную) плату за остальные (до юбилея) годы. Если мы от этих несложных отношений перейдем к первой части отдела, то она, как видели мы в §21, сделалась несколько менее ясной благодаря привнесению института – геулла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Позвольте мне сказать несколько слов на тему конференции, поскольку после вручения докторского диплома полагается сделать какой-то отчет перед аудиторией. Вот и я позволю себе поделиться с вами некоторыми мыслями, которые возникли у меня в связи с нашим Годом истории и в связи с совпадением многих юбилейных дат. Мне кажется, выбранная для обсуждения тема представляется действительно актуальной, поскольку затрагивает, в частности, такой важный вопрос, как роль духовного, в том числе православного наследия в становлении и развитии российской государственности. Любое строительство начинается с проекта. А еще ранее — с самого общего видения того, что, собственно, собираешься строить, с воображения, с создания образа. Иногда это происходит на уровне фантазии, иногда на уровне мечты, но любому проекту предшествует эта мечта или эта фантазия, этот образ, который порой возникает чисто интуитивно. Созидание будущего предполагает реализацию этого образа. Как кажется, сегодня одна из проблем нашей общественной жизни — это как раз отсутствие такого образа будущего. Люди охотно выражают свое недовольство настоящим, но им гораздо труднее сформулировать, куда они хотели бы прийти от нынешнего состояния дел, какую страну хотели бы построить. Конечно, у многих профессиональных сообществ есть конкретные цели и задачи — проложить дороги, построить города, повысить уровень сельскохозяйственного производства, вообще развить экономику. Но речь идет не об отдельных отраслях и даже не только о внешнем обустройстве жизни страны — речь идет об образе этой страны, которую мы должны или хотим построить. Известный афоризм гласит: понимание того, куда нам надо идти, проистекает от знания того, откуда мы пришли в данную точку. Только так путь человека или нации обретает шанс оказаться похожим на вектор, а не на сложную ломаную кривую. Иными словами, достойное будущее может быть создано только на прочном историческом фундаменте, и в этом смысле история — это не только наука о прошлом. Это что-то более важное, потому что без знания истории, без осознания того, что есть исторический фундамент бытия, невозможно возводить здание.

http://pravoslavie.ru/56443.html

В самом своём содержании ветхозаветный закон о юбилее заключает ясные и вразумительные признаки своей глубокой древности. Справедливо замечено, что „такой идеальный закон мог быть исполнимым только при простейших гражданских отношениях древнейшего времени” 59 . В постановлениях о возвращении в юбилейный год каждого в своё владение, о продаже и выкупе до времени юбилея, – причём предмет продажи и выкупа даже не называется ( Лев. 25:13–14, 25–28 ), как разумеющаяся сама собой земельная собственность, а для обозначения последней употребляется, потому же, без всяких пояснений, нарицательное слово ( ): владение, – законодатель, очевидно, имеет пред глазами такое состояние своего народа, когда земельный надел составляет важнейший вид собственности и источник средств к существованию; кроме земельной собственности, которой посвящена большая часть постановлений о юбилее ( Лев. 25:10–28 ), указаны ещё здесь (кроме особого рода владений левитов) два вида имущества – дома в городах и селениях ( Лев. 25:29–31 ) и рабы из неизраильтян ( Лев. 25:44–46 ), но этого рода собственность в глазах законодателя не имеет равного значения с первой, как это видно из места, отведённого ей в законе, так отчасти – из неодинаковости постановлений о выкупе домов, зависящей от того, насколько близкое отношение имеют последние к главному виду собственности: на дома в селениях, как необходимые для земледельца, распространено широкое право выкупа во всякое время ( Лев. 25:31 ); для домов в городах, как не имеющих такого же значения в жизни земледельческого народа, право выкупа ограничено одним годом ( Лев. 25:29–30 ). Если бы этот закон получил своё происхождение в позднейшее время, когда развилась у израильского народа промышленность и торговля, вместе с которыми явились новые виды собственности и новые средства к существованию, то законодатель необходимо должен был ввести в свой закон этого рода владения, дабы не оставить без соответствующих указаний целого разряда граждан, живших не земледельческим трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Шесть лет спустя, в 1853 году, в Америке уже насчитывалось 500 тысяч человек, вступивших в постоянное общение с «душами умерших», а также и друг с другом при посредстве специальных газет и журналов. По подсчету Babinet, произведенному несколько лет тому назад, в одной только Америке было 60 тысяч медиумов . В 1855 году Эмма Harding-Button насчитывала в одной Америке до 12 миллионов последователей спиритима. Немного позже судья Эдмонд, сенатор и президент палаты штата Нью-Йорк, открыл еще до 3 миллионов новых последователей. К 1870 году на всем земном шаре их число определялось в 20 миллионов. Сколько же их теперь? «Чрезвычайная популярность спиритизма, — говорит Jules Bois , — зависит от общедоступности его чудес. Все в нем просто, и бог его — бог на всякую мерку, бог-демократ». Спириты собираются на свои международные конгрессы. Такие конгрессы были: в 1884 году в Брюсселе, в 1886 году в Барселоне, в 1889 году в Париже. 1899 год был юбилейным годом французской революции, и конгресс спиритов по этому случаю собрался в «Великом Востоке Франции» , в виде доказательства тайных сношений между франкмасонами, евреями-талмудистами и сатаной. На юбилейном этом конгрессе присутствовало 500 членов. На конгресс 1900 года аббатом Жюлие были приглашены «все те католики Старого и Нового Света, духовные и мирские, которые не могут оставаться чуждыми научному обновлению, влекущему человечество к указанной ему Божественным Учителем цели» . «Заседания конгресса, — сообщает Дюрвиль, — происходили в помещении Общества земледельцев Франции в присутствии значительного числа гипнотизеров, герметиков, теософов и независимых спиритуалистов, собравшихся на конгресс в значительном числе в качестве представителей спиритических обществ и групп всех частей света». Некий Дени, уже председательствовавший на конгрессе 1889 года, был выбран председателем и на конгрессе 1900 года. Открывая конгресс, он сказал следующее: «На конгрессе 1889 года перед спиритизмом еще стояли многочисленные препятствия и движение его вперед не было уверенным. В настоящее же время с умножением числа его адептов заинтересовались им и публика и пресса. Адепты наши находятся и в мире науки, и в высших общественных сферах. Оккультные силы работают в этом направлении и поддерживают на нем современного человека. Настал час, исполненный надежд и обетований: народные массы приводятся в брожение глухой работой мысли; совесть и ум обращены к исканию нового идеала. Спиритизм есть тот могучий росток, который вместе с постепенным развитием своим видоизменит законы общежития, идеи, общественные силы… Спиритизм призван переделать науку, он же повлечет за собою и перемену религии, и реформу народного образования… Спиритизму теперь нет преград, ибо он проник в умы и сердца миллионов людей».

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

7) Новолетие или день нового года. 8) Год субботний. 9) Юбилей. Субботним годом называется седьмой год, а юбилеем – седьмой из субботних или пятидесятый год. В сии годы земля оставалась без обработки, прощались долги единоплеменникам, из них же отпускались на свободу рабы и всенародно читался закон в праздник кущей. В юбилейный же год, кроме сего, возвращались прежним владельцам, находившиеся в залоге или проданные наследственные земли. Общественное богослужение, установленное Моисеем, состояло преимущественно в жертвоприношениях. Жертвы были кровавые и некровавые. Жертвы кровавые приносились или в умилостивление за грехи, или в благодарность за какое-либо благодеяние. Для них обыкновенно употреблялись чистые животные (как-то: быки, коровы, козлы, козы, бараны, овцы, голуби и горлицы), не имевшие в себе никаких телесных недостатков. Жертвоприношения совершались следующим образом: израильтяне приводили жертвенное животное пред жертвенник и возлагали на его голову свои руки. Жрецы, при помощи левитов, закалывали животное на месте и проливали кровь около жертвенника и на полу пред Святилищем. Потом усиливали на жертвеннике огонь и сжигали жертву вполне, если она была очистительная, или только некоторые ее части (печень, жир и сердце), если она была благодарственная. Части не сжигавшиеся делились между жрецом и приносившим жертвы. Жертвы не кровавые состояли в приношении вина, елея, фимиама и муки. § 39. Путешествие израильтян от Синая к земле Ханаанской По утверждении Скинии и священства Моисей начал приготовлять израильтян к дальнейшему путешествию. Для удобства и порядка во время пути он перечислил весь народ, разделил его по коленам и фамилиям, назначил каждому колену особых начальников, и особое место в стане и во время путешествия. Как скоро все нужные приготовления к дороге были окончены, то на второй год по исходе из Египта, и именно в 20-й день второго месяца, облачный столб поднялся от Скинии и двинулся вперед. За ним последовали и израильтяне. Они собрались в путь с радостью, потому что должны были прямо идти в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Пн Заява ради 8 грудня 2023 р. 09:00 Заявление принято 7 декабря 2023 года по итогам юбилейного заседания Межрелигиозного совета России . Межрелигиозный совет России в течение 25 лет служит утверждению мира и согласия между религиями и народами, населяющими нашу страну. За эти годы российские религиозные общины внесли немалый вклад в воспитание в обществе высокой культуры межрелигиозных и межнациональных отношений. Это позволило нашему народу успешно преодолеть многочисленные вызовы, сохранить приверженность традиционной личной и семейной нравственности, взаимному уважению и согласию. Подтверждением широкой общественной и государственной поддержки традиционных ценностей явилось включение в Конституцию Российской Федерации упоминания Бога, свидетельство о семье как союзе мужчины и женщины. Приветствуем подписание Президентом России В.В. Путиным Указа от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Выражаем поддержку государственной политике России, направленной на утверждение ценностей семьи и брака, защиты человеческой жизни и достоинства, уважения к старшим и помощи нуждающимся. Семья — это основа общественной стабильности и развития. Именно в семье человек воспринимает ценности, на основании которых он будет строить свою дальнейшую жизнь. Всецело поддерживаем объявление Президентом России предстоящего 2024 года Годом Семьи. Считаем особенно важными меры, предпринимаемые для поддержки молодых семей и повышения рождаемости. В этом благом делании традиционные религии не просто поддерживают действия государства, но и активно ведут собственную социальную и воспитательную работу в своих общинах. Несмотря на отчетливую тенденцию к сокращению числа искусственных прерываний беременности за последние пять лет (число абортов снизилось примерно на треть с 2017 по 2022 гг.), эти показатели остаются все еще очень высокими (по данным Росстата, в 2022 г. в России провели порядка 506 тыс. абортивных процедур, из которых 401 тыс. — в государственных клиниках), что говорит о важности принятия дальнейших срочных мер по защите материнства и детства, утверждению образа здоровой и крепкой семьи как основы общества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6083180...

В докладе Собору Святейший Патриарх напомнил о юбилейных и памятных датах, отмечавшихся в межсоборный период: 625-летие победы на Куликовом поле, 60-летие победы в Великой Отечественной войне, 300-летие христианства на Камчатке, 90-летие восстановление патриаршества. 2008 г. отмечен 1020-летием крещения Руси, и 90-летием расстрела царской семьи. В связи с официальным объявлением 2008 года в России годом семьи, Патриарх Алексий обратил внимание Собора на проблемы семьи и демографического кризиса в ряде стран, входящих в каноническую территорию РПЦ. Святейший Патриарх, отметив важность предпринимаемых государством экономических мер, призвал искать выход из демографического кризиса прежде всего в духовно-нравственном преображении личности и общества. Говоря о сотрудничестве РПЦ с международными организациями, Патриарх Алексий назвал права человека одной из главных тем этого диалога. При этом первосвятитель выступил против нередко проявляющегося намерения отделить права человека от нравственных ограничений и сделать их орудием раскрепощения греховных страстей. Особый раздел доклада Святейшего Патриарха был посвящён информационной и издательской деятельности Церкви. С удовлетворением отметив успехи церковной журналистики, книгоиздания, православных интернет-сайтов и телевидения, первосвятитель указал на недостаток внимания к информационной деятельности в ряде епархий, что выражается, в частности, в отсутствии содержательных интернет-сайтов. Характеризуя взаимоотношения Церкви с вооружёнными силами и правоохранительными органами, Патриарх Алексий отметил важность участия военного духовенства в крупных армейских учениях. Так, в сентябре 2006 года в России состоялись учения «Южный щит-2006», в план которых впервые была включена работа военного духовенства – семнадцати православных священников и четырех представителей мусульманских общин. Патриарх сообщил Собору об изменениях в законодательстве стран, составляющих каноническую территорию РПЦ. В Молдове в 2007 году вступил в действие Закон о религиозных культах и их составных частях.

http://drevo-info.ru/articles/27708.html

Таковы литературные труды профессора Юнгерова за двадцать пять лет его службы, но Павел Александрович еще не положил своего пера, и его юбилейный год не явился годом отдыха: неутомимый профессор готовит к выходу в свет новый обширный труд «Частное историко-критическое введение в ветхозаветные книги». В знаменательный для Павла Александровича день исполнившегося двадцатипятилетия его служения науке и духовному просвещению академическая корпорация, в полном составе, во главе с Преосвященным ректором, явилась в квартиру юбиляра приветствовать своего многоуважаемого сотоварища, а для некоторых ее членов и наставника и почтила его поднесением ценной иконы Спасителя. Пред поднесением иконы ближайший сотоварищ юбиляра по кафедре, профессор Священного Писания Нового Завета М. И. Богословский сказал следующую речь: В Ваше время на этой кафедре не было даже постоянного наставника, у которого Вы могли бы выслушать полный курс науки. Вам, поэтому, предстоял впереди усиленный, самый напряженный труд. И мы знаем, что Вы, занявши кафедру, для всестороннего и более глубокого изучения своего предмета, на первых же почти порах своей службы, несмотря на свои очень скудные средства, не раз предпринимали заграничные путешествия. Так в 1888, во время ваката, Вы путешествовали на Восток, где обозревали места библейских древностей и вместе с тем изучали еврейский язык. В следующие летние каникулы Вы совершили поездку в Германию, где слушали лекции по Священному Писанию известных своими экзегетическими трудами профессоров Берлинского и Лейпцигского университетов и, кроме того, занимались в Лейпцигской университетской библиотеке. Облекшись во всеоружии науки, Вы немало напечатали и издали в свет ученых исследований по своему предмету. Все ваши труды, несомненно, весьма ценны как по своей богатой эрудиции, так и по внешней обработке; но, по моему мнению, особенно ценен Ваш последний труд – «Общее историко-критическое введение в священные книги Ветхого Завета». Так я говорю потому, что у нас, с самого введения школьного образования и до последнего времени не было не только научного, но и сколько-нибудь удовлетворительного курса по ветхозаветной исагогике.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Кроме того, по мнению Заальшютца, рассматриваемое законоположение имеет значение и в отношение к возвышению общей стоимости полей, так как цены и на недвижимую собственность постоянно определяются по их ближайшей полезности, и прежде всего по той, которую они могут представить в течение жизни покупателя, чем напр. по столетнему или еще на большие периоды рассчитанному пользованию ими, и, следовательно, сумма цены при продаже навсегда постоянно бывает меньше, чем сумма целого ряда сдач в аренду на юбилейные периоды. Правда, при временной сдаче в пользование может представляться та невыгода, что временный владелец будет стараться о том, как бы больше извлечь из земли выгоды и меньше истратить на ее обработку, т. е. представляется невыгода беззастенчивой, крайней эксплуатации земли, неминуемо ведущей за собой истощение ее и бесплодие, как это было напр. в Самарской губернии, где арендаторская эксплуатация довела землю до крайнего истощения, за которой последовала в 1878 г. известная катастрофа – голод 41 . Но и это неудобство не могло принести в древней Палестина столько вреда, сколько оно могло бы принести его в других странах и при других условиях. Прежде всего временный владелец только в редких случаях мог иметь прямую выгоду в эксплуатации земли до истощения, и по преимуществу перед юбилейным годом, когда он должен был возвратить землю прежнему владельцу. Но и здесь уже его корыстная эксплуатация могла парализоваться глубоко укоренившимся в народе воззрением на землю, как бы на одушевленное, чувствующее существо, и потому самому требующее отдохновения после труда 42 , – следовательно удобрения после истощения. Но если бы даже этот нравственный мотив оказался бессильным умерить хищническую эксплуатацию временного владельца, то и в таком случае вред ее парализировался рассмотренным уже нами учреждением субботнего года, агрономическое значение которого и состояло в восстановлении истощенной растительной силы земли. При необыкновенном плодородии палестинской почвы такого узаконенного покоя было достаточно для того, чтобы изгладить следы хищнической эксплуатации.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zemlja...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010