Вот и всё, что может сказать исследователь критического направления о происхождении этого величественного установления! О внешней стороны юбилей является здесь скопированным с другого установления; во внутренних своих основаниях, отличающих его от других ветхозаветных установлений, он лишён даже оригинальности. Задаваясь целью – объяснить зарождение мысли о юбилее, критика указывает прототип последнего в празднике Пятидесятницы; но эта параллель, основываемая на сходстве некоторых выражений 37 , объясняет только внешний вид установления юбилея, со стороны его следования в ряду годов; в этом отношении между 50-м днём, следовавшим за семью субботами, и 50-м годом, заканчивавшим собой семь субботних годов, соответствие есть, без сомнения; но это соответствие для своего объяснения вовсе не требует предположения о копировании или „искусственном” приспособлении одного установления к другому; оно объясняется единством выразившейся в них религиозной идеи, какова именно идея ветхозаветной субботы. Что для объяснения существа дела эта параллель ничего не даёт, это критика и со своей стороны ясно даёт заметить, оставляя её совершенно без внимания, когда идёт затем речь об особенностях юбилейного года. Насколько в этом последнем пункте состоятельно вышеприведённое критическое объяснение, авторитетное суждение об этом произнесено уже одним из исследователей критического же направления. „Предположение, – говорит он, – что существовал предшествовавшей 25-й главе Левит закон, назначавший общее освобождение еврейских рабов и возвращение земельной собственности на 7-й всегда год, висит в воздухе, так как даже во Втор. 15и в книге Иеремии ( Иер. 34:14 ) для освобождения рабов удерживается ещё 7-й год от начала их службы ( Исх. 21:2 ) и так как для возвращения земельной собственности 7-й год был бы слишком кратким и совершенно непрактичным сроком; отпущение же долгов в лето отпущения ( Втор. 15:1 ) никоим образом не составляет перехода к величественному образу, представляемому юбилейным годом” 38 . К этому краткому и сильному замечанию едва ли нужно что-либо прибавлять; попытка новой критической школы вывести логическим путём из предполагаемых ей предшествующих установлений высокое ветхозаветное установление явно не удалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Слабость своих оснований в этом, равно как и в других пунктах, критика надеется, однако, прикрыть ветхозаветными данными из истории рассматриваемых установлений. „Что касается, – говорят, – свидетельств обо всех этих учреждениях, то существование постановлений книги завета предполагается как во Второзаконии, так и в священническом кодексе. Влиянию Второзакония нужно, по-видимому, приписать то, что в конце царствования Седекии самым делом произведено было освобождение еврейских рабов; выражения Иер. 34:14 , указывают на Втор. 15:12 , а не на Исх. 21:2 . Так как доселе не практиковался этот закон, то поэтому в данном случае эта мера была выполнена всеми одновременно; так и должно быть, если она являлась в мире, как необычайное новое учреждение. В связи с этим, может быть, находится то, что относительный год сделался твёрдым седьмым годом. Субботний год, по словам самого законодателя, не был соблюдаем во всё время, предшествовавшее вавилонскому плену. По Лев. 26:34 , земля удовлетворит себя за субботы свои во все дни запустения... В 2Пар. 36:22 , эти слова приведены, как слова Иеремии, и это служит правильным и откровенным выражением происхождения их во время плена. А так как писатель 26 главы Левит есть вместе с тем писатель и Лев. 25:1–7 , т. е. автор закона о субботнем годе, то это и даёт право относить происхождение последнего к позднейшему времени. Юбилей же, развившийся во всяком случае из субботнего года, должен быть позднейшим его. Пр. Иеремия ( Иер. 34:14 ) ничего не знает о том, что рабы должны быть „по закону” отпускаемы на свободу в 50-й год; слово („освобождение”), употреблённое в Лев. 25о юбилее, он прилагает к 7-му году; и это имеет решающее значение для понимания и слов Иез. 46:17 : земельный участок, подаренный князем одному из своих слуг, остаётся в его владении только до 7-го года” 39 . В этом заключительном объяснении развиваются три положения: постановление Второзакония о 7-м годе существовало прежде вавилонского плена и в исключительных случаях было исполняемо; закон о субботнем годе не только не исполнялся, но и не существовал в это время; закон о юбилейном годе, как развившийся из субботнего года, имеет ещё более позднее происхождение. Первые два положения заключают некоторую долю правды; последнее совершенно ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как большевистское иго спасло Третий Рим 04.02.2017 1351 Время на чтение 8 минут Отмечая столетие революционных событий, мы пытаемся определить их смысл и значение советского периода в русской истории. Об этом - беседа с Виктором Николаевичем Тростниковым, современным русским философом, богословом, математиком, автором книг «Понимаем ли мы Евангелие?», «Мысли перед рассветом», «Мысли перед закатом» (премия «Литературной газеты» «Золотой Дельвиг»), «Россия земная и небесная», «Быть русскими - наша судьба» и др. - Виктор Николаевич, о чем мы должны помнить, оценивая события революционных лет? - У меня есть серьезные опасения в связи с наступающим юбилейным годом. Каждый захочет выстроить свое понимание Гражданской войны и советского периода. Споры ведутся в таком ключе, что я очень встревожен. На произошедшие события - революцию и ее последствия - существуют два прямо противоположных взгляда. И они становятся антагоническими. Мнение первое. Дореволюционная Россия была раем: корова стоила 45 руб., промышленность занимала 1-е место в мире, и по расчетам Дмитрия Менделеева, нас ожидали блестящие перспективы. Но злоумышленники, воспользовавшись военной ситуацией, на иностранные деньги совершили переворот и устроили геноцид, уничтожив за время своего правления 66 млн человек. Вторая точка зрения. Начиная с XIX века в России все прогнило, вся интеллигенция, все образованные люди были атеистами, над царем насмехались, и он полностью потерял авторитет. Начались поиски какого-то ложного пути, семинаристы славили революцию, в обществе создалась атмосфера великих ожиданий - это хорошо отражено в пьесах Чехова. Над Россией реял буревестник революции. Революция стала освежающей грозой. Рухнувшая в бездну Россия была восстановлена. Исполненным энтузиазма, освободившимся от царизма народом была проведена индустриализация, и наша страна превратилась в мощную сверхдержаву с ядерным оружием и баллистическими ракетами. Борис Кустодиев, Большевик Эти два мнения преобладают в нашем обществе, имея сторонников 50 на 50. Поэтому во всех связанных с юбилеем передачах по телевидению, в докладах на конференциях все нерешенные вопросы вылезут наружу и дойдут до ожесточенных противостояний. Я по своей природе оптимист, но трезво смотрю на происходящее и не исключаю, что в канун столетия революции будут митинги, уличные манифестации и даже «майдан», тем более что наши враги постараются подлить масла в огонь. Многие захотят пойти по стопам СМИ и перессорить граждан нашей страны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

А что это пророчество относится к первому действительному явлению Иисуса Христа в мир и совершению Им искупления рода человеческого, это ясно, во-первых, из свидетельств Новозаветного св. Писания, во-вторых, из единогласного понимания и толкования этого пророчества в приложении к Иисусу Христу отцами и учителями христианской Церкви, и, в-третьих, из свидетельств самих иудеев-талмудистов, которые не могли не сознать, что Даниил пророчествует здесь о продолжении времени до пришествия Христа. Один из раввинов (Манассий) прямо сознается, что соплеменники его относили это пророчество к Мессии и что эту уверенность разделяли все те иудеи, которые мятежничали против Веспасиана и Тита. Другой (Мардохей) выражается, что Мессия есть тот, к пришествию которого приводят седмины Даниила. Некоторые из раввинов утверждают, что Мессия должен привести правду вечную, что он сам есть правда вечная, Святый святых, очевидно, заимствуя эти выражения из пророчества Даниила 82 . Объяснение 9-й главы . Для уразумения пророчества Даниила о 70 седминах, на которое так много имеется разнообразных толкований, нужно прежде всего решить следующие вопросы: 1) что должно разуметь под седминами и 2) с какого времени нужно вести начало счета этим седминам. 1) Известно, что иудеи вели счет седминами тремя различными способами. Прежде всего они имели седмину, состоящую из дней, в каковом случае она соответствовала неделе: Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появился серп на жатве ( Втор. 16:9 , ср. Дан.10:2 ); таким сроком определяет Моисей время праздника Пятидесятницы от праздника Пасхи. Во-вторых, у них была „седмина” лет, составлявшая круг в семь лет, известный под названием субботнего года: указание на такое счисление можно видеть уже в Быт. 29:27 , а прямое узаконение относительно числа лет, составляющих субботний год, находим в постановлениях Моисея ( Лев. 25:3–5 ). Наконец, у них была „седмина“ субботних годов, т. е. круг в сорок девять лет, заканчивавшихся юбилейным годом: «И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтобы было у тебя времени в семи субботних годах сорок девять лет» ( Лев.25:8 ; ср. 25:10–11). Теперь нужно рассмотреть, какая из этих наиболее соответствует сделанному Даниилу откровению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Но в 1080 г. Григорий VII вновь отлучил императора. В 1083 г. Генрих IV занял Рим и противопоставил Григорию VII антипапу Климента III. Григорий VII призвал на помощь герцога Роберта Гюискара, который, освободив Рим, подверг его разграблению. Григорий VII был вынужден покинуть город и вскоре умер в Салерно. Канонизирован в 1606 г. Иннокентий III (1160–1216) – папа римский с 1198 г. В миру Лотарио, граф де Сеньи. Родился в Ананьи. Кардинал с 1190 г. Около 1195 г. написал сочинение «О презрении к миру». Отстаивал идею папского миродержавия, считая королей своими вассалами (по его словам, папа – солнце, император – луна). Он первым объявил пап «викариями Иисуса Христа». Вследствие усиления ересей при Иннокентии III получила новое развитие инквизиция и зародились ордена доминиканцев и францисканцев. Иннокентий III организовал 4-й крестовый поход, завершившийся захватом Константинополя в 1204 г. и временной победой католицизма на Востоке. В Германии, поддерживая Оттона IV, а затем Фридриха II, Иннокентий III усилил влияние папства. В 1213 г. английский король Иоанн Безземельный признал вассальную зависимость от Иннокентия III. Правление Иннокентия III – вершина могущества пап. 148 Говорю спорных – для того времени, ибо ныне они признаны бесспорно-подложными. Впрочем, еще в XVI веке даже такие ученые и добросовестные богословы, как известный противник Лютера Иоанн Экк, могли быть убеждены в подлинности Исидоровых декреталий. 149 Гогенштауфены – немецкий владетельный род из Швабии, с 1138 по 1254 г. (в лице Конрада III, Фридриха I, Генриха VI, Фридриха II и Конрада IV) занимавший императорский престол в Германии и угасший в мужском поколении в 1268 г. со смертью сына Конрада IV – Конрадина. Манфред – сын императора Фридриха II, король Сицилии (1231–1266). В 1266 г. был разбит Карлом Анжуйским при Беневенте и убит. 150 Бонифаций VIII (ок. 1234–1303) – папа римский с 1294 г. В миру Бенедетто Каэтани. С 1276 г. на юридической службе в курии. Кардинал с 1291 г. Сторонник теократической идеи, Бонифаций VIII проводил политику в интересах верховенства власти духовной над светской. В ответ на поборы с церковных имуществ во Франции Бонифаций VIII издал в 1296 г. буллу, запрещавшую духовенству платить налоги государям. Король Филипп IV запретил вывоз денег из Франции. Для улучшения финансового положения Бонифаций VIII объявил 1300 г. юбилейным годом. В 1302 г. Генеральные штаты признали папскую власть во Франции ограниченной. В ответ Бонифаций VIII издал буллу «Unam Sanctam» (1303), в которой снова провозгласил верховенство папы. Филипп IV послал в Италию своего представителя Г. Ногаре, арестовавшего Бонифация VIII. Не вынеся оскорблений, он скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В целом, можно утверждать, что в сектантских произведениях ессейского и зелотского направления эсхатон мыслится связан с наказанием нечестивых Богом через экстраординарные события. Однако от этого понятия эсхатона практически неотделимо представление о пришествии в последние дни Мессии, высокое происхождение Которого описывается как рождение от Бога, и Который будет не только вершить суд, но и благодатно царствовать над своими верными. Эсхатология в несектантских рукописях Выше были упомянуты две несектантские рукописи – «Молитва Еноха» (4Q369) и «Сын Божий» (4Q246) – события в которых могут быть условно поняты как эсхатологические, если предположить в них связь эсхатона с наступлением мессианских времен; непосредственно выражение «последние дни» в них не встречается. На действительное существование такой связи указывает рукопись «Небесный князь Мелхиседек» (11QMelch=11Q13, в русском переводе иногда «Мидраш Мелхиседек») 18 . Она замечательна не только потому, что в ней прямо говорится о «последних днях», но и тем, что она – первый из известный нам текстов, в котором библейская личность салимского царя Мелхиседека ( Быт.14:18 ) интерпретируется типологически как прообраз будущего Мессии Израилева. Что такая возможность не исключалась для автора свитка – палестинского иудея, жившего накануне пришествия в мир Иисуса Христа и еще не приобщившегося к полноте новозаветного Откровения – подтверждает содержание 109-го псалма, в котором Господь (Янве), обращаясь к Мессии, говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ). В данных словах библейский автор подчеркнул необычность ситуации, когда Авраам, будучи специально призван Богом в чужую землю, дабы быть носителем Божественной Вести человечеству, отдает десятину священнику Бога Всевышнего – Мелхиседеку, признавая, тем самым, превосходство его служения. Автор кумранской рукописи отталкивается от понятия юбилейного года и видит в нем прообраз мессианского времени: как в период юбилея прощались все долги и экономика Израиля возвращалась в первоначальное справедливое состояние, так и юбилейный год станет годом прощения грехов. В рукописи символом греха является долг, значит, этот образ был распространен у евреев периода позднего Второго храма и понятен им; поэтому, когда Иисус Христос в молитве «Отче наш» предлагает молиться об оставлении долгов, то эта символика известна и Его ученикам, и слушателям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Как выбираются лучшие фильмы 14.01.2013 23:54:51 Наталья Ларина Закончился юбилейный 15-й кинофестиваль «Радонеж». Лучшие киноленты получили награды. Казалось бы, можно поставить точку до следующего кинематографического праздника, но тут в редакцию «Радонежа» пришло письмо с просьбой рассказать об организаторах фестиваля и о том, как выбираются лучшие фильмы. Предлагаем нашим читателям интервью с секретарем Жюри фестиваля Татьяной Ивановной Мальцевой. И первый вопрос к ней об «организационной кухне» кинофорума. Вот что она рассказала. - С каждым годом она становится всё более и более трудоемкой. Ведь количество работ присланных на конкурс возрастает. В этом году было прислано 250 работ. На 50 фильмов больше, чем в прошлом. Это очень радует, но ведь их нужно все отсмотреть, внести в базу данных и, после этого, передать в отборочную комиссию. Кстати, фильмы, в своей основе, на хорошем профессиональном уровне и отборочной комиссии тоже приходится «попотеть» прежде, чем отобрать лучшие работы в конкурс. - А кто в неё входит? - Прежде всего Софья Александровна Сваровская. Она уже 15 лет с первого кинофорума председательствует в нашей комиссии. И это большая удача для нашего фестиваля, что такой профессионал и знаток документального кино с первого дня активно сотрудничает с «Радонежем». А ещё Марианна Николаевна Чугунова, которая была правой рукой Андрея Арсеньевича Тарковского, и сейчас возглавляет благотворительный фонд его имени. Член отборочной комиссии, киновед Татьяна Москвина входит также в жюри фестиваля… - Давайте раскроем и его состав. - С удовольствием. Не преувеличу, если скажу, что в нём прямо-таки созвездие значительных личностей. Замечательный режиссер знаменитого фильма «Поп» Владимир Хотиненко, актриса Валентина Ивановна Теличкина. Она ещё и художник – её картины светлые, по-детски радостные. И мы стараемся для наших зрителей к каждому фестивалю приурочить выставку её картин. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), священники Алексий Дарашевич и Виктор Салтыков, председатель Комитета Госдумы по общественным и религиозным организациям Сергей Александрович Попов. Алексеев Сергей Николаевич, начальник Службы документальных фильмов телеканала " Россия " , Богатырев Александр Владимирович, писатель, кинорежиссер, Александров Владимир Александрович, - начальник Управления по работе с общественными организациями и СМИ аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Золотухина Алла Николаевна, профессор ВГИК, Иенсен Татьяна Олеговна, член редколлегии журнала " Искусство кино " .

http://radonezh.ru/analytics/kak-vybiray...

   Так что, сколько бы доводов ни приводил кто, почитая субботу, это же, с прибавлением, будет относиться и по отношению к восьмому дню: потому что этот день является законченностью (или «совершенством») субботнего дня. Почитание сего восьмого дня, т.е. Господняго Дня, и Моисей прикровенно ввел; ибо Юбилейный Год, который был им узаконен и наименован «Годом Отпущения», не был относящимся к числу, по закону численным седмицам, лет, но был после их всех, и был восьмым, возвещающимся по прошествии последних сих лет; это же самое Моисей делает и в седмицах недель. Но таким образом Законодатель не только прикровенно ввел почитание восьмого дня, который мы и называем Господним Днем (т.е. воскресеньем), как день освященный Воскресением Господним, но и повелел сочетать его с празднеством, которое наименовал «Днем Труб», и именует его «исходным», т.е. как бы границей и пределом всех празднеств. Этим ясно показывает, что и восьмой день должен быть называем нами «святым», предвозвещающим как бы божественное и всеславное и священное достоинство Господняго Дня, имеющее наступить после того, как все ветхозаветное минует. Таким образом и он по той причине почитал седьмой день, что он приводит к истинно честному восьмому дню; и как данный чрез него Закон заслуживает уважения, как приводящий ко Христу, так и седьмой день заслуживает почитания, как приводящий к восьмому дню, в который произошло Господне Воскресение, ибо и оно было восьмым; потому что, как после седьми дней, восьмой идет по счету, так, исследуя, ты найдешь, что после седьмого из всех от века повествуемых воскресений, Воскресение Господне было восьмым по счету (Мф.27:52-53).; таким образом, не только в восьмой день оно совершилось, но и восьмым числится после тех, которые ему предшествовали; но оно же — и первое, имеющее непосредственное отношение к ожидаемому восстанию во Христе всех, лучше же сказать — воскресение, по причине которого и Христос — начаток усопших и перворожденный из мертвых — славится. Таким же образом Господень День является не только восьмым днем, вследствие того, что он числится восьмым после предшествующих ему дней, но в то же время он является и первым днем по отношению к тем дням, которые следуют за ним; это для того, чтобы, таким образом, одновременно был первым и последним тот самый день, который мы, вот, называем «Господним», Моисей же наименовал его не «первым», а — «единым», как весьма превосходящий по своему значению иные дни, и являющийся началом будущего века, единого и невечернего (бесконечного) Дня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

30 ноября в московском Доме кино откроется XV Международный кинофестиваль «Радонеж» 14 сентября 2010 г. 15:32 30 ноября 2010 года в московском Доме кино откроется XV Международный кинофестиваль «Радонеж». Фестиваль проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального агентства по кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Правительства Москвы, Московской городской думы, Союза кинематографистов России, Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества , Синодального информационного отдела , Патриаршего совета по культуре , Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата. «Радонеж» является старейшим в России фестивалем духовно-нравственного кино. Начавшись в 1995 году конкурсом, в котором приняли участие 45 кино- и телекомпаний, он перерос в многоплановый кинофорум, возглавивший целое фестивальное движение. По словам генерального директора фестиваля Е.К. Никифорова, пример «Радонежа» вдохновил организаторов еще пятнадцати кинофестивалей с близкой по духу концепцией: «Встреча», «Семья России», «Лучезарный ангел», «Покров» и другие. В юбилейном XV фестивале примут участие около двухсот теле- и кинокомпаний из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Главной площадкой форума станет Дом кино Союза кинематографистов РФ. Как отметил председатель жюри фестиваля «Радонеж» писатель Владимир Крупин, кинофорум с каждым годом растет не только количественно, но и качественно. Так, помимо просветительских документальных фильмов, которые изначально занимают значительное место в программе фестиваля, все больший интерес вызывают игровые и анимационные картины. В рамках XV фестиваля «Радонеж» пройдет также конкурс сценариев семейных фильмов «Вера, Надежда, Любовь», конкурс фильмов «Святость материнства» и многое другое. По традиции, участники фестиваля выберут также лучший христианский фильм года, который будет предложен вниманию Святейшего Патриарха Кирилла. Как и в прежние годы, запланирована специальная программа «Эхо фестиваля»: лучшие картины будут показаны не только в регионах, но и по телеканалам «Союз», «Спас», «Доверие», «Столица», Интернет-телеканалу «Радонеж» и др. В преддверии фестиваля по адресу fest.radonezh.ru  открыт сайт, где размещена информация о кинофоруме и большая коллекция лучших фильмов фестиваля за прошлые годы. Также на сайте предусмотрена возможность общения для кинематографистов. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1274946.ht...

Возникло учение, что Мессии должен предшествовать Илия ( Мф.17:10 ) или какой-либо другой пророк, – в особенности Иеремия ( Ин.1:21 ; Мк.6:15 ; Мк.16:14 . О месте явления Мессии, уже во время земной жизни Спасителя, одни говорили, что он должен прийти из Вифлеема ( Ин.7:49 ), другие утверждали: «Христос же когда прийдет, не будут знать, откуда Он» ( Ин.7:27 ). В эпоху талмудическую неоднократно высказывалась мысль, что Мессия должен явиться на севере, что он выйдет из Рима, где будет пребывать некоторое время в скрытом состоянии. В особенности разнообразно определялось время пришествия Мессии. «Если кто-либо», читаем, в Талмуде, «скажет тебе чрез 400 лет после разрушения храма: купи это поле за один динарий, хотя оно стоить тысячу динариев, – не покупай, ибо в это время придет Мессия и мы будем избавлены: зачем же тебе терять динарий?» По мнению других раввинов, миру назначено существовать 85 юбилейных периодов; в последний из них, в начале или в конце, должен прийти Мессия. Один раввин нашёл свиток, в котором было сказано, что годом пришествия Мессии будет 4291 год от Сотворения мира. Другой же на вопрос о времени пришествия Мессии отвечал: «поди, спроси его самого». Отказываясь от точных определений наступления мессианского времени. Многие, при этом, утверждали, что Мессия явится внезапно, что он уже существует в мире, но, по причине грехов народа, пребывает в скрытом состоянии. Вместо точных определений времени пришествия Мессии указывались общие признаки близости этого пришествия. Но обычному представлению, раскрываемому в талмудической письменности, Мессия должен родиться в тяжёлые времена. Языческий мир тогда будет находиться в состоянии разложения, народы буду страдать от меча, голода, землетрясений и общественных смут. Последнее семилетие пред пришествием Мессии будет сопровождаться ежегодными новыми бедствиями. Печально будет и состояние Израиля. Безнравственность среди него достигнет высших пределов: не будет в нём ни истины, ни верности; сын будет издеваться над отцом, дочь восстанет на мать, мудрость книжников будет в презрении у всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010