См. доказательства на это у Икена, (disseratt 1 стр. 226 и д.) у Розенмиллера и Кнобеля (на Исх.21:6 ).–Феодорит, (Quaest. 46 на Исход) и другие, напр. Михаэлис (mos. R. 11 § 127) и Заальшутц (mos. R. 698) несправедливо находят в этом предписанном законом символическом действии «нечто срамное и достойное презрения, потому что Моисей постоянно старается напротив о том, чтобы защитить и восстановить личную свободу, чему якобы совершенно противуречит то, чтобы кто-либо добровольно продавал себя в продолжительное рабство». Но желание быть вечным рабом закон выводить из любви раба к своему господину, своей жене и своим детям ( Исх.21:5 ) и чрез то любовь и послушание любви ценит выше любви личной свободы.–Ошибочно также талмудо-раввинское объяснение le olam во век в значении «до времени юбилейного года» так как это объяснение противоречит словоупотреблению (слич. 1Цар.1:22 ), и так как в кн. Лев.25:46 это выражение употреблено о таком рабстве, которое не оканчивалось юбилейным годом. Даже из формулы раба: «я не хочу выходитъ на свободу» ( Исх.21:5 ) видно, что рабство нужно разуметь здесь всегдашнее (на всю жизнь), не говоря уже о том, что знак раба оставался в проколотом ухе постоянным. 894 Основание на то, что слова Исх.21:7 нужно понимать в данном выше смысле и что они не говорят о продаже дочерей, как простых рабынь, представляют Витринга (observ. ss. lib. 111. с. 14. § 4 и д.) и Генгстенбсрг (Beiträge zur. Einl. III стр. 438 и д.). Слич. еще Заальшутца, Archaol. 11 стр. 243. 895 Даже в высших сословиях в Аравии считается постыдным продавать наложницу, особенно когда она сделалась матерью. Слич. Буркгардта Arabien, стр. 276 и Торнау, moslem. Recht, стр. 184 у Кнобеля на Исх.21:8 . 896 Ср. еще ειρνη μν Лк.24:36 ; Ин.20:19,26 ; но оно означает здесь более, чем обыкновенная приветственная формула.–Впрочем и у нынешних арабов, кроме обычных приветственных формул Es-selâm alejkum (спасение на вас) с ответом Woaleikum es-selâm (и на вас спасение) есть другие различные выражения, какъ-то: доброе утро, добрый вечер, «под защиту Бога», «Бог да сохранит тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Православные кинематографисты России и Украины получили престижные призы на международном кинофестивале «Магнификат» С 23 по 27 июня в Беларуси проходил V Международный фестиваль христианского документального кино «Магнификат-2009». Этот фестиваль – своеобразный межконфессиональный диалог. Он объединяет мастеров кино и телевидения, работы которых нацелены на поддержку общечеловеческих ценностей, выработанных в разных культурных традициях. В этом году для участия в конкурсной программе свои работы представили режиссеры из 15 стран мира. Этот престижный кинофорум традиционно проходил в Глубокском районе Витебской области. Особенный, теплый прием щедрой белорусской земли был отмечен всеми гостями, которые собрались сюда из разных стран. В этом году свои фильмы представили кинематографисты Италии, Канады, Швейцарии, Польши, Чехии, Грузии, Украины и России. Впервые были показаны ленты из Австралии, Индии, Германии, Албании, Канады, Ирландии и Эстонии. Несмотря на разные традиции, царило удивительное единодушие и взаимопонимание. С каждым годом фестиваль набирает мощь, это привлекает сюда все большее число талантливых кинематографистов со всего света. Поэтому заметно возрастает профессиональный уровень присылаемых на конкурс работ. Рассказывая о юбилейном фестивале и о его пятилетнем пройденном пути, директор фестиваля христианского кино «Магнификат», режиссер Национальной киностудии «Беларусьфильм» Юрий Горулев сказал: «Мы ожидали, что будем расти год от года, так вот это случилось. Более того: любая картина этого фестиваля запросто может войти в конкурс любого фестиваля мира – это высокий уровень. Это показатель того, что происходит у нас здесь на Магнификате. Мы здорово подросли за эти 5 лет, крепко стоим на ногах. И вокруг сбивается коллектив – настоящая команда единомышленников. Только положительные эмоции от этого фестиваля, и это здорово». Тематика представленных работ весьма разнообразна. Она затрагивает различные аспекты православия, католичества, протестантизма, утверждая, что в деле защиты и пропаганды общечеловеческих ценностей не должно быть разделения и все должны быть едины. В этих фильмах нет ни насилия, ни жестокости. Они учат доброте, милосердию. На белорусской земле собрались кинематографисты-единомышленники, которые своими работами помогают людям задумываться над смыслом жизни, видеть среди простого — великое, среди скоротечного — вечное.

http://pravoslavie.ru/31051.html

Он сам считал себя высшим судьей своих творений, и если он хотел, чтобы сохранена была незапятнанной посмертная память Байрона, то не менее, конечно, он желал того же и для самого себя. Поступая вопреки его воле, которая должна быть особенно священна для его горячих почитателей, пушкинистыûМы говорим, конечно, не обо всех., сами того не замечая, наносят тяжелое оскорбление памяти поэта, набрасывая на нее некоторую тень. Многогранный гений Пушкина, вращаясь пред нашим взором, подобно калейдоскопу, сверкает всегда новыми лучами и красками, и нам кажется, что поэт растет вместе с временем, отделяюшим его от нас. Но это, конечно, не более, как обман зрения. Гений, отошедший в область истории, остается всегда равен самому себе. Только мы сами постепенно дорастаем до такого уровня, чтобы сделаться способными воспринять его идеи и его дух и, проникая постепенно в глубинныя недра его творчества, извлекаем оттуда новые драгоценные перлы. С каждым годом мы глубже входим в духовное существо Пушкина, как и он сам глубже проникает в наше сознание и в самую нашу душу, как бы глубже сростаясь с нами духовно. Значение юбилейных чествований великих людей состоит в том, что они ставят последних в фокус общественного внимания и тем способствуют более глубокому и всестороннему их изучению. Пушкинские юбилеи, благодаря своему всенародному значению, становятся, кроме того, выражением нашего национального единства. Пушкин всегда был выше всех общественных группировок, политических партий и литературных школ и направлений. Он универсален и всеобъемлющ. Каждый из нас ощущает в нем частицу самого себя. Франк был прав, когда сказал, что «поэзия была для Пушкина выражением религиознаго восприятия мира, чуткого внимания к «божественному глаголу» и именно поэтому «прекрасное должно быть величаво». Поэзия была для него не только праздником бытия, но и откровением иной жизни, под влиянием которой все земное преображалось у него небесным светом. А. Н. Майков художественно выразил это в своем замечательном стихотворении «Перечитывая Пушкина»:

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Но не 49-й, как утверждают вслед за равв. Иудою Гаонгемы, хронологи Скалигер, Петавий, Калвизий, Гаттерер, Франк, наконец, Гуг и Розенмиллер. «Против этого предположения решительно говорит Лев.25:10 и д., где 50-й год не только называется ясно годом юбилейным, но и определенно отличается в 8-й ст. от 49-ти лет, составлявших семь субботних годов» (Винер R. W. I стр. 623). Тоже самое должно сказать и о гипотезе Гуга, что седьмой месяц 49-го церковного года совпадал с началом 50 гражданского года, так что последние шесть месяцев 49 церковного года были в то же время шестью первыми месяцами 50 гражданского года и составляли, таким образом, часть года юбилейного; земля же оставлялась необработанною только в течение 49 года. Эта гипотеза не может быть допущена во 1-х, потому, что законодатель, говоря о 49 и 50 годах, не мог, в одно время иметь в виду различных способов счисления времени; во 2-х,–потому, что она несогласима с обетованием, по которому плоды шестого года должны были составлять урожай, достаточный на три года (ст. 20 и д.). Это предполагает два прогульных года, следующих один за другим. Несправедливо, что в ст. 20–22 ближайшим образом говорится о субботних годах (Винер); стихи эти вместе с Баумгартеном многие (II, стр. 234) думают изъяснить следующим образом: «в седьмом году нельзя было ни жать, ни сеять; в шестом году осенью можно было сеять, но выраставшее от этого посева в седьмом году жать было нельзя; в 8-м году можно было бы жать, но для этого жатва не была засеяна в седьмом году. Таким образом весенней и осенней жатвы шестого года вместе с тем, что рождалось само собою в течение седьмого и восьмого годов, достаточно было для пропитания народа даже до жатвы девятого года». Это объяснение, допуская двухлетний покой земли в течение каждых семи лет, находится в явном противоречии с законом, по которому один только седьмой год был для страны временем праздничного покоя и, следовательно, только в продолжение одного этого года земля должна была оставаться под паром.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

250 В последних пред новым 1839 годом изданиях второй (1827–1839) группы Пространного катехизиса Филарета, в заглавии выражение: «и для употребления всех православных христиан» было выкинуто. Новое же издание 1839 года, в свою очередь, выкинуло существовавшее в заглавии изданий первой (1823–1824) и второй (1827–1829) группы выражение: «греко-российские». 251 Это заглавие осталось неизменным. Только в рукописи 119 самим Филаретом было помечено так: «Начатки учения христианского», но в печатные издания с самого 1827 года оно вошло в знакомой нам форме: «Начатки христианского учения». 252 Да и то многие издания еще сохраняли это прибавление. Мы, например, имеем «Начатки», изданные в 1840 году в Санкт-Петербургской Синодальной типографии на алеутско-лисьевском языке, и в них находим это прибавление в том виде, как оно печаталось с 1827 года. 253 Для характеристики высшего церковного управления времен обер-прокурорства князя П.С. Мещерского, С.Д. Нечаева и графа Н.А. Протасова достаточно прочитать статьи: Измайлова в «Страннике» за 1882 г. 9 и Лескова в «Историческом Вестнике» за тот же год, 258 См. Письмо святителя Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода графу А.П. Толстому от 18 августа 1857 года в Христианском Чтении за 1873 г. ч. II. стр. 67–68. 259 Собственное выражение святителя Московского. См., например, его «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого седмидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания», стр. 28. Москва, 1858. 260 Обо всем этом можно находить подобные же мысли во II отделе первой части нашего исследования, помещенного во 2-м томе юбилейного Сборника и в статье нашей о катехизисах Филарета, помещенной в Русском Вестнике за 1883 г. 1, стр. 371 и далее. 261 Разумеем мысли, высказанные еще в 1811 году, в «Изложении разности между Восточною и Западною церковью в учении веры». 263 См. об этом между прочим в статье И.С. Казанского в Православном Обозрении за 1878 г. 1; срав. также Душеполезное Чтение за 1870 г. ч. II, стр. 62 и далее «Известий и Заметок».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Год Год (величие, блеск) ( I Nap. VII, 37 ): а) один из сынов Цофаха, потомка Асирова; б) (по-евр. шана) ( Быm. XVII, 21 ) – высшая единица для измерения времени. Первоначальный год евреев был лунный, состоявший из 12 лунных месяцев, попеременно в 29 и 30 дней каждый, след., в еврейском лунном году насчитывалось только 354 дня. Впоследствии оказалась необходимость лунный год привести в соответствие с солнечным. С этой целью к последнему месяцу лунного года прибавляли еще один, тринадцатый месяц, Ве-Адар (прибавочный Адар), и таким образом у евреев получались годы простые и високосные. Кроме того, евреи разделяли лунный год на гражданский и священный. С гражданского года, начинавшегося с месяца Тисри (с половины сентября), велись договоры, делались выборы властей, назначались годы субботний и юбилейный, означалось рождение детей и начало царствований. Священный год установлен после выхода евреев из Египта и начинался с весеннего равноденствия, т. е. с месяца Нисана ( Ucx. XII, 2 ), соответствующего нашему марту. По священному году считались праздники и священные времена. Этим же годом пророки означали время своих пророчеств и видений ( Зax. VII, 1 ). Месяцы года гражданского и священного с их празднествами и соответствующими им временами года представляются в следующей таблице: I. Весенние месяцы : Авив (или месяц колосьев), или Нисан ( Ucx. XII, 2, 18 , Ecф. VIII, 9 ), и Тиар, или Зиф ( III Цap. VI, 1–37 ). Первый соответствует марту, а второй апрелю. Праздники в месяце Нисане: 14 – Заклание пасхального агнца. 15 – Пасха. 16 – Принесение Господу первых плодов весенних или винограда. 21 – Последний день Пасхи. II. Летние : Сиван ( Bap. I, 8 ), соответствующий нашему маю, и Тамуз ( Ueз. VIII, 14 ), соответствующий июню. Праздники в месяце Сиван следующие: 6 – Пятидесятница и принесение Господу первых плодов жатвы: пшеницы или ячменя. III. Месяцы жаркого времени : Ав, соответствующий июлю, и Елул ( Heeм. VI, 15 ), соответствующий августу. Праздник в последнем месяце: 9 – Пленение храма вавилонянами и впоследствии римлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

По прошествии семи субботних годов, пятидесятый год был годом юбилейным. Священники торжественно возвещали о нем звуком труб в праздник очищения. Все предписания о субботнем годе прилагались также и к нему, даже более, все рабы еврейского происхождения отпускались на волю со всеми своими семействами, тогда как в субботний год рабы получали свободу только единолично; долги отпускались вполне; должники, проданные в рабство, становились свободными; недвижимая земельная наследственная собственность, почему-либо утраченная, возвращалась прежним владельцам без всякой платы и вознаграждения ( Лeb. XXV, 8–55 ст.). Название года юбилеем происходит от еврейского слова, имеющего значение звука, производимая трубою, которым возвещалось наступление знаменательного и радостного времени сего года. Распоряжениями юбилейного года, как и субботнего, достигались очень важные благодетельные последствия для общественной, религиозной и нравственной жизни еврейского народа. Возвращение земельных участков прежним владельцам должно было внушать евреям ту мысль, что земля Обетованная собственно принадлежит Богу и они не имеют права самовластно распоряжаться ею. Вместе с этим оно препятствовало скоплению богатства в одних руках владетелей во вред другим, подавляя таким образом у них алчность и корыстолюбие; им также удерживалось различие между коленами и сохранялось от смешения то из них, из которого должен был произойти Спаситель мира. Дарованием же прав свободного состояния в год юбилея указывалось евреям, что все они одинаково принадлежат Господу Богу и должны с любовью, уважением и благожеланием относиться друг к другу, как дети одного и того же отца ( Лeb. XXV, 35–55 ст.). В таинственном смысле субботний и юбилейный годы предуказывали наступление того благодатного времени, когда придет обетованный Спаситель мира, освободит все человечество от рабства греху и диаволу, возвратит людям утраченное ими в раю блаженное отечество и голосом евангельского благовестия о Своих великих делах огласит чрез апостолов всю землю (Ис. LXI, 1–2 ст.; Лyk. IV, 17–22 ст.). Значение левитского служения, по объяснению св. Апостола Павла в послании к евреям

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Закрыть Новогоднего настроения! И рассказ-покаяние... 30.12.2020 893 Время на чтение 14 минут История наша, видимо привела нас к тому, что Новогоднее и Рождественское настроения сливаются в единую радость. Рождественские рассказы Н.С. Лескова и новогодние сказки порождают в наших душах одинаково прекрасное настроение. Это в нашем восприятии Новый год и Рождество стали единым светлым праздником с запахами ёлки, мандаринов и надеждами на лучшее. В пожелании « С Новым Годом!» звучат надежды на то, что непременно все неприятности уходящий год оставит себе. С приходом нового года наступит улучшение. Без такого оптимизма жить нельзя. Уходящий год для нас был юбилейным. Семьдесят пять лет Великой Победы! Отметили его парадом ровно семьдесят пять лет после первого парада Победы. Слава Богу! Не помешал тот несчастный вирус, который в разрез с правилами русского языка назвали карон авирусом, а не корон овирусум. Вообще-то в сложных словах соединительными гласными должны быть буквы о или е. Но пусть так и остаётся, это лишний раз показывает на то, что вирус этот – «само по себе неправильно». А в нашем городе, Кирово-Чепецке, прошли (прошли мимо многих из нас) ещё два юбилея: шестьдесят пять лет городу и пятьдесят пять лет нашему литературному клубу «Поиск», который дал мне много тепла, многому научил. Наверняка у многих людей в нашей стране были и свои юбилеи. Не велика беда, если кто-то не смог их отметить. При встрече с теми друзьями, кто смог встретиться в юбилейный день нашего клуба, я отметил, что если уж Олимпийские игры перенесли на следующий год, то и юбилей наш перенести грехом не будет. Прочёл и припасённые строки: Ужасный год, имел в себе две двойки, «Намордники» на всех людей надел. Мы пережили, оказались стойки, Неся потери: год наделал дел. Но смелый дух рождался в этих тёрках, И «Поиск» в поиске, конечно, отыскал: Нам этот год поставил две пятёрки, И клуб поднял на высший пьедестал! Всё-таки мы растём. В Москве напечатана книга нашего автора Евгения Жуйкова. Творческая мысль наших авторов развивается, выходят новые книги. Я волею судьбы начал печататься на Русской Народной Линии. Наш город Кирово-Чепецк становится известным не только как спортивный, но и как творческий город. С радостью вспоминаю слова В.Н. Крупина, опубликованные в журнале «Наш современник», что Вятку можно назвать поэтической столицей России.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/30/...

Каково значение всего сказанного? Далее в книге рассматривается практическое применение сделанных утверждений. 30 Жизнь вечная — в свободе сынов Божьих Как кстати было бы, если бы Иегова Бог сделал это наступающее седьмое тысячелетие временем субботы — отдыха и освобождения, великой юбилейной субботы, когда будет провозглашена свобода по всей земле, всем ее обитателям! Это было бы как нельзя вовремя для человечества. Это было бы очень логично и со стороны Бога, ведь, помните, у человечества еще впереди то, что последняя книга Священной Библии называет царствованием Иисуса Христа на протяжении тысячи лет, тысячелетним Правлением Христа. Иисус Христос, еще будучи на земле, девятнадцать столетий назад пророчески сказал о Себе: «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мф. 12:8 ). И, если бы Правление Иисуса Христа, «Господина субботы», протекало бы параллельно седьмому тысячелетию человеческого существования, это не было бы простой случайностью, но произошло бы согласно полному любви замыслу Иеговы Бога. Сказала ли организация «прямо, без обиняков», что 1975 год обозначит начало тысячелетия? Нет. Но приведенный отрывок был кульминацией всей тщательно построенной аргументации, которая была развита в той главе. В связи с 1975 годом не было сделано никаких прямых, решительных предсказаний. Но автор готов был заявить, что было бы так «кстати», так «логично со стороны Бога», если бы Он начал новое тысячелетие именно в это время. Мне кажется, что, если несовершенный человек говорит, что было бы «кстати», а что «некстати» со стороны Бога Вседержителя, для этого он должен обладать немалой степенью уверенности и это, конечно, не является «просто высказанным мнением». Этого настоятельно просит, нет, даже требует благоразумие. Еще более сильным является следующее предложение о том, что «если бы Правление Иисуса Христа, «Господина субботы», протекало бы параллельно седьмому тысячелетию человеческого существования, это не было бы простой случайностью, но произошло бы согласно полному любви замыслу Иеговы Бога».

http://azbyka.ru/krizis-sovesti/8

Написана она живо и подходила бы к юбилейному «Богословского вестника». Но сложность установившихся в учено-духовном мире отношений делает обнародование ее на страницах «Богословского вестника», безусловно, невозможным. Если Вы не напечатаете эту заметку где-нибудь в другом месте, прошу подарить ее рукопись мне; при более благоприятных обстоятельствах я ее непременно напечатаю, но когда это может быть, – не знаю» 1072 . Ранее, отвечая на вопрос В. В. Розанова , Глубоковский писал: «Флоренского «абсолютно» не знаю, если не считать слухов и случайных мнений о его работах. Мне думается, что ему и теперь нужны крепкие и надежные руки товарищеского руководства, а иначе возможны для него некие опасности – и оригинальничание и богоискательство... Впрочем пока слышу и думаю о нем все наилучшее (...)» 1073 . В своем обзоре «Богословие» за 1914 г. Глубоковский назвал «Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи» «самым оригинальным» произведением в богословско-теоретической области, которое «слишком необычное и по содержанию и даже по форме для нашего богословия, а потому и едва ли оно будет продуктивно усвоено последним» 1074 . 30-летие службы Глубоковского пришлось на осень 1919 г. Годом раньше он мечтал, если будет дана хоть малейшая пенсия, «совсем удалиться в уединение частного человека для скромной кабинетной работы и богословско-научного издательства – даже не в Петрограде и – всего скорее в Москве» 1075 . В январе 1919 г. Глубоковский замечал в письме Соболевскому: «Моим идеалом было и остается одно, чтобы обеспечить себе тихий кабинетный труд на старости лет, об этом я молился по случаю своего 30тилетия, которое исполняется в октябре сего 1919 года, надеясь на академическую пенсию, вполне достаточную по нормальным условиям для приличной жизни в Москве. И теперь мне трудно расстаться с этим влечением, хотя еще труднее обеспечить для него фактическую возможность соответствующим служебно-ученым положением» 1076 . К тому времени Петроградская духовная академия была закрыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010