Особенно важен был этот год в хозяйственном отношении: здесь на целый год прекращалось земледелие, собирание плодов и обрезывание виноградников. Через это земля возвращала истощенные силы, и растения укреплялись ( Лев.25:1–7 ). Новолетие юбилея праздновалось в десятый день седьмого месяца, в день очищения. Наступлеиие сего года возвещалось священным звуком трубы или рога, и тогда открывалось всеобщее торжество для израильтян – год Юбилея 1960 . В это время субботствование продолжалось два года, т. е, сорок девятый год, который по счислению семи седмиц лет всегда приходился годом субботним, и Юбилей, т. е. пятидесятый год. Исчислиши себе седмь лет покоя, – говорил Бог о Юбилее, – седмь лет седмижды: и будут тебе седмь седмин лет, четыредесять девять лет. И возвестите трубным гласом во всей земли вашей месяца седмаго в десятый день месяца: в день очищения возвестите трубою во всей земли вашей. И освятите лето, пятьдесятое лето, и разгласите оставление на земли всем живущим на ней ( Лев.25:8–10 ). Это оставление заключалось: 1) В освобождении рабов и совершенном отпущении их на волю, так что в юбилейный год во всей земле Иудейской не оставалось ни одного раба, кроме тех, кои поступили в рабство из иноплеменнивов ( Лев.25:39–46 ). 2) В возвращении каждого еврея в свое колено и в свою наследственную землю. Каждый еврей, где бы он ни был, возвращался в свое колено, отыскивал свой родовой участок земли ( Лев.25:10:13 ). 3) В возврате проданных или заложенных имений, кои в Юбилей отдавались без платы прежним владельцам своим; если владельцы умерли, то – их наследникам ( Лев.25:13–17, 23–28:31 ). 4) В прощении долгов, состоявших из движимого имущества, напр.: домашнего скота, зернового хлеба, денег. 5) В повсюдном прекращении земледелия. Послю, говорил Бог, благословение Мое вам в лето шестое, и сотворит плоды своя на три лета: и посеете в лето осьмое, и снесте от плодов ветхих до лета девятаго ( Лев.25:21–22 ). Таким образом, новолетия у евреев были праздниками не только для людей, но и для всей природы; они приносили с собою вожделенный покой не только человеку и скоту, но плугу и серпу, косе и ножу, очищающему виноградную лозу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Год из 12 месяцев и 364–365 дней известен евреям Библии, однако неясно откуда: такое летосчисление появляется в последней четверти X века в старейшем еврейском документе, которым мы располагаем, – сельскохозяйственном календаре Газера. Невозможно точно определить, когда ради синхронизма с солнечным годом в календарь был введен тринадцатый лунный месяц. Сведения о таком календаре появляются в царскую эпоху ( 2Пар.30:2 ; Чис.9:11 ; 3Цар.12:32 ). После пленения евреи окончательно принимают вавилонскую систему. Многочисленные изменения, которые претерпел календарь с течением веков, привели наконец к тому, что раввины установили четыре ключевых момента в году: «тишри», Новый год, в честь сотворения мира и чтобы отметить начало седьмого года и юбилейного года; 15 «шеват», время весеннего сокодвижения, начало Нового года для деревьев; «нисан», Новый год для царей и начало годового праздничного цикла; наконец, «еллул», Новый год для сбора десятины со скота. Обычай считать годы с момента сотворения мира, как делают евреи, не упомянут в Библии. Даты определяются относительно знаменательных событий или прихода к власти судей или царей. Отсюда сложность точного хронологического распределения событий истории евреев. Наряду с официальным календарем Иудеи, израильское царство имело календарь раскольничий. Иезекииль задумал реформу календаря. Секта Кумрана в Книге юбилейных лет предложила иное исчисление времени. Еврейский календарь в итоге сформировался с учетом религиозных и национальных событий, а также особенностей ведения сельского хозяйства в соответствии со сменой времен года (Таблицу летосчисления из Газера см.: Vaux. Указ. соч. V. I. Р. 279). Суббота и праздники Ритм еврейской трудовой недели нарушается субботой: седьмым днем недели. Обычай в этот день отдыхать идет из глубины веков – это день, когда Создатель завершил творение по истечении шести дней работы ( Быт.2:2 ; Исх.34:21, 31:12, 20:8 ; Втор.5:12 ). Уважение к субботнему отдыху отразилось в Торе и Книгах пророков: его проповедуют священники и левиты, которые в нем видят залог верности миропорядку, установленному Господом для своего народа. Важность субботы должна была вырасти после пленения, когда было укреплено и усовершенствовано законодательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди эпистолярного наследия митр. Евгения его письма к Македонцу за­нимают значительное место по своему объему и разнообразию содержащихся в них сведений: от светских новостей, передаваемых из столицы в провинцию, до частных замечаний, касающихся личных взаимоотношений двух давних прия­телей, и многочисленных наблюдений и размышлений их автора. В настоящее время известно 113 писем митр. Евгения В. И. Македонцу, охватывающих пер­вые 12 лет пребывания Е. А. Болховитинова вдали от родного Воронежа на новом поприще монашеского и епископского служения. Первое из сохранившихся пи­сем было написано на третий день пребывания Евфимия Алексеевича в Москве проездом в Петербург 17 февраля 1800 г. 11 , последнее датируется годом кончины Македонца: оно было отправлено из Вологды 18 ноября 1812 г 12 . Большая часть из них – 90 – была напечатана в журнале “Русский архив” за 1870 г. 13 Фрагмен­ты восьми писем были помещены в юбилейном Евгениевском сборнике 14 . Основной массив писем митр. Евгения к Македонцу был подготовлен к публикации в журнале «Русский архив» бывшим учителем воронежской гим­назии, впоследствии чиновником московского архива Министерства юстиции Н. Е. Северным (1837–1919) 15 . По его сообщению, письма были случайно обна­ружены на воронежском рынке и спасены от уже начавшегося уничтожения пре­подавателем кадетского корпуса Э. А. Завадским (1830–1862), после кончины которого законоучитель воронежской гимназии Н. А. Волков передал десять из имеющихся писем для публикации А. Д. Ивановскому, а остальные предоста­вил в редакцию «Русского архива». На основании рассказа Волкова Северный высказал предположение, что переписка сохранилась не полностью 16 . Остается невыясненным, какова была судьба писем митр. Евгения в течение нескольких десятилетий после кончины в 1812 г. Македонца, бережно сохранявшего их при жизни 17 . После публикации в «Русском архиве» подлинники писем были переда­ны в Чертковскую библиотеку, при которой издавался этот журнал 18 . После того как в 1871 г. Г. А. Чертков передал свою библиотеку в дар Москве, она поступи­ла в ведение Московского городского управления, а в 1887 г. вошла в собрание Исторического музея. В настоящее время эта часть писем, объединенная под единым переплетом, хранится в Ф. 445 Чертковых в ОПИ ГИМ 19 . Кроме писем к Македонцу в этом архивном деле находится хорошо известное исследователям письмо Е. А. Болховитинова к другим членам воронежского кружка – директору училищ Воронежской губернии Григорию Андреевичу Петрову, медику Ивану Никитьевичу Еллинскому, помещику Ивану Никитьевичу Черенкову и учите­лю народного училища Воронежа, впоследствии профессору русской истории и права Харьковского университета Гавриле Петровичу Успенскому, в котором он сообщает своим приятелям о первых днях пребывания в Петербурге и монаше­ском постриге 20 , а также копии других документов, адресованных Евгению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

genitus Dei filius»), изданная в 1343 году, в которой Климент сокращает срок юбилея со ста лет на пятьдесят, и потому предстоящий 1350-й год провозглашает юбилейным. В оправдание произведенного сокращения папа указывает на то, что по закону Моисееву юбилейным признается именно пятидесятый год, а пятидесятому числу вообще в Писании дается особое освящение, напр. ниспосланием в пятидесятый день Святого Духа на апостолов. Он ссылается далее на просьбы римского населения и на свое собственное желание, чтобы возможно большее количество людей могли воспользоваться духовными милостями, соединенными с юбилеем, тогда как, при краткости человеческой жизни, весьма немногие в состоянии достигнуть следующего столетия. Таким образом установленный Бонифацием столетний срок не был выдержан ни разу; но и судьба нового, на половину сокращенного, срока оказалась не лучше. В 1389-м году папа Урбан VI, снова ссылаясь на краткость человеческой жизни, признал и пятидесятилетний срок слишком продолжительным, предписав при этом праздновать юбилей чрез каждые тридцать три года в воспоминание лет земной жизни Христа Спасителя. Наконец, в 1470-м году последовало новое сокращение юбилейного срока с тридцати трех лет на двадцать пять, предписанное папой Павлом II в булле «Ineffabilis providentia». В качестве оснований для принимаемой меры папа, по примеру своих предшественников, указывал на краткость человеческой жизни, на умножение пороков и бедствий в современном обществе и на желание сделать возможно-большее количество людей участниками юбилейных милостей. По определению этой буллы следующим юбилейным годом назначался 1475-й. С той поры юбилейный срок уже более не подвергался изменению и по специальным призывам римских первосвященников празднование неуклонно объявлялось и совершалось чрез каждые двадцать пять лет. Только девятнадцатому столетию в этом отношении не посчастливилось: вместо четырех юбилеев оно отпраздновало лишь один, в 1825-м году при папе Льве XII; в остальные же юбилейные годы, а именно в 1800, 1850 и 1875-м, папство переживало такие тяжкие времена, что ему было не до праздно-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

55 лет отметило крупнейшее предприятие - Калязинский машиностроительный завод - филиал ПАО «ОАК». За последние годы предприятие шагнуло вперёд в плане модернизации производства в рамках Федеральной программы по поддержке оборонного комплекса. Это высокоорганизованное серьёзное производство - гордость Калязинской земли. 120 лет отметил Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева - преемник машиностроительного техникума. Более 13 тысяч выпускников вышли из его аудиторий за эти годы. Многие стали выдающимися специалистами и прославили нашу малую родину. 105 лет со дня основания отметила районная газета «Вперёд» и 15 лет работы в эфире отмечает местное радио «Авторадио-Калязин». 25 лет исполнилось работе районного Дома ремёсел, сохраняющего для будущих поколений наши исторические промыслы и ремёсла. 30-летие отметило знаковое спортивное мероприятие района - Всероссийский турнир по спортивной борьбе «Малая Россия». За прошедшие годы этот вид спорта очень развился в районе. И ежегодно наши борцы достигают высоких результатов на соревнованиях разного уровня, дойдя до побед на чемпионате Европы. В юбилейном турнире приняли участие более 200 участников из 12-ти регионов страны. В сентябре в Калязине состоялось традиционное массовое мероприятие уличного формата «Фестиваль Походная кухня». Он входит в событийный календарь Тверской области. Благодаря проведению фестиваля повысилась узнаваемость Калязина и его роли в освобождение России от Смуты. У жителей округа есть интерес ежегодно выставить свою продукцию и оформить выставочные зоны. С каждым годом в город растет поток туристов. В июле в Калязине состоялся XI фестиваль традиционного народного творчества молодежных самодеятельных коллективов Центрального федерального округа. Это творческая визитная карточка нашей малой родины. На два дня Калязин стал центром народного творчества молодёжи, жители получили незабываемые впечатления от выступления юных артистов, прибывших из шести регионов центра России. Впервые в Калязине летом был проведен один из этапов Чемпионата Тверской области по мотоджимхане (фигурное управление мотоциклом), организованный Федерацией мотоспорта Тверской области. Чемпионат охватил 11 муниципальных образований региона.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/03/it...

Русское историческое общество просуществовало до 1920 года. Богатый исторический архив, имущество и неоконченные труды членов Общества были переданы в Академию наук. Примечательно, что именно академическое сообщество всесторонне поддержало в 2012 году инициативу воссоздания Российского исторического общества. Налаживать международные связи      С момента воссоздания Российское историческое общество считает себя частью мирового исторического сообщества. Не случайно в юбилейных торжествах РИО приняли участие партнёры Общества из 16 стран, с которыми Сергей Нарышкин встретился в Историческом музее. «Вызывает беспокойство, что за пределами России не получает достаточного распространения позиция наших историков по ключевым и острым вопросам прошлого, – заявил Сергей Нарышкин. – Возникают различные дилетантские версии, ненужные инсинуации. Достаточно посмотреть, что происходит с историей Второй мировой войны». Приближающееся столетие революции 1917 года, по мнению Нарышкина, вызовет новые научные дискуссии в России и за её пределами. Глава РИО предостерёг политиков от давления на историков, а историков – от попыток «обслуживать» политику. Для борьбы с фальсификациями истории и установления конструктивного научного диалога между историками разных государств в РИО создана комиссия по международным связям. Сергей Нарышкин сообщил также, что в 2017 году в Москве пройдёт Генеральная ассамблея Международного конгресса исторических наук, на которой наверняка будут широко обсуждаться революция 1917 года. Сохранять традиции и дух      В 2012 году, который президент России Владимир Путин объявил Годом истории, председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин предложил воссоздать Российское историческое общество. Инициативу поддержали деятели культуры и СМИ, историки, работники музеев и архивов. Учредителями современного РИО стали Российская академия наук, крупнейшие отечественные музеи, библиотеки и вузы. Активисты современного Общества подчёркивают, что стремились перенять не только традиции, но и дух дореволюционного РИО, стремившегося развивать гражданский интерес к истории.

http://pravoslavie.ru/94427.html

43  По словам Крапольда (78–79), верное историческое указание на празднование субботнего года представляет 1Мак. 6:49 ; то же и у Richm в Handwörterb. d. Bibl. Altert, 1315–1316. D. Michaelis (Mosaisches Recht. II. § 76) на основании свидетельства 2Пар. 36:21 , о семидесяти годах плена, служивших удовлетворением за несоблюдение в предшествовавшие времена семидесяти субботних годов, приходил к предположению, что субботний год израильтяне перестали праздновать со времён Саула или Давида. Woldius (64), признавая такое вычисление „искусственным”, полагает только, что закон о субботнем годе „не всегда был соблюдаем до времени плена” и что „в последние столетия перед этим событием особенно он был оставляем в небрежении”. Такое же мнение об этом и Шольца (Die Heiligen Alterthüm. 11, 36). 45  Таково свидетельство Флавия (Древн. XI. 8, 6) о позволении Александра В. иудеям не платить податей в 7-й год; см. R iehm. Handwörterb. d. Bibl. Altert. 1316. 46  В еврейском тексте слова: не отпраздновала выражены тем же глаголом , какой употреблён и в выражении Левит: „удовлетворить себя”; слова: субботствовала и будет покоиться выражены через один и тот же . 49  На основании указанного места книги Иеремии Эвальд (Die Alterthümer. 502) пришёл даже к предположению, что закон о юбилейном годе вследствие улучшившегося при царе Иосии положения государства снова был призван, по крайней мере, возможным к исполнению. 50  Слова Исаии: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год самородное, а на третий год сейте... по мнению Гитцига (Geschichte des Volkes Israel. I, 9) даже „не могут быть объясняемы иначе как, согласно с Лев. 25:4–5, 11 , в том смысле, что первый год был субботний, второй – юбилейный, а третий был тождествен с названным в Лев. 25:22 , девятым годом. Полагая на основании хронологических данных, что при царе Езекии юбилей падал на 712 год до Р. Хр., и, следовательно, в предшествующее время юбилейными же годами были 812 и 912, Гитциг указание на этот последний юбилей находит в словах 2Пар. 17:8–9 об отправлении царём Иосафатом князей и священников в иудейские города с книгой закона для научения народа. – Указание в словах Исаии на юбилей находил также Эвальд (Die Alterthüm.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

В памятный день для Вас и для всех любящих Вас четвертый день ноября я переносился мыслию в свою родную Тверь; а вскоре затем – о всех подробностях происходившая там и о благих делах, которыми Вы ознаменовали тот день, осведомился из сообщенных мне о. протоиереем Александром Николаевичем 1593 брошюр. С живым сочувствием читал я это повествование, сорадовался радовавшимся, и жалел, что не мог лично находиться в среде приветствовавших Вас. Благодарение Богу за то, что исполнившееся 25-летие архипастырского служения застало Вас в неоскудевавшей крепости сил. Да сохранится она на многие лета, к благоуспешному совершенно всех трудов Ваших. Говоря о трудах, не могу не упомянуть о том, относительно которого уже так часто утруждал Вас вопросами. Без вопроса не обхожусь и теперь: об отпечатании V тома мне давно уже говорили в синодальной лавке, сказывая при этом, что в продажу пустить оный еще не разрешено; – наконец, теперь (недели две тому – назад) выпустили в продажу, но не весь том, а лишь первую его часть; а относительно второй отпечатана ли она, или, если нет, по отпечатании будет ли находиться под спудом или разрешится к выпуску в свет – о всем этом не могли мне ныне ничего сказать в синодальной лавке; частные книгопродавцы столь же мало знают о том. Не смею просить о письменной отповеди; но если, при свидании с Августом Казимировичем, благоволите сооб- —411— 1888 г. щить ему что-либо к удовлетворению моего нетерпеливого, но извиняемого самым предметом своим, любопытства, то сие последнее будет укрощено до времени». В ответ на это почтенное письмо я отвечал Его Превосходительству 4 числа: «Приношу Вашему Превосходительству искреннейшую благодарность за благожелательное приветствие с новым годом и за сочувствие к моему юбилейному празднеству. Взаимно и Вас от всего сердца поздравляю с наступившим новым летом благости Господней, желая Вам всеусердно духовного обновления и благодатных утешений от Господа. Спешу удовлетворить Вашему благородному любопытству относительно 2-й части V тома нашего издания. Эта 2-я часть и уже последняя книга моих трудов, как мне сообщил мой сотрудник, должна быть теперь совсем напечатана, и по выпуске из типографии, без сомнения, поступит в продажу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—684— 1873 г. не ослабевает пропаганда вредных политических и социальных учений. Шеф официально одобрил мои указания на недостаток нравственно-религиозного воспитания в земских народных школах, но с мерами более радикальными противу этого зла почему-то медлят» 894 . За такую неуместную и неосторожную откровенность несчастный автор письма, как известно, поплатился отставкой от службы. При свидании в июне 1877 г. с редактором юбилейной книги, Певницким, я заметил ему, что он виновник отставки от службы Яхонтова, с чем г. Певницкий не мог не согласиться 895 . 11-го числа, на обратном пути из Полоцка, посетил меня известный Московский историк и публицист Μ. П. Погодин. Когда я маститому историку заметил, почему он, так много написавши о древнем граде Полоцке, до сих пор не посетил его, – он отвечал мне: «Да, я много нагрешил против Полоцка». —685— 1873 г. 11-го ч. писал мне из Варшавы издатель Хрестоматии по Русской Истории В. Голубинский 896 . «Более или менее общее стремление истинно-образованного русского общества к самосознанию 10–15 лет назад выразилось собиранием и изданием исторических материалов, которыми с каждым годом более и более обогащается наша историческая литература. Такое направление широко понимает свою задачу: оно не ограничивается одними только письменными памятниками. Представители этого направления, с истинно христианским смирением, нередко с посохом в руках, не гнушаются скромным словом меньших братьев, обходят необъятную Русь, чтобы в устных преданиях самого народа, в его песнях и сказках, отыскать решение разных вопросов его истории, чтобы в его устных сказаниях схватить и понять национальный характер этого могучего строителя нашей истории. Никакие трудности не останавливают этих деятелей на пути к цели: ни тундры и болота севера, ни степи юга, ни труд и лишения, сопряженные иногда с опасностью жизни. Многие, как покойный Гильфердинг, положили самую жизнь на алтарь земли родной. Больше этой любви нельзя иметь. Следствием такой просвещенной патриотической деятельности было то, что открыто множество драгоценных исторических материалов, которые совершенно изменили взгляд на историю нашего отечества, дали возможность шире и шире понимать судьбы его, изучать их не по иностранным книжкам, как во времена недавно минувшие, а по подлинным материалам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Человек обретает полноту жизни тогда, когда эти два понятия входят в его реальную жизнь. Свобода без ответственности — это уже стало даже заезженной фразой — превращается в произвол. Человек, живущий по закону своего собственного инстинкта, по своему хотению, становится социально опасным. Ни один закон не может отрегулировать отношения между людьми, если они сами того не желают. Мы же это хоро ш о знаем.  Человек свободен. Он может жить так или иначе, но если он снимает с себя всякую ответственность, то он превращается в человека внутренне разделенного, не способного иметь внутреннюю гармонию, потому что эти две разнонаправленные силы будут разрушать личность человека. Так происходит сегодня в современном обществе. Вы посмотрите — свобода ставится на первое место, человек автономен, он сам может определять, что такое добро и зло, он ответственен только перед самим собой. А что в результате? В результате нарастание личных, семейных конфликтов, разрушение института семьи, колоссальные социальные конфликты, которые нарастают буквально с каждым годом. Это не в масштабах одной какой-то страны — в масштабах планеты. Потеря ответственности — это потеря человеком способности к пользе использовать свою свободу. Вот почему мы и говорим, что свобода и ответственность — два понятия, которые ни в коем случае нельзя разделять, иначе — жизнь по двум стандартам. — Ваше Святейшество, в этом году отмечается 1025-летие Крещения Руси. Почему эта дата важна для Церкви, и чего Вы ждете от юбилейных торжеств? — Как факт личного крещения является очень важным для человека — это начало жизни со Христом, начало Нового Завета для каждого человека, — так и для всех нас таким началом Нового Завета явилось Крещение в Киевской купели. Это очень важно с точки зрения мистической, духовной. С этого дня начался отсчет нашей священной истории, нашей истории отношений с Богом. Кроме того, Крещение было очень важным цивилизационным фактором. Крещение открыло огромные перспективы для культурного роста наших народов, для создания некой цивилизацонной общности восточных славян. И поэтому, полагаю, что этот праздник, помимо чисто церковного, духовного значения, которое для меня является главным и решающим, имеет большое культурное и общественное значение.

http://patriarchia.ru/db/text/2954075.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010