В докладе Собору Святейший Патриарх напомнил о юбилейных и памятных датах, отмечавшихся в межсоборный период: 625-летие победы на Куликовом поле, 60-летие победы в Великой Отечественной войне, 300-летие христианства на Камчатке, 90-летие восстановление патриаршества. 2008 г. отмечен 1020-летием крещения Руси, и 90-летием расстрела царской семьи. В связи с официальным объявлением 2008 г. в России годом семьи, Патриарх Алексий обратил внимание Собора на проблемы семьи и демографического кризиса в ряде стран, входящих в каноническую территорию РПЦ. Святейший Патриарх, отметив важность предпринимаемых государством экономических мер, призвал искать выход из демографического кризиса прежде всего в духовно-нравственном преображении личности и общества. Говоря о сотрудничестве РПЦ с международными организациями, Патриарх Алексий назвал права человека одной из главных тем этого диалога. При этом первосвятитель выступил против нередко проявляющегося намерения отделить права человека от нравственных ограничений и сделать их орудием раскрепощения греховных страстей. Особый раздел доклада Святейшего Патриарха был посвящён информационной и издательской деятельности Церкви. С удовлетворением отметив успехи церковной журналистики, книгоиздания, православных интернет-сайтов и телевидения, первосвятитель указал на недостаток внимания к информационной деятельности в ряде епархий, что выражается, в частности, в отсутствии содержательных интернет-сайтов. Характеризуя взаимоотношения Церкви с вооружёнными силами и правоохранительными органами, Патриарх Алексий отметил важность участия военного духовенства в крупных армейских учениях. Так, в сентябре 2006 г. в России состоялись учения «Южный щит-2006», в план которых впервые была включена работа военного духовенства – семнадцати православных священников и четырех представителей мусульманских общин. Святейший Патриарх сообщил Собору об изменениях в законодательстве стран, составляющих каноническую территорию РПЦ. В Молдове в 2007 г. вступил в действие Закон о религиозных культах и их составных частях.

http://pravenc.ru/text/1190145.html

Мало того,— здесь указывается даже предел, с которого должно начинать счисление седмин, и другой предел, которым должно их окончить.    б) Из связи речи. Даниил, повествуется в 9-й главе его книги, узнавши из пророчества Иеремиина, что Бог назначил для плена Вавилонского семьдесят лет и видя близость их окончания, начал пламенно молиться Богу о помиловании Иудеев, о возвращении их в отечество, о возобновлении Иерусалима и храма. Гавриил, явившийся в это время Даниилу, открывает ему, что Иудеи будут помилованы, и для них, равно как для существования их Святого града, назначается Богом семьдесят седмин. Не очевидное ли здесь соответствие тем семидесяти летам плена Вавилонского, о которых упоминается в начале главы, и мыслью о которых занят был Даниил в минуты своей молитвы? Если же эти семьдесят лет, без всякого сомнения, означали время определённое, как понимал их и Даниил; то странно было бы допустить, будто семьдесят седмин означают какой-то период неопределённый.    3) Чтобы, наконец, показать справедливость третьего положения, надобно, во-первых, уяснить, как понимать седмины Данииловы, во-вторых, с какого времени начинать счисление их, и затем уже приложить пророчество к событиям, откуда и обнаружится, что оно исполнилось на Христе-Спасителе.    а) У Иудеев известны были двоякого рода седмины: седмины дней (Дан. 10:2) и седмины лет (Лев. 25:8). Притом, новейшее раввины утверждают, будто у Даниила надобно разуметь седмины семилетий, из которых каждая заключалась годом юбилейным, и содержала в себе по 49-ти лет, или даже седмины столетий. Но нельзя допустить ни того, чтобы в пророчестве Данииловом разумелись седмины дней или простые недели, ни того, чтобы разумелись здесь седмины семилетий или юбилеев, а тем более седмины столетий.    Нельзя допустить первого: ибо в этом случае семьдесят седмин заключали бы в себе только 490 дней; а в такое время никак не могли совершиться те события, которым надлежало совершиться по пророчеству в течение седмин; в частности, Иерусалим и храм, для возобновления которых назначается семь седмин, и притом посреди тесных обстоятельств, должны были бы восстать из развалин в продолжение 49 дней,— что вовсе не подтверждается историей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Чтобы израиль всегда помнил об этом условии, для этого в каждый седьмой год для земли должен был наступать год покоя, страна должна была торжествовать субботу Иегове, а каждый пятидесятый год должен был быть юбилейным годом, когда каждый получал снова свою собственность, т. е. опять вступал в обладание своею, пред тем проданною, земельною собственностью ( Лев.25:10,13 ), так что поземельный участок, полученный в наследство, должен был быть неотъемлемою собственностью семейств. «Землю не должно продавать навсегда» (litzmithuth Лев.25:23 ; но во всей стране должно быть дозволено продавшему или его ближайшему родственнику (Goël) освобождение (geulah) т. е. высвобождение, выкуп (ст. 24). Если же не последовало выкупа, то в юбилейный год проданное должно было безденежно возвращаться к его первоначальному владетелю или его наследникам (ст. 28). Чрез это каждая продажа поземельных участков становилась только отдачею на откуп, так как продавался только доход с них или сумма ежегодной жатвы до юбилея ( Лев.25:15,16 ). – При таких отношениях продажа земельной собственности почти не могла происходить иначе, как вследствие обеднения. Но если кто-либо вынуждался бедностью к продаже своего имущества и потом его ближайший родственник, которому ближе всего принадлежало право выкупа, или даже он сам, если был в состоянии, захотел бы выкупить проданное, то нужно было сосчитать годы, протекшие от продажи и возвратить купившему столько платы, сколько приходилось за остальное время до юбилейнаго года ( Лев.25:25–27 ). Это право выкупа, а также и безденежного возвращения невыкупленного в юбилейный год, имело безусловное значение а) в отношении к поземельной собственности в поместьях и для домов в деревнях и не окруженных стенами местах, б) в отношении к домам левитов в назначенных им городам и выгонам, принадлежащим к их округу ( Лев.25:31–54 ). Ограниченным образом оно относилось а) к жилым домам в городах, окруженных стенами: при продаже их возможность выкупа существовала только в течение года, считая от дня продажи, так что если в это время не происходил выкуп, то дом навсегда отчислялся к купившему, для его потомков, и не освобождался в юбилейный год и не возвращался к его прежнему владетелю или его наследникам (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Как печально помнится, Президент Советского Союза прибыл на встречу с Президентом США после встречи с Папой Римским Иоанном Павлом II. В этой связи смею предположить, после получения благословления на сдачу исторической, культурной России, о чем и протестанты англосаксонского мира и католики Священной Римской империи мечтали 400 лет. Понимал ли Горбачев, что предает, сказать трудно. Зато это очень хорошо представляли его ближайшие подельники, например А.Н. Яковлев, однажды заявивший, что перестройкой они ломали тысячелетнюю парадигму российской истории и культуры. В итоге поражение нам и нанесли в области культуры. Поэтому просыпаясь или сосредотачиваясь, Россия и «реванш» (слово какое-то не наше), и победу должна обрести, прежде всего, на этом поле боя. Кстати, в вопросах культуры и сохранения традиционных ценностей Китай нас готов поддерживать. А 2015 год дает прекрасную возможность, представляя целую череду мощнейших в смысловом плане юбилейных и памятных дат: 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, заложившего основы единого русского государства, избравшего Православие в качестве народной веры, что и обусловило судьбу России на все последующие столетия до скончания века. Прямо в тему волею Божьей. В Новом году исполнится 795 лет - Александру Невскому, 665 - Дмитрию Донскому, 655 - Андрею Рублеву 635 - Куликовской битве, 260 - Московскому Университету, 190 - Большому театру, 185 - МГТУ им. Н.А.Баумана, 120 - музыкальному училищу Е.М.Гнесиных. А сколько замечательно прославленных имен в списках юбиляров. Это и полководцы: П.А.Румянцев-Задунайский - 290 лет, А.В.Суворов - 285, Ф.Ф.Ушаков - 270 , Б.И.Багратион - 250. Мы будем отмечать юбилеи политиков, ученых, писателей, художников, композиторов. 220 лет исполнится Грибоедову А.С, 215 - Керн А.П., 185 - Саврасову А.К., 180 - Хилкову М.И., 175 - Чайковскому П.И., 170 - Белюстину Н.И., 155 - Чехову А.П., 155 - Левитану И.И., 150 - Патриарху Тихону, 140 - Калинину М.И., 120 - Есенину С.А., 110 - Шолохову М.А., 100 - Свиридову Г.В., 80 - Злобину А.А., и этот список можно продолжать и продолжать.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Между тем папа приступил внутри церкви к осуществлению царства Христа. В своей энциклике «Quas primas» от 11 декабря 1925 года он дал интерпретацию актуализированной для церкви христологии и определил содержание праздника Христа-царя. Этот же курс был продолжен энцикликой «Miserentissimus Redemptor» от 1928 года о наиболее почитаемом празднике Сердца Иисуса , об углубленном изучении христологии. Частью почитания Иисуса Христа стало объявление 1933 года юбилейным Святым годом в связи с 1900-летием смерти Иисуса на кресте. Пий XI был сторонником возможно большего числа юбилеев, и за время своего понтификата он объявил о целом ряде «святых годов». В 1925 году проводился очередной четвертьвековой юбилей, но в 1929 году он объявил о внеочередном Святом годе для углубления религиозной жизни. (Целью Святого года было привлечение в Рим сотен тысяч паломников; наряду с прибылью от туристов праздник служил демонстрацией моральной власти папы.) Объявленный папой Святым 1933 год был продлен и на 1934-й, с тем чтобы праздник закончился в 1935 году под руководством легата Пачелли в Лурде и оказался таким образом объединенным с культом Марии и царством Христовым. Этой же цели централизации и усилению набожности служили во времена Пия XI систематически проводившиеся каждые два года евхаристические конгрессы. Во главе международных католических празднеств, проходивших под знаком евхаристии (почитание святого таинства причащения), стоял папский легат. Конгрессы демонстрировали вселенское единение церкви и папский централизм. (С 1881 года они проводились упорядочение, но систематически стали проводиться лишь с 1922 года. В 1938 году такой конгресс состоялся в Будапеште.) Юбилеи, праздники Святого года и евхаристические конгрессы превратились в международные католические массовые движения, которые хотели показать духовное единство всех верующих, гарантом чего является папа. Папа Пий XI превзошел всех своих предшественников в деле канонизации святых. Он провозгласил 500 блаженных и 33 святых, среди них иезуита Белларминта, а также англичанина Томаса Мора. В энциклике о празднике всех святых Пий XI в качестве примера, которому должен следовать современный человек, поставил святых времен средневековья и контрреформации.

http://sedmitza.ru/lib/text/441701/

С каждым годом выходит все больше исследований по истории Русской Православной Церкви рассматриваемого периода и набирает силу изучение истории духовного образования в России. Можно выделить несколько основных «направлений», на которых сконцентрировано внимание исследователей: роль Русской Православной Церкви в развитии образования в России; христианская педагогика, ее принципы; система духовного образования – от церковноприходских школ до высшей ступени духовной школы (духовных академий); история духовных школ в отдельных регионах; государственная политика в отношении духовного образования. Наблюдается растущий интерес и к изучению высшей духовной школы, ее истории, традиций и влияния на русскую культуру; к жизни и деятельности отдельных ее представителей. Этот интерес проявляется также в переиздании трудов представителей дореволюционной богословской науки ( В. В. Болотова , А. И. Бриллиантова , Η. Н. Глубоковского , А. В. Горского, А. А. Дмитриевского , С. Л. Епифановича , П. В. Знаменского , А. Л. Катанского , А. П. Лебедева , И. И. Малышевского , М. Д. Муретова , В. И. Несмелова , И. В. Попова , В. Д. Прилуцкого, В. И. Экземплярского и других). И все чаще на страницах исследований появляется имя Η. Н. Глубоковского . Несколько кратких биографических очерков о нем вышло еще до революции, первый из них написан Η. П. Даньковым 35 , второй – В. А. Мелиховым 36 . Оба автора (ученики Глубоковского по СПбДА) основывались на материалах, предоставленных, несомненно, самим Глубоковским. 25-летие научно-литературной (1908 г.) и 25-летие научно-преподавательской деятельности (1914 г.) вызвало появление юбилейных статей в разных периодических изданиях. Кроме того, в России и за границей выходили многочисленные рецензии, как на труды самого Глубоковского, так и на тома редактируемой им Православной богословской энциклопедии. Особый раздел составляют полемические статьи, связанные с выступлениями Глубоковского в Предсоборном Присутствии по вопросам церковной реформы и реформы духовной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Портфель технологий» против Каирских санкций — Сергей, чему был посвящен ваш доклад на форуме «Многодетная семья и будущее человечества»? — Я рассказал о том, что наш пятый, можно сказать, юбилейный, фестиваль «За жизнь» был посвящен созданию портфеля технологий по всем традиционным номинациям, которые содержат в себе идеологическую, методическую части и реестр материалов. Я обратился к участникам форума с призывом подключиться к этой работе, объединив наши усилия. Наша задача сейчас — дать глобальную альтернативу Каирской программе, предложить программу действий по защите семейных ценностей. Если центры планирования семьи были проводниками идеологии снижения рождаемости, то центры защиты жизни, центры защиты семьи, которые есть во всех регионах и в очень многих муниципалитетах России, Украины, Белоруссии, будут проводниками новой идеологии жизни, цивилизации, где семейные ценности займут подобающее им место. — Такое ощущение, что по сравнению с 2011 годом ситуация изменилась: людей гораздо больше стала интересовать семейная проблематика. — Удивительно, но ситуация в мире действительно настолько изменилась, что пленарное заседание форума, которое обычно бывает скучным и вялым, стало очень человечным и теплым. Представитель Франции сказал о том, что Россия сейчас начинает играть особую роль в мире, дает надежду людям, защищающим семейные ценности на Западе. По словам главы Фонда святителя Василия Великого Константина Малофеева, в нынешней ситуации людям с Запада нужно иметь очень большое мужество, чтобы так говорить. Сюда приехали люди, которые имеют гражданскую позицию и которые, несмотря на то, что им может грозить в их стране, готовы эту позицию высказать. — Расскажите о тех зарубежных участниках, которые приезжали на ваш фестиваль. — Так складывается, что на нашем фестивале всегда немного гостей из дальнего зарубежья, и мы стараемся, чтобы каждый из них максимально подробно рассказал о своем опыте, чтобы каждый из них провел семинар, выступил с развернутой презентацией, дал интервью. В этом году нам важно было изучить опыт Испании, которая делает очень серьезные шаги в сторону законодательной защиты жизни и запрета абортов. Проводятся миллионные акции на улицах Мадрида, других городов. Очень интересен опыт их работы в социальных сетях. Мы осваиваем этот опыт и считаем, что социальные сети должны использовать отнюдь не сторонники оранжевых революций, те, кто хотят потрясений, а те, кто хотят видеть Россию действительно великой. Интересным был доклад пресс-секретаря испанской инициативы «Право на жизнь» ( http://derechoavivir.org/ ) Лорены Диас, рассказавшей о том, как проводимые в Мадриде многотысячные марши в защиту жизни могут помочь отменить «закон Аидо» и сделать Испанию страной, законодательно ограничившей аборты. Очередная такая акция, по ее словам, намечена на 21 сентября.

http://pravoslavie.ru/73612.html

Правда, он основал династию, сделал себя независимым от Ассирии (Abyden в Chr. Eus. р. 55: ср. р. 44, а также Диодор 2, 44); только при этом предположении понятно, почему Бероз, который до сих пор упоминает только ассирийских верховных царей Вавилона и проходит молчанием вассальных царей, продолжает ряды первых Набопаласаром, но от этого у нас получается только возможность датируемой им эры» (Гитц.) Не говорим уже о том, что, как мы видели, полного совпадения между эрой даже Набопаласаровой и летосчислением пророка Иезекииля в 1:1 не получается: оказывается разница на 4 года; так что приходилось бы предполагать у пр. Иезекииля ошибку или в тексте повреждение. Нельзя не упомянуть еще об одном взгляде по данному вопросу. Думают, что пророк Иезекииль пользуется в 1:1 так называемой юбилейной эрой, т.е. счислением по юбилейным годам. Счет юбилеев еврейские раввины начинают с 14 года после вступления евреев в Ханаан, а разрушение Иерусалима Навузарданом полагают в 36 году тогдашнего юбилея (о. Рожд.). Так как это разрушение приходится на 19-й год Навуходоносора ( Иер. 52:12 ), то 1-й год Навуходоносора соответствует 17–18 году юбилея. А первый год Навуходоносора совпадает с четвертым годом царя Иудейского Иоакима ( 4Цар. 23:36; 24:1 ; ср. ст. 8:12.), который царствовал 11 лет; следовательно, после 18-го года юбилея царствования Иоакима оставалось 7 лет. Итак . . . . . 18 л. юбилея, остального царствования Иоакима . . . . . 7. царствования Иехонии . . . . . 0. от плена Иехонии . . . . . 30. О существовании такого взгляда упоминает блж. Иероним. Кроме некоторых еврейских ученых, его разделяет даже такой авторитет, как Гитциг. «Юбилейные годы, говорит он, периодически повторяясь, были по теории независимы от событий; и, следовательно, такового, как исходного пункта эры, не нужно было здесь называть». Против этого мнения справедливо возражают: «вопрос в том, верно ли такое счисление юбилейных годов? не опирается ли оно само на предвзятом понимании данного места книги пр. Иезекииля? Вопрос об юбилейном периоде до сих пор не решен окончательно; спорят еще о том, продолжался ли этот период 50 лет или только 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Сюда относится в) субботний год. Подобно тому, как освящался каждый седьмой день и седьмой месяц, так должен был освящаться и каждый седьмой год. Особенностью субботнего года было то, что в течение его и самая земля, как всецело принадлежавшая Господу, должна была соблюдать субботу, т.е. покоиться от обработки. Все уродившиеся сами собой плоды отдавались в пользование бедным и животным. Субботний год назывался также «годом прощения», потому что заимодавцы должны были в этот год прощать долги своим должникам (Второз. 15:1–2). В этом же году пользовался отпущением на свободу всякий израильтянин, попавший в рабство. Завершением семи субботних годов был г) год юбилейный, совершавшийся в каждый пятидесятый год. Он начинался в 10 день седьмого месяца Тисри, в великий день очищения. После торжественных жертвоприношений раздавался звук юбилейной трубы, «объявлявшей на земле свободу всем жителям ее». Земля не обрабатывалась, как и в субботний год. Все земли, которых бедняки лишились в течение минувшего полустолетия, опять безвозмездно возвращались им в полную собственность. Все рабы освобождались. Все восстановлялось в том виде, как было при первоначальном разделении земли обетованной. Юбилейный год завершал собою великий круг субботних годов, после чего в известном смысле все обновлялось, и народ вступал как бы в новую жизнь. Кроме круга субботних праздников было три особых великих исторических праздника, в которые весь народ мужского пола должен был являться пред лице Иеговы (в скинии или впоследствии в храме) с установленным приношением Богу. Эти праздники не только служили воспоминанием великих событий в истории израильского народа, но каждый из них имел свое особое значение. Первый из них – Пасха – отмечал начало жатвы, второй – Пятидесятница – ее окончание, и третий – праздник Кущей – время собирания винограда и всех плодов года. Они соединялись между собой так, что образовывали один великий круг. Пасха была в первом месяце священного года; чрез семь недель наступала Пятидесятница, а в седьмом месяце наступал праздник Кущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Арчер вывел пять принципов, по которым построена Книга Левит и которые можно считать основой ее богословских тем. (1) Искупленный народ должен быть святым (отделенным от других) для того, чтобы проводить поклонение Богу, которое заключается в системе жертвоприношений, замещающих собой пролитие невинной крови. (2) Благодать Божья (его святость?) требует, чтобы люди приближались к Нему только тем путем, который Он Сам определил, а не «каким-нибудь способом личного самооправдания». (3) Израиль, будучи свят для Бога (то есть, будучи привязанным к Богу), должен был воздерживаться от «всякой сексуальной непристойности» и «воздерживаться от контакта со всем, что портилось или подвергалось гниению». (4) Богу не разрешено приносить ничего нечистого или портящегося. (5) Религиозный год был составлен в соответствии со священным числом семь, которое «символизировало совершенный труд Божий»: (а) Седьмой день – святая суббота; (б) Седьмой год – субботний год; (в) За «семижды седьмым годом» следовал юбилейный пятидесятый год, в который вся земля возвращалась ее первоначальным владельцам; (г) Пасха справлялась вечером 14 дня месяца Авива; (д) Праздник Опресноков продолжался семь дней; (е) Пятидесятница праздновалась на пятидесятый день, следовавших за седьмой неделей; (ж) Три самых важных праздника проходили в течение месяца Тишри, седьмого месяца иудейского календаря (Праздник Труб, День Искупления и Праздник Кущей); Праздник Кущей продолжался в течение семи дней, в месяц Тишри. 229 Святость Бога Две повторяющихся фразы описывают неотъемлемую черту Бога – Его святость, и требования, которые в связи с этим предъявляются Израилю. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят» (11:44,45, 19:2, 20:7,26, ср. 21:8, 22:32) ясно рисует взаимоотношения Бога и Его народа – у святого Бога должен быть святой народ. Фраза: «Я – Господь Бог ваш [который вывел вас из Египта]» (11:44,45, 18:2,4,5,21,30, 19:2,3,4,10,12,14,25,31,32,34,36 20:7,24, 21:8, 22:33 23:22,43 24:22, 25:17,38 26:1:13) объясняет природу взаимоотношений между Богом и Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010