Если и можно, ввиду страннического образа жизни Спасителя, говорить об основном месте Его пребывания в Галилее, то это Капернаум ( Мф. 4: 13 ) – город на северо-западном берегу Галилейского озера. В Евангелии от Матфея Капернаум назван «Своим городом» для Христа ( Мф. 9: 1 ). Большинство исцелений, описанных в синоптических Евангелиях, совершено было именно в Капернауме или на его окраинах. Господь позже сказал, что обилие чудес, совершенных Им здесь, могло бы вразумить даже жителей Содома: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» ( Мф. 11: 23 ). Почему основным местом пребывания Христа не стал родной Ему Назарет? Более того, от описаний синоптических Евангелий остается впечатление, что, придя в Галилею, Господь сразу миновал этот город и направился в Капернаум ( Мф. 13: 54 ; Мк. 6: 1 ). В Назарет Господь вернулся после того, когда весть о Его чудесах достигла этого города и могла подготовить соотечественников к восприятию Иисуса в новом качестве – проповедника и чудотворца ( Лк. 4: 23 ). Но возвращение Христа в Назарет обнаружило их неверие. Ап. Лука подробно рассказывает об отвержении Христа жителями этого города после проповеди в местной синагоге ( Лк. 4: 14–31 ). Господь вошел в синагогу, по иудейскому обычаю, в день субботний. В синагогах допускалось чтение и объяснение Писания любым желающим – с дозволения начальника синагоги. Иисус, развернув поданный свиток, прочел фрагмент из Книги пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Лк. 4: 18–19 ; см.: Ис. 61: 1–2 ). Здесь пророк говорит от лица Мессии, наступление Царства Которого связано с освобождением людей от страданий и унижения – под образами физических недугов изображается духовное состояние порабощенности греху. Время избавления названо пророком «летом Господним благоприятным» – по аналогии с юбилейным годом (каждый пятидесятый год), предусмотренным ветхозаветным законом, когда пленникам и рабам давали свободу и возможность вернуться домой (см.: Лев. 25: 8 ); юбилейные годы были прообразом Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Еще нельзя не заметить в читаемом пророчестве Исаии, что здесь, как в первой главе Бытия (ст. 26), Господь Единый, глаголет во множественном числе, так как пророчество Исаии начинает раскрывать тайну откровения о Святой Троице: „Кого Мне послать, – (говорит Единый) – и кто пойдет для нас?“ (глаголет Триипостасный). В этих словах изображена вся сущность проповеди Исаии, приуготовляющего людей к познанию Бога,-Отца и Сына и Святого Духа,-Бога Единого. Конец видения заключает в себе откровение о запустении земли обетованной и пленении народа. Это относится к народу обетования во время пленения Вавилонского и это относится и к последнему пленению и рассеянию при Римлянах. Но последние слова откровения суть: „как.... от дуба остается корень.... так святое семя будет корнем ее“.... Ее относится к земле обетования (ст. 12–13), но под именем новой земли надо разуметь создание новой Церкви Божией на развалинах старой. 1 . В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Годом смерти царя Озии или Азарии, считают 758 г. до Р. Хр. 440 Английский комментатор Кей замечает, что этот год должен был быть юбилейным, четырнадцатым по рассчету со времени занятия Ханаана Израилем, и что повидимому эта была особо таинственная эпоха в жизни народа. Отсылая к его рассчету в Английскую комментированную Библию , мы не можем не прибавить, что нам кажется, что хронология недостаточно установлена, чтобы мы могли решиться указывать на такие таинственные совпадения. Но прибавим мы, никто не может отрицать, что видение Исаии есть важнейший момент в жизни человечества. Не забудем, что в предсказании о Семени, имеющем возрасти из корня погибшего повидимому древа, заключается вся сущность последующей проповеди; а в этой проповеди Исаии, заключается плен Израиля и Иуды, погибель Ассура и Вавилона и появление новой расы Иафетидов, которые возьмут скипетр мира из рук Сима, и будут готовы более других воспринять слово Божие, явившееся в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Как и земля, человек может быть лишь временно использован другим человеком: «Не налагай на него работы рабской, он должен быть у тебя как наемник, как поселенец» ( Лев. 3940 ). Как в отношении земли Бог повелевает оставить ее в покое в седьмой год, так и относительно раба Он устанавливает: «Пусть он работает (тебе) шесть лет; а в седьмый (год) пусть выйдет на волю даром» ( Исх. 20:2 ); «Шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу» ( Втор. 15:12 ). Так каждый седьмой год, год Господа, является годом возвращения рабов Божьих их истинному хозяину. По истечении же семи таких семилетий (сорока девяти лет), наступает пятидесятый, «юбилейный» год, год очищения: «Освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее» ( Лев. 25:10 ). Новый Завет проекция этой закономерности на всё человечество, чье пятидесятое поколение становится «юбилейным»: Рождеством Христовым оно получает возможность выйти из рабского подчинения суетному миру собственности и стать властителем мира, как ему было заповедано Богом при сотворении: «Владычествуйте». Во исполнение этого Новый Завет переводит человечество из власти вещей во власть Господа. Так право на собственность корректируется глобальной идеей свободы и соединяется с нею. Вместе с ветхозаветным напутствием «наполняйте землю и обладайте ею» ( Быт. 1. 28 ) человек наставляется евангельским постулатом: «Ничто не должно обладать мною» ( 1Кор. 6:12 ). Естественное право: достоинство права, мораль запреты н6С (вместо заключения) Жизнь, свобода, в том числе интеллектуальная (свобода мысли и слова), право на семью, на труд, на собственность вот круг основных понятий, которые сегодня однозначно осознаются как неотъемлемые права человека. Рассмотрение их библейских интерпретаций, как кажется, может стать основой для некоторых коррекций к сегодняшним теоретическим представлениям об их природе, истоках и назначениях. Определенную четкость в понимание природы естественного права привносит их детерминация в конституциях многих стран (о чем мы уже говорили), исходящая из формулировок в основополагающих международных документах: «Эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства» (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Преамбула; Международный пакт о гражданских и политических правах, Преамбула).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

Причина тому ясно изложена в Книге пророка Исаии: «Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают!» (31:1). Гористая местность Палестины не способствовала верховой езде, поэтому кони были чужды еврейской культуре. Устройство же египетских боевых колесниц было очень простым. По нескольким хорошо сохранившимся экземплярам видно, что они делались из металла и твёрдого дерева, которое обтягивали кожей или обивали тонкими металлическими листами. Кузов лежал неподвижно на оси, к которой было приделано дышло. Колёса были с четырьмя или шестью спицами и прикреплялись к оси чеками. Упряжь, обыкновенно для двух лошадей, состояла из ярма, которое накладывалось животным на плечи и пристёгивалось грудным ремнём, а к дышлу тоже прикреплялось ремнём либо металлическим штифтом. Эти колесницы были очень лёгкими и могли вместить в себя не более двух человек: воина и возницу. Возница в правой руке держал одно- или двухвостный бич или кнут с распущенным кнутовищем с.90]. Таким образом, конь и колесница стали символом военной мощи Египта. По этой причине царь Седекия возлагал большие надежды на союз с фараоном Априем (589–570) и на поставку для своего войска лошадей из Египта ( 3Цар.10:28–29 ). В Иерусалиме прекрасно понимали, что борьба за независимость может быть долгой и нелёгкой. К тому же у Седекии после переселения военачальников и «всех храбрых, ходящих на войну» ( 4Цар.24:16 ) в Вавилон (597 г.), было слишком мало воинов. Поэтому Иудейское царство вынуждено было прочно сплотиться вокруг Египта. Сознавая опасность своего положения и желая несколько смягчить внутренние противоречия, Седекия и его подданные заключили завет: строго соблюдать «Второзаконие» – отпустить на волю долговых рабов и впредь не порабощать их. Это явилось своеобразным актом благочестия и не было связано ни с субботним, ни с юбилейным годом ( Иер.34:8–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

4) Праздник «радости о законе» (хаг симхат гаттора), празднуемый 23 тишри, – в день, в который ежегодно оканчивается и опять снова начинается чтение закона 529 . § 139. Субботний и юбилейный годы Кроме посвящения Богу отдельных дней в году, закон требовал посвящения Богу в известных случаях целых годов. К таким годам относились: а) субботний и б) юбилейный. а) Субботними годами (шенат шаббатон, Лев. 25:4 ) назывались седьмые годы годовых седьмин, наступивших у израильтян после поселения их в земле Обетованной, считавшиеся по гражданскому счислению, т. е. с 1 тишри. В каждый седьмой год годовой седьмины, по закону Моисееву, страна должна была праздновать покой Господу ( σββατον ν τ γ, 1Мак. 6:49 ). Все поля, виноградники, сады и огороды оставались невозделанными; закон не разрешал в этот год ни сеять, ни жать, ни обрезывать виноград. Все, что в этом году вырастало на полях, в виноградинках, садах и огородах, самородно, без применения человеческого труда, составляло всеобщую собственность: каждый человек, хотя бы он не имел земельной собственности, имел право пользоваться произведениями этого самородного урожая, как ими могли пользоваться также домашние и полевые животные и птицы ( Исх. 23:10–11 ; Лев. 25:1–7 ). С покоем страны соединялась также приостановка некоторых наиболее тяжелых работ, которые требовались ведением сельского хозяйства, почему этот год назывался годом бездействия ( ργν τος. De bello jud. I, 2, 4), а также – прощение долгов, неуплаченных до субботнего года (шемитта), почему субботний год назывался «годом прощения» (шенат гашемитта, Втор. 15:1–2, 9; 31:20 ). К этому же году обычно приурочивалось отпущение рабов ( Исх. 21:2 ; Втор. 15:12 ; Иер. 34и д.). В праздник Кущей, в субботние годы, народ собирался к скинии или храму, и ему прочитывался закон ( Втор. 31:10–13 ). б) Юбилейным годом (шенат йобел) назывался первый год после семи седьмин лет, или пятидесятый год (7×7) †1­50) (Лев. 25и д.) 530 . Наступление этого года возвещалось трублением в бараний рог (йобел) в день Нового года, почему он назывался годом «рога».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Четвертый праздник — годового очищения, или Судный день . Это как бы напоминание о грехах всего народа. Пятый — праздник кущей , совершается от 15 числа месяца тисри до 22 включительно, это тоже осенний праздник. В продолжение восьми дней евреи должны были жить в палатках, или кущах. Эти кущи стояли во дворах иудеев, и люди там жили. Палатки украшались ветвями деревьев, праздничными лентами. Собрание во дворе скинии и покой предписывались в первый и восьмой день праздника. В продолжение праздника также приносились великие жертвы. По вступлении в землю Ханаанскую евреи в седьмой день этого праздника обходили семь раз вокруг алтаря всесожжения с пальмовыми ветвями, вспоминая события взятия Иерихона при Иисусе Навине. Седьмой месяц в году (первый по гражданскому календарю) почти весь был посвящен праздничным событиям. Закон о юбилее. Каждый седьмой год назывался годом субботним, или юбилейным. В этот год поля не обрабатывались, а все, что на них произрастало, отдавалось беднякам. В этот год все те, кто имел должников, обязаны были прощать своим единоплеменникам. Рабы из евреев отпускались на волю, и читался весь закон Моисея перед народом. В этом году давался отдых земле, чтобы она не истощилась и давала желанный урожай на будущий год. Если израильский народ соблюдал этот закон, то Господь вразумлял его и поддерживал веру его тем, что накануне юбилейного года урожай был в два или более раз больше, чем обычно. Это было почти правилом: перед юбилейным годом урожай удваивался. Но и люди старались, зная, что весь будущий год они работать не будут. Этим событием Господь показывал евреям непрестанное о них промышление. В этот год отпускались рабы с семействами, хотя бы они были приобретены в рабском состоянии. Возвращались все наследные владения первоначальным владельцам. Закон юбилейного года помогал поддерживать неимущих и служил преградой против жадности, алчности и несправедливого обогащения. Ни один еврей по своему произволению не мог распоряжаться своим земельным участком. Он мог только на время уступить его до юбилейного года. Всякий покупающий землю обязан был возвратить ее хозяину, если тот объявлял о таком желании или находил средства ее выкупить.

http://sedmitza.ru/lib/text/432108/

Четвертый праздник – годового очищения, или Судный день . Это как бы напоминание о грехах всего народа. Пятый – праздник кущей , совершается от 15 числа месяца тисри до 22 включительно, это тоже осенний праздник. В продолжение восьми дней евреи должны были жить в палатках, или кущах. Эти кущи стояли во дворах иудеев, и люди там жили. Палатки украшались ветвями деревьев, праздничными лентами. Собрание во дворе скинии и покой предписывались в первый и восьмой день праздника. В продолжение праздника также приносились великие жертвы. По вступлении в землю Ханаанскую евреи в седьмой день этого праздника обходили семь раз вокруг алтаря всесожжения с пальмовыми ветвями, вспоминая события взятия Иерихона при Иисусе Навине. Седьмой месяц в году (первый по гражданскому календарю) почти весь был посвящен праздничным событиям. Закон о юбилее Каждый седьмой год назывался годом субботним, или юбилейным. В этот год поля не обрабатывались, а все, что на них произрастало, отдавалось беднякам. В этот год все те, кто имел должников, обязаны были прощать своим единоплеменникам. Рабы из евреев отпускались на волю, и читался весь закон Моисея перед народом. В этом году давался отдых земле, чтобы она не истощилась и давала желанный урожай на будущий год. Если израильский народ соблюдал этот закон, то Господь вразумлял его и поддерживал веру его тем, что накануне юбилейного года урожай был в два или более раз больше, чем обычно. Это было почти правилом: перед юбилейным годом урожай удваивался. Но и люди старались, зная, что весь будущий год они работать не будут. Этим событием Господь показывал евреям непрестанное о них промышление. В этот год отпускались рабы с семействами, хотя бы они были приобретены в рабском состоянии. Возвращались все наследные владения первоначальным владельцам. Закон юбилейного года помогал поддерживать неимущих и служил преградой против жадности, алчности и несправедливого обогащения. Ни один еврей по своему произволению не мог распоряжаться своим земельным участком. Он мог только на время уступить его до юбилейного года. Всякий покупающий землю обязан был возвратить ее хозяину, если тот объявлял о таком желании или находил средства ее выкупить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В Моисеевском законе было велено, чрез каждые семьдесят семь лет, в десятый день седьмого месяца в сорок девятый год, трубить в трубу, в знак того, что следующий год должен быть юбилейным годом, в который земля должна покоиться, бедные должны вновь получить свое отцовское достояние, и рабы свою прежнюю свободу. Юбилейный год должен был быть годом всяких милостей, исцелением и восстановлением всего того, что с течением времени по вине человека было нарушено, восстановлением сынов Божиих в истинной свободе, освобождением всякого творения от рабства, под которым она томится ради человека. Эту мысль о золотом годе милостей усвоило себе и папство. Папа Бонифаций VII впервые в 1300 году пригласил весь христианский мир в Рим на праздник юбилейного года. По его мысли, такой праздник должен был совершаться однажды чрез сто лет. И, когда Бонифаций созвал старейших жителей Рима, то они рассказывали ему, что от отцов своих слышали, как в первый день 1200 года всем даровано было полное отпущение. В виду этого и Бонифаций назначил юбилейный год, и тысячи народа устремились в Рим, так что пришлось принять особые меры для того, чтобы при подобной тесноте предотвратить несчастье. Юбилей оказался настолько выгодным для Рима во всех отношениях, что уже в 1342 году Климент VI нашел возможным сократить промежуток между юбилеями на пятьдесят лет, «чтобы не умирало так много людей, не получив благодати юбилейного года». Урбан VI (1373–1379) постановил в каждое столетие совершать по три юбилейного года, по числу лет Спасителя (33 года). Наконец Сикст IV объявил юбилейный год в 1475 году, и с этого времени в каждом столетии совершалось по четыре юбилея. Следуя этому правилу, Пий VI совершил юбилейный год в 1775 году, и только вследствие того тяжкого положении, в котором оказалось папство в начале XIX века, юбилей не был справлен в 1800 г. Что же означает юбилейный год в римско-католическом смысле? Известный кардинал Вайземан дает следующее объяснение: «Это год, в который святой престол делает все возможное для того, чтобы Рим сделать в религиозном отношении привлекательным и единственным в своем роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

1225 (Ст. 5–7). «Грозди с необрезанных лоз». О. Герлах и Кларк указывают, что Еврейское выражение читается буквально: «Грозди с назорейских лоз», т. е. Заповеданных, или же, как думают другие, с лоз, разросшихся беспорядочно, как волосы Назорея. Возникал вопрос, как пользовалось общество плодами земли, обращенными в общую собственность, и имел ли право сам хозяин поля или виноградника на собирание этих произведений? Мы не имеем на это положительных данных, но, по-видимому, постоянный хозяин не имел только права собирать один весь урожай, но участвовал в общем праве питаться от земли вместе с рабами своими во время жатвы, питаясь однако все остальное время года из запасов своих. 1226 (Ст. 8–9). Великая мысль юбилейного года, возвращающая каждому роду и семье участок, который получили из рук Господа в удел его отцы или деды, по-видимому, никогда не получала практического применения, и оставалась только желаемым идеалом социального устройства Израиля, напоминая ему только в принципе, что он получил Палестину под условием учредить в ней такого рода пользование землею, которое не могло бы считаться собственностию, продаваемою навечно, ибо настоящий собственник земли был лишь Иегова. Юбилейный год, как год субботний, начинался осенью в месяце Тисра, в великий день очищения, о чем из вещался народ трубными звуками, и, как полагают, немедленно после окончания обрядов очищения. Предание указывает, что в трубы трубили в субботний год священники во всяком городе Левитов ( Чucл. XXXV, 2–8 ); а в других городах всякий, кто хотел. 1227 (Ст. 10). Существует разногласие относительно того, который год – сорок девятый или пятидесятый – признавался юбилейным. Седьмая Седмица, по Еврейскому выражению, должна бы была совпадать с субботним годом, и это объяснение признается за более правильное, иначе было бы сряду два года пустования земли, что едва ли было в мысли законодателя. Мы говорили выше, что мы не имеем исторических следов празднования юбилейного года, хотя некоторые принимают выражение Иеремии пророка, «год посещения», за указание юбилейного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Действие закона о прощении долгов не простирается, как уже сказано было выше, на иноземцев, как находящихся вне сферы социально-экономического строя Моисеева государства и влияния теократического принципа. “С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости“ ( Втор.15:3 ). В заключение нам остается еще коснуться спорного вопроса о том, производилось ли прощение долгов в юбилейный год? Закон нигде не говорит об этом, и самый вопрос возник только благодаря свидетельству Иосифа Флавия, который прямо говорит: “пятидесятый год у евреев называется юбилейным годом: в этот год должники освобождаются от своих долгов“. 155 Ввиду такого ясного свидетельства авторитетного знатока и исследователя еврейских древностей, трудно сомневаться в истинности этого свидетельства, хотя и остается загадочным молчание об этом положительного закона. Его можно объяснить разве тем, что законодатель, определив прощение в седьмой, субботний год, находил излишним повторять это определение на юбилейный год, так как этот последний, как суббота субботних годов, сам собою предполагал в себе все те теократические действия, которые заключаются в простом субботнем годе. Во всяком случае, юбилейный год, и помимо этих соображений, по своему великому теократическому значению, обнимая собою все сферы социально-экономической жизни израильского народа, необходимо предполагает и прощение долгов, – и прощение без всяких ограничений. Так, сюда, между прочим, входит полное возвращение взятых за долг участков земли. Одним словом, этот год был периодом полного возрождения государства, уничтожавшим собою все ненормальности и все виды социального неравенства, возникшие в течение пятидесятилетнего периода развития. Законы о рабстве 2.7. Рабство в древнем мире вообще. Отношение к нему Моисеева законодательства. Установление различной степени рабского состояния для израильтян и иноплеменников. Приобретение и количество рабов-чужеземцев. Их правовое положение. Сравнение положения еврейских рабов с положением римских

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010