Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Юбилейный год I. Соблюдение Ю.Г. [евр. шенат хайовел, «год труб» ] было одним из предписаний, которые Господь дал Своему народу ( Лев. 25:8–16.23–55 ; Лев. 27:16–25 ; Числ. 36:4 ). Название «год труб» связано с тем, что начало его возвещалось звуком бараньего рога [евр. йовел]. Название «юбилейный» [лат. annus jubilei или jubileus] фонетич. близко к евр. названию, однако оно плохо передает суть – точнее было бы назвать его «годом прощения». Другое название Ю.Г. – «год освобождения» [евр. шенат дерор; Иез. 46:17 ]; в Иер. 34:8–22 слово дерор («свобода»), очевидно, обозначает год дарования рабам-евреям свободы. Однако во Втор. 15:1–11 ; Втор. 31 " год отпущения (прощения)» означает ⇒ «субботний год». II. Каждый раз по истечении 7 субботних годов, т.е. по прошествии 49 лет, в великий ⇒ День очищения, после совершения соотв. об-ряда очищения народа, звуком труб (бараньих рогов) провозглашалось начало 50-го Ю.Г. День очищения был 10-м днем 7-го месяца (тишрей); Ю.Г. продолжался до следующей осени. Первый Ю.Г., согласно установлению, должен был отмечаться после занятия народом Израиля земли обетованной и ее обработки в течение 49 лет ( Лев. 25:8 ). Сигналом к началу Ю.Г. был трубный звук, возвещавший народу завета присутствие Бога (ст. 9). III. 1) проведение Ю.Г. подчинялось строгим предписаниям Закона. Во-первых, как и в субботний год, земля должна была отдыхать. В пищу можно было употреблять лишь то, что само произрастало на полях ( Лев. 25:11.12 ). Для израильтян это было серьезным испытанием веры, поскольку и в год, предшествовавший этому, т.е. в субботний, действовали те же запреты. Но обетование для седьмого года о том, что Бог заранее дарует необходимый богатый урожай ( Лев. 25:20–22 ), относилось и к Ю.Г. Запрещение сеять и жать напоминало народу о его зависимости от Бога; 2) согл. Закону Моисея, распределение земли производилось с помощью жребия и земельный надел не мог быть отчужден от собственника. Если же к.-л. по бедности или другой причине продавал свой земельный надел или если в коленах, родах и семействах почему-либо нарушались предписанные Богом отношения собственности, то в Ю.Г. надлежало восстановить их в прежнем состоянии ( Лев. 25:24–28.32–34 ). То же относилось и к земле, посвящ. Господу ( Лев. 27:16–24 ), за одним исключением, о котором сказано в Лев. 27:20–25 . След. исключением были дома, располож. в городах, огражденных стенами. Они переходили в вечную собственность нового владельца уже спустя год ( Лев. 25:29.30 ). В остальных случаях продажа земли навечно не предусматривалась, а все изменения в установленном Богом порядке рассматривались как временные. кроме того, согл. Числ. 36:4 , если дочь, получившая в наследство земельный надел, выходила замуж за мужчину из другого колена, то в Ю.Г. за новым коленом закреплялось право на постоянное владение этой собственностью;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

г) «Нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия» (рус. «Проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих», ст.2). В Ветхом Завете «приятным летом» и «годом отпущения» был юбилейный год, год освобождения рабов и прощения долгов, пятидесятый по счёту ( Лев.25:10 ), о наступлении которого объявлялось всенародно; в этом году рабы получали свободу, отпускались долги, проданные за долги земли возвращались прежним владельцам. Юбилейный год имел прообразовательное значение. В данном пророчестве «приятным летом» названы прообразованные юбилейным годом, благодатные мессианские времена, «время проповеди Мессии, в течение которого Он жил во плоти» (блаж. Иероним). Явившийся на землю Христос возвестил о начале новой эры всепрощения и свободы для всех верующих в Него. Выражения «лето Господне благоприятное» и «день воздаяния» выражают идею милосердия Божия, милующей любви Помазанника, с одной стороны, и идею вечной Божественной справедливости, с другой стороны, которые неотделимы друг от друга. Господь Иисус Христос при чтении этого пророчества в Назаретской синагоге остановился на фразе «лето Господне благоприятное», так как следующее выражение (о дне воздаяния) имеет больше отношения к Его второму пришествию. Стт.3–10. О мессианском духовном царстве – Церкви Христовой. Ст.3. «Дати плачущим Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущим, украшение славы вместо духа уныния» (рус. «Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда). Посыпание пеплом головы служило у древних людей выражением великой печали и покаянного настроения (см.2Ц.13:19; Ион.3:6 ; Ис.52:1–2 ). Напротив, умащение елеем, облачение в прекрасные одежды с головным убором в виде диадемы (венца) являлось выражением веселия в радостных событиях жизни. В иносказательном смысле эти образы, взятые пророком из бытовой жизни древних евреев (диадема, елей радости, прекрасная одежда) указывают на те спасительные и славные плоды благодати, которыми будут ознаменованы мессианские времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

11 Летопись Львов. брат., Журн. Мин. Нар. Просв., 1849 г., т. 62, под 1586 годом. Целью поездки в Россию Константинопольского патриарха Иоакима, как известно, было поставление в Москве патриарха. 12 Устав Львовского братства помещен в Памятниках, изданных Киевскою комиссией для разбора древних актов, Киев, 1852 г., т. III, стр. 1–21, и в Уставных дипломах («Diplomata statutaria»), пожало­ванных патриархами востока Львовскому братству, Львов, 1895 г., стр. 3–15. 13 Устав школы требовал от учителей не только знания, но и доб­рой нравственности и налагал на них обязанность быть строго православ­ными; ввиду же тесной связи братской школы с жизнью и обществом, от родителей и опекунов устав требовал активного содействия де­лам школы, а именно бдительного надзора за поведением детей вне школы и спрашивания уроков; наконец, ставя высшей задачей школы выработку характера воспитанников на началах строго-христианских, устав вводил принцип взаимного обучения, выражавшегося в диспу­тах учеников между собою и требовал от них сознательного и жи­вого отношения к храму Божию, к богослужению и к выполнению высшего долга христианского – исповеди и принятия св. Таин. См. статью М. Лин­чевского «Педагогия древних братских школ» в Труд. Киев. Дух. Акад. 1870 г., Июль-Сентябрь. 14 Изучение языков было поставлено вполне практически; дети обяза­ны были говорить между собой в школе по-гречески, или по-славянски, а потому из Львовской школы выходили люди, прекрасно знавшие грече­ский язык и свободно владеющие литературным славянским языком. 15 Diplom. statut., стр. 21–34 (правила и порядки школы); срав. с уставом той же школы, помещенном в Вест. юго-запад. и запад. Рос­сии, 1863 год, март. Этот устав послужил образцом, между прочим, и для Луцкой школы. 16 См. окружное письмо патриарха Иоакима от 15 янв. 1586 года в I т. юбилейн. изд. Львов. брат. LXXXIV и в А. З. Р., т. III, 157; срав. также окружное послание патриарха Иеремии в ноябре 1589 г., в том же юбилейн. изд. LXXXVI. В летоп. Львов. брат. под 1586 годом указано, что в братской типографии, в продолжение почти трех веков напечатано по крайней мере 300.000 церковных и учебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Ныне небо прозрачно, ныне солнце выше и златовиднее, ныне круг луны светлее и сонм звезд ярче. Ныне примиряются волны с берегами, облака с солнцем, ветры с воздухом, земля с растениями, растения с взорами (людей). Ныне источники текут прозрачнее, ныне реки полноводнее Ныне и луг благоухает, и растения цветут и ягнята скачут на злачных пастбищах. Уже и корабль выводится из пристани с восклицаниями и окрыляется парусом. И дельфин с удовольствием прыгает по волнам возле корабля Уже и земледелец вонзает в землю плуг Уже пастух овец и волов настраивает свирели и наигрывает пастушескую мелодию Все воспевает Бога и прославляет Его бессловесными голосами; ибо возносится благодарение Богу и через меня, так что их хвалебная песнь становится моей Ныне все живое ликует и все наши чувства испытывают наслаждение. Ныне высокий и гордый конь, наскучив стоять в загоне, разрывает узы, скачет по полю и заигрывает с реками Чтобы сказать еще короче, ныне весна естественная и весна духовная, весна видимая и весна невидимая. О если бы и там удостоились мы этой весны, изменившись к лучшему и обновленными перейдя в новую жизнь, во Христе Иисусе, Господе нашем… (Сл. 44,10–11; 617–621=1.660–661). Жизнь как праздник В Слове 41-м, посвященном празднику Пятидесятницы, святитель Григорий обращается к ветхозаветной концепции “юбилея” — года оставления. По закону Моисееву, каждый седьмой год считался годом покоя, когда не разрешалось засевать поля и собирать виноград; каждый пятидесятый год объявлялся юбилейнымгодом праздника, когда люди возвращались в свои владения, должникам прощали долги, а рабов отпускали на свободу (см. Лев 25). Назначение юбилейного года, особым образом посвященного Богу, состояло не только в том, чтобы дать людям отдых, но и в том, чтобы, насколько возможно, исправить неравенство и несправедливость, сущест­вующие в человеческом обществе. Юбилей был годом подведения итогов, когда люди давали отчет Богу и друг другу в том, как они строят свою жизнь, и перестраивали ее в большем соответствии с заповедями Божиими.

http://pravmir.ru/prazdnik-kak-tainstvo/

Временем для праздника кущей назначались 8 дней, от 15-го дня того же месяца тисри до 22-го включительно. Во все сии дни израильтяне должны были жить в палатках (кущах), украшенных ветвями красивых и широколиственных дерев, например пальм, верб речных и т. п. Но, собственно праздничный покой и священные собрания во дворе скинии предписывались в первый и восьмой дни праздника. Праздник открывался великолепными жертвами 821 , которые повторялись в каждый следующий день; только жертвенные тельцы постепенно уменьшались в числе по одному. Восьмой день был великим днем отдания праздника 822 . Значение праздника кущей выясняет само Писание. Он учрежден был для того, чтобы «знали грядущие роды, что в кущах поселил Господь сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской« 823 . По завоевании земли Ханаанской, евреи в седьмой день праздника кущей обходили семь раз вокруг алтаря всесожжений с пальмовыми ветвями – в воспоминание взятия Иерихона, около стен которого седьмижды обносим был ковчег завета. Восьмой же день отдания праздника нарочито посвящаем был благодарному воспоминанию благополучного прибытия в землю обетованную и получения сей земли в наследие от народов хананейских 824 . В книге Исход праздник кущей называется еще »праздником собирания плодов в конце года, когда убирают с поля работы» 825 ; но сие название не столько определяет сущность праздника, сколько его время, ибо он совершаем был тогда, когда уже собраны были с поля все произведения земли 826 . Примечание. По обозрении годичного круга праздников, можно сделать примечание о седьмом месяце тисри, что он весь почти состоял из праздников и был как бы священным месяцем. В сем можно примечать то соответствие, что – как седьмой день в неделе был праздником Господним, так и седьмой месяц в году был праздничным месяцем. Подобно сему и седьмой год был священным (или субботним) годом, равно как и седьмой из субботних (юбилей) был еще более священным и праздничным годом 827 . Глава XXV. Закон о юбилее Глава XXV разделяется на три отделения, из коих в первом излагаются законы о субботнем годе (ст. 1–7); во втором – законы об юбилейном годе (8–22); наконец в третьем некоторые частные предписания, вытекающие из постановлений о субботнем и юбилейном годах (ст. 23–55)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Слово заканчивается торжественным восхвалением весны, с пришествием которой обновляется весь видимый мир. Созерцая праздник весны, Григорий восходит умом к Царствию Божию, которое есть непрестанная весна, непрестанное обновление, непрестанный праздник приобщения к Богу: Царица времен года сопровождает царицу дней [ 10 ]и приносит от себя в дар все самое лучшее и прекрасное. Ныне небо прозрачно, ныне солнце выше и златовиднее, ныне круг луны светлее и сонм звезд ярче. Ныне примиряются волны с берегами, облака с солнцем, ветры с воздухом, земля с растениями, растения с взорами (людей). Ныне источники текут прозрачнее, ныне реки полноводнее... Ныне и луг благоухает, и растения цветут.., и ягнята скачут на злачных пастбищах. Уже и корабль выводится из пристани с восклицаниями... и окрыляется парусом. И дельфин с удовольствием прыгает по волнам возле корабля... Уже и земледелец вонзает в землю плуг... Уже пастух овец и волов настраивает свирели и наигрывает пастушескую мелодию... Все воспевает Бога и прославляет Его бессловесными голосами; ибо возносится благодарение Богу и через меня, так что их хвалебная песнь становится моей... Ныне все живое ликует и все гаши чувства испытывают наслаждение. Ныне высокий и гордый конь, наскучив стоять в загоне, разрывает узы, скачет по полю и заигрывает с реками... Чтобы чказать еще короче, ныне весна естественная и весна духовная, весна видимая и весна невидимая. О если бы и там удостоились мы этой весны, изменившись к лучшему и обновленными перейдя в новую жизнь, во Христе Иисусе, Господе нашем… [ 11 ] Жизнь как праздник В Слове 41-м, посвященном празднику Пятидесятницы, Григорий обращается к ветхозаветной концепции " юбилея " - года оставления. По закону Моисееву, каждый седьмой год считался годом покоя, когда не разрешалось засевать поля и собирать виноград; каждый пятидесятый год объявлялся юбилейным - годом праздника, когда люди возвращались в свои владения, должникам прощали долги, а рабов отпускали на свободу. [ 1 ] Назначение юбилейного года, особым образом посвященного Богу, состояло не только в том, чтобы дать людям отдых, но и в том, чтобы, насколько возможно, исправить неравенство и несправедливость, существующие в человеческом обществе. Юбилей был годом подведения итогов, когда люди давали отчет Богу и друг другу в том, как они строят свою жизнь, и перестраивали ее в большем соответствии с заповедями Божиими. Юбилей, таким образом, становился прообразом жизни людей в будущем веке, где нет социального неравенства, рабов и господ, заимодавцев и должников:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

(по поводу предстоящего 900-летнего юбилея) I II III IV «Бог праведен просвети сердце князю рускыя земли Володимеру приати святое крещение... И вси людие рускыя земли познаша Бога!.. Возрадовашажеся Ангельстии чини, ныне радуються вернии». Мних Иаков. В самом непродолжительном времени в нашем отечестве совершится великое и знаменательное торжество в воспоминание приснопамятного события – крещения земли русской и равноапостольного князя её св. Владимира. Истекает уже девятое столетие с того величайшего исторического момента, когда Премудрому и Всеблагому Промыслу благоугодно было озарить наше дорогое отечество светом христианства и причислить великую русскую землю к православной восточной церкви. Такое знаменательное событие конечно должно быть вечно памятным для каждого истинно-русского, истинно-православного человека и нужно ли говорить о том, что на нас лежит обязанность достойно почтить приближающийся юбилей, отпраздновать его торжественно, как начало нашего возрождения к новой жизни под сенью св. православия, на котором, как на недвижимом камне, зиждется целость, несокрушимость и мощь России. Нет сомнения, – торжество будет вполне соответствовать величию воспоминаемого события, и многомиллионная Русь едиными устами возблагодарит Бога и св. князя Владимира, как своего просветителя, за его равноапостольный подвиг. И действительно, сколько нам известно, давно уже идут деятельные приготовления к предстоящему юбилейному торжеству, центрами которого будут Киев, мать городов русских, и Херсонес, как место крещения св. Владимира, по рассказам нашей начальной летописи. Если не ошибаемся, почин в деле устроения юбилейного празднества принадлежит славянскому благотворительному обществу. Еще в 1886 году, в своем заседании 23 марта, оно выработало программу праздника, который, без всякого сомнения, будет иметь исключительно церковный характер; еще тогда юбилейным годом назначен 1888, а днем празднования – 15 июля, когда совершается память равноапостольного князя Владимира, и в настоящее время, по распоряжению высшей духовной власти, указано то же число юбилейного торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Тому, предполагаемому во второй части, случаю, что израильтянин покупается соотечественником, здесь соответствует древняя обязанность выкупа, при которой, по видимому, не имеет места возврат в юбилейном году. Если же, напротив, земельное владение обедневшего израильтянина не выкупается ни кем из членов его рода, а покупается посторонним, то здесь уже нет различия, – будет ли он израильтянином из чужого колена или богатым не израильтянином. В обоих случаях имеют силу одни и те же условия, именно, – что проданный участок может быть в каждый момент выкуплен назад его прежним владельцем, и что, если это ему не удается, во всяком случае он снова переходит в его владение в юбилейный год, за исключением домов в городах не левитского населения, которые (дома) по истечении года уже не могут быть выкупаемы и не отходят к своему прежнему владельцу даже и в юбилейный год. При выкупе имеют силу те же условия, что и в отношении рабов – евреев, поскольку цена уменьшается с каждым годом, пока в юбилейный год совершенно исчезает. Это опять значит: поля израильтян вообще не могут быть продаваемы соотечественникам чужого колена или пришельцам, но их можно только брать в аренду на срок в 1–49 лет, с постоянным обязательством возвратить их за цену, соответственную числу остающихся жатв. К постановлениям Лев. гл. 25, глава 27 присоединяет еще определение, что продажный участок даже тогда возвращается к прежнему собственнику, когда покупатель посвятил его святилищу, так как покупатель может отдать только оценочную сумму (ст. 23 и д.). Если же, наоборот, сам владелец посвятил его, прежде продажи его, то он уже не может выкупить его, поле в юбилейный год переходит во владение священников (ст. 17 и д.). Легко видеть необыкновенно – великое социальное значение этих узаконений. В юбилейном году все израильтяне делаются свободными гражданами и получают все свои прежние участки (за исключением того, что перешло в руки членов рода; и домов в городах). Впрочем, в самом законе не выдвигается социальная сторона, а только сторона религиозная.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Следует заметить, что за всю историю отечественной марки это всего лишь второй случай изображения на наших почтовых миниатюрах портретов Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Образ первого из них, датированный 1424 годом, был на вышедшей в 1991 году в серии " Культура русского средневековья " двадцатикопеечной марке СССР, портрет второго (в и доспехах) - на марке России 1995 года из серии " История Государства Российского " . И А вспомните в связи с этим, для сравнения, сколько советское почтовое ведомство " " в время одних только " Ильичей " и до боли похожих друг на друга " съездовских " прямоугольников и квадратиков? Не счесть. Отрадно, что в последние годы наше почтовое ведомство проводит патриотически-ориентированную эмиссионную политику, достойную дореволюционных российских традиций. Так, помимо юбилейного почтового блока, в этом году были изданы два конверта, 625-летию Куликовской битвы. Первый из них - конверт " первого дня " с изображением летописной миниатюры - по традиции был погашен в Москве 2 августа (то есть в день официального выпуска юбилейного почтового блока) специальным штемпелем с изображением храма Сергия Радонежского в селе Красный холм (архитектора А.В.Щусева). Второй - " обычный " художественный маркированный конверт - с изображением памятников Государственного военно-исторического и природного музея заповедника " Куликово поле " также был издан в августе на Пермской печатной фабрике Госзнака тиражом один миллион экземпляров и, в первую очередь, поступил в почтовые отделения Монастырщины и Епифани. Кроме того, для почтовых отделений деревни Милославщино и Куркино были заранее подготовлены два юбилейных штемпеля с изображением обелиска-колонны Дмитрия Донского в селе Красный холм, которыми 21 сентября Предстоятель РПЦ и министр информационных технологий и связи Л.Д.Рейнман и обозначили новую символическую веху в филателистической летописи Куликовской битвы. Это тем более важно, что до настоящего времени назвать достойной, к сожалению, было практически невозможно, так как, помимо вышеупомянутых почтовых миниатюр с изображениями Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, было издано всего две марки СССР с сюжетами, имеющими отношение к этому великому событию русской истории. Первой из них может считаться пятидесятикопеечная марка с репродукцией картины М.И.Авилова " Поединок Пересвета с Челубеем " , вышедшая в 1968 году в серии " Государственный Русский музей в Ленинграде " тиражом два с половиной миллиона экземпляров, и второй - достаточно известная марка " 600 лет Куликовской битве " с репродукцией картины А.П.Бубнова " Утро на Куликовом поле " и изображением обелиска-колонны Дмитрия Донского, увидевшая свет в 1980 году тиражом более пяти миллионов экземпляров. В том же 1980 году были изданы и соответствующие юбилейные конверты.

http://ruskline.ru/analitika/2005/09/26/...

Правда, при временной сдаче в пользование может представляться та невыгода, что временный владелец будет стараться о том, как бы больше извлечь из земли выгоды и меньше истратить на ее обработку, т.е. представляется невыгода беззастенчивой, крайней эксплуатации земли, неминуемо ведущей за собой истощение ее и бесплодие, как это было например в Самарской губернии, где арендаторская эксплуатация довела землю до крайнего истощения, за которой последовала в 1873г. известная катастрофа – голод. 115 Но и это неудобство не могло принести в древней Палестине столько вреда, сколько оно могло бы принести его в других странах и при других условиях. Прежде всего временный владелец только в редких случаях мог иметь прямую выгоду в эксплуатации земли до истощения, и по преимуществу перед юбилейным годом, когда он должен был возвращать землю прежнему владельцу. Но и здесь уже его корыстная эксплуатация могла парализоваться глубоко укоренившимся в народе воззрением на землю, как бы на одушевленное, чувствующее существо, и потому самому требующее отдохновения после труда, 116 – следовательно, удобрения после истощения. Но если бы даже этот нравственный мотив оказался бессильным умерить хищническую эксплуатацию временного владельца, то и в таком случае вред ее парализовался рассмотренным уже нами учреждением субботнего года, агрономическое значение которого и состояло в восстановлении истощенной растительной силы земли. При необыкновенном плодородии палестинской почвы такого узаконенного покоя было достаточно для того, чтобы изгладить следы хищнической эксплуатации. Тем большее значение в этом отношении имел двухгодичный покой (во время субботнего и юбилейного года), как раз приходившийся ко времени возвращения истощенной земли прежнему владельцу: после такого продолжительного покоя земля возвращалась прежнему владетелю со всем богатством своих растительных сил и своего плодородия. Но Моисеево законодательство и временную продажу обусловливает такими определениями, по которым только в исключительных случаях земля могла остаться в руках покупателя до юбилейного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010